"Разъяснение смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности"
Одобрено
Советом по аудиторской деятельности
22 октября 2018 г., протокол N 42
РАЗЪЯСНЕНИЕ
СМЫСЛА ПОНЯТИЙ ДЕЛОВОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) РЕПУТАЦИИ
В СФЕРЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" одним из требований к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов является требование безупречной деловой репутации.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" одним из требований к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов является требование безупречной деловой (профессиональной) репутации.
2. Принимая во внимание соответствующие положения законодательства Российской Федерации, Кодекса профессиональной этики аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 23 марта 2012 г. (протокол N 4), а также сложившуюся практику толкования понятия "деловая (профессиональная) репутация" в гражданских правоотношениях, при определении смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности целесообразно исходить из следующего:
а) безупречная деловая репутация аудиторской организации - положительная оценка участниками гражданского оборота, включая саморегулируемые организации аудиторов, деловых качеств, делового поведения и деятельности аудиторской организации, ее органов, владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций. При оценке деловой репутации аудиторской организации саморегулируемая организация аудиторов исходит из того, что аудиторская организация имеет безупречную деловую репутацию, если отсутствуют свидетельства обратного. Примеры свидетельств того, что деловая репутация аудиторской организации может оказаться небезупречной, приведены в приложении 1 к настоящему Разъяснению;
б) безупречная деловая (профессиональная) репутация аудитора - положительная оценка участниками гражданского оборота, включая саморегулируемые организации аудиторов, деловых и профессиональных качеств аудитора, его делового поведения. При оценке деловой (профессиональной) репутации аудитора саморегулируемая организация аудиторов исходит из того, что аудитор имеет безупречную деловую (профессиональную) репутацию, если отсутствуют свидетельства обратного. Примеры свидетельств того, что деловая (профессиональная) репутация аудитора может оказаться небезупречной, приведены в приложении 2 к настоящему Разъяснению;
в) безупречная деловая репутация коммерческой организации, вступающей в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации, - положительная оценка участниками гражданского оборота, включая саморегулируемые организации аудиторов, деловых качеств, делового поведения, деятельности коммерческой организации, ее органов, владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций. При оценке деловой репутации коммерческой организации, вступающей в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации, саморегулируемая организация аудиторов исходит из того, что коммерческая организация имеет безупречную деловую репутацию, если отсутствуют свидетельства обратного. Примеры свидетельств того, что деловая репутация коммерческой организации, вступающей в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации, может оказаться небезупречной, приведены в приложении 3 к настоящему Разъяснению;
г) безупречная деловая (профессиональная) репутация физического лица, вступающего в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора, - положительная оценка участниками гражданского оборота, включая саморегулируемые организации аудиторов, деловых и профессиональных качеств физического лица, его делового поведения. При оценке деловой (профессиональной) репутации физического лица, вступающего в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора, саморегулируемая организация аудиторов исходит из того, что физическое лицо имеет безупречную деловую (профессиональную) репутацию, если отсутствуют свидетельства обратного. Примеры свидетельств того, что деловая (профессиональная) репутация физического лица, вступающего в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора, может оказаться небезупречной, приведены в приложении 4 к настоящему Разъяснению.
Приложение N 1
к Разъяснению смысла понятий
деловой (профессиональной) репутации
в сфере аудиторской деятельности
ПРИМЕРЫ
СВИДЕТЕЛЬСТВ ТОГО, ЧТО ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕБЕЗУПРЕЧНОЙ
Свидетельством того, что деловая репутация аудиторской организации может оказаться небезупречной, является, в частности:
1) признание в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом аудиторского заключения, выпущенного аудиторской организацией, заведомо ложным;
2) участие аудиторской организации в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого он участвовал) в другой аудиторской организации, в период, когда в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом аудиторское заключение, выпущенное второй аудиторской организацией, было признано заведомо ложным (за исключением случая, если первая аудиторская организация представила в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к выпуску такого аудиторского заключения);
3) применение саморегулируемой организацией аудиторов или Федеральным казначейством в отношении аудиторской организации таких мер воздействия, как исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов либо исключение аудиторской организации из членов саморегулируемой организации аудиторов;
4) привлечение аудиторской организации два и более раза в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, в соответствии с вступившим в силу решением саморегулируемой организации аудиторов или Федерального казначейства к ответственности за грубое нарушение Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (за исключением случаев, когда аудитор действовал в сложившихся обстоятельствах в соответствии с Концептуальным подходом, изложенным в Правилах независимости аудиторов, аудиторских организаций);
5) участие аудиторской организации в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого он участвовал) в другой аудиторской организации, которая привлечена в соответствии с вступившим в силу решением саморегулируемой организации аудиторов или Федерального казначейства к ответственности за грубое нарушение Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
6) привлечение аудиторской организации два и более раза в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, в соответствии с вступившим в силу решением саморегулируемой организации аудиторов или Федерального казначейства к ответственности за грубое нарушение Кодекса профессиональной этики аудиторов (за исключением случаев, когда аудиторская организация действовала в сложившихся обстоятельствах в соответствии с Концептуальным подходом, изложенным в Кодексе профессиональной этики аудиторов);
7) участие аудиторской организации в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого он участвовал) в другой аудиторской организации, которая привлечена в соответствии с вступившим в силу решением саморегулируемой организации аудиторов или Федерального казначейства к ответственности за грубое нарушение Кодекса профессиональной этики аудиторов в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
8) привлечение аудиторской организации в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к ответственности за причинение ущерба вследствие некачественного оказания аудиторских услуг, если на день, предшествующий дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, не истек пятилетний срок со дня вступления в законную силу судебного акта;
9) наличие установленного саморегулируемой организацией аудиторов или Федеральным казначейством факта уклонения аудиторской организацией от прохождения внешнего контроля качества его работы в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
10) участие аудиторской организации в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого он участвовал) в другой аудиторской организации, признанной уклонившейся от прохождения внешнего контроля качества ее работы в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
11) признание аудиторской организации в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом виновной в совершении административных правонарушений в экономической и финансовой сферах, если на день, предшествующий дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, не истек пятилетний срок со дня вступления в законную силу судебного акта;
12) признание лица, осуществлявшего функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа в аудиторской организации, в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом виновным в совершении административных и/или уголовных правонарушений в экономической и финансовой сферах, если на день, предшествующий дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, не истек пятилетний срок со дня вступления в законную силу судебного акта;
13) наличие установленного саморегулируемой организацией аудиторов факта недостоверности существенных сведений, содержащихся в документах, представленных аудиторской организацией в саморегулируемую организацию аудиторов при приеме данной аудиторской организации в члены этой саморегулируемой организации аудиторов (в течение пяти лет после установления соответствующего факта);
14) участие аудиторской организации в качестве акционера (участника) в другой аудиторской организации, в период, когда вторая аудиторская организация представляла в саморегулируемую организацию аудиторов документы для приема в члены этой саморегулируемой организации аудиторов, при наличии установленного саморегулируемой организацией аудиторов факта недостоверности существенных сведений, содержащихся в указанных документах (за исключением случая, если первая аудиторская организация представила в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к осуществлению таких действий).
Приложение N 2
к Разъяснению смысла понятий
деловой (профессиональной) репутации
в сфере аудиторской деятельности
ПРИМЕРЫ
СВИДЕТЕЛЬСТВ ТОГО, ЧТО ДЕЛОВАЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ) РЕПУТАЦИЯ
АУДИТОРА МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕБЕЗУПРЕЧНОЙ
Свидетельством того, что деловая (профессиональная) репутация аудитора может оказаться небезупречной, является, в частности:
1) подписание аудитором аудиторского заключения, которое в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом признано заведомо ложным;
2) осуществление аудитором функций (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа аудиторской организации в период, когда в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом аудиторское заключение, выпущенное этой аудиторской организацией, было признано заведомо ложным (за исключением случая, если аудитор представил в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к выпуску такого аудиторского заключения);
3) участие аудитора в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого он участвовал) в аудиторской организации, в период, когда в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом аудиторское заключение, выпущенное этой аудиторской организацией, было признано заведомо ложным (за исключением случая, если аудитор представил в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к выпуску такого аудиторского заключения);
4) осуществление аудитором функций (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа аудиторской организации, в отношении которой саморегулируемой организацией аудиторов или Федеральным казначейством применены такие меры воздействия, как исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов либо исключение аудиторской организации из членов саморегулируемой организации аудиторов;
5) участие аудитора в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого он участвовал) в аудиторской организации, в отношении которой саморегулируемой организацией аудиторов или Федеральным казначейством применены такие меры воздействия, как исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов либо исключение аудиторской организации из членов саморегулируемой организации аудиторов;
6) привлечение аудитора два и более раза в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, в соответствии с вступившим в силу решением саморегулируемой организации аудиторов или Федерального казначейства к ответственности за грубое нарушение Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (за исключением случаев, когда аудитор действовал в сложившихся обстоятельствах в соответствии с Концептуальным подходом, изложенным в Правилах независимости аудиторов, аудиторских организаций);
7) осуществление аудитором функций (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа аудиторской организации, которая привлечена в соответствии с вступившим в силу решением саморегулируемой организации аудиторов или Федерального казначейства к ответственности за грубое нарушение Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
8) участие аудитора в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого он участвовал) в аудиторской организации, которая привлечена в соответствии с вступившим в силу решением саморегулируемой организации аудиторов или Федерального казначейства к ответственности за грубое нарушение Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
9) привлечение аудитора два и более раза в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, в соответствии с вступившим в силу решением саморегулируемой организации аудиторов или Федерального казначейства к ответственности за грубое нарушение Кодекса профессиональной этики аудиторов (за исключением случаев, когда аудитор действовал в сложившихся обстоятельствах в соответствии с Концептуальным подходом, изложенным в Кодексе профессиональной этики аудиторов);
10) осуществление аудитором функций (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа аудиторской организации, которая привлечена в соответствии с вступившим в силу решением саморегулируемой организации аудиторов или Федерального казначейства к ответственности за грубое нарушение Кодекса профессиональной этики аудиторов в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
11) участие аудитора в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого он участвовал) в аудиторской организации, которая привлечена в соответствии с вступившим в силу решением саморегулируемой организации аудиторов или Федерального казначейства к ответственности за грубое нарушение Кодекса профессиональной этики аудиторов в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
12) привлечение аудитора в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к ответственности за причинение ущерба вследствие некачественного оказания аудиторских услуг, если на день, предшествующий дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, не истек пятилетний срок со дня вступления в законную силу судебного акта;
13) осуществление аудитором функций (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа аудиторской организации, привлеченной в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к ответственности за причинение ущерба вследствие некачественного оказания аудиторских услуг, если на день, предшествующий дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, не истек пятилетний срок со дня вступления в законную силу судебного акта;
14) участие аудитора в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого он участвовал) в аудиторской организации, привлеченной в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к ответственности за некачественное оказание аудиторских услуг, если на день, предшествующий дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, не истек пятилетний срок со дня вступления в законную силу судебного акта;
15) наличие установленного саморегулируемой организацией аудиторов или Федеральным казначейством факта уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества его работы в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
16) осуществление аудитором функций (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа аудиторской организации, признанной уклонившейся от прохождения внешнего контроля качества ее работы в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
17) участие аудитора в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого он участвовал) в аудиторской организации, признанной уклонившейся от прохождения внешнего контроля качества ее работы в течение трех лет, предшествующих дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
18) наличие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; признание аудитора в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом виновным в совершении административных и/или уголовных правонарушений в экономической и финансовой сферах, если на день, предшествующий дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, не истек пятилетний срок со дня вступления в законную силу судебного акта;
