"Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики на 2022 год"
Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 8 апреля 2022 г. N 112
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА 2022 ГОД
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного энергетического надзора
в сфере электроэнергетики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в сфере электроэнергетики на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);
Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1085 (далее - Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре);
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
приказа Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287).
Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений в процессе осуществления деятельности в сфере электроэнергетики, обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора в сфере электроэнергетики.
Федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики осуществляется в 8 федеральных округах Российской Федерации, включающих 85 субъектов Российской Федерации.
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций составляет (по состоянию на 1 января 2022 г.) 891 516, в том числе потребителей электроэнергии - 543 418.
Тепловых электростанций
-
506
Газотурбинных (газопоршневых) электростанций
-
448
Малых (технологических) электростанций
-
21 600
Гидроэлектростанций
-
161
Электрических подстанций
-
923 263
Линий электропередачи всего
-
4 918 145,76 км
в том числе:
напряжением до 1 кВ
-
2 515 239,89 км
напряжением от 1 кВ до 110 кВ
-
2 166 548,32 км
напряжением 220 кВ и выше
-
236 357,55 км
1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности
На официальном интернет-портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора).
Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Данные о проведении мероприятий по профилактике
нарушений обязательных требований в области федерального
государственного энергетического надзора в сфере
электроэнергетики за 2020 год и 2021 год
(по состоянию на 1 января 2022 г.)
N п/п
Наименование мероприятия
Количество мероприятий
2020
2021
1.
Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений.
1 <*>
7 <*>
2.
Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов)
2
2
3.
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
1624
2 305
--------------------------------
<*> Заместитель руководителя Ростехнадзора принял участие в публичных мероприятиях по разъяснению обязательных требований, в том числе в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа, и пути их снижения (исключения)
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики прежде всего направлены на информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований в указанной сфере деятельности, в том числе разъяснение обязательных требований, ознакомление с результатами правоприменительной практики и основными типовыми нарушениями (с целью дальнейшего их исключения). Конечной целью является снижение на объектах энергетики аварийности и несчастных случаев со смертельным исходом.
С целью снижения уровня смертельного травматизма субъектам электроэнергетики, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим энергоустановки, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, следует обратить особое внимание на:
доведение до работников материалов анализов несчастных случаев на энергоустановках, подконтрольных органам Ростехнадзора, при проведении всех видов занятий и инструктажей по охране труда;
повышение уровня организации производства работ на электрических установках, исключение допуска персонала к работе без обязательной проверки выполнения организационных и технических мероприятий при подготовке рабочих мест;
обеспечение проверки знаний персонала нормативных правовых актов по охране труда при эксплуатации электроустановок; недопущение персонала, не прошедшего проверку знаний, к работам в электроустановках;
обеспечение установленного порядка содержания, применения и испытания средств защиты;
повышение производственной дисциплины, а также усиление контроля за выполнением мероприятий, обеспечивающих безопасность работ;
повышение уровня организации работ по монтажу, демонтажу, замене и ремонту энергооборудования;
недопущение персонала к проведению работ в особо опасных помещениях и помещениях с повышенной опасностью без электрозащитных средств.
С целью снижения уровня аварийности субъектам электроэнергетики, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим энергоустановки, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, следует исключить случаи:
несоблюдения сроков и невыполнения в требуемых объемах технического обслуживания и ремонта оборудования и устройств;
неисправности релейной защиты и автоматики, износа оборудования в процессе длительной эксплуатации;
неправильной работы средств режимной и аварийной автоматики из-за проектных ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудования;
неквалифицированных действий обслуживающего персонала;
производственных дефектов оборудования, приводящих к механическим повреждениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целями реализации Программы являются:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации Программы являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
г) повышение уровня правовой грамотности должностных лиц поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
СРОКИ (ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения отражаются в плане-графике реализации профилактических мероприятий, разрабатываемом и утверждаемом территориальным органом Ростехнадзора, согласно таблице N 2.
Таблица N 2
Перечень
профилактических мероприятий при осуществлении федерального
государственного энергетического надзора
в сфере электроэнергетики
N п/п
Профилактическое мероприятие
Сроки (периодичность) проведения
Ответственные исполнители
Пояснения по порядку реализации
1.
Информирование
1.1.
Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах)
Постоянно
Территориальные органы Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора)
Статья 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункт 27 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре
Ответственные за подготовку документов - отделы Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора)
2.
Обобщение правоприменительной практики
2.1.
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
До 20 января 2023 года
Территориальные органы Ростехнадзора
Статья 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункт 28 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре;
приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287
2.2.
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
До 30 января 2023 года
Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора
2.3.
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год на официальном сайте Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений, а также направление для общественного обсуждения в Общественный совет при Ростехнадзоре, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в Российский союз промышленником и предпринимателей, в Общероссийскую организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", в Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
До 25 февраля 2023 года
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
2.4.
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за 2022 год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений
До 25 февраля 2023 года
Территориальные органы Ростехнадзора
2.5.
Утверждение руководителем Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике за 2022 год и его размещение на официальном сайте Ростехнадзора
До 1 апреля 2023 года
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
2.6.
Утверждение руководителем территориального органа Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике за 2022 год и его размещение на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора
До 1 апреля 2023 года
Территориальные органы Ростехнадзора
2.7.
Проведение публичных мероприятий по обсуждению вопросов правоприменительной практики за 2022 год
Ежегодно в соответствии с утвержденным руководителем Ростехнадзора планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.
Информация размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов
Территориальные органы Ростехнадзора с участием представителей центрального аппарата Ростехнадзора. Ответственный за размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора - Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора. Ответственный за размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора - структурное подразделение территориального органа Ростехнадзора
2.8.
Направление отчета о проведении публичного мероприятия в адрес Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
Не позднее двух недель с даты проведения публичного мероприятия
Территориальные органы Ростехнадзора
3.
Объявление предостережения
3.1.
Объявление предостережения (в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
Постоянно
Территориальные органы Ростехнадзора
Статья 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 29 - 31 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре
4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Показатели результативности и эффективности программы профилактики определяются исходя из перечня мероприятий, установленных Положением о федеральном государственном энергетическом надзоре. Их сравнение по годам приведено в таблице N 3.
Таблица N 3
Показатели результативности и эффективности Программы
N п/п
Профилактическое мероприятие
2020 г.
2021 г.
Прогноз на 2022 г.
1.
Информирование
100%
100%
100%
2.
Обобщение правоприменительной практики
100%
100%
100%
3.
Объявление предостережения
1624
2 305
+ 5% к показателям прошлого года