Рейтинг@Mail.ru

Приказ Росстата от 29.11.2017 N 797

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 29 ноября 2017 г. N 797

О ПОРЯДКЕ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

В целях реализации положений статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26) и в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), приказываю:

Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового аудита Федеральной службой государственной статистики (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему приказу.

Руководитель

А.Е.СУРИНОВ

Утвержден

приказом Росстата

от 29.11.2017 N 797

ПОРЯДОК

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в целях осуществления Росстатом как главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета, главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового аудита.

2. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения центрального аппарата Росстата, территориальные органы Росстата, федеральное казенное учреждение, подведомственное Росстату, федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное Росстату, в части субсидии на выполнение государственного задания (далее - объекты аудита).

3. Внутренний финансовый аудит (далее - аудиторская проверка) в Росстате осуществляется структурным подразделением, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита), на основе функциональной независимости.

4. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.

5. Целями внутреннего финансового аудита являются:

оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

6. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:

соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами, заключениями);

не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

7. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

посещать помещения и территории, занимаемые объектами аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов, по согласованию с руководителем Росстата.

8. Аудиторские проверки подразделяются на:

камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

9. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель Росстата.

Руководитель Росстата при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

10. Росстат обязан предоставлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.

II. Планирование внутреннего финансового аудита

11. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с Годовым планом внутреннего финансового аудита Федеральной службы государственной статистики на очередной финансовый год, утверждаемым руководителем Росстата (далее - План).

План составляется субъектом внутреннего финансового аудита и утверждается руководителем Росстата до начала очередного финансового года. Копии утвержденного Плана не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения направляются объектам аудита.

План составляется по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Порядку) и представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, вид проверки, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.

12. При планировании аудиторских проверок (составление Плана и программы аудиторской проверки) учитываются:

значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Росстата в случае неправомерного исполнения этих операций;

факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

13. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

14. По мере необходимости в План вносятся изменения.

Решение о внесении изменений в План принимается руководителем Росстата.

III. Требования к организации и составлению программы

аудиторских проверок

15. Аудиторская проверка назначается решением руководителя Росстата.

16. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки в соответствии с рекомендуемым образцом (приложение N 2 к Порядку), которая утверждается руководителем Росстата.

17. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.

18. Программа аудиторской проверки, должна содержать:

тему аудиторской проверки;

наименование объектов внутреннего финансового аудита;

перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.

19. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

осуществления внутреннего финансового контроля;

законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

бюджетной отчетности.

20. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

21. В ходе проведения аудиторской проверки либо до ее начала членами аудиторской группы формируется мотивированный запрос о предоставлении документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля и направляется объекту аудита (вручается руководителю объекта аудита под роспись), в срок не менее чем за 5 рабочих дней до начала проведения аудиторской проверки.

Ответ на мотивированный запрос в письменном и электронном виде с приложением необходимых копий документов составляется объектом аудита и направляется субъекту аудита в срок не позднее 3 рабочих дней после его получения объектом аудита.

22. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должна содержать:

документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

акт аудиторской проверки.

IV. Предельные сроки проведения аудиторских проверок

и порядок принятия решения о назначении, приостановлении

и возобновлении аудиторских проверок

23. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объектов внутреннего финансового аудита, объемов их финансирования, но не должны превышать 30 рабочих дней.

Сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются приказом Росстата.

24. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы направляет субъекту аудита служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки. Основаниями приостановления проведения аудиторской проверки являются:

неудовлетворительное состояние бюджетного учета у объекта аудита;

непредставление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;

воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки;

возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 30 календарных дней.

25. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое руководителем Росстата в соответствии с мотивированной докладной запиской субъекта аудита, оформляется приказом Росстата, которое доводится до сведения руководителя аудиторской группы и руководителя объекта аудита.

26. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые приказом Росстата.

V. Формирование, направление и сроки рассмотрения акта

аудиторской проверки

27. В ходе проведения аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки согласно рекомендуемому образцу (приложение N 3 к Порядку), который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта.

Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для Росстата, второй экземпляр - для объекта аудита.

Руководитель аудиторской группы устанавливает по согласованию с руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом) срок для ознакомления последнего с актом аудиторской проверки и его подписания, но не более 2 рабочих дней со дня вручения ему соответствующего акта.

Объект внутреннего финансового аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

При наличии у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) возражений по акту аудиторской проверки он делает об этом отметку и вместе с подписанным актом представляет субъекту аудита письменные возражения. Данные возражения по акту приобщаются к материалам аудиторской проверки.

28. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки в соответствии с рекомендуемым образцом (приложение N 4 к Порядку), содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;

выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

29. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю (заместителю руководителя) Росстата.

По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель (заместитель руководителя) Росстата вправе принять одно или несколько из решений:

о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

30. Решение руководителя Росстата, принятое по результатам аудиторской проверки, направляется объекту аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.

31. Руководитель объекта аудита после получения решения руководителя Росстата, принятого по результатам аудиторской проверки, в срок до 10 рабочих дней утверждает план мероприятий по устранению выявленных нарушений.

32. Руководитель объекта аудита обеспечивает выполнение плана мероприятий и в установленный срок представляет субъекту аудита информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки.

VI. Составление и представление отчета о результатах

аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах

осуществления внутреннего финансового аудита

33. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление Годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и представление ее руководителю Росстата до 30 января года, следующего за отчетным, по рекомендуемому образцу (приложение N 5 к Порядку).

Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Росстата.

Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.

Кроме того, годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита обобщает информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и отражает сведения о количестве проверенных объектов аудита, результатах проведенных аудиторских проверок, о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений, передаче материалов аудиторских проверок в правоохранительные органы, об иных решениях о привлечении к ответственности за выявленные нарушения, о выполнении внеплановых аудиторских проверок.

Приложение N 1

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

Федеральной службой

государственной статистики,

утвержденному приказом Росстата

от 29.11.2017 N 797

(рекомендуемый образец)

N п.п

Тема аудиторской проверки

Объекты аудита

Вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная)

Проверяемый период

Срок проведения аудиторской проверки

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

6

7

Приложение N 2

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

Федеральной службой

государственной статистики,

утвержденному приказом Росстата

от 29.11.2017 N 797

(рекомендуемый образец)

--------------------------------

<1> Здесь и далее по тексту отчество указывается при наличии.

Приложение N 3

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

Федеральной службой

государственной статистики,

утвержденному приказом Росстата

от 29.11.2017 N 797

(рекомендуемый образец)

Приложение N 4

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

Федеральной службой

государственной статистики,

утвержденному приказом Росстата

от 29.11.2017 N 797

(рекомендуемый образец)

Приложение N 5

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

Федеральной службой

государственной статистики,

утвержденному приказом Росстата

от 29.11.2017 N 797

(рекомендуемый образец)

N п/п

Наименование аудиторской проверки и объекта аудита

Количество членов аудиторской группы

Срок проведения аудиторской проверки (количество дней)

Выявлено нарушений и недостатков по результатам аудиторских проверок

Наличие (отсутствие) возражений со стороны объекта аудита

Выводы

о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности бюджетной отчетности

о соответствии ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России

плановый

фактический

кол-во

сумма, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Другие документы по теме
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2017 N 49356)
"О принятии и введении в действие Изменения 1/2017 ОКИН к Общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-2013"
"О внесении сведений в Единый федеральный реестр туроператоров и выдаче свидетельства"
"О внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 9 ноября 2016 г. N 375 "О формате информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Ошибка на сайте