19) установление Банком России факта осуществления аудитором действий (организации действий), относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в течение пяти лет, предшествовавших дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов;
20) осуществление аудитором функций (независимо от срока, в течение которого претендент их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа в аудиторской организации в период осуществления такой организацией действий, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в случае неоднократного в течение одного года применения к такой организации мер за осуществление указанных действий, если на день, предшествующий дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, не истек пятилетний срок со дня последнего применения указанных мер (за исключением случая, если аудитор представил в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к осуществлению таких действий);
21) наличие установленного саморегулируемой организацией аудиторов факта недостоверности существенных сведений, содержащихся в документах, представленных аудитором в саморегулируемую организацию аудиторов при приеме данного аудитора в члены этой саморегулируемой организации аудиторов;
22) наличие установленного саморегулируемой организацией аудиторов факта недостоверности существенных сведений, содержащихся в документах, представленных аудитором в саморегулируемую организацию аудиторов или ее органы;
23) осуществление аудитором функций единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа аудиторской организации в период, когда данная аудиторская организация представляла в саморегулируемую организацию аудиторов документы для приема в члены этой саморегулируемой организации аудиторов, при наличии установленного саморегулируемой организацией аудиторов факта недостоверности существенных сведений, содержащихся в указанных документах (за исключением случая, если аудитор представил в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к осуществлению таких действий);
24) участие аудитора в качестве акционера (участника) в аудиторской организации, в период, когда данная аудиторская организация представляла в саморегулируемую организацию аудиторов документы для приема в члены этой саморегулируемой организации аудиторов, при наличии установленного саморегулируемой организацией аудиторов факта недостоверности существенных сведений, содержащихся в указанных документах (за исключением случая, если аудитор представил в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к осуществлению таких действий);
25) наличие установленного саморегулируемой организацией аудиторов либо единой аттестационной комиссией факта получения аудитором квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
26) наличие установленного саморегулируемой организацией аудиторов факта недостоверности существенных сведений, содержащихся в документах, представленных аудитором в саморегулируемую организацию аудиторов в целях подтверждения соблюдения данным аудитором требования об обучении по программам повышения квалификации, предусмотренного статьей 11 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
27) наличие факта расторжения с аудитором трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 7 или 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, если на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, не истек трехлетний срок со дня расторжения такого трудового договора;
28) признание аудитора банкротом, если на день, предшествующий дню оценки саморегулируемой организацией аудиторов, не истек пятилетний срок со дня завершения в отношении этого аудитора процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.
Приложение N 3
к Разъяснению смысла понятий
деловой (профессиональной) репутации
в сфере аудиторской деятельности
ПРИМЕРЫ
СВИДЕТЕЛЬСТВ ТОГО, ЧТО ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ЧЛЕНЫ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ В КАЧЕСТВЕ АУДИТОРСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕБЕЗУПРЕЧНОЙ
Свидетельством того, что деловая репутация коммерческой организации, вступающей в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации (далее - коммерческая организация), может оказаться небезупречной, является, в частности:
1) совершение коммерческой организацией более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, административного правонарушения в области предпринимательской деятельности или в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
2) наличие в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, в отношении коммерческой организации факта отказа в государственной регистрации по основаниям, установленным подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
3) привлечение коммерческой организации два и более раза в течение трех лет, предшествующих дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве юридического лица, преднамеренное и (или) фиктивное банкротство юридического лица (за исключением случаев, если такое административное правонарушение повлекло наказание в виде предупреждения);
4) наличие свидетельств того, что деловая (профессиональная) репутация лица, осуществляющего функции (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, небезупречна;
5) наличие свидетельств того, что деловая (профессиональная) репутация лица, являющегося (независимо от срока, в течение которого оно являлось) акционером (участником) коммерческой организации, небезупречна;
6) наличие установленного саморегулируемой организацией аудиторов факта осуществления лицом, на которое возложены функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, функций (независимо от срока, в течение которого оно их осуществляло) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа аудиторской организации, в отношении которой любой саморегулируемой организацией аудиторов или Федеральным казначейством были приняты такие меры воздействия, как исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов либо исключение аудиторской организации из членов саморегулируемой организации аудиторов;
7) наличие установленного саморегулируемой организацией аудиторов факта участия лица, которое является акционером (участником) коммерческой организации, в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, в качестве акционера (участника) (независимо от срока, в течение которого оно участвовало) аудиторской организации, в отношении которой любой саморегулируемой организацией аудиторов или Федеральным казначейством были приняты такие меры воздействия, как исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов либо исключение аудиторской организации из членов саморегулируемой организации аудиторов.
Приложение N 4
к Разъяснению смысла понятий
деловой (профессиональной) репутации
в сфере аудиторской деятельности
ПРИМЕРЫ
СВИДЕТЕЛЬСТВ ТОГО, ЧТО ДЕЛОВАЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ) РЕПУТАЦИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, ВСТУПАЮЩЕГО В ЧЛЕНЫ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ В КАЧЕСТВЕ АУДИТОРА,
МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕБЕЗУПРЕЧНОЙ
Свидетельством того, что деловая (профессиональная) репутация физического лица, вступающего в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора (далее - претендент), может оказаться небезупречной, является, в частности:
1) наличие на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, у претендента неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за совершение иного умышленного преступления;
2) наличие обвинительного приговора суда в отношении претендента, совершившего преступление в сфере экономики либо иное умышленное преступление, без назначения ему наказания ввиду истечения срока давности уголовного преследования, если на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, не истек пятилетний срок со дня вступления в силу обвинительного приговора;
3) наличие установленного Банком России факта неисполнения претендентом, являвшимся единоличным исполнительным органом, его заместителем, членом коллегиального исполнительного органа, членом совета директоров (наблюдательного совета) или учредителем (акционером, участником) финансовой организации, обязанностей, возложенных на него Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства финансовой организации и (или) при возникновении признаков несостоятельности (банкротства) финансовой организации в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены;
4) привлечение претендента в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к субсидиарной ответственности по обязательствам финансовой организации либо ответственности в виде взыскания убытков в пользу финансовой организации в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", если на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, не истек пятилетний срок со дня вступления в законную силу судебного акта;
5) признание претендента банкротом, если на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, не истек пятилетний срок со дня завершения в отношении этого претендента процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры;
6) признание претендента, осуществлявшего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, банкротом, если на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, не истек пятилетний срок со дня завершения в отношении этого лица процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры;
7) наличие у претендента в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия финансовой организации (независимо от срока, в течение которого претендент обладал таким правом или возможностью), которая была признана арбитражным судом банкротом (за исключением случая, если претендент представил в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к признанию финансовой организации арбитражным судом банкротом);
8) предъявление в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, к финансовой организации, в которой претендент осуществлял функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), контролера (руководителя службы внутреннего контроля), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, требования о замене указанного претендента на основании части четвертой статьи 60, статей 74, 76.9-1 и 76.9-3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
9) осуществление претендентом функций (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), контролера (руководителя службы внутреннего контроля), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню принятия Банком России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства финансовой организации (за исключением осуществления указанных мер в отношении кредитной организации с участием Банка России или государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"), при условии, что такое решение было принято Банком России в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены (за исключением случая, если претендент представил в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к возникновению оснований для осуществления указанных мер);
10) осуществление претендентом функций (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя или главного бухгалтера филиала кредитной организации, руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню принятия Банком России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации с участием Банка России на основании утвержденного Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства или государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на основании утвержденного Банком России плана участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в осуществлении мер по предупреждению банкротства, при условии, что такое решение было принято Банком России в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены (за исключением случая, если претендент представил в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к возникновению оснований для осуществления указанных мер);
11) осуществление претендентом функций (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), контролера (руководителя службы внутреннего контроля), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения финансовой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации, если на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, не истек пятилетний срок со дня отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дня исключения финансовой организации из соответствующего реестра (за исключением случая, если претендент представил в саморегулируемую организацию доказательства его непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к указанным отзыву (аннулированию) лицензии либо исключению из соответствующего реестра);
