Приказ Росрыболовства от 30.03.2010 N 263
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ПРИКАЗ
от 30 марта 2010 г. N 263
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АНАЛИТИЧЕСКОЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ
КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 - 2012 ГГ."
В целях обеспечения исполнения пункта 3 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 24 февраля 2010 года N 1 приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Аналитическую ведомственную целевую программу Федерального агентства по рыболовству "Развитие малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации на 2010 - 2012 гг." (далее - Программа).
2. Ответственность за исполнение Программы возложить на руководителей структурных подразделений Федерального агентства по рыболовству.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству В.В. Рисованого.
Врио руководителя
В.Б.БЫЧКОВ
Утверждено
Приказ Росрыболовства
от 30 марта 2010 г. N 263
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ
КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 - 2012 ГГ."
1. Паспорт Аналитической ведомственной целевой программы
Федерального агентства по рыболовству
--------------------------------
<*> 2010 г. - в рамках действующих обязательств.
2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Мировой опыт стран с классической системой рыночных отношений показывает, что весьма важную роль в экономике играет малое и среднее предпринимательство. Оно является мотором развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. Широкомасштабное, тщательно внедренное по направлениям и поддерживаемое государством развитие его позволяет экономически развитым странам эффективно решать многие задачи производственного, коммерческого, финансового и научно-технического характера. Малое и среднее предпринимательство способствует достижению оптимальной структуры экономики, формированию и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйственной деятельности, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты деятельности. Оно содействует поддержанию на должном уровне конкуренции как высшей формы экономической состязательности, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости, приближению производства товаров и услуг к необходимому уровню потребления и расширению их ассортимента, равномерному развитию регионов страны.
Малому и среднему предпринимательству присущи гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры, что не может не способствовать стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору экономики свойственны и: сравнительно низкая доходность; высокая интенсивность труда; сложность с внедрением новых технологий и техники; ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это, как известно, приводит к постоянным обновлениям в секторе малого и среднего предпринимательства вследствие массовых банкротств, диверсификации деятельности или деградации. Хотя малые и средние предприятия и создают много новых рабочих мест, но их работники слабее защищены социально по сравнению с занятыми на крупных предприятиях.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определены новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предпринимателям:
- микропредприятия - не более 15 занятых и годовая выручка от реализации без учета НДС до 60 млн. рублей;
- малые предприятия - не более 100 занятых и годовая выручка от реализации без учета НДС до 400 млн. рублей;
- средние предприятия - не более 250 занятых и годовая выручка от реализации без учета НДС до 1000 млн. рублей.
В период становления и развития рыночных отношений малое и среднее предпринимательство нуждается в особом внимании и серьезной поддержке, как со стороны государственных органов управления, так и общественных объединений предпринимателей (союзов, ассоциаций, агентств, торгово-промышленных палат). Для этого необходима единая скоординированная политика, система программных мероприятий, взаимоувязанных в межотраслевом, внутриотраслевом, региональном и временном масштабах.
Особое значение при изучении современного состояния и прогностической оценки развития в будущем малого и среднего предпринимательства имеют особенности отраслевого характера. Среди них можно выделить следующие особенности.
1. Рыбохозяйственный комплекс, являясь частью экономики страны, развиваясь в интегральной связи с другими отраслями, в одних случаях выступает как потребитель (водного и автомобильного транспорта, услуг железнодорожного и воздушного транспорта, жидкого и твердого топлива, хлопка и хлопчатобумажной пряжи и синтетических материалов для производства сетеснастных материалов, вспомогательных материалов, выступающих в качестве компонентов в составе пищевой и непищевой продукции, выпускаемой предприятиями отрасли, и т.п.), в других - как поставщик (свыше 50 отраслей народного хозяйства потребляют рыбную продукцию и продукцию из нерыбных объектов промысла: химическая, кожевенная, меховая, медицинская, отрасли АПК и др.).
2. Важной особенностью, оказывающей существенное влияние на правильное отражение сущности малого и среднего предпринимательства и роли его в экономике страны, является тот факт, что рыбная промышленность и хозяйство, относящиеся к сфере производства предметов потребления, в свою очередь, выступают как потребители самой разнообразной техники.
3. Признавая определяющую роль действия экономических законов в процессе формирования и развития сырьевой базы рыбной промышленности и хозяйства и используя их для дальнейшего целенаправленного развития, необходимо учитывать также влияние природы на сырьевую базу.
Тесная связь рыбохозяйственного комплекса с природной средой прежде всего проявляется через природные предметы труда и их особенности (естественную восстановительную способность, подвижности предметов труда и сезонность промысла).
Особенности природной среды во многом определяют и другие специфические черты рыбной промышленности и хозяйства: региональность развития; особенности сырья и продукции; инерционность и неопределенность развития; особенности комплексного развития; наличие и характер международных связей.
Особенности территориального развития проявляются в том, что рыбохозяйственный комплекс, его структуры, в том числе малое и среднее предпринимательство, размещены по всей территории страны. В ряде регионов оно является не только ведущей отраслью, но и градообразующей силой. Важной особенностью территориального размещения является организация промысла в Мировом океане (ИЭЗ России и ИЭЗ зарубежных стран, открытые районы и конвенционные зоны Мирового океана) и внутренних водоемах страны (морях, реках, озерах, водохранилищах, товарных рыбоводных хозяйствах). Особенности территориального развития рыбной промышленности и хозяйства вызывают необходимость решения таких важнейших проблем, как учет специфики региональных рынков капитала, товаров, в том числе рыбных, труда, региональных и межрегиональных связей; развитие и размещение основного производственного аппарата и его инфраструктуры как по районам промысла и морским портам, так и на берегу.
Отраслевая особенность малого и среднего предпринимательства в немалой степени определяется особенностями сырья и продукции, вырабатываемой из него. Водные биоресурсы могут служить сырьем для перерабатывающей промышленности, но могут стать и предметом непосредственного потребления, минуя стадию переработки. Это предопределяет необходимость организации соответствующих современных производств: сохранения и переработки сырья, холодильного хранения готовой продукции, транспортных и перегрузочных средств.
Рыбная промышленность и хозяйство России являются одной из тех отраслей экономики страны, которая находится в постоянном контакте с мировым рынком, с различными международными организациями, фирмами, предпринимателями. Рыбохозяйственные предприятия и организации, в том числе малого и среднего предпринимательства, осуществляют промысел в экономических зонах иностранных государств, совместное предпринимательство в области рыбохозяйственной деятельности. Все это и определяет международный характер связей в отрасли.
Важнейшие особенности малого и среднего предпринимательства в стране, в том числе в рыбохозяйственном комплексе, связаны с ареалом его деятельности (широтой территориального охвата, обусловливающей региональные особенности развития предпринимательства). Исходя из этого признака, деятельность предпринимательства осуществляется в рамках определенной местности (селения, поселка, города, района) и классифицируется соответственно как местное предпринимательство: региона (субъекта Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках экономического района) - региональное; государства (между регионами) - общегосударственное; нескольких государств - межгосударственное. В настоящее время в стране малое и среднее предпринимательство носит в основном местный и региональный характер.
Напоминая широко известное утверждение о том, что возрождение России должно начаться с ее регионов, необходимо подчеркнуть, что это будет осуществляться, в первую очередь, за счет развития малого и среднего предпринимательства. Именно оно поможет справиться с огромным количеством проблем, которые в рамках жесткого государственного управления практически не решаются.
Следует отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства сегодня в первую очередь важно для становления и развития экономики самих регионов.
Коренное изменение этой ситуации в период перестройки экономики состояло именно в переориентировании работы предприятий на региональный рынок, в развитии сети малых и средних предприятий, специализированных на выпуске, в первую очередь, необходимой региону продукции. Такие предприятия уже в силу малых мощностей и своей специализации были тесно связаны с территорией.
Однако, если для ряда местных предприятий, связанных с выпуском продукции, имеющей на региональном рынке достаточно высокий уровень спроса и масштабы потребления, ориентация на региональный рынок представлялась как прогрессивное явление, то для предприятий, производящих товары, предназначенные в основном на вывоз в другие районы (по различным объективным причинам не способные организовать выпуск этих товаров), политика в реформировании экономики этих предприятий должна осуществляться в несколько отличных направлениях. То есть она должна строиться на расширении производства таких товаров путем рационального сочетания развития всех форм собственности, повышения экономической эффективности их функционирования. То есть политика в области развития малого и среднего предпринимательства в таких регионах должна строиться не на полном удовлетворении потребности населения в их продукции (ибо последняя будет в избытке), а на расширении налогообразующей базы, сохранении старых и создании новых рабочих мест.
В настоящие время малое и среднее предпринимательство в рыбной промышленности и хозяйстве получило наибольшее развитие на Дальневосточном и Северном рыбопромышленных бассейнах, играющих ведущую роль в рыбохозяйственном комплексе.
Развитие малого и среднего предпринимательства в отрасли - практически проблема региональная. Именно регионы должны формировать стратегию развития предпринимательства (и не только малого и среднего, но и крупного). Несомненно, эта стратегия должна тесно увязываться с общей политикой государства в области развития экономики России в целом и отрасли, в частности.
Рыбохозяйственные комплексы в регионах России имеют существенные различия и в потенциальных возможностях водных биоресурсов, и природно-климатическом характере окружающей среды, экономическом, социальном и научно-техническом уровнях развития. Но имеется и общее в их развитии. Это прежде всего цель функционирования - участие в обеспечении продовольственной безопасности страны (в обеспечении населения продуктами питания высокого качества, в широком ассортименте и по доступным ценам, а также обеспечении протекционизма отечественным производителям на внутреннем рынке страны). Общим являются и большинство проблем, с которыми на современном этапе столкнулись предприниматели, которые носят как общегосударственный и общеотраслевой, так и региональный, внутренний и частные характеры.
Рыбное хозяйство Российской Федерации является многофункциональным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности от изучения и прогнозирования сырьевой базы, добычи и переработки водных биологических ресурсов до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики страны.
Значительная часть предприятий рыбохозяйственного комплекса, расположенных в отдаленных и окраинных приморских территориях, несет на себе градообразующие функции.
Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного рыболовства связано с преобладанием в рыбохозяйственном комплексе малых и средних предприятий. Эффективное использование водных биологических ресурсов (ВБР) должно быть направлено на максимально возможное изъятие ВБР в соответствии с общедоступными уловами (ОДУ), включая прибрежное рыболовство, где и сосредоточены субъекты малого и среднего предпринимательства. Как уже отмечалось ранее, низкая эффективность работы предприятий малого и среднего бизнеса в рыболовстве (уровень рентабельности всего 4 - 5%) связана с низким уровнем развития материально-технической базы, необеспеченностью в полной мере объемами выделяемых квот на добычу ВБР, низким уровнем оптовых цен на большинство видов товаров из ВБР. Отсюда вытекают неспособность предприятий к самостоятельному воспроизводству собственных основных фондов и низкая кредитоспособность большинства предприятий малого и среднего предпринимательства.
Говоря о развитии предпринимательства в сфере океанического рыболовства и в значительной степени в прибрежном рыболовстве следует иметь в виду, что существенное увеличение числа добывающих предприятий невозможно из-за ограничения имеющихся объемов квот на ВБР. В какой-то степени число новых предприятий может увеличиваться за счет введения новых районов промысла и вновь разведанных запасов, а также за счет более эффективного использования ОДУ при условии, если имеющиеся предприятия будут не в силах их осваивать самостоятельно. Высокий уровень изношенности основных фондов и темпы их старения выдвинули задачу быстрой замены старого флота или при возможности его модернизации.
Малое и среднее предпринимательство имеет значительный потенциал для развития в рыбохозяйственном комплексе в части создания небольших высокоэффективных комплексов по производству рыбной продукции.
В настоящее время малое и среднее предпринимательство испытывает существенные трудности, препятствующие его эффективному развитию. Дефицит кредитных ресурсов, низкая ликвидность активов, характерные сегодня для экономики страны, оказывают негативное влияние на его развитие.
Кроме того, необходимо учесть тот факт, что в связи с серьезным физическим износом и моральным старением основных производственных фондов отечественные рыбоперерабатывающие предприятия требуют существенной модернизации производства и остро нуждаются в современном, отвечающем международным требованиям и потребительскому спросу, сортировочном, филетировочном, вакуумно-упаковочном, погрузо-разгрузочном, транспортировочном оборудовании и средствах; морозильных аппаратах; оборудовании, входящем в состав линий по производству консервной продукции; оборудовании для переработки водных беспозвоночных и отходов производства; оборудовании для проведения лабораторного производственного контроля и т.п.
Принятые в настоящее время государством меры не решили в полной мере накопившиеся системные проблемы, стоящие перед малым и средним предпринимательством рыбохозяйственного комплекса страны.
В связи с этим необходимо разработать и реализовать следующие мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в сфере производства рыбной продукции, которые позволят повысить эффективность его функционирования:
1) расширение государственных программ поддержки рыбохозяйственных предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства;
2) оптимизация государственного участия в формировании рыночной конкурентной среды, в том числе в направлении устранения внутренних административных барьеров, упрощения административных процедур при расчете и уплате налогов;
3) снижение издержек и упрощение доступа малых и средних предприятий и организаций к объектам электросетевого хозяйства, тепло-, водо- и газоснабжения и другим объектам естественных монополий, а также снижения тарифов за пользование их услугами;
4) сокращение контрольных полномочий проверяющих органов;
5) содействие предприятиям и организациям малого и среднего предпринимательства в приобретении технологического оборудования на условиях использования механизма лизинговых отношений, субсидирования процентной ставки за пользование кредитами на строительство, модернизацию новых предприятий и приобретение технологического оборудования;
6) субсидирование расходов на создание в субъектах Российской Федерации специализированных оптовых рынков по реализации рыбных товаров;
7) создание единой системы информационного обеспечения рынка рыбных товаров.
Ожидаемые результаты от реализации комплекса мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере переработки и хранения рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов должны проявиться в виде увеличения объемов производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов предприятиями и организациями, а также индивидуальными предпринимателями, относящимися к малому и среднему предпринимательству, на 100 тыс. т ежегодно в рассматриваемый период.
Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса и рыбохозяйственного комплекса внутренних водоемов страны невозможно без решения соответствующих задач в области аквакультуры (пресноводной и морской):
- искусственное воспроизводство рыбных запасов;
- пастбищная аквакультура;
- прудовое рыбоводство;
- индустриальная аквакультура.
Особые перспективы в области ускоренного развития аквахозяйств в России связаны с морской аквакультурой.
Наиболее привлекательными особенностями аквакультуры, в т.ч. морской, являются относительная (а в перспективе и абсолютная) независимость от природной сырьевой базы и значительно меньшие по сравнению с океаническим рыболовством транспортные и энергетические расходы.
Масштабы и эффективность развития промышленной марикультуры в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе будут определяться успешностью решения финансовых, организационных, экологических, социально-экономических и правовых проблем.
Финансовые проблемы обусловлены высоким уровнем капиталоемкости марихозяйств и связаны, во-первых, с поиском средств на организацию, строительство и эксплуатацию морских плантаций; во-вторых, со сроком окупаемости. Даже при достаточном финансировании отдача начинается, например, при выращивании японской ламинарии и тихоокеанской мидии только спустя два года, 3 - 5 лет - при выращивании приморского гребешка и дальневосточного трепанга. Полная же окупаемость проекта может наступить не раньше 8 - 10 лет его реализации. В нынешних условиях развития экономики страны весьма сложно будет организовать долгосрочное инвестирование такого рода проектов. Одно из перспективных решений данной проблемы - развитие государственно-частного партнерства.
Решение организационных проблем будет состоять в упрощении и удешевлении организации создания и функционирования хозяйств.
Экологические проблемы обусловлены отсутствием методического инструментария для научно обоснованной оценки воздействия функционирования хозяйств на прибрежно-морские экосистемы, формирование системы ограничений и рекомендаций по обеспечению экологической безопасности функционирования марихозяйств.
Решение социально-экономических проблем связано с возрождением и развитием производственной и социальной инфраструктуры марихозяйств.
Несомненно, реализация приведенных выше проблем в области развития морских аквахозяйств во многом будет зависеть от решения правовых проблем, обусловленных необходимостью создания соответствующего пакета законодательных и нормативных актов, регламентирующих ведение морских аквахозяйств, формирующих правовое поле деятельности их в различных сферах (в первую очередь принятие Законов "Об аквакультуре" и "Прибрежном рыболовстве").
Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельными законодательными актами Российской Федерации даны четкие определения рыбоводства (аквакультуры) - как деятельности по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания и в предусмотренных названным выше Федеральным законом случаях по добыче (вылову) данных гидробионтов и товарного рыбоводства - как предпринимательской деятельности по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов гидробионтов. Указанные нормы права создают предпосылки для развития "пастбищного рыбоводства" малым и средним предпринимательством по следующей схеме: предприятие строит рыбоводный завод по выращиванию молоди гидробионтов и осуществляет выпуск ее в водные объекты рыбохозяйственного значения. В случае, если водоем на конкурсной основе выделен пользователю в единоличное пользование (например, озеро), то указанное лицо становится собственником всех выращиваемых в водоеме гидробионтов. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в области товарного рыбоводства должно быть направлено на закрепление за предприятиями и организациями аквакультуры права собственности на промысловые возвраты выращенных ими гидробионтов в водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользования.
Предприятия и организации малого и среднего предпринимательства могут участвовать в осуществлении рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации в порядке, предусмотренном Приказом Росрыболовства от 1 апреля 2009 г. N 257 "Об утверждении порядка осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации".
Рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации в отношении видов водных биоресурсов, для которых устанавливаются общие допустимые уловы, осуществляется в пределах квот на добычу (вылов) гидробионтов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, распределяемых между гражданами и юридическими лицами Федеральным агентством по рыболовству в соответствии с Правилами распределения квот на добычу (вылов) гидробионтов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, в учебных культурно-просветительских целях, а также в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 887 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст. 5832).
В отношении видов водных биоресурсов, для которых не устанавливаются общие допустимые уловы, рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации осуществляется в объемах, указанных в решении Федерального агентства по рыболовству о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование, для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации.
Рыболовство в целях рыбоводства осуществляется для:
- ведения рыбоводства (аквакультуры);
- отлова гидробионтов, выращенных в водных объектах рыбохозяйственного значения, в целях товарного рыбоводства;
- формировании ремонтно-маточных стад водных биоресурсов.
Указанные нормы Приказа Росрыболовства от 1 апреля 2009 г. N 257 создают предпосылки для участия предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства в рыбной деятельности.
Кроме того, необходимо в этой связи заметить, что предоставление права пользования водными биоресурсами осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. N 765 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование".
Реальной помощью по стороны государства могли бы стать выделение субсидий на удешевление топлива, снижение тарифов на транспортировку продукции и грузов для предприятий малого и среднего бизнеса рыбохозяйственного комплекса, а также субсидий (грантов) для субъектов в качестве стартового капитала на начальном этапе развития в размере до 300 тысяч рублей.
Реализация комплекса мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в обеспечении направлений создания и функционирования предприятий марикультуры предполагает ежегодный прирост численности предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства на уровне 5%.
Привлечение предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства к рыбохозяйственной деятельности, связанной с оказанием услуг гражданам, осуществляющим любительское и спортивное рыболовство, должно происходить путем применения соответствующего механизма управления формированием и применением нормативного правового и методического инструментария по предоставлению в пользование рыбопромысловых участков для организации на них любительского и спортивного рыболовства. Последнее будет реализовываться на практике на базе использования полученного определенного права на эксплуатацию водных биоресурсов предоставленного рыбопромыслового участка, с учетом действующей системы распределения квот на добычу (вылов) гидробионтов.
Суть привлечения предприятий организаций малого и среднего предпринимательства к осуществлению рыбохозяйственной деятельности, связанной с оказанием услуг гражданам, осуществляющим любительское и спортивное рыболовство, заключается в организации государственно-частного партнерства в виде концессионных соглашений на базе имущественного комплекса подведомственных федеральных государственных учреждений бассейновых управлений и рыбоводных заводов, а также закрепленных за ними рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства.
Квоты на добычу (вылов) гидробионтов для организации любительского и спортивного рыболовства распределяются между пользователями водными биоресурсами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для осуществления любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, гражданам необходимо заключить договор на оказание услуг с пользователем, имеющим договор на предоставление в пользование рыбопромыслового участка для организации указанного вида рыболовства (далее - путевка на добычу (вылов) гидробионтов). В путевке на добычу (вылов) гидробионтов должен быть указан объем последних, согласованный для добычи (вылова); места добычи (вылова) в пределах рыбопромыслового участка; срок ее действия и другая информация. Как следует из приведенного выше материала, на рыбопромысловых участках пользователи будут оказывать услуги (предоставление гостиничных мест для ночлега, лодок и рыболовного инвентаря, насадок, спортивного инвентаря для отдыха, хозяйственного инвентаря для приготовления пищи и заготовки рыбы, егерьского обслуживания и др.). Это и будет определять непосредственный вклад в экономику Российской Федерации путем осуществления прямых и косвенных затрат на удовлетворение потребности в рыбной ловле широких слоев населения страны, а также развитие соответствующей инфраструктуры, сохранение действующих и создание новых рабочих мест, необходимых для обеспечения функционирования этого вида деятельности в рыбной промышленности и хозяйстве.
Необходимость полного изъятия водных биологических ресурсов пресноводных водоемов, прибрежных морских акваторий, Исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Российской Федерации и ИЭЗ иностранных государств, конвенционных и открытых районов Мирового океана, наращивание деятельности в области искусственного воспроизводства и товарной аквакультуры обусловили создание большого количества средних и малых предприятий, занятых выращиванием, добычей, переработкой, хранением и реализацией водных биологических ресурсов и продукции из них, а также развитием вспомогательных производств.
Как видно из таблицы 1, малые предприятия занимали по численности в 2008 г. 10,3% в структуре предприятий по виду экономической деятельности - рыболовство, рыбоводство и 28,1% - по среднегодовой численности работников.
Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства насчитывается на Дальневосточном рыбопромышленном бассейне - 31,8% от общего их количества в отрасли. На Северном бассейне работает 20,4% субъектов малого бизнеса отрасли, на Западном - 9,1%, Южном - 4,4%, Каспийском - 5,8%, в Москве и Московской области - 2,3%, в прочих регионах - 26,9%.
Развитие рыбохозяйственных предприятий и организации малого и среднего предпринимательства сдерживается наличием ряда проблем, по составу и содержанию идентичных как общим проблемам развития рыбной промышленности и хозяйства, так и экономике регионов и страны в целом.
Таблица 1
Показатели развития рыбохозяйственного комплекса
Российской Федерации за 2008 г. <*>
--------------------------------
<*> По данным Росстата ("Россия в цифрах". 2009: Крат. стат. сб./Росстат - М., 2009 г.).
Основные внутренние проблемы в области развития рыбохозяйственных предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства связаны с:
- несоответствием организационных и производственных структур предприятий и организаций новым условиям становления и развития рыночных отношений;
- высоким уровнем физического износа и морального старения основных фондов;
- недостаточным для современных условий уровнем технологической и технической оснащенности обрабатывающих производств на флоте и берегу;
- снижением уровня использования имеющегося производственного потенциала, в том числе берегового;
- недостаточным развитием взаимосвязей и координации между предприятиями и организациями добывающей и перерабатывающей подотраслей;
- хроническим дефицитом оборотных средств, нарастанием процесса взаимных неплатежей, низким уровнем инвестиционной активности;
- неразвитой системой маркетинга;
- вынужденной ориентацией предпринимательской деятельности на экспорт сырья.
Внешние проблемы подразделяются на три группы:
- общероссийского характера, связанные с необходимостью модернизации промышленного потенциала, создания системы социальной безопасности в условиях продолжающегося кризиса, решения проблем в области занятости, оздоровления денежной и кредитно-финансовой системы и др.;
- общеотраслевого характера, связанные с расширением финансирования рыбохозяйственной деятельности, повышением цен на сырье и материалы, тару, энергоресурсы, ростом тарифов на транспортные услуги, совершенствованием налоговой и кредитной политики, отраслевого законодательства и др.;
- специфические проблемы, связанные с перестройкой системы управления предпринимательством, недостаточной изученностью сырьевой базы, структурным кризисом в экономике страны и регионов, ухудшением экологической обстановки и др.
Необходимость разработки Ведомственной целевой программы Федерального агентства по рыболовству "Развитие малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе на 2010 - 2012 гг." определяется объективной потребностью в актуализации и конкретизации основных положений Концепции применительно к среднесрочной перспективе, а также в реализации системного подхода к решению накопленных проблем и будет способствовать решению следующих задач социально-экономического развития Российской Федерации:
- устойчивому обеспечению населения страны продовольствием (как непосредственно - предложением продукции, полученной в результате переработки гидробионтов, так и опосредованно - производством кормовой и технической продукции, необходимой для повышения эффективности животноводства и птицеводства), а также ряда секторов российской экономики - сырьем полуфабрикатами;
- сохранению действующих рабочих мест и созданию новых, а также росту доходов населения прибрежных районов страны (Дальнего Востока, Европейского Севера, побережья Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей), в которых промысел и переработка гидробионтов, а также сопряженные с ними производства представляют собой один их основных видов экономической деятельности и играют роль градообразующих в регионе;
- формированию дополнительных финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Российской Федерации, расположенных в прибрежных районах страны, необходимых для их социально-экономического развития;
- повышению эффективности торговли на внутреннем и внешнем рынках рыбных товаров;
- ускорению темпов социально-экономического развития страны;
- восстановлению способности промыслового флота эффективно выполнять функции, возлагаемые на него Морской доктриной Российской Федерации как на важный элемент морского биопотенциала.
Определяющую роль в решении проблем возрождения и в последующем устойчивого развития рыбной промышленности и хозяйства, в том числе малого и среднего предпринимательства, должно играть государство. Эта роль обусловлена объективной потребностью его участия в:
1) создании благоприятных условий функционирования и развития рыбохозяйственного комплекса, включая малое и среднее предпринимательство;
2) разработке и реализации программных документов по развитию отрасли в целом и малого и среднего предпринимательства в частности;
3) организации и обеспечении соответствующей государственной поддержки рыбохозяйственных предприятий и организаций всех форм собственности, в первую очередь в инвестиционном обеспечении их развития, связанного со значительной инерционностью и капиталоемкостью процессов как простого, так и расширенного воспроизводства основанного капитала;
4) реализации системного и комплексного подходов к решению проблем в области развития рыбохозяйственных предприятий и организаций, характеризующихся определенной сложностью и разнообразием;
5) согласовании отдельных направлений государственной политики;
6) в области социально-экономического развития страны, отрасли, регионов, субъектов Российской Федерации, в том числе в части содержания, технологии реализации, ресурсного обеспечения и времени их осуществления;
7) координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Определяющая роль государства в обеспечении эффективности развития рыбохозяйственного комплекса и его малого и среднего предпринимательства в перспективе должна реализовываться путем формирования и проведения соответствующей политики посредством участия в:
1) разработке и реализации мер по поддержке структурно-технологического обновления производственного аппарата рыбохозяйственного комплекса, в том числе флота, берегового обрабатывающего производства и производственной инфраструктуры;
2) разработке и внедрении рациональных режимов природопользования, стимулирующих расширение использования ресурсно- и природосберегающих технологий и техники;
3) управлении внутренней и внешней торговой деятельностью, включая экономическую и политическую поддержку российских рыбохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
4) развитии институциональной и материально-технической инфраструктуры рынков рыбных товаров, обеспечении поддержки конкурентоспособности рыбохозяйственных предприятий на рынках капитала;
5) регулировании тарифов на перевозку рыбных товаров железнодорожным и морским транспортом, а также на услуги портового хозяйства;
6) обеспечении условий прохождения государственной границы отечественными судами при ведении промысла гидробионтов за пределами таможенной территории Российской Федерации.
3. Основные цели и задачи Программы
Развитие малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса определяется стратегией развития последнего в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
Обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса.
Стратегическая цель развития рыбохозяйственного комплекса в перспективе состоит в обеспечении устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации с переходом от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
Исходя из стратегии развития рыбохозяйственного комплекса страны, отдельных его регионов, включая малое и среднее предпринимательство, результатов оценки и анализа ситуации в отрасли, в том числе в малом и среднем предпринимательстве, а также предпосылок и особенностей развития последних в перспективе, целью программы является:
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
1. Повышение эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса;
2. Разработка и внесение в установленном порядке комплекса мероприятий по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательств рыбохозяйственного комплекса;
3. Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса к имущественным и информационным ресурсам;
4. Оказание организационно-методической и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса;
5. Содействие инвестиционному и инновационному развитию малых и средних предприятий рыбохозяйственного комплекса.
Реализация целей программы будет способствовать обеспечению благоприятных условий для устойчивого и динамичного развития малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе, а именно:
1) повышения уровня конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) сохранения действующих и создания новых рабочих мест;
3) увеличения доли субъектов малого и среднего предпринимательства в объемах добычи гидробионтов, производства продукции и предоставляемых услуг отраслью;
4) расширения участия субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании доходов федерального, регионального и местного бюджетов;
5) усиления мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) совершенствования и развития механизмов содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в доступе к имущественным и информационным ресурсам;
7) обеспечения организационной, методической, финансовой и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) содействия в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реализация Программы направлена на достижение стратегической цели развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в соответствии с картой проекта Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации (ОНДП) федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах": обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации с переходом от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
5. Система программных мероприятий по развитию
малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном
комплексе в среднесрочной перспективе
Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в рыболовстве России связаны с:
- расширением морского и океанического рыболовства с целью полного освоения выделяемых ОДУ и обеспечением присутствия рыболовного флота в конвенционных и открытых районах Мирового океана;
- максимальным освоением ресурсов прибрежного рыболовства;
- ускоренным развитием аквакультуры, включая марикультуру;
- развитием любительского и спортивного рыболовства;
- увеличением возможностей береговой рыбоперерабатывающей базы;
- расширением услуг в сфере деятельности вспомогательных производств (судостроение и судоремонт, машиностроение, сетеснастное и тарное хозяйства, торговля и соответствующая инфраструктура, портовое хозяйство и пр.) и др.
Выполнение основных задач аналитической ведомственной целевой программы Федерального агентства по рыболовству по развитию малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе на период 2010 - 2012 гг. намечается осуществлять путем реализации следующих программных мероприятий.
1. В направлении повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса в сферах промышленного рыболовства и аквакультуры, переработки и хранения рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов и аквакультуры предусматривается:
1.1. Комплекс мер по выделению субсидий на возмещение части затрат по оплате процентных ставок:
- выделение субсидий на возмещение рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов сроком до 5 лет;
- выделение субсидий на возмещение рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции сроком до 5 лет;
- выделение субсидий рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования;
- выделение субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2010 гг. на создание в субъектах Российской Федерации специализированных рынков по реализации рыбной продукции.
Эффективный механизм реализации данной схемы предложен правительством Амурской области на примере строительства малых рыболовных сейнеров на Благовещенском судоремонтном заводе.
Желающие построить в 2010 году такое судно вносят подтверждающий это намерение залог в размере от 500 до 900 тысяч рублей (при цене базового варианта судна 800 тыс. долларов США).
Завод под гарантии правительства Амурской области строит судно в течение года и передает его лизинговой компании, которая выкупает его у завода на кредиты, предоставленные банком под залог судна. Лизинговая компания, в свою очередь, передает построенное судно заказчику, то есть рыбаку, который, эксплуатируя его, расплачивается с лизингодателем за судно в течение 5 лет. При этом годовая ставка не будет превышать 5 - 7 процентов.
Правительство Амурской области своими бюджетными назначениями гарантирует предоставление кредитов под строительство судов заводу и субсидирование процентной ставки лизинговой компании.
По этой схеме можно организовать строительство рыбопромыслового флота для малого и среднего предпринимательства во всех рыбопромышленных регионах.
1.2. Отнесение индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов и реализующих эти уловы и продукцию, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, к рыбохозяйственным организациям и снижение для них ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов в размере до 15% соответствующей ставки сбора.
Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим добычу гидробионтов, в настоящее время данное право не предоставлено. Такая ситуация накладывает дополнительное финансовое бремя на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих промысел водных биоресурсов, и в конечном счете приводит к формированию неравных конкурентных условий между индивидуальными предпринимателями и рыбохозяйственными предприятиями и организациями.
