Рейтинг@Mail.ru

Приказ Росстата от 21.01.2025 N 17

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 21 января 2025 г. N 17

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

ПОСТРОЕНИЯ БАЗОВЫХ ТАБЛИЦ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

В ЦЕНАХ ПОКУПАТЕЛЕЙ И В ОСНОВНЫХ ЦЕНАХ

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и подпунктами 5.2 и 5.3(1) Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:

1. Утвердить официальную статистическую методологию построения базовых таблиц использования товаров и услуг в ценах покупателей и в основных ценах.

2. Управлению разработки таблиц "затраты-выпуск" (Яковлева С.Л.) использовать указанную методологию при разработке базовых таблиц использования товаров и услуг.

Заместитель руководителя

С.Н.ЕГОРЕНКО

Утверждена

приказом Росстата

от 21.01.2025 N 17

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

ПОСТРОЕНИЯ БАЗОВЫХ ТАБЛИЦ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

В ЦЕНАХ ПОКУПАТЕЛЕЙ И В ОСНОВНЫХ ЦЕНАХ

I. Общие положения

Разработка базовых таблиц "затраты-выпуск" осуществляется Федеральной службой государственной статистики в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 201-р один раз в пять лет. Базовые таблицы "затраты-выпуск", являясь составной частью Системы национальных счетов (СНС), представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции. В этих таблицах процессы, происходящие в экономике, отражаются в детальном разрезе товаров и услуг. Таблицы являются общепризнанным и надежным инструментом анализа важнейших макроэкономических и структурных пропорций. Математическая модель, лежащая в основе этих таблиц, делает их незаменимыми при проведении сценарных расчетов и осуществлении прогнозирования экономического развития страны.

Для очередных базовых таблиц "затраты-выпуск" формируются и утверждаются приказом Федеральной службы государственной статистики номенклатуры отраслей и продуктов для разработки базовых таблиц ресурсов и использования товаров и услуг (далее - номенклатуры для разработки базовых ТРИ). Номенклатура отраслей основана на действующей версии Общероссийского классификатора видов экономической деятельности <1>. Номенклатура продуктов основана на действующей версии Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности <2>.

--------------------------------

<1> На момент написания Официальной статистической методологии используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД2).

<2> На момент написания Официальной статистической методологии используется Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2).

Основными принципами формирования групп отраслей и продуктов в номенклатурах являются:

1. значимость объемов производства;

2. наличие информации;

3. соблюдение правил конфиденциальности;

4. однородность технологии производства;

5. однородность направлений использования;

6. разные ставки налогов на продукты (ндс, акцизов).

Базовая таблица использования товаров и услуг (далее - ТИ) входит в систему базовых таблиц "затраты-выпуск".

ТИ представляет собой статистическую таблицу типа продукт-отрасль, по строкам которой перечислены продукты и компоненты добавленной стоимости, по столбцам - отрасли и категории конечного использования.

ТИ состоит из трех таблиц (квадрантов):

1 квадрант - промежуточное использование;

2 квадрант - конечное использование;

3 квадрант - добавленная стоимость.

1 квадрант ТИ показывает промежуточное потребление в разрезе продуктов и отраслей, 2 квадрант - использование продуктов на конечное потребление, валовое накопление капитала и экспорт, 3 квадрант характеризует компоненты добавленной стоимости (оплата труда, другие налоги за минусом субсидий на производство, потребление основного капитала и чистую прибыль) по отраслям.

ТИ формируется за отчетный год в текущих ценах (тыс. рублей) и разрабатывается в ценах покупателей и в основных ценах.

В ТИ в ценах покупателей стоимость каждого использованного продукта в промежуточном потреблении в отраслях экономики и по категориям конечного спроса отражается в ценах покупателей и содержит помимо основной цены торговые, транспортные наценки и чистые налоги на продукты (налоги за вычетом субсидий на продукты).

В ТИ в основных ценах стоимость каждого использованного продукта на промежуточное потребление в отраслях экономики и по категориям конечного спроса отражается в основных ценах, то есть за вычетом торговых и транспортных наценок и чистых налогов на продукты.

Настоящая Официальная статистическая методология определяет порядок построения ТИ в ценах покупателей и в основных ценах.

II. Основные понятия и определения <3>

--------------------------------

<3> Все определения приводятся исключительно в целях построения базовых таблиц использования товаров и услуг.

Выпуск отрасли - общая стоимость всех продуктов, произведенных в рамках данной отрасли, включая как первичные, так и вторичные продукты.

Выпуск продукта - общая стоимость продукта, произведенного всеми отраслями, то есть всеми производителями, являющимися резидентами данной экономики.

Промежуточное потребление - стоимость всех потребляемых товаров и услуг за исключением расходов на приобретение ценностей и издержек, связанных с постепенным использованием основных фондов, принадлежащих предприятию.

Цена покупателей - цена, уплачиваемая покупателем в момент доставки единицы товара или услуги в установленный срок в указанное место. Она включает торгово-посреднические и транспортные расходы по доставке товара, а также налоги на продукты, оплачиваемые покупателем, и не включает субсидии на продукты и вычитаемый НДС.

Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, исключая любые выплачиваемые налоги на продукты и включая субсидии на продукты, предназначенные для компенсации разницы в ценах на производство и реализацию этой единицы товара или услуги. Эта цена не включает любые расходы по доставке товара, оплачиваемые покупателем.

Институциональная единица - экономическая единица, которая способна от своего имени владеть активами, принимать обязательства, участвовать в экономической деятельности и вступать в операции с другими единицами.

Предприятие - институциональная единица, являющаяся производителем товаров и услуг.

Экономические активы - объекты, в отношении которых институциональные единицы осуществляют права собственности и в результате владения или использования которых в течение определенного времени получают экономическую выгоду.

Экономические активы делятся на финансовые и нефинансовые. Финансовые активы включают монетарное золото, наличные деньги, депозиты, кредиты, ссуды и так далее. Они отражаются в финансовом счете. Нефинансовые активы, в зависимости от их происхождения, подразделяются на произведенные и непроизведенные.

Произведенные нефинансовые активы возникают в результате процесса производства. Они включают:

- основной капитал;

- запасы материальных оборотных средств;

- ценности.

К основному капиталу относятся материальные и нематериальные активы (основные фонды), являющиеся результатом производства, которые регулярно или периодически используются в процессе производства более года.

Запасы материальных оборотных средств - произведенные активы, которые появились в текущем или более раннем периоде, содержатся для продажи, использования в производстве или будут использованы позже.

Производственные запасы - все товары, которые предприятие держит в запасе для использования в промежуточном потреблении. Это сырье, топливо, комплектующие изделия, канцелярские товары и так далее.

Незавершенное производство - продукция, произведенная предприятием, но недостаточно переработанная, чтобы быть поставленной другим институциональным единицам. К незавершенному производству относятся растения и деревья, скот-молодняк, скот на откорме, домашняя птица, которые выращиваются для однократного использования. Незавершенное строительство и незаконченный капитальный ремонт также относятся к незавершенному производству.

Готовая продукция - товары, хранящиеся у производящих их предприятий до поставки другим институциональным единицам и не предназначенные для дальнейшей их переработки на данном предприятии.

Товары для перепродажи - товары, приобретенные оптовыми или розничными торговцами с целью перепродажи.

Непроизведенные нефинансовые активы - активы, необходимые для производства товаров и услуг, но сами не являющиеся результатом производства. Они подразделяются на материальные и нематериальные.

К непроизведенным материальным активам относятся природные активы, такие как земля, недра (разведанные залежи полезных ископаемых), некультивируемые (естественные) биологические ресурсы (флора и фауна), водные ресурсы под землей.

Непроизведенные нематериальные активы представляют собой юридические формы, которые возникают в связи с процессом производства и периодически переходят от одних институциональных единиц к другим. Они состоят из авторских прав, патентов, лицензий, торговых знаков, прав на аренду или других передаваемых контрактов, условной стоимости деловых связей и репутации ("гудвилл") и так далее.

Ценности - активы, которые в основном не используются для производства и потребления, характеристики которых не ухудшаются со временем, и которые приобретаются как средство сохранения стоимости. Ценности состоят из драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и других произведений изобразительного искусства. Они используются не для производства и потребления, а хранятся как средства сбережения предприятиями, домашними хозяйствами, некоммерческими организациями, государственными учреждениями, например, в виде золотых слитков или неограненных алмазов.

Валовое накопление основного капитала - вложение средств институциональными единицами в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования в производстве.

Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты:

1. приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов;

2. затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов;

3. затраты на улучшение непроизведенных материальных активов;

4. расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.

III. Методология построения базовой таблицы использования

товаров и услуг

3.1. Методология построения первого квадранта базовой таблицы использования товаров и услуг (промежуточное использование товаров и услуг) в ценах покупателей

3.1.1. Контрольные итоги промежуточного потребления в таблице использования товаров и услуг

Контрольные итоги промежуточного потребления в ТИ соответствуют отраслевым показателям промежуточного потребления, рассчитанным в счете производства по полному кругу хозяйствующих субъектов в разрезе секторов экономики.

3.1.2. Расчет показателей промежуточного потребления в разрезе номенклатуры продуктов базовых ТРИ

3.1.2.1. Сектор нефинансовых корпораций

Для разработки в ТИ показателей промежуточного потребления в разрезе номенклатуры продуктов базовых ТРИ для коммерческих предприятий сектора нефинансовых корпораций, не являющихся субъектами малого предпринимательства (далее - крупные и средние предприятия), основными источниками информации являются данные федеральных статистических наблюдений, проводимых Росстатом:

1) по форме N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" (далее - форма N 1-предприятие);

2) по формам наблюдения за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) для разработки базовых таблиц "затраты-выпуск".

Основными источниками информации для разработки в ТИ показателей промежуточного потребления коммерческих предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства (далее - малые предприятия), являются данные формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", разрабатываемой Росстатом, а также данные бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.

Для первого варианта ТИ в качестве основы для дальнейших расчетов структуры промежуточного потребления субъектов малого предпринимательства используется продуктовая структура затрат крупных и средних предприятий, "очищенная" от нетипичных отраслевых затрат, то есть в основу расчетов берется предположение, что субъекты малого предпринимательства занимаются в основном одним видом деятельности, или доля вторичных видов деятельности ничтожно мала.

В процессе балансировки продуктовая структура промежуточного потребления уточняется, в том числе путем непосредственного контакта с учетными работниками предприятий.

3.1.2.2. Сектор финансовых корпораций

В соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Росстата и Банка России расчеты показателей счета производства по сектору финансовых корпораций осуществляет Банк России.

Для детализации итогов промежуточного потребления сектора финансовых корпораций по группам товаров и услуг используется структура затрат кредитных организаций за предыдущий год, переоцененная в цены текущего года.

В процессе согласования ресурсов и использования товаров и услуг методом товарных потоков структура затрат сектора финансовых корпораций может быть скорректирована.

3.1.2.3. Сектор государственного управления

Распределение расходов бюджетных учреждений по группировкам номенклатуры продуктов базовых ТРИ производится по данным ГИС "Закупки". Из указанной системы выгружаются сведения о заключенных в отчетный период контрактах с указанием кода ОКПД2 объекта закупки. Данные группируются по кодам разделов и подразделов бюджетной классификации, что дает возможность выявить отраслевую направленность расходов бюджетов всех уровней. Далее производится группировка стоимости контрактов по кодам ОКПД2 в группы номенклатуры продуктов базовых ТРИ.

В процессе согласования ресурсов и использования товаров и услуг методом товарных потоков структура затрат организаций сектора государственного управления может быть скорректирована.

3.1.2.4. Сектор домашних хозяйств

Для формирования продуктовой структуры промежуточного потребления сектора домашних хозяйств в части индивидуальных предпринимателей в разрезе отраслей используется структура промежуточного потребления малых предприятий, применяемая к контрольным итогам промежуточного потребления по этому сектору.

Параллельно формируется матрица промежуточного потребления индивидуальных предпринимателей на основе аналогичной матрицы за предыдущий год, переоцененной в цены текущего года с использованием индексов-дефляторов.

Обе матрицы сопоставляются между собой, окончательная структура промежуточного потребления индивидуальных предпринимателей формируется путем экспертной оценки.

По виду деятельности "Сельское хозяйство" промежуточное потребление индивидуальных предпринимателей рассчитывается отдельно на основе формы N 8-АПК "Отчет о затратах на основное производство", утверждаемой ежегодно приказом Минсельхоза России.

После проведения дополнительных расчетов по отдельным отраслям и внесения корректировок формируется итоговая матрица промежуточного потребления индивидуальных предпринимателей.

Формирование матрицы промежуточного потребления физических лиц в разрезе отраслей и продуктов производится на основе структуры промежуточного потребления индивидуальных предпринимателей.

Параллельно формируется матрица промежуточного потребления физических лиц на основе аналогичной матрицы за предыдущий год, переоцененной в цены текущего года с использованием индексов-дефляторов.

Обе матрицы сопоставляются между собой, окончательная структура промежуточного потребления физических лиц формируется путем экспертной оценки.

3.1.2.5. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

Для распределения контрольного итога промежуточного потребления некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ), по отдельным группировкам номенклатуры продуктов базовых ТРИ используются данные показателей формы N 1-НКО "Сведения о деятельности некоммерческой организации", разрабатываемой Росстатом.

К промежуточному потреблению НКООДХ относятся следующие статьи формы N 1-НКО:

1. текущие расходы на приобретение сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, конструкций, деталей, топлива, тары, запасных частей, инвентаря, хозяйственных принадлежностей, строительных материалов и прочих материальных оборотных активов;

2. арендная плата;

3. оплата услуг сторонних организаций;

4. прочие расходы (в состав которых могут включаться такие расходы, как текущее содержание спортивных помещений, проведение спортивных мероприятий, проведение торжественных мероприятий, конференций, текущий ремонт).

В качестве структуры для расшифровки данных строк по группировкам номенклатуры продуктов базовых ТРИ используется структура, сложившаяся у других хозяйствующих субъектов соответствующего вида деятельности.

Окончательная структура промежуточного потребления некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, формируется путем экспертной оценки.

3.2. Методология построения второго квадранта базовой таблицы использования товаров и услуг (конечное использование товаров и услуг) в ценах покупателей

3.2.1. Контрольные итоги конечного использования

Контрольные итоги конечного использования товаров и услуг в ТИ соответствуют аналогичным показателям, рассчитанным в счете использования доходов и счете операций с капиталом по полному кругу хозяйствующих субъектов.

3.2.2. Расходы домашних хозяйств на конечное потребление товаров и услуг

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств составляют основную часть конечного потребления и отражают структуру потребления населением товаров и услуг за счет собственных средств. В соответствии с действующей методологией составления счета использования располагаемого дохода расходы домашних хозяйств на конечное потребление состоят из расходов домашних хозяйств-резидентов на потребительские товары и услуги.

При формировании показателей расходов домашних хозяйств на конечное потребление для ТИ, каждый из компонентов счета использования располагаемого дохода, отнесенных к расходам домашних хозяйств на конечное потребление, распределяется на отдельные группы в соответствии с группировками номенклатуры продуктов базовых ТРИ.

Общая сумма расходов на покупку потребительских товаров определяется розничным товарооборотом.

Для распределения общей суммы розничного товарооборота используются следующие источники данных, разрабатываемые Росстатом:

1. данные обследования бюджетов домашних хозяйств;

2. данные по форме N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли", которую предоставляют все юридические лица, основным видом деятельности которых является оптовая или розничная торговля (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности;

3. данные о потреблении домашних хозяйств в структуре классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ, версия 5), введенного в действие приказом Федеральной службы государственной статистики от 7 декабря 2020 г. N 620.

Из общего объема розничного товарооборота исключаются:

1. стоимость драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий из них, произведений искусства;

2. часть стоимости лекарств, оплаченных за счет бюджета (относится к расходам государственного управления на оказание индивидуальных услуг);

3. стоимость автомобилей, используемых домашними хозяйствами для предпринимательской деятельности;

4. стоимость товаров, купленных домашними хозяйствами для производственного потребления.

Расчет стоимости покупок товаров, приобретаемых домашними хозяйствами в качестве сырья и материалов для производственного использования, в разрезе товарных групп ТИ производится на основе данных о структуре промежуточного потребления в секторе домашних хозяйств по соответствующим отраслям. Затем экспертным путем определяется, какая часть товаров приобретается через розничную торговлю, с учетом особенностей видов деятельности.

После проведения исключающих расчетов может потребоваться корректировка структуры розничного товарооборота.

Основными источниками информации о потреблении населением рыночных услуг являются форма N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" и данные обследования бюджетов домашних хозяйств.

К данным формы N 1-услуги добавляются:

1. стоимость услуг банков и услуг страхования, оказанных населению, поскольку организации финансового сектора экономики форму N 1-услуги не заполняют;

2. условно исчисленная оплата услуг финансовых посредников, оказываемых населению;

3. расходы организаций по проведению лотерей, получаемые разницей между оплатой лотерейных билетов и полученными выигрышами (относятся к услугам по организации азартных игр и заключению пари);

4. пошлины за оплату государственных услуг, поскольку организации государственного управления форму N 1-услуги не заполняют;

5. разность между начисленными суммами коммунальных платежей и фактически оплаченными населением (рассчитывается по данным формы N 22-ЖКХ (жилище) <4> и относится к соответствующим видам коммунальных услуг);

--------------------------------

<4> Форма N 22-ЖКХ (жилище) "Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы" разрабатывается Росстатом.

6. досчеты на неполноту охвата и сокрытие по аренде жилья у частных лиц, услугам культуры, образования, туризму, азартным играм и т.п. (относятся к соответствующим видам услуг).

Вместе с тем не все потребительские услуги, оплаченные населением, как и товары, купленные в розничной торговле, относятся к расходам на конечное потребление домашних хозяйств. Из рассчитанных сумм по соответствующим группировкам номенклатуры продуктов базовых ТРИ вычитаются:

1. стоимость услуг образования и здравоохранения, включенных предприятиями в свое промежуточное потребление;

2. стоимость услуг пассажирского транспорта, оплаченных за счет командировочных расходов;

3. стоимость услуг пассажирского железнодорожного и авиационного транспорта, а также автомобильного грузового транспорта, используемого для осуществления торговли частными лицами, отражаемая в промежуточном потреблении по отраслям торговли в секторе домашних хозяйств (экспертная оценка);

4. стоимость услуг по строительству нового жилья, так как эти расходы относятся к промежуточному потреблению отрасли "Строительство" в секторе домашних хозяйств;

5. стоимость услуг по ремонту собственного жилья, которые учитываются в промежуточном потреблении по отрасли "Жилищное хозяйство" в секторе домашних хозяйств;

6. субсидии, выплаченные населению на оплату коммунальных услуг (относятся к расходам государственного управления на оказание индивидуальных услуг).

Конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных домашними хозяйствами в натуральной форме, включает стоимость товаров и услуг, предоставленных работодателями своим наемным работникам в счет оплаты труда (заработная плата в натуральной форме). Они состоят из товаров и услуг, которые не являются необходимыми для работы и которые могут быть использованы наемными работниками для удовлетворения их собственных потребностей или потребностей других членов домашнего хозяйства.

Общая величина товаров (преимущественно сельскохозяйственной продукции), полученных за счет доходов в натуральной форме, распределяется по отдельным видам продукции экспертным путем.

Потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления в некорпорированных предприятиях, принадлежащих домашним хозяйствам, включает сельскохозяйственную продукцию, произведенную в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах населения.

Для оценки такой продукции, как в целом, так и по ее видам, основным источником информации являются расчеты потребления сельскохозяйственной продукции собственного производства, осуществляемые Росстатом.

В части услуг к этой же категории конечного потребления относится условно исчисленная стоимость проживания в собственном жилище. Вся сумма условно исчисленной стоимости проживания в собственном жилище, включенная в счет использования доходов, в ТИ полностью относится к группировке "Жилая рента (условно исчисленная стоимость проживания в собственном жилище)".

Данные о суммах покупок, осуществляемых резидентами за рубежом, а также покупок, осуществляемых нерезидентами на внутреннем рынке, берутся из платежного баланса, разрабатываемого Банком России. В ТИ эти суммы отражаются в расходах на конечное потребление домашних хозяйств как корректировочные статьи, и потому их распределения на отдельные виды товаров и услуг не требуется.

Для формирования итоговых расходов домашних хозяйств на конечное потребление необходимо просуммировать все описанные выше расходы по однородным группам в разрезе номенклатуры продуктов базовых ТРИ.

Дальнейшие корректировки в ходе согласования располагаемых и использованных ресурсов методом товарных потоков осуществляются в таком же разрезе.

3.2.3. Расходы государственного управления

В основе исчисления расходов государственного управления на конечное потребление лежат данные о выпуске сектора государственного управления.

Расходы на конечное потребление сектора государственного управления рассчитываются по формуле:

РКП = НВ - ТУниэз + ТУдх + ВРдх, (1)

где

РКП - расходы на конечное потребление сектора государственного управления;

НВ - нерыночный выпуск (стоимость нерыночных товаров и услуг, предоставляемых институциональным единицам других секторов бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения);

ТУниэз - оплата товаров и услуг, предоставленных институциональным единицам других секторов по ценам, не имеющим экономического значения;

ТУдх - стоимость товаров и услуг, приобретенных единицами сектора государственного управления у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам без какой-либо трансформации;

ВРдх - возмещение домашним хозяйствам расходов на покупки товаров и услуг из средств бюджета (включая государственные внебюджетные социальные фонды).

Расходы на конечное потребление сектора государственного управления рассчитываются по двум группам:

1. расходы на индивидуальные товары и услуги;

2. расходы на коллективные услуги.

Для такой группировки используются данные бюджетной функциональной классификации расходов.

Расходы на конечное потребление сектора государственного управления на индивидуальные товары и услуги равняются сумме выпуска нижеперечисленных видов деятельности и расходов сектора государственного управления на покупку товаров и услуг для предоставления домашним хозяйствам.

В расчет включается выпуск по видам деятельности:

1. образование;

2. деятельность в области здравоохранения;

3. деятельность по уходу с обеспечением проживания;

4. предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;

5. деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений;

6. деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;

7. деятельность в области спорта, отдыха и развлечений.

К расходам сектора государственного управления на покупку товаров и услуг для предоставления домашним хозяйствам относятся:

1. жилищные и коммунальные услуги;

2. расходы на капитальный ремонт за счет бюджетов;

3. реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами;

4. обеспечение людей с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

5. обеспечение транспортными средствами реабилитации инвалидов;

6. оплата стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно;

7. реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по проезду на транспорте пригородного сообщения;

8. обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан;

9. оказание мер социальной поддержки, которые относятся к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

10. реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно;

11. оздоровление детей;

12. санаторно-курортное лечение работников;

13. обеспечение проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца;

14. меры социальной поддержки героев ВОВ, Российской Федерации, ветеранов труда, тружеников тыла, доноров;

15. расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг;

16. доставка и пересылка пенсий и пособий;

17. оплата услуг страховым компаниям по государственному обязательному медицинскому страхованию.

Расходы на покупку товаров и услуг для предоставления домашним хозяйствам распределяются на виды товаров и услуг в соответствии с группировками номенклатуры продуктов базовых ТРИ.

Расходы на конечное потребление сектора государственного управления на коллективные услуги равны выпуску (стоимость нерыночных услуг) следующих видов деятельности:

1. услуги в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг;

2. услуги по рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов и прочие, связанные с рыбоводством;

3. услуги по сбору и обработке сточных вод;

4. услуги по сбору, обработке и утилизация отходов;

5. услуги по внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам сухопутным транспортом;

6. услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом;

7. услуги по пассажирским перевозкам воздушным транспортом;

8. услуги по эксплуатации автомагистралей, мостов и тоннелей;

9. услуги почтовой связи и услуги курьерские;

10. услуги издательств по печатанию книг, периодических изданий и прочей продукции;

11. услуги проводной, беспроводной и спутниковой связи;

12. консультационные и аналогичные услуги в области использования компьютерной техники;

13. услуги в области предоставления информации;

14. услуги по технической инвентаризации недвижимого имущества;

15. услуги в области права и бухгалтерского учета;

16. услуги, связанные с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами и технические консультативные услуги;

17. услуги ветеринарные;

18. услуги по обслуживанию зданий и территорий, кроме услуг по уборке квартир и частных домов;

19. услуги органов государственного управления и услуги в области обязательного социального обеспечения.

3.2.4. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

Расчет расходов ведется отдельно для НКООДХ без подразделений, оказывающих услуги социально-культурного характера своим работникам, и отдельно для таких подразделений.

В первом случае расходы на конечное потребление определяются следующим образом:

РКП НКООДХ = В - ППУ - ДА + ПНФ, (2)

где

РКП НКООДХ - расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

В - выпуск сектора НКООДХ;

ППУ - поступления от платных услуг, оказанных населению (в том числе от культурных и спортивных мероприятий, медицинских услуг и др.);

ДА - доходы от сдачи основных средств в аренду;

ПНФ - пособия и материальная помощь населению в натуральной форме.

Во втором случае расходы на конечное потребление определяются в размере выпуска подразделений, оказывающих услуги социально-культурного характера своим работникам.

Все товары и услуги, предоставляемые НКООДХ на нерыночной основе, относятся к социальным трансфертам в натуральной форме.

Они включают:

1. стоимость индивидуальных нерыночных товаров и услуг, предоставляемых домашним хозяйствам бесплатно или по льготным ценам;

2. стоимость потребительских товаров и услуг, купленных НКООДХ у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам;

3. возмещение домашним хозяйствам расходов на покупки товаров и услуг.

По своей величине социальные трансферты в натуральной форме для НКООДХ равны их расходам на конечное потребление.

3.2.5. Накопление капитала

3.2.5.1. Валовое накопление основного капитала

В основе расчета валового накопления основного капитала лежит показатель инвестиций в основной капитал, характеризующий затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию объектов, приобретение машин и оборудования, формирование рабочего, продуктивного и племенного стада, многолетние насаждения.

Кроме того, для получения полного объема инвестиций учитываются:

1. затраты населения на индивидуальное жилищное строительство;

2. затраты населения на строительство объектов на садовых и дачных участках;

3. прирост инвестиций в основной капитал по проданным вновь построенным жилым домам;

4. прирост основного капитала в домашних хозяйствах на основе данных баланса основного капитала в собственности граждан по следующим видам основных фондов:

- скот;

- многолетние насаждения;

- сельскохозяйственная техника;

- хозяйственные постройки;

- основные фонды промышленности;

- основные фонды транспорта;

- основные фонды торговли.

При этом объем инвестиций в основной капитал отражается в объеме введенных в действие в отчетном году новых основных фондов.

Общий объем инвестиций, полученный на основе вышеприведенных данных (в части приобретения объектов строительства и машин и оборудования), сравнивается с расчетными объемами инвестиций.

Показатель инвестиций в основной капитал не полностью соответствует методологии показателя валового накопления основного капитала в СНС, что связано с отличиями действующего бухгалтерского учета от рекомендаций СНС. В связи с этим производятся некоторые корректировки данных об инвестициях в основной капитал, при их использовании для определения валового накопления основного капитала. Они состоят в следующем:

1. Исключаются выплаты процентов банкам за кредиты (эта операция учитывается в счете распределения первичного дохода).

2. Включаются затраты на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада.

3. Включаются изменение стоимости животных основного стада, которое учитывается в составе основного капитала, и изменение стоимости скота-молодняка и скота на откорме, учитываемое в составе запасов материальных оборотных средств.

4. Производится досчет на прирост инвестиций в основной капитал по проданным вновь построенным жилым домам.

5. Добавляется стоимость услуг по виду деятельности ОКВЭД2 71.12.3 "Работы геологоразведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы" в ценах покупателей.

6. Включаются расходы на организацию и содержание заповедников и национальных парков.

7. Включаются затраты на создание и приобретение программного обеспечения ЭВМ и затраты на приобретение авторских прав на оригиналы художественных произведений.

Показатель валового накопления основного капитала, рассчитанный по алгоритмам, приведенным выше, является контрольным итогом валового накопления основного капитала для таблицы использования товаров и услуг. В ТИ валовое накопление основного капитала отражается в виде вектора-столбца, каждый элемент которого представляет определенную группу товаров или услуг из группировок номенклатуры продуктов базовых ТРИ.

Распределение валового накопления основного капитала в разрезе группировок номенклатуры продуктов базовых ТРИ осуществляется методом товарных потоков.

3.2.5.2. Чистое приобретение ценностей

Чистое приобретение ценностей рассчитывается как поступление за вычетом выбытия ценностей.

Стоимость чистого приобретения ценностей складывается из следующих частей:

1) Стоимость покупки коллекционных ювелирных изделий (определяется на основе данных о продажах изделий из золота и серебра в составе оборота розничной торговли). В ТИ отражается по продукту "Ювелирные изделия из драгоценных металлов, драгоценных или полудрагоценных камней, жемчуга и янтаря";

2) Приобретение за вычетом выбытия драгоценных металлов и камней (определяется балансовым методом как разница между производством, импортом, промежуточным потреблением, изменением запасов готовой продукции, экспортом). В ТИ отражается по продукту "Металлы драгоценные";

3) Стоимость поступления за вычетом выбытия предметов коллекционирования определяется по данным ФТС России об импорте и экспорте по коду ТН ВЭД 71.18.10 "Монеты, кроме золотых, не являющиеся платежным средством", а также данным "зеркальной статистики" по чистому импорту из стран ЕС по коду ТН ВЭД 97 "Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариата" (аналогичная статья в составе данных ФТС относится к валовому накоплению основного капитала).

Предметы коллекционирования в ТИ отражаются по продуктам "Монеты" и "Произведения искусства".

3.2.6. Изменение запасов материальных оборотных средств

Изменение запасов материальных оборотных средств рассчитывается как разница между стоимостью запасов на конец и начало периода за вычетом стоимости любых текущих потерь товаров, которые хранились в качестве материальных оборотных средств в течение отчетного периода. В ТИ показатели запасов разрабатываются по трем группам (запасы у производителей, запасы у потребителей и запасы товаров для перепродажи), каждая из которых детализируется в разрезе продуктов, соответствующих группировкам номенклатуры продуктов базовых ТРИ.