12) привлечение претендента два и более раза в течение трех лет, предшествующих дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве юридического лица, преднамеренное и (или) фиктивное банкротство юридического лица (за исключением случаев, если такое административное правонарушение повлекло наказание в виде предупреждения);
13) привлечение претендента в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве юридического лица, преднамеренное и (или) фиктивное банкротство юридического лица, если на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, не истек пятилетний срок со дня вступления в силу судебного акта;
14) наличие у претендента в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия (независимо от срока, в течение которого претендент обладал такими правом или возможностью) кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций была отозвана по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 части второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", или некредитной финансовой организации, у которой лицензия была отозвана (аннулирована) за нарушение ею законодательства Российской Федерации либо которая была исключена из соответствующего реестра за нарушение ею законодательства Российской Федерации, если факт наличия у претендента таких права или возможности имел место в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) лицензии либо дню исключения из соответствующего реестра, за исключением претендентов, представивших доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к указанным отзыву (аннулированию) лицензии либо исключению из соответствующего реестра. Таким доказательством для претендента, являвшегося членом совета директоров (наблюдательного совета), является то, что он голосовал против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации (или, действуя добросовестно, не принимал участие в голосовании), которое могло повлечь указанные отзыв (аннулирование) лицензии или исключение из соответствующего реестра, и направил информацию об этом в Банк России;
15) совершение претендентом более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, административного правонарушения в области предпринимательской деятельности или в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
16) дисквалификация претендента, срок которой не истек на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены;
17) осуществление претендентом функций (независимо от срока, в течение которого он их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, контролера (руководителя службы внутреннего контроля), внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов, если такое решение было принято Банком России в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены (за исключением претендентов, представивших в саморегулируемую организацию аудиторов доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации);
18) наличие факта расторжения с претендентом трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 7 или 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, если на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, не истек трехлетний срок со дня расторжения такого трудового договора;
19) предоставление претендентом в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, заведомо недостоверных сведений о своем соответствии квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций, и (или) о соблюдении ограничений, установленных указанными федеральными законами в отношении лиц, занимающих должности в финансовых организациях, если такие сведения могли оказать существенное влияние на решение Банка России, для принятия которого представлялись указанные сведения;
20) применение Банком России в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, к финансовой организации, в которой претендент осуществлял подготовку (составление), и (или) представление, и (или) подписание, и (или) утверждение отчетности (при исполнении обязанностей единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации), мер в соответствии с федеральными законами за представление существенно недостоверной отчетности;
21) признание судом в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, претендента виновным в причинении убытков какому-либо юридическому лицу при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа юридического лица, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера юридического лица, руководителя или главного бухгалтера филиала юридического лица, включая временное исполнение обязанностей по указанным должностям, либо при осуществлении полномочий учредителя (участника) юридического лица;
22) установление Банком России факта осуществления претендентом действий (организации действий), относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены;
23) осуществление претендентом функций (независимо от срока, в течение которого претендент их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, руководителя службы управления рисками, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или должностного лица (руководителя структурного подразделения), в обязанности которого входит осуществление внутреннего контроля в целях противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в финансовой организации в период осуществления такой организацией действий, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в случае неоднократного в течение одного года применения к такой организации мер за осуществление указанных действий, если на день, предшествующий дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, не истек пятилетний срок со дня последнего применения указанных мер;
24) наличие факта подписания претендентом, являвшимся руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом либо индивидуальным аудитором, аудиторского заключения, признанного решением суда заведомо ложным;
25) наличие в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в саморегулируемую организацию аудиторов заявления о вступлении в ее члены, в отношении претендента факта отказа в государственной регистрации юридического лица по основаниям, установленным подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
26) аннулирование в прошлом квалификационного аттестата аудитора по основаниям, установленным пунктами 1, 2, 3 и 5 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".