Приказ Ростехнадзора от 04.04.2008 N 208
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 4 апреля 2008 г. N 208
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РУДНИЧНЫХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ
В целях реализации распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 сентября 2006 г. N 64-рп приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 августа 2008 года прилагаемые Методические рекомендации о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности рудничных электровозов (РД-15-15-2008).
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
Утверждены
Приказом
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 4 апреля 2008 г. N 208
Введены в действие
с 1 августа 2008 года
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РУДНИЧНЫХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ
РД-15-15-2008
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические рекомендации о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности рудничных электровозов (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями следующих документов:
- Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации - 1997. - N 30. Ст. 3588);
- Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации - 2001. - N 15. Ст. 1489);
- Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1540 "О применении технических устройств на опасных производственных объектах";
- Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.98 N 64, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 08.12.98, регистрационный N 1656 с Изменением N 1 (ПБИ 03-490(246)-02), утвержденным Постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 01.08.2002 N 48, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 23.08.2002, регистрационный N 3720;
- Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности (РД 05-432-02), утвержденного Постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 09.10.2002 N 44, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 31.01.2001, регистрационный N 3214;
- Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в горнорудной промышленности (РД 06-318-99), утвержденного Постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 18.10.99 N 74;
- Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02), утвержденного Постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 09.07.2002 N 43, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 05.08.2002, регистрационный N 3665;
- Правил безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 05.06.2003 N 50, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.2003, регистрационный N 4737.
2. В Методических рекомендациях используются термины, установленные в Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности, ГОСТ 27.002-88, ГОСТ 15467-79, ГОСТ 20911-89, РД 10-112-96, РД 50-605-80-93, а также термины и определения, приведенные в Приложении N 1.
3. Целью проведения экспертизы является всестороннее определение технического состояния рудничного электровоза (далее - РЭ) и принятие на этой основе решения о возможности и условиях дальнейшей безопасной эксплуатации.
4. Методические рекомендации определяют совокупность и последовательность действий эксплуатирующей и экспертной организаций по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), находящихся в эксплуатации рудничных электровозов.
5. Методические рекомендации предназначены для применения экспертными организациями, проводящими экспертизу промышленной безопасности РЭ в угольной и горнорудной промышленности в порядке реализации требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
6. Методические рекомендации могут быть также использованы полностью или частично эксплуатирующими организациями в порядке текущей эксплуатации и при ремонтах РЭ.
7. Действие настоящих Методических рекомендаций распространяется на рудничные одно- и двухсекционные аккумуляторные электровозы и на рудничные контактные электровозы отечественного и иностранного производства, применяемые в угольной и горнорудной промышленности.
8. Экспертиза РЭ проводится в случаях:
- истечения нормативного срока службы;
- воздействия на рудничные электровозы техногенных факторов (взрывов метана и угольной пыли, затоплений, ударов и пр.);
- по предписанию инспекторов территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) <*>.
9. Срок эксплуатации РЭ определяется по нормативной, конструкторской или эксплуатационной документации (если в указанной документации срок службы не указан, то не более 7,5 лет).
10. Применяемое в составе РЭ новое или после капитального ремонта комплектующее оборудование со сроком службы (в том числе после ремонта) не более двух лет экспертизе промышленной безопасности не подлежит.
11. Экспертиза РЭ планируется и проводится таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации. Контроль за своевременным проведением экспертизы промышленной безопасности осуществляет служба производственного контроля эксплуатирующих организаций.
12. Экспертиза РЭ в случае истечения нормативного срока службы не заменяет проводимых в плановом порядке их освидетельствований и технических обслуживаний.
II. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
13. Экспертизу РЭ проводят экспертные организации, имеющие соответствующую лицензию.
14. Экспертизе должны подвергаться РЭ, находящиеся в рабочем состоянии, по графику, разработанному эксплуатирующей организацией и согласованному с территориальным органом Службы <*>.
--------------------------------
<*> Здесь и далее под территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду орган, на установленной территории деятельности которого находится эксплуатирующая организация.
15. Экспертная организация назначает руководителя и состав экспертной группы по проведению экспертизы. При этом в состав группы включаются аттестованные в установленном порядке эксперты, для которых работа в данной организации является основной.
16. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика. Условия проведения экспертизы оговариваются документами, в которых:
- определяются договаривающиеся стороны;
- определяются объекты экспертизы;
- приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной документацией (далее - НД);
- подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности, по принятию эксперта или группы экспертов, подготовке РЭ к экспертному обследованию и оплате расходов на проведение экспертизы независимо от ее результата;
- определяются сроки проведения экспертизы, порядок предоставления РЭ для проведения обследования;
- определяется программа проведения экспертизы.
17. Экспертиза РЭ должна проводиться в соответствии с программой, которая составляется, согласовывается и утверждается в порядке, установленном в гл. III Методических рекомендаций.
18. Продолжительность проведения экспертизы не должна превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией предусмотренного комплекта документов.
19. Пакет документов, представляемых заказчиком для проведения экспертизы:
- данные о заказчике (наименование предприятия, организации, эксплуатирующей организации, юридический адрес, финансовые реквизиты);
- паспорта, формуляры на РЭ и установленное на нем комплектующее оборудование;
- эксплуатационная документация на РЭ и комплектующее оборудование (техническое описание, инструкции, руководства по эксплуатации);
- сведения о наработке и условиях эксплуатации РЭ (перевозимые грузы, грузоподъемность и количество вагонеток в составе, максимальные углы наклона транспортных выработок и т.п.);
- акты ежегодного технического осмотра РЭ;
- график планово-предупредительных ремонтов;
- акты проверки сопротивления изоляции электрооборудования и проверки заземления;
- сведения (акты, справки, журналы) о выполненных ремонтах РЭ и комплектующего оборудования;
- информация о применяемых маслах и смазочных материалах;
- акты (протоколы) неразрушающего контроля основных составных частей;
- разрешения на внесение конструктивных изменений при эксплуатации;
- предписания органов Службы и инспекции по охране труда;
- акты расследования аварий (инцидентов) и несчастных случаев при работе с РЭ;
- результаты предыдущих экспертиз (экспертных обследований) РЭ.
В случае отсутствия у владельца РЭ пакета документов в соответствии с вышеуказанными требованиями работы по ознакомлению с рабочей документацией, проверке технического состояния оборудования следует прекратить.
20. При непредставлении запрашиваемых документов в согласованный с заказчиком и экспертной организацией срок экспертиза не проводится. При отсутствии у заказчика технической документации на РЭ эту документацию сначала требуется восстановить.
21. При проведении практических работ в процессе экспертизы работники экспертной организации обязаны соблюдать требования безопасности, изложенные в гл. VI Методических рекомендаций.
22. К проведению ультразвукового контроля допускаются специалисты, прошедшие аттестацию на право выполнения работ в соответствии с требованиями Правил аттестации персонала в области неразрушающего контроля (ПБ 03-440-02), утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 23.01.2002 N 3.
23. Обязательным этапом программы работ по экспертизе является экспертное обследование РЭ.
24. Допускается проведение обследования РЭ в состоянии ремонта, но с обязательной последующей их проверкой под нагрузкой.
III. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
25. Программа проведения экспертизы РЭ разрабатывается экспертной организацией, согласовывается с заказчиком и утверждается руководителем экспертной организации <*>.
--------------------------------
<*> Объем экспертизы определен в Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности (РД 05-432-02), Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности в горнорудной промышленности (РД 06-318-99), Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов (РД 11-589-03).
