Положение о наставничестве в организации — это документ, регулирующий принципы обучения стажеров при помощи квалифицированных сотрудников. Если на предприятии такая деятельность ведется постоянно, то этот нормативный акт придется утвердить на уровне компании.
Приказ Следственного комитета РФ от 29.03.2011 N 42
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 марта 2011 г. N 42
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННОГО
КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях оказания помощи молодым сотрудникам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в приобретении профессиональных навыков, ускорения процесса их адаптации и профессионального становления, развития способностей самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью, руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, руководителям главных следственных управлений, следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе и военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации.
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А.И.БАСТРЫКИН
Утверждено
Приказом Председателя
Следственного комитета
Российской Федерации
от 29.03.2011 N 42
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННОГО
КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации (далее - Положение) определяет цели, задачи и порядок осуществления наставничества в системе Следственного комитета Российской Федерации (СК России).
2. Наставничество является неотъемлемым элементом кадровой политики СК России, важным средством воспитания и обучения впервые назначенных на должности следователей СК России (далее - следователь) <*>.
--------------------------------
<*> К сотрудникам указанной категории относятся лица, назначенные на должности следователя, старшего следователя, следователя-криминалиста, старшего следователя-криминалиста.
3. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных следователей главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителей межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России (далее - следственные органы СК России) по подготовке следователей к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.
II. Цели и задачи наставничества
4. Целями наставничества в системе СК России является оказание помощи следователям в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков выполнения служебных обязанностей, адаптация в коллективе, а также воспитание дисциплинированности.
5. Задачами наставничества являются:
помощь в адаптации следователей к службе в системе СК России в целом и в конкретном подразделении следственного органа СК России в частности, к новым условиям службы, а также помощь в усвоении положительных традиций СК России, глубоком осознании служебного долга и требований Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации;
обучение следователей профессиональному мастерству, эффективным формам и методам следственной работы, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
формирование у следователей необходимых морально-психологических качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе в следственных органах СК России, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, необходимости соблюдения служебной этики и культуры в работе, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам России и другим лицам;
оказание моральной и психологической поддержки следователям в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при исполнении служебных обязанностей;
реализация мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности следователей.
6. Задачи наставничества решаются во взаимодействии руководителей следственных органов СК России и их следственных подразделений, сотрудников кадровых подразделений следственных органов СК России, наставников, советов наставников, представителей общественных, ветеранских и иных организаций.
III. Организация наставничества
7. Наставничество устанавливается в отношении следователей СК России, впервые назначенных на соответствующие должности в подразделения следственных органов СК России.
8. Наставничество устанавливается продолжительностью до одного года. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия на службе по уважительным причинам следователя, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
9. К работе в качестве наставников привлекаются сотрудники подразделений следственного органа СК России, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в службе, способности к воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллективе и проработавшие в занимаемой должности не менее трех лет.
Сотрудников СК России, имеющих дисциплинарные взыскания, привлекать к наставнической работе на период действия этого взыскания не рекомендуется.
10. Руководитель следственного органа СК России определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы. Максимальное число закрепленных за одним наставником лиц не может превышать трех человек.
11. К работе по оказанию практической помощи начинающим следователям в качестве консультантов-наставников могут привлекаться ветераны следственных органов, обладающие большим профессиональным опытом следственной работы и (или) экспертно-криминалистической деятельности.
12. Утверждение кандидатуры наставника производится организационно-распорядительным документом руководителя следственного органа СК России, как правило, в день назначения следователя на должность, в отношении которого будет осуществляться наставническая работа, но не позднее двух недель со дня назначения на должность. Основанием для издания организационно-распорядительного документа является рапорт руководителя подразделения следственного органа СК России при обоюдном согласии наставника и следователя, в отношении которого будет осуществляться наставническая работа.
13. Замена наставника производится организационно-распорядительным документом руководителя следственного органа СК России на основании рапорта руководителя подразделения следственного органа СК России:
при прекращении наставником трудовых отношений со Следственным комитетом Российской Федерации;
при переводе (назначении) наставника или следователя, в отношении которого осуществляется наставническая работа, в другое подразделение следственного органа СК России или на иную должность;
при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;
при психологической несовместимости наставника и следователя, в отношении которого осуществляется наставническая работа. В данном случае при наличии уважительных причин, признанных таковыми руководителем подразделения следственного органа СК России, в котором осуществляется наставничество, инициатором замены может выступать либо наставник, либо следователь, в отношении которого осуществляется наставническая работа, либо руководитель указанного подразделения;
по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления следователя, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
IV. Руководство наставничеством
14. Организация работы по развитию наставничества является обязанностью руководителей следственных органов СК России.
15. Ответственность за организацию наставничества возлагается на руководителя следственного органа СК России и руководителя подразделения следственного органа СК России, где проходит службу следователь, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
16. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель следственного органа СК России, который:
организует обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной работы, основам педагогики и психологии;
обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях при руководителе следственного органа СК России, аттестационных комиссиях;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт наставничества, разрабатывает единую систему оценки работы наставников;
заслушивает отчеты наставников о проделанной работе, анализирует результаты работы, определяет меры поощрения наставников.
17. Руководитель подразделения следственного органа СК России, куда назначен следователь, в отношении которого осуществляется наставническая работа:
представляет назначенного следователя коллективу подразделения следственного органа СК России, объявляет организационно-распорядительный документ руководителя следственного органа СК России о закреплении за ним наставника;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и следователя, в отношении которого осуществляется наставническая работа;
осуществляет систематический контроль за ходом обучения следователя и работой наставника, при необходимости вносит изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству;
заслушивает наставника и следователя о результатах их работы;
вносит на аттестационную комиссию предложения о следователе, прошедшем испытательный срок;
обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
18. При наличии в следственном органе СК России десяти и более наставников, а также для осуществления методического обеспечения деятельности наставников и оказания помощи руководителям следственных подразделений СК России в подборе, обучении, воспитании наставников и координации их деятельности по инициативе руководителей следственных подразделений СК России или наставников может создаваться Совет наставников в количестве 5 - 7 человек, который избирается на собрании наставников следственного органа СК России и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ветеранами следствия и кадровым подразделением следственного органа СК России.
19. На первом заседании Совета наставников избираются председатель и его заместитель сроком на два года, а при необходимости - секретарь. Также распределяются обязанности между членами Совета наставников. Если секретарь не избирается, то его обязанности поочередно выполняют члены Совета наставников.
Периодичность заседаний Совета наставников устанавливается решением Совета наставников, но не реже одного раза в квартал. Для участия в его заседаниях могут приглашаться руководители подразделений следственного органа СК России, следователи и ветераны следственных органов СК России. Протокол заседания подписывается секретарем или членом Совета наставников, который вел протокол, и утверждается председателем Совета наставников. Решение Совета наставников согласовывается с заместителем руководителя следственного органа СК России (в соответствии с распределением обязанностей).
За один месяц до истечения срока полномочий председателя Совета наставников в следственном органе СК России проводится собрание наставников, на котором заслушивается отчет председателя о проделанной работе, и при необходимости в установленном порядке избирается (переизбирается) новый состав Совета наставников.
Состав избранного Совета наставников утверждается организационно-распорядительным документом руководителя следственного органа СК России.
Руководитель следственного органа СК России имеет право назначить проведение собрания наставников для решения вопросов, связанных с их деятельностью.
20. Работа Совета наставников строится на основе плана работы Совета наставников, который составляется на полугодие, согласовывается с заместителем руководителя следственного органа СК России (в соответствии с распределением обязанностей), утверждается руководителем следственного органа СК России.
21. Совет наставников:
рекомендует руководителю подразделения следственного органа СК России кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников;
оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании следователей, в отношении которых осуществляется наставническая работа;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы наставников. С этой целью ведет учет их работы, пропагандирует деятельность лучших наставников, ходатайствует об их поощрении;
совместно с руководителем следственного органа СК России (заместителем руководителя следственного органа СК России) заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и следователей, в отношении которых осуществляется наставническая работа, о проделанной работе;
вносит предложения руководителю следственного органа СК России об отстранении от наставничества сотрудников, недобросовестно относящихся к наставнической работе.
22. Учет работы Совета наставников осуществляется его председателем. К учетным документам относятся:
планы работы Совета наставников;
протоколы заседаний Совета наставников;
протоколы собраний наставников;
список членов Совета наставников;
полугодовые и годовые отчеты о проделанной работе.
Учетные документы Совета наставников хранятся у председателя в течение двух лет, после чего уничтожаются по акту.
23. Методическое обеспечение деятельности наставников осуществляет Совет наставников. В следственных органах СК России, где Советы наставников не созданы, методическое обеспечение деятельности наставников возлагается на кадровые подразделения.
V. Планирование работы наставника
24. Наставничество осуществляется методом индивидуального обучения и воспитания следователя (приложение N 1) в соответствии с индивидуальным планом обучения и воспитания следователя (приложение N 2), который составляется наставником на весь срок наставничества в соответствии с Программой адаптации следователя к службе в системе Следственного комитета Российской Федерации (приложение N 3).
25. Наставник в течение семи календарных дней со дня закрепления за ним следователя составляет индивидуальный план обучения и воспитания следователя, согласовывает его с руководителем подразделения следственного органа СК России, в котором проходит службу следователь, и руководителем кадрового подразделения следственного органа СК России, утверждает у руководителя следственного органа СК России и знакомит с ним следователя, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
26. Мероприятия наставничества планируются по разделам с учетом рекомендаций руководителя кадрового подразделения следственного органа СК России, Совета наставников, а также уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки следователя. Особое внимание при этом уделяется:
выработке у следователя профессиональных навыков, воспитанию дисциплинированности, вежливости, культуры в работе, соблюдению законности при исполнении служебных обязанностей;
изучению морально-деловых качеств следователя, его социально-бытовых условий, степени готовности к выполнению служебных обязанностей;
изучению вопросов, касающихся служебных обязанностей, устранению недостатков, закреплению профессиональных навыков, оказанию помощи в рациональной организации рабочего и свободного времени;
планированию конкретных следственных действий при расследовании уголовных дел, организации работы по нескольким уголовным делам, проведению процессуальных и следственных действий, в том числе и в составе следственной группы;
воспитанию у следователя потребности в постоянном пополнении знаний, расширении кругозора, стремления к повышению результативности работы, выработке своих собственных тактических приемов в конкретных складывающихся ситуациях, творческого отношения к выполнению служебных обязанностей, обучению и закреплению на практике умения правильно действовать при работе в сложных условиях;
организации выборочного контроля за решением следователем наиболее сложных задач, подготовке его к самостоятельной работе.
VI. Права и обязанности наставника
27. Наставник обязан:
разрабатывать индивидуальный план обучения и воспитания следователя;
содействовать следователю в ознакомлении с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы следственного органа СК России в выполнении распоряжений и указаний, связанных с его служебной деятельностью;
оказывать следователю индивидуальную помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Председателя Следственного комитета Российской Федерации и руководителя следственного органа СК России, овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений; выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности следователя;
передавать следователю накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
всесторонне изучать волевые, деловые и моральные качества следователя, его отношение к службе, коллективу, гражданам, социально-бытовые условия, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
воспитывать следователя на положительных традициях СК России, следственного органа СК России, своего коллектива, прививать ему чувство профессиональной гордости, ответственности за состояние дел в следственном органе СК России;
быть требовательным к следователю, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;
проявлять чуткость и внимательность, не допускать высокомерия, в корректной форме давать оценку результатам работы следователя, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;
личным примером развивать положительные качества следователя, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, прививать навыки здорового образа жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, при необходимости корректировать поведение следователя на службе;
периодически докладывать руководителю подразделения следственного органа СК России о процессе адаптации следователя, его дисциплине и поведении, результатах его профессионального становления;
составлять отчет по итогам наставнической работы.
28. Наставник имеет право:
подавать предложения аттестационной комиссии при аттестовании, решении вопросов о выдвижении, перемещении, определении соответствия занимаемой должности следователя;
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю подразделения следственного органа СК России о поощрении следователя, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;
требовать выполнения следователем предусмотренного настоящим Положением порядка прохождения службы в период наставничества;
контролировать обеспеченность следователя положенным ему имуществом и оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий его труда;
посещать следователя по месту жительства (с его согласия) с целью ознакомления с условиями быта, оказания содействия в решении возникающих проблем.
29. За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от этой работы, а также привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.
VII. Права и обязанности следователя, в отношении которого
осуществляется наставническая работа
30. Следователь, в отношении которого осуществляется наставническая работа, обязан:
изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Председателя Следственного комитета Российской Федерации, определяющих права и обязанности следователя, вопросы прохождения службы и профессиональной подготовки;
изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в системе СК России;
выполнять указания и рекомендации наставника, учиться у него практическому решению поставленных задач;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений; совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на службе и вне службы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
31. Следователь, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:
пользоваться имеющейся в подразделении следственного органа СК России служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю подразделения следственного органа СК России.
VIII. Завершение наставничества, стимулирование
работы наставника
32. В течение десяти календарных дней по окончании установленного организационно-распорядительным документом руководителя следственного органа СК России срока наставничества наставник готовит отчет об итогах наставничества (приложение N 4), который согласовывает с руководителем подразделения следственного органа СК России, утверждает у заместителя руководителя следственного органа СК России (в соответствии с распределением обязанностей) и представляет руководителю следственного органа СК России. При необходимости следователю, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
33. Отчет об итогах наставничества после его рассмотрения руководителем следственного органа СК России приобщается к личному делу следователя, в отношении которого осуществлялось наставничество.
34. На основании предложений заместителя руководителя следственного органа СК России (в соответствии с распределением обязанностей), руководителя кадрового подразделения, руководителя подразделения следственного органа СК России, Совета наставников либо по своей инициативе руководитель следственного органа СК России рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника.
35. За образцовое выполнение служебного долга, значительный вклад в профессиональное становление и воспитание следователей наиболее отличившиеся наставники по представлению руководителя следственного органа СК России могут быть дополнительно поощрены Председателем Следственного комитета Российской Федерации.
Приложение N 1
к Положению об организации
наставничества в системе
Следственного комитета
Российской Федерации
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАСТАВНИКА
1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения служебных обязанностей, овладению приемами служебной деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании следователя, углубления юридических знаний.
2. Контроль за деятельностью следователя в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов.
3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладении передовыми приемами выполнения служебных обязанностей, в исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов служебной деятельности и личной жизни.
Помощь может быть оказана в форме совета, разъяснения, показа, тренировки, пожелания, совместного выполнения отдельных поручений, обязанностей и т.д. Оказание помощи в выработке способности решать задачи в нестандартных ситуациях.
4. Воспитательные беседы о проблемах службы, учебы, быта следователя, об участии в жизни коллектива, отношении к повышению профессионального уровня, конкретных фактах пассивности в службе, нарушениях дисциплины, причинах, мешающих достичь лучших результатов в службе, и других проблемах.
5. Личный пример наставника. Личный пример должен проявляться в безупречном выполнении наставником служебных обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, заботливом отношении к следователям, постоянном повышении своего профессионального и культурного уровня, строгом соблюдении Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, примерном поведении на службе и в быту, во взаимоотношениях с коллегами и в семье.
6. Изучение личности следователя - при наблюдении в ходе повседневного общения, при посещении следователя по месту жительства, в беседах с членами семьи с целью изучения жилищно-бытовых условий, семейных отношений и их влияния на службу, выяснения отношения членов семьи следователя к его профессии, ознакомления с кругом знакомых следователя, с тем, чтобы оградить его от нежелательных связей, и т.д.
7. Внеслужебное общение. Совместное посещение исторических и культурных мест, выставок, спортивных соревнований. Знакомство с историей и традициями следственного органа СК России, подразделения следственного органа СК России. Приобщение следователя к систематическому чтению полезной литературы, оказание содействия в проявлении и развитии его творческих способностей.
Приложение N 2
к Положению об организации
наставничества в системе
Следственного комитета
Российской Федерации
Приложение N 3
к Положению об организации
наставничества в системе
Следственного комитета
Российской Федерации
ПРОГРАММА
АДАПТАЦИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ К СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННОГО
КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приложение N 4
к Положению об организации
наставничества в системе
Следственного комитета
Российской Федерации
Примечание. 1. В целом, эффективность работы следователя и степень его адаптации в коллективе по результатам наставнической работы оцениваются по двум взаимосвязанным показателям:
результаты работы - оцениваются руководителем подразделения следственного органа СК России и наставником по степени выполнения следователем своих служебных обязанностей и индивидуальных поручений и заданий;
взаимодействие с коллегами по работе - оценивается руководителем подразделения следственного органа СК России, наставником и сотрудниками по различным, характеризующим данный показатель, параметрам: готовность и способность воспринимать новые знания, скорость восприятия информации, качество выполняемой работы, взаимоотношения в коллективе и др.
2. В разделе "Вывод" указывается:
объем и качество выполнения индивидуального плана обучения и воспитания следователя;
готовность к самостоятельному исполнению следователем служебных обязанностей.
3. В разделе "Рекомендации" отмечаются:
вопросы, которые необходимо дополнительно изучить следователю;
недостатки, которые следует устранить;
методы и способы, с помощью которых необходимо улучшить работу следователю.