Рейтинг@Mail.ru

Приказ Ростехнадзора от 02.06.2014 N 234

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 2 июня 2014 г. N 234

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕРКЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проверке физической инвентаризации ядерных материалов.

2. Считать не подлежащими применению Приказы Госатомнадзора России от 5 октября 2000 г. N 82 "Об утверждении и введении в действие Типовой программы целевой инспекции физической инвентаризации ядерных материалов на ядерных установках по производству топлива из низкообогащенного урана для атомных станций с реакторами ВВЭР-440 и ВВЭР-1000" (РД-08-22-2000), от 27 декабря 2001 г. N 122 "Об утверждении и введении в действие Инструкции по проведению целевой инспекции физической инвентаризации ядерных материалов на атомных станциях с реакторами РБМК" (РД-08-24-2001), от 24 декабря 1999 г. N 134 "Об утверждении и введении в действие Инструкции по проведению целевой инспекции физической инвентаризации ядерных материалов на атомных станциях с реакторами ВВЭР-440 и ВВЭР-1000" (РД-08-18-98).

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя В.С. Беззубцева.

Руководитель

А.В.АЛЕШИН

Утверждены

Приказом

Федеральной службы

по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 2 июня 2014 г. N 234

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕРКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по проверке физической инвентаризации ядерных материалов (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, Положением о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373, Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 (далее - Положение о СГУК ЯМ), Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 703 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2012 г. N 23845), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12) (далее - Основные правила), утвержденными Приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. N 255 (зарегистрированы Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210), Типовой программой целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (РД-07-03-2006), утвержденной Приказом Ростехнадзора от 28 марта 2006 г. N 250.

2. В Методических рекомендациях представлены методы и порядок проверки подготовки, проведения и оформления результатов ФИ ЯМ, указаны пункты Основных правил, требования которых проверяются.

3. Сокращения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении.

II. Проверка подготовки к физической инвентаризации

4. Проверяется, что в организации установлен порядок проведения ФИ ЯМ (пункт 89 Основных правил).

Критерием выполнения является наличие описания порядка проведения ФИ в положении по учету и контролю ЯМ в организации, с указанием особенностей проведения ФИ в различных ЗБМ, если такие особенности имеются.

Например, в описании порядка проведения ФИ может быть указано, что ФИ в ЗБМ активной зоны реактора проводится при технологической остановке реактора на загрузку-выгрузку топлива и проводится пересчетом количества ТВС с идентификацией номера каждой ТВС при загрузке-выгрузке, а также сравнением реального расположения ТВС с картограммой загрузки.

Если организация устанавливает порядок проведения ФИ не в положении по учету и контролю ЯМ в организации, а в других документах (например, в отдельной Инструкции по ФИ или в инструкциях по учету и контролю ЯМ в ЗБМ), то в таком случае следует проверить, что в положении по учету и контролю ЯМ в организации содержится информация (ссылка) на документ, устанавливающий порядок проведения ФИ.

Для порядка проведения ФИ ЯМ проверяется, что они соответствуют требованиям Основных правил (частота проведения ФИ не реже установленной Основными правилами).

5. Проверяется, что для каждой ФИ в организации изданы распорядительные документы руководителя организации или лица, им уполномоченного (приказы, распоряжения), о проведении ФИ (пункт 63 Основных правил).

Если распорядительный документ о проведении ФИ утвержден не руководителем организации, то следует проверить, что есть документ организации (приказ, доверенность) о том, что руководитель организации уполномочил данное лицо утверждать приказы о проведении ФИ.

В ходе проверки следует обратить внимание на то, что распорядительные документы о проведении ФИ оформлены на каждую ФИ (плановую и внеплановую) для каждой ЗБМ. В то же время следует учитывать, что при условии выполнения всех требований к распорядительному документу о проведении ФИ, допускается оформление одного распорядительного документа для проведения ФИ более чем в одной ЗБМ (например, проведение одновременной ФИ в нескольких ЗБМ) или на более чем одну ФИ (например, для двух последовательных ФИ в одной ЗБМ).

6. Проверяется, что распорядительные документы (приказы, распоряжения) о проведении ФИ ЯМ в ЗБМ определяют (пункт 63 Основных правил):

состав инвентаризационной(ых) комиссии(ий);

сроки подготовки и проведения ФИ;

время, по истечении которого запрещаются любые перемещения ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период ФИ без разрешения председателя инвентаризационной комиссии;

сроки представления отчетных документов по результатам ФИ.

Для распорядительного документа по определению состава комиссии (или комиссий, если назначаются несколько комиссий по одной ФИ или если приказ выпускается более чем для одной ФИ) следует проверить, что комиссия определена персонально (указаны фамилии, инициалы), при этом в состав каждой комиссии входят не менее трех человек. Следует учесть, что допускается создание одной инвентаризационной комиссии, объединяющей функции ЦИК и РИК (пункт 64 Основных правил). При этом проверяется, что в состав ЦИК (или единой комиссии, если она объединяет функции ЦИК и РИК) включен главный инженер организации или заместитель руководителя организации (в качестве председателя комиссии), главный бухгалтер или его заместитель, представитель службы (подразделения) учета и контроля ЯМ организации.

В ходе проверки сроков подготовки и проведения ФИ следует обратить внимание, что в распорядительном документе указаны или сроки начала и окончания ФИ (например, "с 9-00 12.02.2012 по 18-00 15.02.2012"), или срок начала и продолжительность ФИ (например, "в течение трех календарных дней, начиная с 15.02.2012").

7. В случае если документы (процедуры) организации по проведению ФИ содержат более детальное описание требований к подготовке ФИ по сравнению с требованиями Основных правил (например, есть требование о том, что в каждую РИК входит представитель службы учета и контроля ЯМ, или требование об отсутствии материально ответственного лица в составе комиссии) или в распорядительном документе по ФИ установлены требования к подготовке ФИ (например, требование о составлении плана подготовки к ФИ, в котором должны быть определены процедуры и сроки подготовки к ФИ измерительного и вспомогательного оборудования, ЯМ и другое), то следует проверить, что эти требования выполняются при подготовке ФИ.

8. Проверяется, что ФИ проводятся в ЗБМ с частотой не реже установленной Основными правилами в соответствии с категорией ЯМ (пункт 61 Основных правил).

При этом следует учитывать, что если в ЗБМ была проведена внеплановая ФИ для всех ЯМ в ЗБМ, то допускается проведение следующей плановой ФИ в соответствии с установленной частотой, считая от даты последней внеплановой ФИ. В этом случае проверяется, что внеплановая ФИ была проведена для всех ЯМ в ЗБМ.

Например, если в ходе проверки установлено, что две последовательные ФИ проведены реже требуемой Основными правилами частоты ФИ для данной категории ЯМ (например, между последней и предпоследней ФИ в ЗБМ прошло 14 месяцев при минимально установленной периодичности 12 месяцев), то данный факт является нарушением.

При проверке следует учитывать, что совместным решением Госкорпорации "Росатом" и Ростехнадзора или решением Госкорпорации "Росатом", согласованным с Ростехнадзором, может быть увеличен МБП (уменьшена частота ФИ) для проверяемой ЗБМ (пункт 62 Основных правил), при этом следует убедиться в наличии такого решения. Наличие запроса о таком решении или наличие решения, утвержденного только одним из соответствующих уполномоченных органов, не является действующим решением и обоснованием для снижения частоты ФИ.

Проверяется, что ФИ проводятся по всем ЗБМ с требуемой частотой даже в случае отсутствия ЯМ в ЗБМ.

Если организация в своих документах по учету и контролю ЯМ установила более высокую частоту проведения ФИ в ЗБМ по сравнению с частотой, установленной Основными правилами, то проверяется выполнение требований к частоте проведения ФИ, установленных организацией.

9. Проверяется, что в случае, если имела место чрезвычайная ситуация (или несанкционированное воздействие) в пунктах (местах) нахождения или хранения ЯМ, то проверяется, что после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (несанкционированного воздействия), а также в других случаях, установленных в документах организации по учету и контролю ЯМ, проводилась внеплановая ФИ в тех ЗБМ, в которых имело место такое событие (пункт 71 Основных правил).

Например, если в ЗБМ при проведении эвакуации в случае срабатывания системы аварийной сигнализации часть ЯМ находилась в работе на рабочих местах, то следует проверить, что для возобновления работ организация провела внеплановую ФИ ЯМ в данной ЗБМ. Если же при эвакуации все ЯМ находились на пунктах хранения в ЗБМ с применением СКД (идентифицируемых устройств одноразового действия, сигнализации, систем видеонаблюдения и других), состояние которых позволяет подтвердить отсутствие несанкционированного доступа на время эвакуации, то при условии документального подтверждения отсутствия несанкционированного доступа к ЯМ во время эвакуации допускается внеплановую ФИ не проводить.

III. Проверка проведения физической инвентаризации

10. Проверяется, что после начала ФИ перемещение ЯМ без разрешения председателя инвентаризационной комиссии не производилось (пункт 63 Основных правил). Для такой проверки рекомендуется использовать отчетные и учетные документы по ЯМ в ЗБМ для проверки наличия или отсутствия записей об изменениях количества ЯМ в ЗБМ в сроки, соответствующие ФИ в данной ЗБМ (например, проверяется журнал учета ЯМ и отчет об изменении количества ЯМ, проверяются записи о поступлениях/отправках, увеличении/уменьшении ЯМ по датам, соответствующим датам ФИ).

Проверяется, что для всех перемещений ЯМ во время ФИ (кроме участков с непрерывной технологией переработки ЯМ) было получено разрешение председателя инвентаризационной комиссии. Например, председатель инвентаризационной комиссии утвердил накладную на перемещение ЯМ во время ФИ что можно считать разрешением председателя комиссии на перемещение ЯМ во время проведения ФИ, или указал в акте инвентаризации, какие перемещения ЯМ во время ФИ были им разрешены.

При этом, во время проверки следует учесть, что в случае, если в данной ЗБМ используется технология непрерывной переработки ЯМ, то перемещение ЯМ (образование новых учетных единиц с ЯМ в результате переработки ЯМ, изменение существующих учетных единиц с ЯМ в результате переработки или получения/отправки ЯМ для обеспечения непрерывной переработки ЯМ) не является нарушением, но только на участках, где такая непрерывная технология переработки используется. Если в ЗБМ входят участки с непрерывной переработкой ЯМ и участки без непрерывной переработки ЯМ (например, лаборатория с ЯМ или хранилище ЯМ), то не должно быть внешних отправок или получения материала из других ЗБМ или организаций во время ФИ. Могут быть произведены получения ЯМ или перемещения ЯМ со склада на участок переработки ЯМ в пределах ЗБМ, если такие получения/перемещения необходимы для обеспечения непрерывности переработки ЯМ.

11. Проверяется, что на момент начала ФИ в ЗБМ или в ходе ее проведения были определены и документально зафиксированы значения масс и погрешность их определения для всех ЯМ, в том числе для ЯМ в виде УЕ и в виде балк-формы (пункт 57 Основных правил). На момент проведения ФИ для всех ЯМ должны быть известны учетные данные.

Если в ЗБМ возможны технологические потери ЯМ (отложения и накопления ЯМ в технологическом оборудовании, потери ЯМ с выбросами, сбросами, убыли ЯМ с РАО), то проверяется, что значения масс ЯМ в таких потерях были определены (с использованием МВИ или расчетных методик, действующих в организации) и известны при проведении ФИ (были определены до проведения ФИ или определены при проведении ФИ).

При этом проверяется, что значения масс ЯМ в отложениях и накоплениях в технологическом оборудовании, потери ЯМ с выбросами, сбросами, убыли ЯМ с РАО указаны в отчетных документах, составленных по результатам ФИ, в том числе в СФНК. Они указываются отдельно или могут входить в качестве слагаемого в одно из значений массы ЯМ, определенного по результатам ФИ. Значения масс ЯМ в потерях также должно учитываться в качестве уменьшения ЯМ при составлении МБО.

12. Проверяется, что на момент начала ФИ (дату ФИ) составлен на основе учетных данных СНК (пункт 55 Основных правил).

Проверяется, что ранее определенные значения масс ЯМ, для которых учетные измерения или расчеты были выполнены до проведения ФИ, используются только в случае применения к данным ЯМ СКД (идентифицируемые устройства одноразового действия (пломбы), сигнализация, системы видеонаблюдения и другие) или подтверждающих измерений (пункт 58 Основных правил).

В том случае, если для УЕ с ЯМ на момент проведения ФИ не применялись СКД, результаты применения которых документально подтверждают отсутствие несанкционированного доступа, и (или) не проводились подтверждающие измерения ранее определенных масс ЯМ, то для таких ЯМ проверяется измерение ЯМ при проведении ФИ.

Например, если для контейнера с ЯМ масса ЯМ была ранее измерена, но результаты применения СКД или визуального контроля не могут подтвердить достоверность ранее определенной массы ЯМ (например, пломба на контейнере оказалась разрушенной), то отсутствие учетных измерений при проведении ФИ для такого контейнера является нарушением.

При проверке следует учесть, что если для ЯМ применялось два и более СКД, то отказ одного из СКД (например, разрушение пломбы или отказ в работе системы наблюдения) не является отсутствием СКД, при условии обеспечения непрерывного контроля доступа для данного ЯМ с помощью других СКД, подтверждающих отсутствие несанкционированного доступа.

Общим правилом при проверке является то, что если для какого-то ЯМ на момент ФИ отсутствуют документально зарегистрированные результаты проверки СКД, подтверждающие отсутствие несанкционированного доступа, то для такого ЯМ учетные измерения должны быть проведены во время ФИ.

13. В ходе проверки следует обратить внимание на то, что во время ФИ:

осуществляется контроль состояния пломб;

проводится анализ данных других СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ (пункты 55, 57 Основных правил);

результаты контроля и анализа зафиксированы документально.

Например, в организации имеются УЕ, из которых ЯМ не могут быть извлечены без нарушения их целостности, при этом целостность этих УЕ обеспечена их конструкцией и может быть подтверждена визуальным или инструментальным контролем. Если организация использует целостность таких УЕ как один из видов СКД, то следует проверить, что во время ФИ был осуществлен такой инструментальный или визуальный контроль целостности УЕ, результаты которого зафиксированы документально.

14. Проверяется выполнение подтверждающих измерений для ЯМ, учетные измерения которых при подготовке или проведении ФИ не выполнялись (пункты 55, 58, 59 Основных правил). При проверке следует обратить внимание на то, что для этих ЯМ подтверждающие измерения проведены в соответствии с организационно-распорядительными документами организации по учету и контролю ЯМ (положением по учету и контролю ЯМ в организации, инструкцией по учету и контролю ЯМ в ЗБМ, программами измерений, документами по проведению ФИ).

Проверяется правильность определения объема подтверждающих измерений при ФИ. Все ЯМ в ЗБМ, для которых при ФИ используются ранее определенные значения масс, подлежат измерениям в объеме 100% или выборочно. В случае выборочных подтверждающих измерений проверяется, что процедура определения выборки установлена в документах организации (иначе проводятся 100% подтверждающие измерения), проверяется подготовка и документальное оформление выборки ЯМ для проведения подтверждающих измерений (пункт 59 Основных правил).

Проверяется правильность расчета выборки для подтверждающих измерений (с учетом приложения N 8 к Основным правилам), при этом следует проверить правильность определения количества применяемых СКД (проверяется, что выборка не занижена). В том числе проверке подлежит правильность расчета объема выборки по установленным расчетным формулам (методам), если они определены в документации организации.

Правильность определения количества применяемых СКД должна проверяться с учетом того, что при расчете выборки учитываются только разные виды СКД (пломбы, системы наблюдения и другие), по которым есть документально зарегистрированные результаты проверок, подтверждающие отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ за МБП. Не могут учитываться в качестве разных видов СКД две пломбы на контейнере с ЯМ или пломба на сейфе с ЯМ и пломба на контейнере с ЯМ в таком сейфе.

Например, если в качестве трех СКД к ТВС используются пломбы на упаковках (контейнерах) с ТВС, система видеонаблюдения и неразборность конструкции ТВС, то должны быть проверены все три СКД. Результаты всех таких проверок должны быть документально зафиксированы (пункт 70 Основных правил, приложение N 8 к Основным правилам).

В то же время, если в данном случае целостность ТВС выборочно не проверялась или результаты такой проверки документально не фиксировались, то тогда целостность сборок не может быть использована как СКД и не может учитываться при определении объема выборки. Следует учитывать, что системы видеонаблюдения являются СКД только в случае, если они обеспечивают фиксацию происходящих событий.

15. При проверке следует обращать внимание на то, что если результаты проверки СКД не позволяют подтвердить отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ или указывают на то, что произошел несанкционированный доступ к ЯМ, то выборка для проведения подтверждающих измерений не рассчитывается, а проводятся 100% подтверждающие и (или) учетные измерения ЯМ, которые должны подтвердить ранее определенные или определить новые значения масс ЯМ (пункты 59, 70 Основных правил).

16. В ходе проверки рассматриваются все документально оформленные при проведении ФИ результаты проверки СКД, результаты подтверждающих измерений и выводы по результатам их анализа.

Проверяется правильность определения максимально допустимой разницы между результатами подтверждающих измерений и учетными данными. В ходе проверки следует обратить внимание на то, что максимально допустимая разница определена для доверительной вероятности 0,99 (пункт 59 Основных правил), в том числе максимально допустимое расхождение подтверждающих измерений с учетными данными определено, как:

где - среднеквадратичное отклонение (погрешность) подтверждающих измерений;

- среднеквадратичное отклонение (погрешность) учетных измерений.

При проверке правильности расчета максимально допустимой разницы следует учитывать, что для большинства методик выполнения измерений, а также документации на средства измерений (например, паспорт на весы) табличное значение среднеквадратичного отклонения (погрешности) указано для доверительной вероятности 0,95 (то есть для определения значения одного среднеквадратичного отклонения (погрешности) следует разделить табличную величину на 1,96).

Проверяется правильность выводов о наличии или отсутствии статистически значимого расхождения по результатам подтверждающих измерений: устанавливается, что все результаты в пределах 0,99 доверительной вероятности совпадают с учетными данными, а если результаты не совпадают, то в таком случае было сообщено руководителю организации и были выяснены причины таких расхождений (пункт 60 Основных правил).

Если расхождение подтверждающих измерений с учетными данными подтверждено и оно не является следствием неисправности прибора, ошибки при его настройке/градуировке или других причин, то для такого расхождения проверяется выполнение новых учетных измерений, внесение изменений в учетные документы и составление новых отчетных документов.

В ходе проверки рассматриваются документы, оформленные при проведении расследования и выяснения причин в случае нарушения СКД.

17. В ходе проверки следует обратить внимание на то, что ФИ проведена для всех ЯМ в ЗБМ (пункт 14 Основных правил). В случае, если проверялась только часть ЯМ (например, в одном складе из трех имеющихся в ЗБМ), это не может рассматриваться как ФИ.

IV. Проверка анализа и оформления результатов

физической инвентаризации

18. Проверяется, что по результатам ФИ в ЗБМ составлен акт инвентаризационной комиссии, он утвержден руководителем организации или лицом, им уполномоченным, подписан всеми членами инвентаризационной комиссии, особые мнения, при их наличии, рассмотрены инвентаризационной комиссией и приложены к акту (пункт 65 Основных правил).

В ходе проверки следует обратить внимание на то, что состав инвентаризационной комиссии, подписавшей акт ФИ, соответствует составу комиссии, определенной распорядительным документом о проведении ФИ.

19. Проверяется, что для каждого ЯМ в ЗБМ определена ИР, ее погрешность и допустимые значения (пункты 14, 55 Основных правил). При проверке следует учитывать, что ИР допускается определять по партиям ЯМ при условии наличия определения и анализа ИР по всем ЯМ в ЗБМ (суммарно по всем партиям). Например, допускается отдельно определять ИР по разным номенклатурам ЯМ в ЗБМ, но обязательно должна быть определена и проанализирована ИР для суммы всего ЯМ в ЗБМ.

Проверяется правильность расчета ИР и ее погрешности, а также допустимых значений ИР в ЗБМ. При этом следует проверить следующее:

для расчета погрешности ИР использовались значения погрешности определения параметров (характеристик) ЯМ учетных измерений ЯМ (использовался "метод переноса погрешностей": погрешность ИР рассчитывается на основе погрешностей учетных измерений ЯМ, выполненных за время МБП и во время ФИ, пункт 57 Основных правил). В организации допускается устанавливать дополнительные методы анализа ИР и ее погрешности (например, по разнице двух последовательных значений, по методу кумулятивных сумм и другие). Например, организация может использовать оценку значения последовательных значений ИР как дополнительный критерий оценки ИР, но не может использовать такой критерий как единственный, не используя "метод переноса погрешностей";

при расчете погрешности ИР в расчет погрешности не входит расчет погрешности определения количества тех УЕ с ЯМ, для которых не выполнялись учетные измерения во время ФИ или во время текущего МБП. Для таких ЯМ выводы об отсутствии аномалии должны быть сделаны на основе подтверждающих измерений и проверки СКД (пункт 70 Основных правил).

Например, если УЕ с ЯМ находились в ЗБМ на начало МБП (или были получены во время МБП) и новые учетные измерения для данных УЕ не проводились, то при расчете ИР погрешность определения данных ЯМ не должна влиять на погрешность ИР. Если за МБП в данной ЗБМ не было переработки ЯМ и, соответственно, не было учетных измерений ЯМ, то погрешность ИР равна нулю;

расчет критерия ИР по 2% (3% для исследовательских ядерных установок и заводских лабораторий) определяется только для ЯМ, для которых были выполнены учетные измерения за МБП или во время ФИ (проверяется, что количество "пассивного" материала, который не проходил никаких превращений за МБП и учетные измерения которого не проводились, не влияет на данный критерий ИР), и используется без учета погрешности (пункт 70 Основных правил). Например, если всего в ЗБМ находится на конец МБП 100 кг урана, а всего за МБП было подвергнуто учетным измерениям 18 кг урана, то 2% ИР рассчитываются от 18 кг. Погрешность ИР для данного критерия не рассчитывается;

критерий ИР по пороговому значению применяется без учета погрешности (пункт 70 Основных правил);

расчет критерия ИР по пороговому значению для радиохимических заводов производится только для тех ЗБМ, где перерабатываются уран-плутониевые растворы. Например, если в радиохимическом заводе есть несколько ЗБМ, но переработка уран-плутониевых растворов производится только в одной из ЗБМ, то критерий ИР по пороговому значению для радиохимических заводов применяется только для данной одной ЗБМ;

ИР проанализирована для всех применимых в данной ЗБМ критериев.

Критерии аномалии по утроенной погрешности, 2% (3%) и по пороговому количеству проверяются только для тех ЗБМ, где происходит переработка (в том числе проводятся учетные измерения) ЯМ (пункт 70 Основных правил).

Критерии аномалии по недостаче (излишку) УЕ в ЗБМ проверяются для всех ЗБМ (пункт 68 Основных правил).

20. Проверяется, что в акте инвентаризационной комиссии по результатам ФИ в ЗБМ указаны (пункт 65 Основных правил):

результаты проверки ведения учетно-отчетной документации, проверки наличия и состояния хранения УЕ с ЯМ, результаты проверки состояния пломб и сделаны выводы по результатам каждой проверки или общий вывод по всем проверкам;

сведения о выполненных в ходе ФИ учетных и подтверждающих измерениях ЯМ, какие измерения проведены, соответствуют ли результаты подтверждающих измерений учетным данным и проведена ли документальная регистрация результатов таких измерений;

выявленные нарушения и аномалии в учете и контроле ЯМ (если такие были обнаружены), приводится ли краткий анализ причин их возникновения, принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению, все ли нарушения, обнаруженные при ФИ, описаны и имеются результаты расследования таких нарушений. Если в протоколах подтверждающих измерений при проведении ФИ присутствует статистически значимая разница между результатом такого измерения и учетными данными, то в акте по результатам ФИ приводится информация о такой аномалии и результатах ее расследования. Например, информация о том, что обнаружено расхождение учетных измерений и учетных документов, причины возникновения аномалии, были выполнены новые учетные измерения. Аномалия подтвердилась. В другом случае в ходе расследования аномалии выяснилось, что измерения проводились без соответствующей калибровки измерительного оборудования и после проведения калибровки повторные подтверждающие измерения совпали с учетными данными. Аномалия не подтвердилась;

выводы по результатам ФИ, в том числе заключение о соответствии или несоответствии фактически наличных количеств ЯМ данным СНК и значений ИР допускаемым пределам, о наличии или отсутствии аномалии, о соответствии СФНК и СНК, о соответствии ИР допустимым пределам.

Проверяется, что к акту инвентаризационной комиссии приложены протоколы всех измерений, сделанных в ходе ФИ.

21. Проверяется, что если по результатам ФИ не установлена аномалия в учете и контроле ЯМ, то на начало следующего МБП в качестве документально зарегистрированного количества ЯМ в ЗБМ принимается количество ЯМ, зарегистрированное в СФНК, а при ИР, отличной от нуля и отсутствия по результатам ФИ аномалии, была произведена корректировка учетных данных о количестве ЯМ в соответствии с СФНК (пункт 66 Основных правил).

22. Проверяется, что если по результатам ФИ установлена аномалия, то был составлен и отправлен в Ростехнадзор и Госкорпорацию "Росатом" СО и было произведено соответствующее расследование (пункты 67, 84 Основных правил).

23. Проверяется, что по результатам инвентаризации сформированы отчетные документы ЗБМ МБО и СФНК (пункт 76 Основных правил).

В ходе проверки следует обратить внимание на то, что СФНК составлен инвентаризационной комиссией в период проведения ФИ, но не раньше составления СНК. Например, если инвентаризация проводилась в период с 4 по 6 марта, то СФНК не может быть составлен 3 или 7 марта. Проверяется, что СФНК содержит данные по всем партиям и видам ЯМ и составляется в виде указания перечня партий ЯМ с указанием количества ЯМ в каждой партии (пункт 83 Основных правил). При проверке следует учесть, что допускается в дополнение к перечню партий указывать суммарную массу каждого вида ЯМ в ЗБМ.

Проверяется, что составлен МБО, в котором показан баланс по каждому ЯМ в ЗБМ (пункт 81 Основных правил). При проверке следует учесть, что допускается в МБО приводить сведения и подводить баланс по партиям ЯМ, но при этом приведены суммарные значения ЯМ и показан баланс по всем ЯМ в ЗБМ. Например, в МБО по ЗБМ, в которую входит хранилище отработавших ТВС, может быть указан баланс по партиям ТВС, но при этом указывается суммарный баланс ЯМ по всем партиям в ЗБМ.

Проверяется, что в МБО указаны начальное значение ЯМ (должно совпадать со значениями СФНК по предыдущей ФИ), все увеличения и уменьшения ЯМ за МБП, включая потери ЯМ (должны совпадать с суммой всех ОИК за МБП), указано фактическое определенное количество ЯМ по результатам ФИ (значения должны соответствовать СФНК по текущей ФИ), указана ИР и ее погрешность (в том числе, если они равны нулю), указан предел допустимого значения модуля ИР, определенный в соответствии с критериями аномалии по результатам анализа ИР, применимыми в данной ЗБМ.

Если в данной ЗБМ была переработка ЯМ в МБП, то в МБО должен быть указан один из трех используемых критериев определения аномалии по утроенной среднеквадратичной погрешности, по 2% (3%) и по пороговым значениям (указывается тот критерий, который имеет минимальное значение и используется фактически для оценки ИР). Допускается приводить все три критерия.

Проверяется, что согласно МБО критерии оценки ИР подтверждают отсутствие аномалии по результатам ФИ.

V. Организация проверки физической инвентаризации

24. Проверка ФИ ЯМ может проводиться как в ходе самой ФИ, так и по результатам ФИ.

25. Проверка в ходе проведения ФИ может проводиться в ходе плановых проверок организации или при осуществлении постоянного надзора на ее объектах.

Проверка ФИ ЯМ в ходе ФИ при плановой проверке проводится в случае, если сроки проведения ФИ совпадают со сроками проведения плановой проверки Ростехнадзором.

Проверка ФИ ЯМ в ходе ФИ при постоянном надзоре на объектах организации осуществляется при наличии данных о сроках проведения ФИ в ЗБМ (например, после уведомления организацией территориального органа Ростехнадзора о сроках проведения ФИ или предоставления таких данных по запросу территориального органа Ростехнадзора).

26. При проверке ФИ ЯМ в ходе ФИ следует обращать внимание на проверку выполнения членами инвентаризационной комиссии организации установленных процедур проведения ФИ (пункт 54 Основных правил). Например, если документы организации или соответствующего органа управления атомной энергии помимо требований Основных правил устанавливают дополнительные (более детальные) требования и процедуры по проведению ФИ, то проверяется выполнение таких требований.

27. Проверка проведения ФИ ЯМ проводится на основе всех документов, представленных организацией по результатам ФИ ЯМ. Проверяются все оформленные документы по результатам подготовки и проведения ФИ: документы организации, устанавливающие процедуры проведения ФИ в ЗБМ, распорядительный документ о проведении ФИ, СНК на начало ФИ, акт ФИ, документально зарегистрированные результаты проверки СКД, СФНК, МБО, СО и документ по расследованию аномалии (при выявлении аномалий при проведении ФИ).

Дополнительно могут быть использованы другие документы: учетные документы для определения отсутствия перемещений при проведении ФИ, для подтверждения корректировки учетных данных по результатам ФИ, документы по системе измерений для определения правильности расчета погрешности ИР, документы по доступу в помещения с ЯМ для подтверждения, что комиссия посещала указанные помещения при проведении ФИ.

Приложение

к Методическим рекомендациям

по проверке физической

инвентаризации ядерных

материалов, утвержденным

Приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 2 июня 2014 г. N 234

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ЗБМ

- зона баланса материалов

ЗО

- зона отчетности

ЗРИ

- закрытый радионуклидный источник

ИР

- инвентаризационная разница

КТИ

- ключевая точка измерений

МБО

- материально-балансовый отчет

МБП

- межбалансовый период

МВИ

- методика выполнения измерений

НОУ

- низкообогащенный уран

ОИК

- отчет об изменении инвентарного количества

РАО

- радиоактивные отходы

РВ

- радиоактивное вещество

РИ

- радионуклидный источник

РИК

- рабочая инвентаризационная комиссия

СКД

- средство контроля доступа

СНК

- список наличного количества

СО

- специальный отчет

СФНК

- список фактически наличного количества

ТВС

- тепловыделяющие сборки

ТВЭЛ

- тепловыделяющие элементы

УЕ

- учетная единица

ФИ

- физическая инвентаризация

ЦИК

- центральная инвентаризационная комиссия

ЯМ

- ядерные и специальные неядерные материалы

Другие документы по теме
"О согласовании решения Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области об изменении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Ульяновской области в 2016 году"
(ред. от 14.12.2023) "Об утверждении положений об управлениях Росархива и их структурных подразделениях"
"Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия"
"О введении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий и включении организаций в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль"
Ошибка на сайте