26. Программа должна предусматривать:
- проверку наличия и анализ документации, представленной заказчиком в соответствии с перечнем, указанным в п. 19 Методических рекомендаций, а также проверку наличия необходимых нормативных, методических документов, технологических инструкций;
- проверку выполнения эксплуатирующей организацией работ по подготовке РЭ к экспертному обследованию (очистка оборудования от пыли, грязи, масел, коррозии, освобождение проходов, обеспечение доступа экспертов к агрегатам и отдельным элементам, проведение необходимых проверок, испытаний, выполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности, в том числе по допуску персонала к работе);
проверку организации технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов (далее - ППР) РЭ;
- идентификацию оборудования РЭ;
- оценку компетентности персонала эксплуатирующей организации (специальное образование, стаж работы общий и стаж работы по обслуживанию РЭ);
- разработку рабочей карты экспертного обследования (Приложение N 2). В зависимости от типа и конструктивных особенностей РЭ в рабочую карту могут быть включены дополнительные позиции;
- проверку соответствия обследуемого оборудования действующей нормативной документации (с учетом даты изготовления РЭ и введения в действие НД);
- экспертное обследование РЭ;
- определение остаточного ресурса (при необходимости) деталей, составных частей и агрегатов, срока продления безопасной эксплуатации электровоза;
- подготовку итогового заключения экспертизы;
- разработку эксплуатирующей организацией корректирующих мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе экспертизы;
- проведение эксплуатирующей организацией корректирующих мероприятий;
- контроль за выполнением корректирующих мероприятий.
27. В программе экспертного обследования РЭ предусматривают применение нижеперечисленных методов технического диагностирования в такой последовательности:
- визуальный и измерительный контроль (далее - ВИК);
- ультразвуковой контроль (далее - УК) или контроль проникающими веществами (далее - ПВК);
- испытания.
IV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
28. Эксперты, проводящие экспертное обследование, проверив наличие представленного эксплуатирующей организацией пакета документов, указанных в п. 19 настоящих Методических рекомендаций, проводят его анализ в целях проверки качества проведения технических обслуживаний и текущих ремонтов, соответствия технических параметров эксплуатации нормативным и эксплуатационным документам, а также для установления номенклатуры технических параметров, предельных состояний, выявление наиболее вероятных отказов и повреждений для более полного и надежного экспертного обследования.
29. Проверяется готовность РЭ к обследованию по п. 26.
30. В целях установления соответствия конструкции, компоновки изделия паспортным данным проводится идентификация оборудования, подлежащего экспертному обследованию, по имеющейся эксплуатационной, конструкторской документации и данным бухгалтерского учета. При этом также обращается внимание на наличие на оборудовании табличек, выполненных по ГОСТ 12969-67, ГОСТ 12971-67, с товарным знаком завода-изготовителя, на которых указываются:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение электровоза;
- заводской порядковый номер;
- год и месяц изготовления.
При идентификации оборудования проверяется его комплектность, а также его соответствие эксплуатационной документации. Электровоз должен быть укомплектован необходимым оборудованием и иметь электрическую схему, соответствующую эксплуатационной документации.
Произведенные во время эксплуатации и капитального ремонта конструктивные изменения электровозов, а также изменения электрических схем должны осуществляться по утвержденной технической документации с оформлением в соответствии с требованиями Положения о порядке изменений конструкций отдельных экземпляров оборудования, используемого на угольных и сланцевых шахтах (РД 05-447-02), утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 28.06.02 N 40.
Все внесенные в процессе эксплуатации изменения в электрической части должны быть своевременно отражены в схемах, чертежах и т.п. с указанием даты внесения и наличием подписи ответственного за электрохозяйство эксплуатирующей организации.
В случае отсутствия фирменных табличек на оборудовании РЭ в обозначенных местах должны быть прикреплены их дубликаты с указанием заводского номера.
31. Экспертное обследование РЭ проводится в локомотивном депо (подземном гараже) предприятия. Если в депо (гараже) нет возможности определить параметры безопасности, обследование проводится на месте эксплуатации.
При этом также производится оценка оснащенности депо (гаража) средствами технического обслуживания и ремонта электровозов.
32. Экспертное обследование РЭ состоит из этапов:
- проверка состояния РЭ (ходовой части, рамы, тормозной системы, электрооборудования);
- составление ведомости дефектов;
- оформление результатов обследования.
В зависимости от результатов обследования, полноты и достоверности представленных результатов назначаются дополнительные испытания, проверки, в том числе и неразрушающий контроль. Целесообразность их проведения определяется экспертами (ведущими экспертами), проводящими обследование.
33. При проверке состояния РЭ устанавливается наличие предупредительных табличек и надписей, устройств заземления нетоковедущих частей, средств пожаротушения, защитных кожухов, пломб на съемных узлах аппаратуры, укомплектованность электровоза инвентарными средствами постановки на рельсы локомотива и вагонеток состава.
34. В общем случае программой экспертного обследования РЭ предусматривается применение следующих методов технической диагностики в такой последовательности:
- неразрушающий контроль (далее - НК);
- испытания.
Методы неразрушающего контроля:
- визуальный и измерительный контроль (далее - ВИК);
- магнитопорошковый контроль (далее - МК);
- контроль проникающими веществами (далее - ПВК);
- ультразвуковой контроль (далее - УК).
УК позволяет обнаруживать поверхностные и внутренние плоскостные (трещины) и объемные дефекты, определять координаты и расположение дефекта в детали.
МК позволяет определять наличие трещин у поверхности, расслоений, различных включений, находящихся на небольшой глубине.
ПВК позволяет определять наличие трещин, характер их развития по поверхности детали.
НК выполняется организацией, имеющей лабораторию, аттестованную в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля (ПБ 03-372-00), утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.2000 N 29, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 25.07.2000, регистрационный N 2324.
Неразрушающий контроль должен проводиться с использованием стандартных средств измерений и контроля, отвечающих требованиям Государственной системы обеспечения единства измерений (далее - ГСИ), а также с использованием правил статистической обработки данных. Для исключения возможности попадания в эксплуатацию деталей и узлов с недопустимыми дефектами подозрительные места проверяются не менее трех раз.
35. При ВИК определяются общее состояние всех составных частей и механизмов, состояние крепежных и сварных соединений, наличие и величина деформаций, отклонений, износа (в том числе коррозионного), механических повреждений.
Визуальный и измерительный контроль элементов РЭ (металлических конструкций) проводится в целях выявления изменений их формы, поверхностных дефектов в материале и соединениях (в том числе сварных) деталей, наплавках, образовавшихся в процессе эксплуатации трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, деформаций, ослаблений болтовых и заклепочных соединений и пр.
Визуальный и измерительный контроль проводится в соответствии с Инструкцией по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03), утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 11.06.03 N 92, зарегистрированным Минюстом России 20.06.03, регистрационный N 4782.
При визуальном контроле технического состояния производят:
- внешний осмотр элементов РЭ;
- проверку наличия и качества смазки в шарнирных соединениях и подшипниках;
- проверку качества затяжки элементов крепления механизмов;
- оценку степени коррозии элементов;
- выявление расслоений основного металла;
- проверку отсутствия (наличия) люфтов шарнирных соединений;
- осмотр пальцев и проушин шарнирных соединений;
- визуальный контроль болтовых, заклепочных и сварных соединений;
- проверку отсутствия (наличия) механических повреждений поверхностей;
- проверку отсутствия (наличия) изменений формы элементов конструкций (деформированные участки, коробление, провисание и другие отклонения от первоначального расположения);
- проверку соответствия регулировки составных частей механизмов требованиям эксплуатационной и нормативной документации;
- проверку отсутствия (наличия) трещин и других поверхностных дефектов в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками наличия которых являются шелушение краски, местная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.
При обнаружении признаков трещин в металлической конструкции или сварном шве подозрительные места подвергают дополнительной проверке с помощью измерительного микроскопа, методами НК.
Контроль соединительных элементов металлических конструкций - осей, пальцев и т.п. - следует начинать с проверки наличия и состояния фиксирующих элементов, а затем осей (пальцев) и посадочных гнезд. Наличие люфтов в шарнирных соединениях определяют визуально в процессе эксплуатации оборудования по характерным признакам (толчки, удары и пр.).
Хомуты должны быть плотно установлены на полную глубину кольцевых проточек осей. Болты хомутов должны быть надежно затянуты и застопорены контргайками. Болты стопорных планок застопорены проволокой.
Все металлические ограждения, предусмотренные технической документацией, должны быть установлены и находиться в исправном техническом состоянии (надежно закреплены, отрегулированы по высоте, не загромождены и не иметь подтеков масла и смазки).
Методом ВИК определяют также утечки масла из корпусов редукторов и через уплотнения. При небольших утечках масла для выявления мест утечки используется контроль проникающими веществами - течеискание (ПВТ), в том числе люминесцентный. Для этого участки корпуса тщательно очищают от масла и пыли, смазывают люминесцентной жидкостью и освещают кварцевой лампой со светофильтром УФС. Места течи выделяются по характерному блеску. Состав люминесцентной жидкости следующий: 10% трансформаторного масла, 80% керосина и 10% магнезиевой пудры.
Визуальный контроль следует проводить с применением лупы 6 - 10-кратного увеличения. Все выявленные дефекты должны быть отражены в рабочей карте обследования.
Повреждения, близкие к предельным, выявленные в результате визуального контроля, должны быть измерены. Необходимость измерения износа и степени выкашивания зубьев шестерен и колес зубчатых передач редукторов определяется по повышенному шуму, вибрации при работе механизма и (или) повышению температуры нагрева корпуса.
При измерительном контроле состояния конструкций и сварных соединений определяют:
- качество соединений элементов металлических конструкций, выявление ослабленных болтовых и заклепочных соединений;
- величины деформаций конструкций и отдельных поврежденных элементов (при наличии);
- размеры механических повреждений конструкций;
- размеры деформированных участков материала конструкций и сварных соединений, в том числе длину, ширину и глубину вмятин, выпучин;
- глубину коррозионных язв и размеры зон коррозионного повреждения, включая их глубину;
- измерение износа пальцев и проушин шарнирных соединений.
36. При обнаружении признаков наличия трещин в металлических конструкциях или сварных швах при визуальном и измерительном контроле места обнаружения подвергают дополнительной проверке с помощью одного из методов НК:
- УК;
- МК;
- ПВК.
Оборудование и приборы перед проведением НК должны быть проверены в установленном порядке.
37. При УК к контролируемой детали (участку) должен быть обеспечен доступ с источником и преобразователем излучения, на пути излучения не должны находиться посторонние элементы конструкции. При необходимости узел подвергается полной или частичной разборке.
При проведении УК, при котором перемещается преобразователь, поверхность деталей не должна иметь неровностей, с нее должны быть удалены окалина, ржавчина, брызги металла, загрязнения. Зона сканирования должна обеспечивать возможность полного прозвучивания контролируемого объема детали.
При ультразвуковой толщинометрии подготавливаемая площадь мест измерений должна быть не менее площади контактной поверхности преобразователей, используемых при контроле. После этого на предварительно подготовленную поверхность детали наносится контактная смазка.
Методика УК деталей горношахтного оборудования приведена в ГОСТ 12503-75. Сталь. Методы ультразвукового контроля. Общие требования, а также в руководствах по применению дефектоскопов.
38. Применение метода ПВК позволяет определять наличие трещин, характер их развития по поверхности детали, а также определить негерметичные места оборудования.
Данный метод наряду с простотой обеспечивает высокую чувствительность и наглядность результатов, обеспечивает контроль деталей любых размеров и сложности. Методика применения ПВК приведена в книге Калиничина Н.П. и Кулешовой Г.П. Неразрушающий контроль. Капиллярный метод (НИИ Интроскопии. - М., 2002. - 101 с.).
39. Обнаруженные при НК недопустимые дефекты должны быть устранены или исправлены. Устранять дефекты необходимо без снижения регламентированного запаса прочности для конкретной детали, после чего этот участок контролируется повторно. Кроме этого можно исправлять дефектные участки, обнаруженные при визуальном контроле и НК отливок, сварных соединений.
Детали, в которых при визуальном контроле обнаружены поверхностные дефекты, допускаются к неразрушающему контролю только после их устранения (исправления). Дефекты устраняют механически, снимая металл напильниками, шаберами, шлифмашинкой, обрабатывая на станках по всей протяженности дефекта, обеспечивая плавный переход к неповрежденной поверхности детали.
40. Проверка состояния электрооборудования должна включать следующее:
- проверка соответствия уровня взрывозащиты электрооборудования установленным требованиям;
- внешний осмотр электрооборудования и проведение необходимых для анализа работоспособности измерений (проверок);
- оценку соответствия установленного электрооборудования эксплуатационной документации и нормам безопасности;
- контрольную проверку работоспособности электрооборудования и испытания.
В процессе экспертного обследования технического состояния электрооборудования осуществляются следующие проверки:
- сопротивление изоляции;
- напряжения в сети (при необходимости).
41. Рекомендуемый перечень средств измерений, используемых при проведении измерительного контроля и НК, приведен в Приложении N 3.
42. Проверка соответствия обследуемого оборудования действующей нормативной документации (с учетом даты изготовления РЭ и введения в действие НД):
- Нормы безопасности на основное горнотранспортное оборудование для угольных шахт (РД 05-325-99);
- Правила безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03);
- Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом (ПБ 03-553-03);
- ГОСТ 12.2.106-85. ССБТ. Машины и механизмы, применяемые при разработке рудных, нерудных и рассыпных месторождений полезных ископаемых. Общие гигиенические требования и методы оценки;
- ГОСТ 12.2.112-86. ССБТ. Транспорт рудничный электровозный. Общие требования безопасности к подвижному составу.
Кроме этого производится проверка соответствия составных частей и систем РЭ критериям предельных состояний (Приложение N 4). Приведенный перечень составных частей и систем, а также критерии их предельных состояний могут быть уточнены или дополнены в период анализа эксплуатационной и ремонтной документации исходя из особенностей конструкции обследуемого электровоза.
43. Все выявленные несоответствия обследуемого оборудования нормативной, эксплуатационной и конструкторской документации регистрируются в рабочей карте обследования.
V. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ
44. Результаты экспертизы РЭ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета, протокола или акта (Приложения N 5 и N 6). Руководитель группы (ведущий эксперт) обобщает результаты и составляет проект экспертного заключения на РЭ в целом.
Заключение экспертизы должно содержать:
- наименование заключения экспертизы;
- данные о заказчике;
- цель экспертизы;
- вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности РЭ;
- перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
- сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных и др.), с указанием объема материалов, их шифр, номер, марку и другую индикацию, необходимую для идентификации;
- краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
- результаты проведенной экспертизы;
- заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих (корректирующих) мероприятий;
- приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной, технической и методической документации.
Результаты визуально-измерительного контроля РЭ, неразрушающего контроля, испытаний оформляются в виде актов и протоколов и утверждаются руководителем экспертной организации по форме, принятой в экспертной организации. Оформленные в надлежащем порядке акты и протоколы подшиваются к Заключению промышленной безопасности и являются его неотъемлемой частью.
По результатам экспертизы принимается одно из решений:
- продолжение эксплуатации на установленных параметрах;
- продолжение эксплуатации с ограничением параметров;
- ремонт;
- доработка (реконструкция);
- вывод из эксплуатации.
Указанное решение принимается методом экспертной оценки технического состояния РЭ, количества дефектов, интенсивности отказов и выхода из строя составных частей РЭ, наличия и оснащенности ремонтной базы в эксплуатирующей организации, экономической целесообразности принимаемого решения и т.п.).
45. Заказчику направляется копия проекта заключения экспертизы, а также ведомость дефектов (перечень выявленных в процессе экспертизы недостатков). Форма ведомости дефектов приведена в Приложении N 7.
В соответствии с указанным перечнем эксплуатирующая организация разрабатывает план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе экспертизы РЭ (Приложение N 8), который согласовывается с экспертной организацией и территориальным органом Службы.
План мероприятий выполняет эксплуатирующая организация или другая по ее поручению (заказу).
О выполнении плана руководитель эксплуатирующей организации обязан официально уведомить руководителя экспертной организации. Ведущий эксперт (группа экспертов) проверяет выполнение и при положительных результатах проверки в соответствующей графе своей росписью подтверждает выполнение.
46. Утверждение экспертного заключения производится в порядке, установленном Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98).
47. По окончании экспертизы ее заказчику (эксплуатирующей организации) передается (направляется) подписанный руководителем экспертной организации подлинный экземпляр заключения с приобщенными к нему первыми экземплярами соответствующих актов и протоколов.
48. После окончания экспертизы в формуляр (паспорт) вносится запись о ее результатах (с указанием даты и номера заключения), которую удостоверяет руководитель экспертной группы. При наличии дефектов РЭ, выявленных при экспертизе, эта запись вносится после выполнения плана корректирующих мероприятий.
49. Копия экспертного заключения с приобщенными к ней копиями актов и протоколов хранится в экспертной организации до вывода электровоза из эксплуатации.
VI. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТНОЙ
ГРУППОЙ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РУДНИЧНЫХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ
50. Специалисты, проводящие экспертизу КУ, должны пройти обучение и аттестацию по промышленной безопасности в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007), утвержденным Приказом Службы от 29.01.07 N 37, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 22.03.07, регистрационный N 9133.
51. Перед проведением практических работ, предусмотренных процедурой экспертизы, все члены экспертной группы обязаны получить от уполномоченного представителя эксплуатирующей организации инструктаж по мерам безопасности. При выполнении работ в подземных условиях шахты (рудника) члены экспертной группы в установленном порядке должны быть ознакомлены с системой вентиляции и запасными выходами из шахты (рудника).
52. При проведении практических работ, предусмотренных процедурой экспертизы, все члены экспертной группы должны соблюдать требования действующей НД по безопасности:
- Системы стандартов по безопасности труда;
- Правила безопасности в угольных шахтах;
- Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом;
- Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями;
- Правил пожарной безопасности;
- Правил эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП);
- Правил устройства электроустановок (ПУЭ).
53. Работы по обследованию металлоконструкций РЭ допускается проводить только после полной остановки машины, блокировки пусковых аппаратов, принятия мер против самопроизвольного скатывания электровоза.
54. Разборку и сборку оборудования необходимо производить с использованием специального инструмента и приспособлений, грузоподъемных и транспортных средств в соответствии с Правилами безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. Снятые при разборке детали укладывают на специальные приспособления, обеспечивающие их устойчивое положение, удобство проведения работ и исключающие их падение. Должно быть обеспечено устойчивое положение дефектоскопического оборудования.
55. При обследовании РЭ должны применяться исправные СИ в соответствии с руководствами по их применению. При отсутствии СИ во взрывобезопасном исполнении допускается применение приборов в рудничном нормальном или общепромышленном исполнении в соответствии с действующими отраслевыми правилами безопасности при условии разработки эксплуатирующей организацией специальных мероприятий.
56. При невозможности проверки в закрытых помещениях дефектоскопия деталей может производиться на открытом воздухе. При этом для того, чтобы не снижалась достоверность и надежность контроля, дефектоскопия деталей должна производиться в сухую безветренную погоду при температуре окружающего воздуха не ниже +5 °C.
57. Управлять движением оборудования РЭ в ходе обследования должны работники эксплуатирующей организации, назначенные администрацией. Присутствие посторонних лиц в зоне воздействия обследуемого оборудования не допускается.
58. Все постоянные ограждения вращающихся частей, снятые при проведении обследования, должны устанавливаться на место по мере окончания работ.
59. При экспертном обследовании РЭ необходимо соблюдать режим труда и отдыха, особенно при работе с приборами УК. Параметры ультразвука, действующего на оператора во время работы, и уровень шума на рабочих местах не должны превышать величин, регламентированных соответствующими нормативными документами.
60. Руководитель эксплуатирующей организации назначает должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасных условий труда экспертной группы.
61. Руководитель экспертной группы является ответственным за соблюдение членами этой группы установленных требований безопасности.
Приложение N 1
ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Дефект - каждое отдельное несоответствие рудничного электровоза, узла, элемента требованиям рабочей документации или НД.
Исправное состояние - состояние рудничного электровоза, при котором он соответствует требованиям НД и КД.
Неисправное состояние - состояние рудничного электровоза, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований НД или КД.
Предельное состояние - состояние рудничного электровоза, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Критерий предельного состояния (КПС) - признак или совокупность признаков предельного состояния рудничного электровоза, установленные НД и (или) КД.
Техническая документация - совокупность документов, используемых для организации и осуществления производства, испытаний, эксплуатации и ремонта продукции.
Эксплуатационная документация - часть технической документации, используемая для организации и осуществления эксплуатации, ремонта и испытаний, которая поставляется заводом-изготовителем вместе с рудничным электровозом, включающая паспорт, техническое описание и инструкцию (руководство) по эксплуатации, инструкцию по монтажу и т.п.
Ресурс - суммарная наработка рудничного электровоза от начала его эксплуатации или возобновления его эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.
Срок службы нормативный - календарная продолжительность эксплуатации до достижения ресурса базовыми частями рудничного электровоза, записанная в паспорте, либо установленная НД.
Эксперт - аттестованный в установленном порядке специалист, осуществляющий экспертизу промышленной безопасности.
Эксплуатация - стадии жизненного цикла рудничного электровоза до его списания, в процессе которых реализуются, поддерживаются и восстанавливаются его качества и которые включают: использование рудничного электровоза по назначению, его транспортирование, хранение, монтаж (демонтаж), техническое обслуживание и ремонт.
Снятие с эксплуатации - событие, фиксирующее невозможность или нецелесообразность дальнейшего использования по назначению и ремонта рудничного электровоза, документально оформленное в установленном порядке.
Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности рудничного электровоза при использовании по назначению.
Приложение N 2
ФОРМА РАБОЧЕЙ КАРТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ РУДНИЧНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА,
принадлежащего _________ тип машины _______ зав. N ___
Приложение N 3
СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ (СИ) И ИНСТРУМЕНТЫ, ТРЕБУЮЩИЕСЯ
ДЛЯ ЭКСПЕРТНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РУДНИЧНЫХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ
Приложение N 4
КРИТЕРИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
И СИСТЕМ РУДНИЧНЫХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ
Приложение N 5
Приложение N 6
ПОЯСНЕНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ АКТА ВИЗУАЛЬНОГО
И (ИЛИ) ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
1. В п. 1 указываются вид контроля - визуальный, измерительный, а также наименование контролируемого объекта (деталь, составная часть, конструкция), выборка дефектного участка в материале и (или) сварном соединении, а также наименование и (или) шифры нормативного документа, регламентирующего требования к оценке качества контролируемого объекта при визуальном и измерительном контроле.
2. При контроле заклепочных и сварных соединений в п. 1 указываются схемы расположения соединений, а также размеры деталей соединения (диаметр, толщина).
При контроле выборок дефектных мест указываются наименование и размеры объекта (диаметр, толщина), а также расположение выборки.
3. В п. 2 указываются все отступления от норм нормативно-технической документации, выявленные при контроле конкретных объектов (элементов конструкции, участков, соединений и пр.), в привязке их к номерам рабочей карты обследования.
Приложение N 7
Приложение N 8