Рейтинг@Mail.ru

"Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования"

Утверждаю

руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере образования и науки

А.А.МУЗАЕВ

20 декабря 2021 г.

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,

описание текущего уровня развития профилактической

деятельности контрольного (надзорного) органа,

характеристика проблем, на решение которых направлена

программа профилактики рисков причинения вреда

(ущерба) охраняемым законом ценностям

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение).

Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:

1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;

2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.

При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

Рособрнадзором в соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722, утвержден перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;

сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу;

перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

руководство по соблюдению обязательных требований, разработанное и утвержденное в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";

перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;

исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением контролируемым лицам были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с наличием у Рособрнадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Рособрнадзором проведены обязательные профилактические визиты в целях информирования контролируемого лица, об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2021 год, утвержденной руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 18 декабря 2020 г., Рособрнадзором разработано и утверждено руководство по соблюдению обязательных требований.

В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки размещены следующие документы и сведения:

методические рекомендации по внесению сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО) в случае необходимости корректировки ранее внесенных данных;

методические рекомендации по внесению в ФИС ФРДО информации о наличии договоров о целевом обучении;

методические рекомендации, направленные на предупреждение нарушения образовательными организациями высшего образования порядка приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на 2021/22 учебный год;

информация о проведении Рособрнадзором первого этапа мониторинга системы образования в части соблюдения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

информация о Перечне нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

информационная справка о мероприятиях, проведенных Рособрнадзором, в части обеспечения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение высшего образования;

информация о перечне наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий, а также рекомендации по перечням представляемых образовательными организациями документов, подтверждающих устранение нарушений/несоответствий.

До 1 июля 2021 года в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885, Рособрнадзор осуществлял следующие полномочия в области государственного контроля (надзора):

федеральный государственный контроля качества образования;

федеральный государственный надзор в сфере образования;

контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

С 1 июля 2021 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии со статьями 93, 93.1 Федерального закона N 273-ФЗ и Положением осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования.

В 2021 году в рамках осуществления государственного контроля (надзора) Рособрнадзором было проведено 199 контрольных (надзорных) мероприятий.

В рамках контрольных (надзорных) мероприятий были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования в части:

лицензионных требований к осуществлению образовательной деятельности;

правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации

правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"

порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;

требований к практической подготовке обучающихся;

порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов;

требований федеральных государственных образовательных стандартов.

II. Цели и задачи реализации программы профилактики рисков

причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом.

Целями реализация программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:

- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;

- повышение прозрачности системы осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;

- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц.

Задачами реализация программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:

- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;

- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;

- выявление факторов угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;

- определение способов устранения причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований и их реализация.

III. Перечень профилактических мероприятий, сроки

(периодичность) их проведения

В рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования могут проводиться следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) объявление предостережения;

3) консультирование;

4) профилактический визит;

5) обобщение правоприменительной практики.

Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также Положением.

1) Информирование.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет информирование контролируемых <1> и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.

--------------------------------

<1> Пункт 3 Положения.

2) Объявление предостережения.

В случае наличия у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган в сфере образования объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Рособрнадзор возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте.

В возражении в отношении предостережения указываются:

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;

дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения Рособрнадзор рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.

По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения Рособрнадзор принимает одно из следующих решений:

удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;

отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.

Рособрнадзор информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте (при наличии).

3) Консультирование.

Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей:

а) в виде устных разъяснений на личном приеме;

б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;

в) посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.

Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе с:

а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;

г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.

Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется в Рособрнадзоре его руководителем (заместителем руководителя) и уполномоченными должностными лицами.

Рособрнадзор информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При консультировании контролируемых лиц на личном приеме контролируемое лицо предъявляет контрольному (надзорному) органу в сфере образования документ, удостоверяющий его личность, а его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, удостоверяющую полномочия представлять интересы контролируемого лица.

4) Профилактический визит.

Рособрнадзор проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи.

Рособрнадзор предусматривает проведение обязательных профилактических визитов в отношении:

а) контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;

б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска в соответствии с пунктом 7 Положения.

Рособрнадзор направляет контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется контролируемому лицу по почте и (или) электронной почте (при наличии).

Рособрнадзор в уведомлении о проведении обязательного профилактического визита указывает дату проведения профилактического визита.

Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.

5) Обобщение правоприменительной практики.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 30 апреля каждого года обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки за предшествующий календарный год (далее - доклад о правоприменительной практике), и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составляет 10 рабочих дней.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Рособрнадзора и размещается на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 июня каждого года.

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

(УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ НА 2022 ГОД

Вид мероприятия

Форма мероприятия

Сроки (периодичность) проведения

Ответственные исполнители

Информирование

Поддержка в актуальном состоянии на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих сведений:

а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;

б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу;

в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

г) утвержденные проверочные листы;

д) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;

е) порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;

ж) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;

По мере необходимости в течение года

Должностные лица Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора

з) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Рособрнадзором у контролируемого лица;

и) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

к) сведения о порядке досудебного обжалования решений Рособрнадзора, действий (бездействия) его должностных лиц.

Обобщение правоприменительной практики

Подготовка проекта доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения

до 4 февраля 2022 г.

Управление правовой работы, государственной службы и кадров Рособрнадзора; Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора

Утверждение доклада о правоприменительной практике

до 28 февраля 2022 г.

Управление правовой работы, государственной службы и кадров Рособрнадзора

Объявление предостережения

Направление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

При наличии у Рособрнадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий

Консультирование

Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе с:

а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;

г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования

при поступлении в Рособрнадзор обращения контролируемого лица о проведении консультирования, в том числе в рамках профилактического визита

Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий

Профилактический визит

Проведение обязательных профилактических визитов в отношении:

а) контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;

б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категории высокого риска в соответствии с пунктом 7 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997.

I и IV квартал (с учетом пункта 22 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997)

Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий

IV. Показатели результативности и эффективности программы

профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым

законом ценностям

Отчетными показателями результативности и эффективности мероприятий программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:

количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

количество проведенных обязательных профилактических визитов;

количество осуществленных консультирований в устной и письменной форме, а также посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменных разъяснений.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте