"Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2022 год"
Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 29 декабря 2021 г. N 469
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НА 2022 ГОД
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного надзора в области промышленной безопасности
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 27 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Ростехнадзор и его территориальные органы (далее - надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности.
Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
По состоянию на 30 сентября 2021 г. под надзором Ростехнадзора и его территориальных органов находилось 178 946 опасных производственных объектов (далее - ОПО), в том числе:
2 111 - ОПО I класса опасности;
7 719 - ОПО II класса опасности;
94 908 - ОПО II класса опасности;
74 208 - ОПО IV класса опасности.
За 9 месяцев 2021 года надзорными органами на ОПО проведено 42 554 проверки, в том числе 9 669 плановых, 22 865 внеплановых и 10 020 в рамках режима постоянного государственного надзора.
В ходе проведенных проверок выявлено 182 018 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 22 213 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму более 1 163 502 тыс. рублей. В 4 088 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
В том числе:
1.1.1. В металлургической промышленности
За 9 месяцев 2021 года на опасных производственных объектах металлургической промышленности проведено 634 проверки, в том числе 278 плановых, 213 внеплановых и 143 в рамках режима постоянного государственного надзора.
В ходе проведенных проверок выявлено 5 406 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 547 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 32 721 тыс. рублей. В 78 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
1.1.2. При эксплуатации оборудования, работающего
под избыточным давлением
За 9 месяцев 2021 года в отношении объектов, на которых эксплуатируется оборудование, работающее под избыточным давлением, проведено 4 350 проверок, в том числе 1 550 плановых, 2 668 внеплановых и 132 в рамках режима постоянного государственного надзора.
В ходе проведенных проверок выявлено 26 588 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 2 148 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 118 266 тыс. рублей. В 591 случае применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
1.1.3. В области надзора за опасными производственными
объектами, на которых используются подъемные сооружения
Опасные производственные объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, в соответствии с подпунктом 2 приложения 2 Федерального закона от 27 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" относятся к опасным производственным объектам IV класса опасности (опасные производственные объекты низкой опасности). Законодательством Российской Федерации не предусмотрено проведение плановых проверок в отношении опасных производственных объектов IV класса опасности.
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) за опасными производственными объектами, на которых используются подъемные механизмы, за 9 месяцев 2021 года проведено 5 167 проверок, в том числе 228 плановых, 4 860 внеплановых и 79 в рамках режима постоянного государственного надзора.
В ходе проведенных проверок выявлено 11 245 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 1 326 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 67 521 тыс. рублей. В 669 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
1.1.4. В области надзора в угольной промышленности
За 9 месяцев 2021 года на опасных производственных объектах угольной промышленности проведено 4 588 проверок, в том числе 146 плановых, 137 внеплановых и 4 305 в рамках режима постоянного государственного надзора.
В ходе проведенных проверок выявлено 36 622 нарушения требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 5 644 административных наказания. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 186 885 тыс. рублей. В 16 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
1.1.5. В области надзора за опасными
производственными объектами химического комплекса,
предприятий оборонно-промышленного комплекса, хранения
и переработки растительного сырья
За 9 месяцев 2021 года на опасных производственных объектах:
химического комплекса - проведено 2 065 проверок, в том числе 662 плановые и 543 внеплановые и 860 в рамках режима постоянного государственного надзора. В ходе проведенных проверок выявлено 12 733 нарушения требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 1 299 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 94 126 тыс. рублей. В 158 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения);
оборонно-промышленного комплекса - проведено 618 проверок, в том числе 62 плановых, 72 внеплановых и 484 в рамках режима постоянного государственного надзора. В ходе проведенных проверок выявлено 2 807 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 241 административное наказание. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 15 726 тыс. рублей. В 15 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения);
транспортирования опасных веществ - проведено 402 проверки, в том числе 242 плановых, 127 внеплановых и 33 в рамках режима постоянного государственного надзора. В ходе проведенных проверок выявлено 1 311 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 164 административных наказания. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 6 386 тыс. рублей. В 33 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения);
хранения и переработки растительного сырья - проведено 550 проверок, в том числе 352 плановых и 198 внеплановых. В ходе проведенных проверок выявлено 5 143 нарушения требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 564 административных наказания. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 31 549 тыс. рублей. В 176 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
1.1.6. В области надзора за объектами
нефтегазового комплекса
За 9 месяцев 2021 года на опасных производственных объектах:
нефтегазодобычи - проведено 1375 проверок, в том числе 287 плановых, 346 внеплановых и 742 в рамках режима постоянного государственного надзора. В ходе проведенных проверок выявлено 6 613 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 912 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 74 336 тыс. рублей. В 143 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения);
нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности - проведено 2 186 проверок, в том числе 481 плановая, 647 внеплановых и 1 058 в рамках режима постоянного государственного надзора. В ходе проведенных проверок выявлено 9 207 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 1 352 административных наказания. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 118 653 тыс. рублей. В 154 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения):
магистрального трубопроводного транспорта - проведено 1 984 проверки, в том числе 401 плановая, 608 внеплановых и 975 в рамках режима постоянного государственного надзора. В ходе проведенных проверок выявлено 6 680 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 854 административных наказания. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 32 683 тыс. рублей. В 27 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения);
газораспределения и газопотребления - проведено 16 260 проверок, в том числе 4 212 плановых, 12 042 внеплановых и 6 в рамках режима постоянного государственного надзора. В ходе проведенных проверок выявлено 48 230 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 5 692 административных наказания. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 284 562 тыс. рублей. В 1 910 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
1.1.7. В области надзора в горнорудной
и нерудной промышленности
За 9 месяцев 2021 года на опасных производственных объектах горнорудной и нерудной промышленности проведено 1738 проверок, в том числе 475 плановых, 257 внеплановых и 1 006 в рамках режима постоянного государственного надзора.
