Рейтинг@Mail.ru

Приказ Росстата от 21.12.2010 N 452

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 21 декабря 2010 г. N 452

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

В целях дальнейшего совершенствования организации выборочного обследования населения по проблемам занятости и в связи с переводом обследования с квартальной на месячную периодичность приказываю:

1. Утвердить прилагаемые "Методологические положения по проведению выборочных обследований рабочей силы" (согласовано с Минэкономразвития России письмом от 31 августа 2010 г. N Д 03-992) и ввести их в действие с 2011 года.

2. С введением указанных в п. 1 настоящего Приказа Методологических положений признать утратившим силу Постановление Госкомстата России от 13 ноября 2006 г. N 65 "Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости".

Руководитель

А.Е.СУРИНОВ

Утверждены

Приказом Федеральной службы

государственной статистики

от 21 декабря 2010 г. N 452

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1. Общие положения

Цель обследований

1.1. Выборочные обследования рабочей силы проводятся во всех субъектах Российской Федерации с целью формирования официальной статистической информации о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, экономически неактивного населения.

Обследование рабочей силы позволяет производить одновременно измерение занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ).

На основании данных обследования формируется информация по России и субъектам Российской Федерации о качественном составе экономически активного населения, занятых, безработных, экономически неактивного населения в обследуемом возрасте.

Наличие взаимосвязанной информации о качестве и продолжительности занятости во всех сферах экономической деятельности дает возможность использовать результаты обследования для оценки совокупных затрат труда на всех видах работ.

Отчетный период

1.2. Обследования проводятся ежемесячно по состоянию на критическую (обследуемую) неделю.

Критическая (обследуемая) неделя длится с понедельника по воскресенье.

Единицы и объекты наблюдения

1.3. Единицами наблюдения являются частные домохозяйства; объектами наблюдения - лица, в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домашних хозяйств.

Минимальная и максимальная границы возраста обследуемого населения определены с учетом наличия экономически активного населения в этих возрастах.

Частное домохозяйство - это группа лиц, проживающих в жилом доме или квартире, комнате либо части жилого дома или квартиры, совместно обеспечивающих себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом доме, квартире, комнате либо их частях и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию.

Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными домохозяйствами.

Лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга) и проживающие в помещении своего работодателя, в составе домохозяйства своего работодателя не учитываются (независимо от того, что они за свой труд получают питание и проживание), а рассматриваются как отдельные домохозяйства.

В составе домашнего хозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с членами домашнего хозяйства, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства).

Не обследуются коллективные домашние хозяйства - группа лиц, постоянно проживающих в учреждениях социального и медицинского назначения, казармах, местах лишения свободы, религиозных организациях (монастырях, семинариях) и т.п.; домохозяйства бездомных.

В детских домах семейного типа обследуются воспитатели детского дома и члены их семьи. Дети, воспитывающиеся в детском доме семейного типа, считаются коллективным домашним хозяйством и опросу не подлежат.

1.4. При проведении обследования в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие по данному адресу.

Местом постоянного (обычного) жительства лица является то место, в котором человек проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан).

Если лицо имеет более одного адреса проживания, его следует учитывать по тому адресу, который оно рассматривает как свой основной адрес.

Учитываются по месту обычного жительства в Российской Федерации следующие категории лиц:

- лица, постоянно проживающие в данном помещении и временно выехавшие за рубеж в командировку, на работу по контрактам с российскими или иностранными фирмами или на учебу на срок до 1 года;

лица, постоянно проживающие в данном помещении и временно выехавшие за рубеж на лечение, отдых, в гости к родственникам и знакомым, независимо от срока;

- российские и иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию из-за рубежа (включая государства - участники СНГ) на постоянное жительство или ищущие убежище, включая и тех из них, кто не успел оформить регистрационные документы;

- иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только зарубежного государства) и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации;

- российские и иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из-за рубежа на учебу или работу на срок 1 год и более (независимо от того, сколько времени они пробыли в стране и сколько им осталось находиться в России);

- постоянно проживающие в России моряки российских рыболовных и торговых судов, находящиеся на период проведения опроса в плавании;

- лица, постоянно проживающие в России и временно выехавшие на заработки в другие населенные пункты на территории Российской Федерации;

- лица, проходящие военную службу по призыву или призванные на военно-учебный сбор;

- лица, проходящие заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу;

- лица, проходящие военную службу по контракту и проживающие на открытой территории;

- лица, находящиеся в местах предварительного заключения, арестованные в административном порядке, задержанные по подозрению в совершении преступления, находящиеся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу.

Взрослых детей в семье, т.е. в возрасте от 16 лет и старше, которые в связи с работой или учебой проживают вне дома и прибывают домой только во время каникул или отпуска, не следует учитывать по адресу родителей.

Дети, проживающие в школах-интернатах, а также дети моложе 16 лет, проживающие вне дома в связи с временной учебой, учитываются по адресу родителей. Также по адресу родителей следует учитывать детей, проживающих по другому адресу у бабушек и дедушек (кроме тех случаев, когда бабушка или дедушка являются опекунами внука(чки)).

При проведении обследования рабочей силы не подлежат учету:

- российские граждане, выехавшие за рубеж на работу по контрактам с российскими или иностранными фирмами или учебу на срок 1 год и более (независимо от того, когда они выехали и сколько им осталось находиться за рубежом);

- российские граждане, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой или выполнением служебных обязанностей по линии органов государственной власти Российской Федерации со сроком 1 год и более (включая находящихся вместе с ними членов их семей);

- лица, временно (до 1 года) находящиеся на территории Российской Федерации, место постоянного жительства которых находится за рубежом.

Не включаются в число лиц, постоянно (обычно) проживающих по данному адресу, лица, находящиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, а также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

1.5. При формировании итогов по субъектам Российской Федерации население учитывается по месту проживания.

2. Формирование выборки домашних хозяйств

Основа (база) выборки

2.1. В качестве генеральной совокупности (основы выборки) при создании выборочной сети домашних хозяйств для проведения обследований рабочей силы используется первичный информационный фонд, построенный на основе базы данных Всероссийской переписи населения 2002 г. (ВПН-2002).

В состав первичного информационного фонда включается постоянное население (т.е. население, постоянно проживающее на территории соответствующего района, города, населенного пункта и т.п.).

Первичный информационный фонд по каждому субъекту Российской Федерации содержит всю необходимую информацию о реквизитах переписных единиц (переписных участков, инструкторских участков, счетных участков), на которые разбиты административно-территориальные единицы субъекта Российской Федерации, и о структурном составе населения.

Формирование выборочной сети домашних хозяйств осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению.

Порядок формирования выборки

2.2. Построение выборочной сети домашних хозяйств для проведения обследований рабочей силы осуществляется в соответствии с принятой моделью двухступенчатой выборки.

На первой ступени формируется выборочный массив первичных выборочных единиц. В качестве первичной выборочной единицы принят счетный участок переписи населения. Основой выборки для построения выборочного массива на первой ступени является совокупность счетных участков, образованных при проведении ВПН-2002.

При формировании выборочного массива первичных выборочных единиц реализована процедура стратификации совокупности административно-территориальных единиц с учетом их географического расположения. Для установления географической близости административно-территориальных единиц в рамках субъектов Российской Федерации применяется принцип серпантинного расположения территориальных единиц с севера на юг в направлении запад-восток.

Основное назначение данной процедуры - выделение территориальных сегментов, объединяющих ряд смежных административных районов, с целью получения в выборке адекватного территориального представительства субъекта Российской Федерации и обеспечения сопоставимости результатов обследования в разные периоды обследования.

Отбор счетных участков осуществляется в рамках образованных на территории субъектов Российской Федерации территориальных сегментов, отдельно по городскому и сельскому населению.

На второй ступени из отобранных на первой ступени счетных участков отбираются домашние хозяйства, где сбор информации проводится по лицам в обследуемом возрасте. Для формирования выборки домашних хозяйств применяется стандартная процедура систематического отбора, при которой начало отбора определяется случайно.

Систематический отбор домохозяйств проводится из упорядоченного списка домохозяйств с учетом их расслоения по двум признакам: размер домохозяйства и тип жилого помещения.

Домашние хозяйства, отобранные на второй ступени процедуры выборки, подлежат опросу и включаются в список, выдаваемый интервьюеру. В целях сохранения представительности выборки эти домашние хозяйства не могут быть произвольно заменены другими.

Дополнительный слой для выборки составляют лица, вселившиеся в течение года в новые жилые помещения. Формирование этого слоя осуществляется на основе ежегодной актуализации основы выборки.

При проведении обследований все месячные выборки на протяжении года являются независимыми. В соответствии с принятой ротационной схемой ежегодно обновляется одна треть выборочной совокупности.

Объем выборки

2.3. Ежемесячно опрашивается около 69 тысяч человек в возрасте от 15 до 72 лет (0,06% от численности населения этого возраста). Годовой объем выборочного массива при проведении месячных обследований составляет 820 тыс. человек (приблизительно 400 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,73% численности населения данного возраста.

По субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора с учетом относительной вариации по показателю "уровень безработицы" и заданной степени относительной точности по этому показателю:

в целом по России - не более 1,5%; по большинству субъектов Российской Федерации - в пределах 6 - 9%. В ряде субъектов Российской Федерации с низким уровнем безработицы допустимая ошибка выборки принимается равной 13%.

Получение представительных итогов в пределах заданной степени точности в целом по Российской Федерации по заданным разрезам разработки обеспечивает месячный размер выборки.

По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность трех последовательных месячных выборок.

3. Организация проведения обследования

3.1. Методологическое сопровождение проведения обследований рабочей силы обеспечивается Росстатом.

Росстат с участием подведомственных организаций (НИИ статистики, НИПИ статинформ, ГМЦ Росстата) и сторонних организаций (на основе заключенных контрактов):

разрабатывает инструментарий обследования;

разрабатывает методологические и организационные положения по проведению обследования;

разрабатывает методологию формирования выборки домашних хозяйств;

разрабатывает методологию взвешивания и распространения результатов обследования;

разрабатывает методологию формирования производных признаков обследования и построения базы индивидуальных данных;

разрабатывает пособие по кодированию материалов обследования;

разрабатывает методическое пособие для интервьюеров (счетчиков) по проведению опроса населения по проблемам занятости;

разрабатывает технологию компьютерной обработки материалов обследования и создания баз данных;

обеспечивает формирование выборки домашних хозяйств;

обеспечивает тиражирование инструментария обследования и инструктивно-методических материалов.

3.2. Организация проведения обследования на территориальном уровне осуществляется территориальными органами Росстата.

Территориальные органы Росстата:

систематически проводят актуализацию основы выборки;

на основании сформированной на федеральном уровне выборки составляют списки адресов домохозяйств, отобранных для обследования;

организуют выверку отобранных для обследования адресов на предмет их существования и факта проживания по ним граждан;

проводят дополнительный отбор домашних хозяйств, вселившихся в течение года в новые дома;

с учетом территориального расположения выборки и определенной нагрузки на одного интервьюера формируют счетные участки для каждого интервьюера и составляют для них перечень домохозяйств, подлежащих обследованию;

ведут картотеку домашних хозяйств, участвующих в обследовании;

организуют оповещение населения о предстоящем обследовании;

проводят подбор и инструктирование интервьюеров;

назначают инструкторов территориального уровня, ответственных за работу группы интервьюеров;

обеспечивают интервьюеров инструментарием и инструктивно-методическими материалами для организации работы по проведению опроса, перечнем домохозяйств, подлежащих обследованию, удостоверениями интервьюеров;

организуют обход населения интервьюерами;

организуют выборочную проверку работы интервьюеров;

проводят первичный контроль и кодирование Анкет обследования, ввод первичной информации;

обработку информации и формирование итогов обследования по субъекту Российской Федерации.

3.3. Работа по организации опроса населения по проблемам занятости на территориальном уровне проводится во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами правопорядка, службами занятости.

4. Инструментарий обследования

4.1. При проведении обследования используется следующий инструментарий:

Анкета выборочного обследования рабочей силы;

Карточка на помещение, в котором проживает население, обследуемое по проблемам занятости;

Карточка 1 "Примеры видов работ для заполнения ответа на вопрос анкеты о занятости в домашнем хозяйстве по оказанию различного рода услуг за плату или по изготовлению товаров для реализации, строительству собственного жилья";

Методическое пособие для интервьюеров по проведению опроса населения по проблемам занятости;

Обращение к населению (листовка);

Удостоверение интервьюера;

Пособие по кодированию материалов выборочного обследования рабочей силы;

Алфавитный словарь занятий.

Анкета выборочного обследования рабочей силы содержит вопросы по учетным признакам, в соответствии с которыми от респондентов собираются первичные статистические данные. Анкета обследования утверждается приказом Росстата.

Карточка на помещение ведется в территориальных органах Росстата и представляет собой список домохозяйств в пределах помещения с указанием членов домохозяйств (независимо от возраста, включая лиц моложе 15 и старше 72 лет), постоянно (обычно) проживающих в помещении, отобранном для проведения обследования.

Карточка 1 содержит примеры видов работ (услуг), которые следует относить к экономической деятельности. Карточка показывается респондентом при заполнении ответа на один из вопросов Анкеты (содержание Карточки 1 рассматривается в главе 8 Понятия и определения, п. 46).

4.2. При проведении обследования рабочей силы собираются следующие первичные данные о лицах, подлежащих опросу:

а) пол; возраст; семейное положение; гражданство; уровень образования; профессия или специальность, полученная по окончании учебного заведения; общее число членов домохозяйства; тип домашнего хозяйства, статус лица в семье, тип семьи, количество детей, проживающих вместе с родителями;

б) наличие оплачиваемой работы или доходного занятия: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась;

в) признаки, характеризующие основную работу: стаж работы, вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; количество привлекаемых наемных работников работодателями; вид основной работы и условия найма; место основной работы (на дому, в доме заказчика, работодателя и др.), региональное месторасположение основной работы; нормальная и фактическая продолжительность рабочей недели; причины работы меньше нормальной продолжительности рабочей недели или временного отсутствия;

г) сведения о второй работе: наличие дополнительной работы в обследуемую неделю или в предшествующий месяц; вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; вид работы и условия найма; количество фактически отработанного времени на дополнительных работах;

д) готовность к дополнительной занятости: поиск дополнительной работы; причины поиска другой работы; пожелания по форме дополнительной занятости; возможная продолжительность (в часах) дополнительной занятости; способы поиска дополнительной работы; готовность приступить к дополнительной работе;

е) поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю: способы поиска работы; готовность приступить к работе; характер работы, к которой незанятый готов приступить; продолжительность поиска работы; регистрация в службе занятости в качестве безработного; получение пособия по безработице;

ж) прошлая деятельность лиц, не занятых в обследуемую неделю (безработных и экономически неактивных): наличие когда-либо ранее работы у незанятых; стаж на последнем месте работы, вид работы по последнему месту работы, вид деятельности и занятие (профессия, должность) по последнему месту работы; продолжительность периода незанятости; причины, по которым незанятые оставили последнее место работы;

з) дополнительные сведения об экономически неактивных лицах: социальный статус; причины отказа от поиска работы; причины неготовности приступить к работе;

и) занятость производством товаров или услуг в домашнем хозяйстве: занятость в обследуемую неделю производством в домашних хозяйствах продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства (как для реализации, так и для собственного потребления); основной вид производимой продукции и отработанное время в обследуемую неделю на выполнении работ по производству этой продукции; занятость производством в домашнем хозяйстве промышленных товаров или услуг для получения дохода или обмена; основной вид производимых в домашнем хозяйстве промышленных товаров и услуг и отработанное время на выполнении этих работ.

4.3. Программа основного обследования может дополняться единовременным или периодическим сбором информации по блокам вопросов, характеризующих наиболее актуальные проблемы рынка рабочей силы.

4.4. Первичные статистические данные, полученные от респондентов в ходе опроса по вопросам Анкеты и при заполнении Карточки, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации (статья 9, часть 1 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации").

5. Опрос населения

5.1. Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса респондентов по месту их постоянного (обычного) места жительства.

Опрос населения начинается в первый понедельник после критической (обследуемой) недели и проводится интервьюерами в течение последующей недели путем непосредственного посещения домашних хозяйств. Сбор сведений также может осуществляться с использованием средств связи (телефона).

5.2. При обследовании рабочей силы применяется метод ведения опроса по стандартизированному бланку Анкеты с готовым текстом вопросов. Это гарантирует, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы в одной и той же последовательности.

Подобным образом стандартизированы способы записи ответов интервьюерами. Это гарантирует, что ответы на один и тот же вопрос от разных респондентов записаны сопоставимым методом.

Ответы на вопросы Анкеты могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домашнего хозяйства в случае отсутствия респондента в момент опроса.

5.3. Участие населения в обследовании является добровольным.

5.4. К работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальный инструктаж, - интервьюеры, а также, для руководства работой интервьюеров, инструкторы территориального уровня.

5.5. Подбор и инструктирование интервьюеров осуществляется в территориальных органах Росстата. К работе в качестве интервьюеров не должны привлекаться лица, которые в связи со своей профессиональной деятельностью или по другим причинам могут использовать полученные сведения в ущерб опрашиваемым гражданам.

5.6. На время работы интервьюеру выдается удостоверение интервьюера, которое подписывается руководителем территориального органа Росстата. Удостоверение интервьюера действительно при предъявлении паспорта.

5.7. Интервьюеры:

- при посещении домашних хозяйств заполняют в Карточке на помещение номер домохозяйства в пределах помещения, номер семьи в пределах домохозяйства, тип домашнего хозяйства, тип семьи, сведения о поле, возрасте, семейном положении, статусе лица в семье по каждому члену семьи, фактически постоянно (обычно) проживающему по включенным в выборку адресам;

- проводят опрос лиц в установленном возрасте по вопросам Анкеты и отмечают ответы на бланке Анкеты;

- после завершения опроса по данному адресу в Карточке на помещение по каждому респонденту в установленном возрасте в графе "информация об опросе" проставляют один из следующих кодов:

1 - фактически опрошен;

2 - анкета заполнена на лицо, уехавшее временно на заработки в другие населенные пункты на территории Российской Федерации;

3 - анкета заполнена на лицо, проходящее военную службу по призыву, а также заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу;

4 - члены экипажей российских торговых и пассажирских судов, находящихся в дальнем плавании;

5 - отсутствовал на момент обследования;

99 - отказ от ответа;

- выясняют, принимал ли ранее респондент участие в опросе, и отмечают в графе "дата предыдущего опроса" месяц и год предыдущего опроса либо код 99, если респондент ранее не опрашивался;

- проводят первичный логический контроль ответов на отдельные вопросы Анкеты;

- после завершения опроса граждан по всем отобранным для обследования адресам составляют Отчет о выполненной работе интервьюера, в котором содержатся следующие сводные данные:

количество первоначально установленных для обследования адресов;

число первоначально установленных для опроса респондентов;

количество фактически обследованных помещений;

число фактически опрошенных респондентов;

количество необследованных помещений с указанием причин;

количество неопрошенных респондентов с указанием причин;

- передают инструктору территориального уровня заполненный Отчет о работе интервьюера, заполненные бланки Анкет, Карточки на помещение, возвращают удостоверение интервьюера и другие инструктивные материалы.

5.8. При проведении опроса интервьюеры, в соответствии с приведенными в Анкете подсказами, последовательно зачитывают сформулированные вопросы. Изменение формулировки вопросов Анкеты не допускается.

В своей работе интервьюеры руководствуются Методическим пособием для интервьюеров по проведению опроса населения по проблемам занятости, которое разрабатывается Росстатом.

Интервьюерам не разрешается опрашивать население по адресам, не представленным в выборке.

5.9. Работой интервьюеров руководят инструкторы территориального уровня.

Инструктор территориального уровня:

руководит работой группы интервьюеров и контролирует выполнение объема работ каждым интервьюером и в целом по инструкторскому участку;

при необходимости оказывает помощь интервьюерам в установлении контактов с домашним хозяйством и в проведении опроса;

принимает Анкеты от интервьюеров и осуществляет контроль полноты и правильности заполнения Анкет;

проводит выборочные проверки работы интервьюеров;

абзац исключен. - Приказ Росстата от 15.06.2016 N 287.

5.10. Интервьюеры и инструкторы территориального уровня дают обязательство о сохранении конфиденциальности статистических данных, а также других сведений об опрошенных лицах, которые они получили при посещении домашних хозяйств. Обязательство остается в силе после окончания работы. Лица, нарушившие данное обязательство, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Обязанность не разглашать информацию ограниченного доступа о населении, полученную в ходе проведения обследования, должна предусматриваться договорами, заключенными с гражданами, привлеченными к работе по проведению обследования.

5.11. Для успешного проведения обследований рабочей силы большое значение имеет информационно-разъяснительная работа среди населения. Информационно-разъяснительная работа проводится в целях информирования всех жителей региона об этом мероприятии общегосударственного значения, формирования у них позитивного отношения к обследованию, а также для популяризации итогов обследования населения.

Интервьюеры и инструкторы территориального уровня во время проведения опроса проводят разъяснительную работу среди респондентов о важности участия каждого человека, попавшего в выборку, в обследовании рабочей силы.

В ходе информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам обследования рабочей силы интервьюеры разъясняют, что обследование - единственный объективный источник информации о структуре занятости и безработицы населения региона, необходимой для принятия важнейших государственных решений по созданию рабочих мест и снижению безработицы.

При проведении опроса интервьюеры, при необходимости, дают пояснения респондентам к вопросам Анкеты, руководствуясь утвержденной методологией и Методическим пособием для интервьюеров по проведению опроса населения по проблемам занятости.

6. Обработка материалов обследования

6.1. В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2007 г. "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (статья 9) сведения о населении, содержащиеся в Анкетах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Обработка сведений о населении, содержащихся в Анкетах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.

Лица, которые имеют доступ к сведениям о населении, содержащимся в Анкетах, и допустили утрату или разглашение этих сведений либо фальсифицировали их или содействовали их фальсификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность не разглашать информацию ограниченного доступа о населении, полученную в ходе проведения обследования, должна предусматриваться договорами, заключенными с гражданами, привлеченными к работе по обработке материалов обследования (операторами ввода статистической информации, кодировщиками статистической информации).

6.2. Обработка данных обследования осуществляется при условии обязательного обезличивания персональных данных, полученных от каждого опрошенного лица.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных) (Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ статья 3 часть 1).

Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных согласно Федеральному закону "О персональных данных" (статья 3 часть 8).

Обработка персональных данных осуществляется на основе принципов:

1) законности целей и способов обработки персональных данных;

2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных.

Кодирование данных обследования

6.3. Кодирование видов экономической деятельности производится с применением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1), принятого и введенного в действие с 1 января 2008 г.

Базовой статистической единицей для классификации видов экономической деятельности принимается подразделение хозяйственной единицы, в котором работал респондент, осуществляющее исключительно или главным образом один вид деятельности, или хозяйственная единица в целом (предприятие, организация), если респондент работал в хозяйственной единице без структурных подразделений.

6.4. Кодирование занятий производится с применением систематизированного Перечня занятий и Алфавитного словаря занятий, разработанных для Всероссийской переписи населения 2002 г. Группировки систематизированного Перечня занятий сопоставимы с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) и Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ-88). Алфавитный словарь занятий сопоставим с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

6.5. Кодирование специальностей, профессий, полученных по окончании учебных заведений, производится с применением Перечня специальностей, профессий высшего, среднего и начального профессионального образования, разработанного на основе:

Перечня профессий начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.1999 N 1362;

Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.

Схема компьютерной обработки данных

6.6. В территориальных органах Росстата производится:

ввод и контроль первичных данных бланков Анкет и ее логический контроль на входе с использованием программы ввода и контроля данных, подготовленной Росстатом;

формирование информационного массива по первичным признакам Анкеты;

расчет индивидуальных весов, автоматическая корректировка ответов на вопросы Анкеты для отдельных категорий опрошенных и формирование производных показателей;

формирование информационного массива микроданных, содержащего учетные признаки обследования, производные показатели и весовые коэффициенты;

передача информационного массива микроданных на федеральный уровень;

формирование публикационных материалов;

создание и ведение базы микроданных территориального уровня.

6.7. На федеральном уровне производится:

контроль поступившей от территориальных органов Росстата информации и создание объединенного информационного массива первичных данных;

создание по итогам текущего обследования информационного массива микроданных, содержащего учетные признаки (обследования), производные показатели и весовые коэффициенты;

формирование агрегированных данных в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации;

подготовка оригинал-макета и выпуск публикационного бюллетеня;

создание и ведение базы микроданных федерального уровня.

6.8. Автоматическая корректировка первичных ответов на вопросы Анкеты производится для следующих категорий опрошенного населения:

лиц, указавших при проведении опроса, что они вообще не имели оплачиваемой работы или не имели дополнительной оплачиваемой работы или доходного занятия, но сообщивших о наличии занятости в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг для реализации;

лиц, указавших при проведении опроса, что они отсутствовали на основной работе в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет или в связи с отпуском по инициативе администрации без сохранения заработной платы 6 месяцев и более.

Корректировка первичных ответов на вопросы Анкеты производится с учетом следующих методологических положений:

занятость в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг для реализации считается доходным занятием;

не считаются "имеющими работу и временно отсутствующими" и не учитываются в числе занятого населения:

лица, отсутствующие в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет;

лица длительно отсутствующие на работе в связи с отпуском без сохранения содержания по инициативе администрации, если период отсутствия на работе составлял 6 месяцев и более.

6.9. База микроданных обследований рабочей силы содержит фонды микроданных по результатам обследований, начиная с 1992 года. Единицей хранения в базе микроданных являются данные по каждому респонденту.

Система показателей базы микроданных включает:

а) первичные показатели, полученные в ходе опроса как ответы на вопросы Анкеты;

б) производные показатели (интегрированные показатели), полученные при обработке результатов обследования на основе:

сочетания нескольких последовательных ответов на вопросы Анкеты;

агрегирования значений первичного показателя в группировки более высокого уровня (группировки видов деятельности и занятий, группировки по возрасту, отработанному времени);

в) весовые коэффициенты, исчисленные при обработке результатов обследования, для обеспечения получения оценок статистических характеристик на основе микроданных.

Расчет индивидуальных весов и распространение данных

6.10. Взвешивание и распространение данных производится на уровне субъекта Российской Федерации. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой отдельной единице наблюдения - персоне. Применяется метод итеративного взвешивания выборки с использованием в качестве данных по структуре генеральной совокупности данных текущих расчетов численности населения на начало соответствующего года.

При взвешивании выборочной совокупности персон, обследованных в текущем году, используются демографические данные на начало предыдущего года.

6.11. При обработке результатов каждого опроса расчет индивидуальных весов производится последовательно в четыре этапа.

Первый этап - расчет первоначального веса с распределением обследованных лиц в возрасте 15 - 72 лет и общей численности населения в этом же возрасте по каждому субъекту Российской Федерации (n), полу (m, f) и типу местности (u, r) производится по следующим формулам:

,

(6)

,

где: - первоначальный вес для мужчин (m) в городской местности (u), регионе n;

- первоначальный вес для женщин (f) в городской местности (u) в регионе n;

- первоначальный вес для мужчин (m) в сельской местности (r), регионе n;

- первоначальный вес для женщин (f) в сельской местности (r) в регионе n;

P - общая численность, соответственно, мужского (m) или женского (f) населения в возрасте 15 - 72 лет по городской (u) или сельской (r) местности по региону (n);

S - численность обследованных, соответственно, мужчин (m) или женщин (f) в возрасте 15 - 72 лет по городской (u) или сельской (r) местности по региону (n).

На первом этапе по каждому субъекту Российской Федерации рассчитывается четыре веса: , , , .

Второй этап - расчет промежуточных распространенных данных для каждого региона (n) по возрастным группам (i) путем умножения количества обследованных в каждом регионе мужчин и женщин в городской и сельской местности по возрастным группам (i) на первоначальный вес для мужчин и женщин в городской и сельской местности:

,

,

,

,

где: i - возрастные группы 15 - 19, 20 - 25, 26 - 30, 31 - 35, 36 - 40, 41 - 45, 46 - 50, 51 - 55, 56 - 60, 61 - 65, 66 - 72 года;

и - промежуточные распространенные на первом этапе данные о количестве, соответственно, мужчин (m) и женщин (f) в городской местности (u), возрастной группе (i) в регионе (n);

и - промежуточные распространенные на первом этапе данные о количестве, соответственно, мужчин (m) и женщин (f) в сельской местности (r) в возрастной группе (i) в регионе (n);

и - количество обследованных, соответственно, мужчин (m) и женщин (f) в городской местности (u) в возрастной группе (i) в регионе (n);

и - количество обследованных, соответственно, мужчин (m) и женщин (f) в сельской местности (r) в возрастной группе (i) в регионе (n).

Далее осуществляется расчет промежуточных распространенных данных для каждого региона (n) по мужчинам (m) и женщинам (f) по возрастным группам (i) по сумме городской и сельской местности:

,

,

где: - промежуточные распространенные данные о количестве мужчин (m) в возрастной группе (i) в регионе (n);

- промежуточные распространенные данные о количестве женщин (f) в возрастной группе (i) в регионе (n).

Третий этап - расчет корректирующего множителя (R) по возрастным группам (i). Корректирующий множитель (R) будет одинаков для мужчин городской и сельской местности и для женщин городской и сельской местности в возрастных группах (i).

Расчет корректирующего множителя (R) по возрастным группам производится для каждого региона (n) по мужчинам и женщинам путем деления общей численности мужского и женского населения соответствующей возрастной группы на промежуточные данные третьего этапа о численности мужчин и женщин соответствующей возрастной группы.

Для расчета применяются следующие формулы:

и ,

где:

- корректирующий множитель для мужчин (m) в возрастной группе (i) в регионе n;

- корректирующий множитель для женщин (f) в возрастной группе (i) в регионе n;

; - численность, соответственно, мужского (m) и женского (f) населения соответствующей возрастной группы в регионе n;

; - промежуточные распространенные на третьем этапе данные, соответственно, о количестве мужчин (m) и женщин (f) соответствующей возрастной группы (i) в регионе n.

Четвертый этап. После процедур корректировки персональных весов и промежуточных распространенных данных выполняется расчет окончательного индивидуального веса F, представляющего собой произведение первоначального веса, рассчитанного на первом этапе взвешивания, и корректирующего множителя (R), полученного на четвертом этапе:

,

,

,

,

где:

- первоначальный вес для мужчин (m) в возрастной группе (i) в городской местности (u), в регионе n;

- первоначальный вес для женщин (f) в возрастной группе (i) в городской местности (u), в регионе n;

- первоначальный вес для мужчин (m) в возрастной группе (i) в сельской местности (r), в регионе n;

- первоначальный вес для женщин (f) в возрастной группе (i) в сельской местности (r), в регионе n.

Индивидуальный вес, рассчитанный для каждой обследованной персоны, вводится в базу микроданных в качестве производного признака и используется при оценке статистических характеристик, т.е. при формировании распространенных данных на всю численность населения обследуемого возраста по любым показателям программы обследования.

Оценка статистических характеристик и ее точность

6.12. По данным выборочного обследования рабочей силы вычисляются следующие показатели: среднее значение признака, суммарное значение признака, абсолютное и относительное значение признака.

Оценка статистических характеристик по указанным показателям производится на основе микроданных и индивидуальных весовых коэффициентов, исчисленных в i-страте с использованием внешней информации (данных текущей статистики населения по половозрастному составу).

При оценке статистических характеристик по результатам месячного опроса применяются следующие формулы.

Оценка общего количества единиц анализа:

, (1)

где l - число страт или образованных слоев;

- количество j-лиц в выборке, принадлежащих i-страте и обладающих определенным признаком;

- индивидуальный месячный вес j-лица (персоны), принадлежащего i-страте (j = 1, 2, 3,..., l).

Оценка доли единиц с определенным признаком :

, (2)

где - доля единиц, обладающих определенным признаком в i-страте;

- численность населения в возрасте 15 - 72 лет по территории, по которой производится оценивание статистических характеристик.

Дисперсия оценки общего количества единиц анализа:

, (3)

где - дисперсия доли j-лиц, обладающих определенным признаком в i-страте по выборке:

, (4)

- доля отбора j-единиц в i-страте:

; (5)

- общее число j-лиц, обладающих определенным признаком, подлежащих отбору;

- число единиц в возрасте 15 - 72 лет в i-страте по генеральной совокупности.

При расчете дисперсии оценки общего количества единиц анализа по формуле (3) множитель 1 - (поправка на конечность совокупности) не использовался, так как доля отбора годовой выборки измеряется в промилях, т.е. 0,05.

Дисперсия оценки доли единиц с определенным признаком:

. (6)

6.13. Для получения усредненных оценок статистических характеристик за квартал суммирование по i-й страте осуществляется с учетом данных объединенного выборочного массива трех последовательных месячных опросов и используются формулы, описанные для расчета месячных оценок, с применением индивидуального квартального веса для каждого лица, попавшего в выборку:

, (7)

- индивидуальный квартальный вес j-лица, принадлежащего i-страте.

Для получения усредненных оценок статистических характеристик за год суммирование по i-й страте осуществляется с учетом данных объединенного выборочного массива двенадцати месячных опросов и используются формулы, описанные для расчета месячных оценок с применением индивидуального годового веса для каждого лица, попавшего в выборку:

, (8)

- индивидуальный годовой вес j-лица, принадлежащего i-страте.

6.14. В качестве показателей точности оценивания статистических характеристик по результатам обследований рабочей силы, т.е. количественной меры возможного отклонения оценки от действительного значения параметра, используются показатели, в основе которых лежит стандартная ошибка выборки (корень квадратный из дисперсии оценки):

стандартная ошибка выборки - , которая показывает величину возможного отклонения оценки от параметра;

относительная стандартная ошибка выборки - , которая показывает в процентах величину возможного отклонения оценки от параметра;

доверительный интервал - диапазон, в котором находится истинное значение параметра при заданном уровне доверительной вероятности.

6.15. Выбор модели расчета показателей точности базируется на принятом способе вычисления оценок.

Стандартная ошибка выборки вычисляется по формулам:

, (9)

Стандартная относительная ошибка выборки (коэффициент вариации оценки):

; (10) , (11)

Следует иметь в виду, что:

.

Границы доверительного интервала для оценок и соответственно равны:

; . (12)

6.16. При подготовке публикационных материалов по результатам обследований рабочей силы производится расчет показателей точности оценивания статистических характеристик по следующей системе признаков:

а) в целом по России - стандартная ошибка выборки, относительная стандартная ошибка выборки, величина доверительного интервала по результатам каждого обследования для следующих характеристик:

численность занятого населения;

уровень занятости;

численность безработных;

уровень безработицы;

численность экономически активного населения;

уровень экономической активности;

численность экономически неактивного населения;

уровень экономической неактивности;

б) по субъектам Российской Федерации - относительная стандартная ошибка выборки для следующих характеристик:

численность занятого населения;

уровень занятости;

численность безработных;

уровень безработицы;

численность экономически активного населения;

численность экономически неактивного населения.

По субъектам Российской Федерации в целях повышения репрезентативности данных показатели обследования формируются по совокупности трех выборок - в среднем за три последовательных месяца; относительная стандартная ошибка выборки рассчитывается и публикуется в среднем за квартал.

Хранение информации

6.17. Бланки Анкет с ответами опрошенных лиц на бумажном носителе сохраняются в течение одного года после периода опроса и затем уничтожаются в установленном порядке.

Карточки на помещения, обследованные по проблемам занятости, хранятся на бумажных носителях до момента изменения основы выборки и затем уничтожаются в установленном порядке.

7. Понятия и определения

7.1. При разработке итогов обследования рабочей силы каждый опрашиваемый классифицируется как занятый, безработный или экономически неактивный. При классификации населения по экономической активности используются понятия и определения, соответствующие рекомендациям Международной организации труда (МОТ), резолюциям Международных конференций статистиков труда, а также подходы, применяемые в Системе национальных счетов.

Экономически активное население

7.2. Экономически активное население включает всех лиц обоего пола, которые обеспечивают предложение рабочей силы (труда) для производства товаров или услуг в пределах границы производства, определенного в Системе национальных счетов (СНС), в течение отчетного периода. Согласно СНС, производство товаров и услуг включает все производство товаров, производство услуг рыночных и нерыночных, и производство домашних услуг для собственного конечного потребления, осуществляемое оплачиваемой домашней прислугой. <*>

--------------------------------

<*> Резолюция 18-й Международной конференции статистиков труда (ноябрь 2008) о замене параграфа 5 Резолюции, относящейся к статистике экономически активного населения, занятости, безработицы и неполной занятости, принятой 13-й Международной конференцией статистиков труда (октябрь 1982).

К экономически активному населению относятся как занятые лица, так и безработные.

При проведении обследования изучается текущая экономическая активность населения в границах сферы производства, определенной Системой национальных счетов.

Население, активное в данный период (рабочая сила), включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые удовлетворяют требованиям отнесения к занятым и безработным в течение краткого периода времени, например недели.

При измерении текущей активности населения в данном периоде (обследуемой неделе) отнесение лиц к занятым, безработным и экономически неактивным производится с применением правил приоритетности: занятости отдается предпочтение перед безработицей, а безработице - перед отсутствием экономической активности.

7.3. К лицам, занятым экономической деятельностью, относятся лица, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю):

выполняли работу (хотя бы один час в неделю) по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода независимо от сроков получения вознаграждения или дохода за свою деятельность;

временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни, работы по специальному графику, нахождения в резерве, установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, простоя по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, отпуска без сохранения заработной платы (длительностью менее 6 месяцев), забастовки, других подобных причин;

работали в качестве помогающих на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику.

Под работой понимается любая деятельность, связанная с выпуском товаров и услуг в рамках сферы производства, границы которой определены в СНС <*>.

--------------------------------

<*> В Резолюции, относящейся к обновлению Международной стандартной классификации занятий ISCO-08, которая была принята МОТ в декабре 2007 года, работа определена как набор задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом, включая работодателя или самостоятельно занятого.

Занятыми экономической деятельностью считаются также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и ее переработкой с целью продажи <*>, обмена с другими домохозяйствами или для обеспечения родственников, проживающих отдельно, друзей, знакомых.

--------------------------------

<*> Проданной считается продукция, проданная по всем каналам: хлебоприемным и перерабатывающим предприятиям, потребкооперации, населению на рынке, сельскохозяйственным организациям и т.п., а также подаренная, отданная в оплату за услуги, в оплату труда наемным работникам и т.п.

Лица, владеющие собственным предприятием или собственном делом и работающие на нем, но в рассматриваемый период на работе отсутствующие по любой причине, считаются занятыми, если в период их отсутствия предприятие (дело) продолжало функционировать.

Лица, участвующие по направлениям центров занятости в оплачиваемых общественных работах, считаются занятыми.

7.4. К экономическим видам деятельности, т.е. производству <*>, относятся:

--------------------------------

<*> Система национальных счетов 1993.

а) производство всех товаров или услуг для индивидуального или коллективного потребления, которые поставляются единицам, иным, чем их производители, или предназначаются для такой поставки, включая производство товаров или услуг, потребляемых в процессе производства данных товаров и услуг;

б) производство всех товаров, которые сохраняются их производителями для собственного конечного потребления (конечное потребление или валовое накопление основного капитала);

в) производство домашних и личных услуг путем найма оплачиваемой домашней прислуги.

Примеры отдельных видов работ, которые следует относить к экономической деятельности в соответствии с концепцией производства товаров и услуг, заложенной в СНС:

- строительство собственного жилья и других построек собственными силами; капитальный ремонт жилья;

- строительство жилых и нежилых помещений для последующей сдачи внаем;

- строительство жилых и нежилых помещений для других граждан;

- ремонт жилищ (квартир) для других граждан;

- бурение колодцев, скважин;

- проектирование индивидуального жилищного строительства для частных лиц;

- услуги частным лицам по ремонту и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, бытовой техники, сантехнического оборудования;

- услуги частным лицам по ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств;

- услуги частным лицам по ремонту обуви, мебели, металлоизделий;

- уличная торговля, торговля на рынках, "челночная" торговля;

- распространение продукции сетевого маркетинга (орифлейм, эйвон и др.);

- распространение рекламы товаров (услуг);

- перевозка пассажиров (частный извоз);

- перевозка грузов (частный извоз) (указать конкретно вид транспорта);

- парикмахерские, ритуальные, прочие бытовые услуги;

- репетиторство, частные уроки;

- работа по найму по обслуживанию домашних хозяйств частных лиц (уход за детьми, уборка, приготовление пищи, охрана имущества и т.п.) (указать конкретно);

- медицинские и социальные услуги за плату (уход за больными, престарелыми, инвалидами, детьми и т.д.);

- услуги по уборке помещения, стирке белья, приготовлению пищи, присмотру за детьми, охране и другие услуги, оказываемые лицам при сдаче внаем жилого и нежилого помещения;

- выполнение работ по найму на дачных, садовых участках, приусадебных и полевых участках (вспашка, копка огородов, проведение сельскохозяйственных работ, уход за скотом, уборка территории и пр.);

- работа на дому за плату в сети Интернет;

- ведение, музыкальное сопровождение свадеб, юбилеев, торжественных вечеров и т.п.;

- услуги в области спорта (тренерство и др.);

- услуги частным лицам по уходу за домашними животными (собаками, кошками и др.);

- брокерство, посредническая деятельность;

- сельский туризм; экскурсионные, курьерские услуги;

- консервирование и переработка приобретенной на стороне продукции сельского хозяйства, рыболовства, лесоводства, дикорастущих лесных продуктов для продажи;

- изготовление на дому промышленных товаров, сувениров, поделок для продажи;

- пошив одежды, обуви, головных уборов и др. для продажи;

- изготовление мебели, металлоизделий для продажи;

- изготовление на дому национальных хлебобулочных и других изделий из теста для продажи;

- продажа продукции пчеловодства с собственной пасеки.

Перечень перечисленных видов работ (услуг) оформлен в виде Карточки 1, которая показывается респондентам при опросе (см. п. 4.1). Лица, оказывающие указанные виды работ (услуг) за плату либо производящие в домашнем хозяйстве продукты и товары для продажи или обмена, а также занятые на строительстве (капитальном ремонте) собственного жилья, учитываются в составе занятого населения.

7.5. Не считаются "имеющими работу, но временно отсутствующими" и не учитываются в числе занятого населения:

помогающие члены семьи, участвующие в деятельности семейного предприятия, но в рассматриваемый период не выполнявшие на предприятии никакой работы;

сезонные работники, у которых истек срок трудового договора;

лица, у которых есть договоренность о начале работы, но еще не приступившие к реальной работе;

лица, у которых нет устойчивых трудовых отношений с организацией или работодателем (выполняли случайные эпизодические работы) и которые не выполняли оплачиваемую работу в течение обследуемой недели;

лица, отсутствующие в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет;

лица, длительно отсутствующие на работе в связи с отпуском без сохранения заработной платы, если период отсутствия на работе составлял 6 месяцев и более.

Не считается оплачиваемой работой или доходным занятием:

учеба в военной академии, аспирантуре, докторантуре дневной формы обучения;

работа по производству (переработке) в домашнем хозяйстве продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, предназначенной для собственного конечного использования;

работа в собственном домашнем хозяйстве по уборке дома, приготовлению пищи для членов домашнего хозяйства, пошиву, ремонту и содержанию в чистоте одежды для членов домашнего хозяйства, воспитанию детей, уходу за пожилыми или больными членами домашнего хозяйства;

услуги, оказываемые добровольно без оплаты для различных лиц или благотворительных организаций, родительских комитетов, комитетов ветеранов, больниц, детских домов или домов престарелых и др.;

владение акциями какого-либо предприятия или общества без непосредственного участия данного лица в экономической деятельности этой организации;

попрошайничество (даже если оно приносит доход).

7.6. К безработным <*> относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

--------------------------------

<*> Существуют методологические различия в определении общей численности безработных по результатам обследования населения в соответствии с рекомендациями МОТ и безработных, официально признанных в государственных учреждениях службы занятости населения.

Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения, - это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Безработными в соответствии с законодательством о занятости не могут быть признаны граждане:

- не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости), за выслугу лет;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды;

- не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный им для регистрации в качестве безработного.

не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы - обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

При проведении обследования рабочей силы и измерении безработицы критерий отсутствия работы относится к обследуемой неделе, критерий поиска работы распространяется на четыре недели, предшествующие обследуемой неделе, критерий готовности приступить к работе относится к обследуемой неделе. Несмотря на то, что указанные критерии имеют разные временные пределы, показатель безработицы относится к обследуемой неделе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:

не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после рассматриваемого периода), и не продолжали дальнейшего ее поиска;

не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.

7.7. Для лиц, организующих собственное дело, периодом поиска работы считается деятельность до регистрации предприятия. Деятельность после регистрации предприятия считается занятостью на собственном предприятии.

В случаях, когда коммерческая деятельность организуется без формальной регистрации, моментом перехода от поиска работы к самой работе является готовность получить и выполнить первый заказ или момент поступления финансовых ресурсов, или момент окончания подготовки производственной среды.

7.8. Уровень экономической активности - отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах.

Уровень занятости - отношение численности занятого населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах.

Уровень безработицы - отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, в процентах.

Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) - промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы.

Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает время с момента начала поиска работы до момента трудоустройства, и продолжительность незавершенной безработицы - время с момента начала поиска работы до рассматриваемого периода. При проведении обследований рабочей силы изучается продолжительность незавершенной безработицы.

Средняя продолжительность безработицы (среднее время поиска работы) рассчитывается как средневзвешенная величина для рассматриваемого состава безработных.

Экономически неактивное население

7.9. Экономически неактивное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода.

Экономически неактивное население включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в данный период (обследуемую неделю) не включены в состав рабочей силы.

Население, не активное в данный период (обследуемую неделю) и не входящее в состав рабочей силы, в зависимости от соответствия критерию поиска работы и критерию готовности приступить к работе группируется следующим образом:

лица, которые выразили желание иметь оплачиваемую работу, ищут работу в рассматриваемый период, но не готовы приступить к работе;

лица, которые выразили желание иметь оплачиваемую работу, но в рассматриваемый период не ищут работу, из них отчаялись найти работу;

лица, которые не выразили желание иметь оплачиваемую работу.

Экономически неактивное население, исходя из социального статуса, делится на следующие категории:

студенты и учащиеся дневной формы обучения;

пенсионеры по возрасту, выслуге лет и на льготных условиях;

пенсионеры по инвалидности;

получатели дохода от собственности или капитала;

домашние хозяева или родственники, отвечающие за уход за домом и детьми;

прочие (все остальные лица, не попадающие ни под одну из перечисленных выше категорий).

Незанятое население

7.10. Незанятое население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в течение рассматриваемого периода не считались занятыми экономической деятельностью. В численность незанятого населения включаются безработные и экономически неактивное население.

Статус занятых

7.11. Объектом при классификации статуса занятых является работа, выполняемая лицами в рассматриваемый период времени. Работы классифицируются с учетом явного или подразумеваемого трудового договора лица с другими лицами или организациями.

Основными критериями при определении групп служат характер экономического риска, элементом которого является прочность связей лица с его работой, характер власти над предприятием и другими работниками, которую лица имеют или будут иметь.

Предусматривается следующая группировка занятых по статусу:

работающие по найму;

работающие не по найму;

из них:

работодатели;

самостоятельно занятые;

члены производственных кооперативов;

помогающие на семейном предприятии.

Группы определены, исходя из различия между "работой по найму" и "работой на собственном предприятии" с учетом одного или нескольких аспектов экономического риска или характера власти, которую явный или подразумеваемый трудовой договор дает лицам или которой договор обязывает подчиняться.

7.12. Лица, работающие по найму, или наемные работники - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа по найму".

Работа по найму - это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает. Основные фонды, некоторые или все инструменты, помещение, которые использует лицо в процессе труда, могут принадлежать другим лицам. Деятельность работника может осуществляться под непосредственным контролем владельца или лиц, определенных владельцем и работающих у него по найму.

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками.

К наемным работникам также относятся лица, проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел, проходящие заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу.

В зависимости от характера договора наемные работники делятся на следующие группы:

работники, принятые по письменному трудовому договору на неопределенный срок;

работники, принятые по письменному трудовому договору на определенный срок;

работники, выполняющие работу по договору гражданско-правового характера;

работники, выполняющие работу на основе устной договоренности, без оформления документов;

работники, выполняющие работу на основе трудового договора о выполнение работы на дому, т.е. в качестве надомника.

7.13. Работающие не по найму - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа на собственном предприятии". Эта группа объединяет работодателей, самостоятельно занятых лиц, помогающих членов семей, членов производственных кооперативов.

Работа на собственном предприятии (собственном деле) - это работа, при которой вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лицо принимает производственные решения, относящиеся к деятельности предприятия (собственному делу), или делегирует эти полномочия, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия (собственного дела).

Работодатели - это лица, которые работают самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами на собственном предприятии (в собственном деле) и в этом качестве нанимают на постоянной основе для работы на своем предприятии наемных работников. Все деловые партнеры в этом случае являются работодателями. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.

К работодателям также относятся лица, занятые коммерческой деятельностью без образования юридического лица, профессиональной деятельностью или ремеслом на индивидуальной основе и постоянно использующие труд наемных работников.

К работодателям могут быть отнесены лица, работающие в акционерном обществе, где они самостоятельно или совместно с другими членами семьи, либо с одним или несколькими работающими в этом акционерном обществе партнерами располагают решающей долей собственности, и имеющие право от имени организации заключать договоры с другими организациями, нанимать или увольнять лиц, работающих по найму в этой организации.

Самостоятельно занятые - это лица, самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не нанимающие наемных работников на постоянной основе. Все деловые партнеры в этом случае являются лицами, самостоятельно занятыми. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.

Члены производственных кооперативов - лица, работающие на собственном предприятии - кооперативе, производящем товары и услуги, где каждый имеет равные с другими членами права при решении вопросов организации производства, инвестирования и распределения дохода между членами организации.

В соответствии со статьей 107 Гражданского кодекса Российской Федерации "производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов".

К помогающим членам семей относятся лица, которые работают в качестве помогающих на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику (как проживающему, так и не проживающему в одном с ними домашнем хозяйстве), и не могут рассматриваться в качестве партнеров, так как степень их участия в работе предприятия несопоставима по сравнению с участием главы предприятия.

7.14. Лица, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, которые они заключили с юридическим или физическим лицом, могут быть отнесены к наемным работникам, если выполняемая ими работа может быть классифицирована как "работа по найму", или к самостоятельно занятым или работодателям - если, исходя из характера и условий выполнения, работа в большей степени соответствует "работе на собственном предприятии".

7.15. Классификацию статуса занятых можно условно применять к безработным. В данном случае критерием для классификации является характер прежней выполняемой работы, если она имелась, или характер работы, которую безработный ищет.

Основная и дополнительная работа

7.16. Для лиц, занятых экономической деятельностью и имеющих в рассматриваемом периоде более одной работы (доходного занятия), определяется основная работа и дополнительная работа.

Имеющим более одной работы считается тот, кто на обследуемой неделе кроме основной работы выполнял другую работу или имел другое доходное занятие (или временно отсутствовал). Это может быть совместительство любого рода, выполняемое на постоянной, временной, сезонной основе, другая работа по контракту или случайные, разовые работы, работа на индивидуальной основе, предпринимательская деятельность без образования юридического лица, работа по найму у отдельных граждан, индивидуальных предпринимателей.

7.17. Основная работа (основное доходное занятие) или первая работа - это та работа, которую лицо само считает для себя основной. Другая работа, которую данное лицо имело в рассматриваемом периоде, считается дополнительной работой.

Если респондент работал по основному месту работы больше часов, чем установленная нормальная продолжительность для данного вида работ, т.е. полторы или две ставки, то в этом случае основной считается работа в пределах нормальной продолжительности для данного вида работ. Работа, выполняемая сверх нормальной продолжительности рабочего времени, т.е. дополнительная ставка, рассматривается как вторая работа.

Если респондент наряду с основной выполнял дополнительную работу в пределах рабочего времени основной работы, и эта дополнительная работа не была связана с трудовыми функциями основного занятия, то респондент считается имеющим более одной работы, и эта дополнительная работа рассматривается как вторая работа.

7.18. Второй или дополнительной работой не считается:

работа на другом предприятии в случаях, предусмотренных родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировка, выполнение сельскохозяйственных работ по направлению предприятия и т.п.;

работа по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для собственного конечного использования;

работа в собственном домашнем хозяйстве по уборке дома, приготовлению пищи для членов домашнего хозяйства, пошиву, ремонту и содержанию в чистоте одежды для членов домашнего хозяйства, воспитанию детей, уходу за пожилыми или больными членами домашнего хозяйства;

услуги, оказываемые добровольно без оплаты для различных лиц или благотворительных организаций, родительских комитетов, комитетов ветеранов, больниц, детских домов или домов престарелых и др.;

владение акциями какого-либо предприятия или общества без непосредственного участия данного лица в экономической деятельности этой организации;

попрошайничество (даже если оно приносит доход).

Занятые в неформальном секторе экономики

7.19. Население, занятое в неформальном секторе, включает всех лиц, которые в течение обследуемого периода были заняты, по меньшей мере, в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от их статуса и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной.

В качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица.

Предприятиями неформального сектора считаются предприятия домашних хозяйств или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица. К предприятиям неформального сектора не относятся финансово-промышленные группы, паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц независимо от того, что эти организации не имеют прав юридического лица.

С учетом этих положений в численность населения, занятого в неформальном секторе, включаются:

граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или на индивидуальной основе, независимо от того, имеют они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя;

лица, работающие в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц;

лица, занятые оказанием профессиональных или технических услуг (частно практикующие врачи, адвокаты, нотариусы, аудиторы и др.), независимо от того, имеют они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица;

лица, занятые оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние секретари и т.п.);

лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей;

лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров или услуг, в том числе продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и их переработкой, если производимая продукция предназначена для реализации на рынке или обмена.

7.20. В численность занятых в неформальном секторе экономики не включаются:

лица, занятые в домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и их переработкой для собственного использования;

работники, задействованные в неформальных отношениях (работающие без оформления трудовых отношений, на основе устной договоренности) в производственных единицах, являющихся юридическими лицами, или в их обособленных подразделениях.

7.21. При классификации населения, занятого в неформальном секторе, по видам экономической деятельности, занятиям, статусу информация по указанным трем классификационным характеристикам относится к одной и той же работе. Если член домашнего хозяйства в течение отчетного периода был в качестве работающего владельца занят несколькими видами деятельности в неформальном секторе, то все виды деятельности, выполняемые одновременно одним членом домашнего хозяйства, считаются частями одного предприятия (а не отдельными предприятиями). В этом случае классификация по видам экономической деятельности, занятиям, статусу производится по основному виду деятельности, которым индивид был занят в отчетном периоде.

В случае, когда разные виды деятельности, выполняемые членом домашнего хозяйства в отчетном периоде, связаны с различными стадиями процесса производства и сбыта товаров и услуг, при определении основного вида деятельности работам, относящимся к процессу производства, отдается предпочтение перед другими работами, например, связанными со сбытом тех же товаров, их транспортировкой. При учете отработанного времени по основному виду деятельности отражается не только время, затраченное членом домашнего хозяйства в отчетном периоде на выполнении работ, связанных с производством, но и на других выполняемых им работах по транспортировке, сбыту товаров и услуг и т.п.

Если при проведении обследования населения респондент указал на наличие двух работ, которые в соответствии с установленными критериями относятся к работе в неформальном секторе, то при классификации этого индивида (как занятого в неформальном секторе) по статусу, виду экономической деятельности, занятию он относится к той группе, которая соответствует основной работе респондента.

Использование рабочего времени

7.22. При проведении обследований рабочей силы изучается нормальная и фактическая продолжительность рабочей недели.

Нормальной продолжительностью рабочей недели являются часы работы, установленные законодательством, правилами, коллективными договорами для данного вида работ и категорий работников. Если респондент выполнял работу на условиях внутреннего совместительства, нормальная продолжительность рабочей недели определяется только по основной должности (работе). Дополнительная ставка рассматривается как вторая работа.

Там, где не установлена нормальная продолжительность рабочей недели законами или правилами, коллективными договорами, используется понятие обычной продолжительности рабочей недели. Рабочее время обычное относится к типичной ситуации и характеризует, сколько часов респондент отрабатывает по данному виду деятельности в течение типичной недели.

7.23. Фактически отработанное время включает: время работы в течение нормального рабочего времени; время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего времени; время, проведенное на рабочем месте для его обслуживания и подготовки к работе; время простоя на рабочем месте не по вине работника; время, отведенное для коротких перерывов в работе для отдыха. В фактически отработанное время не включается оплаченное, но не отработанное время, например, ежегодный отпуск или время болезни.

7.24. В зависимости от количества отработанного времени занятые граждане распределяются на следующие группы:

лица, работавшие больше часов по сравнению с нормальной или обычной продолжительностью рабочей недели;

лица, работавшие меньше часов по сравнению с нормальной или обычной продолжительностью рабочей недели;

лица, работавшие столько же часов, как и нормальная или обычная продолжительность рабочей недели;

лица, не работавшие на обследуемой неделе.

8. О расчете суммы вознаграждения лицам, привлекаемым

на договорной основе к выполнению работ, связанных

с проведением выборочного обследования рабочей силы,

с учетом условий выплаты вознаграждения, определенных

приказом Росстата от 4 мая 2016 г. N 222

Для выполнения работ, перечисленных в п. 3.2. настоящих Методологических положений, территориальные органы Росстата ежемесячно привлекают на договорной основе следующие категории лиц:

Категории привлекаемых лиц

Период привлечения

Срок привлечения

Норма нагрузки определяется в зависимости от группы субъекта Российской Федерации <1>

1

2

3

4

Инструктор территориального уровня

Ежемесячно, начиная с последнего дня обследуемой недели

11 дней

Проверка данных по респондентам за срок привлечения:

1 группа - 360 респондентов;

2 группа - 300 респондентов;

3 группа - 240 респондентов

Интервьюер

Ежемесячно, начиная с последнего дня обследуемой недели

9 дней

Опрос респондентов за срок привлечения:

1 группа - 36 респондентов;

2 группа - 30 респондентов;

3 группа - 24 респондента

Счетчик

Ежемесячно

3 дня

Заполнение 40 карточек на домохозяйства в расчете на один день

Кодировщик статистической информации

Ежемесячно, начиная с 8 дня после обследуемой недели

не более 5 дней

Кодирование данных по 30 респондентам в расчете на один день

Оператор ввода статистической информации

Ежемесячно, начиная с 10 дня после обследуемой недели

не более 6 дней

Ввод информации по 45 респондентам в расчете на один день

--------------------------------

<1> 1 группа - Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область, Ярославская область, г. Севастополь.

2 группа - Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Алтайский край, Пермский край, Вологодская область, Кемеровская область, Кировская область, Курганская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Томская область, Свердловская область, Тюменская область (без авт. округов), Челябинская область.

3 группа - Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область (без авт. округа), Иркутская область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Ленинградская область, Сахалинская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ.

Расчет вознаграждения инструкторов территориального уровня, интервьюеров, счетчиков, кодировщиков статистической информации и операторов ввода статистической информации производится в соответствии с объемом выполненным работ.

Объем выполненных работ измеряется:

для интервьюеров - количеством опрошенных респондентов;

для инструкторов территориального уровня - количеством респондентов, по которым проверена правильность заполнения анкеты;

для счетчиков - количеством заполненных карточек на домохозяйства;

для кодировщиков статистической информации - количеством респондентов, по которым закодирована информация;

для операторов ввода статистической информации - количеством респондентов, по которым введены данные.

При проведении расчетов суммы вознаграждения за один день сумма вознаграждения за месяц делится на 30 (величина постоянная для всех месяцев).

Норма нагрузки для инструкторов территориального уровня и интервьюеров устанавливается на весь срок привлечения, для счетчиков, кодировщиков статистической информации и операторов ввода статистической информации - на один день работы.

Вознаграждение интервьюеров и инструкторов территориального уровня рассчитывается следующим образом:

Вор = (Вмес / 30 * СП) / НН * ОР,

где:

Вор - сумма вознаграждения за выполненный объем работ;

Вмес - сумма вознаграждения за месяц;

30 - число дней в месяце (величина постоянная для всех месяцев);

СП - срок привлечения;

НН - норма нагрузки на период работы;

ОР - объем выполненных работ.

Вознаграждение счетчиков, кодировщиков статистической информации и операторов ввода статистической информации рассчитывается следующим образом:

Вор = (Вмес / 30) / НН * ОР,

где:

Вор - сумма вознаграждения за выполненный объем работ;

Вмес - сумма вознаграждения за месяц;

30 - число дней в месяце (величина постоянная для всех месяцев);

НН - норма нагрузки на один день работы;

ОР - объем выполненных работ.

Другие документы по теме
"О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 25 декабря 2014 г. N 409 "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2016 N 42364)
"Об утверждении Порядка ведения реестра резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, состава сведений, содержащихся в данном реестре, а также представления документов, подтверждающих статус резидента территории опережающего социально-экономического развития" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2015 N 37016)
"Об утверждении изменения к национальному стандарту"
(ред. от 23.05.2013) "Об утверждении Методики проведения конкурсов по вопросам федеральной государственной гражданской службы, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2011 N 21497)
Ошибка на сайте