Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 N 1309-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 сентября 2008 г. N 1309-р
О КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБУСТРОЙСТВА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Одобрить прилагаемую Концепцию реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.
2. Росгранице совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции, предусмотренной пунктом 1 настоящего распоряжения.
3. Федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции, предусмотренной пунктом 1 настоящего распоряжения, при разработке и реализации проектов и программ в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 11 сентября 2008 г. N 1309-р
КОНЦЕПЦИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБУСТРОЙСТВА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Введение
Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации (далее - Концепция) раскрывает основные проблемы, цели, приоритетные задачи и основные механизмы реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации на перспективу, а также этапы реализации Концепции и ожидаемые результаты.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации, регулирующими деятельность в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.
Концепция определяет направления политики Российской Федерации в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации с учетом положений Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности", Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации", Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р, Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р, и других нормативных правовых актов.
Концепция предусматривает комплексный подход к обустройству государственной границы Российской Федерации, реализуемый за счет средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
II. Основные проблемы в сфере
обустройства государственной границы Российской Федерации
Важной характеристикой современного этапа мирового экономического развития является постоянное расширение границ национальных рынков, что влечет за собой масштабный рост трансграничных потоков.
В современных условиях одним из приоритетных направлений государственной политики экономического развития становится развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации, включающей в себя пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), а также другие объекты и сооружения, необходимые федеральным органам исполнительной власти для реализации своих полномочий в сфере защиты государственной границы Российской Федерации.
Под обустройством государственной границы Российской Федерации в Концепции понимается система мероприятий, направленных на создание условий функционирования инфраструктуры государственной границы Российской Федерации.
Основными проблемами в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации являются:
несовершенство нормативного правового регулирования;
низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации, а также недостаточные темпы ее модернизации;
несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития Российской Федерации;
неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации.
III. Цели, принципы и задачи
государственной политики в сфере обустройства
государственной границы Российской Федерации
Целями государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации являются повышение уровня пограничной безопасности Российской Федерации, надежности защиты государственной границы Российской Федерации, а также создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и приграничного сотрудничества.
Основными принципами политики Российской Федерации в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации являются:
комплексный подход к реализации государственной политики в этой сфере;
учет характера и степени проявления угроз интересам Российской Федерации;
учет текущих и перспективных потребностей государства, основанный на результатах анализа политических, экономических, социальных и демографических процессов, происходящих в Российской Федерации и сопредельных государствах;
дифференцированный подход к обустройству государственной границы Российской Федерации (подход к обустройству каждого ее конкретного участка исходя из специфики регионального развития приграничных территорий, развития сопредельных территорий и требований безопасности, основанный в том числе на анализе интенсивности перемещения внешнеторговых грузов и пассажиропотоков).
Цели государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации достигаются посредством решения следующих задач:
развитие материально-технической базы, в том числе проектирование, строительство, реконструкция, оборудование, техническое оснащение зданий, помещений, сооружений, транспортной и инженерной инфраструктур, информационных и телекоммуникационных систем, необходимых для организации контроля в пунктах пропуска и обеспечения защиты государственной границы Российской Федерации;
создание необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, в том числе путем установления правил режима в пунктах пропуска;
повышение эффективности межведомственного взаимодействия, в том числе обеспечение технической возможности информационного обмена в процессе взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам защиты государственной границы Российской Федерации, а также в процессе пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска;
оптимизация структуры расходов федерального бюджета, выделяемых на обустройство государственной границы Российской Федерации;
разработка и внедрение современных стандартов обустройства и функционирования пунктов пропуска;
совершенствование нормативной правовой базы;
переход к комплексному обустройству государственной границы Российской Федерации с учетом социально-экономических приоритетов регионального развития и приграничного сотрудничества;
развитие международного сотрудничества.
IV. Мероприятия по реализации Концепции
В целях решения задач по обустройству государственной границы Российской Федерации разрабатывается план мероприятий реализации Концепции, в котором предусматриваются:
внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся уточнения полномочий Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
определение перспективных размещения и обустройства пунктов пропуска;
реализация пилотных проектов по созданию пунктов пропуска в соответствии с современными стандартами, на основании которых будут осуществлены отработка единообразного применения требований к проектированию, строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска, а также применения порядка определения пределов пунктов пропуска и процедуры изъятия для федеральных государственных нужд в установленном законодательством Российской Федерации порядке земельных участков, зданий, помещений и сооружений, находящихся в пределах приграничной территории Российской Федерации;
упорядочение отношений права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации;
разработка и совершенствование типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска с учетом видов международного сообщения;
проектирование, строительство (реконструкция), эксплуатация, инженерное обустройство пунктов пропуска и объектов пограничной инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации;
обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска, путем создания межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы;
проведение международных мероприятий по вопросам обустройства государственных границ (участие в деятельности межправительственных комиссий, их подкомиссий, комитетов и рабочих групп, а также организация и (или) принятие участия в работе международных конференций, семинаров, форумов, стажировок, проведение консультаций с компетентными органами сопредельных стран по урегулированию проблемных вопросов);
подготовка проектов международных договоров Российской Федерации в целях реализации проектов по оптимизации работы пунктов пропуска.
V. Механизм реализации
государственной политики в сфере обустройства
государственной границы Российской Федерации
Реализацию задач в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации предусматривается осуществлять за счет нормативных правовых, финансовых и организационных мер, к которым относятся:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации;
определение перспективных направлений политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации на долгосрочную перспективу и основные принципы и приоритеты размещения пунктов пропуска;
внесение изменений в федеральную целевую программу "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)";
разработка федеральной целевой программы в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации на 2011 - 2016 годы;
разработка схемы территориального размещения объектов пограничной инфраструктуры и пунктов пропуска;
создание, размещение и организация деятельности территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации и подведомственных ему организаций;
обеспечение деятельности (функционирования) пунктов пропуска.
VI. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции предусматривается в 2 этапа.
На первом этапе реализации Концепции (2008 - 2010 годы) предполагается:
внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обустройства государственной границы Российской Федерации, в том числе в федеральную целевую программу "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)";
реализация федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)";
разработка проекта федеральной целевой программы в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации на 2011 - 2016 годы;
создание, размещение и организация деятельности территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации и подведомственных ему организаций;
организация обеспечения деятельности (функционирования) пунктов пропуска.
Основными задачами реализации Концепции на этом этапе являются:
реализация пилотных проектов по обустройству пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации;
разработка и внедрение типовых требований к объектам строительства, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, транспортной и инженерной инфраструктур, информационных и телекоммуникационных систем, необходимых для организации контроля в пунктах пропуска;
проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение предусмотренных федеральной целевой программой "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)" пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации на основе применения новых технических средств и с учетом современных требований, предъявляемых к защите государственной границы Российской Федерации;
организация работы по определению пределов пунктов пропуска;
оформление права собственности существующих и строящихся объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации;
принятие акта Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации об установлении режима в пунктах пропуска;
организация и ведение паспортов пунктов пропуска.
На втором этапе реализации Концепции (2011 - 2016 годы) предполагается:
совершенствование нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации;
реализация федеральной целевой программы в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации на 2011 - 2016 годы;
развитие деятельности органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации и подведомственных ему организаций;
проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации на 2011 - 2016 годы;
оформление права собственности новых объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации;
обеспечение деятельности (функционирования) пунктов пропуска;
совершенствование взаимодействия с компетентными органами иностранных государств.
VII. Ожидаемые результаты
При реализации Концепции ожидаются следующие результаты:
эффективное противодействие проявлению угроз интересам Российской Федерации за счет повышения уровня обустройства государственной границы Российской Федерации и внедрения новых технических средств;
рост внешнеторгового оборота, международного туризма, развития приграничных территорий посредством:
сокращения сроков проведения процедуры пересечения государственной границы Российской Федерации для физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
сокращения финансовых потерь при проведении процедуры пересечения государственной границы Российской Федерации для физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
оптимизации затрат на обустройство пунктов пропуска;
увеличения пропускной способности пунктов пропуска в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономического развития Российской Федерации;
создания благоприятных условий для социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации.