Рейтинг@Mail.ru

Выписка из протокола заседания ЦИК России от 05.07.2023 N 121-1-8

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ

от 5 июля 2023 г. N 121-1-8

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

В ТРУДНОДОСТУПНЫХ ИЛИ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОСЬМОГО СОЗЫВА

ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ

На основании пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:

1. Одобрить Рекомендации по организации и проведению голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатным избирательным округам (прилагаются).

2. Опубликовать настоящую выписку из протокола заседания в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

Э.А.ПАМФИЛОВА

Секретарь

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

Н.А.БУДАРИНА

Приложение

к выписке из протокола заседания

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

от 5 июля 2023 г. N 121-1-8

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

В ТРУДНОДОСТУПНЫХ ИЛИ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОСЬМОГО СОЗЫВА

ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ

1. Общие положения

1.1. Вопросы организации и проведения голосования избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях на территории Российской Федерации при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатным избирательным округам, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ), нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

1.2. Вопросы единообразного применения норм законодательства Российской Федерации о выборах, регулирующих организацию голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, регламентируются Методическими рекомендациями по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 августа 2018 года N 174/1414-7.

1.3. Голосование избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, может проводиться по разрешению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - ИКСРФ) досрочно, но не ранее чем за 20 дней до дня (последнего дня) <1> голосования.

--------------------------------

<1> Здесь и далее указаны сроки в случае принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения, предусмотренного частью 1 статьи 80.1 Федерального закона N 20-ФЗ.

1.4. В случае создания руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации рабочей группы по оказанию содействия в организации и проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатным избирательным округам (далее - дополнительные выборы депутатов Государственной Думы) ИКСРФ может вносить предложения о включении в ее состав руководителей объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, либо их представителей.

1.5. ИКСРФ во взаимодействии с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, может разработать план организационных мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в таких местностях, и возложить контроль за выполнением данного плана на одного из членов ИКСРФ с правом решающего голоса.

2. Представление сведений об избирателях, находящихся

в труднодоступных или отдаленных местностях. Определение

транспортных маршрутов для доставки избирательной

документации, организации и проведения голосования.

Планирование расходов на оказание транспортных услуг

2.1. ИКСРФ заблаговременно определяет сроки и объем информации, необходимой для организации и проведения голосования избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, запрашиваемой у территориальных избирательных комиссий (далее - ТИК), глав администраций муниципальных образований, руководителей организаций, имеющих объекты, на которых работают избиратели в труднодоступных или отдаленных местностях, руководителей транспортных организаций.

2.2. Запрашиваемая информация должна содержать следующие сведения:

о местах нахождения избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях, включая наименования населенных пунктов либо объектов и их месторасположение;

об избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, и о количестве избирателей;

планируемое время пребывания на маршруте (время в пути и время стоянки);

цены и (или) тарифы на перевозки, стоимость одного часа эксплуатации транспортного средства;

о необходимости образования новых избирательных участков в труднодоступных или отдаленных местностях и примерном количестве избирателей;

о наименовании населенного пункта (либо объекта с указанием его месторасположения), в котором планируется образование избирательного участка;

о наличии помещений участковых избирательных комиссий (далее - УИК) и помещений для голосования;

о расстоянии между населенным пунктом, в котором находится ТИК, и населенным пунктом (объектом), в котором находится избирательный участок либо планируется его образование;

об используемых видах транспорта для организации и проведения досрочного голосования и (или) доставки избирательной документации;

о наличии регулярного транспортного сообщения или его отсутствии;

о местах дислокации (базирования) транспортных средств;

о видах технической связи между ТИК и УИК, между ТИК и населенными пунктами (объектами), в том числе в которых планируется образование избирательных участков;

об отдельных группах избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (далее - отдельные группы избирателей), с указанием описания таких мест и их месторасположения, в которых планируется проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей;

о планируемом количестве избирателей в каждой отдельной группе избирателей;

о роде (виде) деятельности избирателей, входящих в каждую отдельную группу избирателей;

о возможных видах транспорта для обеспечения проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей, планируемых датах проведения досрочного голосования, времени нахождения в пути;

другие сведения.

