Рейтинг@Mail.ru

"Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в области гражданской обороны"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Утверждаю

Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

П.Ф.БАРЫШЕВ

20 ноября 2020 г. N 2-4-71-26-11

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА НЕШТАТНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЕ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы

АХОВ - аварийно химически опасное вещество

ВГК - вспомогательные горноспасательные команды

ГО - гражданская оборона

ДДС - дежурно-диспетчерская служба

ЗНТЧС - защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

ОГВ - органы государственной власти

ОИВ - органы исполнительной власти

ОМСУ - органы местного самоуправления

ПУФ - повышение устойчивости функционирования

РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

НАСФ - нештатные аварийно-спасательные формирования

НФГО - нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

ЧС - чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в области гражданской обороны (далее - Примерная программа) разработана на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2004 г. N 868 <1>, в рамках осуществления функции МЧС России по методическому руководству при решении вопросов по обучению населения в области ГО и ЗНТЧС, а также в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" <2>, а также приказом МЧС России от 18.12.2014. N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный N 36034).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.

Примерная программа предназначена для руководителей организаций, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО, в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения личного состава НФГО организации по месту работы (далее - Программа), в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841.

Примерная программа раскрывает организацию и порядок проведения курсового обучения, рекомендуемые результаты обучения.

Целесообразно в Программе отражать описание знаний, умений, навыков в области ГО, качественное изменение которых планируется достичь в результате обучения, а также исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых: расчет времени, отводимого на изучение тем, их содержание, последовательность изучения, формы и методы проведения занятий.

II. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Целью курсового обучения по Программам является передача обучаемым знаний и навыков по умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при приведении НФГО в готовность, участии в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведении не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС.

Основными задачами курсового обучения являются:

получение знаний о назначении, структуре и задачах, выполняемых НФГО;

совершенствование слаженности действий в составе НФГО при приведении его в готовность;

подготовка личного состава к выполнению своих функциональных обязанностей в составе НФГО при выполнении ими задач по предназначению;

изучение порядка применения, правил эксплуатации, мер безопасности и совершенствование навыков при использовании техники, оборудования, снаряжения и инструментов, находящихся на оснащении НФГО;

совершенствование навыков в выполнении задач в средствах индивидуальной защиты;

изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим.

Основными принципами курсового обучения являются:

обучать личный состав знаниям и навыкам, необходимым при выполнении конкретных функциональных обязанностей;

наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;

каждый руководитель НФГО обучает своих подчиненных;

умелое сочетание различных форм и методов обучения;

системность и методическая последовательность обучения ("от простого к сложному, от известного к неизвестному");

коллективный и индивидуальный подход в обучении;

сознательность и активность обучения;

доступность обучения.

По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.

Цель теоретических занятий (лекция) - является усвоение личным составом НФГО своих функциональных обязанностей, а также возможной обстановки в предполагаемых районах выполнения задач.

Теоретический материал изучается для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом возможно использование компьютерных программ, видеофильмов, плакатов, других наглядных пособий.

В основу курсового обучения личного состава НФГО положено проведение практических занятий: тренировки, комплексные и тактико-специальные занятия.

Цель практических занятий - освоение приемов и способов действий обучаемых в интересах качественного выполнения должностных обязанностей в составе НФГО.

Тренировка - проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования личным составом необходимых практических навыков и слаженных действий по выполнению задач в составе структурных подразделений НФГО.

Комплексное занятие - основной вид практической подготовки структурных подразделений НФГО по выполнению всего объема должностных и специальных обязанностей в ходе выполнения задач по предназначению.

В ходе комплексного занятия весь личный состав НФГО, независимо от занимаемых должностей, обучается по единому замыслу.

На комплексном занятии практические действия отрабатываются последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых руководитель занятия может привлекать необходимое количество помощников (инструкторов) из числа наиболее подготовленных специалистов НФГО.

Тактико-специальное занятие - является высшей формой обучения личного состава НАСФ и предназначено для сплочения личного состава НФГО и совершенствования навыков командиров структурных подразделений НФГО в организации действий и управлении личным составом при практическом выполнении задач, стоящих перед НФГО.

На тактико-специальном занятии отрабатываются учебные задачи в условиях, максимально приближенных к реальным условиям, без пауз и перерывов, со всем личным составом НФГО и штатной специальной техникой, оборудованием, снаряжением и инструментами.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

3.1 Рекомендуемый порядок и последовательность проведения курсового обучения.

Курсовое обучение личного состава НФГО целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.

Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 15 часов в год.

Форма курсового обучения личного состава НФГО - очная в рамках рабочего времени.

Списки учебных групп, руководителей занятий и расписание проведения занятий определяется распорядительным документом, организации создающей НФГО.

Примерная программа составлена по модульному принципу и включает модуль базовой подготовки и модуль специальной подготовки.

Темы модуля базовой подготовки отрабатываются всеми видами НФГО, в рекомендуемом объеме не менее 9 часов

Подготовка личного состава НФГО по модулю специальной подготовки направлена на совершенствование слаженности действий личного состава НФГО при выполнении задач в соответствии с предназначением, в том числе в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами.

На подготовку личного состава НФГО по модулю специальной подготовки рекомендуется отводить не менее 6 часов. Проверка индивидуальных знаний личного состава осуществляется в ходе проведения опроса или тестирования, а формирования в целом при проведении учений и тренировок. Проверку знаний личного состава НФГО рекомендуется проводить руководителю НФГО.

Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители НФГО, а на учебных местах - командиры структурных подразделений НФГО.

Занятия проводятся с личным составом НФГО в учебных городках, на натурных участках местности или на территории организации.

На тактико-специальные занятия НФГО выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.

Тренировки и комплексные занятия с личным составом НФГО возможно проводить по структурным подразделениям.

3.2 Руководство обучением и учет результатов.

Руководство обучением личного состава должно обеспечивать полное и качественное выполнение программы курсового обучения.

Для достижения поставленных целей обучения необходимо:

качественное планирование учебного процесса;

систематический контроль за подготовкой командиров структурных подразделений НФГО к занятиям, ходом курсового обучения и оказание действенной помощи руководителям занятий;

изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;

своевременное и объективное подведение итогов обучения;

эффективное использование имеющейся учебно-материальной базы и ее постоянное совершенствование.

Руководителям организации, создающей НФГО, целесообразно исходя из местных условий, с учетом предназначения конкретного НФГО и степени подготовки личного состава уточнять содержание тем модулей базовой и специальной подготовки и количество часов на их изучение без уменьшения общего времени на подготовку.

Программу курсового обучения личного состава НФГО, разрабатываемую в организации, целесообразно уточнять не реже одного раза в 5 лет.

Руководители НФГО организуют и проводят практические занятия, а также оценивают качество усвоения учебного материала личным составом в ходе тактико-специальных занятий.

Командиры структурных подразделений НФГО проводят занятия с личным составом на учебных местах в ходе занятия, контролируют степень усвоения материала и готовность к действиям в составе подразделения.

При организации занятий командиры структурных подразделений НФГО должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.

В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться морально-психологической подготовке личного состава, выработке уверенности в надежности и эффективности применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине.

Учет обучения личного состава НФГО включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения личного состава, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.

Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, которые ведутся на каждую учебную группу.

Журналы хранятся в течение года после завершения обучения.

Результаты обучения каждого работника, входящего в состав НФГО, также заносятся в журнал учета.

3.3 Мероприятия по обеспечению требований безопасности.

Требования безопасности - комплекс мероприятий по обеспечению безопасности личного состава, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.

Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, определенных положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также соблюдением дисциплины при подготовке и в ходе занятий.

Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.

Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.

Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание техники, гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения.

IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В результате прохождения курсового обучения личный состав НФГО должен:

знать:

предназначение НФГО, порядок его применения и свои функциональные обязанности;

порядок оповещения, сбора и приведения НФГО в готовность; характер возможных мероприятий по ГО и неотложных работ, обеспечение или выполнение которых возлагается на конкретное НФГО;

уметь:

выполнять функциональные обязанности при обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения неотложных работ;

эффективно применять технику, приборы, инструменты, находящиеся на оснащении НФГО, и поддерживать их в исправном состоянии;

пользоваться средствами индивидуальной защиты и выполнять в них задачу;

оказывать первую помощь пострадавшим;

проводить санитарную обработку и обеззараживание техники, одежды, средств индивидуальной защиты.

V. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1. Темы, форма и время занятий модуля базовой подготовки

N п/п

Наименование тем модуля базовой подготовки

Формы занятия

Рекомендуемое время проведения (ч)

1

Предназначение формирования, порядок оповещения и возможная обстановка в зоне ответственности НФГО, решаемые задачи

Лекция

2

2

Действия личного состава при приведении НФГО в готовность к выполнению задач в соответствии с предназначением

Тактико-специальное занятие

3

3

Средства индивидуальной защиты и порядок их использования в ходе выполнения задач

Тренировка

2

4

Порядок оказания первой помощи пострадавшим и транспортировка их в безопасное место.

Тренировка

2

Всего:

9

Состав тем модуля специальной подготовки формируется, исходя из задач, возлагаемых на НФГО по предназначению, рекомендуемое распределение тем занятий представлено в Таблице 2.1.

Таблица 2.1 Рекомендуемое распределение тем занятий модуля специальной подготовки

Предназначение НФГО

Номера тем занятий

Ремонт и восстановление дорог и мостов

1, 2

Аварийно-технические

3, 4, 5

Охрана общественного порядка

6, 7

Защита и эвакуация материальных и культурных ценностей

8, 9

Защита растений, животных

10, 11

Перевозки грузов, населения

12, 13

Обеспечения связи

14

Питание, продовольственное (вещевое) снабжение

15, 16, 17

Санитарная

18, 19

Обслуживание защитных сооружений

20, 21

Специальная обработка транспорта, одежды

22, 23

Санитарной обработки

24, 25

Ремонтно-восстановительные

26

Эвакуационная (техническая)

27

Эпидемического, фитопатологического, ветеринарного контроля

28, 29, 30

Подвоза воды

31

Автозаправочная станция

32

Пост радиационного и химического наблюдения (стационарный)

33

Таблица 2.2 Темы, форма и время занятий модуля специальной подготовки

N п/п

Наименование тем

Форма занятия

Рекомендуемое время проведения (ч)

1

Действия НФГО по ремонту (восстановлению) проходимости участков дорог и при прокладке колонных путей

Тактико-специальное занятие

3

2

Действия НФГО по ремонту (восстановлению) поврежденных мостов и переправ

Тактико-специальное занятие

3

3

Действия НФГО по ремонту и восстановлению коммунально-энергетических сетей и подачи электроэнергии в населенные пункты

Тактико-специальное занятие

6

4

Действия НФГО при проведении аварийно-технических работ в ходе ликвидации аварии на газопроводе и восстановлении газового снабжения населенного пункта

Тактико-специальное занятие

6

5

Действия НФГО при проведении аварийно-технических работ по ликвидации аварии на водопроводно-канализационных (тепловых) сетях

Тактико-специальное занятие

6

6

Действия НФГО по участию в поддержании общественного порядка в населенных пунктах и на объектах

Тактико-специальное занятие

3

7

Действия НФГО по участию в поддержании общественного порядка в пунктах сбора и на маршрутах движения рабочих, служащих и населения в безопасные районы

Тактико-специальное занятие

3

8

Действия НФГО при подготовке материальных и культурных ценностей к эвакуации

Комплексное занятие

3

9

Действия НФГО при проведении эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные районы

Тактико-специальное занятие

3

10

Действия НФГО по проведению мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства

Комплексное занятие

3

11

Действия НФГО по проведению мероприятий по защите сельскохозяйственных животных

Комплексное занятие

3

12

Действия НФГО по оборудованию автотранспорта для транспортного обеспечения эвакуационных мероприятий

Комплексное занятие

3

13

Действия НФГО по оборудованию автотранспорта для перевозки различных грузов

Тактико-специальное занятие

3

14

Действия НФГО по организации и обеспечению связью органов управления с силами гражданской обороны и РСЧС, действующих в районе выполнения задач

Тактико-специальное занятие

6

15

Действия НФГО по развертыванию и функционированию подвижного пункта питания

Тактико-специальное занятие

6

16

Действия НФГО по развертыванию и функционированию подвижного пункта продовольственного снабжения

Тактико-специальное занятие

6

17

Действия НФГО по развертыванию и функционированию подвижного пункта вещевого снабжения

Тактико-специальное занятие

6

18

Действия санитарной дружины и санитарного поста по оказанию первой помощи пострадавшим

Комплексное занятие

3

19

Действия НФГО при проведении противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в зоне ответственности и на маршрутах эвакуации

Комплексное занятие

3

20

Действия НФГО по обслуживанию защитных сооружений и устранению аварий и повреждений в них

Комплексное занятие

3

21

Действия НФГО при дооборудовании и приведении в готовность защитных сооружений для населения

Комплексное занятие

3

22

Действия НФГО при проведении специальной обработки транспорта

Тактико-специальное занятие

3

23

Действия НФГО при проведении работ по обеззараживанию одежды

Тактико-специальное занятие

3

24

Действия НФГО по организации и проведению частичной санитарной обработки

Тактико-специальное занятие

3

25

Действия НФГО при проведении полной санитарной обработки

Тактико-специальное занятие

3

26

Действия НФГО при проведении текущего ремонта техники в полевых условиях

Комплексное занятие

6

27

Действия НФГО при эвакуации техники в места ремонта

Комплексное занятие

6

28

Действия группы эпидемического, контроля

Комплексное занятие

6

29

Действия группы ветеринарного контроля

Комплексное занятие

6

30

Действия группы фитопатологического контроля

Комплексное занятие

6

31

Действия НФГО по подвозу воды и обслуживанию водозаборных пунктов

Комплексное занятие

6

32

Действия НФГО по обеспечению автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами

Комплексное занятие

6

33

Действие поста радиационного и химического наблюдения (стационарный)

Комплексное занятие

6

VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ

6.1 Содержание тем занятий, рекомендованных для включения в модуль базовой подготовки.

Тема 1. Предназначение НФГО, функциональные обязанности, возможная обстановка в зоне ответственности и решаемые задачи.

Учебные вопросы:

1. Нормативно-правовые основы создания и функционирования НФГО. Предназначение и состав НФГО. Функциональные обязанности личного состава НФГО.

2. Краткая характеристика возможной обстановки, связанной с опасностями, возникающими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, в зоне ответственности НФГО.

3. Возложенные на НФГО задачи и их ориентировочный объем.

Тема 2. Действия личного состава при приведении НФГО в готовность к выполнению задач в соответствии с предназначением.

Учебные вопросы:

1. Порядок приведения НФГО в готовность. Обязанности личного состава при приведении в готовность, выдвижении и подготовке к выполнению задач.

2. Порядок оповещения, получения табельного имущества, подгонки средств индивидуальной защиты.

3. Порядок получения и приведения в готовность к использованию техники, имущества и инструмента, состоящего на оснащении НФГО.

4. Порядок выдвижения в район сбора. Ознакомление с маршрутом и районом сбора.

5. Действия личного состава при практическом приведении НФГО в готовность и выдвижении в район сбора.

Тема 3. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования в ходе выполнения задач.

Учебные вопросы:

1. Виды, назначение и правила пользования средствами индивидуальной защиты, состоящими на оснащении НФГО.

2. Действия личного состава при получении, проверке, применении и хранении средств индивидуальной защиты.

3. Практическое изготовление и применение простейших средств защиты органов дыхания.

Тема 4. Порядок оказания первой помощи пострадавшим и транспортировка их в безопасное место.

Учебные вопросы:

1. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

2. Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

3. Практическое наложение повязок.

4. Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших в безопасное место.

5. Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке и поражении электрическим током.

6. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

7. Практическая тренировка по оказанию первой помощи.

6.2 Содержание тем занятий, рекомендованных для включения в модуль специальной подготовки.

Тема 1. Действия НФГО по ремонту (восстановлению) проходимости участков дорог и при прокладке колонных путей.

Учебные вопросы:

1. Инженерная разведка по определению состояния дорог.

2. Ремонт и восстановление проходимости дорожного полотна.

3. Восстановление размытых и разрушенных участков, в том числе вследствие оползневых явлений. Очистка обвалов, оползней и селевых выносов. Обеспечение движения сил ГО и РСЧС по снежной целине, по залесенным участкам, преодолении труднопроходимых и болотистых участков местности.

4. Практическое использование штатных средств, предназначенных для подготовки и содержания путей.

5. Оборудование подъездных дорог к паромным переправам.

6. Восстановление земляного полотна и водоотвода на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей.

7. Выявление радиационной и химической обстановки на маршрутах движения.

8. Действия личного состава при выполнении задач в средствах индивидуальной защиты.

9. Проведение частичной специальной обработки техники и одежды.

10. Меры безопасности.

Тема 2. Действия НФГО по ремонту (восстановлению) поврежденных мостов и переправ.

Учебные вопросы:

1. Инженерная разведка (определение наличия и состояния мостов и мест запасных переправ).

2. Практическое использование штатных средств, предназначенных для оборудования и содержания переправ через водные преграды.

3. Оборудование переправ через водные преграды в зимних условиях.

4. Обеспечение переправ сил ГО и РСЧС через водные преграды.

5. Ведение радиационного и химического наблюдения на переправах через водные преграды.

6. Действия личного состава при выполнении задач в средствах индивидуальной защиты.

7. Проведение частичной специальной обработки техники и одежды.

8. Меры безопасности.

Тема 3. Действия НФГО по ремонту и восстановлению коммунально-энергетических сетей и подачи электроэнергии в населенные пункты.

Учебные вопросы:

1. Изучение схемы коммунально-энергетических сетей в зоне ответственности НФГО.

2. Возможный характер разрушений и повреждений на коммунально-энергетических сетях. Отключение поврежденных участков. Ремонт поврежденных участков и проведение других аварийных работ.

3. Практическое использование средства защиты, оборудования, инструментов и принадлежностей, используемых для проведения работ по восстановлению подачи электроэнергии в населенные пункты.

4. Действия НФГО при аварии на энергосетях. Отключение электроэнергии.

5. Действия личного состава в средствах индивидуальной защиты при выполнении аварийно-технических работ на системах электроснабжения в условиях радиоактивного и химического загрязнения (заражения) местности. Действия по отключению разрушенных участков, устройству временных отводных линий.

Тема 4. Действия НФГО при проведении аварийно-технических работ в ходе ликвидации аварии на газопроводе и восстановлении газового снабжения населенного пункта.

Учебные вопросы:

1. Изучение схемы газоснабжения в зоне ответственности НФГО.

2. Возможный характер разрушений и повреждений системы газоснабжения. Отключение и ремонт поврежденных участков. Закрытие кранов на газовых сетях. Практическое использование средства защиты, оборудования, инструментов и принадлежностей, используемых для проведения работ на таких объектах.

3. Практическая отработка организационных и инженерно-технических мероприятий по надежной защите систем газоснабжения от воздействия оружия и вторичных факторов поражения. Действия по отключению разрушенных участков, устройству временных отводных линий и проведению других аварийных работ.

4. Действия личного состава в средствах индивидуальной защиты при выполнении аварийно-технических работ на системах газоснабжения в условиях радиоактивного и химического загрязнения (заражения) местности.

Тема 5. Действия НФГО при проведении аварийно-технических работ по ликвидации аварии на водопроводно-канализационных (тепловых) сетях.

Учебные вопросы:

1. Изучение схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в зоне ответственности НФГО.

2. Возможный характер разрушений и повреждений на водопроводно-канализационных (тепловых) сетях. Отключение и ремонт поврежденных участков. Закрытие кранов на водопроводно-канализационных (тепловых) сетях. Практическое использование средств защиты, оборудования, инструментов и принадлежностей, используемых для проведения работ на таких объектах.

3. Практическая отработка организационных и инженерно-технических мероприятий по надежной защите систем водоснабжения от воздействия оружия и вторичных факторов поражения. Действия по отключению разрушенных участков, устройству временных отводных линий и проведению других аварийных работ.

4. Действия личного состава в средствах индивидуальной защиты при выполнении аварийно-технических работ на системах водоснабжения в условиях радиоактивного и химического загрязнения (заражения) местности.

Тема 6. Действия НФГО по участию в поддержании общественного порядка в населенных пунктах и на объектах.

Учебные вопросы:

1. Действия НФГО по пресечению паники и беспорядков, предупреждению хищений материальных ценностей и мародерства.

2. Мероприятия, проводимые на объектах по обеспечению поддержания установленного режима чрезвычайного положения.

3. Организация и осуществление профилактических мер (контроль пропускного режима, ежедневный обход и осмотр территории и помещений, проверка выполнения арендных условий, организация мест парковки автомашин, обеспечение регулярного удаления из помещений и территории мусора, проверка средств оповещения, обучение правилам действий).

4. Особенности действий в условиях радиоактивного и химического загрязнения (заражения) местности.

Тема 7. Действия НФГО по участию в поддержании общественного порядка в пунктах сбора и на маршрутах движения рабочих, служащих и населения в безопасные районы.

Учебные вопросы:

1. Действия НФГО по обеспечению общественного порядка на маршрутах движения работников организации и населения и в пунктах сбора.

2. Действия НФГО по обеспечению порядка и пресечению паники на сборных эвакопунктах, местах посадки на транспорт. Обеспечение порядка при движении на маршрутах эвакуации.

3. Сопровождение колонн с эвакуируемым населением и оказание помощи органам местного самоуправления в расселении эвакуируемых. Обеспечение порядка в пунктах высадки и в местах расселения.

4. Взаимодействие с органами местного самоуправления.

Тема 8. Действия НФГО при подготовке материальных и культурных ценностей к эвакуации.

Учебные вопросы:

1. Возможный объем и номенклатура материальных и культурных ценностей в зоне ответственности НФГО.

2. Подготовка материальных и культурных ценностей к эвакуации. Упаковка и порядок оформления документов. Оборудование мест для погрузки (разгрузки) грузов. Подготовка и использование подручных средств при оборудовании автотранспорта для перевозки материальных и культурных ценностей.

3. Подготовка тары и упаковочного материала. Упаковка, погрузка и порядок транспортировки культурных ценностей. Проведение работ по дооборудованию специальных баз хранения историко-художественного наследия и других культурных ценностей.

4. Особенности действий в условиях загрязнения (заражения) радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами.

5. Меры безопасности.

Тема 9. Действия НФГО при проведении эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Учебные вопросы:

1. Порядок организации и проведения эвакуации материальных и культурных ценностей. Оформление документов.

2. Размещение грузов на транспортных средствах и их крепление.

3. Нормы погрузки материальных и культурных ценностей на транспорт. Особенности погрузки, укладки, крепления и выгрузки культурных ценностей.

4. Защита материальных и культурных ценностей. Особенности перевозки особо ценных грузов.

5. Проведение радиационного и химического контроля на местах погрузки и выгрузки.

6. Меры безопасности.

Тема 10. Действия НФГО по проведению мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства.

Учебные вопросы:

1. Действия НФГО при проведении мероприятий по защите растений, запасов продуктов растениеводства, обезвреживания сельскохозяйственных угодий и герметизации складских помещений.

2. Организация и проведение работ по защите кормов и фуража в полевых условиях, при транспортировке, обработке пораженных посевов и обеззараживанию кормов и фуража.

3. Оборудование площадок и приготовление растворов ядохимикатов.

4. Оказание помощи сельским районам и сельскохозяйственным предприятиям в выполнении массовых мероприятий по ликвидации очагов поражения сельскохозяйственных растений радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами.

Тема 11. Действия НФГО по проведению мероприятий по защите сельскохозяйственных животных.

Учебные вопросы:

1. Организация разведки очагов поражения животных и определение границ.

2. Ветеринарная обработка пораженных животных и оказание им неотложной ветеринарной помощи. Доставка пораженных животных в лечебные ветеринарные учреждения, на площадки ветеринарной обработки и убойные пункты.

3. Порядок подготовки (герметизации) животноводческих помещений и создания условий для хранения необходимых запасов фуража. Обеззараживание животноводческих помещений.

4. Профилактическая вакцинация животных и птиц. Проведение ветеринарно-санитарного надзора.

5. Действия НФГО по оборудованию ветеринарно-санитарных пропускников, дезбарьеров и дезинфекционных блоков.

6. Вывод животных (при необходимости) из зон радиоактивного и химического загрязнения (заражения). Дезактивация, дегазация, дезинфекция животноводческих помещений, фуража, воды.

7. Проведение охранно-карантинных мероприятий, захоронение или утилизация погибших животных и птиц.

8. Меры безопасности.

Тема 12. Действия НФГО по оборудованию автотранспорта для транспортного обеспечения эвакуационных мероприятий.

Учебные вопросы:

1. Предназначение, устройство и технические возможности штатных автотранспортных средств.

2. Порядок получения специального оборудования и установка его на автотранспортные средства. Использование подручных средств при оборудовании автотранспорта для перевозки людей.

3. Организация и порядок перевозки работников организации, населения, пораженных и больных людей в лечебные учреждения.

4. Особенности перевозки людей через участки местности, загрязненные (зараженные) радиоактивными и отравляющими веществами.

5. Меры безопасности.

Тема 13. Действия НФГО по оборудованию автотранспорта для перевозки различных грузов.

Учебные вопросы:

1. Предназначение, устройство и технические возможности штатных автотранспортных средств.

2. Порядок получения специального оборудования и установка его на автотранспортные средства. Использование подручных средств при оборудовании автотранспорта для перевозки различных грузов.

3. Организация охраны и порядок перевозки груза, передача груза и оформление документов.

4. Выполнение задач в средствах индивидуальной защиты.

5. Меры безопасности.

Тема 14. Действия НФГО по организации и обеспечению связью органов управления с силами гражданской обороны и РСЧС, действующих в районе выполнения задач.

Учебные вопросы:

1. Организация связи и оповещения. Порядок получения радиоданных и ведение радиообмена со спасательными и другими формированиями, осуществляющими АСДНР.

2. Получение и доведение до исполнителей приказов, указаний и распоряжений старших начальников, доклад об их выполнении.

3. Организация взаимодействия с силами ГО и РСЧС, осуществляющими АСДНР.

4. Прокладка кабельных линий связи и соединение их с существующей телефонной сетью. Прокладка полевых линий связи.

5. Ликвидация повреждений на линиях связи с использованием резервных средств связи.

6. Порядок использования мобильных средств связи.

7. Особенности при работе в средствах индивидуальной защиты. Проведение специальной обработки средств связи.

8. Практическая работа на средствах связи.

Тема 15. Действия НФГО по развертыванию и функционированию подвижного пункта питания.

Учебные вопросы:

1. Действия личного состава НФГО по развертыванию подвижного пункта питания в полевых условиях. Порядок приготовления и раздачи пищи.

2. Организация питания в различных условиях обстановки.

3. Особенности в действиях личного состава при функционировании подвижного пункта питания в условиях радиоактивного и химического загрязнения местности.

4. Порядок приготовления, хранения и приема пищи, соблюдение личной гигиены. Контроль зараженности продуктов, готовой пищи и инвентаря. Обеззараживание кухонного оборудования, инвентаря и мест хранения продуктов.

5. Практические действия личного состава в средствах индивидуальной защиты.

6. Меры безопасности.

Тема 16. Действия НФГО по развертыванию и функционированию подвижного пункта продовольственного снабжения.

Учебные вопросы:

1. Действия личного состава НФГО по развертыванию подвижного пункта продовольственного снабжения в полевых условиях. Подготовка транспорта для перевозки продуктов питания.

2. Порядок работы подвижного пункта продовольственного снабжения в условиях радиоактивного и химического загрязнения местности. Проведение контроля зараженности продуктов питания, тары, техники. Особенности проведения специальной обработки.

3. Допустимые нормы радиоактивного загрязнения продуктов питания. Обеззараживание складских помещений, транспорта и оборудования.

4. Практические действия личного состава в средствах индивидуальной защиты.

5. Меры безопасности.

Тема 17. Действия НФГО по развертыванию и функционированию подвижного пункта вещевого снабжения.

Учебные вопросы:

1. Действия личного состава НФГО по развертыванию подвижного пункта вещевого снабжения. Оборудование мест хранения вещевого имущества.

2. Завоз, размещение и хранение вещевого имущества в полевых условиях.

3. Порядок замены белья, обуви и одежды в местах проведения полной санитарной обработки людей.

Ведение учетных документов.

Особенности действия личного состава при функционировании подвижного пункта вещевого снабжения в условиях радиоактивного и химического загрязнения местности.

Допустимые нормы радиоактивного загрязнения одежды, обуви, белья и порядок их обработки.

Практические действия личного состава в средствах индивидуальной защиты.

Меры безопасности.

Тема 18. Действия санитарной дружины и санитарного поста по оказанию первой помощи пострадавшим.

Учебные вопросы:

1. Порядок оказания первой помощи пострадавшим.

2. Основные правила оказания первой помощи при кровотечениях. Техника наложения повязок. Основные правила оказания первой помощи при переломах, вывихах и ушибах, ожогах (термических и химических), шоке, обмороке, поражении электрическим током, обморожении.

3. Первая помощь при отравлениях и поражениях отравляющими веществами и АХОВ. Методы сердечно-легочной реанимации.

4. Назначение и порядок использования комплекта индивидуальной медицинской гражданской защиты и индивидуального противохимического пакета.

5. Подготовка раненых и пораженных к эвакуации в безопасные места с использованием штатных и подручных средств. Транспортная иммобилизация переломов и костей конечностей, позвоночника и таза с помощью стандартных шин или подручных средств.

Тема 19. Действия НФГО при проведении противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в зоне ответственности и на маршрутах эвакуации.

Учебные вопросы:

1. Организация и ведение наблюдения за выполнением противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в зоне ответственности и на маршрутах эвакуации.

2. Порядок проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации и санитарной обработки.

3. Защита воды и продовольствия от заражения возбудителями заболеваний, использование средства индивидуальной защиты и средств личной и общественной гигиены.

4. Проведение экстренной неспецифической (общей) и специфической профилактики.

Тема 20. Действия НФГО по обслуживанию защитных сооружений и устранению аварий и повреждений в них.

Учебные вопросы:

1. Виды защитных сооружений, используемых для защиты населения.

2. Характеристика защитных сооружений на объекте. Состав, назначение и внутреннее оборудование помещений в убежище.

3. Проверка состояния ограждающих конструкций, защитно-герметических дверей (ворот), ставней, противовзрывных устройств, гермоклапанов и клапанов избыточного давления.

4. Организация радиационного и химического контроля при входе и выходе из убежища.

5. Проведение обеззараживания помещений, специального оборудования, приборов, имущества и инвентаря.

6. Выполнение работ при нарушении подачи чистого воздуха, восстановлении герметичности ограждающих конструкций, устранении угрозы затопления, прекращении подачи электроэнергии.

Тема 21. Действия НФГО при дооборудовании и приведении в готовность защитных сооружений для населения.

Учебные вопросы:

1. Действия личного состава НФГО по приведению убежищ в готовность к использованию по прямому предназначению.

2. Организация и выполнение работ по приспособлению имеющихся помещений под противорадиационные укрытия, строительству быстровозводимых убежищ, укрытий. Испытание защитного сооружения на герметичность.

3. Организация укрытия населения в имеющихся защитных сооружениях, подвалах и других заглубленных помещениях.

4. Меры безопасности.

Тема 22. Действия НФГО при проведении специальной обработки транспорта.

Учебные вопросы:

1. Способы проведения частичной и полной специальной обработки транспорта. Технические средства и порядок подготовки их к работе.

2. Действия НФГО по подготовке площадок для специальной обработки транспорта.

3. Приготовление растворов для проведения дезактивации и дегазации транспорта.

4. Действия личного состава при проведении частичной и полной специальной обработки транспорта.

5. Проведение радиационного и химического контроля качества специальной обработки техники.

6. Меры безопасности.

Тема 23. Действия НФГО при проведении работ по обеззараживанию одежды.

Учебные вопросы:

1. Средства специальной обработки одежды (верхняя одежда, белье, обувь, головные уборы и др.).

2. Действия НФГО по подготовке площадок для специальной обработки одежды.

3. Способы дегазации и дезактивации одежды.

4. Действия личного состава при проведении частичной и полной специальной обработки одежды.

5. Проведение радиационного и химического контроля качества специальной обработки одежды.

6. Меры безопасности.

Тема 24. Действия НФГО по организации и проведению частичной санитарной обработки.

Учебные вопросы:

1. Табельные и подручные средства для проведения частичной санитарной обработки.

2. Способы и порядок проведения частичной санитарной обработки открытых участков тела.

3. Назначение и порядок применения индивидуального противохимического пакета для проведения частичной дегазации открытых участков кожных покровов тела человека.

4. Порядок и последовательность удаления радиоактивных веществ с одежды, открытых участков кожи, со слизистых оболочек глаз, носа и полости рта.

5. Порядок и последовательность проведения частичной дегазации одежды.

6. Меры безопасности.

Тема 25. Действия НФГО при проведении полной санитарной обработки.

Учебные вопросы:

1. Технические средства для проведения полной санитарной обработки.

2. Действия НФГО по развертыванию пункта санитарной обработки в полевых условиях.

3. Порядок и последовательность проведения полной санитарной обработки людей после выполнения ими задач на местности загрязненной радиоактивными, отравляющими веществами и АХОВ.

4. Меры безопасности.

Тема 26. Действия НФГО при проведении текущего ремонта техники в полевых условиях.

Учебные вопросы:

1. Возможная номенклатура техники, которой может потребоваться текущий ремонт в зоне ответственности НФГО.

2. Порядок развертывания подвижной ремонтно-восстановительной группы по ремонту автомобильной техники и подвижной ремонтно-восстановительной группы по ремонту инженерной техники, сборного пункта поврежденных машин, эвакуационной группы в полевых условиях.

3. Проведение текущего ремонта техники на местах проведения работ, на маршрутах эвакуации и выдвижения сил. Вытаскивание опрокинутых, застрявших и затонувших машин, определение их технического состояния, доставка к местам ремонта, эвакуация неисправной техники в ремонтные предприятия или на сборный пункт поврежденных машин.

4. Организация хранения и учета запасных частей, ремонтных и расходных материалов.

5. Меры безопасности.

Тема 27. Действия НФГО при эвакуации техники в места ремонта.

Учебные вопросы:

1. Возможные места ремонта техники и пути ее эвакуации в зоне ответственности НФГО.

2. Порядок эвакуация техники, потерявшую подвижность в результате застревания, повреждения или отсутствия водителя.

3. Действия личного состава по обнаружению, вытаскиванию неисправных (застрявших) машин, приведению их в транспортабельное состояние и транспортирование с мест повреждения к маршрутам эвакуации, в места ремонта и на сборные пункты поврежденных машин.

4. Особенности действия личного состава при массовой эвакуации машин, а также в случаях тяжелых застреваний, глубокого затопления и в других подобных случаях с использованием соответствующих подъемно-транспортных средств.

5. Меры безопасности.

Тема 28. Действия группы эпидемического контроля.

Учебные вопросы:

1. Порядок осуществления эпидемического контроля состояния объектов и эпидемической обстановки.

2. Создание системы надзора за инфекционными заболеваниями.

3. Выявление и регистрация источников инфекционных заболеваний в зоне ответственности.

4. Передачи информации об обстановке в заинтересованные органы.

5. Меры безопасности.

Тема 29. Действия группы ветеринарного контроля.

Учебные вопросы:

1. Организация контроля за животными, предприятиями первичной переработки мяса и мясных продуктов, торговлей животноводческой и др. сельскохозяйственной продукцией на рынках.

2. Контроль выполнения ветеринарно-санитарных правил. Проведение противоэпидемических мероприятий, направленных на защиту сельскохозяйственных животных от инфекционных болезней и предупреждение заболевания людей.

3. Порядок сбора обработки и передачи информации об обстановке в зоне ответственности.

4. Меры безопасности.

Тема 30. Действия группы фитопатологического контроля.

Учебные вопросы:

1. Выявление заболевания растений, определение границ распространения обнаруженных заболеваний.

2. Определение фитопатологического состояния районов размещения и мест выпаса и водопоя животных.

3. Порядок осуществления фитопатологического контроля и передачи информации об обстановке.

4. Меры безопасности.

Тема 31. Действия НФГО по подвозу воды и обслуживанию водозаборных пунктов.

Учебные вопросы:

1. Изучение наличия и состояния водоисточников, в том числе и законсервированных, в зоне ответственности НФГО.

2. Подготовка водозаборных скважин, шахтных колодцев и родников к забору воды в подвижные емкости.

3. Герметизация резервуаров с запасами воды и оборудование их фильтрами-поглотителями и водосборными устройствами для раздачи воды в передвижную тару закрытой струей.

Особенности подвоза и раздачи воды на местности загрязненной радиоактивными и химическими веществами.

Тема 32. Действия НФГО по обеспечению горючим и смазочными материалами.

Учебные вопросы:

1. Технические возможности и порядок развертывания передвижной автозаправочной станции в полевых условиях.

2. Мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности и предотвращению массового разлива нефтепродуктов в случае разгерметизации резервуара с нефтепродуктами (обвалование емкости и т.д.).

3. Оборудование площадок для заправки транспорта и подъездных путей к ним.

4. Подготовка автозаправочных аппаратов и работа на них.

5. Порядок действий по заправке автомашин.

6. Особенности действий в средствах индивидуальной защиты на местности загрязненной радиоактивными веществами и АХОВ.

7. Меры безопасности.

Тема 33. Действие поста радиационного и химического наблюдения.

Учебные вопросы:

1. Подготовка приборов радиационной разведки к работе и практическая работа по определению уровней радиации на местности и степени радиоактивного загрязнения различных поверхностей.

2. Подготовка к работе комплектов индивидуальных дозиметров. Порядок выдачи дозиметров и снятие показаний. Ведение журнала учета доз облучения личного состава. Представление донесений вышестоящему руководителю о дозах облучения. Допустимые дозы облучения.

3. Подготовка приборов химической разведки к работе и определение наличия отравляющих веществ и АХОВ на местности, технике и в сыпучих материалах. Особенности работы в зимних условиях.

4. Порядок подготовки к работе метеокомплекта и проведения измерений, ведение журнала метеонаблюдения и представления донесений о метеонаблюдении и о радиационном и химическом заражении.

5. Выполнение нормативов в средствах индивидуальной защиты.

VII. РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

7.1 Учебные объекты.

В целях эффективной реализации программы курсового обучения личного состава НФГО в организациях целесообразно иметь: комплект средств обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС, учебный кабинет (многопрофильный), натурный участок местности и (или) учебные площадки.

Средства обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.

Учебный кабинет - помещение, укомплектованное мебелью и оснащенное средствами обеспечения учебного процесса для проведения занятий.

Учебная площадка - специально оборудованная территория для отработки практических навыков по действиям при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов.

Натурный участок местности - участок местности с расположенными на нем объектами, обеспечивающими отработку личным составом сил ГО и РСЧС навыков действий по АСДНР в соответствии с их предназначением.

Учебный кабинет рекомендуется оснастить стендами, раскрывающие вопросы:

действия личного состава НФГО при приведении в готовность, выдвижении в район сбора и участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО;

характеристики и порядок применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов.

В учебном кабинете, кроме того, рекомендуется иметь: макеты и образцы оборудования, снаряжения, инструментов и имущества, определенные приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".

Практические занятия целесообразно проводить на натурном участке местности или на территории организации.

На натурном участке местности или учебных площадках оборудуются места, позволяющие отрабатывать практические действия по участию НФГО в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведению несвязанных с угрозой жизни и здоровья людей неотложных работ при ликвидации ЧС.

7.2 Средства обеспечения учебного процесса в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

7.2.1 Нормативно-правовое обеспечение.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

4. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

5. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года".

6. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года".

7. Указ Президента РФ от 1 января 2018 г. N 2 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

12. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны".

13. Приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".

7.2.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение.

Учебно-методические пособия, содержащие материалы, необходимые для реализации обучения по темам и учебным вопросам, указанным в Примерной программе, могут быть представлены в виде печатных изданий, электронных учебных материалов, тематических фильмов.

7.2.3 Материально-техническое обеспечение:

компьютеры с установленным ПО;

мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;

робот-тренажер, манекен для отработки приемов оказания первой помощи;

макеты защитных сооружений, систем связи и оповещения, оборудования для проведения АСДНР;

плакаты;

презентации лекций.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте