Приказ Роструда от 28.12.2022 N 290
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2022 г. N 290
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
В целях реализации полномочия Федеральной службы по труду и занятости, предусмотренного пунктом 5.8 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324, а также организации работы с обращениями граждан в соответствии с Федеральными законами от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" приказываю:
1. Утвердить Инструкцию по организации рассмотрения обращений граждан в Федеральной службе по труду и занятости (далее - Инструкция) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Должностным лицам Роструда обеспечить своевременную реализацию положений Инструкции.
3. Приказы Роструда от 27 июля 2020 г. N 147 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Федеральной службе по труду и занятости", от 22 июня 2021 г. N 191а "О внесении изменения в Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан в Федеральной службе по труду и занятости" признать утратившими силу.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
М.Ю.ИВАНКОВ
Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 28 декабря 2022 г. N 290
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
I. Общие положения
1. Инструкция по организации рассмотрения обращений граждан в Федеральной службе по труду и занятости (далее - Инструкция) определяет порядок организации рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее - граждане), включая организацию личного приема граждан, контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, анализа и обобщения информации, содержащейся в них, проверку состояния работы с обращениями в структурных подразделениях Федеральной службы по труду и занятости.
2. Положения Инструкции распространяются на обращения граждан, поступающие в Роструд в письменной форме, в устной форме, в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - обращения, ЕПГУ), подлежащие рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
3. Должностные лица Роструда, осуществляющие рассмотрение обращений в соответствии с должностными регламентами, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе за объективное, всестороннее и своевременное их рассмотрение.
4. Делопроизводство по обращениям осуществляется отделом по работе с обращениями граждан и отделом делопроизводства и контроля Управления делами и контроля Роструда.
5. Ответственность за организацию, соблюдение сроков рассмотрения обращений, состояние делопроизводства по обращениям в структурных подразделениях Роструда несут руководители структурных подразделений Роструда.
6. Должностные лица Роструда, осуществляющие рассмотрение обращений, обеспечивают обработку персональных данных обратившихся в Роструд граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
7. Обращения, поступившие в Роструд, подлежат обязательному приему и рассмотрению.
II. Порядок информирования граждан об организации
рассмотрения обращений
8. Обращения в письменной форме с доставкой по почте, фельдъегерской службой или курьером направляются по почтовому адресу Роструда: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16.
9. Прием обращений в письменной форме при личном обращении граждан осуществляется в экспедиции отдела делопроизводства и контроля Управления делами и контроля Роструда (далее - экспедиция) по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16.
Режим работы экспедиции Роструда указан в разделе "Контакты" на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://rostrud.gov.ru/contacts/.
10. Обращения также могут поступать по телефонам "горячей линии", информация о работе которой размещается на официальном сайте Роструда. Время разговора не должно превышать 10 минут.
11. Информирование граждан о факте поступления обращения, его входящих регистрационных реквизитах, наименовании структурного подразделения Роструда осуществляется отделом по работе с обращениями граждан по телефонному номеру, размещенному в разделе "Контакты" на официальном сайте Роструда.
По другим вопросам, касающимся рассмотрения обращения в структурном подразделении Роструда, информационно-справочная работа осуществляется в этом структурном подразделении.
12. Справочная информация о контактных телефонах структурных подразделений и справочной службы Роструда, почтовом адресе, факсе, месторасположении Роструда размещена на официальном сайте Роструда.
13. Справочные, статистические и аналитические материалы, касающиеся работы с обращениями, размещаются в соответствующем разделе официального сайта Роструда.
14. График личного приема граждан размещается на информационных стендах, находящихся в Общественной приемной Роструда, а также на официальном сайте Роструда.
III. Прием и регистрация обращения
15. Поступающие в Роструд обращения в письменной форме принимаются экспедицией и передаются на первичное рассмотрение и регистрацию в отдел по работе с обращениями граждан.
16. Письменные и электронные обращения граждан в обязательном порядке должны содержать:
- наименование Роструда или его структурного подразделения, территориального органа, куда направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица и (или) его должность;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) автора обращения или его представителя;
- почтовый адрес для письменных обращений или адрес электронной почты для электронных обращений, по которому должен быть направлен ответ по существу поставленных в обращении вопросов (далее - ответ) или уведомление о переадресации обращения (далее - уведомление) в письменной либо электронной форме соответственно;
- текст с изложением сути обращения;
в обращении в письменной форме должны содержаться личная подпись и дата.
17. В случае отсутствия указанной в пункте 16 настоящей Инструкции информации обращение может быть признано анонимным и (или) ошибочно направленным.
18. В случае направления обращения представителем гражданина к обращению должна быть приложена копия доверенности, оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
19. К обращениям, составленным на языках народов Российской Федерации или иностранных языках, должен быть приложен перевод на русский язык, оформленный в произвольной форме.
20. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин имеет право приложить к письменному обращению соответствующие копии документов и материалов.
21. Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.
22. В целях обеспечения безопасности при работе с письменными обращениями они подлежат обязательному вскрытию и предварительному просмотру работниками экспедиции. В случае выявления опасных или подозрительных вложений в конверте (бандероли, посылке) работа с таким обращением приостанавливается до выяснения обстоятельств и принятия соответствующего решения руководством Управления делами и контроля Роструда.
23. При приеме обращений в письменной форме и документов, связанных с их рассмотрением, работниками экспедиции:
а) проверяется правильность адресности корреспонденции;
б) вскрываются конверты, проверяется наличие в них документов (разорванные документы подклеиваются);
в) поступившие с письмом оригиналы или копии документов (паспорт, военный билет, трудовая книжка, сведения о трудовой деятельности на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, пенсионное удостоверение, фотографии и другие приложения к письму) подкалываются под скрепку после текста письма, затем подкалывается конверт. В случае отсутствия самого текста письма работником экспедиции подкалывается заверенный его подписью с указанием даты лист бумаги с текстом: "Письменного обращения к адресату нет", который прилагается к конверту.
Конверты к обращениям граждан обязательно сохраняются в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя или дату отправления и получения данного письма.
24. По выявленным нарушениям и недостаткам работниками экспедиции составляются акты на письма:
- к которым прилагаются вложенные в конверты денежные знаки, ценные бумаги, награды и иные вложения вещей, имеющие юридическую или материальную ценность;
- при вскрытии которых не обнаружилось письменного вложения;
- в конвертах которых обнаружилась недостача документов, упоминаемых в обращении, или вложенной в конверт описи документов.
Акт составляется в 3 экземплярах: первый остается в экспедиции, второй приобщается к поступившему документу, а третий направляется отправителю документа.
25. Ошибочно (не по адресу) присланные письма работниками экспедиции возвращаются по почте отправителю, проставляется штамп "к Роструду не относится".
26. Письменное обращение гражданина, адресованное должностному лицу Роструда и содержащее в адресной части пометку "Лично", рассматривается на общих основаниях.
27. Регистрация обращений в письменной форме и форме электронного документа осуществляется работниками отдела по работе с обращениями граждан в автоматизированном режиме, путем ввода необходимых данных об обратившихся гражданах и содержания их обращений в систему электронного документооборота (далее - СЭД).
28. На каждое поступившее в Роструд обращение заводится отдельная регистрационно-контрольная карточка (далее - РКК).
29. На зарегистрированном обращении или сопроводительном письме к обращению (при наличии) на лицевой стороне первого листа в правом нижнем углу, либо в свободном от текста поле наклеивается соответствующая этикетка со штрих-кодом установленного образца с указанием даты регистрации обращения в СЭД и регистрационного номера обращения.
30. Сотрудники отдела по работе с обращениями граждан при регистрации обращений проверяют установленные реквизиты письма, наличие указанных автором вложений и приложений, а также проверяют поступившие обращения на повторность. Информация о факте отсутствия вложений или приложений в обращении заносится в РКК.
31. Повторными считаются обращения, поступившие в Роструд от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если:
- гражданин не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному заявлению;
- со времени подачи первого обращения истек установленный Федеральным законом N 59-ФЗ срок рассмотрения и ответ заявителю не дан.
Повторные обращения регистрируются так же, как и первичные, но в РКК делается отметка "Повторное", прикрепляются ссылки на регистрационные карточки предыдущих обращений данного гражданина.
32. Не считаются повторными обращения одного и того же лица, но по разным вопросам.
33. Поступившие письменные обращения в зависимости от содержания докладываются работниками отдела по работе с обращениями граждан руководителю Федеральной службы по труду и занятости (далее - Руководитель) или его заместителям, либо направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Роструда.
34. В случаях когда обращение направляется для рассмотрения двум или нескольким структурным подразделениям Роструда, ответственным исполнителем является структурное подразделение Роструда или его должностное лицо, указанное в резолюции первым (далее - ответственный исполнитель). Ответственный исполнитель осуществляет сбор соответствующей информации от других исполнителей, указанных в резолюции (далее - соисполнитель), координацию их работы для подготовки ответа гражданину, а также ему предоставляется право инициативного запроса необходимой информации от других структурных подразделений Роструда, не указанных в качестве соисполнителей. Соисполнителям работники отдела по работе с обращениями граждан направляют копии обращения.
35. Ответственность за своевременное, всестороннее и объективное рассмотрение обращений в равной степени несут все указанные в резолюции исполнители.
IV. Организация рассмотрения обращений в структурных
подразделениях Роструда
36. Руководитель либо должностное лицо структурного подразделения, определенное в качестве ответственного за делопроизводство в структурном подразделении Роструда и наделенное соответствующими полномочиями (далее - ответственный за делопроизводство в структурном подразделении Роструда), например, секретарь структурного подразделения Роструда, принимает из "электронной папки" СЭД поступившие обращения и знакомит с содержанием обращений начальника Управления соответствующего структурного подразделения Роструда и, после принятия решения об их рассмотрении начальником Управления, определяет в СЭД в качестве исполнителей начальников соответствующих отделов структурного подразделения Роструда, направляет в территориальные органы Роструда поручения по вопросам, относящимся к их компетенции, используя доступные системы межведомственного электронного взаимодействия, как правило, СЭД.
37. В случае ошибочного направления обращения в структурное подразделение Роструда его руководитель в срок до 3 рабочих дней с даты регистрации обращения в Роструде возвращает его в отдел по работе с обращениями граждан с пометкой для внесения соответствующих исправлений в РКК и передачи обращения по принадлежности.
38. В случае если срок возврата ошибочно направленного обращения превышает 3 рабочих дня, структурное подразделение - исполнитель готовит окончательный ответ гражданину на основании информации, предварительно запрошенной из структурного подразделения Роструда, в ведении которого находится рассмотрение вопросов, содержащихся в обращении.
39. Передача обращений из одного структурного подразделения Роструда в другое осуществляется только через отдел по работе с обращениями граждан на основании соответствующей служебной записки, в которой указывается причина возврата.
40. В случае разногласий между руководителями структурных подразделений Роструда о принадлежности обращения окончательное решение по этому вопросу принимается руководством Роструда в соответствии с распределением обязанностей между руководством Роструда.
41. В случаях когда в РКК добавлена резолюция Руководителя или его заместителей о рассмотрении и подготовки ответа на обращение, внесение изменений в поручение осуществляет секретарь Руководителя или его заместителей на основании соответствующей служебной записки, в которой указывается причина возврата.
42. Начальники (заместители начальников) отделов структурных подразделений Роструда ежедневно, не реже 2 раз в день, проверяют наличие информации о факте направления обращений для рассмотрения в их отделы через СЭД, знакомятся с содержанием обращений, просматривая их электронный образ, и, исходя из компетенции отделов, определяют в СЭД в качестве исполнителя должностное лицо отдела (далее - основной исполнитель).
43. Основной исполнитель ежедневно, не реже 2 раз в день, проверяет наличие информации о факте направления обращения для рассмотрения, знакомится с содержанием обращения, просматривая его электронный образ, и приступает к подготовке необходимых ответов или соответствующих запросов.
44. Общий срок и порядок рассмотрения обращений по существу в Роструде определяется в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ.
45. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
46. Переадресация письменного обращения в другой государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, не является разглашением сведений, содержащихся в обращении.
47. Обращения, идентичные по содержанию, адресованные двум и более должностным лицам Роструда, могут быть рассмотрены как единое обращение должностным лицом Роструда или структурным подразделением.
48. Принятие решения о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с российским или иностранным гражданином, лицом без гражданства, объединением граждан, в том числе юридическим лицом, по конкретному вопросу осуществляется в следующем порядке:
- уполномоченное лицо, рассматривающее обращение заявителя, проверяет поставленный в обращении заявителя вопрос на повторность и неоднократность;
- уполномоченное лицо, рассматривающее обращение заявителя, проверяет наличие в обращении новых доводов и обстоятельств;
- если в обращении имеются новые доводы и обстоятельства, то рассмотрение обращения происходит в установленном порядке;
- если в повторном обращении отсутствуют новые доводы и обстоятельства, то уполномоченное лицо, рассматривающее обращение заявителя, направляет заявителю ответ по существу поставленных вопросов с предупреждением о возможности прекращения переписки;
- при повторном поступлении обращения по конкретному вопросу, если ответы неоднократно давались и каких-либо новых доводов и обстоятельств не приводится, руководитель структурного подразделения Роструда направляет на имя заместителя руководителя Роструда докладную записку для принятия решения о прекращении переписки с заявителем.
- о принятом решении о прекращении переписки гражданин однократно уведомляется в письменном или электронном виде.
49. С целью обеспечения организации и персонифицированного учета работы в СЭД разграничение доступа к обращениям в структурном подразделении - ответственном исполнителе и структурном подразделении - соисполнителе осуществляется в следующем порядке:
- руководитель структурного подразделения Роструда имеет доступ ко всему массиву обращений, находящихся на рассмотрении во вверенном ему структурном подразделении;
- заместитель руководителя структурного подразделения Роструда имеет доступ к обращениям, по которым он в СЭД указан в качестве одного из участников рассмотрения, а при исполнении обязанностей руководителя структурного подразделения Роструда - ко всему массиву обращений, находящихся на рассмотрении в структурном подразделении Роструда;
- секретарь структурного подразделения Роструда имеет доступ ко всему массиву обращений, находящихся на рассмотрении в структурном подразделении Роструда;
- начальник отдела имеет доступ к обращениям, по которым в СЭД указан либо он, либо должностное лицо его отдела в качестве одного из участников рассмотрения;
- должностное лицо отдела имеет доступ к обращениям, по которым в СЭД его указали в качестве одного из участников рассмотрения.
50. Структурные подразделения - соисполнители в течение первой половины срока, отведенного на подготовку ответа гражданину, представляют в структурное подразделение - ответственный исполнитель предложения для включения в проект ответа или сообщают об их отсутствии.
51. В случае если данных, указанных в обращении, недостаточно для принятия окончательного решения руководством структурного подразделения - ответственного исполнителя принимаются меры с целью получения необходимых материалов для обоснованного принятия решения.
52. В случае необходимости рассматривающие обращение должностные лица соответствующих структурных подразделений - ответственных исполнителей и структурных подразделений - соисполнителей могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Решение о рассмотрении обращения с выездом на место указанных должностных лиц структурных подразделений Роструда принимается руководством Роструда. Материалы вместе с обращением передаются в ответственное структурное подразделение для хранения и последующей сдачи в архив.
53. В проекте окончательного ответа гражданину обобщается информация, полученная от всех структурных подразделений - соисполнителей по конкретному обращению, после чего он передается на подпись руководству структурного подразделения - ответственного исполнителя.
54. Перед подписанием письма, содержащего ответ на обращение гражданина (далее - ответ гражданину), в случае отсутствия письменного ответа структурного подразделения - соисполнителя проект ответа визируется соответствующим структурным подразделением - соисполнителем рассмотрения обращения.
55. Гражданину на одно его обращение направляется только один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.
56. Если от гражданина поступило повторное обращение после разрешения основного обращения, то заявителю ответ на него направляется со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ответа на основное обращение. Копия ответа направляется в случае прямого указания заявителя о его неполучении.
57. Ответственный исполнитель и должностное лицо, подписавшее ответ, несут персональную ответственность за своевременность, полноту, содержание ответа, достоверность ссылки на нормативные правовые акты.
58. Вносить какие-либо изменения в содержание ответа гражданину без разрешения должностного лица, подписавшего его, запрещается.
59. Исходящие письма, содержащие ответ гражданину, соответствующие запросы, основным исполнителем распечатываются в установленном порядке на номерном бланке Роструда и направляются на визирование и подписание вышестоящему руководству (начальнику отдела, заместителю руководителя структурного подразделения, руководителю структурного подразделения).
60. При направлении на визирование и подпись исходящих писем Руководителю, руководству Роструда основной исполнитель распечатывает соответствующее обращение и подкладывает его в качестве основания для подготовки письма.
61. Ответ на заявление гражданина о его несогласии с ранее направленными ответами, подписанными руководством структурных подразделений Роструда, готовится за подписью заместителей руководителя Роструда.
62. Жалоба на решение и (или) действия (бездействие) руководителя территориального органа или должностного лица его заменяющего подается в Роструд.
63. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действия (бездействие) которого обжалуется.
64. В случае если невозможно дальнейшее направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действия (бездействие) в установленном порядке в суд.
65. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
66. Ответы сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на обращения, содержащие просьбу проинформировать о результатах их рассмотрения, подписываются руководством Роструда.
67. Возврат заявителю подлинных документов (паспорта, диплома, трудовой книжки, сведений о трудовой деятельности на бумажном носителе, заверенных надлежащим образом и проч.) заказным отправлением допускается как вместе с ответом гражданину, так и раздельно. При этом в ответе должны быть перечислены их наименования и указано общее количество листов приложения.
68. Не подлежат возврату почтовым отправлением документы и материалы, направленные заявителем в электронном виде. Не разрешается отправлять заявителям в качестве ответов на их обращения копии служебных документов.
69. Все действия должностных лиц структурных подразделений Роструда по использованию СЭД (принятие документов из "электронной папки" структурного подразделения Роструда, просмотр электронного образа документа, внесение изменений в РКК) осуществляются с обязательной системной фиксацией и контролем даты и времени указанных действий, а также фамилии, имени, отчества лица, их производивших.
70. Перед передачей ответов гражданам на отправку ответственные за делопроизводство в структурных подразделениях Роструда проверяют наличие подписей, виз, приложений к ответу, правильность написания индекса почтового адреса, адреса электронной почты, фамилии и инициалов корреспондента и исходящего номера.
71. Ответственные за делопроизводство в структурных подразделениях Роструда выполняют потоковое сканирование документов, происходит прикрепление образа документа к соответствующей исходящей РКК.
72. Ответственные за делопроизводство в структурных подразделениях Роструда передают работникам экспедиции ответы на обращения граждан для отправки почтой заявителю.
V. Порядок направления ответа на обращение
73. Работниками экспедиции производится отправка ответов адресатам по почте.
74. Отправка ответов гражданам по электронной почте (в том числе на обращения граждан, полученных с ЕПГУ) в случаях, когда в обращении гражданином указан электронный адрес для направления ему ответа в электронной форме, производится в автоматическом режиме с использованием в СЭД почтового ящика Роструда: agent@rostrud.ru при регистрации ответственными за делопроизводство в структурных подразделениях Роструда исходящих РКК. Одновременно с отправкой электронного образа ответа в СЭД формируется уведомление, в котором содержатся дата и вид отправки. Дополнительно на обращение, полученное из ЕПГУ, ответ дублируется гражданину в личный кабинет ЕПГУ или на почтовый адрес заявителя, указанный в обращении.
VI. Порядок завершения работы с обращением
75. Обращение считается рассмотренным, если гражданину дан письменный ответ (в случае поступления устного обращения - устный ответ) по существу поставленных в нем вопросов, направлены соответствующие запросы и уведомления, приняты необходимые решения и меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
76. На каждом обращении после принятия решения об окончании его рассмотрения руководством структурного подразделения - ответственного исполнителя и структурного подразделения - соисполнителя делается надпись "В дело", ставится личная подпись соответствующего руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения Роструда и указывается дата.
Документы исполненного обращения с визовой копией ответа гражданину формируются в дела в структурном подразделении - ответственном исполнителе, структурном подразделении - соисполнителе в соответствии с номенклатурой дел.
Документы исполненных обращений в делах допускается комплектовать по следующим принципам:
- алфавитному (по алфавиту фамилия, имя, отчество гражданина);
- систематическому (по входящим регистрационным номерам).
77. Обращения без принятого руководством структурного подразделения - ответственного исполнителя, структурного подразделения - соисполнителя решения об окончании их рассмотрения подшивать в дела запрещается.
78. Подлинники обращений, поступивших в Роструд на бумажных носителях с сопроводительными документами к ним, формируются в дела в структурном подразделении - ответственном исполнителе в соответствии с номенклатурой дел.
VII. Организация личного приема граждан
79. Прием граждан осуществляется в Общественной приемной Роструда, расположенной на первом этаже здания Роструда, при этом вход на первый этаж здания оборудован лестницей с поручнями и пандусом. Рядом в холле располагается пункт охраны. На стендах размещена необходимая справочная информация в помощь гражданам.
80. Помещения, в которых осуществляется личный прием граждан, должны обеспечивать комфортное расположение граждан и должностных лиц Роструда. Для этого они оборудуются:
- системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха;
- средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;
- средствами сигнализации;
- терминалом электронной очереди;
- компьютерами, средствами электронно-вычислительной техники, средствами связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оргтехникой;
- канцелярскими принадлежностями;
- информационными и справочными материалами, наглядной информацией, периодическими изданиями, содержащими информацию о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- стульями и столами.
81. Вход в помещение, в котором осуществляется личный прием граждан, оборудуется информационной табличкой (вывеской) "Прием граждан".
82. В целях повышения эффективности контроля за соблюдением должностными лицами Роструда требований к служебному поведению, а также выявления и фиксации фактов, способствующих созданию условий для проявления действий коррупционной направленности в здании Роструда, помещения, в которых осуществляется личный прием граждан, оснащаются специальными техническими средствами. Прием граждан может сопровождаться аудио- и видеозаписью, о чем гражданин уведомляется до начала приема.
83. Для ожидания гражданами личного приема, а также для заполнения необходимых документов отводятся места, оборудованные стульями, столами (стойками), канцелярскими принадлежностями, доступными местами общественного пользования (туалетами), доступными местами хранения верхней одежды граждан.
84. Вход и передвижение по помещениям, в которых проводится личный прием граждан, не должны создавать затруднений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
85. Оформление визуальной, текстовой информации должно соответствовать оптимальному зрительному восприятию этой информации гражданами.
86. Граждане, имеющие крупногабаритный багаж, колющие, режущие или иные запрещенные предметы, воспламеняющиеся и иные запрещенные жидкости, напитки в открытой таре, а также посетители с животными (кроме собаки-поводыря) в здание Роструда не допускаются.
87. Личный прием граждан осуществляется в соответствии с графиком личного приема граждан должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости, утверждаемым руководителем Роструда (далее - График) ежегодно, за исключением случаев, когда введение ограничений обусловлено требованиями безопасности.
88. Организацию личного приема граждан осуществляет отдел по работе с обращениями граждан:
1. предварительная запись на личный прием к руководителю Роструда, его заместителям, начальникам управлений Роструда и их заместителям осуществляется, как правило, на основании письменного или электронного обращения (через сеть Интернет, в том числе через официальный сайт Роструда, ЕПГУ или личного обращения) гражданина с изложением сути вопроса, подлежащего рассмотрению на личном приеме (предварительная запись на личный прием прекращается не позднее чем за пять рабочих дней до ближайшего приема, обозначенного Графиком);
2. прием граждан начальниками, заместителями, специалистам отделов ведется без предварительной записи в порядке очередности обращений в соответствии с Графиком.
89. Отдел по работе с обращениями граждан своевременного информирует граждан о проведении личного приема руководством Роструда; имеет право запрашивать в срок не позднее 3 рабочих дней до даты приема от структурных подразделений Роструда, осуществляющих рассмотрение обращения гражданина о личном приеме руководством Роструда, материалов необходимых для приема, а также при необходимости других материалов, позволяющих решить вопросы обращения в наиболее полном объеме.
90. Заместителями руководителя осуществляется личный прием граждан для рассмотрения аргументированных жалоб на решения, ранее принятые на личном приеме (по письменным обращениям) руководителями структурных подразделений Роструда. Прием граждан по вопросам нарушения трудового законодательства осуществляется начальниками структурных подразделений Роструда и их заместителями, как правило, при наличии у гражданина ответов руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда.
91. В случае выявления повторности и неоднократности поступления обращений отдел по работе с обращениями граждан представляет карточки личного приема предыдущих обращений основному исполнителю, основной исполнитель изучает все материалы и документы по предшествующим обращениям данного заявителя, содержащего просьбу о записи на личный прием.
92. На основании полученных данных уполномоченным лицом принимается решение о записи заявителя на личный прием к уполномоченному лицу.
VIII. Проведение личного приема
93. Граждане приглашаются на личный прием в порядке очередности.
94. Правом внеочередного приема могут воспользоваться: участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды боевых действий, родители (опекуны, попечители, приемные родители), на попечении которых находятся трое и более детей, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
95. В случае если правом на личный прием в первоочередном порядке обладают одновременно несколько граждан, прием указанных граждан проводится в порядке их явки.
96. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
97. В целях обеспечения равных возможностей реализации права граждан на обращение продолжительность приема одного гражданина составляет не более 15 минут, на прием допускается не более трех лиц из числа пришедших совместно по одному обращению.
98. Работники отдела по работе с обращениями граждан вправе уточнить мотивы обращения и суть вопроса, а также ознакомиться с документами, подтверждающими обоснованность сведений и доводов гражданина.
99. Сотрудник Роструда во время приема представляется и предоставляет гражданину информацию о деятельности Роструда, ходе и результатах рассмотрения его обращения (обращений), общедоступную информацию о компетенции управлений Роструда и его территориальных органов, органов местного самоуправления, в которые гражданину следует обратиться в зависимости от существа поставленных вопросов.
100. При проведении личного приема граждан работники отдела по работе с обращениями граждан Роструда привлекают должностных лиц структурных подразделений Роструда.
101. При проведении личного приема уполномоченным лицом заполняется карточка личного приема (приложение N 1 к Инструкции), в которую заносятся дата личного приема, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, почтовый адрес либо адрес электронной почты, номер телефона, краткое содержание устного обращения.
102. Ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан ему устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина (в случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки).
103. Продолжение проведения личного приема может быть приостановлено в случае, если:
а) гражданин не предъявил документ, удостоверяющий личность;
б) по поставленному заявителем вопросу ему ранее давались мотивированные ответы, и в обращении он не приводит новых доводов;
в) имеется решение суда по аналогичным вопросам и доводам, заявленным на рассмотрение в ходе личного приема;
г) заявитель имеет явные признаки наркотического, токсического или алкогольного опьянения или находится в состоянии повышенной поведенческой активности с явными признаками агрессии (до устранения указанной причины).
104. На письменных обращениях, принятых в ходе личного приема, указывается дата и делается отметка "с личного приема". Рассмотрение таких обращений осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией.
105. По окончании личного приема уполномоченное лицо, проводящее прием, вносит в карточку информацию о результате личного приема, отмечает принятие в ходе личного приема письменного обращения, указывает свои фамилию, инициалы.
106. Карточка личного приема передается в отдел по работе с обращениями граждан.
107. Сотрудник отдела по работе с обращениями граждан на основании предъявленного документа оформляет регистрационную карточку личного приема гражданина в СЭД, в которую вносит информацию о сути обращения, ходе и результатах приема. На первой странице карточки личного приема в левом верхнем углу либо в свободном от текста поле наклеивается соответствующая этикетка со штрих-кодом с указанием даты регистрации карточки в СЭД и регистрационного номера.
IX. Анализ обращений
108. Работники отдела по работе с обращениями граждан Роструда обеспечивают учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях, в том числе анализ данных о количестве и характере рассмотренных обращений с учетом критериев оценки ответов:
- "разъяснено" - по результатам рассмотрения заявитель проинформирован о порядке реализации его прав;
- "поддержано" - по результатам обращения жалоба признана обоснованной и подлежащей удовлетворению;
- "не поддержано" - по результатам рассмотрения обращение, жалоба признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
109. Роструд проводит ежегодные совещания по работе с обращениями граждан, в том числе в режиме видеоконференцсвязи, с участием территориальных органов. По итогам календарного года Роструд запрашивает у руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости информацию с обобщенными результатами анализа обращений, поступивших в их адрес.
110. Отдел по работе с обращениями граждан обобщает результаты анализа обращений в центральном аппарате Роструда по итогам календарного года и представляет соответствующий доклад руководителю Роструда с дополнительным размещением материалов на стендах и на официальном сайте Роструда.
X. Контроль за обеспечением порядка работы с обращениями
111. Контроль за обеспечением порядка работы с обращениями осуществляется в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений по обращениям, принятия оперативных мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, анализа содержания поступающих обращений, хода и результатов работы с обращениями.
112. Контроль за исполнением обращений включает:
а) постановку поручений по исполнению обращений на контроль;
б) сбор и обработку информации о ходе рассмотрения обращений;
в) подготовку оперативных запросов исполнителям о ходе и состоянии исполнения поручений по обращениям;
г) подготовку и обобщение данных о содержании и сроках исполнения поручений по обращениям;
д) снятие обращений с контроля.
113. Контроль за рассмотрением обращений осуществляется руководством структурного подразделения - ответственного исполнителя и структурного подразделения - соисполнителя.
114. Отдел по работе с обращениями граждан осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализирует содержание обращений, принимает меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
115. В ходе осуществления такого контроля работники отдела по работе с обращениями граждан имеют право:
а) запрашивать у исполнителей и их непосредственных руководителей необходимые сведения о ходе рассмотрения обращений;
б) знакомиться в установленном порядке с материалами, отражающими состояние рассмотрения обращений.
116. На обращениях (сопроводительных письмах к ним), исполнение которых взято на контроль, и на их РКК отдел по работе с обращениями граждан проставляет штамп "Контроль".
117. Обращения, поставленные на контроль, считаются исполненными и снимаются с контроля после полного рассмотрения поставленных в обращении вопросов и направления соответствующих ответов по существу гражданам и органам, направившим обращения граждан с контролем исполнения.
118. Датой снятия обращения с контроля является дата отправления окончательного ответа гражданину и в орган, направивший обращение с контролем исполнения.
119. Обращения, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются.
120. Руководство структурных подразделений Роструда должно регулярно проверять состояние исполнительской дисциплины, рассматривать случаи нарушения установленных сроков исполнения обращений, принимать меры по устранению причин нарушений.
121. Нарушения установленного порядка рассмотрения обращений, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения, необъективное разбирательство, принятие необоснованных, нарушающих законодательство Российской Федерации решений, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина влекут в отношении виновных должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
XI. Заключительные положения
122. Порядок рассмотрения судебных извещений, исковых заявлений, мировых соглашений и т.п. определен в рамках правил гражданского судопроизводства в Российской Федерации.
123. Порядок рассмотрения обращений контролируемых лиц по вопросам обжалования действий и решений, вынесенных в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
124. Порядок рассмотрения обращений, которые могут служить основанием для проведения внеплановой проверки, определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
125. Хранение обращений, передача их в архив либо уничтожение осуществляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству Роструда.
126. Техническое регламентирование работы с электронными обращениями осуществляется в соответствии с требованиями информационной безопасности.
Приложение N 1
к Инструкции об организации рассмотрения
обращений граждан в Федеральной службе
по труду и занятости
Дата приема
"__" __________ 202__ г.
Ф.И.О. гражданина
-
-
-
Адрес места жительства:
Эл. почта
Контактный телефон:
Краткое содержание обращения:
-
-
-
-
Отметка о результатах приема
Дано устное разъяснение (письменного ответа не требуется).
Предложено подать заявление в письменной форме.
Принято заявление в письменной форме.
Дано поручение (расшифровать)
________________________
Другое (расшифровать)
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Отметка о регистрации полученного письменного обращения во время личного приема
Дата "__" "__________" 202__ г.
вх. N ПГ/________________________________________
Дополнительные сведения