Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение ОАО "РЖД" от 22.11.2016 N 2361р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 ноября 2016 г. N 2361р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СОПРОВОЖДАЮЩИХ РЕЛЬСОВОЗНЫЕ СОСТАВЫ

ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ

ИОТ РЖД-4100612-ЦДРП-084-2016

В целях обеспечения безопасных условий работы и охраны труда для персонала, сопровождающего рельсовозные составы:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2017 г. Инструкцию по охране труда для сопровождающих рельсовозные составы при перевозке рельсовых плетей ИОТ РЖД-4100612-ЦДРП-084-2016.

2. Начальникам дирекций по ремонту пути, дирекций инфраструктуры довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и организовать в установленном порядке изучение данной инструкции.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"

Г.В.ВЕРХОВЫХ

Утверждена

распоряжением ОАО "РЖД"

от 22 ноября 2016 г. N 2361р

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СОПРОВОЖДАЮЩИХ РЕЛЬСОВОЗНЫЕ СОСТАВЫ

ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ

ИОТ РЖД-4100612-ЦДРП-084-2016

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для сопровождающих рельсовозные составы при перевозке рельсовых плетей (далее - Инструкция) устанавливает основные требования охраны труда для персонала, сопровождающего рельсовозные составы при перевозке рельсовых плетей (далее - сопровождающие).

1.2. В структурных подразделениях ОАО "РЖД", эксплуатирующих рельсовозные составы (далее - РС), разрабатывают инструкцию по охране труда с учетом местных условий (организационных форм эксплуатации техники, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для ее эксплуатации и ремонта и т.п.) и требований:

настоящей Инструкции;

руководства по эксплуатации.

На каждый РС разрабатывают отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности для конкретного РС с учетом Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 25 апреля 2012 г. N 390.

1.3. За РС приказом по структурному подразделению закрепляется постоянный обслуживающий персонал согласно штатному расписанию - от двух до пяти человек в зависимости от типа РС, один из которых назначается старшим.

1.4. РС транспортируется отдельным локомотивом, в составе хозяйственного поезда или другой единицей специального подвижного состава (далее - локомотив).

Сопровождающие в пути следования РС должны находиться в вагоне для сопровождения путевых машин или переоборудованном крытом грузовом вагоне (далее - турный вагон).

1.5. К самостоятельной работе по обслуживанию РС допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие в установленном порядке:

медицинские осмотры (предварительный, периодический);

вводный инструктаж по охране труда;

первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, с практическим показом безопасных приемов и методов работы;

стажировку на рабочем месте;

вводный противопожарный инструктаж;

обучение мерам пожарной безопасности в объеме первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте и пожарно-технического минимума без отрыва от производства в комиссии структурного подразделения;

обучение и проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности;

обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

В процессе трудовой деятельности сопровождающие должны систематически повышать свои практические и теоретические знания по охране труда, пожарной и электробезопасности и проходить:

повторные инструктажи по охране труда, правилам пользования и способам проверки исправности коллективных и индивидуальных средств защиты (далее - СИЗ) с тренировкой навыков по их применению - не реже 1 раза в 3 месяца;

внеплановые инструктажи по охране труда;

внеплановые и целевые противопожарные инструктажи;

повторные противопожарные инструктажи - не реже 1 раза в 12 месяцев;

проверку знаний по электробезопасности - не реже 1 раза в 12 месяцев;

очередную и при необходимости внеочередную проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.

При исполнении служебных обязанностей сопровождающие должны иметь при себе служебное удостоверение, свидетельство на право обслуживания РС, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности (не ниже II группы), удостоверение о проверке знаний по охране труда, предупредительный талон по охране труда.

1.6. Сопровождающим запрещается находиться на работе и выполнять работу в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.7. Сопровождающие должны знать (в объеме должностных обязанностей):

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок;

Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях;

Правила по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);

Правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи;

устройство и принцип действия оборудования РС и его компонентов, правила их эксплуатации и ремонта;

требования охраны труда, пожарной и электробезопасности;

безопасные методы выполнения поручаемой работы;

технологию работы;

маршруты служебных проходов по территории станций, структурного подразделения, негабаритные места;

порядок действия системы информации "Человек на пути";

правила внутреннего трудового распорядка;

порядок применения первичных средств пожаротушения;

инструкцию о мерах пожарной безопасности;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

правила производственной санитарии и личной гигиены;

требования безопасности при эксплуатации тормозных и сцепных устройств;

места с особо сложными условиями выполнения работ (на участках обращения РС);

правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты (далее - СИЗ);

место расположения медицинской аптечки;

телефоны экстренных служб;

действия при несчастном случае, произошедшем на производстве, и способы оказания первой помощи пострадавшим;

порядок действий при возникновении аварии или аварийной ситуации;

требования настоящей Инструкции.

1.8. Сопровождающие в процессе работы обязаны:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

соблюдать требования безопасности при следовании на работу, с работы, при нахождении на путях, при подъеме на турный вагон или сходе с него;

выполнять только входящую в его обязанности работу, а дополнительно поручаемую работу выполнять только после проведения целевого инструктажа по охране труда;

применять безопасные приемы выполнения работ;

соблюдать требования охраны труда, электро- и пожарной безопасности;

соблюдать технологию работы;

обладать практическими навыками использования первичных средств пожаротушения;

сохранять в исправном состоянии и содержать в чистоте оборудование и инвентарь РС и турного вагона;

носить во время работы специальную одежду, специальную обувь, содержать ее в исправном состоянии и чистоте, а при необходимости пользоваться СИЗ;

следить за исправностью систем, механизмов, предохранительных узлов, средств связи и осветительных приборов на РС и турном вагоне;

следить за наличием аптечки, первичных средств пожаротушения и СИЗ;

оказывать первую помощь пострадавшим;

принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

соблюдать требования настоящей Инструкции.