Примерная форма запроса в ТИК приведена в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.

2.3. ИКСРФ проводит анализ поступивших сведений на предмет эффективности расходования бюджетных средств и при разработке транспортных маршрутов должна изучить возможность:

оптимизации транспортных маршрутов, в том числе использования постоянных транспортных маршрутов;

проведения досрочного голосования избирателей в помещении избирательной комиссии;

образования в труднодоступных или отдаленных местах временных избирательных участков;

использования технических средств связи, в том числе для передачи протоколов об итогах голосования;

самостоятельного изготовления УИК избирательной документации;

использования на указанных маршрутах альтернативных (менее затратных) видов транспорта;

проведения голосования избирателей, ведущих кочевой образ жизни, работающих вахтово-экспедиционным методом, в удобных и доступных для избирателей местах, определенных избирательной комиссией (с обеспечением обязательного предварительного оповещения избирателей о дате, месте и времени проведения голосования);

оказания содействия в обеспечении на безвозмездной основе транспортными средствами:

находящимися в ведении МЧС России в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов от 27 февраля 2009 года;

органов военного управления Минобороны России, расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, на основании Соглашения о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации от 19 августа 2014 года.

В целях оптимизации расходов при проведении досрочного голосования необходимо изучить возможность:

использования транспорта совместно с иными заказчиками, проводящими полеты (поездки) в период, совпадающий с периодом проведения досрочного голосования;

организации досрочного голосования избирателей, работающих вахтовым методом, перед выездом на вахту (в случае совпадения периода).

Кроме того, ИКСРФ необходимо проанализировать фактические расходы на транспортные услуги в период проведения предыдущих выборов.

При проведении досрочного голосования избирателей в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные комиссии могут использовать различные виды транспорта: наземный (автомобильный, железнодорожный, гужевой и др.); водный (маломерные суда), воздушный (самолет, вертолет).

2.4. После проведения анализа с учетом сведений, указанных в пункте 2.2 настоящих Рекомендаций, ИКСРФ должна обобщить представленные сведения, при необходимости провести дополнительное уточнение маршрутов, определить объемы транспортных услуг и их примерную стоимость.

2.5. Расходы на оказание транспортных услуг, аренду транспортного средства с экипажем, связанных с перевозкой оборудования, избирательной документации, обеспечением работы избирательных комиссий в дни голосования при проведении досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, производятся в пределах средств, выделенных на проведение выборов, в соответствии с Порядком осуществления закупок товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями, участковыми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти, утвержденным постановлением ЦИК России от 3 февраля 2021 года N 282/2070-7.

К контракту на оказание услуг воздушным транспортом на проведение голосования (завоз и вывоз избирательной документации) по нескольким транспортным маршрутам, на оказание транспортных услуг по каждому транспортному маршруту могут прилагаться заявки на оказание транспортных услуг по каждому транспортному маршруту по форме согласно приложению N 2 к настоящим Рекомендациям.

3. Особенности образования избирательных участков

и формирования участковых избирательных комиссий

в труднодоступных или отдаленных местностях

3.1. Избирательные участки в труднодоступных или отдаленных местностях могут образовываться ТИК по согласованию с ИКСРФ и по согласованию с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, не позднее чем за 30 дней до дня (последнего дня) голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования. Примерная форма решения ТИК приведена в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям. Указанные избирательные участки образовываются на срок, установленный ТИК.

Согласование с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, осуществляется в письменной форме. При этом ТИК необходимо предварительно согласовать с руководителями таких объектов вопрос о предоставлении помещений для работы УИК и проведения голосования, а также запросить необходимые сведения о таких помещениях: адрес, общая площадь, этаж, количество выходов, наличие средств связи.

3.2. Информация об избирательных участках, образованных в порядке и сроки, указанные в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций, должна быть опубликована (обнародована) непосредственно после образования избирательного участка, но не позднее чем за два дня до дня (первого дня) голосования.

