Приказ Ростехнадзора от 28.09.2021 N 338
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 28 сентября 2021 г. N 338
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
В целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий и внедрения его в практическую деятельность приказываю:
Утвердить прилагаемые к настоящему приказу Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
Приложение
Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 28 сентября 2021 г. N 338
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - Рекомендации) разработаны в целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Рекомендации разработаны для применения должностными лицами Ростехнадзора, осуществляющими федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, в должностные обязанности которых в соответствии с положением о виде контроля и должностным регламентом входит реализация полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований (далее - инспекторы).
3. Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1080 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений".
4. Права и обязанности инспектора определены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. Правовые основания проведения контрольных (надзорных) мероприятий:
а) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
б) Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации";
в) постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
г) постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1080 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений".
6. При планировании и проведении проверок учитываются сведения, имеющиеся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, администрациях субъектов Российской Федерации, а также в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
II. Организация и проведение контрольных
(надзорных) мероприятий
7. При осуществлении федерального государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) выездная проверка;
б) документарная проверка.
8. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемых Ростехнадзором и его территориальными органами и подлежащих согласованию с органами прокуратуры.
9. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся по следующим основаниям:
а) наличие у Ростехнадзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований;
б) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
в) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
д) основаниям, установленным частью 2.6 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
е) основаниям, установленным частью 5 статьи 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
10. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение следующими должностными лицами:
а) руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
б) заместителями руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) руководителями территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
г) заместителями руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
11. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются:
дата, время и место принятия решения;
кем принято решение;
основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
вид контроля;
фамилии, имена, отчества (при наличии), должности инспектора (инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;
объект контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;
адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов государственного надзора, в отношении которых проводится проверка;
наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта государственного надзора, в отношении которого проводится проверка;
вид контрольного (надзорного) мероприятия;
перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;
предмет проверки;
дата проведения проверки, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом;
перечень документов, предоставление которых организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований.
12. Информирование контролируемых лиц о совершаемых инспектором контрольных (надзорных) мероприятиях осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
13. Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:
а) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.
14. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала.
15. Проверка может быть начата после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
16. Проверки подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
17. Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых инспектором (инспекторами) и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.
18. При проведении выездных и документарных проверок инспектором для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований принимается инспектором.
При осуществлении видеозаписи при проведении проверки фиксируется дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений, прикладываются к акту проверки.
19. При проведении проверки, предусматривающей взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором, в том числе руководителем группы инспекторов, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
20. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
21. В случае, если проведение проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности) либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения проверки, инспектор составляет акт о невозможности проведения проверки, предусматривающей взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо.
22. В случае, указанном в пункте 21 настоящих методических рекомендаций, уполномоченное должностное лицо Ростехнадзора вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такой же проверки без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
23. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений, производственных и иных объектов, продукции, без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, производственных и иных объектов, а также наименование, количество, иные идентификационные признаки обследуемых объектов государственного надзора, имеющие значение для данной проверки.
Протокол осмотра составляется в свободной форме и содержит информацию о месте составления с указанием даты осмотра, времени начала и окончания осмотра;
б) опрос - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.
Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте проверки в случае, если полученные сведения имеют значение для данной проверки;
в) получение письменных объяснений - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).
Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления;
г) истребование документов - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации;
д) инструментальное обследование - контрольное (надзорное) действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений показателей, имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Инструментальное обследование осуществляется инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.
По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования;
е) экспертиза - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в рамках проверки в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по поручению Ростехнадзора.
Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.
Время осуществления экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между контрольным (надзорным) органом и экспертом или экспертной организацией.
Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением;
ж) эксперимент - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в использовании тест-ситуации (объявления учебной тревоги), имитирующей возникновение аварийной ситуации на объекте государственного надзора, направленной на проверку готовности юридического лица, эксплуатирующего объекты государственного надзора, к выполнению мероприятий по ликвидации последствий аварийной ситуации на объектах государственного надзора.
В случае необходимости проведения экспертной оценки гидротехнических сооружений при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, приостановление эксплуатации и ввод в работу указанных объектов, оборудования и устройств осуществляются в соответствии с пунктом 16 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1080 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений".
24. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
25. С 31 декабря 2023 года документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
III. Перечень контрольных вопросов
26. При организации плановых контрольных (надзорных) мероприятий в области безопасности гидротехнических сооружений учитывается следующий перечень контрольных вопросов:
1) назначение гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений) (далее - объекта);
2) особенности размещения объекта;
3) наличие (отсутствие) отступлений (несоответствий) деятельности при эксплуатации объекта от требований безопасности;
4) техническое состояние объекта;
5) соответствие (несоответствие) показателей безопасности объекта критериям, установленным в проектной документации и в декларации безопасности гидротехнических сооружений;
6) статистика аварийности на объекте;
7) статистика по смертельному травматизму на объекте.
27. При осуществлении плановых выездных контрольных (надзорных) мероприятий инспектором предусматривается оценка:
1) состояния зданий, сооружений, помещений объекта, территории или частей территории объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;
2) работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте;
3) пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии на объекте;
4) выполнения мероприятий по предотвращению проникновения на объект посторонних лиц;
5) организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте предусмотрено обязательными требованиями в области безопасности гидротехнических сооружений, на предмет ее соответствия указанным требованиям;
6) организации работы комиссий по расследованию причин аварий на объекте;
7) выполнения мероприятий по устранению причин аварий и несчастных случаев на объекте;
8) соблюдения на объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировке на рабочем месте;
9) организации обучения работников действиям в случае аварии на объекте;
10) работы аттестационных комиссий организации по аттестации в области безопасности гидротехнических сооружений;
12) выполнения собственником (эксплуатирующей организацией) запланированных профилактических мероприятий.
IV. Подготовка к проведению планового выездного контрольного
(надзорного) мероприятия
28. Перед плановой выездной проверкой анализируется имеющаяся информация о данной организации, а также документы, устанавливающие требования к осуществлению деятельности и к обеспечению безопасности объектов, находящихся в собственности (эксплуатации) проверяемой организации.
29. Основой для информации о состоянии безопасности объектов служат:
1) результаты мероприятий по контролю (приказы, распоряжения, решения о проведении проверок, акты проверок, предписания об устранении нарушений обязательных требований, возражения в отношении актов проверок и (или) выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений), материалы дел об административных правонарушениях, заверенные руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), копии предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и иные документы, хранящиеся в Ростехнадзоре и его территориальных органах;
2) информация, представленная ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находящаяся в комплексной системе информатизации Ростехнадзора, едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также в едином реестре проверок;
3) сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) сведения, отчеты, уведомления и иные документы, связанные с эксплуатацией объектов;
5) анализ причин аварий и несчастных случаев при эксплуатации объектов.
V. Перечень документов, рассмотрение которых необходимо
для достижения целей и задач проведения плановых контрольных
(надзорных) мероприятий
30. Для достижения целей и задач проведения контрольных (надзорных) мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений рассматриваются следующая информация и (или) документы:
1) приказ о назначении на должность руководителя юридического лица или документы, подтверждающие полномочия представителей, выступающих от имени юридического лица (доверенность, подтверждающая полномочия представителей, выступающих от имени юридического лица);
2) приказ (распоряжение) о создании аттестационной комиссии организации;
3) приказы о назначении на должность и перечень должностных обязанностей лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений;
4) учредительные и правоустанавливающие документы;
5) акты государственных и рабочих приемочных комиссий;
6) генеральный план с нанесенными зданиями и сооружениями;
7) годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов;
8) годовые отчеты о состоянии гидротехнических сооружений;
9) график проведения планового производственного инструктажа;
10) декларация безопасности гидротехнических сооружений;
11) документация по организации технического обслуживания, ремонта и модернизации гидрогенерирующего оборудования;
12) документация по организации эксплуатации гидротехнических сооружений и их механического оборудования;
13) документация по планированию и проведению планово-предупредительных ремонтов гидротехнических сооружений (соответствие планируемых и выполняемых объемов ремонтных работ фактической потребности);
14) документация по составу и профессиональной подготовке службы эксплуатации гидротехнических сооружений и группы наблюдений и контроля за состоянием гидротехнических сооружений;
15) документы по результатам проведения испытаний, освидетельствования оборудования;
16) документы, определяющие объем проверки знаний правил и норм для каждой должности (профессии);
17) документы, подтверждающие готовность организации к действиям по ликвидации последствий аварии на гидротехническом сооружении;
18) документы, подтверждающие право собственности на эксплуатируемые объекты;
19) документы, подтверждающие проведение технического освидетельствования по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы оборудования с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации;
20) документы, подтверждающие результаты проверки знаний и аттестации работников в области безопасности гидротехнических сооружений;
21) документы, подтверждающие страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на гидротехнических сооружениях;
22) должностные инструкции по каждому рабочему месту работника;
23) должностные регламенты (инструкции), положения;
24) журнал (журналы) технического состояния зданий и сооружений;
25) журнал регистрации вводного инструктажа по безопасности труда;
26) журнал регистрации инструктажей по технике безопасности на рабочем месте;
27) журнал регистрации проведения производственного инструктажа;
28) журнал учета проведения противоаварийных и противопожарных тренировок;
29) журнал учета состояния контрольно-измерительных приборов и автоматики;
30) журналы инструктажей (вводного, инструктажа на рабочем месте, инструктажа по пожарной безопасности);
31) инструкции по охране труда на рабочих местах;
32) информация о принятых предприятием мерах по каждой аварии, несчастному случаю на производстве со смертельным исходом, в том числе групповом (сведения о действиях, осуществленных предприятием, о соответствии осуществленных действий обстоятельствам и требованиям, о том, какие необходимые действия не были осуществлены предприятием и т.д.);
33) информация о программах профессионального обучения, утвержденных на объекте (какие программы утверждены, дата утверждения);
34) информация об авариях, несчастных случаях на производстве со смертельным исходом (в том числе групповых);
35) местная инструкция об эксплуатации зданий и сооружений;
36) местные инструкции по предотвращению и ликвидации аварий;
37) отчетная документация о проведении осмотров зданий и сооружений;
38) отчетная документация о проведении технического освидетельствования специализированной организацией строительных конструкций зданий и сооружений с периодичностью один раз в 5 лет;
39) отчетная документация о проведенных ремонтах;
40) паспорта на контрольно-измерительные приборы;
41) перечень нормативных актов, устанавливающих требования по укомплектованности штата работников;
42) перечень технической документации, утвержденный техническим руководителем;
43) перечни необходимых инструкций, схем и других оперативных документов в производственных службах, утвержденные техническим руководителем организации;
44) планы и программы для подготовки персонала по новой должности, утвержденные руководителем организации;
45) планы ремонтов и реконструкций гидротехнических сооружений и отчеты об их выполнении;
46) по эксплуатации контрольно-измерительной аппаратуры (далее - КИА), организации визуальных наблюдений и технических осмотров;
47) порядок организации и проведения обходов и осмотров рабочих мест, в том числе в ночное время, определенный руководителем организации;
48) порядок оформления, ведения, использования и хранения документов по организации и проведению работы с персоналом в организации;
49) порядок работы с персоналом, утвержденный руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом организации;
50) правила эксплуатации гидротехнических сооружений;
51) программы и графики проведения противоаварийных тренировок;
52) программы проведения вводного инструктажа по безопасности труда;
53) программы проведения первичного инструктажа по безопасности труда;
54) программы производственного обучения по новой должности;
55) программы специальной подготовки и порядок их реализации, определенный руководителем организации;
56) разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений;
57) распорядительный документ о назначении постоянно действующей комиссии для проведения проверки знаний персонала организации;
58) распорядительный документ организации о назначении лица, ответственного за работу с персоналом в организации;
59) расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;
60) результаты поверки контрольно-измерительных приборов;
61) сведения о поверке и калибровке КИА и средств измерения;
62) сведения о проведении натурных наблюдений и систематического анализа состояния сооружений;
63) сведения о проведенных периодических технических освидетельствованиях;
64) сведения о соответствии контролируемых показателей состояния гидротехнических сооружений утвержденным критериальным значениям;
65) сведения об общей штатной и фактической численности работающих на объекте, укомплектованность штата (в процентах);
66) сведения по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при пропуске паводков, в морозный период;
67) сведения по организации мероприятий по обеспечению безопасности работ;
68) сведения о проведении обследований и комиссионных осмотров гидротехнических сооружений;
69) утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и т.д.) со всеми последующими изменениями;
70) утвержденные календарные графики проверки профессиональных знаний в организации.
VI. Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых
и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного
информационного взаимодействия
31. Для достижения целей и задач проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных организаций в соответствии с межведомственным перечнем запрашиваются и получаются следующие документы (информация):
1) сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию;
2) сведения из разрешения на строительство;
3) сведения из разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
4) выписка из реестра федерального имущества;
5) выписка из Единого государственного реестра недвижимости (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости);
6) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимого имущества;
7) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества;
8) кадастровая выписка об объекте недвижимости;
9) кадастровый паспорт объекта недвижимости;
10) кадастровый план территории;
11) копия свидетельства о поверке средств измерений;
12) копия свидетельства об утверждении типа средств измерений;
13) сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО), Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС), Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления (ОКОГУ), установленных организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики;
14) сведения из единого государственного реестра налогоплательщиков;
15) сведения из единого государственного реестра юридических лиц;
16) сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
17) сведения из Российского регистра гидротехнических сооружений.
VII. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий
32. При организации и осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий обеспечивается:
1) изучение информации, содержащейся в эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации, перечень и объем которой определяются внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объекты организации, устанавливающими требования по безопасному проведению работ на объектах, а также нормативными правовыми актами в области безопасности гидротехнических сооружений в целях недопущения возможного сокрытия фактов возникновения происшествий, нештатных ситуаций, которые по совокупности признаков могут быть отнесены к авариям.
В случае выявления нарушений в данной сфере принимаются незамедлительные меры по приостановке эксплуатации таких объектов.
2) оценка наличия разработанных внутренних распорядительных документов эксплуатирующей организации, устанавливающих требования безопасного проведения работ на объектах, а также локальных документов (инструкций, положений, регламентов) и их соответствия требованиям нормативных правовых актов в области безопасности гидротехнических сооружений;
3) оценка квалификации персонала;
4) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов, аналогичных тем объектам, на которых произошли аварии и случаи смертельного травматизма, особое внимание уделяется выявлению нарушений требований безопасности в области безопасности гидротехнических сооружений, явившихся причинами (предпосылками) ранее зарегистрированных событий.
VIII. Оформление результатов контрольных
(надзорных) мероприятий
33. По результатам проверки инспектором составляется акт в соответствии с типовой формой акта проверки, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
34. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
35. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
36. В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 статьи 65 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", инспектор, проводивший проверку, направляет акт контролируемому лицу в установленном порядке.
37. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
38. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
39. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, допущенных контролируемым лицом, инспектор в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта проверки контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
3) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания;
4) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
40. Сроки выполнения предписания устанавливаются исходя из характера выявленного нарушения, степени его влияния на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а также минимально необходимого времени для устранения выявленных нарушений.
41. По результатам проверки инспектором при выявлении признаков административного правонарушения принимаются меры, предусмотренные положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
IX. Анализ результатов контрольных (надзорных) мероприятий
и их использование
42. Анализ и комплексное использование результатов контрольных (надзорных) мероприятий, содержащих информацию о состоянии безопасности объектов, а также выполнения планов мероприятий по доведению этих объектов до нормативных требований в области безопасности гидротехнических сооружений являются важным условием обеспечения эффективности контрольной (надзорной) деятельности.
43. По итогам анализа результатов контрольных (надзорных) мероприятий в поднадзорные территориальному органу Ростехнадзора организации, эксплуатирующие гидротехнические сооружения, могут быть направлены письма, в которых приводятся обобщенная информация о результатах проведенных контрольных (надзорных) мероприятий и рекомендации по повышению уровня устойчивости гидротехнических сооружений, а также в части организационно-технических мероприятий по предупреждению аварийности и смертельного травматизма.
44. Информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий учитывается при проведении на постоянной основе анализа уровня безопасности на поднадзорных объектах, по результатам которого могут быть организованы совещания и встречи с представителями поднадзорных организаций по их обсуждению (с подписанием протоколов по итогам проведения таких мероприятий всеми участниками).
45. В годовом отчете о деятельности территориального органа Ростехнадзора и полугодовой справке о состоянии регулирующей деятельности и безопасности на объектах, поднадзорных территориальному органу Ростехнадзора, в соответствующем разделе представляется отдельный блок информации с анализом причин и условий, приведших или способствующих нарушениям обязательных требований.