В ходе проведенных проверок выявлено 7008 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 1 136 административных наказаний. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 74 624 тыс. рублей. В 87 случаях применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
1.1.8. В области надзора за производством, хранением
и применением взрывчатых материалов промышленного назначения
За 9 месяцев 2021 года на опасных производственных объектах производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения проведено 637 проверок, в том числе 293 плановые, 147 внеплановых и 197 в рамках режима постоянного государственного надзора.
В ходе проведенных проверок выявлено 2 425 нарушений требований промышленной безопасности. На нарушителей обязательных требований наложено 334 административных наказания. По результатам проведенных проверок наложено административных штрафов на общую сумму 25 462 тыс. рублей. В 31 случае применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности
На официальном интернет-портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора.
Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности приведены в таблице 1.
Таблица 1
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований в области промышленной безопасности
за 2020 год и 9 месяцев 2021 года
Наименование мероприятия
2020
2021
(9 мес.)
Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений:
проведено онлайн консультирований, раз
312
1 997
опубликовано обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения в сети Интернет, ед.
11
7
Подготовлено руководств по соблюдению обязательных требований, ед.
12
11
Проведено публичных мероприятий по разъяснению обязательных требований, в том числе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований (конференций, семинаров, вебинаров, заседаний рабочих групп, совещаний и др.), ед.
25
26
Проведено профилактических бесед в ходе контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, ед.
7 105
5 258
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего, ед.
5 162
4 088
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена
программа профилактики
За 9 месяцев 2021 года на поднадзорных ОПО произошло 82 аварии, в том числе 30 аварий со смертельным исходом. В результате аварий пострадал 261 человек, из них 69 работников погибло.
1.3.1. Надзор в металлургической промышленности
На предприятиях металлургической промышленности в 2020 году и за 9 месяцев 2021 года зарегистрировано:
2020 год
9 месяцев 2021 года
Аварии
3
3
Несчастные случаи со смертельным исходом
9
6
Основными травмирующими факторами смертельных несчастных случаев явились: воздействие технологических газов и вращающихся и движущихся частей оборудования, обрушение конструкций, оборудования, материалов, термические ожоги.
Основные причины смертельных случаев: низкий уровень производственного контроля, нарушение технологического процесса, нарушение трудового распорядка и дисциплины труда, неудовлетворительная организация производства работ.
1.3.2. Надзор в области промышленной
безопасности при эксплуатации оборудования, работающего
под избыточным давлением
На объектах, на которых эксплуатируется оборудование, работающее под избыточным давлением, в 2020 году и за 9 месяцев 2021 года зарегистрировано:
2020 год
9 месяцев 2021 года
Аварии
7
4
Несчастные случаи со смертельным исходом
3
1
Основными причинами аварий и несчастных случаев являются:
отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны руководства организации - владельца опасного производственного объекта и ответственных лиц;
отсутствие назначенных инженерно-технических работников;
привлечение к производству работ персонала, не имеющего необходимой квалификации;
отсутствие на объекте проектов производства работ, правил производства работ, должностных и производственных инструкций;
несвоевременное проведение плановых осмотров, ремонтов и технических освидетельствований;
значительный износ оборудования.
1.3.3. Надзор за опасными производственными объектами,
на которых используются подъемные сооружения
На объектах, на которых эксплуатируются подъемные сооружения, в 2020 году и за 9 месяцев 2021 года зарегистрировано:
2020 год
9 месяцев 2021 года
Аварии
35
30
Несчастные случаи со смертельным исходом
28
19
Основными причинами аварий и несчастных случаев являются:
отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны руководства организации - владельца опасного производственного объекта и ответственных лиц;
отсутствие назначенных инженерно-технических работников;
привлечение к производству работ персонала, не имеющего необходимой квалификации;
отсутствие на объекте проектов производства работ, правил производства работ, должностных и производственных инструкций;
несвоевременное проведение плановых осмотров, ремонтов и технических освидетельствований;
значительный износ оборудования.
1.3.4. Надзор в угольной промышленности
На объектах угольной промышленности в 2020 году и за 9 месяцев 2021 года зарегистрировано:
2020 год
9 месяцев 2021 года
Аварии
3
2
Несчастные случаи со смертельным исходом
15
12
Основными причинами нарушения обязательных требований и (или) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
ослабление производственного контроля;
снижение контроля за безопасными способами производства работ со стороны должностных лиц;
привлечение к работам на опасных производственных объектах персонала без соответствующей квалификации;
высокая степень износа основных фондов;
несоблюдение сроков диагностирования технических устройств, зданий и сооружений.
1.3.5. Надзор за опасными производственными объектами
химического комплекса, предприятий оборонно-промышленного
комплекса, хранения и переработки растительного сырья
2020 год
9 месяцев 2021 года
Аварии
10
12
Несчастные случаи со смертельным исходом
8
17
Основными причинами аварий и несчастных случаев являются:
грубые нарушения при подготовке и проведении газоопасных, огневых, ремонтных работ, режимов ведения технологических процессов;
отсутствие должного производственного контроля за эксплуатацией опасных производственных объектов как руководящим составом предприятий, так и должностными лицами, ответственными за осуществление производственного контроля;
недостаточный уровень квалификации и профессиональной подготовки персонала;
несоблюдение нормативных требований по безопасности и требований производственной документации;
низкий уровень исполнительской дисциплины;
продолжающееся старение основных фондов, несвоевременная замена физически изношенного технологического оборудования.
1.3.6. В области надзора за объектами
нефтегазового комплекса
На объектах нефтегазового комплекса в 2020 году и за 9 месяцев 2021 года зарегистрировано:
2020 год
9 месяцев 2021 года
Аварии
44
33
Несчастные случаи со смертельным исходом
17
14
Основными причинами аварий и несчастных случаев являются:
ошибки персонала эксплуатирующих и сервисных организаций при бурении и капитальном ремонте скважин, эксплуатации компрессорных установок, при техническом обслуживании и ремонте основного технологического и вспомогательного оборудования, в том числе связанных с выполнением огневых и газоопасных работ;
физический износ оборудования явился основной причиной разгерметизации и разрушения технических устройств при производстве ремонтных работ, в том числе, связанных с выполнением огневых и газоопасных работ;
механические повреждения наружных газопроводов вследствие воздействия посторонних лиц и организаций при производстве земляных работ в границах охранной зоны газопроводов и магистральных трубопроводов.
1.3.7. В области надзора за объектами горнорудной
и нерудной промышленности
На предприятиях горнодобывающей промышленности в 2020 году и за 9 месяцев 2021 года зарегистрировано:
2020 год
9 месяцев 2021 года
Аварии
4
2
Несчастные случаи со смертельным исходом
0
5
Основными причинами аварий и несчастных случаев являются:
неудовлетворительная организация работ, производство работ в отсутствие проектной и технологической документации, регламентов, паспортов либо недостаточность проектных и технологических решений;
нарушения технологии ведения работ, не соблюдаются полнота и последовательность исполнения производственных операций;
низкий уровень производственного контроля, не поддерживается безопасность рабочих мест, исправность эксплуатируемых зданий и сооружений, технических, устройств, оснащение персонала средствами индивидуальной защиты;
нарушения трудового распорядка и дисциплины труда самовольное грубое нарушение пострадавшими требований промышленной безопасности, в том числе в состоянии алкогольного опьянения;
низкий уровень знания требований норм и правил безопасности, допуск к работе исполнителей несоответствующей квалификации, без проведения стажировки и инструктажа, обучения и проверки знаний о мерах безопасности.
1.3.8. В области надзора за производством, хранением
и применением взрывчатых материалов промышленного назначения
2020 год
9 месяцев 2021 года
Аварии
1
3
Несчастные случаи со смертельным исходом
0
3
Основными причинами аварий и несчастных случаев являются:
низкий уровень производственного контроля;
использование неисправного взрывающего устройства;
недостаточный уровень квалификации и профессиональной подготовки персонала.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Целями реализации программы профилактики являются:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации программы профилактики являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
г) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения отражается в графике реализации профилактических мероприятий, разрабатываемом и утверждаемом территориальным органом Ростехнадзора.
4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
4.1. Информирование
Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
Информирование (в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ)
100%
100%
100%
4.2. Обобщение правоприменительной практики
Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
Обобщение правоприменительной практики (процент выполнения)
100%
100%
100%
4.3. Объявление предостережений
Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
Объявление предостережений
5 162
3 986
+ 5%
4.4. Стимулирование добросовестности
Наименование показателя
2020 г.
2021 г.
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
Рассмотрение заявлений эксплуатирующих опасные производственные объекты организаций об оценке их добросовестности (процент рассмотренных заявлений)
-
-
100%
4.5. Консультирование
Наименование показателя
2020 г.
2021 год
(9 месяцев)
Прогноз на 2022 г.
4.5.1. Предоставление устных консультаций (процент предоставленных консультаций от общего числа обращений за консультациями)
-
-
100%
в том числе:
при личном обращении граждан и представителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты
-
-
100%
посредством телефонной связи
-
-
100%
посредством видео-конференц-связи
-
-
100%
в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия
-
-
100%
4.5.2. Предоставление устных консультаций (процент предоставленных консультаций от общего числа письменных обращений, содержание которых относится к компетенции Ростехнадзора)
-
-
100%