Распоряжение Рособрнадзора от 30.12.2016 N 3422-10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2016 г. N 3422-10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ОСВОЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
И МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ
БАКАЛАВРИАТА И ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА
В соответствии с частью 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и подпунктом 5.19 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594, в целях методического обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования:
1. Утвердить методику определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, прилагаемую к настоящему распоряжению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя А.А. Музаева.
И.о. руководителя
Н.А.НАУМОВА
Приложение
Утверждена
распоряжением Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
от 30.12.2016 N 3422-10
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ОСВОЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
И МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ
БАКАЛАВРИАТА И ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА
I. Общие положения
1. Настоящая Методика определяет порядок определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (далее - Методика).
2. Методика разработана с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. N 1274 "Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".
3. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:
первичный балл - это предварительный балл единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), который получается путем суммирования оценок за выполнение каждого задания экзаменационной работы на основе спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ;
тестовый балл - это окончательный балл по результатам ЕГЭ, который выставляется по стобалльной или пятибалльной системе оценивания в результате процедуры, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года.
II. Основания к определению минимального количества
баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной
программы среднего общего образования, и минимального
количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления
в образовательные организации высшего образования
на обучение по программам бакалавриата
и программам специалитета
4. Основной целью ЕГЭ является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта по общеобразовательным предметам.
5. Объектами оценки являются общие учебные умения, навыки и способы деятельности, определенные требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (далее - федеральный компонент).
6. Определение минимального количества баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам основано на результатах научно-исследовательской деятельности по совершенствованию педагогических измерений, проведенной федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений", (далее - ФГБНУ "ФИПИ") в 2009, 2010 и 2011 годах в соответствии с государственным заданием, утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
7. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на основе раздела "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ" федерального компонента по общеобразовательным предметам базового и профильного уровней. Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по форме и уровню сложности, который нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки обучающихся по каждому учебному предмету.
III. Системы оценивания в ЕГЭ
8. Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается количеством баллов от 1 до 24. Минимальный первичный балл свидетельствует об усвоении участником экзамена основных знаний и приобретенных умений по соответствующему учебному предмету. Максимальное количество первичных баллов за все задания КИМ по разным предметам находится в диапазоне от 32 до 100.
9. Первичные баллы ЕГЭ по каждому учебному предмету переводятся в тестовые согласно алгоритму установления соответствия первичных и тестовых баллов (Приложение 1 к Методике). Минимальные первичные баллы соответствуют минимальным тестовым баллам по стобалльной системе оценивания.
10. Для подтверждения освоения образовательной программы среднего общего образования по каждому учебному предмету, кроме ЕГЭ по математике базового уровня, устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ по стобалльной системе оценивания. Также по стобалльной системе оценивания устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ по каждому учебному предмету, необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
11. По пятибалльной системе оценивания устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования, по математике базового уровня.
IV. Подходы в определении минимального балла ЕГЭ
12. Минимальный балл определяется по каждому учебному предмету с учетом:
требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы в соответствии с федеральным компонентом по соответствующему учебному предмету;
экспертных заключений специалистов по соответствующему учебному предмету и специалистов в области педагогических измерений, персональный состав которых утверждается Рособрнадзором;
статистических данных по результатам ЕГЭ по Российской Федерации в целом и по отдельным субъектам Российской Федерации, а также результатам предыдущего года для обеспечения сопоставимости результатов по годам;
анализа демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) по каждому учебному предмету с учетом уровня сложности каждого задания и значимости проверяемого им содержания, умения, навыка, способа деятельности в контексте учебного предмета.
13. КИМ разрабатываются в соответствии с требованиями Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. N 1274 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2014 г., регистрационный N 31534). Документы, которые определяют структуру и содержание КИМ - спецификации КИМ и кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ, разрабатываются и утверждаются ФГБНУ "ФИПИ".
V. Соответствие результатов ЕГЭ текущего и предыдущего года
14. В условиях четырехлетнего периода действия результатов ЕГЭ минимальное количество тестовых баллов по предметам ЕГЭ устанавливается равным значениям предыдущего года для всех предметов, по которым проводился ЕГЭ.
15. В случае отсутствия изменений структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету, а также соответствия результатов ЕГЭ текущего года по этому учебному предмету результатам ЕГЭ предыдущего года минимальное количество баллов, соответствующее минимальному тестовому баллу по предмету ЕГЭ, устанавливается равным значению предыдущего года. В иных случаях значение минимального первичного балла, соответствующего минимальному тестовому баллу, корректируется на 1 - 5 баллов.
VI. Соответствие между минимальными первичными
баллами и минимальными тестовыми баллами по стобалльной
системе оценивания
16. В таблице 1 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение образовательной программы среднего общего образования по обязательным учебным предметам.
17. В таблице 2 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по учебным предметам по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение образовательной программы среднего общего образования по всем общеобразовательным предметам, и необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
18. В таблице 3 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и тестовыми баллами ЕГЭ по всем учебным предметам по стобалльной системе оценивания.
19. В случае изменений структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету ФГБНУ "ФИПИ" в соответствии с настоящей Методикой не позднее чем за две недели до начала ЕГЭ вносит предложения в комиссию по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (далее - Комиссия).
20. Решение об установлении минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по каждому учебному предмету, принимается Комиссией и утверждается приказом Рособрнадзора.
VII. Соответствие между первичными баллами и отметками
по пятибалльной системе оценивания
21. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня выдаются в первичных баллах и переводятся в отметки по пятибалльной системе оценивания. Минимальное количество баллов, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования, по пятибалльной системе оценивания устанавливается в 3 балла (удовлетворительно). В таблице 4 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между баллами ЕГЭ по математике базового уровня и отметками по пятибалльной системе оценивания.
Приложение 1
к Методике
АЛГОРИТМ
УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПЕРВИЧНЫХ И ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ
Первичному баллу 0 ставится в соответствие тестовый балл 0, а максимальному первичному баллу ПБ3 ставится в соответствие тестовый балл 100. Все промежуточные первичные баллы между 0, ПБ0, ПБ1, ПБ2, ПБ3 переводятся в тестовые, пропорционально распределенные между соответствующими значениями тестовых баллов: 0, ТБ0, ТБ1, ТБ2, ТБ3. На рисунке 1 представлена получаемая зависимость.
Соответствие первичного балла (ПБ) и тестового балла (ТБ) на каждом i-м диапазоне шкалы вычисляется по формуле:
ТБ = ki · ПБ + li, где
ki = (ТБi - ТБi-1) / (ПБi - ПБi-1)
li = ТБi - ki · ПБi
На i-м отрезке шкалы [ПБi-1 - ПБi]:
ТБ = (ТБi - ТБi-1) / (ПБi - ПБi-1) · (ПБ - ПБi-1) + ТБi-1
Соответственно, на первом отрезке шкалы [0 - ПБ1]:
ТБ = ТБ1 / ПБ1 · ПБ <1>
--------------------------------
<1> Для шкалы перевода первичного балла в тестовый балл по русскому языку:
на отрезке шкалы [0 - ПБ0]: ТБ = ТБ0 / ПБ0 · ПБ;
на дополнительном отрезке [ПБ0 - ПБ1]:
ТБ = (ТБ1 - ТБ0) / (ПБ1 - ПБ0) · (ПБ - ПБ0) + ТБ0.
На отрезке (ПБ1 - ПБ2]:
ТБ = (ТБ2 - ТБ1) / (ПБ2 - ПБ1) · (ПБ - ПБ1) + ТБ1
На крайнем верхнем отрезке шкалы (ПБ2 - ПБ3]:
ТБ = (ТБ3 - ТБ2) / (ПБ3 - ПБ2) · (ПБ - ПБ2) + ТБ2
Соответствующие значения тестовых баллов ТБ0, ТБ1, ТБ2, ТБ3 и промежуточные первичные баллы ПБ0, ПБ1, ПБ2, ПБ3 представлены в следующей таблице:
Предмет
ПБ0
ТБ0
ПБ1
ТБ1
ПБ2
ТБ2
ПБ3
ТБ3
Русский язык
10
24
16
36
46
73
57
100
Математика профильного уровня
0
0
6
27
13
68
30 - 32
100
Физика
0
0
9
36
33
62
50
100
Химия
0
0
14
36
58
80
64
100
Информатика и ИКТ
0
0
6
40
30
84
35
100
Биология
0
0
16
36
50
79
61
100
История
0
0
9
32
43
72
53
100
География
0
0
11
37
40
69
47
100
Обществознание
0
0
19
42
48
72
62
100
Литература
0
0
8
32
36
73
42
100
Иностранные языки
0
0
22
22
80
80
100
100
Рис. 1. Соответствие между тестовыми и первичными баллами
(не приводится)
Если промежуточные первичные баллы соответствуют дробным значениям тестовых, то производится округление тестового балла до ближайшего большего целого числа. В случае если соседним первичным баллам соответствует один и тот же тестовый балл, то тестовый балл, соответствующий большему первичному баллу, повышается на 1 (до ближайшего следующего целого числа).
Приложение 2
к Методике
Таблица 1
Соответствие между минимальными первичными баллами
и минимальными тестовыми баллами по стобалльной системе
оценивания, подтверждающими освоение образовательной
программы среднего общего образования
по обязательным учебным предметам
Предмет
Минимальный первичный балл
Минимальный тестовый балл
Русский язык
10
24
Математика профильного уровня
6
27
Таблица 2
Соответствие между минимальными первичными баллами
и минимальными тестовыми баллами по учебным предметам
по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение
образовательной программы среднего общего образования
по всем общеобразовательным предметам, и необходимое
для поступления в образовательные организации
высшего образования на обучение по программам
бакалавриата и программам специалитета
Предмет
Минимальный первичный балл
Минимальный тестовый балл
Русский язык
16
36
Математика профильного уровня
6
27
Обществознание
21
42
История
9
32
Физика
11
36
Химия
13
36
Биология
16
36
География
11
37
Информатика и ИКТ
6
40
Иностранные языки
22
22
Литература
15
32
Таблица 3
Соответствие между первичными баллами
и тестовыми баллами по всем учебным предметам
по стобалльной системе оценивания
Первичный балл
Тестовый балл по учебным предметам
иностранные языки
обществознание
химия
биология
русский язык
литература
история
физика
география
информатика и ИКТ
математика профильный уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
2
3
3
3
3
4
4
4
7
5
2
2
4
6
5
5
5
8
7
7
14
9
3
3
6
9
7
8
7
11
10
11
20
14
4
4
8
12
9
10
9
15
14
14
27
18
5
5
10
14
12
12
11
18
17
17
34
23
6
6
12
17
14
15
13
22
20
21
40
27
7
7
14
20
16
17
15
25
23
24
42
33
8
8
16
23
18
20
18
29
27
27
44
39
9
9
18
25
21
22
20
32
30
31
46
45
10
10
20
28
23
24
22
34
33
34
48
50
11
11
22
31
25
26
24
35
36
37
50
56
12
12
24
34
27
28
26
36
38
39
51
62
13
13
26
36
30
30
28
37
39
40
53
68
14
14
28
38
32
32
30
38
40
41
55
70
15
15
30
39
34
34
32
40
41
42
57
72
16
16
32
40
36
36
34
41
42
43
59
74
17
17
34
41
38
38
35
42
44
44
61
76
18
18
36
42
39
39
36
43
45
45
62
78
19
19
38
43
40
40
37
44
46
46
64
80
20
20
40
44
42
41
38
45
47
47
66
82
21
21
42
45
43
43
40
47
48
49
68
84
22
22
44
46
44
44
41
48
49
50
70
86
23
23
45
47
46
45
42
49
51
51
72
88
24
24
46
49
47
46
43
50
52
52
73
90
25
25
47
50
48
48
44
51
53
53
75
92
26
26
48
51
50
49
45
52
54
54
77
94
27
27
49
52
51
50
47
54
55
55
79
96
28
28
50
53
52
51
48
55
57
56
81
98
29
29
51
54
53
53
49
56
58
57
83
99
30
30
52
55
55
54
50
57
59
58
84
100
31
31
54
56
56
55
51
58
60
60
88
100
32
32
55
57
57
56
52
60
61
61
91
100
33
33
56
58
59
57
54
61
62
62
94
34
34
57
60
60
59
55
62
64
63
97
35
35
58
61
61
60
56
63
66
64
100
36
36
59
62
63
61
57
64
68
65
37
37
60
63
64
62
58
65
70
66
38
38
61
64
65
64
59
67
72
67
39
39
62
65
66
65
61
68
74
68
40
40
64
66
68
66
62
69
76
69
41
41
65
67
69
67
63
70
78
74
42
42
66
68
70
69
64
71
80
78
43
43
67
69
72
70
65
72
82
83
44
44
68
71
73
71
66
75
84
87
45
45
69
72
74
72
68
77
86
92
46
46
70
73
76
73
69
79
88
96
47
47
71
74
77
76
70
82
90
100
48
48
72
75
78
78
71
84
92
49
49
74
76
79
80
72
86
94
50
50
76
77
82
82
73
89
96
51
51
78
78
84
85
77
91
98
52
52
79
79
86
87
80
93
100
53
53
81
80
88
89
84
96
54
54
83
83
90
91
87
98
55
55
85
86
92
94
90
100
56
56
86
89
94
96
94
57
57
88
92
96
98
97
58
58
90
95
98
100
100
59
59
92
98
100
60
60
93
100
61
61
95
62
62
97
63
63
99
64
64
100
65
65
66
66
67
67
68
68
69
69
70
70
71
71
72
72
73
73
74
74
75
75
76
76
77
77
78
78
79
79
80
80
81
81
82
82
83
83
84
84
85
85
86
86
87
87
88
88
89
89
90
90
91
91
92
92
93
93
94
94
95
95
Таблица 4
Соответствие между баллами ЕГЭ по математике базового
уровня и отметками по пятибалльной системе оценивания
Отметка по пятибалльной системе оценивания
"2"
(неудовлетворительно)
"3"
(удовлетворительно)
"4"
(хорошо)
"5"
(отлично)
Первичный балл
0 - 6
7 - 11
12 - 16
17 - 20