"Регламент взаимодействия Экспертно-аналитического департамента с привлеченными для осуществления ликвидационных процедур специализированными организациями"
Утвержден
решением Правления Агентства
от 29 ноября 2018 г.
(протокол N 137, раздел VI)
РЕГЛАМЕНТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА
С ПРИВЛЕЧЕННЫМИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИКВИДАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
I. Общие положения
1.1. Регламент взаимодействия Экспертно-аналитического департамента с привлеченными для осуществления ликвидационных процедур специализированными организациями (далее - Регламент) определяет порядок взаимодействия Экспертно-аналитического департамента (далее - ЭАД) с привлеченными для осуществления ликвидационных процедур специализированными организациями при выполнении государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) функций конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовыми организациями (далее - ЛФО).
Положения Регламента применяются также в случаях привлечения специализированной организации при возложении на Агентство функций временной администрации по управлению банком для целей предупреждения банкротства банка (далее - временная администрация) с учетом особенностей осуществления указанных функций.
1.2. Для целей Регламента под привлеченной специализированной организацией понимается аккредитованная при Агентстве специализированная организация (адвокаты аккредитованного при Агентстве адвокатского образования) по номинации "Юридические консультанты", "Юридические консультанты для страховых организаций", с которой по результатам конкурсного отбора был заключен договор на оказание юридических услуг (соглашение об оказании юридической помощи) ЛФО (далее - договор), а также иное лицо, оказывающее юридические услуги ЛФО на основании заключенного с ним гражданско-правового договора (далее - специализированная организация).
1.3. Под взаимодействием со специализированной организацией понимается комплекс осуществляемых ЭАД мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего правового сопровождения специализированной организацией ликвидационных процедур в отношении финансовой организации, включающий в себя контроль качества оказываемых специализированной организацией услуг, а также выработку общих подходов для осуществления правового сопровождения ликвидации финансовых организаций на основе анализа и обобщения правоприменительной практики и координацию деятельности специализированных организаций в рамках направлений деятельности, указанных в пункте 1.4 Регламента.
1.4. Взаимодействие ЭАД со специализированными организациями осуществляется в объеме заключенных с ними договоров по следующим направлениям деятельности:
оспаривание сомнительных сделок;
привлечение контролировавших деятельность ЛФО лиц к имущественной ответственности.
1.5. Ответственными за непосредственное взаимодействие со специализированной организацией являются работники отдела оспаривания сомнительных сделок, а также первого и второго отделов выявления обстоятельств банкротства ЭАД (далее - ответственные работники ЭАД).
Информация о контактных данных (адрес электронной почты, телефон) доводится ответственными работниками ЭАД до сведения специализированной организации самостоятельно в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения ЭАД сведений о заключении с ней договора.
1.6. Проверка качества оказываемых специализированной организацией юридических услуг осуществляется ответственными работниками ЭАД в ходе взаимодействия со специализированными организациями посредством проведения предварительного, текущего и последующего контроля.
II. Порядок и формы взаимодействия при оспаривании сомнительных сделок
2.1. Специализированная организация осуществляет деятельность по оспариванию сомнительных сделок в соответствии с Порядком организации и проведения работы по выявлению и оспариванию сомнительных сделок в ликвидируемых финансовых организациях (далее - Порядок оспаривания).
2.2. Предварительный контроль работы специализированной организации при оспаривании сомнительных сделок заключается в предварительном согласовании процессуальных действий, согласование которых предусмотрено Порядком оспаривания. В частности, подлежат согласованию:
изменение основания или предмета заявления об оспаривании сделки;
уменьшение размера требований, содержащихся в заявлении об оспаривании сделки, в ходе судебного процесса;
полный или частичный отказ от требований, содержащихся в заявлении об оспаривании сделки;
заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам дела.
По сделкам, подлежащим особому контролю в соответствии с Порядком оспаривания, дополнительно согласовываются с ЭАД:
проекты заявлений об оспаривании сделок;
процессуальные документы, содержащие правовую позицию по существу заявленных требований (уточнения (объяснения) по заявлению);
апелляционные, кассационные жалобы;
заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Предварительному контролю подлежат также любые обращения с кассационными (надзорными) жалобами в Верховный Суд Российской Федерации по делам об оспаривании сомнительных сделок.
2.3. Решения о нецелесообразности оспаривания сомнительной сделки и о нецелесообразности обжалования судебных актов, принятых по результатам оспаривания сомнительных сделок, подлежат согласованию в соответствии с Порядком оспаривания.
2.4. Документ, подлежащий согласованию в рамках предварительного контроля, направляется в ЭАД специализированной организацией ответственному работнику ЭАД (на адрес его электронной почты) и представителю конкурсного управляющего (ликвидатора) либо руководителю временной администрации с использованием защищенного канала связи.
В случае если направление в суд процессуального документа, подлежащего согласованию, должно быть осуществлено в установленный процессуальным законодательством срок либо в срок, определенный решением органа управления Агентства либо заместителя Генерального директора Агентства, осуществляющего координацию деятельности ЭАД, проект указанного документа должен быть представлен специализированной организацией в ЭАД не позднее 5 рабочих дней до истечения указанных сроков.
2.5. Текущий контроль работы специализированной организации по оспариванию сомнительных сделок осуществляется путем анализа и обобщения информации, содержащейся в отчетах об оспаривании сделок, подготавливаемых в соответствии с Порядком оспаривания.
ЭАД может осуществлять выборочный текущий контроль работы специализированной организации по оспариванию конкретных сделок.
Специализированная организация обязана вносить информацию об оспаривании сделок в программный комплекс "Система учета судебных споров" (далее - СУСС) не позднее 1 рабочего дня после наступления соответствующего события либо получения ею сведений о событии.
При осуществлении текущего контроля ответственный работник ЭАД проверяет полноту и своевременность выполняемых специализированной организацией мероприятий. В случае необходимости он вправе запрашивать у специализированной организации иные сведения и документы о выполняемой и выполненной работе.
Специализированная организация обязана направлять ответственному работнику ЭАД копии судебных актов первой и апелляционной инстанций об отказе (полностью либо в части) в удовлетворении заявленных требований об оспаривании сделок, о прекращении производства по обособленному спору и документов, отражающих правовую позицию по обособленному спору, не позднее 3 рабочих дней с момента получения изготовленного в полном объеме судебного акта (его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
В ходе текущего контроля согласование акта сдачи-приемки оказанных услуг по договору в части оспаривания сомнительных сделок осуществляется ответственным работником ЭАД.
Сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной, вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и размещению на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Агентства) не позднее 3 рабочих дней с даты, когда Агентству стало известно о подаче заявления или вынесении судебного акта, а при подаче Агентством заявления - не позднее следующего рабочего дня после дня подачи заявления.
В случае если правовое сопровождение дел об оспаривании сделок финансовой организации осуществляется ЭАД, ответственным за подготовку и включение, а также размещение сведений является ЭАД.
В случае если правовое сопровождение дел об оспаривании сделок финансовой организации осуществляется специализированной организацией, ответственным за подготовку и включение, а также размещение сведений является представитель конкурсного управляющего (ликвидатора).
III. Порядок и формы взаимодействия при привлечении лиц, контролировавших деятельность финансовых организаций, к имущественной ответственности
3.1. Под привлечением к имущественной ответственности лиц, контролировавших деятельность финансовых организаций, для целей Регламента понимается предъявление в арбитражный суд исков о привлечении таких лиц к гражданско-правовой ответственности (субсидиарная ответственность или взыскание причиненных убытков) (далее - привлечение к имущественной ответственности).
3.2. Предварительный контроль осуществляется путем согласования с ЭАД проектов заявлений о привлечении к имущественной ответственности, жалоб на итоговые судебные акты по данным заявлениям, а также заявлений о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Предмет, основания, сумма требований и подлежащие привлечению к имущественной ответственности лица определяются специализированной организацией на основании заключения, составленного по итогам проверки обстоятельств банкротства (ухудшения финансового положения) финансовой организации. После согласования заявление подписывается заместителем Генерального директора Агентства, осуществляющим координацию деятельности ЭАД, или по согласованию с ним представителем конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией либо руководителем временной администрации.
Проекты указанных процессуальных документов в формате Word (а при подготовке проекта процессуального документа, подписываемого Генеральным директором Агентства либо его заместителем, - с приложением его копии в формате *.pdf с визой работника и руководителя специализированной организации) направляются специализированной организацией ответственному работнику ЭАД с использованием защищенного канала связи (с одновременным уведомлением по адресу электронной почты) не позднее 15 рабочих дней до установленного срока подачи в суд заявления о привлечении к имущественной ответственности.