Сопровождающим запрещается:

приступать к выполнению новой работы, не связанной с их прямыми обязанностями, без получения от непосредственного руководителя или руководителя работ целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

допускать пребывание на РС или в турном вагоне посторонних лиц;

находится на РС в пути следования;

подниматься на крышу турного вагона или локомотива;

ходить по рельсовым плетям и стоять на них;

ходить по платформам при движении РС и при погрузке плетей на перегоне;

производить погрузочные работы с технологических линий и на перегоне в темное время суток без достаточной освещенности;

находиться на платформах всем работникам, кроме сопровождающих первую пару плетей при погрузке их на РС с технологических линий рельсосварочного поезда (РСП);

выходить за линию лобового бруса платформы концевой при натяжении тросов во время выгрузки рельсовых плетей на перегоне;

пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами, не предусмотренными производственным процессом, во время производства работ и нахождения на железнодорожных путях;

носить украшения, которые могут привести к травме во время работы;

пользоваться неисправными СИЗ;

исполнять обязанности в болезненном или утомленном состоянии;

нарушать требования охраны труда, электро- и пожарной безопасности.

1.9. Сопровождающие, направляемые в командировку, по прибытии к месту командирования в другое структурное подразделение, должны проходить вводный и целевой инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы и местных условий.

Рекомендуется пройти целевой инструктаж по месту постоянной работы перед командированием.

1.10. Режимы труда и отдыха сопровождающим должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденными приказом Минтранса России 9 марта 2016 г. N 44, а также с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом местных особенностей работы.

1.11. Во время работы на сопровождающих могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), подвижные части оборудования РС;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная или пониженная температура воздуха;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и инструмента;

повышенный уровень шума и вибрации (при сопровождении РС в переоборудованных крытых грузовых вагонах);

возможно превышение предельно допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

тяжесть трудового процесса.

1.12. Сопровождающие должны обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ (в соответствии с действующими нормами, утвержденными приказом федерального органа исполнительной власти):

комплект "Механик-Л";

ботинки или сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

перчатки диэлектрические;

боты диэлектрические дежурные;

очки защитные открытые;

наушники противошумные;

нарукавники из полимерных материалов;

жилет сигнальный 2 класса защиты.

Зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур "Механик";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

рукавицы или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;

сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом климатических поясах или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом.

Выдаваемые специальная одежда, обувь и СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения работника.

Дополнительно сопровождающим должны выдавать защитные и регенерирующие кремы, очищающие пасты для рук при выполнении работ, связанных с трудносмываемыми смазками, маслами и нефтепродуктами.

1.13. В случае возникновения любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья старший сопровождающий должен сообщить о происшествии машинисту локомотива или руководителю работ и приступить к оказанию первой помощи.

Пострадавшие работники должны обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

1.14. Сопровождающие должны сообщать непосредственному руководителю и руководителю работ обо всех нарушениях, в том числе настоящей Инструкции, и обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, первичных средств пожаротушения и СИЗ. При обнаружении любых неисправностей радио- и электрооборудования или возникновении короткого замыкания сопровождающие должны отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей и сигнализации нагрева букс, и сообщить машинисту локомотива, руководителю работ и непосредственному руководителю.

1.15. Сопровождающие должны соблюдать правила личной гигиены:

хранить личную и спецодежду, спецобувь раздельно в специально оборудованных для этого работодателем санитарно-бытовых помещениях в отдельных шкафчиках;

содержать места для хранения спецодежды и спецобуви в чистоте и порядке;

следить за исправностью специальной одежды и обуви (обеспечение специальной одеждой и обувью, их хранение, ремонт, стирка и химчистка осуществляется за счет средств работодателя);

использовать разрешенные к применению очищающие пасты после работ с вредными веществами;

мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

использовать для питья воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается:

использовать для питья воду из случайных источников;

принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах;

хранить спецодежду и спецобувь в не предназначенных для этого местах.

1.16. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях сопровождающие должны соблюдать следующие требования безопасности:

быть одетыми в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению;

проходить вдоль путей по обочине в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса, обращая внимание на движущиеся по смежным путям подвижные составы. На станционных путях допускается проходить посередине междупутья по установленному маршруту служебного прохода;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

пользоваться переходными площадками вагонов при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего сигнала светофора и звуковых сигналах, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место схода на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе; в темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается подвижной состав;

проходить по мосту по исправным тротуарам или настилам;

сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава. Сходить следует на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - сходить на обочину смежного пути, на расстояние:

не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч;

не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч).

При нахождении на путях станций допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния.

Запрещается:

находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками "Негабаритное место";

выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;

наступать или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста, вне площадки убежища, во время прохода подвижного состава;

находиться на территории железнодорожных станций, дистанций пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава.

1.17. При следовании на работу и с работы к месту стоянки РС или передвижениях по территории железнодорожной станции или структурного подразделения сопровождающим следует соблюдать следующие требования:

проходить к месту стоянки РС необходимо по маршруту служебного прохода, разработанному и утвержденному установленным порядком (пешеходные мосты и настилы, тоннели, переезды, путепроводы и др.);

остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте, выходя из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижных составов и выходить на путь, убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.

