Рейтинг@Mail.ru

"Ответы на вопросы о применении Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации"

Утверждено

решением Правления

Федеральной нотариальной палаты

(протокол от 15.02.2016 N 02/16)

ОТВЕТЫ

НА ВОПРОСЫ О ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

НОТАРИУСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно статье 6.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.

Дисциплинарная ответственность нотариуса устанавливается только за виновные действия, приведшие к нарушению требований, установленных Кодексом.

Решение о привлечении нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего, к дисциплинарной ответственности принимается нотариальной палатой субъекта Российской Федерации и может быть обжаловано в суд.

Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации принят Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 16.11.2015 (протокол N 33) и утвержден Министерством юстиции Российской Федерации 19.01.2016. Таким образом, Кодекс является правовым актом, действующим с 19 января 2016 года.

Вопрос 1. Действия нотариуса, подпадающие под признаки дисциплинарного проступка в рамках Кодекса, совершены в 2015 году. Обращение, полностью соответствующее требованиям пунктов 11.7 и 11.8 Кодекса и являющееся основанием для начала дисциплинарного производства, поступило в палату в 2016 году. Возможно ли применение к нотариусу мер дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом?

Ответ. В данном случае необходимо руководствоваться общими принципами действия правовых актов во времени и пространстве, согласно которым правовой акт, смягчающий ответственность за совершенное правонарушение (дисциплинарный проступок) или иным образом улучшающий положение лица, его совершившего, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие правонарушения до вступления такого закона в силу. Правовой акт, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В связи с этим рассмотрение дела о дисциплинарной ответственности с 19 января 2016 года осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 11 Кодекса.

Если обращение, являющееся основанием для начала дисциплинарного производства, поступило в палату в 2016 году, а дисциплинарный проступок совершен нотариусом до начала действия Кодекса, положения Кодекса о дисциплинарных проступках применяются, если установленная им мера ответственности мягче ранее предусмотренной меры ответственности за указанный проступок. Если же ответственность за дисциплинарный проступок Кодексом усилена или действия нотариуса, совершенные в 2015 году, по правилам ранее действовавшего Профессионального кодекса нотариусов формально не являлись дисциплинарным проступком, правила Кодекса не применяются.

Если обнаружение дисциплинарного проступка произошло до вступления в действие Кодекса, срок для применения дисциплинарного взыскания следует исчислять по правилам ранее действовавшего Профессионального кодекса нотариусов.

Вопрос 2. Каким образом может быть рассмотрено обращение Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, если не соблюдены требования, указанные в пунктах 11.8.6 и 11.8.7 Кодекса?

Ответ. В соответствии с пунктом 11.8 Кодекса обращение, представление, частное определение, сообщение признается допустимым поводом к возбуждению дисциплинарного производства, если оно подано в письменной форме и в нем указаны, в частности: конкретное действие (бездействие) нотариуса, дающее основание полагать, что оно относится к перечню дисциплинарных проступков, указанных в пункте 9.2 настоящего Кодекса (п. 11.8.6 Кодекса); обстоятельства и/или доказательства, на которых лицо, направившее (внесшее) обращение, основывает свои требования (п. 11.8.7 Кодекса).

При этом пункт 11.9 Кодекса устанавливает, что обращения Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, органов прокуратуры и иных государственных органов подлежат рассмотрению также в случае, если не соблюдено какое-либо из требований, указанных в пунктах 11.8.1 - 11.8.4, 11.8.6, 11.8.7 Кодекса.

В этой связи представляется, что в случае поступления в нотариальную палату подобного обращения нотариальной палате необходимо вступить в переписку с Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами с целью выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, предложить заявителю представить мотивированное обращение с указанием конкретного действия (бездействия) нотариуса, которое может быть квалифицировано в качестве дисциплинарного проступка, а также предложить представить доказательства в обоснование обращения.

Вопрос 3. Возможно ли применение положений Кодекса в случаях нарушения нотариусами норм материального права при совершении нотариальных действий?

Ответ. Нарушение норм материального права, допущенное нотариусом при совершении нотариального действия, не является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности в соответствии с пунктами 9.2.1 и 9.2.2 Кодекса. Согласно указанным пунктам дисциплинарными проступками являются нарушение нотариусом правил и порядка совершения нотариальных действий, установленных законодательством; организация работы с нарушением требований законодательства, нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, актов Федеральной нотариальной палаты, принятие которых предусмотрено законодательством. Данные нарушения носят процессуальный характер и не относятся к нарушениям норм материального права.

Статьей 17 Основ предусмотрена имущественная ответственность за вред, причиненный по вине нотариуса имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона.

Статьей 33 Основ за совершением нотариальных действий установлен судебный контроль.

В силу статьи 49 Основ заинтересованное лицо, считающее неправомерным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе обжаловать это действие или отказ в его совершении в районный суд по месту нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой. Рассмотрение таких заявлений производится в порядке, предусмотренном главой 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 3 части 5 статьи 12 Основ за нарушение законодательства нотариус может быть освобожден от полномочий по ходатайству нотариальной палаты на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности.

Вопрос 4. Неинформирование лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, о размере нотариального тарифа, стоимости услуг правового и технического характера, а также о льготах, предусмотренных действующим законодательством или решениями нотариальных палат, согласно пункту 9.2.7 Кодекса является дисциплинарным проступком. Каким нормативно-правовым актом установлено право нотариальной палаты установить льготы?

Ответ. Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" высшим органом управления некоммерческой организации является общее собрание ее членов.

Статьей 26 Основ предусмотрено, что компетенция органов нотариальной палаты регламентируется гражданским законодательством, настоящими Основами и уставом нотариальной палаты.

Нотариусы согласно статье 23 Основ имеют право взимать плату за оказание ими услуг правового и технического характера.

Размер стоимости оказываемых нотариусом услуг правового и технического характера, а также перечень льгот по оплате стоимости услуг правового и технического характера, о предоставлении которых нотариальная палата субъекта вправе принимать решение, какими-либо нормативно-правовыми актами не установлены.

Однако запрета на возможность принятия компетентным органом нотариальной палаты (общим собранием членов нотариальной палаты, правлением нотариальной палаты) решения по указанным вопросам законодательством не установлено.

В этой связи представляется, что компетентный орган региональных нотариальных палат вправе принимать решения об утверждении рекомендаций по вопросам взимания платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, в том числе по вопросам предоставления льгот при взимании платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.

Все нотариусы являются членами нотариальной палаты определенного субъекта Российской Федерации, соответственно, решения органов управления нотариальной палаты обязательны для нотариусов и обязанности, вытекающие из указанных решений, должны строго и неукоснительно ими выполняться.

Вопрос 5. Каждое ли обращение, содержащее, по мнению заявителя, сведения о совершении нотариусом дисциплинарного проступка (п. 9.2 Кодекса), является основанием для возбуждения дисциплинарного производства? Каким документом оформляется решение Президента нотариальной палаты субъекта Российской Федерации по вопросу о возбуждении (об отказе в возбуждении) дисциплинарного производства?

Ответ. Согласно пункту 11.13 Кодекса не позднее десяти календарных дней со дня поступления документов, являющихся основанием для возбуждения дисциплинарного производства, Президент нотариальной палаты решает вопрос о наличии допустимых оснований для возбуждения дисциплинарного производства.

Разрешая вопрос о том, являются ли обстоятельства, указанные в обращении, основанием для возбуждения дисциплинарного производства, Президент нотариальной палаты руководствуется своим внутренним убеждением, основываясь на всестороннем и непосредственном изучении представленных заявителем документов и материалов их проверки.

В соответствии с пунктом 11.8.6 Кодекса дисциплинарное производство может быть возбуждено при условии указания в поступившем обращении конкретного действия (бездействия) нотариуса, дающего основание полагать, что оно относится к перечню дисциплинарных проступков, указанных в пункте 9.2 настоящего Кодекса.

При этом Президент нотариальной палаты согласно пункту 11.14.2 Кодекса проверяет обращение на предмет соответствия требованиям, указанным в пунктах 11.8 - 11.9 Кодекса.

После возбуждения дисциплинарного производства все материалы дисциплинарного производства незамедлительно направляются Президентом нотариальной палаты для разбирательства в Комиссию по профессиональной этике нотариусов. В случае отсутствия в нотариальной палате такой комиссии (в нотариальной палате с количеством членов до 50 нотариусов) - в Правление нотариальной палаты.

Согласно пункту 11.15 Кодекса при наличии обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства, указанных в пунктах 11.14.1 - 11.14.5 Кодекса, Президент нотариальной палаты своим решением отказывает в его возбуждении и возвращает документы заявителю. В решении обязательно должны быть указаны основания принятого решения со ссылкой на конкретные нормы Кодекса, в том числе на пункты 11.8.6, 11.14.2, 11.15.

Решение Президента нотариальной палаты об отказе в возбуждении дисциплинарного производства может быть оформлено любым способом, в том числе в виде письменного ответа на обращение заявителя.

Поскольку Президент нотариальной палаты в соответствии со статьей 26 Основ является органом нотариальной палаты, компетенция которого регламентируется не только гражданским законодательством и Основами, но и уставом нотариальной палаты, вопрос о документе, в котором фиксируется решение Президента нотариальной палаты о наличии допустимых оснований для возбуждения дисциплинарного производства (об отказе в возбуждении), может быть решен нотариальной палатой самостоятельно исходя из положений ее устава.

Вопрос 6. В силу пункта 3.2.8 и пункта 9.2.21 Кодекса нотариус не вправе без уважительных причин не иметь постоянного места для совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более шести месяцев в течение календарного года. Какие причины будут являться уважительными?

Ответ. Такие причины в каждом случае могут быть признаны уважительными нотариальной палатой субъекта Российской Федерации исходя из конкретных обстоятельств. Например, нахождение нотариуса в ежегодном отпуске продолжительностью 60 дней и одновременное с этим истечение срока аренды помещения нотариальной конторы.

Вопрос 7. Обязательно ли указание на вывеске нотариальной конторы информации о графике ее работы, исходя из содержания пункта 8.1 Кодекса, в соответствии с которым нотариус обязан информировать граждан и организации о своем месте нахождения и режиме работы, в том числе посредством установления вывесок нотариальной конторы, указателей и размещения иной информации; вывеска должна иметь наименование "нотариус" или "нотариальная контора", а также может содержать информацию о режиме работы и контактных телефонах.

Ответ. Информация о графике работы нотариальной конторы может быть указана разными способами - например, на табличке, размещенной на входной двери нотариальной конторы. Вместе с тем следует учитывать, что информация о графике работы нотариальной конторы должна быть размещена в общедоступном месте.

Вопрос 8. Достаточно ли наличия в уставе нотариальной палаты положения о том, что комиссии создаются на основании решения правления, или необходимо отдельно установить порядок формирования именно Комиссии по профессиональной этике?

Ответ. Глава 10 Кодекса, определяющая компетенцию по рассмотрению дел о дисциплинарной ответственности, предусматривает создание отдельной комиссии - Комиссии по профессиональной этике нотариусов. Согласно пункту 10.1 Кодекса Комиссией по профессиональной этике, созданной в нотариальной палате субъекта Российской Федерации, рассматривается дело о дисциплинарной ответственности нотариуса.

Таким образом, для реализации положений Кодекса в нотариальных палатах субъектов Российской Федерации должны быть созданы такие Комиссии, а порядок формирования и организации их деятельности должен быть установлен уставом региональной нотариальной палаты.

Соответственно, существующая в нотариальной палате комиссия, занимающаяся рассмотрением жалоб, участвующая в проверках нотариусов и рассмотрении справок по результатам проверок, сообщения которой о нарушениях, установленных в ходе проверок нотариусов, согласно пункту 11.7.8 Кодекса являются основаниями для начала дисциплинарного производства, не должна функционировать одновременно и как Комиссия по профессиональной этике нотариусов.

Вместе с тем до внесения изменений в устав нотариальной палаты, касающихся порядка формирования и организации деятельности Комиссии по профессиональной этике, допускается временное возложение полномочий этой Комиссии на иную действующую в нотариальной палате комиссию.

Комиссия может не создаваться только в нотариальной палате субъекта Российской Федерации с количеством членов до 50 нотариусов; в этом случае полномочия Комиссии исполняет Правление соответствующей нотариальной палаты. Вопрос создания Комиссии в нотариальной палате субъекта Российской Федерации с количеством членов до 50 нотариусов, по мнению Федеральной нотариальной палаты, может быть решен самостоятельно данной нотариальной палатой. В случае возложения полномочий Комиссии на Правление у такой нотариальной палаты отсутствует необходимость принимать отдельный правовой акт, регулирующий порядок рассмотрения дисциплинарного дела, достаточно руководствоваться главой 11 Кодекса.

Вопрос 9. Пунктом 11.34 Кодекса предусмотрено, что документы, послужившие основанием для возбуждения дисциплинарного производства, документы, поступившие в Комиссию, протокол заседания и заключение Комиссии формируются в дисциплинарное дело. Каковы порядок учета и срок хранения дисциплинарных дел?

Ответ. В соответствии с пунктом 3.4.7 Основных правил работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) при составлении номенклатуры дел следует руководствоваться уставом или положением об организации, положениями о ее структурных подразделениях, штатным расписанием, номенклатурой дел организации за прошлый год, описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, регистрационными формами, ведомственными и типовыми перечнями документов с указанием сроков их хранения, типовыми и примерными номенклатурами дел.

В рамках требований пункта 3.4.9 Основных правил работы архивов организаций в графе 4 номенклатуры дел организации указываются срок хранения дела, номера статей по перечню (типовому, ведомственному), а при его отсутствии - по типовой или примерной номенклатуре дел. При включении в номенклатуру заголовков, документов, срок хранения которых не предусмотрен типовым или ведомственным перечнем документов, срок их хранения устанавливается ЭПК соответствующего архивного учреждения по представлению архива и ЦЭК (ЭК) организации.

Таким образом, порядок учета дисциплинарных дел в номенклатуре нотариальной палаты и срок их хранения устанавливаются уполномоченным органом нотариальной палаты исходя из Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. Целесообразно применение статьи 188 Перечня (документы (постановления, определения, акты, решения, протоколы, заключения, запросы, заявления, переписка) о соблюдении норм законодательства, конфликтах, спорах, иных вопросах правового характера) со сроком хранения 5 лет после снятия дисциплинарного взыскания (о серьезных нарушениях, связанных с возбуждением уголовных дел и судебных разбирательств, - постоянно).

Вопрос 10. В силу пунктов 11.7, 11.7.6 Кодекса основаниями для начала дисциплинарного производства являются сообщения, изложенные в средствах массовой информации. В каком случае такое сообщение признается допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства?

Ответ. Сообщение, изложенное в средствах массовой информации, может быть признано допустимым поводом к возбуждению дисциплинарного производства, если оно соответствует требованиям, установленным пунктами 11.8 - 11.8.7 Кодекса. Решение о возбуждении дисциплинарного производства в этом случае также принимается Президентом.

При отсутствии какой-либо информации, требуемой в соответствии с пунктами 11.8 - 11.8.7 Кодекса, нотариальная палата вправе запросить недостающие сведения у средств массовой информации, опубликовавших данное сообщение.

Вопрос 11. Является ли основанием для возбуждения дисциплинарного производства обращение, поступившее в электронном виде на сайт нотариальной палаты?

Ответ. Является при условии его соответствия требованиям, установленным пунктами 11.8 - 11.8.7 Кодекса.

Вопрос 12. Может ли работник нотариальной палаты быть секретарем Комиссии по профессиональной этике, если такая норма будет предусмотрена в Положении о Комиссии, утвержденном Правлением нотариальной палаты?

Ответ. Может. Вместе с тем, учитывая требования пункта 10.1 Кодекса, предусматривающие, что порядок формирования Комиссии и организации ее деятельности устанавливаются уставом нотариальной палаты, данная норма должна быть отражена либо напрямую в уставе, либо в Положении о Комиссии, утвержденном в соответствии с нормами устава нотариальной палаты. При этом следует учитывать положения пункта 11.29 Кодекса, согласно которым разбирательство дела о дисциплинарной ответственности во всех случаях осуществляется в закрытом заседании Комиссии, в котором вправе принимать участие только члены Комиссии и участники дисциплинарного производства, указанные в пункте 11.3 настоящего Кодекса. В связи с этим назначенный секретарем Комиссии по профессиональной этике работник нотариальной палаты должен сохранять в тайне сведения, ставшие известными ему в ходе заседания Комиссии.

Вопрос 13. Могут ли являться членами Комиссии по профессиональной этике или ее председателем члены Правления, члены других комиссий (в том числе Комиссии по проверкам)?

Ответ. Такое совмещение Кодексом не запрещено, но в случае возникновения конфликта интересов в силу участия члена Комиссии по профессиональной этике в заседании других органов управления и комиссий нотариальной палаты такое лицо должно взять самоотвод на соответствующем заседании Комиссии.

Вопрос 14. Согласно пункту 11.28 Кодекса по результатам разбирательства дела о дисциплинарной ответственности Комиссия по профессиональной этике выносит заключение. В какие сроки выносится и направляется участникам дисциплинарного производства заключение Комиссии?

Ответ. В соответствии с пунктом 11.34 Кодекса документы, послужившие основанием для возбуждения дисциплинарного производства, документы, поступившие в Комиссию, протокол заседания и заключение Комиссии формируются в дисциплинарное дело, которое направляется в Правление нотариальной палаты в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения.

Днем вынесения заключения считается день заседания Комиссии, на котором оно оглашено.

Пункт 11.32 Кодекса предусматривает, что заверенная копия заключения Комиссии вручается (направляется) участникам дисциплинарного производства по их просьбе в течение десяти рабочих дней.

Исходя из этого, мотивированное заключение в письменном виде может быть подготовлено Комиссией в течение пяти рабочих дней со дня его оглашения в заседании.

Вопрос 15. Всегда ли заявитель как участник дисциплинарного производства должен приглашаться на заседание Комиссии по профессиональной этике?

Ответ. Всегда. В соответствии с пунктом 11.13 Кодекса участники дисциплинарного производства извещаются о месте и времени его рассмотрения Комиссией не позднее чем за десять календарных дней до даты рассмотрения. Участникам дисциплинарного производства предоставляется возможность ознакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства с соблюдением требований о сохранении тайны совершения нотариальных действий.

Однако неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства в силу пункта 11.25 Кодекса не является препятствием для рассмотрения дела о дисциплинарном взыскании; в этом случае Комиссия рассматривает вопрос по существу исходя из имеющихся материалов и выслушивает тех участников производства, которые присутствуют на заседании Комиссии. Комиссия вправе отложить разбирательство на срок до одного месяца, если кто-либо из участников дисциплинарного производства не явился по уважительной причине.

Кроме того, согласно пункту 11.27 Кодекса Комиссия вправе отложить разбирательство дела на срок до двух месяцев для получения дополнительных сведений и документов, в том числе по просьбе участников дисциплинарного производства.

Вопрос 16. В соответствии с пунктом 9.2.12 Кодекса к дисциплинарному проступку относится осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности.

Согласно статье 14.1 Основ отсутствие у нотариуса договора страхования гражданской ответственности или несоответствие заключенного договора требованиям Основ является основанием для приостановления его полномочий до дня заключения такого договора.

Как соотносятся данные нормы? Предполагается ли вначале провести процедуру приостановления полномочий нотариуса, а потом возбудить дисциплинарное производство и рассмотреть вопрос о применении к нотариусу мер дисциплинарной ответственности?

Ответ. Приостановление полномочий нотариуса возможно одновременно с возбуждением в отношении него дисциплинарного производства.

Обстоятельства заключения нотариусом договора страхования гражданской ответственности и возобновления в связи с этим его полномочий не влияют на рассмотрение возбужденного в отношении нотариуса дисциплинарного производства и не являются препятствием для привлечения его к дисциплинарной ответственности впоследствии.

Вопрос 17. В силу пункта 3.2.11 Кодекса нотариусы не вправе передавать свои полномочия без уважительных причин.

Согласно пункту 9.2.29 Кодекса дисциплинарным проступком является неявка нотариуса без уважительных причин на общее собрание членов нотариальной палаты, а также по приглашению органов и комиссий нотариальной палаты для рассмотрения вопросов по исполнению его профессиональных обязанностей.

Следует ли подтверждать уважительность причин, и если да, то какими документами?

Ответ. Следует. В обоснование отсутствия по уважительной причине нотариусами могут быть представлены листки временной нетрудоспособности, копии приглашений для участия в мероприятиях, различные справки или другие документы, свидетельствующие об уважительности причин. Если отсутствие нотариуса вызвано форс-мажорными обстоятельствами или у нотариуса не имеется возможности заранее представить необходимые документы, он может уведомить о своем отсутствии по телефону, путем направления сообщения по электронной почте или посредством факсимильной связи, а документы, подтверждающие уважительность причины своего отсутствия, представить позже.

Вопрос 18. Обязана ли нотариальная палата проверять уважительность отсутствия нотариусов в каждом случае извещения палаты нотариусом (в том числе в случае отсутствия нотариуса менее пяти рабочих дней)?

Кем осуществляется контроль за соответствием причины (причин) временного отсутствия нотариуса перечню уважительных причин и соблюдением порядка передачи полномочий нотариуса по совершению нотариальных действий лицу, его замещающему?

Ответ. В рамках требований пункта 1.3 Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса, утвержденного решением Правления ФНП от 18.05.2015, приказом Минюста России от 29.06.2015 N 148, нотариальная палата осуществляет контроль за соответствием причины (причин) замещения временно отсутствующего нотариуса перечню уважительных причин и соблюдением порядка передачи полномочий нотариуса по совершению нотариальных действий лицу, его замещающему.

Исходя из положений статьи 34 Основ, проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года соответствующей комиссией, осуществляющей проверку деятельности нотариуса, а также при проведении внеплановых проверок (при наличии сведений об отсутствии уважительной причины временного отсутствия нотариуса в перечне уважительных причин нотариальная палата вправе инициировать внеплановую проверку организации работы нотариуса), а также в случае поступления соответствующей жалобы на деятельность нотариуса.

Вопрос 19. Согласно пункту 9.2.20 Кодекса к дисциплинарным проступкам отнесено совершение действий, в том числе во внеслужебное время, которые наносят ущерб профессиональной деятельности нотариуса или подрывают доверие и престиж профессии в обществе. Считается ли внеслужебным период времени после установленного нотариусом режима работы нотариальной конторы - например, в случае, если совершение нотариального действия затянулось?

Ответ. Внеслужебным временем считается период времени, в течение которого нотариус не ведет прием посетителей и не совершает нотариальных действий, независимо от установленного нотариусом графика работы нотариальной конторы.

Вопрос 20. Дисциплинарным проступком, предусмотренным пунктом 9.2.19 Кодекса, является несоблюдение культуры поведения при осуществлении профессиональной деятельности. Одним из видов несоблюдения культуры поведения является грубое отношение нотариуса к заявителю. Заявитель в жалобе указывает, что нотариус ему нагрубил (оскорбил), нотариус же в объяснении данное обстоятельство отрицает. В рамках процедуры рассмотрения дела о дисциплинарной ответственности приглашаются заявитель и нотариус, которые дадут аналогичные пояснения по делу. Как в этих случаях принимать решение о наличии или отсутствии в действиях нотариуса дисциплинарного проступка, какие доказательства помимо объяснений сторон можно использовать?

Ответ. Комиссия по профессиональной этике вправе по собственной инициативе или по просьбе участников дисциплинарного производства запрашивать дополнительные сведения и документы, необходимые для объективного рассмотрения дисциплинарного производства (п. 11.27 Кодекса). В рассматриваемом случае возможно использовать свидетельские показания или материалы видеозаписи, если таковая производилась.

Согласно пункту 11.13 Кодекса объяснения нотариуса, а также иные документы, связанные с жалобой на нотариуса, вправе истребовать Президент нотариальной палаты при разрешении вопроса о возбуждении дисциплинарного производства.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования таможенного союза от 28 мая 2010 года"
<О решении Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам> (вместе с "Дополнительными техническими требованиями к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов с населением в сфере услуг при проведении операций с наличной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте", утв. Решением ГМЭК от 02.12.1994, протокол N 15)
(утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011, протокол N 10)
Ошибка на сайте