Приказ Росстата от 17.09.2025 N 509
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 17 сентября 2025 г. N 509
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", подпунктом 5.2 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и в целях реализации позиций 1.13.1, 1.13.13, 1.13.14, 1.23.2, 1.33.35, 1.36.11, 2.11.34, 2.11.41 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:
утвердить прилагаемую официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации показателей статистики образования.
Заместитель руководителя
С.Н.ЕГОРЕНКО
Утверждена
приказом Росстата
от 17.09.2025 N 509
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1.1. Официальная статистическая методология формирования официальной статистической информации показателей статистики образования (далее - Методология) разработана в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и в целях реализации позиций 1.13.1, 1.13.13, 1.13.14, 1.23.2, 1.33.35, 1.36.11, 2.11.34, 2.11.41 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (далее - позиция 1.13.1, позиция 1.13.13, позиция 1.13.14, позиция 1.23.2, позиция 1.33.35, позиция 1.36.11, позиция 2.11.34, позиция 2.11.41 ФПСР).
1.2. Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование и предоставление официальной статистической информации по показателям статистики образования в части дошкольного и дополнительного образования, подготовки кадров высшей квалификации, отдыха и оздоровления детей в летний период, является Федеральная служба государственной статистики.
1.3. Официальная статистическая информация, формируемая на основе Методологии, используется в целях информационного обеспечения реализации:
пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N Пр-285;
подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 сентября 2021 г. N ПР-1808ГС по вопросу унификации форм федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере общего образования и включения в перечень лиц, предоставляющих сведения, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми;
пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3054-р об утверждении перечня показателей, используемых для формирования рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг;
системы показателей, характеризующих ход выполнения мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2022 г. N 3427-р;
государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 248;
целей устойчивого развития Российской Федерации;
расчетов показателей системы национальных счетов;
международных вопросников (Статкомитета СНГ, ЕЭК, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ).
1.4. Уровень агрегирования официальной статистической информации по показателям, приведенным в разделе III Методологии: по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, опорным населенным пунктам Российской Федерации, по муниципальным, городским округам и муниципальным районам.
1.5. Срок предоставления (распространения) официальной статистической информации пользователям:
по позиции 1.13.1 ФПСР - ежегодно 30 марта года, следующего за отчетным годом;
по позиции 1.13.13 ФПСР - ежегодно 4 апреля года, следующего за отчетным годом;
по позиции 1.13.14 ФПСР - ежегодно 31 марта года, следующего за отчетным годом;
по позиции 1.23.2 ФПСР - ежегодно 3-я декада октября;
по позиции 1.33.35 ФПСР - ежегодно 30 марта года, следующего за отчетным годом;
по позиции 1.36.11 ФПСР - ежегодно по специальному графику;
по позиции 2.11.34 ФПСР - ежегодно 31 октября;
по позиции 2.11.41 ФПСР - ежегодно 31 марта года, следующего за отчетным годом;
1.6. Единицы измерения показателей:
человек (код по Общероссийскому классификатору единиц измерения - 792);
единица (код по Общероссийскому классификатору единиц измерения - 642);
квадратный метр (код по Общероссийскому классификатору единиц измерения - 055);
тысяча рублей (код по Общероссийскому классификатору единиц измерения - 384).
II. Основные понятия и определения
2.1. Понятия и определения, используемые в настоящей Методологии, приводятся исключительно в целях формирования официальной статистической информации по показателям статистики образования.
2.2. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
2.3. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.4. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.5. Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.6. Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.7. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ);
2.8. Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.9. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (статья 64 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.10. Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (статья 23 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.11. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (статья 64 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.12. Воспитанник - лицо, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации (статья 33 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.13. Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (статья 33 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.14. Аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров (статья 33 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.15. Ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры (статья 33 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.16. Ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки (статья 33 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.17. Докторанты - лица, имеющие ученую степень кандидата наук и направленные в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, соответствующие требованиям, указанным в разделе II Положения о докторантуре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267 (пункт 2 раздела I Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре").
2.18. Аспирантура - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях и иных организациях. К освоению программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура) (пункт 4 статьи 69 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.19. Ординатура - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование (пункт 4 статьи 69 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.20. Ассистентура-стажировка - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств (пункт 4 статьи 69 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.21. Докторантура - форма подготовки научных кадров (пункт 2 раздела I Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре").
2.22. Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.23. Организация, осуществляющая обучение - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.24. Организации, осуществляющие образовательную деятельность - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено указанным Федеральным законом (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.25. Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (статья 23 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.26. Организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (статья 23 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.27. Организации отдыха детей и их оздоровления - организации сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) палаточного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей (организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности) (пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
2.28. Дети, отдохнувшие в организациях отдыха детей и их оздоровления - дети в возрасте от 6,5 лет до 17 лет включительно, прибывшие из субъектов Российской Федерации, включая субъект Российской Федерации, на территории которой действует организация отдыха детей и их оздоровления.
2.29. Направления дополнительных общеобразовательных программам:
Техническое - конструирование и моделирование, технический дизайн и художественное проектирование, техническое искусство фотографии, кино и телевидения, техника звука, инженерная графика, электроника, радиотехника, электротехника, робототехника, светотехника, информационные технологии, школы юного автомобилиста и юного спасателя и другое.
Естественнонаучное - учебно-исследовательская деятельность и изучение общеобразовательных программ, а также внешкольных дисциплин: астрономия, геология, экология, биология, медицина, математика, химия, физика, география, прикладные программы: охрана природы, растениеводство, агробиология, мониторинг окружающей среды и другое.
Туристско-краеведческое - спортивный и оздоровительный туризм (пеший, лыжный, горный, водный, велосипедный, конный и другой), научно-исследовательская деятельность и разнонаправленное краеведение (экология, геология, этнография, родословие, летопись родного края, военная история, поиск, школьные музеи и так далее), экспедиционный туризм, альпинизм, музейное дело, спортивное ориентирование, деятельность военно-патриотических формирований, авторская (бардовская) песня и другое.
Социально-гуманитарное - социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и другое; коррекция и социокультурная реабилитация детей с ОВЗ, инклюзия; основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехника и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка, изучение иностранного языка и другое.
2.33. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки (часть 2 статьи 75 Федерального закона N 273-ФЗ).
Направления дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ:
Программы в области искусств - музыкальное искусство (фортепиано, струнные, духовые и ударные, народные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, музыкальный фольклор); изобразительное искусство (живопись, акварельная живопись, декоративно-прикладное творчество, дизайн), хореографическое искусство (хореографическое творчество, искусство балета), эстрадно-джазовое творчество, театральное искусство, цирковое искусство, архитектурное искусство, художественное слово, литературное творчество, кино-фото-видео искусства и другое.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
Программы в области физической культуры и спорта - образовательный и тренировочный процесс, направленный на общую физическую подготовку (общеразвивающие программы) и по группам видов спорта.
Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта направлены на вовлечение лиц в систематические занятия физической культурой и спортом, на физическое воспитание, физическое развитие личности, формирование культуры здорового образа жизни, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы).
Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки направлены на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд.
2.34. Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (статья 23 Федерального закона N 273-ФЗ).
2.35. Совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (статья 282 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ).
2.36. Капитальный ремонт зданий - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
2.37. Аварийное состояние зданий - находящимися в аварийном состоянии считаются здания, подлежащие сносу, на которые бюро технической инвентаризации дало соответствующее заключение.
III. Перечень формируемых статистических показателей
3.1. В соответствии с настоящей Методологией Росстатом формируется официальная статистическая информация по следующим показателям:
3.1.1. По позиции 1.13.1 ФПСР (ежегодно):
3.1.1.1. Численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, человек;
3.1.1.2. Число групп в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, единиц;
3.1.1.3. Число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, единиц;
3.1.1.4. Численность работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, человек;
3.1.1.5. Численность педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, человек;
3.1.1.6. Число ставок по штату в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, единиц;
3.1.1.7. Численность внешних совместителей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, человек;
3.1.1.8. Число дошкольных образовательных организаций, требующих капитального ремонта, единиц;
3.1.1.9. Число дошкольных образовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии, единиц;
3.1.1.10. Число зданий дошкольных образовательных организаций, единиц;
3.1.1.11. Число зданий дошкольных образовательных организаций, требующих капитального ремонта, единиц;
3.1.1.12. Число зданий дошкольных образовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии, единиц;
3.1.1.13. Число зданий (помещений) дошкольных образовательных организаций, занимаемых не полностью, единиц;
3.1.1.14. Общая площадь зданий (помещений) дошкольных образовательных организаций, квадратный метр;
3.1.1.15. Число персональных компьютеров в дошкольных образовательных организациях, единиц;
3.1.1.16. Число персональных компьютеров, доступных для использования воспитанниками в дошкольных образовательных организациях, единиц;
3.1.1.17. Объем поступивших средств в организации дошкольного образования, тысяч рублей;
3.1.1.18. Расходы организации дошкольного образования, тысяч рублей;
3.1.1.19. Затраты на внедрение и использование цифровых технологий в организациях дошкольного образования, тысяч рублей.
3.2.1. По позиции 1.13.14 ФПСР (ежегодно):
3.2.1.1. Численность обучающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программ для детей, человек:
техническое;
естественнонаучное;
туристско-краеведческое;
социально-гуманитарное;
общеразвивающие программы художественной направленности;
общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности; предпрофессиональные программы в области искусств;
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
3.2.1.2. Численность работников в организациях, осуществляющих деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей, человек;
3.2.1.3. Численность педагогических работников, в организациях, осуществляющих деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей, человек;
3.2.1.4. Численность педагогов дополнительного образования в организациях, осуществляющих деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей, человек;
3.2.1.5. Численность внешних совместителей в организациях, осуществляющих деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей, человек;
3.2.1.6. Число зданий организаций дополнительного образования детей, единиц;
3.2.1.7. Число зданий организаций дополнительного образования детей, требующих капитального ремонта, единиц;
3.2.1.8. Число зданий организаций дополнительного образования детей, находящихся в аварийном состоянии, единиц;
3.2.1.9. Число зданий (помещений) организаций дополнительного образования детей, занимаемых не полностью, единиц;
3.2.1.10. Общая площадь зданий (помещений) организаций дополнительного образования детей, квадратный метр;
3.2.1.11. Число персональных компьютеров в организациях дополнительного образования детей, единиц;
3.2.1.12. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях в организациях дополнительного образования детей, единиц;
3.2.1.13. Число организаций дополнительного образования детей, имеющих собственный сайт в сети Интернет, единиц;
3.2.1.14. Объем поступивших средств в организации дополнительного образования детей, тысяч рублей;
3.2.1.15. Расходы организации дополнительного образования детей, тысяч рублей;
3.2.1.16. Затраты на внедрение и использование цифровых технологий в организациях дополнительного образования детей, тысяч рублей.
3.3.1. По позиции 1.13.13 ФПСР (ежегодно):
3.3.1.1. Численность принятых на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, человек
3.3.1.2. Выпуск по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, человек;
3.3.1.3. Численность обучающихся по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, человек;
3.3.1.4. Численность выпущенных из аспирантуры с защитой диссертации, человек;
3.3.1.5. Численность соискателей ученой степени кандидата наук, человек;
3.3.1.6. Численность соискателей, защитивших кандидатские диссертации, человек;
3.3.1.7. Численность принятых в докторантуру, человек;
3.3.1.8. Численность докторантов, человек;
3.3.1.9. Численность выпущенных из докторантуры, человек;
3.3.1.10. Численность принятых на обучение по программам ассистентуры-стажировки, человек;
3.3.1.11. Выпуск по программам ассистентуры-стажировки, человек;
3.3.1.12. Численность обучающихся по программам ассистентуры-стажировки, человек;
3.3.1.13. Численность принятых на обучение по программам ординатуры, человек;
3.3.1.14. Выпуск по программам ординатуры, человек;
3.3.1.15. Численность обучающихся по программам ординатуры, человек.
3.4.1. По позиции 1.23.2 ФПСР (ежегодно):
3.4.1.1. Численность отдохнувших детей за лето в организациях отдыха детей и их оздоровления, человек;
3.4.1.2. Численность работников в организациях отдыха детей и их оздоровления, человек;
3.4.1.3. Численность педагогических работников в организациях отдыха детей и их оздоровления, человек
3.4.1.4. Численность медицинских работников в организациях отдыха детей и их оздоровления, человек.
3.5.1. По позиции 1.33.35 ФПСР (ежегодно):
3.5.1.1. Численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, человек;
3.5.1.2. Число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, единиц;
3.5.1.3. Численность работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, человек;
3.5.1.4. Число ставок по штату в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, единиц;
3.5.1.5. Число зданий дошкольных образовательных организаций, единиц;
3.5.1.6. Число зданий дошкольных образовательных организаций, требующих капитального ремонта, единиц;
3.5.1.7. Число зданий дошкольных образовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии, единиц;
3.5.1.8. Число зданий (помещений) дошкольных образовательных организаций, занимаемых не полностью, единиц;
3.6.1. По позиции 1.36.11 ФПСР (ежегодно):
3.6.1.1. Численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, человек;
3.6.1.2. Число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, единиц;
3.6.1.3. Численность работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, человек;
3.6.1.4. Число ставок по штату в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, единиц;
3.6.1.5. Число зданий дошкольных образовательных организаций, единиц;
3.6.1.6. Число зданий дошкольных образовательных организаций, требующих капитального ремонта, единиц;
3.6.1.7. Число зданий дошкольных образовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии, единиц;
3.6.1.9. Общая площадь зданий (помещений) дошкольных образовательных организаций, квадратный метр;
3.6.1.10. Численность обучающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программ для детей, человек:
техническое;
естественнонаучное;
туристско-краеведческое;
социально-гуманитарное;
общеразвивающие программы художественной направленности;
общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности;
предпрофессиональные программы в области искусств;
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
3.6.1.11. Численность работников в организациях, осуществляющих деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей, человек;
3.6.1.12. Численность педагогических работников, в организациях, осуществляющих деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей, человек;
3.6.1.13. Численность педагогов дополнительного образования в организациях, осуществляющих деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей, человек;
3.6.1.14. Число зданий организаций дополнительного образования детей, единиц;
3.6.1.15. Число зданий организаций дополнительного образования детей, требующих капитального ремонта, единиц;
3.6.1.16. Число зданий организаций дополнительного образования детей, находящихся в аварийном состоянии, единиц;
3.6.1.17. Число зданий (помещений) организаций дополнительного образования детей, занимаемых не полностью, единиц;
3.6.1.18. Общая площадь зданий (помещений) организаций дополнительного образования детей, квадратный метр.
3.7.1. По позиции 2.11.34 ФПСР (ежегодно):
3.7.1.1. Численность детей, отдохнувших за лето в организациях отдыха детей и их оздоровления, человек,
из них:
детей с ограниченными возможностями здоровья;
детей-инвалидов.
3.8.1. По позиции 2.11.41 ФПСР (ежегодно):
3.8.1.1. Численность обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам по туристско-краеведческому направлению, человек.
IV. Методологические основы, информационные источники
и алгоритм формирования показателей
4.1. Источником информации для расчета показателей пункта 3.1 настоящей Методологии являются первичные статистические данные форм федерального статистического наблюдения N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", N 1-ДОД "Сведения об организации, осуществляющей деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей", N 1-НК "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, а также осуществляющей подготовку научных кадров в докторантуре", N 1-ОЛ "Сведения об отдыхе и оздоровлении детей в летний период" (далее - формы N 85-К, N 1-ДОД, N 1-НК, N 1-ОЛ).
4.2. Объектами наблюдения являются:
по форме N 85-К - юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности и ведомственной принадлежности:
осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на основании действующей лицензии (постоянной, временной), то есть имеющие лицензию на "осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования";
осуществляющие присмотр и уход за детьми, то есть имеющие основной вид экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД2 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст) - "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми" (код 88.91).
Данные по форме не предоставляют сезонные дошкольные образовательные организации, дошкольные образовательные организации, которые были впервые открыты в конце отчетного года, укомплектованы штатным персоналом, но не укомплектованы детьми, дошкольные образовательные организации, которые были впервые открыты в конце отчетного года, укомплектованы штатным персоналом и детьми, но фактически дети не посещали дошкольную образовательную организацию.
по форме N 1-ДОД - юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) и их обособленные подразделения всех форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей на основании лицензии (постоянной, временной), то есть имеющие действующую лицензию на "дополнительное образование детей и взрослых":
организации дополнительного образования детей, дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации (за исключением ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) 85.42.1 "Деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств"), образовательные организации высшего образования, организации здравоохранения, социального обслуживания, науки, культуры, иные организации (далее - респонденты).
Данные по форме не предоставляют религиозные организации (приходы), имеющие в своем составе воскресные школы, деятельность которых не регулируется Федеральным законом N 273-ФЗ.
Данные по форме не предоставляют образовательные организации, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (статья 81 Федерального закона N 273-ФЗ).
по форме N 1-НК - юридические лица (образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования, научные организации, иные организации, кроме субъектов малого предпринимательства) и их обособленные подразделения всех форм собственности и ведомственной принадлежности:
осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки на основании лицензии (основной, временной), то есть имеющие действующую лицензию на "реализацию образовательных программ высшего образования - программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" и/или "реализацию образовательных программ высшего образования - программ ординатуры" и/или "реализацию образовательных программ высшего образования - программ ассистентуры-стажировки";
осуществляющие подготовку научных кадров в докторантуре;
имеющие диссертационный совет, включенный в реестр действующих диссертационных советов Высшей квалификационной комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Данные по форме не предоставляют религиозные организации (пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Данные по форме не предоставляют образовательные организации, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (статья 81 Федерального закона N 273-ФЗ).
по форме N 1-ОЛ - юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (статья 12.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 124-ФЗ), ведение которого осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 12.1 Федерального закона N 124-ФЗ), и оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей в период летней оздоровительной компании июнь - август (включая смены, начавшие свою работу в конце мая или закончившие работу в начале сентября).
4.3. Федеральные статистические наблюдения по формам N 85-К, N 1-ДОД, N 1-НК, N 1-ОЛ проводятся на территории всех субъектов Российской Федерации и автономных округов, входящих в состав субъектов Российской Федерации.
Перечень отчитывающихся организаций (предприятий) формируется согласно Порядку автоматизированного формирования перечня форм федерального статистического наблюдения для респондентов, в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения, утвержденному Приказом Росстата N 704 от 28 декабря 2023 г. на основе территориального раздела Автоматизированной системы генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН) по алгоритмам согласно указаниям по заполнению форм.
Обработка первичных статистических данных по формам осуществляется в Централизованной системе обработки данных Росстата (ЦСОД) на региональном и федеральном уровне.
4.4. Показатели, приведенные в разделе III настоящей Методологии, формируются путем суммирования первичных статистических данных, полученных от респондентов (юридические лиц) по формам N 85-К, N 1-ДОД, N 1-НК, N 1-ОЛ.
Агрегирование официальной статистической информации основных показателей статистики образования осуществляется на основании общероссийских классификаторов:
по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации - на основании Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
по муниципальным, городским округам и муниципальным районам опорным населенным пунктам Российской Федерации - на основании Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).
Расчет показателей, приведенных в пункте 3.1 Методологии, осуществляется по разрезам разработки в соответствии с позициями ФПСР и на основании общероссийских классификаторов:
по j-му субъекту Российской Федерации (Pj) по следующей формуле
,
где
Pij - значение показателя по j-му субъекту Российской Федерации, предоставленное i-м респондентом по формам N 85-К, N 1-ДОД, N 1-НК, N 1-ОЛ, (человек/единица/квадратный метр/тысяча рублей) за отчетный период;
i - порядковый номер респондента, предоставляющего данные по показателю по j-му субъекту Российской Федерации;
N - число респондентов, предоставивших данные по показателю по j-му субъекту Российской Федерации, за отчетный период;
по Российской Федерации (PF) по следующей формуле
,
где
Pj - значение показателя по j-му субъекту Российской Федерации (единица/человек/квадратный метр/тысяча рублей), за отчетный период;
i - порядковый номер субъекта Российской Федерации;
K - число субъектов Российской Федерации, на конец отчетного периода;
по z-му опорному населенному пункту j-го субъекта Российской Федерации (Pzopj) по следующей формуле
,
где
Pizopj - значение показателя, предоставленное i-м респондентом по z-му опорному населенному пункту j-го субъекта Российской Федерации по формам N 85-К, N 1-ДОД,N 1-НК, N 1-ОЛ (человек/единица/квадратный метр/тысяча рублей), за отчетный период;
i - порядковый номер респондента, предоставляющего данные по показателю по z-му опорному населенному пункту j-го субъекта Российской Федерации;
NOP - число респондентов, предоставивших данные по показателю по z-му опорному населенному пункту j-го субъекта Российской Федерации, в отчетном периоде;
по v-му муниципальному образованию j-го субъекта Российской Федерации (Pvмj) по следующей формуле
,
где
Pvмj - значение показателя, предоставленное z-м респондентом по v-му муниципальному образованию j-го субъекта Российской Федерации, по формам N 85-К, N 1-ДОД, N 1-НК, N 1-ОЛ (человек/единица/квадратный метр/тысяча рублей), за отчетный период;
i - порядковый номер респондента, предоставляющего данные по показателю по v-му муниципальному образованию j-го субъекта Российской Федерации;
NМ - число респондентов, предоставивших данные по показателю по v-му муниципальному образованию j-го субъекта Российской Федерации, на конец отчетного периода.
V. Распространение официальной статистической информации
5.1. Официальная статистическая информация по показателям статистики образования представлена:
официальный сайт Росстата (https://rosstat.gov.ru/statistics/education);
основные официальные издания Росстата (https://rosstat.gov.ru):
Россия в цифрах;
Российский статистический ежегодник;
Регионы России. Социально-экономические показатели;
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации;
Социальное положение и уровень жизни населения России;
Женщины и мужчины России;
Труд и занятость в России;
BI-система (https://.bi.gks.ru);
Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) (http://.fedstat.ru).