В качестве информационного источника расчета изменения запасов материальных оборотных средств крупных и средних предприятий за отчетный год используются данные формы N 1-предприятие.

Расчет изменения производственных запасов для крупных и средних предприятий производится отдельно по запасам сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий и запасам топлива, поскольку они имеют разную товарную структуру.

Расчет продуктовой структуры незавершенного производства крупных и средних предприятий основывается на допущении о ее идентичности составу выпуска каждой отрасли.

Расчет изменения запасов готовой продукции у крупных и средних предприятий производится аналогично расчету изменения незавершенного производства.

Расчет изменения запасов товаров для перепродажи крупных и средних предприятий осуществляется на основе данных формы N 1-ТОРГ.

Для малых предприятий какая-либо информация о наличии материальных оборотных средств практически отсутствует, как в данных текущих статистических наблюдений, так и в специальных единовременных наблюдениях. Показателями прироста запасов товаров у субъектов малого предпринимательства являются расчетные данные, поступающие в составе контрольных итогов изменения материальных оборотных средств. Продуктовая структура запасов сырья, материалов и других аналогичных ценностей у малых предприятий рассчитывается по структуре производственных запасов, готовой продукции и товаров для перепродажи у крупных и средних предприятий.

Запасы у индивидуальных предпринимателей рассчитываются в части изменения незавершенного производства в растениеводстве и животноводстве.

Изменение незавершенного производства в растениеводстве определяется по данным статистики сельского хозяйства об изменении стоимости незавершенного производства озимых и яровых культур у индивидуальных предпринимателей за отчетный год.

Изменение запасов незавершенного производства в животноводстве выполняется на основе данных о поголовье скота на начало каждого квартала и ценах его реализации по категориям хозяйств аналогично расчету изменения стоимости животных основного стада (в составе валового накопления основного капитала).

Запасы у домашних хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственное производство для собственного конечного использования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, учитываются по категории запасов незавершенного производства и готовой продукции.

Оценка изменения запасов незавершенного производства у домашних и фермерских хозяйств идентична оценке изменения запасов незавершенного производства у индивидуальных предпринимателей.

Учет изменения запасов готовой продукции у домашних хозяйств, в статистике сельского хозяйства ведется по семи группам продуктов:

1. зерно;

2. овощи;

3. картофель и бахчевые;

4. плоды и ягоды, включая виноград;

5. яйца;

6. мясо;

7. молоко.

3.2.7. Экспорт товаров и услуг

3.2.7.1. Экспорт товаров

Информационную основу данных о составе экспорта товаров, регистрируемого Федеральной таможенной службой, составляют квартальные данные отчетного года таможенной статистики об экспорте товаров в разрезе кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Перевод данных из номенклатуры ТН ВЭД в номенклатуру продуктов базовых ТРИ осуществляется с помощью соответствующего "переходного ключа".

Расчет товарной структуры экспорта товаров, приобретаемых транспортными средствами в портах, в разрезе номенклатуры продуктов базовых ТРИ осуществляется на основе данных формы N 8-ВЭС-бункер "Сведения об экспорте (импорте) бункерного топлива", которую разрабатывает Федеральная таможенная служба (ФТС России).

В расчетах учитывается поправка на переработку товаров, рассчитываемая Банком России на основе данных ФТС России об экспорте по отдельным таможенным режимам.

Информационную основу данных о составе товаров, направленных на переработку за границу Российской Федерации и возвращенных после нее, регистрируемых Федеральной таможенной службой, составляют квартальные данные отчетного года таможенной статистики об экспорте товаров по таможенным режимам переработки в разрезе ТН ВЭД.

В соответствии с концепциями СНС и Руководства по составлению платежного баланса, регистрация импорта и экспорта в ТИ должна производиться в ценах, устанавливаемых на таможенной границе страны-экспортера, то есть в ценах ФОБ (франко борт судна). Для целей определения перечня товаров в номенклатуре продуктов базовых ТРИ, требующих корректировки экспорта товаров до условий поставки ФОБ, запрашивается дополнительная информация от Банка России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии.

Распределение товаров, не пересекающих границу Российской Федерации, по номенклатуре продуктов базовых ТРИ осуществляется на основе уточняющих данных Банка России. Дополнительная информация из того же источника используется для уточнения структуры Интернет-торговли, а также для прочих правок.

3.2.7.2. Экспорт услуг

Информационными источниками для распределения импортных услуг по номенклатуре продуктов базовых ТРИ являются расшифровка основных стандартных компонентов представленной в отчете "Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии платежного баланса)", "Методика формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами" и другие материалы, публикуемые на официальном сайте Банка России. Также используются дополнительные данные, полученные в соответствии с соглашением об информационном взаимодействии между Федеральной службой государственной статистики и Банком России.

При расчете экспорта в рамках построения ТИ экспорт государственных услуг условно распределяется по структуре промежуточного потребления отрасли "Деятельность органов государственного управления по обеспечению военной безопасности, обязательному социальному обеспечению", скорректированной экспертным путем.