В связи с указанным необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие предоставление права применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов индивидуальным предпринимателям, удовлетворяющим установленным законом критериям, наряду с российскими рыбохозяйственными организациями.
По данным отраслевой системы мониторинга рыболовства, зарегистрировано порядка 200 индивидуальных предпринимателей, которым выделяются квоты на добычу гидробионтов. Сегодня уловы индивидуальных предпринимателей составляют около 100 тыс. тонн.
Индивидуальным предпринимателям выделяются преимущественно квоты на добычу гидробионтов в прибрежных районах. Стоимость выпускаемой продукции составляет 2,85 млрд. руб. С учетом применения упрощенной системы налогообложения в отношении индивидуальных предпринимателей поступления в бюджет находятся на уровне 442,5 млн. руб.
Снижение ставки сбора за пользование объектами водных биоресурсов до 15% будет способствовать расширению добычи и увеличению объемов уловов до 250 тыс. тонн. Стоимость выпускаемой продукции может увеличиться на 4,2 млрд. руб. и составить 7,1 млрд. руб. В свою очередь, это позволит увеличить объемы поступлений в федеральный бюджет в 1,1 раза и довести их до 468,7 млн. руб.
1.3. Привлечение предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства к рыбохозяйственной деятельности, связанной с оказанием услуг гражданам, осуществляющим спортивное и любительское рыболовство.
1.4. Финансовое обеспечение государственных контрактов на НИОКР в рыбохозяйственном комплексе для субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих опыт научной работы.
2. В направлении разработки и внесения в установленном порядке комплекса мероприятий по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса предусматривается:
2.1. Анализ действующих нормативных правовых актов в области налогового, таможенного и других видов законодательства и внесение в установленном порядке предложений по их совершенствованию.
2.2. Внесение необходимых изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
2.3. Разработка и принятие Законов "Об аквакультуре", "О прибрежном рыболовстве" и др.
3. В направлении обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса к имущественным и информационным ресурсам предусматривается:
3.1. Выделение рыбопромысловых участков, сдача в аренду государственной собственности в целях расширения воспроизводства ценных видов водных биоресурсов и развития морской и пресноводной аквакультуры.
3.2. Проведение мониторинга и подготовка перечня имущества для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
3.3. Создание реестра предприятий малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе.
4. В направлении оказания организационно-методической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства рыбохозяйственного комплекса предусматривается:
4.1. Проведение семинаров, конференций по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
4.2. Рассмотрение проблемных вопросов на заседаниях Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства и вынесение информационных материалов на сайт Агентства.
4.3. Создание "горячей" телефонной линии по проблемным вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
4.4. Оказание содействия администрациям регионов в разработке программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Содействие инвестиционному и инновационному развитию малых и средних предприятий рыбохозяйственного комплекса:
5.1. Подготовка предложений по разработке программ развития и технического переоснащения основных фондов субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с полномочиями органов государственной исполнительной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства поддержку его в рыбной промышленности и хозяйстве должно осуществлять Федеральное агентство по рыболовству путем формирования и реализации ведомственной целевой программы. При этом поддержка должна оказываться в соответствии с такими основными принципами, как обеспечение: 1) заявительного порядка обращения предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства за оказанием определенной поддержки; 2) доступности необходимой инфраструктуры поддержки предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства; 3) равного доступа его предприятий и организаций к участию в реализации программных мероприятий ведомственной целевой программы; 4) предоставления поддержки с учетом соблюдения соответствующих требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; 5) открытости установленных процедур и условий предоставления поддержки предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства; 6) не дублирования мероприятий, предусмотренных для реализаций в рамках федеральных целевых программ; 7) осуществления полномочий по вопросам реализации установленных программных положений Федеральным агентством по рыболовству через координационный совет в области развития малого и среднего предпринимательства; 8) направления реализации положений ведомственной целевой программы на соответствующую поддержку региональных программ развития предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий по развитию рыбной промышленности и хозяйства; 9) оказания поддержки рыбохозяйственным предприятиям и организациям малого и среднего предпринимательства в имущественных и информационных формах. При этом предполагается:
во-первых, оказание имущественной поддержки должно осуществляться в виде передачи во владение и (или) использование государственного имущества. В качестве обязательного условия предоставления последнего во владение будет являться использование имущества по целевому назначению;
во-вторых, передачу прав на владение и (или) пользование имуществом следует проводить с участием координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства;
в третьих оказание информационной поддержки должно осуществляться путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального агентства по рыболовству.
На сайте должна размещаться информация о:
- результатах и сроках выполнения основных положений по реализации ведомственной целевой программы;
- количестве участвующих в выполнении программы рыбохозяйственных предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства;
- числе сохраненных действующих и созданных новых рабочих мест;
- объемах оборота рыбных товаров (работ, услуг), произведенных рыбохозяйственными предприятиями и организациями малого и среднего предпринимательства в рамках реализации данной программы;
- финансовом состоянии рыбохозяйственных предприятий и организации малого и среднего предпринимательства;
- результатах финансирования организаций, формирующих поддержку малого и среднего предпринимательства.
Учитывая необходимость развития малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе в июне 2009 года сформирован Совет по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации, как постоянно действующий совещательный орган при Федеральном агентстве по рыболовству.
Совет создан в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Его решения носят рекомендательный характер.
