"Программа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитект
Утверждена
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 29 декабря 2021 г. N 468
ПРОГРАММА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ
ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ
И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
НА 2022 ГОД
ВВЕДЕНИЕ
Программа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору профилактики нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".
Программа определяет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своей компетенции видов государственного контроля (надзора), установленных сферой применения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно:
федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций.
Основные понятия:
обязательные требования - требования, установленные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое Ростехнадзором или его территориальным органом в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба, отвечающее следующим признакам:
реализация мероприятий в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и наличие добровольного согласия субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для поднадзорных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями.
В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сформирована двухуровневая система управления деятельностью (центральный аппарат - территориальные органы).
Распределение полномочий и сложившаяся организационная структура территориальных органов и центрального аппарата Ростехнадзора создают условия для обеспечения комплексного подхода при организации надзорной деятельности, исключения внутреннего дублирования функций, усиления контроля и координации действий территориальных органов в федеральных округах, приближения контроля и надзора, лицензирования и разрешительной деятельности к поднадзорным объектам в регионах.
В целях конкретизации мероприятий и установления отчетных показателей по осуществляемым Ростехнадзором видам контрольно-надзорной деятельности Программа разделена на подпрограммы по каждому из следующих видов надзора:
федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии (ПОДПРОГРАММА 1);
федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (ПОДПРОГРАММА 2);
федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (ПОДПРОГРАММА 3).
ПОДПРОГРАММА 1
Профилактика нарушений обязательных требований в рамках
осуществления федерального государственного надзора
в области использования атомной энергии
1. Краткий анализ текущего состояния поднадзорной среды
(по состоянию на 01.10.2021)
Надзор в отношении атомных станций
В течение 9 месяцев 2021 года Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 50 энергоблоках 11 атомных станций эксплуатирующей организации АО "Концерн Росэнергоатом" и 1 энергоблоке эксплуатирующей организации АО "СХК", на которых на текущий момент:
42 энергоблока имеют лицензии на эксплуатацию, из них:
- 36 энергоблоков находятся в эксплуатации на энергетическом уровне мощности;
- 6 энергоблоков находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации (1, 2 блоки Белоярской АЭС, 3 блок Нововоронежской АЭС, 1 блок Билибинской АЭС, 1, 2 блоки Ленинградской АЭС;
4 энергоблока находятся в стадии сооружения (1, 2 блоки Курской АЭС-2, 1 блок Балтийской АЭС, опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-300) - лицензия на сооружение выдана 10 февраля 2021 года);
для 2 энергоблоков ведется деятельность по их размещению (1, 2 блоки Смоленской АЭС-2);
2 энергоблока находятся в стадии вывода из эксплуатации (1, 2 блоки Нововоронежской АЭС).
Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - МТУ ЯРБ) за 9 месяцев 2021 года проведено 2 972 (2 763) инспекции и мероприятий по контролю атомных станций и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации (здесь и далее в скобках указаны данные за аналогичный период 2020 года), из них плановых проверок - 91 (50), внеплановых проверок - 130 (124), в режиме постоянного надзора было проведено 2 751 (2 600) мероприятие по контролю.
Выявлено 229 (164) нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, 33 (44) раза применялись административные санкции, из них 28 (40) - штрафы и 5 (4) - предупреждения. Административные штрафы накладывались на юридическое лицо 4 (6) раза, на должностное лицо - 24 (34) раза. Наложено штрафов на общую сумму 1 190 (1 645) тыс. рублей. Было принято 47 мер профилактического воздействия (выдано предостережений). За 9 месяцев 2020 года было выдано всего 10 предостережений.
Управлением по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок за 9 месяцев 2021 года были организованы и проведены 1 плановая и 3 внеплановые проверки (инспекции). В том числе:
в период с 6 по 17 сентября 2021 г. проведена плановая выездная проверка (комплексная инспекция) филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Калининская атомная станция". По результатам проверки выявлено 29 нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, 7 нарушений были устранены в ходе проверки, выдано предписание на устранение 22 нарушений, составлены протоколы об административном правонарушении: в отношении юридического лица - 1, в отношении должностного лица - 1, наложены административные штрафы: на юридическое лицо - 300 тыс. рублей, на должностное лицо - 20 тыс. рублей;
в период с 24 по 26 февраля 2021 г. проведена внеплановая выездная проверка (целевая инспекция) АО "Концерн Росэнергоатом" с целью проверки пунктов ранее выданного предписания. Выявлен факт невыполнения в срок пункта 44 предписания Ростехнадзора от 30 октября 2020 г. N ПР-05-20-ЭО. К юридическому лицу АО "Концерн Росэнергоатом" применены меры административного воздействия в виде штрафа в размере 400 тыс. рублей;
в период со 2 по 4 июня 2021 г. проведены 2 внеплановые выездные проверки (целевых инспекции) АО "Концерн Росэнергоатом" с целью проверки пунктов ранее выданных предписаний, нарушений не выявлено.
Сведения о проведенных проверках внесены в автоматизированную систему "Единый реестр проверок".
В связи с введением на территории Российской Федерации режима повышенной готовности для предупреждения распространения коронавирусной инфекции Ростехнадзором с апреля 2020 г. организован контроль и выполняется еженедельный мониторинг выполнения на поднадзорных объектах дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации АС и по обеспечению безопасности оперативного и дежурного персонала в части санитарно-эпидемиологических требований.
Проведенный за 9 месяцев 2021 года анализ нарушений, выявленных при проведении проверок центральным аппаратом и МТУ ЯРБ Ростехнадзора, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:
несоответствие отчета по обоснованию безопасности атомных станций (ООБ АС) реальному состоянию энергоблока (имеются расхождения, влияющие на безопасность АС, между информацией, содержащейся в ООБ АС и проекте АС, и реализацией проекта АС в части отдельного оборудования). Нарушение п. 1.2.8 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-15). Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
невыполнение программ обеспечения качества при эксплуатации АЭС в части управления документацией, соблюдения условий действия лицензий. Нарушение п. 6 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11). Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ.
В связи с высокой потенциальной опасностью объектов подконтрольных организаций, применяя принятый в международной практике "консервативный" подход при принятии регулирующих решений, при отсутствии утвержденных методик по классификации (дифференциации) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, а также при невозможности использования для ядерных установок критериев по установлению объема потенциального вреда (в случае установления риска причинения вреда как произведения вероятности наступления негативных последствий на объем потенциального вреда), относим указанные типовые нарушения к высокому (максимально возможному) риску в работе энергоблоков атомных станций.
Нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии, и происшествий категории П01, не было. За 9 месяцев 2021 года произошло 24 нарушения в работе энергоблоков атомных станций, классифицированных в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций" (НП-004-08), что на 3 нарушения больше, чем за тот же период 2020 года (за 9 месяцев 2020 года произошло 21 нарушение). По результатам проведенных расследований нарушений эксплуатирующей организацией выпущены отчеты и представлены в Ростехнадзор.
За 9 месяцев 2021 года по фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.
Надзор в отношении исследовательских ядерных установок
(далее - ИЯУ)
В течение 9 месяцев 2021 года Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной безопасности на 60 ИЯУ 17 эксплуатирующих организаций различных министерств и ведомств. Сведения по видам деятельности на ИЯУ приведены в таблице:
Тип ИЯУ
Распределение типов ИЯУ по виду деятельности
Эксплуатация (из них в режиме окончательного останова)
Вывод из эксплуатации
Сооружение
Исследовательские реакторы
24 (2)
2
3
Критические стенды
23
0
0
Подкритические стенды
8
0
0
Количество ИЯУ по виду деятельности
55
2
3
Всего ИЯУ
60
Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТУ ЯРБ) за 9 месяцев 2021 года проведено 446 (287) инспекций и мероприятий по контролю исследовательских ядерных установок и организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации (здесь и далее в скобках указаны данные за аналогичный период 2020 года), из них плановых проверок - 5 (0), внеплановых проверок - 34 (21), в режиме постоянного надзора было проведено 407 (266) мероприятий по контролю.
Выявлено 198 (85) нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, 23 (12) раза применялись административные санкции, из них 22 (12) - штрафы и 1 (0) - предупреждение. Административные штрафы накладывались на юридическое лицо 10 (6) раз, на должностное лицо - 12 (6) раз. Наложено штрафов на общую сумму 2 680 (1 485) тыс. рублей. Было применено 2 меры профилактического воздействия (выдано предостережений). За 9 месяцев 2020 года было выдано 1 предостережение.
За 9 месяцев 2021 года Управлением по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка в отношении деятельности в области использования атомной энергии юридического лица - Международная межправительственная организация "Объединенный институт ядерных исследований". По результатам проверки составлен протокол об административных правонарушениях в отношении юридического лица. По результатам рассмотрения протокола наложен штраф на юридическое лицо на сумму 200 тыс. рублей. Выдано предписание от 23 апреля 2021 г. N ПР1-ОИЯИ-ЦА/21 на устранение 46 нарушений обязательных требований.
Проведенный за 9 месяцев 2021 года анализ нарушений, выявленных при проведении проверок центральным аппаратом и МТУ ЯРБ Ростехнадзора, показал, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:
отсутствие корректировки документов по эксплуатации ИЯУ (в том числе инструкции по эксплуатации ИР, инструкции по эксплуатации систем и элементов ИР и инструкции по обеспечению ядерной безопасности при хранении, перегрузке и транспортировании свежего и отработавшего ЯТ) с учетом полученного опыта эксплуатации ИР, введения в действие новых нормативных документов, внесения изменений в технологические системы и оборудование РУ и пересмотра документов раз в пять лет. Нарушение п. 107 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности исследовательских реакторов" (НП-009-17);
отсутствие на плане площадки ИЯУ мест расположения основных инженерных коммуникаций, оборудования и материалов для оснащения аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации последствий аварии - нарушение п. 34 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-19).
В связи с введением на территории Российской Федерации режима повышенной готовности для предупреждения распространения коронавирусной инфекции Ростехнадзором с апреля 2020 г. организован контроль и выполняется еженедельный мониторинг выполнения на поднадзорных объектах дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации ИЯУ и по обеспечению безопасности оперативного и дежурного персонала в части санитарно-эпидемиологических требований.
За 9 месяцев 2021 года произошло 5 нарушений в работе исследовательских ядерных установок, подлежащих учету в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок" (НП-027-10). В 2020 году нарушений не было.
Надзор за проектированием, конструированием
и изготовлением оборудования
В течение 9 месяцев 2021 года МТУ ЯРБ осуществлялся надзор за деятельностью 1 233 (1 210) организаций, оказывающих услуги эксплуатирующим организациям при проектировании, конструировании и изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии.
За 9 месяцев 2021 года проведено 311 (189) проверок, из них:
117 (67) - плановые выездные проверки с целью проверки соблюдения требований условий действия лицензий;
194 (122) - внеплановые проверки по заявлению организаций, связанных с выдачей лицензии и другим основаниям.
Всего выявлено 135 (115) нарушений и выдано 39 (37) предписаний на их устранение.
По результатам проведения проверок за нарушения федеральных норм и правил наложено административных штрафов на сумму 220 (100) тыс. рублей.
На основании письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 г. N АН-П7-12810 и резолюции Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака от 20 октября 2021 г. N АН-П51-14823 на письмо Ростехнадзора от 28 сентября 2021 г. N 00-01-07/462 Северо-Европейским межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора проведена внеплановая проверка АО "Силовые машины" в части выполнения условий действия лицензий от 16 ноября 2020 г. N СЕ-10-101-4960, от 14 сентября 2020 г. N СЕ-11-101-4921, от 7 сентября 2020 г. N СЕ-12-101-4915 на предмет соблюдения требований федеральных норм и правил при осуществлении деятельности по проектированию и конструированию ядерных установок, конструированию и изготовлению оборудования. По результатам проверки оформлен акт от 29 октября 2021 г. N 04-09.124/460-3552, в котором сделаны выводы о том, что нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии не установлено.
Строительный надзор на объектах использования
атомной энергии
Государственная функция по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии в соответствии с приказом Ростехнадзора от 6 июля 2014 г. N 247 "Об организации федерального государственного строительного надзора Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при строительстве и реконструкции объектов использования атомной энергии" осуществляется комплексными рабочими группами (далее - КРГ), назначаемыми приказами руководителей МТУ по надзору за ЯРБ с включением в состав КРГ представителей других территориальных органов Ростехнадзора.
В отношении объектов использования атомной энергии по итогам 9 месяцев 2021 года осуществлялся федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции 38 объектов капитального строительства.
По итогам осуществления федерального государственного строительного надзора в отношении объектов использования атомной энергии за истекший период 2021 года выдано 10 заключений о соответствии (далее - ЗОС) построенного, реконструированного объекта капитального строительства.
ЗОС по основным объектам за 2021 год: энергоблок N 2 Ленинградской АЭС-2; "Онкологический амбулаторно-диагностический центр", г. Химки; "Реконструкция пункта приповерхностного захоронения твердых радиоактивных отходов г. Новоуральск", "Реконструкция каньонов ГОБУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер", "Циклотронный центр ядерной медицины (ЦЦЯМ) с ускорителем протонов (циклотрон TR-24, производитель ACS, Canada) на базе реконструируемого ускорительного комплекса, расположенного в здании Физико-технологического института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), "Здание стационарного пункта хранения закрытых радионуклидных источников по ул. Промышленная, 21 "А" в г. Югорск, ХМАО Тюменской области", "Здание стационарного пункта хранения закрытых радионуклидных источников на территории Казымского участка Белоярского УАВР", "Здание стационарного пункта хранения закрытых радионуклидных источников на территории Надымского участка Надымского УАВР", "Здание стационарного пункта хранения закрытых радионуклидных источников на территории Заполярного участка Надымского УАВР", "Реконструкция объекта капитального строительства "Амбулаторно-поликлиническое учреждение (без стационара) - Центр ядерной медицины", по адресу: Тверская область, г. Тверь, Петербургское ш., 76/1".
В течение 9 месяцев 2021 года Ростехнадзором проведено 129 проверок при осуществлении государственного строительного надзора.
По результатам проведения 129 проверок за 9 месяцев 2021 года было выявлено 717 нарушений соответствия выполненных работ требованиям проектной документации.
По результатам проведенных проверок выдано 64 предписания об устранении выявленных нарушений.
По результатам проведенных за 9 месяцев 2021 года проверок и выявленным административным правонарушениям наложено 35 административных наказаний.
Основным видом нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, являются отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы (нарушение требований ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ).
Надзор в отношении объектов ядерного топливного цикла
Под надзором Ростехнадзора находится 17 промышленных предприятий ядерного топливного цикла (далее - ПЯТЦ), а также научно-исследовательские, проектные организации, организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги ПЯТЦ, в том числе осуществляющие транспортирование и хранение ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также выполняющие иные работы для ПЯТЦ, на основании лицензий Ростехнадзора.
В число поднадзорных объектов входят:
промышленные реакторы - 12 (в стадии вывода из эксплуатации - 11, в режиме окончательного останова - 1);
ядерные установки по переработке ядерных материалов (добыча и переработка природного урана, сублиматное производство, разделение изотопов урана, химико-металлургическое и радиохимическое производства, производство ядерного топлива, переработка отработавшего ядерного топлива) - 21;
ядерные установки для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с использованием ядерных материалов - 16;
пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ - 8;
радиационные источники - 2;
пункты хранения радиоактивных отходов (далее - РАО) - 4.
Надзор в отношении судов и других плавсредств с ядерными
реакторами и судов атомно-технологического обслуживания
Под надзором находятся 12 атомных судов и 4 судна атомно-технологического обслуживания, комплексы стендов-прототипов корабельных ядерных энергетических установок в АО "ГНЦ РФ-ФЭИ" (2 стенда-прототипа), 2 судостроительных предприятия, на которых строятся атомные ледоколы (АО "Балтийский завод", ООО "ССК "Звезда), являющихся потенциально ядерно и радиационно опасными объектами.
Для обеспечения эксплуатации судов создана необходимая производственная инфраструктура, которая включает также два пункта хранения ядерных материалов (отработавшее ядерное топливо) и два комплекса обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
Техническое состояние атомных судов
Наименование судна
Проект
Год постройки
Тип АППУ
Число реакторов
Техническое состояние
Атомный ледокол "Ленин"
92-М
1959
ОК-900
2
Выведен из эксплуатации. Активные зоны выгружены. Отшвартован у причала морского вокзала г. Мурманска как музей атомного ледокольного флота
Атомный ледокол "Арктика"
1052-1
1975
ОК-900А
2
Активные зоны выгружены. Переведен в категорию радиационный источник. Вывод из эксплуатации на территории филиала судоремонтного завода "Нерпа" акционерного общества "Центр судостроения "Звездочка"
Атомный ледокол "Сибирь"
1052-2
1977
ОК-900А
2
Активные зоны выгружены. Переведен в категорию радиационный источник. Отшвартован у 6 причала ФГУП "Атомфлот". Выведен из эксплуатации. Заключительное обследование завершено, конечное состояние достигнуто
Атомный ледокол "Россия"
10521-1
1985
ОК-900А
2
В режиме окончательного останова ЯЭУ. Активные зоны выгружены. Переведен в категорию радиационный источник. Отшвартован у причала ФГУП "Атомфлот"
Атомный ледокол "Советский Союз"
10521-2
1989
ОК-900А
2
В режиме окончательного останова ЯЭУ. Активные зоны выгружены. Переведен в категорию радиационный источник. Отшвартован у причала ФГУП "Атомфлот"
Атомный ледокол "Ямал"
10521-3
1992
ОК-900А
2
В эксплуатации
Атомный ледокол "Таймыр"
10580-1
1989
КЛТ-40М
1
В эксплуатации
Атомный ледокол "Вайгач"
10580-2
1990
КЛТ-40М
1
В эксплуатации
Атомный лихтеровоз "Севморпуть"
10081
1988
КЛТ-40
1
В эксплуатации
Атомный ледокол "50 лет Победы"
10521-4
2007
ОК-900А
2
В эксплуатации
Атомный ледокол "Арктика"
22220
2020
РИТМ-200
2
В эксплуатации
Плавучий энергоблок "Академик Ломоносов"
20870
2019
КЛТ-40С
2
В эксплуатации
Техническое состояние судов АТО
Наименование судна
Назначение судна
Техническое состояние
Плавтехбаза "Имандра"
Хранение свежего и отработавшего ядерного топлива
В эксплуатации
Плавтехбаза "Лотта"
Хранение отработавшего ядерного топлива
В эксплуатации
Плавтехбаза "Лепсе"
Хранение отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов
Вывод из эксплуатации на территории филиала судоремонтного завода "Нерпа" акционерного общества "Центр судостроения "Звездочка". 27.05.2021 закончены работы по выгрузке ОТВС.
Передача блок-упаковок на долговременное хранение в губу СЗЦ "СевРАО" филиала ФГУП "ФЭО" в ПДХ РО "Сайда". Ликвидация укрытия
Спецтанкер "Серебрянка"
Транспортирование отработавшего ядерного топлива в контейнерах, временное хранение жидких радиоактивных отходов
В эксплуатации
Все объекты, включая места стоянки судов, сосредоточены на одной производственной площадке вблизи г. Мурманска и находятся в ведении эксплуатирующей организации - ФГУП "Атомфлот".
Плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" эксплуатируется как стоечное судно, отшвартованное у мол-причала Певекской плавучей атомной теплоэлектростанции Чукотского АО. Эксплуатирующая организация - АО "Концерн Росэнергоатом".
Техническое состояние стендов-прототипов
Наименование
Эксплуатирующая организация
Техническое состояние
27/ВМ
АО "ГНЦ РФ "ФЭИ"
Подготовка к выводу из эксплуатации
27/ВТ
АО "ГНЦ РФ "ФЭИ"
Подготовка к выводу из эксплуатации
На АО "Балтийский завод" проводятся работы по строительству 4 серийных атомных ледоколов проекта 22220.
- а/л "Сибирь" (первый серийный, проводятся швартовные испытания);
- а/л "Урал" (второй серийный);
- а/л "Якутия" (третий серийный);
- а/л "Чукотка" (четвертый серийный).
На ООО "ССК "Звезда" проводятся работы по строительству головного атомного ледокола проекта 10510 "Лидер".
Надзор в отношении радиационно опасных объектов
В сфере государственного надзора находятся:
а) медицинские, научные, исследовательские лаборатории и другие объекты, на которых ведутся работы с радиоактивными веществами (далее - РВ) и/или открытыми радионуклидными источниками (далее - ОРИ);
б) комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия с закрытыми радионуклидными источниками (далее - ЗРИ), в том числе:
технологические и медицинские облучательные установки;
дефектоскопы;
радиоизотопные приборы и другие источники;
в) пункты хранения радиоактивных веществ (далее - РВ), хранилища радиоактивных отходов, в том числе:
специализированные пункты хранения, хранилища РАО, расположенные в ФГУП "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды" (далее - ФГУП "РАДОН"), в отделениях и филиалах Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный экологический оператор" (далее - ФГУП "ФЭО"), пункты глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов и пункт захоронения твердых радиоактивных отходов ФГУП "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами" (далее - ФГУП "НО РАО");
неспециализированные пункты хранения, расположенные на объектах использования атомной энергии;
неспециализированные хранилища, расположенные на объектах использования атомной энергии;
хранилища, предназначенные для хранения отходов с повышенным содержанием радионуклидов природного происхождения.
Надзор за физической защитой на ядерных объектах
За 9 месяцев 2021 года Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 52 ядерных объектах.
В соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ростехнадзора на 2021 год за 9 месяцев 2021 года на поднадзорных ядерных объектах (атомных станциях, предприятиях ядерного топливного цикла, научно-исследовательских и экспериментальных реакторах, на судах с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического обслуживания) проведено 7 плановых инспекций, 1 внеплановая и 143 проверки выполнения требований к физической защите при постоянном государственном надзоре (за аналогичный период в 2020 году было проведено 4 плановых инспекции, 2 внеплановых и 134 проверки при постоянном государственном надзоре).
В процессе инспекций выявлено 156 нарушений обязательных требований и условий действия лицензий (153 нарушения обязательных требований и 3 нарушения условий действия лицензий). За аналогичный период в 2020 году было выявлено 59 нарушений обязательных требований и условий действия лицензий (38 нарушений обязательных требований и 21 нарушение условий действия лицензий).
10 нарушений устранены в ходе проверок.
Несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения не выявлено.
За 9 месяцев 2021 года инспекторами МТУ по надзору за ЯРБ наложено 3 административных штрафа на общую сумму в размере 140 тысяч рублей (за аналогичный период в 2020 году - 3 штрафа па сумму в размере 240 тыс. рублей).
Надзор за физической защитой
на радиационно опасных объектах
За 9 месяцев 2021 года Ростехнадзор осуществлял надзор за физической защитой на 2 222 радиационно опасных объектах.
За указанный период на поднадзорных радиационно опасных объектах комиссиями проведена 381 плановая инспекция, 79 внеплановых и 200 проверок выполнения требований к физической защите при постоянном государственном надзоре, включая проверку федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный экологический оператор" (ФГУП "ФЭО") (за аналогичный период в 2020 году было проведено 250 плановых инспекций, 106 внеплановых и 204 проверки выполнения требований по физической защите при постоянном государственном надзоре).
В процессе инспекций выявлено 83 нарушения обязательных требований.
Два нарушения устранены в ходе проверки.
За аналогичный период 2020 года было выявлено 41 нарушение обязательных требований.
За 9 месяцев 2021 года случаев, связанных с хищением и несанкционированным использованием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не выявлено.
За 9 месяцев 2021 года инспекторами МТУ по надзору за ЯРБ наложено 5 административных штрафов на общую сумму в размере 260 тыс. рублей, вынесено два предупреждения о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии (за аналогичный период в 2020 году - 2 штрафа на сумму в размере 120 тыс. рублей).
Надзор за учетом и контролем ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Ростехнадзор осуществляет надзор за 52 организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами.
За 9 месяцев 2021 года было проведено 167 проверок, в которых проверялось состояние учета и контроля ядерных материалов (7 плановых проверок, 1 внеплановая и 159 проверок в режиме постоянного государственного надзора).
Около 2% проверок (3) было проведено с использованием технических средств (проведение инспекционных измерений с помощью приборов неразрушающего контроля).
В процессе инспекций выявлено 91 нарушение обязательных требований. Наложено 5 административных штрафов на сумму 290 тыс. рублей.
За аналогичный период 2020 года было проведено 117 проверок, выявлено 61 нарушение обязательных требований и наложен 1 административный штраф на сумму 30 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2021 года было выявлено 3 аномалии в учете и контроле ядерных материалов:
одна аномалия вызвана расхождением фактических и учетных данных ядерного материала;
одна аномалия вызвана превышением установленных пределов инвентаризационной разницы при проведении физической инвентаризации ядерных материалов;
одна аномалия вызвана несоответствием порядка передачи ядерных материалов между зонами баланса материалов требованиям нормативных документов.
По каждому случаю проводится расследование. Поднадзорными организациями по случаям выявления аномалий были представлены специальные отчеты.
В настоящее время под надзором состоит 2 366 организаций, осуществляющих учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (в число которых входят 79 региональных информационно-аналитических центров, созданных в субъектах Российской Федерации).
За 9 месяцев 2021 года инспекторами Ростехнадзора была проведена 841 проверка (438 плановых проверок, 288 проверок в режиме постоянного государственного надзора, 115 внеплановых проверок), в рамках которых проверялось состояние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, выявлено 182 нарушения обязательных требований.
За 9 месяцев 2021 года инспекторами Ростехнадзора наложено 9 административных штрафов на сумму 460 тыс. рублей, вынесено 2 предупреждения о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.
За аналогичный период 2020 года проведено 654 проверки, выявлено 154 нарушения норм и правил и условий действия лицензий, наложено 5 административных штрафов на сумму 310 тыс. рублей, вынесено 2 предупреждения о недопустимости нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии.
За отчетный период получена информация о происшествиях в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов:
при выгрузке металлолома обнаружен 21 бесхозяйный радиационный источник;
на складе обнаружено 2 неучтенных радиационных источника;
утерян 1 радиационный источник.
За 9 месяцев 2021 года случаев, связанных с хищением и несанкционированным использованием радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, на поднадзорных объектах в ходе проверок не выявлено.
2. Ключевые наиболее значимые риски
Ключевыми и наиболее значимыми рисками являются риски аварий на объектах использования атомной энергии и риски несанкционированных действий в отношении ядерных установок, радиационных источников, ядерного материала, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и пунктов хранения.
3. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать
воздействие на состояние подконтрольной среды
В качестве текущих и ожидаемых тенденций можно отметить:
ежегодный ввод в эксплуатацию энергоблоков нового поколения АЭС ВВЭР-1200 для замещения выбывающих мощностей (2017 г. - энергоблок N 1 Нововоронежской АЭС-2, 2018 г. - энергоблок N 1 Ленинградской АЭС-2, 2019 г. - энергоблок N 2 Нововоронежской АЭС-2, 2021 г. - энергоблок N 2 Ленинградской АЭС-2. В стадии сооружения находятся еще 2 энергоблока ВВЭР-1200 (энергоблоки N 1, 2 Курской АЭС-2); опытно-демонстрационный энергоблок с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем (БРЕСТ-ОД-300);
останов и подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков АЭС, выработавших свой ресурс. Остановлены для подготовки к выводу из эксплуатации энергоблок N 3 Нововоронежской АЭС - в 2016 г., энергоблок N 1 Ленинградской АЭС - в 2018 г., энергоблок N 1 Билибинской АЭС - в 2019 г., энергоблок N 2 Ленинградской АЭС - в 2020 году (остановлен с 10 ноября 2020 г.);
реализация инновационных проектов, в том числе таких, как "Прорыв" (нацелен на разработку и сооружение реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом), развитие водородной энергетики, разработка технологий и создание атомных станций малой мощности, создание термоядерных установок и гибридных термоядерных систем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. N 270 "О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации";
вывод из эксплуатации ИЯУ, выработавших свой ресурс. В 2018 году выведены из эксплуатации критический стенд МАТР-2 в ФЭИ и исследовательский реактор АСТ-1 в НИИАР, в 2019 году выведен из эксплуатации исследовательский реактор МР в РНЦ "Курчатовский институт";
на ядерных объектах в 2020 - 2021 годах значительно (до 20% от общего количества нарушений) увеличилось количество нарушений обязательных требований к системам физической защиты. Это связано с невыполнением поднадзорными организациями Требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. N 646. Эта тенденция сохранится и на последующие годы (2022 - 2023), так как она связана со значительным финансовым обеспечением.
4. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на официальном сайте Ростехнадзора в сети "Интернет" размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования для федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
Приказом Ростехнадзора от 8 февраля 2021 г. N 50 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2021 год.
В 2021 году выполнены следующие мероприятия:
Подготовлены обзоры правоприменительной практики за 2020 год и первое полугодие 2021 года в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26 февраля 2020 г. N 81.
Выпущены руководства по безопасности:
"Рекомендации по разработке вероятностного анализа безопасности уровня 1 блока атомной станции для исходных событий, обусловленных внешними воздействиями" (РБ-021-21) (утверждены приказом Ростехнадзора от 19 мая 2021 г. N 184);
"Мониторинг гидрологических, метеорологических и аэрологических условий в районах размещения объектов использования атомной энергии" (РБ-046-21) (утверждены приказом Ростехнадзора от 1 февраля 2021 г. N 31);
"Рекомендации по разработке концепции вывода из эксплуатации объекта использования атомной энергии" (РБ-008-21) (утверждены приказом Ростехнадзора от 30 июля 2021 г. N 265);
"Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при эксплуатации атомных станций и исследовательских ядерных реакторов" (РБ-009-21) (утверждены приказом Ростехнадзора от 27 августа 2021 г. N 334).
Утверждены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к отчету по обоснованию безопасности судов атомно-технологического обслуживания (НП-011-021)" (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 августа 2021 г. N 285).
До конца 2021 года планируется утверждение следующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии:
"Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности (НП-055-14)";
"Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения (НП-058-14)";
"Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности (НП-069-14)";
"Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения (НП-093-14)";
"Требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов (НП-103-17)";
"Требования к мероприятиям по предупреждению транспортных происшествий и аварий и ликвидации их последствий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ", взамен НП-074-06.
Разработаны, утверждены приказами Ростехнадзора следующие руководства по безопасности:
руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Оценка долговременной безопасности пунктов глубинного захоронения радиоактивных отходов", РБ-003-21 (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 марта 2021 г. N 101);
руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по формированию перечня радионуклидов, контролируемых в кондиционируемых радиоактивных отходах предприятий ядерного топливного цикла", РБ-004-21 (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 июля 2021 г. N 251);
руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по методам и средствам контроля сбросов радиоактивных веществ в водные объекты", РБ-005-21 (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2021 г. N 61);
руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке концепции вывода из эксплуатации объекта использования атомной энергии", РБ-008-21 (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июля 2021 г. N 265);
руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Мониторинг гидрологических, метеорологических и аэрологических условий в районах размещения объектов использования атомной энергии", РБ-046-21 (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 февраля 2021 г. N 31);
руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Положение о содержании годового отчета по обеспечению безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания и объектов их инфраструктуры", РБ-067-21 (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 марта 2021 г. N 115);
руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендуемые методы расчета параметров, необходимых для разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух", РБ-106-21 (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 августа 2021 г. N 288).
руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендуемые методы расчета параметров, необходимых для разработки нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты", РБ-126-21 (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 сентября 2021 г. N 297).
МТУ ЯРБ проводилась профилактическая работа с поднадзорными организациями по предупреждению и недопущению случаев аварийности и травматизма путем проведения семинаров, бесед, размещения информации на официальных сайтах. Ежеквартально МТУ ЯРБ проводились публичные обсуждения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, в которых принимали участие представители поднадзорных организаций. Информация о проведенных обсуждениях размещена на официальных сайтах МТУ ЯРБ.
В рамках профилактических мероприятий за 9 месяцев 2021 г. МТУ ЯРБ было направлено 82 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области использования атомной энергии.
В 2021 году Управлением специальной безопасности Ростехнадзора в целях предупреждения нарушений обязательных требований в области использования атомной энергии, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществлены следующие мероприятия по профилактике:
откорректирован и размещен на официальном сайте Ростехнадзора перечень нормативных правовых актов, содержащий обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), в части надзора за системами учета, контроля и физической защиты;
направлен в федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации перечень типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению (один раз в полугодие);
размещены на официальном сайте Ростехнадзора материалы доклада о правоприменительной практике, в том числе сведения:
о проведенных в отношении поднадзорных объектов проверках систем учета, контроля и физической защиты;
о типовых и массовых нарушениях обязательных требований в сфере надзора за системами учета, контроля и физической защиты с возможными мероприятиями по их устранению;
о наложенных по результатам проверок административных санкциях (штрафах);
о разработанных, утвержденных и введенных в действие руководствах по безопасности, методических ведомственных документах (положениях, инструкциях, методических рекомендациях) в сфере надзора за системами учета, контроля и физической защиты по соблюдению обязательных требований;
о разъяснении новых требований нормативных правовых актов в части учета, контроля и физической защиты, в том числе по запросу федеральных органов исполнительной власти, организаций и граждан.
Разрабатываемые (пересматриваемые) в 2021 году федеральные нормы и правила (далее - ФНП):
"Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании (НП-073-11)". Окончательная редакция представлена на рассмотрение рабочей комиссией Ростехнадзора по нормативным документам в области использования атомной энергии;
"Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходы (НП-072-13)". Окончательная редакция представлена на рассмотрение рабочей комиссией Ростехнадзора по нормативным документам в области использования атомной энергии;
"Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения (НП-034-15)". Подготовлена окончательная редакция проекта изменений в ФНП. Окончательная редакция проекта изменений в ФНП проходит экспертную комиссию ФБУ "НТЦ ЯРБ";
"Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-16)". Готовится вторая редакция проекта изменений в ФНП;
"Требования к физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (взамен "Требований к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (НП-083-15)"). Разослана вторая редакция проекта ФНП и пояснительная записка к ней в заинтересованные организации и ведомства.
5. Отчетные показатели
Управление по регулированию безопасности атомных станций
и исследовательских ядерных установок
Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(на 15.11.2021)
Проектные
2022 г.
Разработка руководств по безопасности
4
4
В соответствии с Госзаданием на 2022 г.
Степень выполнения федеральной целевой программы (далее - ФЦП) "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. N 1248
100%
100%
100%
Ежегодный обзор правоприменительной практики
2
2
1
Управление по регулированию безопасности объектов ядерного
топливного цикла, ядерных энергетических установок судов
и радиационно опасных объектов
Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(на 15.11.2021)
Проектные
2022 г.
Разработка федеральных норм и правил
3
3
2
Разработка руководств по безопасности
3
8
1
Проведение семинаров (вебинаров)
5
1
3
Управление специальной безопасности
Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(на 15.11.2021)
Проектные
2022 г.
Разработка федеральных норм и правил
1/1
1/
1
Разработка руководств по безопасности
2/3
2/
2
Обзоры правоприменительной практики
2
1
1
6. Перечень ответственных за организацию и проведение
профилактических мероприятий должностных лиц управлений
Ростехнадзора, осуществляющих федеральный государственный
надзор в области использования атомной энергии
Ф.И.О., должность
Телефон, электронная почта
Управление по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок
Бондарь Владимир Александрович,
начальник отдела
(495) 532-13-43
V.Bondar@gosnadzor.gov.ru
Гутнев Сергей Иванович,
начальник отдела
(495) 645-94-79 доб. 60-90
S.Gutnev@gosnadzor.gov.ru
Исаев Николай Николаевич,
начальник отдела
(495) 532-13-42
isaev@gosnadzor.gov.ru
Мацука Эдуард Федорович,
начальник отдела
(495) 645-94-79 доб. 6310
E.Matsuka@gosnadzor.gov.ru
Ощепков Сергей Николаевич,
начальник отдела
(495) 532-13-39
S.Oshepkov@gosnadzor.gov.ru
Польдяев Владислав Александрович,
начальник отдела
(495) 645-94-79 доб. 6434
V.Poldiaev@gosnadzor.gov.ru
Шломов Александр Валерьевич, начальник отдела
(495) 645-94-79 доб. 51-88
A.Shlomov@gosnadzor.gov.ru
Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов
Кудрявцев Евгений Георгиевич,
советник руководителя
(495) 532-1344
egkudryavtsev@gosnadzor.gov.ru
Богданова Татьяна Юрьевна,
начальник отдела оценок, лицензирования и инспекций промышленных ядерных реакторов и объектов по обращению с отработавшим ядерным топливом
(495) 532-1528
T.Bogdanova@gosnadzor.gov.ru
Алехин Михаил Александрович,
заместитель начальника отдела (в части мероприятий, касающихся судов и других плавсредств с ядерными реакторами, судов атомно-технологического обслуживания)
(495) 645-9479 доб. 60-12
alehin@gosnadzor.gov.ru
Управление специальной безопасности
Боков Дмитрий Александрович,
начальник управления
(495) 532-15-06
D.Bokov@gosnadzor.ru
Стешенко Михаил Семенович,
начальник отдела
(495) 532-15-22
M.Steshenko@gosnadzor.gov.ru
Ковалев Константин Владимирович,
заместитель начальника отдела
(495) 645-94-79 доб. 60-59
Kovalev@gosnadzor.gov.ru
Новак Игорь Анатольевич,
заместитель начальника отдела
(495) 645-94-79 доб. 64-03
I.Novak@gosnadzor.gov.ru
Горин Сергей Владимирович,
советник отдела
(495) 645-94-79 доб. 51-20
S.Gorin@gosnadzor.gov.ru
Плюснина Валерия Алексеевна,
главный специалист-эксперт
(495) 645-94-79 доб. 60-63
V.PIusnina@gosnadzor.gov.ru
7. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных
требований на 2022 год
N
Наименование мероприятия
Периодичность проведения
Поднадзорные субъекты
Ожидаемые результаты
1
Разработка в 2022 году руководств по безопасности при использовании атомной энергии, содержащих рекомендации по исполнению обязательных требований, предусмотренных ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. N 1248
В соответствии с ежегодным госзаданием Ростехнадзора
Организации, эксплуатирующие атомные станции и исследовательские ядерные установки
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
2
Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии в отношении атомных станций и исследовательских ядерных установок
Один раз в год
Организации, эксплуатирующие атомные станции и исследовательские ядерные установки
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
3
Разработка ФНП:
"Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов на территории объектов использования атомной энергии";
"Пункты контейнерного хранения отработавшего ядерного топлива. Требования безопасности".
Внесение изменений в руководство по безопасности "Рекомендации к составу и содержанию отчета по комплексному обследованию судов и других плавсредств с ядерными реакторами и судов атомного технологического обслуживания при продлении срока их эксплуатации" (РБ-033-17)
В течение года
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
4
Проведение семинаров:
"Проблемные вопросы и повышение эффективности надзора за радиационными источниками";
"Вопросы нормативно-правового регулирования безопасности при обращении с РАО";
"Вопросы соблюдения обязательных требований в области использования атомной энергии"
В течение года
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
5
Подготовка ответов на поступившие от организаций запросы относительно выполнения обязательных требований
По мере поступления запросов от организаций
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
6
Проведение рабочих совещаний с лицензиатами по вопросам выполнения условий действия лицензий (далее - УДЛ) или внесения изменений в УДЛ
В течение года
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов
7
Размещение на официальном сайте Ростехнадзора ответов на наиболее распространенные вопросы, касающиеся выполнения обязательных требований
В течение года
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
8
Ежегодный семинар по вопросам соблюдения обязательных требований в области использования атомной энергии, с участием лицензиатов, представителей МТУ по надзору за ЯРБ и организаций научно-технической поддержки.
Один раз в год
Организации, эксплуатирующие объекты ядерного топливного цикла, ядерные энергетические установки судов и радиационно опасные объекты
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
9
Рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов, проведение их анализа
По мере поступления обращений
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
10
Подготовка и размещение в сети "Интернет" на официальном сайте Ростехнадзора разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на их внедрение и обеспечение соблюдения поднадзорными объектами обязательных требований
По мере необходимости
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
11
Размещение в сети "Интернет" на официальном сайте Ростехнадзора руководств по безопасности, методических ведомственных документов (положений, инструкций, методических рекомендаций) по соблюдению обязательных требований
В течение года
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
12
Размещение на официальном сайте Ростехнадзора www.gosnadzor.ru в сети "Интернет" актуализированного перечня частых нарушений обязательных требований в сфере надзора за состоянием учета, контроля и физической защиты (в соответствии с формой п. 4.3 протокола заседания проектного комитета от 27.03.2018 N 2)
По мере необходимости
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
13
Направление в федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации перечня типовых и массовых нарушений обязательных требований, с возможными мероприятиями по их устранению, в сфере надзора за системами учета, контроля и физической защиты
В течение года
Организации, осуществляющие учет, контроль и физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
ПОДПРОГРАММА 2
Профилактика нарушений обязательных требований в рамках
осуществления государственного контроля (надзора)
за деятельностью саморегулируемых организаций в области
инженерных изысканий, архитектурно-строительного
проектирования, строительства, реконструкции, капитального
ремонта объектов капитального строительства
1. Краткий анализ текущего состояния поднадзорной среды
(по состоянию на 24.11.2021)
Ростехнадзор осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
По состоянию на 24 ноября 2021 года в государственном реестре саморегулируемых организаций содержатся сведения о 441 саморегулируемой организации, в том числе:
саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания - 45;
саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации - 171;
саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство - 225.
По состоянию на 24 ноября 2021 года из национальных объединений саморегулируемых организаций в Ростехнадзор поступило 7 заявлений некоммерческих организаций, по результатам рассмотрения которых в государственный реестр саморегулируемых организаций внесены сведения о 5 саморегулируемых организациях (2 на рассмотрении), из них:
2 саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2 саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
1 саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В 2021 году центральным аппаратом Ростехнадзора контрольно-надзорные мероприятия осуществлялись в отношении 1 саморегулируемой организации. Внеплановая проверка проведена в соответствии с частью 5 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации по обращению соответствующего национального объединения.
Территориальными органами Ростехнадзора в 2021 году в отношении саморегулируемых организаций проведена 51 плановая проверка, 43 внеплановые проверки по контролю за исполнением ранее выданных предписаний, а также 17 внеплановых поверок по поручению центрального аппарата Ростехнадзора.
По состоянию на 24 ноября 2021 года Ростехнадзором из государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" исключены сведения о 2 саморегулируемых организациях:
1 саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
1 саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство.
С - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство;
П - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
И - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания.
2. Ключевые наиболее значимые риски
Типовые нарушения обязательных требований
Степень риска причинения вреда
Тяжесть последствий
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований законодательства Российской Федерации при разработке внутренних документов
Низкая
Отсутствие обязательных к исполнению требований как для органов управления саморегулируемой организации, так и для ее членов
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований к членству
Средняя
Допуск на рынок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не соответствующих установленным законодательством требованиям, что повышает вероятность некачественного выполнения работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований по формированию компенсационных фондов саморегулируемой организации в установленном размере и размещению на специальных банковских счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях в установленном порядке
Высокая
1. Невозможность возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.
2. Невозможность возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора.
3. Отсутствие компенсационных фондов является одним из оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, что ведет к потере права заключения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями новых договоров подряда на выполнение работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства до вступления в другую саморегулируемую организацию
Несоблюдение саморегулируемой организацией требований информационной открытости:
- ведение реестра членов с нарушениями;
- неразмещение или несвоевременное размещение решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, внутренних документов, сведений о компенсационных фондах и т.д.
Низкая
Отсутствие информации о деятельности саморегулируемой организации для всех заинтересованных лиц, как следствие - снижение конкурентоспособности как саморегулируемой организации, так и ее членов, а также повышение вероятности недопуска членов такой саморегулируемой организации к заключению договоров подряда
Непредставление сведений в целях ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в орган надзора за саморегулируемыми организациями
Низкая
Отсутствие информации о деятельности саморегулируемой организации для всех заинтересованных лиц, как следствие - снижение конкурентоспособности как саморегулируемой организации, так и ее членов, а также повышение вероятности недопуска членов такой саморегулируемой организации к заключению договоров подряда
3. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать
воздействие на состояние поднадзорной среды
В качестве текущих и ожидаемых тенденций можно отметить приведение деятельности саморегулируемых организаций в соответствие с законодательством о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях путем проведения контрольно-надзорных мероприятий, семинаров (вебинаров), направления разъяснительных писем.
4. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В целях недопущения и профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении надзора за саморегулируемыми организациями Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора на постоянной основе ведется разъяснительная работа и оказывается методологическая помощь территориальным органам Ростехнадзора.
Регулярно проводится актуализация размещенной на официальном сайте Ростехнадзора информации.
Кроме того, за разъяснениями требований законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях в Ростехнадзор обращаются граждане и юридические лица, в ходе рассмотрения обращений которых даются разъяснения по вопросам в сфере саморегулирования.
5. Отчетные показатели
Показатель
2020 г.
2021 г.
(на 19.11.2021)
Прогноз
2022 г.
Снижение количества саморегулируемых организаций, не соответствующих требованиям статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации
- 1%
- 0.5%
- 1%
6. Перечень должностных лиц Управления государственного
строительного надзора Ростехнадзора, ответственных
за организацию и проведение профилактических мероприятий
Ф.И.О., должность
Телефон, электронная почта
Дуброва Юлия Николаевна,
заместитель начальника отдела
(495) 645-94-79 доб. 30-88 U.Dubrova@gosnadzor.ru
Чиркова Татьяна Анатольевна,
советник отдела
(495) 645-94-79 доб. 39-63
T.Chirkova@gosnadzor.ru
Русаков Илья Александрович,
советник отдела
(495) 645-94-79 доб. 30-84
I.Rusakov@gosnadzor.ru
Хусяинов Тимур Муратович,
главный специалист-эксперт
(495) 645-94-79 доб. 30-43
T.Husyainov@gosnadzor.ru
Кустова Ксения Николаевна,
старший специалист 1 разряда
(495) 645-94-79 доб. 15-37
K.Kustova@gosnadzor.ru
7. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных
требований на 2022 год
N
Наименование мероприятия
Периодичность проведения
Поднадзорные субъекты
Ожидаемые результаты
1
Направление писем с целью разъяснения позиции Ростехнадзора по актуальным вопросам в сфере саморегулирования
Постоянно
Саморегулируемые организации
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
2
Обобщение и анализ правоприменительной практики
Один раз в год
Саморегулируемые организации
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
3
Актуализация размещенной на официальном сайте Ростехнадзора информации
Постоянно
Саморегулируемые организации
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
4
Проведение вебинара с территориальными органами по вопросам в сфере саморегулирования
Март 2022 года
Саморегулируемые организации
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
ПОДПРОГРАММА 3
Профилактика нарушений обязательных требований в рамках
осуществления государственного контроля (надзора)
за деятельностью саморегулируемых организаций
в области энергетического обследования
1. Краткий анализ текущего состояния поднадзорной среды
(по состоянию на 19.11.2021)
Полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования переданы от Минэкономразвития России Ростехнадзору постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2021 г. N 283 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2019 г. N 45", вступившим в силу 11 марта 2021 года, в связи с чем статистические данные по данному виду надзора по состоянию на 19 ноября 2021 года отсутствуют.
В соответствии с переданным Минэкономразвития России реестром саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования, в нем содержатся сведения о 88 саморегулируемых организациях.
2. Ключевые наиболее значимые риски
Наиболее значимыми рисками в сфере надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования являются:
недостоверность результатов энергетического обследования и как следствие - причинение убытков контрагентам членов саморегулируемых организаций (физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления) в связи с недостоверностью результатов энергетического обследования;
нарушение прав и законных интересов лиц (физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления) в связи с недостоверностью результатов энергетического обследования;
нарушение конституционных прав граждан и юридических лиц на получение информации (отсутствие информации о результатах энергетического обследования у лиц, не участвующих в правоотношениях по проведению энергетического обследования, но на права и законные интересы которых оказывают влияние результаты энергетического обследования; получение данными лицами недостоверных данных об обследованных объектах по причине некачественного обследования; непредставление или представление недостоверных данных для размещения в ГИС "Энергоэффективность" и т.д.).
3. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать
воздействие на состояние поднадзорной среды
В качестве текущих и ожидаемых тенденций можно отметить приведение деятельности саморегулируемых организаций в соответствие с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о саморегулируемых организациях путем проведения контрольно-надзорных мероприятий, семинаров, направления разъяснительных писем.
4. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В целях недопущения и профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении надзора за саморегулируемыми организациями Управлением государственного энергетического надзора на постоянной основе ведется разъяснительная работа, регулярно проводится актуализация размещенной на официальном сайте Ростехнадзора информации. За разъяснениями требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о саморегулируемых организациях в Ростехнадзор обращаются граждане, которым даются разъяснения по вопросам в сфере саморегулирования.
5. Отчетные показатели
Показатель
Прогноз
2021
2022
2023
Количество саморегулируемых организаций, не соответствующих требованиям статьи 18 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
-
4
Будет рассчитан с учетом итогов 2022 года
6. Перечень должностных лиц Управления государственного
энергетического надзора Ростехнадзора, ответственных
за организацию и проведение профилактических мероприятий
Ф.И.О., должность
Телефон, электронная почта
Самородов Александр Вячеславович,
заместитель начальника отдела
(495) 645-94-79 доб. 60-56
A.Samorodov@gosnadzor.gov.ru
7. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных
требований на 2022 год
N
Наименование мероприятия
Периодичность проведения
Поднадзорные субъекты
Ожидаемые результаты
1
Направление писем с целью разъяснения позиции Ростехнадзора по актуальным вопросам в сфере саморегулирования
В течение года
Саморегулируемые организации в области энергетического обследования
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
2
Обобщение и анализ правоприменительной практики
Один раз год
Саморегулируемые организации в области энергетического обследования
Повышение информированности руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях
3
Актуализация размещенной на официальном сайте Ростехнадзора информации
В течение года
Саморегулируемые организации в области энергетического обследования
Информирование руководства и персонала поднадзорных субъектов об обязательных требованиях