3.3. Формирование третьего квадранта таблицы использования (добавленная стоимость)

Для расчета показателей третьего квадранта используется широкий круг источников данных, как внутренних, так и внешних. К внутренним источникам информации относятся данные, формируемые по формам федеральных статистических наблюдений, проводимых субъектами статистического учета. К внешним источникам относятся административные данные (отчет Министерства финансов Российской Федерации об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации, налоговая статистика), банковская статистика, бухгалтерская отчетность.

Контрольные итоги показателей третьего квадранта соответствуют итогам счета распределения доходов.

В рамках разработки ТИ производится распределение показателей счета по номенклатуре отраслей базовых ТРИ.

3.4. Трансформация таблицы использования в ценах покупателей в таблицу использования в основных ценах

Оценка товарных потоков в основных ценах исключает влияние на структурные пропорции различий в ставках НДС, других налогов на продукты и в уровнях торговой и транспортной маржи на товары и создает основу для переоценки показателей таблицы использования в постоянные цены.

Зависимость между ценой покупателей и основной ценой можно представить следующим образом:

ОЦ = ЦП - ТТН - НП + СП,

где

ОЦ - основная цена;

ЦП - цена покупателей;

ТТН - торговая и транспортная наценка;

НП - налоги на продукты (налог с продаж, акциз с производителей, и/или не подлежащий вычету НДС);

СП - субсидии на продукты.

В ТИ каждый элемент промежуточного и конечного спроса оценен в цене покупателей и состоит из нескольких компонентов:

1. внутреннее производство в основных ценах;

2. импорт;

3. торговые наценки;

4. транспортные наценки;

5. налоги на продукты;

6. субсидии на продукты.

Чтобы построить ТИ в основных ценах, каждый элемент ТИ в ценах покупателей раскладывается на эти шесть компонентов. Это достигается путем построения как минимум шести матриц, охватывающих промежуточный и конечный спрос, той же размерности, что и ТИ в ценах покупателей. Для получения ТИ в основных ценах рассчитанные матрицы вычитаются из матрицы промежуточного и конечного спроса ТИ в ценах покупателей. Итоговые вектора-строки матриц торговых наценок добавляются в строки промежуточного и конечного спроса ТИ в основных ценах, относящиеся к услугам розничной и оптовой торговли, итоговые вектора-строки транспортных наценок - к строкам, относящимся к услугам транспорта соответствующего вида. Итоговый вектор-строка чистых налогов на продукты формируется отдельной строкой в составе промежуточного потребления. Таким образом, схема ТИ в основных ценах отличается от таблицы использования в ценах покупателей наличием в промежуточном потреблении показателя "чистые налоги на продукты".

Каждый элемент промежуточного и конечного спроса в ТИ в основных ценах отражается в основной цене, а общие итоги промежуточного и конечного спроса - в ценах покупателей. Выпуск отраслей в ТИ отражается в основных ценах.

3.5. Методология построения матрицы использования импорта в разрезе детализированных компонентов платежного баланса

Матрица использования импортных товаров и услуг представляет собой таблицу, каждый элемент которой показывает стоимость импортных товаров и услуг в ценах СИФ (стоимость и фрахт), использованных в промежуточном (по видам деятельности) или конечном потреблении (далее - направления использования).

Матрица импорта позволяет не только рассчитать матрицы налогов на импорт (импортных пошлин, акцизов на импортную продукцию), но также определить степень зависимости отечественной экономики от импорта и рассчитать многие другие аналитические показатели.

Расчет матрицы импорта производится отдельно по каждому из компонентов платежного баланса. Для составления этой матрицы используются данные таможенной статистики в разрезе шести- и десятизначных кодов ТН ВЭД, данные статистических форм отчетности, уточняющая информация Банка России и ФТС России, экспертные оценки.

Для формирования матрицы использования импортной продукции в части товаров по данным ФТС России разрабатываются несколько вариантов алгоритмов распределения импортной продукции по видам деятельности для различных товарных группировок ТИ.

Распределение использования импортных товаров по направлениям использования производится на основании данных ФТС России об импорте товаров в номенклатуре ТН ВЭД с учетом корректировок на поправки платежного баланса.

На первом этапе осуществляется точечное распределение, в ходе которого импортная продукция, для которой с высокой долей точности можно определить соответствующие направления использования, распределяется на уровне десятизначных кодов ТН ВЭД по соответствующим видам промежуточного и конечного использования.

На втором этапе осуществляется распределение оставшейся импортной продукции. В качестве структуры для окончательного распределения служит ТИ в основных ценах за минусом матриц импортной продукции, рассчитанных на всех предыдущих этапах, и матриц импортной продукции по отдельным компонентам платежного баланса, распределение которых по направлениям использования точно определено.

Распределение прочих поправок на импорт товаров по направлениям использования проводится на основании уточняющей информации о типе поправок от Банка России.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Инструкцию по делопроизводству в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденную приказом Судебного департамента от 17 февраля 2017 г. N 25"
(ред. от 20.02.2025) "Об утверждении программ профилактики в 2025 году рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии, а также программы профилактики нарушений обязательных требований" (вместе с "Программой профилактики в 2025 году рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального государственного земельного контроля (надзора)", "Программой профилактики в 2025 году рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии", "Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций операторов электронных площадок, на 2025 год")
"Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации"
"Об исключении из реестра таможенных перевозчиков ООО "МЭТР-Ч"
Ошибка на сайте