Протокол Минобрнауки России от 03.04.2017 N ПК-1вн
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОТОКОЛ
от 3 апреля 2017 г. N ПК-1вн
ОБ ИТОГАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2016 ГОД И ЗАДАЧАХ НА 2017 ГОД
Заслушав и обсудив доклад министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой по вопросу "Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2016 год и задачах на 2017 год", коллегия отмечает, что деятельность Минобрнауки России в 2016 году осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования и науки, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, и была направлена на реализацию основополагающих документов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и на перспективу до 2025 года.
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 466, Минобрнауки России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:
- образование;
- научная, научно-техническая и инновационная деятельность;
- воспитание, опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан, социальная поддержка и социальная защита обучающихся образовательных организаций;
- молодежная политика.
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В целях обеспечения реализации стратегических целей развития образования и науки в 2016 году Минобрнауки России решались задачи, поставленные:
- в указах и поручениях Президента Российской Федерации;
- в стратегических документах, утвержденных Правительством РФ, в том числе Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в сфере образования и науки, государственных программах Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, Плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Министерство образования и науки Российской Федерации в 2017 году будет продолжать работу по решению приоритетных задач в рамках реализации государственных программ Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы) и системы "дорожных карт" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, с проведением комплексного мониторинга соответствующих структурных изменений, реализации приоритетных проектов Основного направления стратегического развития Российской Федерации "Образование" до 2018 года и на период до 2025 года, через создание Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников".
Основные направления государственной политики в сфере дошкольного и общего образования базируются на решении следующих ключевых задач - предоставление образовательных услуг высокого качества и обеспечение их доступности, в том числе для детей раннего возраста и с ограниченными возможностями здоровья, которые в 2017 году реализуются через:
- обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет;
- обеспечение доступности дошкольного образования для детей до трех лет;
- внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования во всех организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования;
- реализацию приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников" с целью создания новых мест в общеобразовательных организациях и ликвидации второй и третьей смены;
- обязательное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 7 классах во всех общеобразовательных организациях;
- разработку предметных концепций по иностранным языкам, физике, химии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности;
- внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основных общеобразовательных программ, к структуре программы воспитания и социализации обучающихся;
- реализацию утвержденных концепций преподавания и изучения учебных предметов;
- реализацию Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования;
- обеспечение роста престижа профессии педагогических и руководящих работников посредством проведения соответствующих профессиональных конкурсов;
- проведение мероприятий, направленных на оценку создания в детских домах необходимых условий, приближенных к семейным, на основе единых критериев общественного контроля.
Ключевые задачи в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью на 2017 год связаны с улучшением обеспечения прав обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) на получение доступного качественного образования в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством и созданием основ для более динамичного развития этой сферы образования в рамках региональных программ развития образования, в том числе:
- повышение квалификации, подготовка кадров для работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
- создание условий для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- охват 85% детей-инвалидов дошкольным образованием;
- охват 97% детей с ОВЗ и инвалидностью общим образованием.
Основными направлениями в сфере дополнительного образования детей являются:
1. Реализация приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей";
2. Повышение доступности дополнительного образования детей: не менее 69% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачено дополнительным образованием, в том числе 7% детей обучается по дополнительным общеобразовательным программам технической и естественнонаучной направленности, в том числе на базе технопарков "Кванториум";
3. Реализация Концепции развития дополнительного образования детей, развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей; введение нормативно-подушевого финансирования, персонифицированного финансирования, равного доступа негосударственных учреждений к бюджетным ассигнованиям.
Задача среднего профессионального образования - это совершенствование системы среднего профессионального образования, создание современной, эффективной системы подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий.
Ключевыми направлениями в сфере среднего профессионального образования на 2017 год являются:
- апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;
- развитие инклюзивного среднего профессионального образования в Российской Федерации;
- проведение III Национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью Абилимпикс;
- организация и проведение Всероссийских олимпиад профессионального мастерства;
- поддержка системы национальных чемпионатов рабочих профессий "Молодые профессионалы" в рамках движения "Ворлдскиллс Россия" и подготовка к проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству в 2019 году в г. Казани;
- проведение мониторингов качества подготовки кадров и трудоустройства выпускников по программам среднего профессионального образования.
В высшем образовании будет продолжена государственная политика, направленная на обеспечение доступности, качества и практичности образования.