1.18. Сопровождающие должны соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не наступать на электрические провода и кабели;

не прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям электрооборудования турного вагона;

не включать электробытовые приборы с неисправным заземлением;

не заменять плавкие предохранители, промышленного производства, самодельными, некалиброванными, нестандартными;

не использовать временную или неисправную электропроводку;

следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо, масло и другие жидкости;

следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, соединения проводов были надежно изолированы и закреплены.

Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:

приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети и воздушной линий электропередач (далее - ВЛ) на расстояние менее 2 м;

касаться электроприборов, их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода следует считать находящимися под напряжением. К ним нельзя допускать людей и приближаться самому на расстояние менее 8 м. Необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся в район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, энергодиспетчеру.

1.19. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, электро- и пожарной безопасности, сопровождающие имеют право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.20. Ответственность за правильную эксплуатацию РС, турного вагона и за соблюдение требований охраны труда, электро- и пожарной безопасности во время транспортировки несет старший сопровождающий.

Сопровождающие, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы сопровождающие должны:

надеть спецодежду и спецобувь. Одежда должна быть застегнута; волосы убраны под головной убор, который не должен препятствовать восприятию звуковых сигналов; спецобувь зашнурована. Не допускается носить спецодежду расстегнутой или с подвернутыми рукавами;

получить целевой инструктаж по охране труда;

получить инструктаж о правилах применения СИЗ, применение которых требует практических навыков (респираторы, противогазы, предохранительные пояса, каски и др.) при их использовании и простейших способах проверки;

проверить наличие и исправность СИЗ (самоспасатели промышленные изолирующие (СПИ-20) или газодымозащитные комплекты (ГДЗК) и т.д.);

наличие первичных средств пожаротушения, сроки их технического обслуживания, а также пломбы на них;

проверить чистоту РС и турного вагона.

2.2. Перед осмотром РС должен быть заторможен ручным тормозом и тормозными башмаками, огражден переносными красными щитами на путях с обеих сторон, а в тупиках - со стороны стрелочного перевода, отсоединен от локомотива.

2.3. При осмотре РС сопровождающие должны выполнить работы, предусмотренные ежесменным техническим обслуживанием, и проверить:

исправность и комплектность элементов транспортного крепления;

исправность и свободное вращение роликов на всех роликовых опорах;

исправность лыж, направляющих аппаратов и устройств, желобов, лотков, траверсы с захватами и тросов в сборе;

исправность замковых и противокантовочных устройств и их настройку на заданный тип рельсов;

подготовленность узлов и деталей для крепления рельсовых плетей заданного типа рельсов;

надежность креплений и фиксаторов окон и дверей, замки на распределительных щитах и шкафах турного вагона;

ручные и автоматические тормоза (ручные тормоза должны быть отпущены, разобщительные краны тормозной магистрали приведены в положение для следования в составе поезда);

исправность и комплектность средств связи и сигнализации (флажки, рожки, аварийные петарды, радиостанции, мобильные средства связи);

исправность и комплектность запасных частей, инструментов, принадлежностей и материалов;

исправность ручного инструмента и строгого учета;

комплектность оснащения, состояние сварных швов опор;

крепление оборудования к рамам платформ;

положение рычагов автосцепок и стопорных болтов в корпусе автосцепки.

2.4. Запрещается выпускать на линию РС, у которого имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

колесных пар и дефектов ходовых частей;

отсутствие стопорного болта в корпусе автосцепки, рычаг автосцепки должен быть зафиксирован стопорной планкой;

крепления рельсовых плетей;

тормозных башмаков (наличие неисправности или отсутствия хотя бы одного башмака).

2.5. При осмотре турного вагона необходимо проверить:

чистоту купе для проживания и спальных мест;

наличие и чистоту постельных принадлежностей;

чистоту бытового помещения для приготовления пищи;

наличие и чистоту посуды для разогрева и приема пищи;

чистоту помещения для запасных частей и инвентаря;

исправность аварийного освещения;

исправность системы отопления;

наличие и исправность фонаря для внутреннего освещения турного вагона;

наличие и исправность печи с дымовой трубой;

ящика для хранения твердого топлива;

твердого топлива, совка, кочерги;

наличие первичных средств пожаротушения.

2.6. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки и подготовки РС и турного вагона к работе, старший сопровождающий должен доложить непосредственному начальнику для принятия им решения о мерах по их устранению.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Общие способы и приемы безопасного выполнения работ.

3.1.1. Ответственным лицом за обеспечение безопасности сопровождающих при выполнении работ с применением РС должен быть руководитель работ, назначаемый руководителем соответствующего структурного подразделения и аттестованный в комиссии структурного подразделения.

3.1.2. При подъеме на РС (или турный вагон) или сходе с него сопровождающие должны:

соблюдать требования безопасности как при использовании переходной площадки вагона, изложенные в п. 1.16 настоящей Инструкции;

закрывать и открывать двери турного вагона плавно, без стука, держась за ручку.

Запрещается:

подъем или сход до полной остановки;

запрыгивать с земли на подножки и ступеньки или спрыгивать с них.

3.1.3. Все работы по техническому обслуживанию, ремонту узлов и механизмов оборудования РС и осмотру транспортных креплений необходимо производить только во время стоянки и при выполнении требований п. 2.3 настоящей Инструкции.

3.1.4. Погрузка длинномерных рельсовых плетей может производиться в любое время суток при достаточном освещении прожекторами замковых платформ.

3.1.5. При стоянках свыше 30 минут сопровождающие должны проверить:

расположение рельсовых плетей на РС;

закрепление рельсовых плетей;

положение роликовых опор под концами рельсовых плетей;

закрепление направляющих лыж;

закрепление опор на рамах платформ;

при выявлении каких-либо неисправностей необходимо принять меры к их устранению.

В темное время суток использовать переносные электрические светильники или аккумуляторные фонари для визуального осмотра РС.

3.2. Способы и приемы безопасной транспортировки РС.

3.2.1. Перед началом движения РС сопровождающим необходимо:

проверить надежность фиксации всех элементов конструкции, имеющих транспортные крепления;

убрать тормозные башмаки, снять РС с ручного тормоза.

3.2.2. Во время транспортировки РС сопровождающие должны находиться в турном вагоне.

3.2.3. Перед началом движения все двери турного вагона должны быть плотно закрыты.

3.2.4. Во время движения сопровождающим запрещается:

высовываться из окон;

открывать входные наружные двери и высовываться из них.

3.2.5. Старший сопровождающий должен контролировать дежурство сопровождающих по наблюдению из тамбура турного вагона за состоянием рельсовых плетей и их креплением, согласно графику круглосуточного дежурства, который утвержден в структурном подразделении, эксплуатирующим РС. Пост дежурства должен быть оснащен биноклем, фонарем, комплектом ручных сигнальных принадлежностей.

3.2.6. При транспортировании РС дежурный сопровождающий обязан:

следить за смещением погруженных рельсовых плетей;

при выявлении поперечного смещения рельсовой плети, раскрепления ее во время движения сопровождающий должен принять меры к остановке поезда, произвести временное закрепление плети, проинформировать машинистов локомотива о следовании до ближайшей станции со скоростью не более 25 км/ч. По прибытии на ближайшую станцию необходимо закрепить рельсовую плеть согласно нормативу;

иметь при себе комплект сигнальных принадлежностей и подавать сигналы машинисту локомотива в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации;

проверять при смене локомотива или локомотивной бригады наличие у нее предупреждения об ограничении скорости и условиях транспортирования РС.

Запрещается:

использовать нестандартные болты для закрепления рельсовых упоров и лыж;

транспортировать груженый РС без закрепленных направляющих лыж на свободных концах плетей, расположенных на направляющих платформах.

3.3. Способы и приемы безопасной работы при погрузке и разгрузке рельсовых плетей.

3.3.1. Погрузка (разгрузка) РС должна осуществляться по команде руководителя работ.

3.3.2. По прибытии на РСП под погрузку рельсовых плетей, отцепка локомотива производится после закрепления РС тормозными башмаками.

Запрещается производить погрузку рельсовых плетей без отцепки локомотива и закрепления РС тормозными башмаками.

3.3.3. При погрузке рельсовых плетей необходимо соблюдать следующие правила:

на концы первой пары рельсовых плетей установить направляющие лыжи;

первую пару длинномерных рельсовых плетей грузить на направляющие желоба под наблюдением одного сопровождающего для каждой плети с соблюдением мер безопасности;

все последующие рельсовые плети должны надвигаться на РС при помощи направляющих роликов;

погрузку на РС производить по две плети с двух технологических линий;

разрешается грузить укороченные рельсовые плети по две и более на каждом роликовом ручье при обязательном соединении их двумя накладками и четырьмя болтами в каждом стыке, при этом общая длина плетей не должна превышать 800 м.

Запрещается размещать укороченные и соединенные накладками рельсовые плети на крайних роликовых ручьях.

3.3.4. При погрузочно-разгрузочных работах запрещается:

поднимать плети без проверки надежности зацепа;

находиться в зоне перемещения плети и троса;

при окончании погрузки (разгрузки) или при перерыве в работе оставлять плеть в подвешенном состоянии;

производить смазку и ремонт специального оборудования платформ.

3.3.5. Перед отправкой с РСП сопровождающие должны проверить:

размещение рельсовых плетей на поперечных балках опор, надежное их закрепление в замках на замковой платформе;

крепление роликовых опор;

фиксацию боковых бортов платформ;

положение рычагов автосцепок и стопорных болтов в корпусе автосцепки, не допускающее саморасцепа платформ.

3.3.6. При выгрузке рельсовых плетей на перегоне соблюдать следующие правила:

старший сопровождающий следит за работой сопровождающих, оборудования и действует согласно указаниям руководителя работ и обязан обеспечить точную выгрузку рельсовых плетей согласно технологии;

плети выгружаются согласно техпроцессу, в зависимости от карты раскладки плетей.

3.3.7. При погрузке рельсовых плетей на перегоне соблюдать следующие правила:

рельсовые плети длиной до 800 м, подлежащие погрузке, должны быть разложены внутри колеи действующего пути попарно;

перед выездом на перегон необходимо произвести наладку на заданный тип рельсов противокантовочное устройство и подготовить накладки и рельсовые упоры замков;

РС останавливается таким образом, чтобы расстояние между приемными лотками концевой платформы и концами погружаемых плетей позволяло надеть на концы плетей направляющие лыжи и поднимать концы плетей краном, не задевая за приемные лотки;

поворотный кран и направляющее устройство концевой платформы устанавливается в положение погрузки рельсовых плетей, нижние ролики откидываются;

начинают погрузку плетей нижнего яруса, осаживая на них состав с помощью локомотива со скоростью не более 0,5 км/ч.

3.3.8. После выгрузки на перегоне сопровождающие должны:

привести РС в транспортное положение;

осмотреть все узлы оборудования, проверить состояние их крепления и износ;

оценить состояние сварных швов опор;

подтянуть ослабленные крепления;

устранить обнаруженные во время осмотра неисправности.

3.3.9. При погрузке (выгрузке) рельсовых плетей на перегоне в темное время суток сопровождающим необходимо предварительно убедиться в достаточном освещении места производства работ.

3.4. Требования к ручному инструменту для обеспечения безопасного его использования.

3.4.1. Перед началом работ по техническому обслуживанию и ремонту необходимо проверить:

ручной слесарный инструмент и приспособления на чистоту, исправность;

наличие защитных очков, масок и рукавиц.

3.4.2. Ручной слесарный инструмент и приспособления должны применяться по прямому назначению.

3.4.3. Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов. На рукоятке должен быть указан размер ключа.

3.4.4. Бойки молотков и другого инструмента ударного действия должны иметь гладкую поверхность без сколов, зазубрин, наплывов металла, выбоин, трещин, заусенцев и наклепа.

Рукоятки молотков должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, иметь прочную посадку с дополнительным креплением стальным клином, быть гладкими и не иметь заусенцев, трещин и сучков.

Свободный конец рукоятки молотков должен утолщаться во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом.

При работах инструментом ударного действия необходимо пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза твердых частиц.

Напильники и другой инструмент, рукоятка которого насажена на заостренный конец, должны иметь надежно насаженные рукоятки с металлическими бандажными кольцами.

Полотна ручных ножовок по металлу должны быть закреплены и туго натянуты.

Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке шурупа или винта.

Зубила, крейцмейсели, бородки и керны должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов, их длина должна быть не менее 150 мм.

Средняя часть зубила не должна иметь острых ребер и заусенцев на боковых гранях.

Инструмент ручной изолирующий (отвертки, пассатижи, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки и т.п.) должен иметь исправные изолирующие рукоятки и штамп об испытании. Если изоляционное покрытие рукояток инструмента состоит из двух слоев изоляции, то при появлении другого цвета изоляции из-под поврежденного верхнего слоя инструмент должен быть изъят из эксплуатации. Если покрытие состоит из трех слоев изоляции, то при повреждении или истирании верхнего слоя инструмент может быть оставлен в эксплуатации до появления нижнего слоя изоляции.

Запрещается:

удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами;

применять прокладки в зазоре между плоскостями губок гаечных ключей и головок болтов или гаек;

пользование молотком с вогнутыми и разбитыми бойками;

применять зубила, крейцмейсели, бородки и керны с повреждениями на рабочем конце инструмента;

применять напильник без рукоятки;

сбрасывать с высоты детали, приспособления и инструмент, а также размещать их на краю;

работать без защитных очков и рукавиц при работе с ударным инструментом и при рубке металла зубилом, крейцмейселем.

3.5. Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций:

следить за появлением посторонних запахов (горения и т.п.);

не подключать к цепям электрооборудования РС и турного вагона приборы и оборудование, не предусмотренные электрической схемой;

в целях предотвращения случаев саморасцепа платформ РС ударно-тяговые устройства должны быть оборудованы специальными стопорными болтами с обязательной последовательной нумерацией в соответствии с номерами платформ и индивидуальной подгонкой их к ударно-тяговым устройствам. Ключ для постановки и вывертывания стопорных болтов должен находиться у старшего сопровождающего.

3.6. Требования к использованию средств защиты сопровождающих.

Для защиты от пониженной температуры на открытом воздухе использовать теплую специальную одежду и обувь и ограничить время пребывания.

3.7. При передаче РС другой бригаде старший сопровождающий обязан:

сообщить обо всех неисправностях РС;

сообщить обо всех неисправностях оборудования турного вагона и принадлежностей входящих в комплект вагона и РС;

передать радиосвязь для связи с машинистом локомотива и совместно проверить ее работоспособность.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. На стоянках и в пути следования РС могут возникнуть следующие основные аварии и аварийные ситуации:

загорание, которое может привести к пожару или взрыву;

сход подвижного состава с рельсов;

развал рельсовых плетей с рельсовозного состава;

обрыв контактного провода, провода ВЛ;

саморасцепка поезда в пути следования.

4.2. Действия сопровождающего при возникновении аварии или аварийной ситуации:

прекратить работу в случае возникновения угрозы жизни и здоровью себе и людям;

сообщить о случившемся машинисту локомотива или поездному диспетчеру или дежурному железнодорожной станции, далее выполнять их указания;

принять меры по устранению аварии или аварийной ситуации с целью предупреждения несчастных случаев;

принять участие в оказании первой помощи пострадавшему, используя имеющуюся медицинскую аптечку и подручные средства.

4.2.1. При обнаружении задымления в РС или турном вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня сопровождающие должны действовать согласно инструкции о мерах пожарной безопасности.

4.2.2. При саморасцепе РС или турного вагона от локомотива сопровождающие должны сообщить машинисту локомотива и руководителю работ о происшествии и следовать его указаниям, принять меры к торможению отцепленной части.

4.2.3. Сопровождающий при обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, проводов ВЛ, а также свисающих с них посторонних предметов, обязан:

сообщить о случившемся старшему сопровождающему. Старший сопровождающий должен сообщить о произошедшем руководителю работ, или дежурному по железнодорожной станции, энергодиспетчеру;

оградить любыми подручными средствами и принять меры к недопущению приближения людей к оборванным проводам, касающимся земли, на расстояние менее 8 м;

оградить это место, как место препятствия, если оборванные провода контактной сети, линии электропередачи или их элементы выходят за габарит приближения строений железнодорожного пути и могут быть задеты при проходе РС.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода в зоне растекания тока замыкания на землю (зоне "шаговых напряжений"), выходить из нее, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать ступни ног по земле, не отрывая их одну от другой.

4.2.4. При сходе с рельсов подвижного состава, при развале плетей рельсовозного состава и при устранении других аварийных последствий на месте аварии:

сообщить о сходе по радиостанции руководителю работ, идущим вслед подвижным составам и путевому диспетчеру или дежурному по станции;

сообщить место схода (километр пути, пикет);

сообщить о наличии пострадавших;

сообщить о расположении, степени повреждения РС;

сообщить о наличии габарита по соседнему пути;

сообщить о состоянии контактной сети;

охарактеризовать место схода (откос, болотистая местность и т.д.);

не допускать к месту схода посторонних лиц;

оградить место схода согласно Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Запрещается:

разведение открытого огня, курение и любые работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов.

4.2.5. При других авариях и аварийных ситуациях необходимо руководствоваться регламентом взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО "РЖД", деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО "РЖД".

4.3. Перечень действий (мероприятий) сопровождающих по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.

4.3.1. В соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития России от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" первая помощь оказывается пострадавшему при наличии у него следующих состояний:

отсутствие сознания;

остановка дыхания и кровообращения;

наружные кровотечения;

инородные тела верхних дыхательных путей;

травмы различных областей тела;

ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;

отморожение и другие эффекты воздействия низких температур;

отравления.

4.3.2. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья и для жизни и здоровья пострадавшего (есть ли загазованность, угроза взрыва, загорания, обрушения здания, поражения электрическим током, движущимися механизмами и пр.);

устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья (при условии обеспечения собственной безопасности);

прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;

оценка количества пострадавших;

извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);

перемещение пострадавшего (осуществляется только в тех случаях, если оказание помощи на месте происшествия невозможно).

После осуществления вышеуказанных мероприятий необходимо:

немедленно вызвать скорую медицинскую помощь или другую специальную службу, сотрудники которой обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;

приступить к оказанию первой помощи пострадавшему, согласно пп. 4.3.3 - 4.3.12;

придать пострадавшему оптимальное положение тела;

контролировать состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказывать психологическую поддержку;

передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

4.3.3. Мероприятия по определению признаков жизни и восстановлению проходимости дыхательных путей у пострадавшего:

определить наличие сознания у пострадавшего (отвечает на вопросы или нет);

определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (при отсутствии пульса - проведение сердечно-легочной реанимации);

запрокинуть голову пострадавшего с подъемом подбородка (при отсутствии признаков повреждения шейного отдела позвоночника);

выдвинуть нижнюю челюсть (открыть пострадавшему рот);

определить наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; при наличии инородных тел (рвотные массы, вставные зубные протезы и т.д.) в полости рта - удалить;

при наличии пульса на сонных артериях и отсутствии дыхания проводится только искусственное дыхание "Рот ко рту" или "Рот к носу", с частотой 12 - 18 раз в минуту.

При оценке состояния пострадавшего необходимо также обращать внимание на состояние видимых кожных покровов и слизистых (покраснение, бледность, синюшность, желтушность, наличие ран, ожоговых пузырей и др.), а также на позу (естественная или неестественная).

Если пострадавший не отвечает на вопросы и неподвижен, зрачки не реагируют на свет (нормальная реакция зрачка на свет: при затемнении - расширяется, при освещении - суживается) и у него отсутствует пульс на сонной или другой доступной артерии, необходимо немедленно приступить к проведению реанимационных мероприятий.

4.3.4. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

придание пострадавшему устойчивого бокового положения;

запрокидывание головы с подъемом подбородка (при отсутствии признаков повреждения шейного отдела позвоночника);

выдвижение нижней челюсти (открыть пострадавшему рот).

4.3.5. Правила проведения сердечно-легочной реанимации:

пострадавшего необходимо уложить на ровную жесткую поверхность, освободить грудную клетку от одежды и приступить к проведению наружного массажа сердца и искусственного дыхания;

наружный массаж сердца выполняется выпрямленными в локтевых суставах руками со сложенными одна на другую ладонями путем надавливания резкими толчками на область нижней трети грудины. Глубина продавливания грудной клетки - не менее 3 - 4 см, частота надавливания - 90 - 110 раз в минуту;

перед проведением искусственного дыхания необходимо, обмотав палец марлей или платком, очистить полость рта пострадавшего от инородных тел (сгустков крови, слизи, рвотных масс, выбитых зубов и др.);

при проведении искусственного дыхания способом "рот ко рту" необходимо зажать нос пострадавшего, захватить подбородок и выдвинуть нижнюю челюсть (открыть пострадавшему рот), запрокинуть его голову (при отсутствии признаков повреждения шейного отдела позвоночника) и сделать быстрый полный выдох в рот. Губы производящего искусственное дыхание (через марлю или платок) должны быть плотно прижаты ко рту пострадавшего;

после того, как грудная клетка пострадавшего достаточно расширилась, вдувание прекращают - грудная клетка спадает, что соответствует выдоху;

в случае, когда челюсти пострадавшего плотно сжаты, лучше применить способ "рот к носу". Для этого голову пострадавшего необходимо запрокинуть назад и удерживать одной рукой, положенной на темя, а другой - приподнять нижнюю челюсть и закрыть рот. Сделав глубокий вдох, производящий искусственное дыхание должен плотно, через марлю или платок, обхватить губами нос пострадавшего и сделать быстрый полный выдох;

гигиеничнее и удобнее производить искусственное дыхание при помощи специальных устройств, входящих в комплектацию укладок первой помощи, в соответствии с требованиями прилагаемым к ним инструкций;

на каждые два дыхательных движения должно приходиться 30 массажных движений сердца (2 вдоха - 30 компрессий - 2 вдоха и т.д.);

реанимационные мероприятия необходимо проводить до прибытия медицинского персонала или до появления у пострадавшего пульса и самостоятельного дыхания.

