Рейтинг@Mail.ru

Приказ Росстата от 07.09.2012 N 487

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 7 сентября 2012 г. N 487

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА

СТАТИСТИЧЕСКОГО РЕГИСТРА

В соответствии с пунктом 5.2 Положения о федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики", приказываю:

утвердить Методологические положения по организации выборочного обследования качества статистического регистра.

Руководитель

А.Е.СУРИНОВ

Утверждены

Приказом Росстата

от 07.09.2012 N 487

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА

СТАТИСТИЧЕСКОГО РЕГИСТРА

1. Понятие и критерии качества статистического регистра

предприятий и организаций

Статистический регистр является главным информационным источником для подготовки основы статистического наблюдения предприятий и организаций, от качества которой во многом зависит получение достоверных конечных результатов обследований. Кроме того, на основе данных Статрегистра разрабатывается и формируется большой объем статистической информации о предприятиях и организациях. Все это обуславливает необходимость обеспечения качества содержащейся в регистре информации.

Понятие качества статистической информации, принятое в российской статистике, основывается на оценке степени необходимости статистических данных пользователям. Это значит, что под качеством статистической информации понимают не только степень соответствия рассчитываемых показателей истинному значению, но и соответствие получаемых данных потребностям пользователей.

Концепция качества распространяется на любой тип данных, производимых в результате статистической деятельности, и в том числе данных, содержащихся в регистре предприятий. Выпуск качественных данных подразумевает, что статистическая служба в условиях имеющихся ресурсов (финансовых средств, штата сотрудников, оборудования и т.п.) берет на себя обязательство представления потребителям данных, соответствующих следующим критериям.

1. Востребованность (или содержательность) представляет собой качественную оценку степени необходимости статистических данных пользователям, то есть насколько данные служат целям, ради которых они были произведены, и доведены ли они до пользователя. Для статистических регистров выполнение этого критерия означает, что регистр содержит соответствующие единицы наблюдения и их показатели и обеспечивать получение необходимых совокупностей и выборок для проведения статистического наблюдения.

2. Достоверность (точность) представляет собой оценку результатов статистических обследований и измеряется в терминах ошибок, связанных с выборкой <1>, случаями неответов респондентов, умышленным искажением представляемой информации, а также со статистической обработкой данных.

--------------------------------

<1> Ошибка, связанная с выборкой = точность показывает величину отклонения рассчитываемого значения от ее усредненной по всем возможным выборкам величины (степень точности оценки обычно характеризуется ее дисперсией, стандартной ошибкой, коэффициентом вариации (относительной стандартной ошибкой) и доверительным интервалом).

Достоверность рассматривается как очень важный фактор качества статистических регистров и характеризует степень правильного отражения реальной ситуации в регистре.

3. Своевременность отражает приемлемую для пользователей продолжительность периода времени, проходящего от наблюдаемого события до момента публикации или передачи заказчику соответствующих данных, и характеризуется предельно допустимым интервалом времени, на протяжении которого статистическая информация остается актуальной и востребованной пользователями.

Для статистических регистров это - прежде всего период времени, за который регистр актуализируется, отражая фактическое состояние событий. Своевременная информация о том, функционирует ли то или иное предприятие в настоящее время является очень важной. Отсутствие в регистре предприятий фактически активных единиц является главным источником неполного охвата и приводит к систематическим ошибкам в статистике и обследованиях на основе регистра. Единицы, фактически прекратившие свою деятельность, но все еще остающиеся в регистре как действующие, также приводят к ошибкам результатов, снижая эффективность выборки, и увеличивают уровень неответов с соответствующим ростом стоимости обследований.

4. Пунктуальность характеризует период времени между реальной и запланированной датами публикации статистических данных. Для регистров - "лаг" - промежуток времени между событием и регистрацией его в статистическом регистре.

5. Доступность и интерпретируемость статистических данных отражает состояние готовности данных к официальному распространению, информированность пользователей о возможности и средствах получения интересующих их данных, а также точность используемых в публикациях статистических терминов.

Доступность не является особенно подходящим критерием качества статистического регистра, но весьма важным для пользователей регистров. Так как прямой доступ к индивидуальным данным ограничен законодательно, то возможности облегчения этого доступа к информационному фонду регистра для пользователей может рассматриваться как один из компонентов качества. Так, например, доступ может быть ранжирован по уровням, то есть доступ к индивидуальным данным из базы данных регистров, доступ только к результатам выборок или к результатам краткого анализа.

Меры по повышению качества статического регистра в части интерпретируемости должны быть направлены на доступность для пользователей документации, позволяющей пользователям правильно понимать информацию, представленную в регистре.

6. Сопоставимость предоставляет возможность измерения влияния различий в применяемых статистических концепциях и инструментарии в ходе сравнения данных.

Существует два аспекта сопоставимости - в пространстве и во времени. Сопоставимость в пространстве - сопоставимость регистров предприятий на международном уровне, а также сопоставимость используемых в них единиц наблюдения и классификаций. Сопоставимые регистры значительно облегчают решение задачи гармонизации получаемых из них статистических данных. Сопоставимость во времени предполагает возможность рассмотреть данные и по отдельным единицам, и на агрегированном уровне для разных периодов времени. Это подразумевает наличие всех документальных изменений и механизма взаимосвязи данных, таких как справочные таблицы, особенно если изменилась схема присвоения классификационных кодов.

7. Согласованность статистической информации предполагает возможность сочетания данных различными способами для различных целей с высоким уровнем надежности.

Внутренняя согласованность информации в регистре связана с совместимым представлением данных в регистре, например, совместимого применения правил профилирования и актуализации.

Согласованность с другими регистрами достигается при использовании и хранении идентификационных номеров (кодов) - ссылок. Использование общих идентификационных номеров - ссылок во всех административных регистрах предприятий является одним из путей достижения их наибольшей согласованности.

Одним из компонентов процесса обеспечения качества статистического регистра является его измерение. Измерение качества важно по двум причинам.

Во-первых, это позволяет пользователям произвести оценку качества продукта, которую они, вероятно, не сумели бы произвести самостоятельно. В особенности это касается регистра предприятий, где некоторые моменты с трудом могут быть поняты и интерпретируемы пользователем.

Во-вторых, измерение качества помогает достичь требуемого уровня качества и обратиться к наиболее подходящим источникам информации самым эффективным с затратной точки зрения путем.

Измерение качества статистического регистра предприятий необходимо рассматривать как постоянный процесс, обеспечивающий мониторинг изменений определенных показателей качества регистра.

Существуют несколько общепризнанных методов измерения качества статистического регистра предприятий.

1. Сверка базы данных регистра предприятий с данными административных источников.

Сопоставление соответствующих перечней объектов, сформированных из регистра предприятий и соответствующего административного реестра или регистра, позволяет определить те единицы, которые отсутствуют в какой-либо базе данных.

Если по сведениям других административных источников какие-либо единицы прекратили свою деловую активность, это может служить основанием определения их в регистре как неактивных или "ложно" активных.

2. Контрольное обследование групп предприятий (территориальное контрольное обследование).

Этот способ заключается в проведении мини-переписи предприятий на определенном участке (территории): при наличии распечатки из регистра совокупности предприятий, расположенных на данной территории, статистики отмечают все функционирующие хозяйственные единицы и обнаруживают те, которые не действуют. После дополнительного анализа среди этих объектов могут быть идентифицированы неактивные единицы. Метод является дорогостоящим, но в то же время более совершенным (по сравнению с сопоставлением).

3. Проведение сплошной переписи предприятий - экономическая перепись.

Результаты этой работы позволяют актуализировать существующий регистр предприятий по состоянию на день проведения переписи.

Впоследствии он может использоваться как база выборочных обследований в период до проведения следующей переписи. Но если полученные данные регистра не актуализируются в течение этого периода, например, по данным выборочных обследований или путем проведения микро-переписей, содержащиеся в нем сведения быстро устаревают, и, следовательно, нет возможности обнаружения новых неактивных единиц.

4. Косвенный контроль путем проверки наличия рабочих мест.

На основе ведущейся в регистре предприятий информации о наличии рабочих мест проводится сопоставление данных, содержащихся в регистре, и сведений о наличии рабочих мест, полученных из традиционных административных источников информации, на основе которого возможно точно определить и вывести общий показатель ошибок "ложно" активных единиц и недостаточность охвата объектов в регистре.

5. Увеличение числа пользователей регистра предприятий.

Этот способ позволяет определить и обнаружить самые распространенные ошибки и недостатки, имеющиеся в регистре предприятий, в частности, обнаружить и "ложно" активные единицы. С этой точки зрения расширение числа пользователей регистра способствует созданию условий для повышения качества регистра предприятий в целом.

6. Проведение контрольных обследований.

Контрольное обследование позволяет выявить ошибки в классификации видов экономической деятельности, размере предприятий (численности занятых), то есть в важнейших показателях стратификации, и оценить долю фиктивных единиц, присутствующих в регистре.

В данных методологических указаниях будет представлен метод проведения контрольного выборочного обследования качества, специально разработанный для проверки точности данных в статистическом регистре.

2. Методика выборочного обследования качества

статистического регистра

2.1. Область исследования. Единица наблюдения. Метод сбора.

Целью обследования качества статистического регистра, как было уже сказано выше, является измерение точности данных статистического регистра, непосредственно используемых в процессе организации статистического наблюдения и качество которых существенно влияет на конечные результаты наблюдения. Поэтому наибольший приоритет при формировании вопросника должен быть отдан показателям, измеряющим активность предприятия, данным, позволяющим осуществить контакт с организациями, а также переменным стратификации.

Таким образом, в вопроснике должны быть отражены следующие переменные:

1) Уровень активности (активен или нет);

2) Имя;

3) Почтовый адрес;

4) Фактический адрес;

5) Телефон;

6) Факс;

7) E-mail;

8) Численность работников (интервал) <1>;

--------------------------------

<1> Интервалы по численности работников:

9) Вид деятельности.

Кроме того, вышеперечисленные показатели вопросника позволят в обследовании измерить степень переохвата в регистре, а также выявить и оценить ошибки в регистрации принадлежности местных единиц к предприятию.

Единицей наблюдения в данном обследовании следует выбрать местную единицу. Такой выбор единицы наблюдения обеспечивает единственную возможность проверки правильности кодов географического месторасположения (ОКАТО) в статистическом регистре.

Необходимую информацию по своей местной единице может представить головное предприятие.

Для предприятий с более чем одной местной единицей во многих случаях информация по предприятию агрегируется на базе информации по местным единицам. Например, это - число занятых по предприятию или основной вид деятельности (ОКВЭД).

Для предприятия с одной местной единицей информация по местной единице и по предприятию в целом совпадает. Это также справедливо для головной местной единицы предприятий с более чем одной местной единицей.

При проведении обследования возможны два способа сбора информации от предприятий: рассылка вопросников с вопросами качества напрямую предприятиям или включение в вопросник информации по местным единицам из регистра предприятий, с просьбой к предприятиям внести правки и предложения по имеющимся данным.

Следует отметить, что второй метод сбора более предпочтителен как для респондентов, так и статистической службы: он более удобен для предприятия, так как не потребует больших затрат времени на заполнение вопросника и сократит число возможных ошибок при вводе информации.

2.2. Анкета обследования.

С учетом цели проведения наблюдения, выбора единицы наблюдения и метода сбора информации в приложении представлен примерный вид анкеты обследования.

2.3. Формирование основы выборки.

Формирование выборочной совокупности для данного обследования может проводиться как на федеральном, так и на региональном уровне - все зависит от целей и задач обследования и требований, предъявляемых к его конечным результатам обследования.

Если в обследовании не требуется получить оценки показателей качества в региональном разрезе, то очевидно, что выборочную совокупность наиболее оптимально с точки зрения затрат на обследование и контроля сбора и ввода и обработки информации формировать на федеральном уровне. При этом можно получать достаточно точные оценки показателей качества по более детальным разрезам разработки как по численности занятых, так и по видам экономической деятельности.

Если в цели обследования качества статистического регистра входит получение оценок показателей качества территориальных разделов статистического регистра, то формирование выборочной совокупности для обследования, а также обработку результатов обследования, по нашему мнению, следует проводить на территориальном уровне. При этом для получения результатов приемлемой точности по видам экономической деятельности и по типам предприятий при тех же затратах на проведение обследования придется снижать разрезность разработки сводных итогов данных.

Для формирования основы выборки из базы данных Генеральной Совокупности Статистического регистра (далее - ГС) соответствующего уровня в файл основы выборки выгружаются местные единицы (территориально обособленные подразделения) со следующими признаками:

код ОКПО;

код вида экономической деятельности (ОКВЭД);

тип предприятия (1 - малое предприятие, 2 - коммерческое предприятие, не относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства, 3 - среднее предприятие, 4 - микропредприятие, 8 - тип предприятия не установлен, 9 - некоммерческие предприятия);

численность занятых.

2.4. Формирование выборочной совокупности.

Выборочная совокупность формируется методом стратифицированного отбора.

2.4.1. Стратификация.

Учитывая распределение количества единиц по видам экономической деятельности и типам предприятий в статистическом регистре на региональном уровне, в целях обеспечения точности результатов обследования расслоение (стратификацию) совокупности при отборе единиц наблюдения целесообразно провести по следующим признакам:

укрупненный вид экономической деятельности - на 10 слоев:

укрупненный тип предприятия - на 4 слоя:

субъекты малого бизнеса (типы 1 и 4);

коммерческие предприятия, не являющиеся субъектами малого бизнеса (типы 2 и 3);

некоммерческие предприятия (тип 9);

тип предприятия не определен (тип 8).

Если формирование выборки осуществляется на федеральном уровне и в результате обследования не требуется получать оценки показателей качества в региональном разрезе, то возможно расслоение на более детальные группы как по виду экономической деятельности, так и по типу предприятия.

При наличии качественного показателя численности занятых в регистре (присутствия значения этого показателя хотя бы у 90% единиц совокупности) его можно использовать вместо типа предприятия в качестве переменной стратификации и осуществлять расслоение согласно требуемым группам по численности занятости. Например, в соответствии с представленными ниже интервалами по численности занятых:

Таблица 1

2.4.3. Определение объема выборки и ее размещение ее по слоям.

Введем следующие обозначения:

Пусть V - желательное значение дисперсии при оценивании доли P, которое можно определить исходя из задаваемой длины доверительного интервала.

, где - квантиль стандартного нормального распределения, соответствующий доверительной вероятности , L - 1/2 длины доверительного интервала.

Варьируя длину доверительного интервала, можно рассчитывать для конкретной совокупности различные соответствующие значения объема выборки.

При оптимальном (обеспечивающем минимальное значение оценки дисперсии) размещении объема выборки по слоям общий объем выборки .

Из-за большого объема генеральной совокупности здесь не учитывается поправка на конечность совокупности и считается .

Так как мы не имеем никакой информации о распределении значений долей по слоям, то мы предполагаем самый худший вариант и задаем , тогда .

Таким образом, в нашем случае объем выборки в слое зависит от общего объема выборки и фактически соответствует пропорциональному размещению.

Пример. Рассмотрим применение этого алгоритма на данных Генеральной совокупности предприятий и организаций одного из регионов России. В таблице 2 представлено распределение единиц по укрупненным видам деятельности и типам организации.

Таблица 2

После расслоения по выбранным переменным рассчитываем отношение - вес слоя и, задав общий объем выборки - 2500 единиц (графы 4 и 3 Таблицы 3), получаем выборочный объем по слоям (графа 5 той же таблицы).

Таблица 3

Далее из каждого слоя (страты) методом простого случайного отбора извлекаются единицы для наблюдения. Для осуществления этого отбора можно воспользоваться соответствующими функциями стандартного пакета SPSS.

В Таблице 4 представлены сводные результаты отбора, полученные после извлечения выборки согласно описанному выше плану.

Таблица 4

Сводные итоги отбора

2.4. Оценивание.

Оценкой доли единиц для всей совокупности при расслоенном случайном отборе будет:

.

Оценка дисперсии по выборке

,

при пропорциональном размещении:

Коэффициент вариации:

.

Доверительный интервал:

2.5. Макеты выходных таблиц результатов контрольного выборочного обследования статистического регистра

Таблица 5

Количество местных единиц в основе выборки в разрезе

укрупненных видов деятельности и типов предприятий

Таблица 6

Количество местных единиц

в выборочной совокупности в разрезе укрупненных видов

деятельности и типов предприятий

Таблица 7

Доля верных классификаций степени активности местных единиц

в статистическом регистре предприятий в разрезе укрупненных

видов деятельности и типов предприятий, %

Таблица 8

Доля верных классификаций кода вида деятельности местных

единиц в статистическом регистре предприятий в разрезе

укрупненных видов деятельности и типов предприятий, %

Таблица 9

Доля неверных классификаций кода вида деятельности

местных единиц в статистическом регистре предприятий

на разных уровнях значности в разрезе укрупненных

видов деятельности и типов предприятий, %

Таблица 10

Доля верных значений показателя

"средняя численность работников" по местным единицам

в статистическом регистре предприятий в разрезе укрупненных

видов деятельности и группировкам по количеству, %

Таблица 11

Доля верных почтовых адресов местных единиц

в статистическом регистре предприятий в разрезе укрупненных

видов деятельности и типов предприятий, %

Таблица 12

Доверительный интервал для вопросов

по обследованию качества информации статистического

регистра в разрезе укрупненных видов деятельности

и типов предприятий, %

Приложение

к Методологическим положениям

по организации выборочного обследования

качества статистического регистра

(п. 2.2)

АНКЕТА

ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА СТАТИСТИЧЕСКОГО РЕГИСТРА

по состоянию на дату обследования

___________________ 201_ г.

Другие документы по теме
(принято и введено в действие Приказом Ростехрегулирования от 03.12.2008 N 351-ст) (ред. от 01.07.2009)
"О патентных пошлинах" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.1997 N 1241)
(ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Положения о единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда" (вместе с "Регламентом подготовки и размещения информации в единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда")
"Об утверждении формы соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"
Ошибка на сайте