"Требования по содержанию и функционированию нотариальной конторы, обеспечению надлежащих условий для приема нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц"
Утверждены
решением Правления
Федеральной нотариальной палаты
от 26 декабря 2019 г., протокол N 15/19
ТРЕБОВАНИЯ
ПО СОДЕРЖАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ НОТАРИАЛЬНОЙ КОНТОРЫ,
ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЛЕЖАЩИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИЕМА НОТАРИУСОМ
ОБРАТИВШИХСЯ ЗА СОВЕРШЕНИЕМ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛИЦ
1. Общие положения
1.1. Требования по содержанию и функционированию нотариальной конторы, обеспечению надлежащих условий для приема нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц (далее - Требования) разработаны во исполнение требований статей 16, 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.
Настоящие Требования применяются в части, не противоречащей законодательству субъекта Российской Федерации, устанавливающему правила по содержанию и функционированию нотариальной конторы, обеспечению надлежащих условий для приема нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц.
2. Требования к расположению нотариальной конторы
2.1. Нотариус обязан обеспечить функционирование нотариальной конторы, расположенной в жилом или нежилом здании (помещении) на территории нотариального округа, в котором он назначен на должность.
2.2. При изменении места расположения нотариальной конторы нотариус обязан сообщить об этом в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата) в сроки, установленные нотариальной палатой, но не позднее 7 (семи) дней до даты изменения места расположения нотариальной конторы.
2.3. Место расположения нотариальной конторы обозначается вывеской при входе в здание или в помещение нотариальной конторы и, при необходимости, указателями, которые должны соответствовать требованиям, установленным нотариальной палатой в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, и стандартам оформления (макету) вывески и указателей при входе в здание или помещение нотариальной конторы, утвержденным Федеральной нотариальной палатой, а также могут содержать информацию о режиме приема граждан и контактных телефонах.
В случае отказа собственника здания и (или) уполномоченного органа в согласовании размещения вывески на здании, вывеска размещается при входе в помещение нотариальной конторы в здании.
3. Требования к помещению нотариальной конторы
3.1. Нотариальная контора должна располагаться в помещении, которое находится в собственности у нотариуса либо предоставлено ему в аренду или в пользование по соответствующему договору.
Подлинники (либо копии) документов, подтверждающих право собственности нотариуса на помещение либо его право аренды (пользования) помещением, должны храниться в помещении нотариальной конторы.
3.2. С целью обеспечения надлежащих условий для приема нотариусом обратившихся за совершением нотариальных действий лиц помещение нотариальной конторы должно:
3.2.1. находиться в здании, имеющем свободный доступ лиц для обращения к нотариусу.
3.2.2. располагаться, при наличии возможности, на первых этажах зданий, оборудованных пандусами, в том числе переносными (съемными), или выше первого этажа здания, в котором имеются технические средства вызова нотариуса к инвалидам с ограниченными возможностями передвижения.
3.2.3. иметь естественное и искусственное освещение <1>, отопление, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, быть оборудовано средствами пожаротушения, мебелью в кабинете нотариуса и в помещении для ожидания приема у нотариуса для лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий.
--------------------------------
<1> Требования к освещенности кабинетов установлены СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".
3.3. Количество кабинетов и иных помещений в нотариальной конторе, их функциональное назначение, расположение и размер определяются нотариусом самостоятельно с учетом следующих факторов:
- кабинет, в котором нотариусом ведется прием, должен быть изолированным от других помещений нотариальной конторы и обеспечивать сохранение тайны совершения нотариального действия, а также быть оборудован средствами видеофиксации;
- работники нотариальной конторы должны быть обеспечены оборудованными рабочими местами;
- в помещении нотариальной конторы должны иметься: телефонная связь, доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информационным правовым системам, оргтехника, необходимая мебель.
