Приказ СК России от 04.05.2011 N 74
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 мая 2011 г. N 74
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОМОЩНИКАМИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров, повышение эффективности практической подготовки резерва кадров, более полного изучения кандидатур лиц, зачисляемых в резерв кадров Следственного комитета Российской Федерации, а также успешной профессиональной адаптации кандидатов к следственной работе, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:
1. Развивать и совершенствовать институт общественных помощников следователей в системе Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет).
2. Утвердить прилагаемое Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации.
3. Главному управлению обеспечения деятельности Следственного комитета организовать изготовление в необходимом количестве удостоверений общественных помощников следователей в соответствии с образцом, утвержденным отдельным организационно-распорядительным документом - актом Следственного комитета.
4. Управлению кадров:
осуществлять координацию деятельности следственных органов Следственного комитета по отбору и привлечению к работе следственных органов на общественных началах студентов старших курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования и иных лиц, которые в дальнейшем могут быть зачислены в резерв кадров Следственного комитета;
разработать образцы документов, необходимых для оформления кандидата в общественные помощники следователя и ведения его личного дела, а также методические рекомендации по вопросам оформления кандидатов в общественные помощники следователя, учета и контроля деятельности общественных помощников следователей в период исполнения полномочий;
организовать получение по итогам каждого полугодия отчетных документов следственных органов Следственного комитета по организации работы с общественными помощниками следователя, проводить их анализ и составлять полугодовые отчеты (аналитические справки) о состоянии работы с общественными помощниками следователей и контроля за их деятельностью, а также эффективности использования этого института в формировании кадрового резерва.
5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:
в приоритетном порядке по направлению ректоров привлекать к участию в работе следственных органов Следственного комитета на общественных началах студентов образовательных организаций высшего образования Следственного комитета после второго года обучения;
допускать граждан, имеющих высшее юридическое образование, студентов юридических факультетов организаций высшего образования после второго года обучения, к выполнению функций общественных помощников следователя после тщательного отбора кандидатов и проведения надлежащей проверки; исключать случаи назначения общественными помощниками следователя лиц, не соответствующих предъявляемым требованиям;
вести строгий контроль за деятельностью общественных помощников следователя, качеством и порядком выполнения ими порученных мероприятий;
осуществлять оформление, выдачу и учет удостоверений общественного помощника следователя, контроль за их использованием; при выявлении фактов использования удостоверений Следственного комитета в личных целях решать вопрос о целесообразности дальнейшего участия конкретного общественного помощника следователя в деятельности данного следственного органа Следственного комитета;
положительно зарекомендовавших себя общественных помощников следователя, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в следственные органы, зачислять в резерв кадров для последующего трудоустройства;
каждое полугодие к 15 февраля и 15 июля представлять в управление кадров и отдел кадров Главного военного следственного управления сведения о количестве и составе общественных помощников следователей, о состоянии работы с ними, а также о зачислении их в резерв кадров следственного органа.
6. Считать утратившим силу Приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 15.05.2008 N 50 "Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации".
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН
Утверждено
Приказом
Следственного комитета
Российской Федерации
от 04.05.2011 N 74
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПОМОЩНИКЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО
КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее - Положение) устанавливает порядок отбора, допуска к осуществлению деятельности, полномочий общественных помощников следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее - общественный помощник) и организации их деятельности.
2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов Следственного комитета из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.
Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряженной следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.
3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:
имеющее гражданство Российской Федерации;
не имеющее гражданство другого государства;
достигшее возраста 18 лет;
имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;
в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);
которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);
годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;
имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа Следственного комитета на общественных началах.
4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами Следственного комитета, в том числе настоящим Положением, и осуществляет ее в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.
5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.
Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.
6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.
7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника Следственного комитета, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлениях), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.
II. Организация деятельности общественных
помощников следователей
8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее - следственный орган Следственного комитета), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета (далее - следственные органы Следственного комитета).
9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа Следственного комитета и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа Следственного комитета с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.
10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета представляются:
рапорт следователя следственного органа Следственного комитета о согласии с допуском лица к исполнению обязанностей его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;
личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета;
справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;
личный листок по учету общественных помощников установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники);
автобиография кандидата в общественные помощники;
копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);
копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;
копии диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведения об успеваемости;
копия трудовой книжки (при наличии);
характеристика с последнего места работы или учебы;
две фотографии установленного образца;
медицинское заключение о состоянии здоровья (форма N 086/у, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров) <1>;
--------------------------------
<1> Обучающимися образовательных организаций высшего образования Следственного комитета Российской Федерации медицинское заключение о состоянии здоровья может быть представлено в копии, в случае, если срок действия указанного заключения на момент их представления не истек.
заявление о согласии на проведение проверочных мероприятий;
письменное согласие на обработку персональных данных;
справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, выданная Министерством внутренних дел Российской Федерации;
документ из дипломатического представительства или консульского учреждения государства прежнего проживания об утрате (прекращении) гражданства государства прежнего проживания (для лиц, проживавших после распада СССР на территории бывших союзных республик);
письменное обязательство гражданина, являющегося общественным помощником, о неразглашении персональных данных граждан и сотрудников Следственного комитета, а также данных предварительного расследования, ставших известными ему при осуществлении своих обязанностей.
11. При поступлении указанных документов кадровое подразделение Следственного комитета либо должностное лицо Следственного комитета, в должностные обязанности которого входят вопросы кадрового обеспечения:
проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники с учетом возможностей других правоохранительных и иных государственных органов;
организовывает проведение психологического и психофизиологического исследований кандидата в общественные помощники с использованием полиграфа.
12. По результатам проверочных мероприятий, а также психологического и психофизиологического исследований кадровое подразделение Следственного комитета готовит заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к осуществлению деятельности общественного помощника.
13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа Следственного комитета о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.
В приказе о допуске к деятельности в качестве общественного помощника устанавливаются:
срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;
следственное подразделение Следственного комитета, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;
возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.
14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом Следственного комитета в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений Следственного комитета, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа Следственного комитета.
Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учета удостоверений.
В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа Следственного комитета.
В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета.
15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.
Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.
16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа Следственного комитета, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:
в связи с истечением установленного срока полномочий;
по письменному заявлению общественного помощника следователя;
по инициативе руководителя следственного органа Следственного комитета, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:
поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;
возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.
Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.
16.1. Следственный орган Следственного комитета, формирующий дело кандидата к осуществлению деятельности общественного помощника, в случае заключения о невозможности допуска обучающегося в образовательной организации высшего образования Следственного комитета к деятельности в качестве общественного помощника, незамедлительно направляет указанную информацию в управление кадров Следственного комитета и образовательную организацию высшего образования Следственного комитета, в которой проходит обучение кандидат.
Ректорам образовательных организаций высшего образования Следственного комитета необходимо своевременно направлять дела кандидатов к осуществлению деятельности общественного помощника (из числа обучающихся по программам специалитета) в следственные органы Следственного комитета, в которых планируется осуществление их деятельности в качестве общественных помощников.
III. Полномочия и обязанности общественных помощников
17. Общественный помощник:
оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;
готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.
18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения Следственного комитета, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).
19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу Следственного комитета либо правам и законным интересам граждан и организаций.
20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.
21. Общественному помощнику следователя запрещается:
разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;
лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.
IV. Координация деятельности общественных
помощников следователей
22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа Следственного комитета руководит его работой.
Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется его деятельность.
23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов Следственного комитета, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.
24. Руководитель следственного подразделения Следственного комитета и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.
25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрен руководителем следственного органа Следственного комитета мерами, не предусматривающими материальные затраты.
По представлению руководителя следственного подразделения Следственного комитета общественный помощник, имеющий высшее юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в Следственный комитет, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.
26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов Следственного комитета, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.