4.3.6. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;

пальцевое прижатие артерии;

наложение жгута;

максимальное сгибание конечности в суставе;

прямое давление на рану;

наложение давящей повязки.

При венозном кровотечении кровь темная, вытекает сплошной струей. Способ остановки кровотечения - наложение давящей повязки в области ранения, приподняв пострадавшую часть тела.

При сильном артериальном кровотечении - кровь алая, вытекает быстро пульсирующей или фонтанирующей струей. Способ остановки кровотечения - сдавливание артерии пальцами с последующим наложением жгута, закрутки или резкое сгибание конечности в суставе с фиксацией ее в таком положении.

Жгут на конечности накладывают выше места ранения, обводя его вокруг поднятой к верху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью (бинтом, марлей), и связывают узлом на наружной стороне конечности. После первого витка жгута необходимо прижать пальцами сосуд ниже места наложения жгута и убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывают с меньшим усилием.

При наложении жгута на шею требуется положить на рану тампон (упаковку бинта), поднять вверх руку пострадавшего с противоположной стороны раны и наложить жгут так, чтобы виток жгута одновременно охватил руку и шею, прижимая на ней тампон. После этого необходимо срочно вызвать врача.

При наложении жгута (закрутки) под него обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут можно наложить не более чем на один час.

4.3.7. Действия по удалению инородного тела из верхних дыхательных путей:

встать позади пострадавшего;

наклонить его вперед;

нанести 5 резких ударов между лопатками пострадавшего основанием ладони;

проверить, не удалось ли устранить закупорку, после каждого удара.

Если инородное тело не удалено, необходимо использовать следующий прием: встать позади пострадавшего, обхватить его руками и сцепить их в замок чуть выше его пупка и резко надавить. Повторять серию надавливаний 5 раз. У беременных женщин или тучных пострадавших надавливания необходимо производить на нижнюю часть грудной клетки.

4.3.8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм и оказанию первой помощи при них:

проведение осмотра головы;

проведение осмотра шеи;

проведение осмотра груди;

проведение осмотра спины;

проведение осмотра живота и таза;

проведение осмотра конечностей;

наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе герметизирующей при ранении грудной клетки;

проведение иммобилизации (с помощью подручных средств или с использованием изделий медицинского назначения);

фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами или с использованием изделий медицинского назначения).

В случае проникающего ранения грудной клетки при каждом вдохе пострадавшего воздух со свистом всасывается в рану, а при выдохе с шумом выходит из нее.

Необходимо как можно быстрее наложить герметизирующую повязку - закрыть рану салфеткой (по возможности стерильной) с толстым слоем марли, а поверх нее закрепить кусок клеенки или любого другого материала, не пропускающего воздух.

При переломах, вывихах необходимо провести иммобилизацию (обездвиживание) поврежденной части тела при помощи шины (стандартной или изготовленной из подручных средств - доски, рейки, палки, фанера), обернутой мягким материалом, и с помощью бинта зафиксировать ее так, чтобы обеспечить неподвижность поврежденного участка тела.

При закрытом переломе шину необходимо накладывать поверх одежды. При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану.

Шину необходимо располагать так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость. При отсутствии шины необходимо прибинтовать поврежденную ногу к здоровой, проложив между ними мягкий материал (свернутую одежду, вату, поролон).

При падении с высоты, если есть подозрение, что у пострадавшего сломан позвоночник (резкая боль в позвоночнике при малейшем движении) уложить на ровный твердый щит или широкую доску (дверь, снятую с петель). (Перемещение пострадавшего осуществляется только в тех случаях, если оказание медицинской помощи на месте происшествия невозможно).

Пострадавшего с травмой позвоночника запрещается сажать или ставить на ноги.

При болях в шейном отделе позвоночника необходимо зафиксировать голову и шею (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения).

При повреждении головы пострадавшего следует уложить на спину, на голову наложить тугую повязку (при наличии открытой раны - стерильную), положить холодный предмет и обеспечить полный покой до прибытия врачей.

При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения тугую повязку и холодный компресс.

Не допускается самим предпринимать каких-либо попыток вправления травмированной конечности.

При ранениях не допускается промывать рану водой, вливать в рану спиртовые и любые другие растворы, удалять из раны песок, землю, камни и другие инородные тела.

Не допускается накладывать вату непосредственно на рану.

4.3.9. Первая помощь при травмах глаз.

При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует срочно направить в ближайшее медицинское учреждение.

Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его. На глаз (оба глаза) наложить стерильную повязку.

При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.

При ожогах глаз химическими веществами необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 5 - 7 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего отправить в ближайшее медицинское учреждение.

При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз не проводится. На глаз (оба глаза) пострадавшего накладывают стерильную повязку и направляют его в ближайшее медицинское учреждение.

4.3.10. Первая помощь при электротравмах.

Освобождение пострадавшего от действия тока:

отключить электроустановку с помощью выключателя, рубильника, путем снятия предохранителей или разъема штепсельного соединения;

отбросить провод от пострадавшего сухой палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток;

перерубить провод (разрубая провод каждой фазы отдельно) топором с сухой рукояткой при напряжении до 1000 В;

оттащить пострадавшего от токоведущих частей: за одежду, если она сухая и отстает от тела, при этом следует действовать одной рукой, соблюдая меры безопасности.

Если пострадавший находится на высоте, то до прекращения действия электрического тока следует принять меры по предотвращению падения пострадавшего и получения дополнительной травмы.

При поражении электрическим током у пострадавшего возможны остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности.

В случае отсутствия дыхания необходимо приступить к искусственной вентиляции легких, при отсутствии дыхания и прекращении сердечной деятельности следует применить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего или до прибытия скорой медицинской помощи.

При наличии у пострадавшего термического ожога на пораженный участок кожи следует наложить стерильную повязку.

Пострадавшего от поражения электрическим током, независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, необходимо направить в ближайшее медицинское учреждение.

4.3.11. Первая помощь при термических ожогах.

При ожогах первой (наблюдается покраснение и небольшой отек кожи) и второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) на обожженное место необходимо наложить стерильную повязку.

Не следует смазывать обожженное место жиром и мазями, вскрывать или прокалывать пузыри.

При ожогах третьей степени следует на обожженное место наложить стерильную повязку и немедленно отправить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

Запрещается смазывать обожженное место жиром, маслами или мазями, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Пострадавшему необходимо дать обильное питье.

4.3.12. Первая помощь при тепловом ударе.

Признаки: слабость, сонливость, головная боль, жажда, тошнота, возможно учащение дыхания, повышение температуры и потеря сознания.

При тепловом ударе пострадавшего необходимо:

перенести в затемненное прохладное место;

уложить, подняв голову;

раздеть и обтереть тело холодной водой;

положить на голову и сердце холодный компресс и давать обильное питье (можно вылить на грудь ведро холодной воды);

применять искусственное дыхание, если пострадавший не дышит;

прижать плечевой пояс и голову к полу при судорогах и повернуть пострадавшего на живот;

при потере сознания более чем на 3 - 4 мин. положить пострадавшего на живот, повернув его голову на бок.

Пострадавшему, потерявшему сознание, не следует вливать в рот жидкость.

4.3.13. Первая помощь при переохлаждениях и отморожениях.

При переохлаждении (озноб, мышечная дрожь, заторможенность, посинение или побледнение губ, снижение температуры тела) пострадавшего необходимо доставить в теплое помещение, затем снять одежду и растереть тело, одеть теплую сухую одежду или укрыть теплым одеялом, дать теплое сладкое питье.

При легком отморожении (кожа бледная и холодная, нет пульса у запястий и лодыжек, потеря чувствительности) необходимо пострадавшего доставить в теплое помещение, растереть обмороженное место чистой суконкой или варежкой. Отмороженное место не допускается растирать снегом. Когда кожа покраснеет и появится чувствительность, наложить стерильную повязку.

Если при отморожении появились пузыри, необходимо перевязать отмороженное место сухим стерильным материалом. Не допускается вскрывать и прокалывать пузыри.

Во всех случаях переохлаждения и отморожения пострадавшего следует направить в медицинское учреждение или вызвать бригаду скорой помощи.

4.3.14. Первая помощь при отравлениях:

вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;

расстегнуть одежду, стесняющую дыхание и обеспечить приток свежего воздуха;

уложить пострадавшего, приподняв ноги;

растереть тело и укрыть потеплее;

оценить состояние пострадавшего;

приступить к проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца при нарушении дыхания и кровообращения;

положить пострадавшего на живот, приложить холод к голове при отсутствии сознания более 4 мин.;

вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, дав ему выпить большое количество (до 6 - 10 стаканов) теплой воды при отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами.

При отравлениях газами недопустимо:

употребление молока, кефира, растительных и животных жиров, так как они усиливают всасывание яда;

проводить искусственное дыхание изо рта в рот без использования специальных масок, защищающих спасателя от выдоха пострадавшего.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По прибытии на место стоянки сопровождающие должны:

очистить от загрязнителей узлы и агрегаты РС;

проверить состояние технических систем и механизмов;

произвести необходимое техническое обслуживание;

протереть инструмент, инвентарь, приспособления и сложить их в специально предназначенные места.

5.2. Произвести уборку турного вагона.

5.3. Обо всех неисправностях оборудования, недостатках, замеченных во время работы, о принятых мерах к их устранению, а также о случаях нарушения требований охраны труда, электро- и пожарной безопасности сопровождающие должны сообщить непосредственному руководителю.

5.4. По окончании работ сопровождающие должны соблюдать требования личной гигиены:

снять специальную одежду, специальную обувь и убрать их в шкаф, а загрязненную и неисправную - сдать в стирку, химчистку или ремонт;

принять душ или удалить следы грязи с рук, используя очищающую пасту, а также защитные и восстановительные кремы по уходу за ними, при этом запрещается применение керосина, бензина и других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и средств индивидуальной защиты.

Другие документы по теме
(ред. от 17.07.2020) "Об утверждении Инструкции по охране труда для сигналиста железнодорожной станции ОАО "РЖД" (вместе с "ИОТ РЖД-4100612-ЦД-092-2016. Инструкция...")
(ред. от 17.07.2020) "Об утверждении Инструкции по охране труда для кондуктора грузовых поездов ОАО "РЖД" (вместе с "ИОТ РЖД-4100612-ЦД-091-2016. Инструкция...")
"О плане мероприятий по формированию и совершенствованию единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза на 2017 - 2018 годы"
(ред. от 29.01.2018) "О таможенном декларировании грузов при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита" (вместе с "Порядком оформления перевозочных документов, учета начисленных сумм сборов и формирования отчетов за таможенное декларирование грузов при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита на входных пограничных передаточных и припортовых железнодорожных станциях")
Ошибка на сайте