Специализированная организация не позднее 5 рабочих дней до подачи в суд заявления о привлечении к имущественной ответственности направляет в ЭАД с использованием защищенного канала связи (с одновременным уведомлением по адресу электронной почты ответственного работника ЭАД и представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией либо руководителя временной администрации) текст пресс-релиза о подаче соответствующего заявления для его согласования. Одновременно направляются сведения о гражданстве привлекаемых к имущественной ответственности лиц, а также сведения о страховых номерах индивидуального лицевого счета (СНИЛС) этих лиц (при наличии). ЭАД обеспечивает публикацию сообщения на сайте Агентства и его включение в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее 3 рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления.
3.3. Предварительному согласованию с ЭАД подлежат проекты документов, которые влекут изменение оснований, предмета, размера требований к привлекаемым к имущественной ответственности лицам, отказ от требований, в т.ч. в отношении отдельных лиц, заключение мирового соглашения, предъявление требований к ранее не указанным в заявлении лицам, замену ненадлежащего ответчика, а также приостановление производства по делу.
В случае если направление в суд процессуального документа, подлежащего согласованию, должно быть осуществлено в установленный процессуальным законодательством срок либо в срок, определенный решением органа управления Агентства либо заместителя Генерального директора Агентства, осуществляющего координацию деятельности ЭАД, проект указанного документа должен быть представлен в ЭАД не позднее 5 рабочих дней до истечения указанных сроков.
3.4. Текущий контроль работы специализированной организации в рамках привлечения к имущественной ответственности контролирующих лиц осуществляется ЭАД на протяжении всего срока оказания специализированной организацией соответствующих юридических услуг путем проверки полноты и своевременности выполняемых специализированной организацией мероприятий.
Данные о судебных спорах подлежат внесению в СУСС не позднее 1 рабочего дня после наступления соответствующего события либо получения сведений о нем специализированной организацией.
Копии всех процессуальных документов, направляемых в суд, помимо документов, подлежащих предварительному согласованию с ответственным работником ЭАД, а также копии документов, поступивших от других участников процесса, направляются ответственному работнику ЭАД. В случае поступления имеющих значение для сопровождения судебного дела документов (сведений) в ЭАД, они незамедлительно направляются в специализированную организацию для использования в работе.
Специализированная организация в течение 3 рабочих дней с момента наступления соответствующего события направляет ответственному работнику ЭАД следующие сведения и документы применительно к заявлениям о привлечении к имущественной ответственности:
о подаче (направлении) заявления о привлечении к имущественной ответственности (с приложением первого листа заявления с отметкой суда о получении или иного подтверждения направления заявления);
о подаче (направлении) жалоб (заявлений) о пересмотре судебного акта (с приложением первого листа с отметкой суда о получении или иного подтверждения направления);
судебные акты, вынесенные по указанным выше заявлениям, а также судебные акты об их пересмотре (резолютивная часть и мотивировочная часть).
Ответственный работник ЭАД в случае необходимости вправе запрашивать у специализированной организации иные сведения и документы о выполняемой и выполненной работе.
В ходе текущего контроля согласование акта сдачи-приемки оказанных услуг в части привлечения к имущественной ответственности лиц, контролировавших деятельность финансовых организаций, осуществляется ответственным работником ЭАД.
IV. Последующий контроль
4.1. ЭАД может проводить последующий контроль работы специализированной организации, связанной с оказанием услуг по оспариванию сомнительных сделок и привлечению к имущественной ответственности, в виде проверки оказанных специализированной организацией услуг путем анализа качества подготовленных процессуальных документов, а также своевременности и полноты совершенных процессуальных и иных действий.
4.2. Последующий контроль может проводиться в форме полной или выборочной проверки.
Решение о проведении соответствующей проверки работы по привлечению к имущественной ответственности принимается Генеральным директором Агентства или заместителем Генерального директора Агентства, осуществляющим координацию деятельности ЭАД.
Решение о проведении проверки работы по оспариванию сомнительных сделок принимается Генеральным директором Агентства, заместителем Генерального директора Агентства, осуществляющим координацию деятельности ЭАД, или директором ЭАД.
4.3. В рамках последующего контроля специализированная организация обязана предоставить любую информацию и документы, связанные с оказанием соответствующих услуг, в указанные в запросе сроки.
4.4. По результатам проверки при необходимости ЭАД готовит мотивированное заключение о качестве оказанных специализированной организацией услуг, которое направляется лицу, принявшему решение о проведении проверки. Специализированная организация вправе ознакомиться с материалами заключения и представить по нему свои разъяснения, замечания, возражения.
V. Оценка деятельности специализированных организаций
5.1. Критериями оценки оказания услуг специализированной организацией могут являться:
направление в ЭАД подлежащих согласованию проектов документов с нарушением сроков, установленных Регламентом или согласованных с ЭАД, либо в сроки, не позволяющие осуществить контроль правильности составления проектов документов;
несвоевременное обжалование нарушающих права и законные интересы финансовой организации и (или) Агентства процессуальных решений, действий (бездействия) судебных органов;
пропуск срока исковой давности для заявления требований, а также процессуальных сроков для обжалования состоявшихся судебных актов;
оставление заявлений, жалоб без движения либо их возврат ввиду нарушения требований процессуального законодательства;
подача заявлений с нарушением правил подведомственности и подсудности споров;
непринятие мер к обеспечению требований;
неверный расчет суммы требований и размера подлежащей уплате госпошлины;
неявка в судебное заседание без письменного согласования с представителем конкурсного управляющего (ликвидатора) или руководителем временной администрации по делам об оспаривании сомнительных сделок или без письменного согласования ЭАД по иным делам, сопровождение которых предусмотрено Регламентом;
невыполнение требований суда о предоставлении документов и сведений;
нарушение сроков направления отзывов на иски и жалобы либо их непредставление;
некачественная подготовка документов, в том числе ошибки в правовой аргументации и доказывании, незнание нормативной базы, судебной практики по предмету спора, неполный сбор доказательств, стилистические ошибки, нарушения правил юридической техники и т.д.;
несвоевременное представление в ЭАД отчетов либо представление отчетов, содержащих неполную или недостоверную информацию;
нарушение выработанной Агентством стратегии защиты интересов ЛФО и ее кредиторов.
5.2. В случае выявления фактов ненадлежащего оказания услуг специализированными организациями ЛФО, выразившихся в грубом либо систематическом нарушении требований действующего законодательства, условий договора или положений Регламента, ЭАД информирует об этом заместителей Генерального директора Агентства, осуществляющих координацию деятельности ЭАД, Департамента ликвидации кредитных организаций (далее - ДЛКО) и Департамента ликвидации финансовых организаций (далее - ДЛФО).
Определение размера оплаты услуг специализированной организации ненадлежащего качества осуществляется в порядке, предусмотренном договором, и в компетенцию работников ЭАД не входит.
5.3. ЭАД вправе на основании результатов последующего контроля, а также анализа качества оказываемых специализированной организацией юридических услуг ЛФО вносить на рассмотрение Комиссии по оперативным вопросам конкурсного производства (ликвидации) предложения о расторжении договора, направив соответствующее уведомление о своем решении в ДЛКО и ДЛФО.
ЭАД может также направить в ДЛКО или ДЛФО предложения о внесении на рассмотрение конкурсной комиссии предложений о расторжении договора о взаимодействии со специализированной организацией и исключении ее из списка аккредитованных при Агентстве.
VI. Координация деятельности специализированных организаций
6.1. В целях обеспечения единства правоприменительной практики Агентства по вопросам привлечения к имущественной ответственности и оспаривания сомнительных сделок ЛФО ЭАД осуществляет обобщение и анализ соответствующей правоприменительной практики.
По результатам обобщения правоприменительной практики ЭАД при необходимости готовит ее обзоры и направляет их специализированным организациям и заинтересованным подразделениям Агентства.
6.2. Координация деятельности специализированных организаций осуществляется ЭАД путем предоставления по запросам специализированных организаций разъяснений о правовых позициях по вопросам привлечения к имущественной ответственности и оспаривания сомнительных сделок финансовых организаций, а также предоставления необходимой информации, в том числе обзоров правоприменительной практики Агентства.
6.3. ЭАД вправе проводить совещания по вопросам привлечения к имущественной ответственности и оспаривания сомнительных сделок с участием специализированных организаций и при необходимости представителей конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией либо руководителя временной администрации.
VII. Заключительные положения
7.1. Положения Регламента являются обязательными для выполнения специализированными организациями. Соответствующее требование подлежит включению в договоры со специализированными организациями.
7.2. Положения Регламента о порядке осуществления ЭАД контроля качества юридических услуг применяются также в случаях правового сопровождения ликвидационных процедур физическими лицами на основании заключенных с ними трудовых договоров в части, не противоречащей трудовому законодательству и существу трудовых отношений.