Приказ Ростехнадзора от 28.03.2006 N 250
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 28 марта 2006 г. N 250
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЩЕНИЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Приказываю
1. Утвердить и ввести в действие с 20 апреля 2006 года прилагаемую Типовую программу целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (РД-07-03-2006).
2. Считать не подлежащим применению с 20 апреля 2006 года Приказ Госатомнадзора России от 24 декабря 1998 г. N 110 "Об утверждении и введении в действие руководящего документа "Типовая программа целевой инспекции систем учета и контроля ядерных материалов".
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
Утверждена
Приказом
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 28 марта 2006 г. N 250
Введена в действие
с 20 апреля 2006 года
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕ
С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
РД-07-03-2006
I. Общие положения
1. Типовая программа целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов <1> в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (далее - Типовая программа), разработана в соответствии с Положением о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным Приказом Госатомнадзора России от 31 июля 2003 г. N 86 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 августа 2003 г. N 5024), на базе положений Основных правил учета и контроля ядерных материалов (далее - Основные правила).
--------------------------------
<1> Далее целевая инспекция системы учета и контроля ядерных материалов именуется - целевая инспекция.
2. Типовая программа определяет основные направления целевой инспекции и типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по этим направлениям работниками центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба).
3. Применяемые в Типовой программе сокращения и их расшифровка приведены в Приложении N 1.
4. Типовая программа является основой для составления работниками Службы рабочих программ целевых инспекций в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (далее - организации).
5. Методические указания о порядке составления, подписания и утверждения рабочих программ целевых инспекций системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, изложены в Приложении N 2.
6. В Типовой программе используются термины и их определения, установленные в Основных правилах.
7. Нормативная и организационно-распорядительная документация по всем инспектируемым направлениям проверяется на предмет ее наличия, а организационно-распорядительные документы организации, кроме того, - на предмет их надлежащего оформления (подписания, согласования, утверждения) и соответствия изложенных в них требований положениям федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области использования атомной энергии.
II. Основные направления целевой инспекции
8. Устанавливаются следующие основные направления целевой инспекции:
8.1. Нормативная и организационно-распорядительная документация по вопросам учета и контроля ядерных материалов в организации в целом.
8.2. Организация зон баланса материалов.
8.3. Постановка на государственный учет и снятие с государственного учета ядерных материалов.
8.4. Меры контроля доступа к ядерным материалам.
8.5. Измерения ядерных материалов.
8.6. Процедуры передачи ядерных материалов.
8.7. Физическая инвентаризация и результаты предыдущих физических инвентаризаций.
8.8. Учетные, отчетные документы и предварительные уведомления.
8.9. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль ядерных материалов.
8.10. Организация и осуществление контроля ядерных материалов в организации.
8.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы и в актах проверок, проведенных в рамках ведомственного контроля за государственным учетом и контролем ядерных материалов.
8.12. Наличие ядерных материалов, в том числе с применением технических средств.
9. При планировании объема целевой инспекции следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в п. 8 Типовой программы направлениям, так и по отдельно взятым направлениям.
Объем конкретной целевой инспекции определяет должностное лицо, принявшее решение о ее проведении.
10. При подготовке целевой инспекции допускается организовывать проверку как во всех, так и в нескольких ЗБМ.
При проведении целевой инспекции с проверкой всех или нескольких ЗБМ в них допускается проверка как одинаковых, так и различных направлений, а также одинаковых или различных вопросов по каждому проверяемому направлению.
Конкретные вопросы, проверяемые в инспектируемых ЗБМ, указываются в плане проведения инспекции. Методические указания о порядке составления планов целевых инспекций системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, изложены в Приложении N 3.
11. При проведении целевой инспекции инспекторский состав должен руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также федеральными нормами и правилами, регламентирующими вопросы учета и контроля ядерных материалов, надзор за выполнением положений которых правомочна осуществлять Служба, и обязательными для инспектируемой организации руководящими документами Службы.
III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке
по основным направлениям целевой инспекции
12. В части, относящейся к направлению "Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации в целом", проверке подлежат <1>:
--------------------------------
<1> При проверке наличия и содержания лицензий, разрешений, договоров, положений, инструкций и отчетов проверяются только подлинники этих документов.
12.1. Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии <2>.
--------------------------------
<2> Под лицензиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду также ранее выданные лицензии Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности и Федеральной службы по атомному надзору.
12.2. Договоры на передачу в пользование ядерных материалов, заключенные между эксплуатирующей организацией и Федеральным агентством по атомной энергии <3>.
--------------------------------
<3> Под договорами на передачу в пользование ядерных материалов, заключенными с Федеральным агентством по атомной энергии, следует иметь в виду также договора, ранее заключенные с Министерством Российской Федерации по атомной энергии.
12.3. Положение (инструкция) об учете и контроле ЯМ в организации.
12.4. Инструкции по учету и контролю ЯМ для каждой ЗБМ.
12.5. Информационный документ о количестве и границах ЗБМ.
12.6. Приказы о назначении должностного лица, ответственного за учет и контроль ядерных материалов в организации, и лиц, материально ответственных за ядерные материалы в каждой ЗБМ.
12.7. Договоры о материальной ответственности с лицами, ответственными за ядерные материалы в каждой ЗБМ.
12.8. Разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федерального агентства по атомной энергии на изменение частоты физической инвентаризации в ЗБМ (при наличии).
12.9. Акт о проведении первичной физической инвентаризации.
12.10. Документ, устанавливающий максимально допустимые величины потерь ядерных материалов.
12.11. Должностные инструкции работников, осуществляющих учет и контроль ядерных материалов.
13. В части, относящейся к направлению "Организация зон баланса материалов", проверке подлежат:
13.1. Соответствие количества и границ ЗБМ требованиям обеспечения учета и контроля ядерных материалов в каждой ЗБМ. Соответствие реальных границ ЗБМ определенным в документации организации.
13.2. Наличие документов по установлению категорий находящихся в ЗБМ ядерных материалов и соответствие этих документов предусмотренным требованиям.
13.3. Соблюдение установленной периодичности проведения физической инвентаризации в каждой ЗБМ.
13.4. Инструкция по учету и контролю ЯМ для каждой ЗБМ.
13.5. Документация по организации КТИ в ЗБМ и соответствие реальных КТИ определенным в документации организации.
13.6. Документ, устанавливающий величину допустимой инвентаризационной разницы в ЗБМ.
13.7. Установление и выполнение процедур оценки потерь ядерных материалов в ЗБМ.
13.8. Возможности приостановки любых перемещений ядерных материалов в ЗБМ на период проведения физической инвентаризации в соответствии с Основными правилами.
13.9. Наличие в ЗБМ лица, материально-ответственного за ядерные материалы.
13.10. Своевременность внесения изменений в организацию ЗБМ и КТИ, связанных с изменением технологических процессов.
14. В части, относящейся к направлению "Постановка на государственный учет и снятие с государственного учета ядерных материалов", проверке подлежат:
14.1. Наличие у организации ядерных материалов, входящих в перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю.
14.2. Обоснованность и своевременность постановки на государственный учет ядерных материалов и снятия их с государственного учета.
15. В части, относящейся к направлению "Меры контроля доступа к ядерным материалам", проверке подлежат:
15.1. Программа применения и обращения с УИВ.
15.2. Соответствие используемых организацией УИВ требованиям Основных правил, национальным и отраслевым стандартам, стандартам организации.
15.3. Документ, определяющий порядок расчета объема случайной выборки проверяемых УИВ.
15.4. Документация (форма, порядок ведения, выполнение порядка) по регистрации результатов проверок работоспособности и состояния УИВ.
15.5. Выборочно - наличие и правильность установки УИВ.
15.6. Проект на установку соответствующих систем наблюдения, относящихся к системе учета и контроля ядерных материалов.
15.7. Правильность отнесения к СКД в системе учета и контроля ядерных материалов различных технических средств (при обосновании снижения объема выборки подтверждающих измерений во время физической инвентаризации).
15.8. Перечни лиц, имеющих право обращения с УИВ (получение, хранение, применение, списание и т.п.).
15.9. Соблюдение предусмотренного порядка допуска работников к процедурам по обращению с УИВ.
16. В части, относящейся к направлению "Измерения ядерных материалов", проверке подлежат:
16.1. Программа контроля качества измерений ЯМ.
16.2. Программы измерений ЯМ для каждой ЗБМ.
16.3. Методики выполнения подтверждающих и учетных измерений.
16.4. Формы представления результатов, подтверждающих и учетных измерений.
16.5. Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов.
16.6. Перечни средств и методик измерений, утвержденные для ЗБМ.
16.7. Наличие и выполнение графиков ведомственной и государственной поверки средств измерений, используемых для учета и контроля ядерных материалов, включая весы всех типов.
16.8. Соблюдение требований калибровки средств измерений с использованием соответствующих стандартов.
16.9. Сертификаты об утверждении типа средств измерений.
16.10. Соответствие показателей точности методик выполнения учетных измерений требованиям нормативной документации.
16.11. Наличие и выполнение графиков технического обслуживания средств измерений, используемых для учета и контроля ядерных материалов.
16.12. Наличие в КТИ средств измерений и стандартных образцов в соответствии с Перечнем средств измерений и стандартных образцов.
16.13. Работоспособность средств измерений, находящихся в КТИ.
17. В части, относящейся к направлению "Процедуры передачи ядерных материалов", проверке подлежат:
17.1. Наличие у организаций отправителя и/или получателя ядерных материалов лицензий Службы и договоров с Федеральным агентством по атомной энергии на передачу в пользование ядерных материалов.
17.2. Наличие, оформление и своевременность направления предварительных уведомлений об отправке или получении ядерных материалов.
17.3. Паспорта (сертификаты) на ядерный материал.
17.4. Полный комплект документов, подтверждающих отправку и получение ЯМ.
17.5. Соблюдение процедур, подлежащих выполнению при получении (отправке) ядерных материалов.
17.6. Выполнение установленного порядка проведения подтверждающих измерений получаемых ядерных материалов.
17.7. Соблюдение сроков предварительной и окончательной приемки и постановки на учет ядерных материалов.
17.8. Оценка расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя о ядерных материалах.
17.9. Документы о расследовании причин расхождения данных отправителя и получателя о ядерных материалах.
17.10. Наличие, оформление и своевременность направления СО.
18. В части, относящейся к направлению "Организация и проведение физической инвентаризации и результаты предыдущих физических инвентаризаций", проверке подлежат:
18.1. Акт о проведении первичной физической инвентаризации.
18.2. Методика (инструкция) по проведению ФИ в организации.
18.3. Приказы руководителя организации о проведении ФИ, о назначении инвентаризационных комиссий.
18.4. Акт инвентаризационной комиссии о проведении годовой ФИ по организации в целом.
18.5. Акты инвентаризационных комиссий о проведении ФИ в ЗБМ.
18.6. Методика определения объема выборочных подтверждающих измерений при проведении ФИ.
18.7. Наличие и правильность составления СНК.
18.8. Учетные и подтверждающие измерения ЯМ.
18.9. Проверка состояния СКД.
18.10. Наличие, оформление и своевременность направления СО (в случае необходимости).
18.11. Методика определения величины ожидаемой инвентаризационной разницы для каждой ЗБМ.
18.12. Программы измерений ЯМ для каждой ЗБМ.
18.13. Методики выполнения измерений.
18.14. Наличие расчета выборки для подтверждающих измерений при проведении ФИ.
18.15. Наличие оценки величины неизмеренных потерь и погрешности определения величины неизмеренных потерь.
18.16. Правильность определения ИР и ее погрешности.
18.17. Правильность применения критериев для определения наличия аномалии.
18.18. Наличие, правильность составления и своевременность утверждения МБО и СФНК.
18.19. Соблюдение установленного процесса проведения физической инвентаризации.
18.20. Фактическое наличие ядерных материалов.
18.21. Подведение баланса ядерных материалов.
18.22. Отчетные документы по результатам проведения предыдущих физических инвентаризаций.
19. В части, относящейся к направлению "Учетные, отчетные документы и предварительные уведомления", проверке подлежат:
19.1. Наличие утвержденных форм учетных документов, позволяющих осуществлять учет ядерных материалов для каждой ЗБМ в соответствии с установленными требованиями.
19.2. Ведение учетных документов в соответствии с применяемыми процедурами для каждой ЗБМ.
19.3. Наличие утвержденной процедуры по переводу ядерных материалов из "балк"-формы в учетные единицы и обратно с внесением соответствующих изменений в учетные документы (при необходимости).
19.4. Порядок хранения и ведения паспортов (формуляров, сертификатов) на полученные ядерные материалы.
19.5. Правильность заполнения и своевременность представления сводных форм отчетности за организацию (СНКс, ОИКс) и СО.
19.6. Наличие утвержденных форм, правильность оформления и своевременность представления из ЗБМ отчетных документов (МБО, СФНК, СНК, ОИК).
19.7. Своевременность представления и правильность заполнения предварительных уведомлений об отправке или получении ядерных материалов.
20. В части, относящейся к направлению "Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль ядерных материалов", проверке подлежат:
20.1. Документ, устанавливающий в организации порядок обучения работников (персонала), осуществляющих учет и контроль ядерных материалов.
20.2. Документ, устанавливающий в организации порядок проверки знаний процедур учета и контроля ядерных материалов для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.
20.3. Документы, в которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля ядерных материалов для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.
20.4. Знание различными категориями работников (персонала) установленного порядка учета и контроля ядерных материалов.
20.5. Понимание работниками (персоналом), осуществляющими учет и контроль ядерных материалов, значения влияния человеческого фактора на сохранность ядерных материалов.
21. В части, относящейся к направлению "Организация и осуществление контроля ядерных материалов в организации", проверке подлежат:
21.1. Наличие в организационно-распорядительных документах организации и в должностных инструкциях администрации требований по осуществлению должностными лицами контроля ядерных материалов.
21.2. Выполнение должностными лицами организации установленных требований по осуществлению контроля ядерных материалов.
21.3. Принятые меры по результатам контроля ядерных материалов и их выполнение.
21.4. Анализ администрацией организации влияния человеческого фактора на состояние учета и контроля ядерных материалов.
21.5. Деятельность администрации организации по повышению культуры учета и контроля ядерных материалов.
22. В части, относящейся к направлению "Организация исполнения работ по замечаниям, изложенным в актах и предписаниях Службы и в актах проверок, проведенных в рамках ведомственного контроля за государственным учетом и контролем ядерных материалов", проверке подлежат:
22.1. Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений.
22.2. Представление надзорным (контрольным) органам уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.
23. В части, относящейся к направлению "Установление наличия ядерных материалов, в том числе с применением технических средств", проверке подлежат:
23.1. Соответствие количества и местонахождения учетных единиц (контейнеров с ядерными материалами) в ЗБМ данным (записям) учетной документации.
23.2. Состояние учетных единиц и/или контейнеров с ядерными материалами, соответствие их идентификаторов учетной документации.
23.3. Целостность, правильность установки и соответствие установленных на контейнеры УИВ (печатей, пломб, в том числе пломб Службы) зарегистрированным в соответствующих документах.
При установлении наличия ядерных материалов должны предусматриваться проведение инспекционных измерений ядерных материалов и установка пломб Службы на контейнеры и/или хранилища с ядерными материалами. Методические указания о порядке составления программ инспекционных измерений при установлении наличия ядерных материалов изложены в Приложении N 4.
Приложение N 1
ПЕРЕЧЕНЬ
СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА
Приложение N 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ, ПОДПИСАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧИХ
ПРОГРАММ ЦЕЛЕВЫХ ИНСПЕКЦИЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЩЕНИЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
1. Рабочая программа составляется на основе приведенных в Типовой программе перечней вопросов, в соответствии с намечаемыми целями инспекции, исходя из имеющейся информации о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами (актов предыдущих инспекций, предписаний, отчетов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами о текущем состоянии учета и контроля ядерных материалов и т.д.), с обязательным учетом фактических условий и особенностей проведения работ в инспектируемой организации.
2. В рабочей программе должны быть определены:
2.1. Наименование рабочей программы.
2.2. Сроки проведения инспекции.
2.3. Цели проведения инспекции.
2.4. Направления проведения инспекции и перечни подлежащих проверке вопросов по отдельным направлениям.
2.5. Перечень структурных подразделений и служб организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами и ЗБМ, подлежащих инспектированию.
2.6. Состав информации, которая должна быть подготовлена инспектируемой организацией в виде отчетов, справок и представлена комиссии в установленной программой срок.
3. В части инспектирования системы учета и контроля ядерных материалов в целом в организации в рабочую программу следует включать следующие направления:
3.1. Нормативная и организационно-распорядительная документация.
3.2. Постановка на государственный учет и снятие с государственного учета ядерных материалов.
3.3. Меры контроля доступа к ядерным материалам.
3.4. Процедуры передачи ядерных материалов.
3.5. Учетные, отчетные документы в целом за организацию и предварительные уведомления.
3.6. Подготовка и допуск персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов.
3.7. Организация и осуществление контроля ядерных материалов в организации.
3.8. Организация исполнения работ по замечаниям, изложенным в актах ведомственного контроля и в актах и предписаниях Службы.
3.9. В части оценки влияния человеческого фактора на состояние учета и контроля ядерных материалов и состояния культуры их учета и контроля отдельными проверяемыми вопросами могут быть:
3.9.1. Отношение руководства организации к важности учета и контроля ядерных материалов. Обеспеченность подразделений, осуществляющих учет и контроль ядерных материалов людскими, материальными и финансовыми ресурсами.
3.9.2. Ответственность работников (персонала) как за свои действия по учету и контролю ядерных материалов, так и за функционирование в целом системы учета и контроля ядерных материалов в организации.
3.9.3. Наличие положительной мотивации в организации по обеспечению уровня высокой исполнительности работниками (персонала) при выполнении своих обязанностей по учету и контролю ядерных материалов.
3.9.4. Проведение самооценки причин и условий выявляемых нарушений в учете и контроле ядерных материалов, а также принятие мер по их устранению во всех структурных подразделениях организации. Проведение мероприятий по обмену передовым опытом учета и контроля ядерных материалов между работниками (персоналом) различных ЗБМ и структурных подразделений организации.
3.9.5. Эффективность взаимодействия координаторов по культуре учета и контроля ядерных материалов (в тех организациях, где они назначены) с администрацией этих организаций и инспекторами, осуществляющих надзор за учетом и контролем ядерных материалов непосредственно в организации.
3.9.6. Результаты участия работников (персонала), осуществляющих учет и контроль ядерных материалов, в разработке нормативных документов по учету и контролю ядерных материалов.
4. В части инспектирования системы учета и контроля ядерных материалов в ЗБМ в рабочую программу следует включать следующие направления:
4.1. Организация зон баланса материалов.
4.2. Постановка на государственный учет и снятие с государственного учета ядерных материалов.
4.3. Меры контроля доступа к ядерным материалам.
4.4. Измерения ядерных материалов.
4.5. Процедуры передачи ядерных материалов, в том числе передаваемых между ЗБМ организации.
4.6. Организация и проведение физической инвентаризации.
4.7. Проверка результатов физической инвентаризации.
4.8. Учетные и отчетные документы, составляемые в ЗБМ.
4.9. Проверка наличия ядерных материалов, в том числе с применением технических средств.
4.10. Вопросы, указанные в п. 3.9 настоящих Указаний, в части ЗБМ.
5. Предусматриваемые в рабочей программе мероприятия, а также методы и способы их реализации в процессе проведения инспекции должны учитывать соблюдение требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации.
6. Рабочую программу составляет и подписывает руководитель комиссии, назначенной для проведения инспекции.
7. Рабочую программу утверждает должностное лицо Службы, принявшее решение о проведении целевой инспекции в срок, обеспечивающий своевременное представление рабочей программы в инспектируемую организацию.
Приложение N 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНОВ ЦЕЛЕВЫХ ИНСПЕКЦИЙ СИСТЕМЫ
УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
1. План целевой инспекции составляется в виде таблицы со следующими графами: номер по порядку; вопросы, подлежащие инспектированию; дата и время проведения проверки; место проведения проверки; Ф.И.О. инспектора(ов), проверяющего каждый вопрос; Ф.И.О. представителя инспектируемой организации, ответственного за обеспечение проверки каждого вопроса; отметка о выполнении.
2. Кроме проверяемых вопросов в план инспекции должны быть включены:
2.1. Проведение организационного совещания с руководством инспектируемой организации, на котором осуществляется:
а) представление членов комиссии и должностных лиц организации, чьи подразделения будут подвергаться инспектированию;
б) доведение целей, задач и сроков проводимой инспекции, решение организационных вопросов;
в) заслушивание информации от должностных лиц инспектируемой организации, которая должна быть заранее подготовлена по вопросам, указанным в программе инспекции.
2.2. Проведение рабочего совещания комиссии с представителем организации, ответственным за обеспечение проведения инспекции и должностными лицами, чьи подразделения будут подвергаться инспектированию, на котором осуществляется:
а) уточнение плана проведения инспекции (какие члены комиссии, когда, где и какие вопросы проверяют и в чьем присутствии);
б) уточнение состояния системы учета и контроля ядерных материалов по ранее представленной информации.
2.3. Проведение руководителем комиссии ежедневных совещаний в конце рабочего дня с заслушиванием членов комиссии о проделанной работе и выявленных нарушениях, с уточнением формулировок выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их появлению.
2.4. Доведение до представителя организации, ответственного за обеспечение проведения инспекции, выявленных нарушений за прошедший день, рассмотрение состояния устранения ранее выявленных нарушений.
2.5. Составление акта о результатах инспекции, предписания, а при наличии основания и протокола(ов) об административном(ых) правонарушении(ях).
2.6. Доведение до представителей организации, ответственных за организацию и обеспечение учета и контроля ядерных материалов, проектов акта, предписания и окончательное уточнение выявленных и устраненных в процессе работы комиссии нарушений в учете и контроле ядерных материалов.
2.7. Доведение до руководителя организации результатов инспекции и вручение ему акта, предписания под роспись.
3. План составляется и подписывается руководителем инспекции перед ее проведением и может корректироваться по результатам проведенных совещаний перед началом инспекции.
4. При выполнении пунктов 2.4 - 2.7 настоящих указаний в обязательном порядке должна быть предусмотрена оценка состояния вопросов, изложенных в п. 3.9 Методических указаний о порядке составления, подписания и утверждения рабочих программ целевых инспекций системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами.
Приложение N 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ИНСПЕКЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ
ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ НАЛИЧИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Определение исходных данных:
1.1. Инспектируемые ЗБМ.
1.2. Измеряемые ядерные материалы в ЗБМ (выбор страт).
1.3. Измеряемые учетные единицы (количество и номера) из выбранных страт.
1.4. Используемые приборы неразрушающего контроля (типы и количество) в выбранных ключевых точках измерений.
1.5. Количество инспекторов, занимающихся измерениями в каждой КТИ.
1.6. Время, отводимое на проведение измерений.
1.7. Уточнение количества измеряемых учетных единиц исходя из возможностей инспекторов (количество самих инспекторов, типы и количество приборов неразрушающего контроля, а также время, отводимое на измерения) с уточнением вероятности обнаружения недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов.
1.8. Выборка учетных единиц, на которых инспекторами должны быть установлены пломбы Службы накануне проведения измерений (если не были установлены ранее).
2. Установление порядка проведения измерений характеристик ядерных материалов:
2.1. Установление последовательности доставки учетных единиц в КТИ на конкретные рабочие места.
2.2. Подготовка протоколов проверки работоспособности, калибровки и выполнения измерений.
3. Выполнение измерений:
3.1. Проверка работоспособности, выполнение калибровки технических средств измерений и заполнение протоколов.
3.2. Выполнение измерений и заполнение протоколов измерений.
3.3. Определение контрольных допусков по каждому измерению.
3.4. Принятие решения и его оформление о наличии или отсутствии аномалии в учете и контроле ядерных материалов.
3.5. Описание в акте результатов проведенных измерений с указанием достигнутой вероятности обнаружения недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов и формирование приложений в виде протоколов измерений.
3.6. Регистрация номеров пломб Службы, установленных инспекторами в присутствии персонала инспектируемой организации на учетных единицах с измеренными ядерными материалами с последующим накоплением информации об установленных пломбах при проведении как предыдущих, так и последующих инспекций.
4. Конечные цели измерений:
4.1. Подтверждение заявленных характеристик ядерных материалов фактическим, а также отсутствие недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов с заданной вероятностью.
4.2. Определение квалификации работников организации по применению технических средств измерений ядерных материалов.
4.3. Наблюдение и оценка реального обращения работников организации с ядерными материалами в повседневной деятельности при выполнении операций по доставке ядерных материалов из мест хранения в ключевые точки измерений и обратно в течение одного-трех дней.
Результаты оценки по пунктам 4.2, 4.3 отражаются в акте о результатах инспекции по направлению "Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль ядерных материалов".