Рейтинг@Mail.ru

Приказ Ростехнадзора от 30.10.2008 N 859

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 30 октября 2008 г. N 859

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ

ПРИ СООРУЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2008 г. прилагаемые Методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии (РД-04-05-2008).

Руководитель

Н.Г.КУТЬИН

Утверждены

Приказом

Федеральной службы

по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 30 октября 2008 г. N 859

Введены в действие

с 1 ноября 2008 года

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ

ЭНЕРГИИ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ ПРИ СООРУЖЕНИИ

ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

РД-04-05-2008

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии (далее - Методические указания) определяют порядок организации и осуществления надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ), кроме судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов, других транспортных и транспортабельных средств. Данный надзор осуществляется в комплексе с государственным строительным надзором.

2. Методические указания разработаны на основании Федерального закона N 170-ФЗ от 21.11.1995 "Об использовании атомной энергии", Федерального закона N 190-ФЗ от 29.12.2004 "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии".

3. Методические указания обязательны для должностных лиц и работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба).

II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА

4. Виды инспекций, порядок их организации, подготовки и проведения, а также порядок оформления результатов инспекций определены Положением об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).

5. Предметами надзора за соблюдением требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий при сооружении ОИАЭ (далее - надзор) являются:

- соблюдение юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

- соблюдение поднадзорными организациями условий действия выданных им лицензий Службы;

- соответствие сооружаемых ОИАЭ проекту, требованиям ядерной и радиационной безопасности, требованиям физической защиты.

6. Правовой и нормативной базой организации и осуществления надзора являются:

- Федеральный закон N 170-ФЗ от 21.11.1995 "Об использовании атомной энергии";

- Федеральный закон N 190-ФЗ от 29.12.2004 "Градостроительный кодекс Российской Федерации";

- Федеральный закон N 195-ФЗ от 30.12.2001 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии";

- РД-03-43-98;

- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии;

- условия действия лицензий, выданных Службой.

7. Деятельность по осуществлению надзора в соответствии с РД-03-43-98 включает:

- получение от организаций информации о выполнении условий действия лицензий Службы и ее анализ;

- проведение инспекций деятельности организаций, систем и оборудования ОИАЭ и анализ их результатов;

- применение санкций в случаях нарушения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий действия лицензий Службы.

8. Результаты надзорной деятельности следует регулярно обобщать и использовать для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений при сооружении ОИАЭ.

9. Надзор осуществляется на основании приказа Службы отделами межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Службы (далее - МТУ ЯРБ) в составе комплексной рабочей группы под руководством заместителя руководителя МТУ ЯРБ.

III. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ

И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ

10. При осуществлении надзора отделы МТУ ЯРБ в соответствии с условиями действия лицензий должны получать от организаций и анализировать с привлечением (в случае необходимости) экспертных организаций следующую информацию:

- количество и характер отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

- анализ влияния на безопасность отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

- меры, принимаемые организациями по предупреждению вышеуказанных отступлений и нарушений.

11. По результатам анализа полученной информации следует определять:

- причины и условия появления отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

- эффективность мер, принимаемых организациями по устранению и предупреждению выявленных нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

12. Отделы МТУ ЯРБ по результатам обработки и анализа полученной информации принимают в пределах своей компетенции следующие меры с учетом положений РД-03-43-98:

- планируют в установленном в МТУ ЯРБ порядке и проводят инспекции с целью проверки достоверности и полноты представленной информации и изучения на месте причин и обстоятельств нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий;

- подготавливают предложения по корректировке условий действия лицензий Службы.

Должностные лица отделов МТУ ЯРБ выдают в установленном порядке предписания ответственным должностным лицам организаций, а также применяют санкции, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

13. Инспекции, как правило, должны обеспечивать проверку:

- выполнения ранее выданных предписаний органов Службы;

- функционирования системы обеспечения качества выполняемых работ;

- деятельности служб контроля качества и руководства организаций по вопросам контроля и обеспечения качества;

- соответствия выполняемых работ, а также объем и методы контроля качества при сооружении ОИАЭ требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

- состояния и ведения отчетно-учетной и сдаточной документации.

14. При осуществлении надзора за монтажом оборудования, трубопроводов и арматуры систем должна осуществляться проверка соблюдения требований Общих положений обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97 (НП-001-97), Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок (НП-033-01), Общих положений обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (НП-016-05), Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок (ПНАЭ Г-7-008-89), Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ-10-573-03), Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного цикла (НП-070-06), Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), "Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварка и наплавка" (ПНАЭ Г-7-009-89), "Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварные соединения и наплавки. Правила контроля" (ПНАЭ Г-7-010-89), в т.ч.:

14.1. Производственно-технологическая документация, регламентирующая содержание и порядок выполнения всех технологических и контрольных операций, должна удовлетворять требованиям пунктов 4.1.1, 4.1.2 ПНАЭ Г-7-008-89, пункта 4.1.4 ПБ-10-573-03.

14.2. Объем производственного технического контроля должен удовлетворять требованиям пункта 4.1.3 ПНАЭ Г-7-008-89, разделов 4.5 - 4.12 ПБ-10-573-03, пункта 4.1 ПБ 03-576-03.

14.3. Прокладка трубопроводов, компенсация теплового расширения, опорно-подвесная система, дренажи, арматура и редуцирующие устройства трубопроводов пара и горячей воды должны удовлетворять требованиям разделов 2.4 - 2.8 ПБ-10-573-03, раздела 4 ПНАЭ Г-7-008-89.

14.4. Монтаж оборудования и трубопроводов должны удовлетворять требованиям раздела 4.2 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.1 ПБ-10-573-03, раздела 7 НП-016-05, пункта 4.1 ПБ 03-576-03.

14.5. Сварка оборудования и трубопроводов должна осуществляться в соответствии с требованиями п. 4.1.4 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.2 ПБ-10-573-03, ПНАЭ Г-7-009-89, пункта 4.3 ПБ 03-576-03.

14.6. Контроль сварных соединений и наплавок должен осуществляться в соответствии с требованиями ПНАЭ Г-7-010-89, пункта 4.5 ПБ 03-576-03.

14.7. Термообработка элементов трубопроводов должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 4.4 ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.3 ПБ-10-573-03, пункта 4.4 ПБ 03-576-03.

15. При осуществлении надзора за сооружением локализующих систем безопасности (ЛСБ) должна осуществляться проверка соблюдения требований Общих положений обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97 (НП-001-97), Правил устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций (НП-010-98), в т.ч.:

15.1. Производственно-технологическая документация, регламентирующая содержание и порядок выполнения всех технологических и контрольных операций, должна удовлетворять требованиям пункта 7.1.1 НП-010-98.

15.2. Контроль качества при сооружении ЛСБ должен осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 7.1.2 - 7.1.5 НП-010-98.

15.3. Монтаж и ремонт герметизирующей стальной облицовки и полосовых закладных деталей должен осуществляться в соответствии с разделом 7.2 НП-010-98.

15.4. Сварка и контроль элементов ЛСБ должны осуществляться в соответствии с разделом 7.3 НП-010-98.

16. При осуществлении надзора за монтажом грузоподъемных кранов должна осуществляться проверка соблюдения Требований к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии (НП-043-03).

IV. УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАДЗОРА

17. Учет и анализ результатов надзора осуществляются отделами МТУ ЯРБ.

18. Учету и анализу подлежат следующие документы:

- акты по результатам проведенных инспекций;

- информация организаций об обеспечении качества при сооружении ОИАЭ;

- информация организаций о выполнении постановлений и предписаний Службы.

19. Выявленные в процессе проведения всех видов инспекций и анализа информации нарушения должны быть систематизированы по наличию отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий Службы.

20. Все нарушения должны быть проанализированы с целью определения:

- причин и обстоятельств, приведших к нарушениям;

- видов работ, при выполнении которых произошли нарушения;

- достаточности и эффективности принятых поднадзорными организациями мер по исключению подобных нарушений;

- достаточности и эффективности применяемых санкций.

21. Результаты анализа необходимо использовать:

- при составлении рабочих программ проведения инспекций;

- при составлении планов проведения инспекций;

- при организации и проведении целевых и оперативных инспекций деятельности организаций.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
"О прекращении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и исключении организации из Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
"О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой Притомского участка" (Кемеровская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
"О приостановлении применения национального стандарта и восстановлении применения на территории Российской Федерации межгосударственного стандарта"
Ошибка на сайте