"Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в установленных сферах, на 202
Утверждаю
Заместитель директора Росгвардии -
начальник ГУЛРРиГК Росгвардии
генерал-полковник полиции
А.А.МАЛИКОВ
18 декабря 2024 г.
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СОБЛЮДЕНИЕ
КОТОРЫХ ОЦЕНИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ
ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ,
НА 2025 ГОД
I. Общие положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в установленных сферах (далее - Программа), разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2023 г. N 740 "Об утверждении Правил осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", приказом Росгвардии от 7 августа 2019 г. N 278 "Об организации осуществления мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований".
Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:
"профилактическое мероприятие" - мероприятие, проводимое Росгвардией и ее территориальными органами в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:
реализация мероприятий в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных субъектов;
отсутствие принуждения и наличие добровольного согласия субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых оно реализуется;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
наличие организационной связи с контрольными (надзорными) мероприятиями.
"обязательные требования" - требования к осуществляемой подконтрольными субъектами деятельности, а также к их персоналу, имеющие обязательный характер и установленные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов и организаций, а также иными нормативными документами.
"охраняемые законом ценности" - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны, безопасности граждан и государства.
"подконтрольная сфера" - сфера деятельности подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, связанная с организацией и осуществлением охранной деятельности; субъектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
"подконтрольные субъекты" - подразделения охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, подразделения ведомственной охраны, собственники объектов ТЭК, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке присвоена высокая, средняя или низкая категория опасности.
Росгвардия в соответствии с возложенными на нее полномочиями, закрепленными в пунктах 22 и 23 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", осуществляет:
федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК;
контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Росгвардия осуществляет профилактические мероприятия с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
II. Цели и задачи профилактических мероприятий
Цели профилактической работы:
предупреждение и снижение риска нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению подконтрольными субъектами обязательных требований.
Задачи профилактической работы:
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством в сфере оборота оружия, деятельности подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделениями ведомственной охраны, а также в области обеспечения безопасности объектов ТЭК, путем активизации профилактической деятельности Росгвардии и ее территориальных органов;
выявление причин и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований;
повышение правосознания и правовой культуры должностных лиц подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе проведения государственного контроля (надзора).
III. Обзор практики реализации программы профилактики
в 2024 году
3.1. В сфере осуществления деятельности подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Характеристика подконтрольных субъектов
На территории Российской Федерации осуществляет свою деятельность 696 подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и 838 подразделений ведомственной охраны.
Штатная численность подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны составляет почти 359 тыс. ед. (списочная - свыше 284 тыс. человек), на вооружении подразделений охраны состоит свыше 135 тыс. ед. оружия, в том числе более 109 тыс. ед. боевого ручного стрелкового оружия, количество охраняемых объектов - более 68 тыс.
Показатели состояния подконтрольной сферы
В соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгвардией при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в установленных сферах на 2024 год (далее - Программа на 2024 год), утвержденной заместителем директора Росгвардии генерал-полковником полиции С.А. Лебедевым 15 декабря 2023 года, в отчетном периоде Росгвардией обеспечен контроль за реализацией территориальными органами Росгвардии комплекса профилактических мероприятий.
В рамках реализации Программы на 2024 год ГУЛРРиГК Росгвардии и территориальными органами Росгвардии обеспечена актуализация информации, размещаемой на официальных сайтах Росгвардии и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в установленных сферах деятельности, в том числе предусмотренной приказом Росгвардии от 10 сентября 2019 г. N 311 "О порядке подготовки и размещения на официальном сайте Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".
Кроме того, осуществлен контроль за размещением территориальными органами Росгвардии на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" планов проведения плановых проверок на 2025 год в отношении подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, а также объектов ТЭК.
Территориальными органами Росгвардии в ходе выполнения профилактических мероприятий в адрес подконтрольных субъектов направлено 102 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (42 - подразделениям охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, 60 - подразделениям ведомственной охраны).
По 81 предостережению (33 - подразделения охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, 48 - подразделения ведомственной охраны) получены уведомления об исполнении, 21 остается на рассмотрении подконтрольных субъектов.
Справочно.
В отчетном периоде отмечается работа следующих территориальных органов Росгвардии, активно реализовавших профилактические мероприятия в части объявления предостережений:
- по Хабаровскому краю - 16;
- по Республике Коми - 13;
- по Красноярскому краю - 11;
- по Омской области - 8;
- по Ставропольскому краю, г. Москве и г. Санкт-Петербургу - по 6;
- по Республике Саха (Якутия) и Камчатскому краю - по 4;
- по республикам Карелия, Крым и г. Севастополю, Калининградской, Тульской областям, Еврейской автономной области - по 3.
Также территориальными органами Росгвардии в целях информирования юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля в установленной сфере деятельности, проведено свыше 3,7 тыс. (3 757) профилактических мероприятий (семинаров, конференций, публикаций в средствах массовой информации, рабочих встреч и иных форм профилактического взаимодействия), что на 27,8% больше аналогичного показателя прошлого года (2 939).
ГУЛРРиГК Росгвардии отмечает, что в текущем году территориальными органами Росгвардии повысилась интенсивность реализации таких мероприятий, как разъяснительная работа в средствах массовой информации (+ 16,9%, 2024 г. - 242, 2023 г. - 207), а также подготовка рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований (+ 97,7%, 2024 г. - 1 137, 2023 г. - 575).
Наряду с этим возросло количество консультативных мероприятий по разъяснению обязательных требований, прав и обязанностей подконтрольных субъектов при организации и осуществлении государственного контроля (2024 г. - 2 094, 2023 г. - 1 897).
Существенная доля таких мероприятий (более 70%) проведена в ходе реализации плановых проверок подразделений охраны.
Также в сентябре текущего года ГУЛРРиГК Росгвардии обеспечена организация и проведение дистанционного занятия с использованием видео-конференц-связи с сотрудниками отделов округов войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющими контроль за организацией деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля, а также с руководящим и инспекторским составом подразделений государственного контроля территориальных органов Росгвардии, осуществляющими федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В ходе занятия до участников доведены новеллы законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в установленных сферах деятельности, перспективы развития охранной деятельности и органов государственного контроля за ней, особенности применения законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК, в том числе на территориях новых субъектов Российской Федерации, с учетом изменения требований к безопасности данных объектов.
Кроме того, в рамках занятия рассмотрены проблемные вопросы, возникающие при реализации территориальными органами Росгвардии контрольно-надзорных полномочий в установленных сферах.
В целях обобщения и анализа практики осуществления Росгвардией и ее территориальными органами контроля в установленной сфере ГУЛРРиГК Росгвардии обеспечен контроль за подготовкой и размещением в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистической информации о количестве и эффективности проведенных мероприятий, привлеченных к административной ответственности должностных и юридических лицах, а также видах наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.
3.2. В сфере контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Характеристика подконтрольных субъектов
В настоящее время территориальными органами Росгвардии осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности 7 194 объектов ТЭК, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке присвоена категория опасности, в том числе: 42 объекта высокой, 783 - средней и 6 369 - низкой категорий опасности.
Показатели состояния подконтрольной сферы
В целях реализации возложенных на Росгвардию Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК в 2024 году завершены плановые проверки 1 388 объектов ТЭК, принадлежащих 643 субъектам ТЭК, (16 - высокой, 85 - средней и 1 287 низкой категорий опасности).
Территориальными органами Росгвардии в ходе выполнения профилактических мероприятий в адрес субъектов ТЭК направлено 621 предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.
По 269 предостережениям получены уведомления об исполнении, на 6 получены возражения, 352 остаются на рассмотрении подконтрольных субъектов.
Справочно
В отчетном периоде отмечается работа следующих Управлений Росгвардии, активно реализовавших профилактические мероприятия в части объявления предостережений:
- по Кемеровской области - Кузбассу - 108;
- по Тюменской области - 62;
- по Ханты-Мансийскому автономному округу - 21;
- по Республике Крым и г. Севастополю - 27;
- по Республике Дагестан - 29;
- по Мурманской области - 18;
- по Хабаровскому краю - 16;
- по республике Коми - 13;
- по Красноярскому краю - 11;
- по Омской области - 8;
- по Ставропольскому краю и г. Санкт-Петербургу - по 6;
- по Республике Саха (Якутия) и Камчатскому краю - по 4;
- по Республике Карелия, Калининградской, Тульской областям, Еврейской автономной области - по 3.
Подразделениями государственного контроля территориальных органов Росгвардии проведено 3 938 консультаций по обращениям субъектов ТЭК и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК.
Также субъектам ТЭК и иным заинтересованным лицам направлено 3 489 информационных материалов по вопросам соблюдения обязательных требований антитеррористической безопасности объектов ТЭК.
IV. Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих
обязательные требования
4.1. В сфере осуществления деятельности подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии".
2. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
5. Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 378-ФЗ "О предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1994 г. N 1379-68 "Об утверждении Положения о службе специальной связи Министерства связи Российской Федерации".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. N 514 "Об организации ведомственной охраны".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1029 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства финансов Российской Федерации".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 2001 г. N 1 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 743 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. N 540 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта".
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2010 г. N 287 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 1032 "Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов".
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 1170 "Об утверждении Положения о ведомственной охране организации - собственника Единой системы газоснабжения, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2015 г. N 486 "Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 г. N 300 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1240 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2024 г. N 1134 "Об утверждении Положения о ведомственной охране субъекта топливно-энергетического комплекса, являющегося головной организацией в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", дочернему обществу которой в соответствии с пунктом 2, 2.1 или 2.2 части 1.1. статьи 3 Федерального закона "Об экспорте газа" предоставлено исключительное право на экспорт газа природного сжиженном состоянии".
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 г. N 918 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства по государственным резервам".
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 579 "Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче природных алмазов".
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 г. N 495 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Правительства Москвы".
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием".
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях".
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 73 "Об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание".
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной".
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 38 "Об обеспечении служебным и гражданским оружием, патронами к нему и специальными средствами работников организаций федеральной почтовой связи".
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 334 "Об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. N 894 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2010 г. N 902 "Об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 г. N 551 "Об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны организации - собственника Единой системы газоснабжения, стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья".
32. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 876 "Об утверждении Правил обеспечения работников публичного акционерного общества "Сбербанк России" специальными средствами".
33. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 г. N 1338-р "Об утверждении Перечня видов специальных средств, используемых работниками Банка России и Российского объединения инкассации".
34. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 1418-р "Об утверждении перечня видов специальных средств, используемых работниками публичного акционерного общества "Сбербанк России", и норм их обеспечения" (вместе с "Нормами обеспечения работников публичного акционерного общества "Сбербанк России" специальными средствами").
35. Приказ Росгвардии от 25 ноября 2019 г. N 387 "Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств".
36. Приказ Росгвардии от 23 декабря 2022 г. N 472 "Об утверждении Порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного, гражданского оружия и патронов к нему, а также специальных средств в военизированных и сторожевых подразделениях федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".
37. Приказ Росгвардии от 31 мая 2023 г. N 180 "Об утверждении перечней видов, типов и моделей боевого ручного стрелкового, служебного, гражданского оружия и патронов к нему, специальных средств и норм обеспечения ими работников военизированных и сторожевых подразделений федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".
38. Приказ Росгвардии от 6 июля 2023 г. N 239 "Об утверждении форм и Порядка ведения документов учета оружия и патронов юридическими лицами, имеющими право на приобретение оружия, указанными в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", занимающимися для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость".
39. Приказ Росгвардии от 1 марта 2021 г. N 68 "Об утверждении содержания программы подготовки работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия".
40. Приказ МВД России от 7 октября 1997 г. N 650 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 460".
4.2. В сфере контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
1. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 2024 г. N 1046дсп "Об утверждении Требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" энергетического комплекса".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460 "Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. N 861 "Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 г. N 2258 "Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2023 г. N 740 "Об утверждении Правил осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2022 г. N 3722-р "Об утверждении формы паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса".
9. Приказ Минэнерго России от 13 декабря 2011 г. N 587 "Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
10. Приказ Минэнерго России от 10 февраля 2012 г. N 48 "Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию".
11. Приказ Минэнерго России от 13 июня 2012 г. N 295 "Об утверждении формы реестра объектов топливно-энергетического комплекса и формы уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении объекта топливно-энергетического комплекса в реестр объектов топливно-энергетического комплекса (изменении сведений об объекте, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, исключении объекта из реестра объектов топливно-энергетического комплекса)".
V. Сведения о динамике числа подконтрольных субъектов
5.1. В сфере осуществления деятельности подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В соответствии с возложенными полномочиями Росгвардией осуществляется контроль за деятельностью 19 подразделений охраны, 6 из которых являются подразделениями охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, 13 - подразделениями ведомственной охраны.
Справочно.
Росгвардия осуществляет контроль за следующими подразделениями охраны:
1. Федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи".
2. Центральный банк Российской Федерации.
3. Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Росгвардии.
4. Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
5. Публичное акционерное общество "Сбербанк России".
6. Акционерное общество "Почта России".
7. Федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации".
8. Общество с ограниченной ответственностью "РН-Ведомственная охрана".
9. Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации".
10. Ведомственная охрана Росрезерва.
11. Акционерное общество "Атом-охрана".
12. Автономная некоммерческая организация "Ведомственная охрана Правительства Москвы".
13. Акционерное общество "Научно-технический центр "Охрана".
14. Ведомственная охрана Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
15. Ведомственная охрана публичного акционерного общества "Транснефть".
16. Общество с ограниченной ответственностью "Ведомственная охрана АЛРОСА".
17. Ведомственная охрана публичного акционерного общества "Газпром".
18. Акционерное общество "РТ-Охрана".
19. Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации".
Кроме того, Росгвардией поддержана инициатива Минэнерго России о предоставлении ПАО "НОВАТЭК" права на создание ведомственной охраны, которое обществом предполагается реализовать в ближайшей перспективе.
Справочно.
Субъект топливно-энергетического комплекса, являющийся головной организаций в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", дочернему обществу которого в соответствии с подпунктом 2, 2(1) или 2(2) части 1(1) статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 117-ФЗ "Об экспорте газа" предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии".
Федеральным законом от 22 апреля 2024 г. N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ПАО "НОВАТЭК" предоставлено право на создание ведомственной охраны, а также внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", определяющие перечень объектов, которые могут охраняться ведомственной охраной ПАО "НОВАТЭК".
В целях реализации указанного федерального закона Росгвардией утверждено Положение о ведомственной охране ПАО "НОВАТЭК", (постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2024 г. N 1134).
Динамика функционирования на территории субъектов Российской Федерации подразделений охраны, их филиалов (представительств) и обособленных структурных подразделениях характеризуется относительной стабильностью.
Сравнительная таблица функционирования подразделений охраны
с 2022 по 2024 годы
Структурные элементы
2022 год
2023 год
2024 год
всего
ЮЛ
ВО
всего
ЮЛ
ВО
всего
ЮЛ
ВО
Подразделения охраны
18
6
12
19
6
13
19
6
13
Филиалы (представительства)
946
433
513
950
436
514
939
421
518
Обособленные структурные подразделения
1532
743
789
1533
747
806
1534
696
838
Также необходимо отметить, что в 2024 году в целях обеспечения охраны собственных и иных объектов на территории новых субъектов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и организациями созданы и в настоящее время осуществляют охранную деятельность филиалы (представительства) и обособленные структурные подразделения охраны.
Справочно.
На территории Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской области в общей сложности функционируют 6 подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны: ФГУП "Охрана" Росгвардии, ФГУП ГЦСС, Банка России, Госкорпорации "Росатом", Росрезерва и Росжелдора.
5.2. В сфере контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В настоящее время территориальными органами Росгвардии осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности 7 194 объектов ТЭК, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке присвоена категория опасности, в том числе: 42 объекта высокой, 783 - средней и 6 369 - низкой категорий опасности.
Динамика функционирования на территории субъектов Российской Федерации объектов ТЭК, которым присвоена категория опасности, характеризуется тенденцией к увеличению числа объектов, в том числе за счет объектов ТЭК, функционирующих на территории новых субъектов Российской Федерации - Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области.
Сравнительная таблица количества категорированных объектов
ТЭК с 2022 по 2024 годы
Категория опасности объекта
2022 год
2023 год
2024 год
Высокая
46
43
42
Средняя
772
775
5921
Низкая
5816
783
6369
Всего
6634
6739
7194
VI. Основные результаты проведенных мероприятий государственного контроля (надзора).
6.1 В сфере осуществления деятельности подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В 2024 году в соответствии со сводным планом проведения Росгвардией плановых проверок подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны уполномоченными комиссиями Росгвардии и ее территориальных органов реализовано 297 контрольных мероприятий в отношении подконтрольных субъектов.
Справочно.
В текущем году уполномоченными комиссиями Росгвардии проведено 4 плановых проверки в отношении подразделений охраны: публичного акционерного общества "Газпром" (февраль), Центрального банка Российской Федерации (Банк России) (апрель), Центра охраны объектов агропромышленного комплекса (филиал) ФГУП "Охрана" Росгвардии (август) и акционерного общества "РТ-Охрана" (октябрь).
Одновременно с этим Росгвардией обеспечено организационно-методическое сопровождение осуществления территориальными органами Росгвардии 229 плановых проверок в отношении названных подразделений охраны.
В связи с реорганизационными мероприятиями, проведенными Центром охраны объектов агропромышленного комплекса (филиал) ФГУП "Охрана" Росгвардии в преддверии плановой проверки филиала (август), территориальными органами Росгвардии внесены изменения в планы проверок на 2024 год и проведены контрольные мероприятия в отношении 16 подразделений охраны.
Кроме того, 47 территориальными органами Росгвардии проведены плановые проверки в отношении подразделений ведомственной охраны дочерних обществ ПАО "Транснефть", а также Управлением Росгвардии по Республике Саха (Якутия) проведена плановая проверка в отношении подразделений охраны ООО "Ведомственная охрана АЛРОСА".
В ходе проведенных контрольных мероприятий Росгвардией и ее территориальными органами выявлено 926 нарушений обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (Росгвардия - 12, территориальные органы Росгвардии - 914), в том числе связанных: с непрохождением медицинских осмотров, периодических проверок, дактилоскопической регистрации, несоблюдением ограничений при приеме на работу (266); с несоответствием имеющегося оружия и спецсредств утвержденным перечням, нормам обеспечения, несоблюдением установленного порядка их хранения и учета (368); с отсутствием охраняемого объекта в соответствующем перечне (15); с иными нарушениями (277).
По результатам проведенных Росгвардией и ее территориальными органами плановых проверок руководителям подразделений охраны выдано 146 предписаний об устранении выявленных нарушений (64 - подразделениям охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, 82 - подразделениям ведомственной охраны), а также составлено 63 протокола об административных правонарушениях, в том числе:
58 - по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ;
4 - по части 3 статьи 20.12 КоАП РФ;
1 - статье 20.10 КоАП РФ.
По результатам анализа представленных подконтрольными субъектами информации об устранении нарушений обязательных требований, в том числе по фактам их невыполнения в установленный срок уполномоченными комиссиями территориальных органов Росгвардии проведено 128 внеплановых проверок, по итогам которых 22 юридических лица привлечено к административной ответственности (21 - по части 36 и 1 - по части 37 статьи 19.5 КоАП РФ).
Справочно.
Уполномоченными комиссиями Росгвардии по итогам проверок, проведенных в отношении подразделений охраны Центрального банка Российской Федерации (Банк России) и Центра охраны объектов агропромышленного комплекса (филиал) ФГУП "Охрана" Росгвардии, составлено 5 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.8 (3), ч. 3 ст. 20.12 (1) и ст. 20.10 (1) КоАП РФ.
Уполномоченными комиссиями территориальных органов Росгвардии по итогам всех проведенных проверок составлено 80 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.8 (55), ч. 3 ст. 20.12 (3), ч. 36 (21) и ч. 37 (1) ст. 19.5 КоАП РФ.
Общая сумма наложенных в ходе проведенных проверок административных штрафов составила почти 2,3 млн рублей (2 295).
6.2. В сфере контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с планами проведения территориальными органами Росгвардии плановых проверок объектов ТЭК на 2024 год запланировано проведение проверок 1 628 объектов ТЭК (19 - высокой, 180 - средней и 1 429 - низкой категории опасности).
По состоянию на 1 декабря 2024 года сотрудниками Росгвардии осуществлены контрольные мероприятия на 1 388 объектах ТЭК (16 - высокой, 85 - средней и 1 287 - низкой категории опасности), принадлежащих 643 субъектам ТЭК.
По результатам проверок субъектам ТЭК выдано 726 предписаний об устранении выявленных нарушений.
За допущенные нарушения сотрудниками Росгвардии составлено 660 протоколов об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.30 КоАП РФ.
В целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний и устранением имеющихся нарушений проведены 1 022 внеплановые проверки объектов ТЭК, по результатам которых составлено 697 протоколов об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.5 КоАП РФ.
VII. План мероприятий
по профилактике нарушений, проводимых Федеральной службой
войск национальной гвардии Российской Федерации,
на 2025 год
N
п/п
Вид (форма) профилактического мероприятия
Срок проведения
Исполнитель
1
2
3
4
1
Актуализация размещенных на официальных сайтах Росгвардии и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного контроля в установленных сферах деятельности, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов
Ежеквартально, по мере издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие
ГУЛРРиГК Росгвардии,
территориальные органы Росгвардии
2
Размещение на официальном сайте Росгвардии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сводного плана проведения плановых проверок подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны на 2026 год и сводного плана проведения территориальными органами Росгвардии плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2026 год
Декабрь
2025 года
ГУЛРРиГК Росгвардии
3
Размещение на официальных сайтах территориальных органов Росгвардии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" планов проведения плановых проверок подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны на 2026 год и планов проведения плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2026 год
Декабрь
2025 года
Территориальные органы Росгвардии
4
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
В течение года, при наличии соответствующих оснований
ГУЛРРиГК Росгвардии,
территориальные органы Росгвардии
5
Разработка и поддержание в актуальном состоянии руководств по соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, деятельности подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, и их размещение на официальном сайте Росгвардии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
В течение года, по мере необходимости
ГУЛРРиГК Росгвардии
6
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе:
ГУЛРРиГК Росгвардии,
территориальные органы Росгвардии
- Информирование (консультирование) по телефону
Еженедельно по вторникам и четвергам
- Информирование (консультирование) в ходе рабочих встреч (совещаний)
при поступлении обращений о необходимости проведения рабочих встреч (совещаний)
- Проведение методических занятий, совещаний, конференций, в том числе по подготовке подконтрольных субъектов к плановым проверкам. Разъяснение порядка проведения контрольных мероприятий, прав и обязанностей подконтрольных субъектов, должностных лиц Росгвардии, уполномоченных на проведение проверок, порядка обжалования их действий
согласно планам работы территориальных органов Росгвардии на 2025 год
7
Обобщение и анализ практики осуществления Росгвардией федерального государственного контроля (надзора) в установленных сферах, в том числе публикация на официальных сайтах Росгвардии и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистической информации о количестве проведенных контрольных мероприятий, количестве подконтрольных субъектов, привлеченных к административной ответственности должностных лиц, а также перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований
Один раз в полугодие
ГУЛРРиГК Росгвардии,
территориальные органы Росгвардии
8
Методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности сотрудников, участвующих в реализации полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в установленных сферах
Постоянно
ГУЛРРиГК Росгвардии,
территориальные органы Росгвардии
9
Проведение профилактических визитов на основании письменных обращений субъектов ТЭК по месту нахождения объектов ТЭК
По мере поступления письменных обращений субъектов ТЭК
Территориальные органы Росгвардии
10
Осуществление мониторинга выполнения мероприятий Программы
До 20 декабря 2025 года
ГУЛРРиГК Росгвардии
Заместитель начальника
ГУЛРРиГК Росгвардии
генерал-майор полиции
К.Г.ПУЧКОВ
18 декабря 2024 г.