Приказ Управления делами Президента РФ от 07.08.2017 N 319
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 августа 2017 г. N 319
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЕМ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52 (ч. I), ст. 6983; 2016, N 1 (ч. I), ст. 26), постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Управлением делами Президента Российской Федерации внутреннего финансового аудита.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Управляющий делами
А.С.КОЛПАКОВ
Утверждено
приказом Управления делами
Президента Российской Федерации
от 7 августа 2017 г. N 319
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЕМ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и осуществление Управлением делами Президента Российской Федерации на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется Главным контрольным управлением Управления делами Президента Российской Федерации (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
3. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
5. Объектами внутреннего финансового аудита являются самостоятельные подразделения Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Управление делами), подведомственные Управлению делами администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств (далее - объекты аудита).
6. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Управления делами, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации, в целях составления и рассмотрения проекта бюджета в случае принятия управляющим делами Президента Российской Федерации (далее - Управляющий делами) решения о подготовке такого заключения.
II. Организация внутреннего финансового аудита
7. Аудиторские проверки подразделяются на:
а) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
8. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
9. При составлении программы аудиторской проверки формируется группа, состоящая из федеральных государственных гражданских служащих Управления делами (далее - должностные лица), проводящих аудиторскую проверку, распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Программа аудиторской проверки составляется по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящему Положению) и должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
г) сроки ее проведения.
10. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
а) не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
б) не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
в) не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами объекта аудита, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
г) не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
11. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя объекта аудита или уполномоченное им лицо с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
12. Субъект внутреннего финансового аудита при проведении аудиторской проверки имеет право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
13. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет Управляющий делами.
Управляющий делами при организации внутреннего финансового аудита исключает участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
III. Планирование аудиторских проверок
14. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План проверок), утверждаемым Управляющим делами или лицом, им уполномоченным.
15. План проверок представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году, и составляется по рекомендуемому образцу (приложение N 2 к настоящему Положению).
16. План проверок составляется субъектом внутреннего финансового аудита не позднее 25 декабря текущего календарного года и представляется им на утверждение Управляющему делами или лицу, им уполномоченному.
Субъект внутреннего финансового аудита доводит до руководителей соответствующих объектов аудита информацию о включении объекта аудита в План проверок в срок не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения Плана проверок.
17. Решение о внесении изменений в План проверок принимается Управляющим делами или лицом, им уполномоченным, на основании мотивированного обращения руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
18. При планировании аудиторских проверок (составлении Плана проверок и программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Управления делами в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности отдела субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
19. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
20. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению Управляющего делами.
IV. Проведение аудиторской проверки
21. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
22. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
23. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
24. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
25. Предельные сроки проведения аудиторской проверки составляют 45 календарных дней. Срок проведения аудиторской проверки продлевается по решению Управляющего делами или лица, им уполномоченного, не более, чем на 20 календарных дней.
26. Проведение аудиторской проверки может приостанавливаться по решению Управляющего делами или лица, им уполномоченного.
Основаниями для приостановления (или продления) аудиторской проверки являются:
а) непредставление или неполное представление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки в установленные запросом сроки;
б) воспрепятствование должностными лицами объекта аудита проведению аудиторской проверки;
в) временная нетрудоспособность одного или нескольких участников аудиторской группы;
г) принятие субъектом внутреннего финансового аудита мотивированного решения об увеличении объемов выборки проверяемых документов (относительно запланированного объема);
д) получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
е) наличие обстоятельств непреодолимой силы.
27. Проведение аудиторской проверки возобновляется по решению Управляющего делами или лица, им уполномоченного, при получении информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторской проверки.
V. Оформление результатов аудиторской проверки
28. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, составляемому по рекомендуемому образцу (приложение N 3 к настоящему Положению).
29. Акт аудиторской проверки составляется по завершении аудиторской проверки в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы и членами аудиторской группы. Один экземпляр акта аудиторской проверки вручается представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта аудиторской проверки.
30. Рассмотрение объектом аудита акта аудиторской проверки осуществляется в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления акта аудиторской проверки.
31. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней со дня его поступления.
32. В случае поступления от объекта аудита письменных возражений руководитель аудиторской группы в течение 7 рабочих дней со дня их поступления готовит заключение на представленные возражения, которое направляется объекту аудита.
33. Письменные возражения объекта аудита и заключение на представленные возражения прилагаются к акту аудиторской проверки.
VI. Составление и представление отчетности о результатах
внутреннего финансового аудита
34. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки по рекомендуемому образцу (приложение N 4 к настоящему Положению), содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
35. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется субъектом внутреннего финансового аудита Управляющему делами или лицу, им уполномоченному.
36. По результатам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки Управляющий делами или лицо, им уполномоченное, вправе принять одно или несколько из решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
37. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита предоставляется на рассмотрение Управляющему делами или лицу, им уполномоченному, в срок до 30 января года, следующего за отчетным.
38. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
Управлением делами Президента
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Управления делами
Президента Российской Федерации
от 7 августа 2017 г. N 319
Рекомендуемый образец
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
Управлением делами Президента
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Управления делами
Президента Российской Федерации
от 7 августа 2017 г. N 319
Рекомендуемый образец
Коды
Дата
Наименование главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств
Глава по БК
Субъект внутреннего финансового аудита
Наименование бюджета
по ОКТМО
Номер п/п
Тема аудиторской проверки
Объекты аудита
Срок проведения аудиторской проверки
Ответственные исполнители
1
2
3
4
5
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
Управлением делами Президента
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Управления делами
Президента Российской Федерации
от 7 августа 2017 г. N 319
Рекомендуемый образец
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
Управлением делами Президента
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Управления делами
Президента Российской Федерации
от 7 августа 2017 г. N 319
Рекомендуемый образец