3.3. В случае образования избирательных участков в труднодоступных или отдаленных местностях в сроки, указанные в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций, УИК формируются в порядке, установленном частью 2 статьи 23 Федерального закона N 20-ФЗ, в сроки, обеспечивающие организацию и проведение досрочного голосования избирателей на соответствующих избирательных участках.

На избирательных участках, образованных в вахтовых поселках, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, УИК формируются руководителями или иными должностными лицами организаций из числа работников, привлекаемых к работам вахтовым методом, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.

3.4. Срок полномочий УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, устанавливается сформировавшей ее ТИК, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов избирателей либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия такой УИК прекращаются со дня, следующего за днем исполнения УИК решения вышестоящей избирательной комиссии, либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Полномочия УИК могут быть прекращены досрочно решением сформировавшей ее ТИК в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков.

4. Особенности составления и уточнения списков избирателей

на избирательных участках, образованных в труднодоступных

или отдаленных местностях

4.1. Список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется УИК не позднее чем за десять дней до дня (последнего дня) голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования УИК.

В случае проведения досрочного голосования в соответствии с частями 1 и 2 статьи 82 Федерального закона N 20-ФЗ список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется УИК не позднее чем за 21 день до дня (последнего дня) голосования.

Список избирателей составляется и уточняется в порядке, установленном Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатным избирательным округам, утвержденной постановлением ЦИК России от 29 июня 2022 года N 88/740-8.

4.2. В случае включения избирателя в список избирателей на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, УИК, принявшая такое решение, незамедлительно передает в вышестоящую ТИК уведомление о включении избирателя в список избирателей на данном избирательном участке с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно дня и месяца рождения), адреса его места жительства, номера избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей в труднодоступной или отдаленной местности. Примерная форма уведомления приведена в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям.

5. Обеспечение участковых избирательных комиссий

избирательных участков, образованных в труднодоступных

или отдаленных местностях, избирательной документацией

5.1. ТИК в соответствии с утвержденным ИКСРФ графиком (примерная форма графика приведена в приложении N 5 к настоящим Рекомендациям) организует доставку и передачу в УИК избирательных участков, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, документов, связанных с подготовкой и проведением дополнительных выборов депутатов Государственной Думы, в частности:

избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу;

бланков списков избирателей;

бланков протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы;

информационных материалов (плакатов) о каждом зарегистрированном кандидате, внесенном в избирательный бюллетень по соответствующему одномандатному избирательному округу, о фактах представления кандидатами сведений, оказавшихся недостоверными, сведений о судимости;

других документов и материалов, установленных частями 4 - 12 статьи 78 Федерального закона N 20-ФЗ, для размещения на информационных стендах.

5.2. В исключительных случаях (в случае невозможности своевременной доставки избирательной документации (сложные погодные условия, отсутствие транспорта и т.д.) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, УИК по согласованию с соответствующей ТИК принимает решение об изготовлении документов, связанных с подготовкой и проведением дополнительных выборов депутатов Государственной Думы, включая самостоятельное изготовление избирательных бюллетеней (при наличии технических средств). УИК утверждает необходимый тираж и сроки изготовления избирательных бюллетеней своим решением. В этом случае для защиты избирательных бюллетеней может не использоваться специальный знак (марка).

5.3. Для передачи утвержденной формы и текста избирательного бюллетеня по одномандатному избирательному округу, формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, форм других документов ТИК может использовать технические каналы связи (факсимильная связь, электронная почта и др.) в соответствии с Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 12 мая 2021 года N 5/43-8.

При отсутствии возможности передачи избирательной документации ТИК на основании соответствующих постановлений ЦИК России готовит и согласовывает с ИКСРФ описания формы и текста избирательного бюллетеня, формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, форм иных документов и обеспечивает передачу этих описаний в УИК с использованием технических каналов связи.

В описании формы избирательного бюллетеня фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов по одномандатному избирательному округу должны быть размещены строго в утвержденной последовательности.

Описание избирательного бюллетеня должно быть передано ТИК в УИК с таким расчетом, чтобы обеспечить их изготовление не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования).

В описании формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования количество, наименование и последовательность строк протокола должны соответствовать количеству, наименованию и последовательности строк в форме протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, утверждаемой соответствующим постановлением ЦИК России.

5.4. После получения формы и текста избирательного бюллетеня или их описания УИК изготавливает утвержденный своим решением тираж избирательных бюллетеней в установленный ею срок. Контроль за изготовлением избирательных бюллетеней осуществляет председатель УИК.

После изготовления избирательных бюллетеней председатель (а в его отсутствие - заместитель председателя либо секретарь) и два члена УИК составляют акт об изготовлении избирательных бюллетеней, который передается в ТИК вместе с первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и другой избирательной документацией.

Формы решения УИК и акта о самостоятельном изготовлении избирательных бюллетеней установлены Порядком изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатным избирательным округам, утвержденным постановлением ЦИК России от 7 июня 2023 года N 117/929-8.

Примерная форма решения УИК об изготовлении иной избирательной документации приведена в приложении N 6 к настоящим Рекомендациям.

6. Организация голосования. Досрочное голосование

избирателей на избирательных участках, образованных

в труднодоступных или отдаленных местностях

6.1. Голосование на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится с 8 до 20 часов по местному времени. В день (последний день) голосования УИК может объявить голосование законченным раньше указанного времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

При этом итоги такого голосования (в случае, если оно закончено ранее установленного законом времени) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, не могут быть обнародованы (доведены до сведения избирателей, кандидатов, иных участников избирательного процесса через средства массовой информации или иным способом) до окончания времени голосования в день (последний день) голосования на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.

6.2. Голосование в течение нескольких дней подряд на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится в соответствии Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденным постановлением ЦИК России от 8 июня 2022 года N 86/718-8.

6.3. ИКСРФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня (последнего дня) голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях. Данное решение целесообразно принимать по обращению ТИК.

В решении ИКСРФ должен быть указан период проведения досрочного голосования и номера избирательных участков, на которых оно проводится. Примерная форма такого решения приведена в приложении N 7 к настоящим Рекомендациям.

6.4. Решение ИКСРФ о проведении досрочного голосования направляется в соответствующие ТИК, публикуется в средствах массовой информации, размещается на сайте ИКСРФ в сети Интернет, а также в обязательном порядке доводится до сведения кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона N 20-ФЗ, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования.

6.5. О дне, времени и месте проведения досрочного голосования в труднодоступных или отдаленных местностях ТИК и УИК обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

6.6. При проведении досрочного голосования в помещении для голосования используются стационарные ящики для голосования.

7. Организация досрочного голосования отдельных групп

избирателей, находящихся в значительно удаленных

от помещения для голосования местах, транспортное сообщение

с которыми отсутствует или затруднено

7.1. ИКСРФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня (последнего дня) голосования) голосование в течение нескольких дней отдельных групп избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке и находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом.

Голосование проводится в порядке, установленном частями 3 - 9 статьи 82 Федерального закона N 20-ФЗ.

Указанное решение ИКСРФ принимается на основании обращения соответствующей ТИК, и в нем указывается планируемый период проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей и номера избирательных участков, на которых оно проводится. Примерная форма решения приведена в приложении N 8 к настоящим Рекомендациям.

7.2. Решение ИКСРФ о разрешении проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей публикуется в средствах массовой информации, размещается на сайте ИКСРФ в сети Интернет, а также доводится до сведения соответствующей ТИК, кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона N 20-ФЗ, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования.

7.3. ТИК должна незамедлительно довести решение ИКСРФ до сведения соответствующих УИК, которые на основании вышеуказанного решения принимают решение о дате (периоде), времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей. УИК должна оповестить вышестоящую ТИК о принятии данного решения. Примерная форма решения УИК приведена в приложении N 9 к настоящим Рекомендациям.

О дате, времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей ТИК и УИК обязаны не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования оповестить избирателей, а также лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона N 20-ФЗ, через средства массовой информации или иным способом. Данную информацию целесообразно также довести до сведения руководителей объектов, на которых работают избиратели.

7.4. Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей используются переносные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утвержденными постановлением ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6, количество которых определяется соответствующей УИК. Примерная форма решения УИК об определении количества переносных ящиков для голосования приведена в приложении N 10 к настоящим Рекомендациям.

7.5. Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей пустые переносные ящики для голосования перед выездом на голосование предъявляются в помещении УИК большинству членов УИК, а также присутствующим лицам, указанным в части 5 статьи 32 Федерального закона N 20-ФЗ, о чем составляется соответствующий акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются (пломбируются). Примерная форма акта приведена в приложении N 11 к настоящим Рекомендациям.

Каждому переносному ящику для голосования УИК присваивается порядковый номер. В случае если досрочное голосование на одном маршруте проводят несколько УИК, необходимо на переносных ящиках для голосования также указать номера избирательных участков.

7.6. Досрочное голосование отдельных групп избирателей проводят не менее двух членов УИК, назначенных ее решением. Они должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в УИК переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы для голосования по одномандатному избирательному округу с наклеенными специальными знаками (марками) (за исключением случаев, указанных в пункте 5.2 настоящих Рекомендаций), выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым члены УИК выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, необходимые письменные принадлежности (кроме карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня, а также информационные материалы о каждом зарегистрированном кандидате, внесенном в избирательный бюллетень по соответствующему одномандатному избирательному округу. Члены УИК, проводящие досрочное голосование отдельных групп избирателей, при получении избирательных бюллетеней расписываются в их получении в ведомости выдачи избирательных бюллетеней для проведения досрочного голосования.

Досрочное голосование может быть проведено одним членом УИК при условии, что при этом присутствуют не менее двух лиц из числа лиц, указанных в части 10 статьи 82 Федерального закона N 20-ФЗ.

7.7. При проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием переносных ящиков для голосования УИК должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, одним из субъектов общественного контроля, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами УИК возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования.

7.8. Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей, а также проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе эти сведения могут быть внесены в выписку из списка избирателей либо в список избирателей членом УИК, проводящим досрочное голосование.

Члены комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку "Проголосовал досрочно" в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей, указывают дату и время голосования.

В случае если избиратель расписался в выписке из списка избирателей, то после окончания проведения досрочного голосования, по возвращении в УИК, члены УИК, проводившие досрочное голосование, переносят отметки (в том числе серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина) из выписки из списка избирателей в список избирателей. Указанная выписка хранится вместе со списком избирателей.

7.9. Избиратель заполняет избирательный бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования в порядке, установленном статьей 81 Федерального закона N 20-ФЗ.

При обращении избирателя с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного член УИК выдает ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного в порядке, установленном частью 11 статьи 81 Федерального закона N 20-ФЗ.

Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня и заполнить его, имеет право воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем, устно известив члена УИК о своем намерении.

7.10. При проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей УИК обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования.

7.11. О проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, число избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов УИК, иных лиц, присутствовавших при проведении досрочного голосования. В акте также рекомендуется указать количество полученных членами УИК для проведения досрочного голосования избирательных бюллетеней и возвращенных после его проведения. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования. Примерная форма акта приведена в приложении N 12 к настоящим Рекомендациям.

7.12. С момента окончания досрочного голосования отдельных групп избирателей (после возвращения членов УИК, проводящих досрочное голосование) прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования незамедлительно опечатываются председателем УИК. При этом на месте печати могут поставить свои подписи члены УИК, проводившие досрочное голосование, и иные лица, присутствовавшие при его проведении. Хранение переносных ящиков обеспечивается секретарем УИК в помещении УИК или в ином охраняемом помещении. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала непосредственного подсчета голосов избирателей на избирательном участке.