3.4. В помещении для ожидания приема в доступной форме и удобном для обозрения месте размещается следующая информация:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) нотариуса и лиц, его замещающих, дата и номер приказа уполномоченного органа о наделении нотариуса полномочиями в данном нотариальном округе и о наделении лиц, замещающих нотариуса, полномочиями по его замещению, номер нотариуса и лиц, его замещающих, в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
- адрес, телефон нотариальной конторы, адрес электронной почты (при наличии), дни и часы приема граждан, изменения дней и (или) часов приема граждан;
- адрес сайта нотариуса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);
- адрес, телефон ближайшей нотариальной конторы данного нотариального округа, дни и часы приема граждан, фамилия, имя, отчество (при наличии) нотариуса;
- адрес, телефон и сайт в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет" нотариальной палаты;
- размеры нотариальных тарифов и платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий, а также порядок их оплаты;
- информация о льготах при взимании нотариального тарифа и платы за оказание услуг правового и технического характера за совершение нотариальных действий;
- информация о возможности приема граждан нотариусом по предварительной записи и порядке вызова нотариуса, в том числе к маломобильным гражданам, для совершения нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы;
- график приема населения, утвержденный нотариальной палатой в соответствии со статьей 25 Основ, и перечень поселений и населенных пунктов в соответствии с графиком выезда (при наличии графика);
- информация, предупреждающая о ведении видеофиксации;
- иная информация, не противоречащая законодательству Российской Федерации, Кодексу профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.
Размещение информации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, государственном языке субъекта Российской Федерации в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.
Тексты материалов, которые размещаются на информационном стенде в помещении для ожидания приема нотариусом, выполняются удобным для чтения шрифтом, с выделением наиболее важной информации.
В помещении для ожидания приема не допускается ведение деятельности по изготовлению проектов нотариальных документов, их копий, а также хранение номенклатурных дел нотариуса.
3.5. Место для размещения номенклатурных дел нотариуса выбирается нотариусом и оснащается оборудованием, исходя из необходимости создания условий сохранности нотариальных документов в течение установленных законодательством сроков хранения.
3.6. Нотариус обязан обеспечить необходимые меры по:
- исключению возможности несанкционированного доступа в помещение нотариальной конторы, в том числе к номенклатурным делам, а также к техническим и программным средствам, обеспечивающим деятельность нотариуса;
- сохранности нотариальных документов, в том числе переданных нотариусу на временное хранение, личной печати нотариуса, с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, бланков для совершения нотариальных действий и иных документов и материалов, связанных с деятельностью нотариуса, паролей, электронной подписи нотариуса и иных специальных средств (программ), которые позволяют использовать электронную подпись нотариуса, а также по сохранности материалов видеофиксации на материальном носителе, предназначенном для хранения и воспроизведения информации;
- противопожарной безопасности (наличие противопожарной сигнализации, сейфов, металлических дверей, защиты окон, при отсутствии отдельного помещения для хранения нотариальных документов - оборудование кабинета нотариуса металлическими шкафами и т.п.);
- соответствию помещения нотариальной конторы санитарно-гигиеническим требованиям.
4. Требования к оборудованию нотариальной конторы
оргтехникой и к ее эксплуатации
4.1. Нотариальная контора должна быть оборудована необходимой в соответствии с требованиями законодательства для нотариальной деятельности оргтехникой, в том числе: персональным (персональными) компьютером (компьютерами) (далее - ПК), иной электронной офисной техникой (копировально-множительными машинами, принтерами, сканерами, веб-камерами и др.).
4.2. Эксплуатация ПК и иной электронной офисной техники должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также Рекомендациям по оборудованию и программному обеспечению для нотариальной конторы, утверждаемым Федеральной нотариальной палатой.
5. Заключительные положения
5.1. В случае финансирования деятельности нотариуса за счет средств нотариальной палаты нотариальная палата вправе установить дополнительные требования к содержанию и функционированию нотариальной конторы, обеспечению надлежащих условий для приема обратившихся за совершением нотариальных действий лиц.
5.2. Контроль за выполнением нотариусами настоящих Требований осуществляют нотариальные палаты, членами которых они являются.
5.3. Требования к организации нотариального обслуживания нотариусами, занимающимися частной практикой, утвержденные решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 12 ноября 2012 г., протокол N 12/12, признать утратившими силу.