Основными в 2017 году в сфере высшего образования являются задачи:
- поддержка программ повышения международной конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров, в том числе создание национального рейтинга университетов как альтернативы иностранным рейтингам, учитывающего достижения российской системы высшего образования, основанного исключительно на объективных, проверяемых количественных параметрах;
- завершение работы по приведению федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;
- формирование кадрового резерва для замещения должностей руководителей образовательных организаций высшего образования;
- расширение реализации механизма целевого обучения в интересах ключевых работодателей субъектов РФ;
- расширение условий для обеспечения доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- совершенствование нормативно-методического обеспечения подготовки кадров высшей квалификации;
- продвижение российских образовательных программ за рубежом через образовательный портал "Образование на русском";
- реализации приоритетных проектов:
- - "Вузы как центры пространства создания инноваций", аккумулирующего поддержку ведущих университетов-лидеров, конкурирующих на глобальном рынке высшего образования, и региональных университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов;
- - "Современная цифровая образовательная среда" - повышение качества и доступности образования в России за счет использования онлайн-курсов и современных технологий на всех уровнях профессионального образования - от среднего профессионального образования до высшего профессионального образования, а также создание условий для непрерывного образования для всех категорий граждан.
В молодежной политике основными будут направления:
- создание условий для самореализации молодежи, в том числе организация и проведение комплекса мероприятий в рамках Всероссийской молодежной форумной кампании 2017 года, а также проведение Всероссийского конкурса молодежных проектов;
- формирование системы ценностей и мировоззрения, в том числе организация и проведение комплекса мероприятий в рамках реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";
- формирование культуры безопасности и здорового образа жизни среди молодежи, в том числе создание условий для популяризации здорового образа жизни в молодежной среде, формированию бережного отношения к своему здоровью, повышению информированности молодежи о социально-значимых заболеваниях и способах профилактики их распространения;
- международное молодежное сотрудничество, в том числе в рамках проведения в октябре 2017 года XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и Сочи;
- развитие институтов и инфраструктуры молодежной политики, в том числе продолжение работы по внедрению автоматизированной информационной системы "Молодежь России".
В сфере реализации проектной деятельности в Минобрнауки России основные усилия будут сосредоточены на:
- обеспечении эффективной реализации приоритетных проектов в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Образование": "Современная образовательная среда для школьников", "Современная цифровая образовательная среда", "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий"), "Вузы как центры пространства создания инноваций" и "Дополнительное образование для детей";
- своевременном достижении запланированных показателей и выполнении установленных контрольных точек;
- полномасштабном развертывании проектной деятельности в формате разработки и реализации портфеля ведомственных приоритетных проектов.
Будут продолжены:
- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
- увеличение количества общеобразовательных организаций, отвечающих современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
- осуществление мониторинга системы образования в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования;
- сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширение перечня и повышение качества оказываемых услуг, в том числе в сфере подготовки кандидатов и сопровождения семей при наличии детей с ОВЗ старшего возраста и имеющих братьев и сестер;
- повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проведение мероприятий по дальнейшей интеграции системы образования и науки Республики Крым и города федерального значения Севастополя в российскую систему образования и науки;
- оказание методической, информационно-аналитической и консультационной поддержки мероприятий, связанных с процессом внедрения единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам.
В сфере науки:
- организация выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
- проведение мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций в целях оптимизации и повышения эффективности национальной системы науки и технологий;
- участие в реализации национальной технологической инициативы;
- осуществление перехода на эффективные финансовые механизмы, включая грантовое (длительностью 3 - 5 лет) и проектное финансирование, адресное финансирование постоянных позиций ведущих ученых;
- создание полноценной комфортной системы налогообложения, устраняющей экономические барьеры для предприятий и организаций, инвестирующих средства в развитие науки и использующих ее результаты.
- привлечение крупных отечественных компаний к инвестированию средств в научные фонды;
- обеспечение национальной подписки на ведущие мировые издательства и международные индексы научного цитирования для научных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- работа над законопроектом "О научной, научно-технической, инновационной деятельности в Российской Федерации", создающего благоприятные условия для самореализации и научного творчества ученого, устанавливающего прозрачные принципы научной карьеры, основанные на репутации ученого, открытой и конкурентной системы поддержки науки, перспективных результатах, коммуникаций с бизнесом, выстраивании научных проектов от идей до производства;
- проведение экспертизы изданий, включенных в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - Перечень), в части выполнения требований, предъявляемых к рецензируемым научным изданиям для включения в Перечень, и исключения из Перечня изданий низкого научного качества;
- поэтапная реализация новой модели государственной научной аттестации - формирование перечня научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права самостоятельно создавать на своей базе советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, присуждать ученые степени и выдавать соответствующие дипломы;
- поэтапное формирование сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук с учетом оценки показателей их научного и кадрового потенциала, особенностей различных областей знаний, отраслей науки и групп научных специальностей, а также глобальных трендов современного научно-технологического развития;
- развитие двусторонних и многосторонних международных связей в сфере образования и науки.
Коллегия решила:
1. Одобрить итоги деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2016 году и задачи на 2017 год.
2. Одобрить мероприятия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по формированию единой системы оценки качества образования; по проведению мониторинга качества подготовки обучающихся по общеобразовательным программам путем проведения процедур оценки качества образования; установить периодичность их проведения.
3. Ответственным структурным подразделениям Министерства обеспечить разработку и принятие в установленном порядке актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и актов Министерства образования и науки Российской Федерации, предусмотренных в планах Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке Министерством образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральным агентством по делам молодежи правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, на 2017 год, также реализацию плана организации законопроектных работ в Министерстве образования и науки Российской Федерации на 2017 год, утверждаемых Минобрнауки России (далее - акты).
4. Правовому департаменту (С.А. Нуждиной) обеспечить координацию работ структурных подразделений Министерства по разработке и принятию актов, указанных в пункте 3, и по реализации Плана законопроектных работ.
5. Департаменту государственной политики в сфере высшего образования (Соболеву А.Б.): совместно с Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (А.В. Черноскутовой) обеспечить реализацию в 2017 году программы "Подготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в 2014 - 2020 годах", одобренной в соответствии с протоколом заседания Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 24.10.2013 N 9 (п. 4, пп. "а").
6. Департаменту стратегии, анализа и прогноза (А.В. Хамардюк) обеспечить организацию и проведение ежегодного мониторинга системы образования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования".
7. Департаменту управления программами и конкурсных процедур (М.С. Попову) в соответствии с пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. (далее - перечень поручений Президента РФ от 05.12.2016 N Пр-2346) в рамках компетенции Министерства направить в установленном порядке в Минкомсвязь России предложения по созданию программы "Цифровая экономика".
Срок - 20 апреля 2017 г.
8. Департаменту управления программами и конкурсных процедур (М.С. Попову) продолжить оказание методической, информационно-аналитической и консультационной поддержки мероприятий, связанных с процессом внедрения единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам.
Срок - 31 декабря 2017 г.
9. Департаменту государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (И.А. Михееву) совместно с Департаментом государственной политики в сфере общего образования (И.В. Мануйловой) в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 перечня поручений Президента РФ от 05.12.2016 N Пр-2346) обеспечить подготовку проекта доклада по вопросу создания с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" сети центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций.
Срок - 25 сентября 2017 г.
10. Департаменту государственной политики в сфере общего образования (И.В. Мануйловой), Департаменту стратегии, анализа и прогноза (А.В. Хамардюк), Департаменту государственной политики в сфере высшего образования (А.Б. Соболеву), Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (С.С. Кравцову) в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 02.01.2016 N Пр-15ГС направить проект доклада о проведенных мероприятиях по формированию национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.
Срок - до 9 июня 2017 г.
11. Департаменту государственной политики в сфере общего образования (И.В. Мануйловой), Департаменту государственной службы и кадров (М.В. Бакутину), Департаменту государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (И.А. Черноскутовой), Департаменту государственной политики в сфере высшего образования (А.Б. Соболеву), Департаменту государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (И.А. Михееву), Департаменту государственной политики в сфере защиты прав детей (Е.А. Сильянову), Департаменту управления сетью подведомственных организаций (А.В. Пашковскому), Департаменту стратегии, анализа и прогноза (А.В. Хамардюк), Департаменту финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки (А.В. Зарубину) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (С.С. Кравцовым) в срок до 26 августа 2017 г. осуществить мониторинг готовности образовательных организаций к началу учебного года.
12. Структурным подразделениям Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (С.С. Кравцову), Федеральному агентству по делам молодежи (А.Г. Паламарчуку) обеспечить представление ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Департамент стратегии, анализа и прогноза отчетов о выполнении Плана деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2017 год, утверждаемого Минобрнауки России.
13. Департаменту стратегии, анализа и прогноза (А.В. Хамардюк) ежеквартально представлять до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сводный доклад Министру о выполнении Плана деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2017 год.
14. Администраторам приоритетных проектов (С.В. Мозгляковой, И.А. Петруниной, А.Б. Соболеву, В.С. Тимонину, И.А. Черноскутовой) - обеспечить организацию работы по реализации соответствующих приоритетных проектов "Современная образовательная среда для школьников", "Современная цифровая образовательная среда", "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий"), "Вузы как центры пространства создания инноваций" и "Доступное дополнительное образование для детей".
Департаменту стратегии, анализа и прогноза (А.В. Хамардюк) осуществлять в рамках возложенных функций проектного офиса Минобрнауки России координацию работы структурных подразделений по реализации федеральных, разработке и реализации ведомственных приоритетных проектов, организационное сопровождение проектной деятельности Минобрнауки России, включая взаимодействие с субъектами РФ, заинтересованными органами государственной власти и организациям.
Министр
О.Ю.ВАСИЛЬЕВА