Переносные ящики для голосования с находящимися в них избирательными бюллетенями, которые заполнили проголосовавшие досрочно избиратели, запрещается использовать для проведения голосования в день (дни) голосования.

7.13. Для контроля за проведением досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием воздушного транспорта и иных видов транспорта (вездеходов, автомобилей, лодок и др.) ТИК может составить график проведения такого голосования, согласованный с ИКСРФ, а также контрольный лист за исполнением этого графика. Для удобства контроля за полетами (поездками) каждому маршруту можно присвоить номер. Примерные формы графика контроля и контрольного листа приведены соответственно в приложениях N 13 и N 14 к настоящим Рекомендациям.

7.14. В период проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей ТИК целесообразно вести контроль и учет затраченного времени на каждом специальном маршруте. Примерная форма листа контроля и учета приведена в приложении N 15 к настоящим Рекомендациям.

Указанные сведения могут периодически передаваться в ИКСРФ в установленные ею сроки и представляться средствам массовой информации.

8. Подсчет голосов избирателей на избирательных участках,

образованных в труднодоступных или отдаленных местностях,

и особенности подсчета голосов избирателей, связанные

с голосованием отдельных групп избирателей

8.1. По истечении времени голосования (досрочного голосования) в день (последний день) голосования УИК проводит подсчет голосов избирателей и составляет протокол об итогах голосования в соответствии с требованиями статьи 85 Федерального закона N 20-ФЗ.

При проведении голосования в течение нескольких дней подряд подсчет голосов избирателей проводится с учетом особенностей, предусмотренных Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденным постановлением ЦИК России от 8 июня 2022 года N 86/718-8.

Подсчет голосов избирателей может проводиться ранее установленного времени окончания голосования в случае, указанном в пункте 6.1 настоящих Рекомендаций, если УИК объявила голосование законченным раньше установленного времени.

8.2. В случае если на избирательном участке проводилось досрочное голосование, то при подсчете голосов избирателей в первую очередь вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели.

8.3. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число досрочно проголосовавших избирателей с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в том числе неповрежденность опечатывания прорези для опускания избирательных бюллетеней, в чем председатель УИК предлагает удостовериться членам УИК, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.

9. Особенности внесения в протокол участковой избирательной

комиссии об итогах голосования сведений о досрочно

проголосовавших избирателях, отдельных группах избирателей

При заполнении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования следует учитывать, что:

при досрочном голосовании всех избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования так же, как при голосовании избирателей в день голосования: в строке 4 - "число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования" и в строке 8 - "число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования";

при досрочном голосовании всех избирателей на избирательном участке датой подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования является фактическая дата его подписания;

при досрочном голосовании отдельных групп избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в строке 3 - "число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно" и в строке 7 - "число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования".

10. Передача протоколов участковых избирательных комиссий

об итогах голосования с избирательных участков, образованных

в труднодоступных или отдаленных местностях

10.1. В случае невозможности передачи протокола об итогах голосования УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, непосредственно в ТИК в установленные сроки (до установления итогов голосования) данные протокола передаются УИК сразу после его подписания при наличии соответствующего оборудования по техническим каналам связи в соответствии с Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 12 мая 2021 года 5/43-8.

10.2. В случае передачи данных протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по техническим каналам связи УИК обязана предпринять все необходимые меры, чтобы при первой возможности способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, передать в ТИК первый экземпляр протокола об итогах голосования и другие документы, предусмотренные частью 28 статьи 85 Федерального закона N 20-ФЗ.

11. Обеспечение безопасности членов избирательных комиссий

и лиц, имеющих право присутствовать при проведении

досрочного голосования избирателей и доставке избирательной

документации в труднодоступные или отдаленные местности

11.1. В целях обеспечения безопасности членов избирательных комиссий и лиц, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования избирателей и доставке избирательной документации в труднодоступные или отдаленные местности, соответствующие комиссии должны:

заблаговременно проинформировать территориальные органы МЧС России о планируемых маршрутах, используемых видах транспортных средств и средств связи, а в случае необходимости обратиться с просьбой о предоставлении соответствующего технического оборудования, средств безопасности и связи на безвозмездной основе;

совместно с территориальными органами МЧС России определить механизм оперативной связи в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

11.2. В случае доставки протокола УИК в ТИК непосредственно из труднодоступной или отдаленной местности по решению и в порядке, установленном ЦИК России, могут использоваться спутниковые навигационные технологии ГЛОНАСС и спутниковые системы связи, которые позволят в реальном масштабе времени передавать информацию о маршруте движения и продолжительности остановок.

12. Передача сведений о проведении досрочного голосования

избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях

и отдельных групп избирателей в значительно удаленных

от помещения для голосования местах

12.1. Сведения о проведении досрочного голосования избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, а также отдельных групп избирателей в значительно удаленных от помещения для голосования местах передаются из ТИК в ИКСРФ по окончании проведения досрочного голосования с указанием общего количества избирателей, проголосовавших в труднодоступных или отдаленных местностях, общего количества отдельных групп избирателей и иных сведений, указанных в приложении N 16 к настоящим Рекомендациям.

12.2. Указанные в пункте 12.1 настоящих Рекомендаций сведения передаются ИКСРФ в ЦИК России по ее запросу.

Приложение N 1

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

N п/п

N избирательного участка

Количество избирателей

Наименование и месторасположение населенного пункта (объекта)

Расстояние от населенного пункта (объекта) до ТИК

Наличие постоянных транспортных маршрутов

Постоянные виды транспорта для доставки избирательной документации

Планируемый вид транспорта для доставки избирательной документации

Виды технической связи

N п/п

N избирательного участка <**>

Наименование и месторасположение населенного пункта (объекта)

Примерное количество избирателей

Наличие помещений УИК/помещений для голосования

Расстояние от населенного пункта (объекта) до ТИК

Наличие постоянных транспортных маршрутов

Постоянные виды транспорта для доставки избирательной документации

Планируемый вид транспорта для доставки избирательной документации

Виды технической связи

N п/п

N избирательного участка (для включения в список избирателей)

Количество избирателей

Описание и расположение места проведения досрочного голосования

Род (вид) деятельности избирателей

Расстояние от УИК до места проведения досрочного голосования

Планируемый вид транспорта для обеспечения проведения досрочного голосования

Планируемая дата (даты) проведения досрочного голосования

Время в пути (ч., мин.)

Виды технической связи

--------------------------------

<*> Форма запрашиваемой информации у глав муниципальных образований, руководителей объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в зависимости от содержания запроса.

<**> Номер избирательного участка указывается после образования избирательного участка.

Приложение N 2

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Заявка N ____ на полет <*>

(к контракту N 0000000000000 от "__" __________ 20__ года)

Руководителю авиапредприятия (командиру вертолета) _________

Дата вылета: ___________

Время вылета: ___________

Маршрут и загрузка вертолета по этапам

транспортного маршрута

N п/п

Аэропорт (пункт) отправления

Аэропорт (пункт) прибытия

Загрузка

Примечание

количество пассажиров <**>

груз <***>

общий тоннаж

Заявка на полет согласована "__" __________ 20__ года

Представитель Заказчика _______________

МП

Представитель Исполнителя ___________

МП

--------------------------------

<*> Возможно использование иной формы, установленной Исполнителем.

<**> Члены комиссий, наблюдатели, сотрудники правоохранительных органов, обеспечивающих охрану избирательной документации и оборудования, проводники.

<***> Избирательная документация, переносной ящик для голосования, информационные материалы.

Приложение N 3

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Приложение N 4

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

N п/п

N избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей

N избирательного участка по месту жительства избирателя <*>

Фамилия, имя, отчество избирателя

Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения)

Адрес места жительства

--------------------------------

<*> Заполняется при наличии указанных сведений.

Приложение N 5

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

N п/п

Номер избирательного участка

Наименование населенного пункта (объекта)

Наименование документа

Дата доставки

Вид транспорта, которым осуществляется доставка

план

факт

Приложение N 6

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Приложение N 7

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Приложение N 8

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Приложение N 9

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Приложение N 10

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Приложение N 11

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Приложение N 12

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

--------------------------------

<*> Акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.

Приложение N 13

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Номер избирательного участка

Дата проведения досрочного голосования

по графику

фактически <**>

Планируемое количество избирателей

Фактически проголосовало

--------------------------------

<*> График контроля ведет соответствующая территориальная избирательная комиссия.

<**> В случае невыполнения запланированного специального маршрута (или его части) указываются причины.

Приложение N 14

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Номер УИК

Местонахождение избирателей

Номер маршрута

Количество избирателей

Дата проведения досрочного голосования

Вид транспорта

включенных в список

(план)

проголосовавших

(факт) <*>

план

факт <*>

1

2

3

4

5

6

7

8

--------------------------------

<*> Графы 5 и 7 заполняются в ходе проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей.

Приложение N 15

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Дата полета, номер конкретного маршрута

Пункты голосования

(местонахождение, номер изб. участка)

Расстояние между пунктами, км

Время отправления из каждого пункта маршрута

(ч., мин.)

Время стоянки в пункте проведения голосования

(ч., мин.)

Полетное время до каждого пункта проведения голосования

(ч., мин.)

Время возврата в конечный пункт маршрута

(ч., мин.)

ФИО членов УИК, проводивших голосование

ФИО лиц, присутствующих при проведении голосования

По графику - _.__ 20__, маршрут N 1

(начальная точка маршрута)

(10 ч.)

1 час

(бригада охотников)

(180)

(11 ч. 10 мин.)

(10 мин.)

1 час

(стойбище)

(180)

(12 ч. 40 мин.)

(30 мин.)

1 час 30 мин.

(конечная точка маршрута)

(270)

(14 ч. 10 мин.)

Фактически - _.__ 20__, маршрут N 1

(начальная точка маршрута)

(12 ч.)

1 час

(бригада охотников)

(180)

(13 ч. 10 мин.)

(10 мин.)

(стойбище)

(голосование не проводилось в связи с пургой в местонахождении стойбища)

(конечная точка маршрута)

(180)

(14 ч. 10 мин.)

Приложение N 16

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования избирателей

в труднодоступных или отдаленных

местностях при проведении

дополнительных выборов депутатов

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

восьмого созыва по одномандатным

избирательным округам

(примерная форма)

Наименование избирательной комиссии

Избирательные участки, голосующие досрочно в целом

Досрочное голосование отдельных групп избирателей

Виды транспорта, используемые для организации досрочного голосования

Технические виды связи, используемые для передачи данных протоколов об итогах голосования/количество участков, с которых передавались протоколы по техническим каналам связи

количество участков

количество избирателей

количество участков, на которых голосовали отдельные группы

количество отдельных групп

количество проголосовавших избирателей

--------------------------------

<*> Сведения о проведении досрочного голосования передаются участковой избирательной комиссией в территориальную, территориальной - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации по окончании проведения досрочного голосования избирателей (но не позднее установленного избирательной комиссией субъекта Российской Федерации времени). Данные сведения передаются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в ЦИК России по ее запросу.

Другие документы по теме
(ред. от 22.06.2023) "Утвержден временный алгоритм по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и грузов" (вместе с "Временным алгоритмом принятия решений Межведомственной комиссии по допуску перевозчиков к выполнению международных перевозок и (или) грузов о временной передаче допуска к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов от одного перевозчика другому перевозчику", утв. протоколом заседания Межведомственной комиссии по допуску перевозчиков к выполнению международных перевозок и (или) грузов от 18.03.2022 N 40)
(утв. решением Совета директоров АО "Корпорация "МСП" от 15.03.2022, протокол N 131) (ред. от 14.07.2023)
"Кодекс деловой этики ОАО "Российские железные дороги" (утв. решением совета директоров ОАО "РЖД", протокол от 23.06.2023 N 13)
Ошибка на сайте