Основными задачами Совета являются содействие согласованию общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, субъектов малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе, их общественных и иных объединений, и деятельности Росрыболовства в установленной сфере, изучение состояния и перспектив развития малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе; привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
Реализация программных мероприятий будет обеспечиваться за счет решения ряда внешних и внутренних проблем, увеличения государственной поддержки как самого рыбного хозяйства, так и сопряженных с ним отраслей (например, судостроения), а также социальных программ развития страны в целом. К числу наиболее актуальных мероприятий относятся:
- совершенствование механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбного хозяйства;
- обеспечение необходимой государственной поддержки в области воспроизводства и охраны водных биоресурсов, безопасности мореплавания, проведения научных исследований в рыбохозяйственном комплексе, включая развитие аквакультуры;
- проведение инвентаризации промыслового флота;
- государственная поддержка мероприятий по развитию материально-технической базы отрасли путем субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным на строительство, модернизацию и ремонт рыбопромысловых судов на российских судостроительных предприятиях, а также модернизацию рыбообрабатывающего производства;
- организация и финансирование системы лизинга рыбопромысловых судов, судового и технологического оборудования;
- создание условий для развития прибрежного рыболовства, марикультуры и пресноводного товарного рыбоводства;
- субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на закупку предметов материально-технического снабжения, в том числе на приобретение топлива;
- создание условий, стимулирующих выгрузку с промысловых судов в российских портах и реализацию рыбных товаров на внутреннем рынке;
- поддержка прогрессивных технологий оптовой и розничной торговли, проведение маркетинговых исследований по изучению конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков рыбных товаров;
- введение квотирования части экспорта рыбных товаров (особенно необработанного сырья) и импорта готовых рыбных товаров (например, консервов) в интересах защиты отечественных производителей;
- установление госзаказа на поставку рыбных товаров, в том числе спецпотребителям, с соответствующей системой экономического стимулирования его участников;
- расширение международного сотрудничества в области рыболовства.
Комплекс вышеперечисленных мероприятий будет существенно влиять на развитие и повышение эффективности работы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Принятие целого пакета нормативно-правовых актов в области долгосрочного управления водными биологическими ресурсами позволит бизнесу подойти к разработке стратегии устойчивого развития в области обновления, реконструкции и модернизации основных фондов.
Совершенствование воспроизводства и охраны водных биоресурсов будет способствовать повышению эффективности использования сырьевой базы, увеличению объемов ОДУ и, соответственно, объемов распределяемых квот.
Расширение проведения научных исследований в рыбохозяйственном комплексе, включая и в области аквакультуры, позволит расширить сырьевую базу за счет открытия новых районов и объектов промысла; повысить эффективность добычи и переработки гидробионтов на основе внедрения новых орудий труда и технологий; расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции.
Проведение инвентаризации рыбопромыслового флота направлено на выведение из работы аварийного и малоэффективного флота, что позволит снизить пресс на сырьевую базу, увеличить нагрузку, а следовательно, и эффективность работы оставшихся судов, перейти к ускоренному обновлению и модернизации материально-технической базы. Кроме того, будет сокращена аварийность работы флота, существенно улучшатся показатели экономической эффективности работы судов (энергопотребление, производительность труда и др.).
Другими направлениями в данной области должны стать развитие системы лизинга и формы государственно-частного партнерства при строительстве и приобретении рыбопромысловых судов, различных видов оборудования.
В соответствии с тенденциями мирового рыболовства большие резервы остаются в рыбохозяйственном комплексе в области развития прибрежного рыболовства, марикультуры и пресноводного товарного рыбоводства. Эта сфера деятельности принадлежит исключительно малому и частично среднему бизнесу.
Участие Федерального агентства по рыболовству должно осуществляться через территориальные управления Росрыболовства в процессе подготовки и согласования перечня рыбопромысловых участков для организации товарного рыбоводства или воспроизводства водных биоресурсов. В соответствии с Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 136, конкурс должен проводиться в отношении рыбопромысловых участков, предусмотренных перечнем рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации (далее соответственно - рыбопромысловые участки, перечень рыбопромысловых участков), утвержденным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству.
При формировании перечня рыбопромысловых участков должны учитываться интересы малого и среднего предпринимательства заинтересованного в строительстве производственных и непроизводственных объектов аквакультуры. Необходимо в течение 2010 года создать реестры рыбопромысловых участков пользователей малого и среднего предпринимательства и провести работу по определению потребности их в инвестиционных ресурсах, разработать бизнес-планы их развития.
Повышение качества и конкурентоспособности продукции, увеличение поставок ее на внутренний рынок во многом будет зависеть от создания условий, стимулирующих ее выгрузку с промысловых судов в российских портах и реализацию рыбных товаров на внутреннем рынке.
На это должно быть направлено развитие прогрессивных технологий оптовой и розничной торговли, расширение маркетинговых исследований по изучению конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков рыбных товаров.
Существенную поддержку отечественных товаропроизводителей, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства, государство может обеспечить за счет регулирования рыбохозяйственной деятельности, например, в части введения квотирования экспорта рыбных товаров (особенно продукции с низкой добавленной стоимостью) и импорта готовых рыбных товаров (в случаях, когда зарубежные государства оказывают своим производителям существенную поддержку). Еще одной мерой регулирования может стать установление государственного заказа на поставку рыбных товаров, включая и спецпотребителям, с применением определенных систем экономического стимулирования его участников из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, намечаемые в Программе финансово-экономические показатели развития будут обусловлены: ростом уловов и увеличением объемов производства товарной продукции с одновременным улучшением ее качества; повышением эффективности использования водных биоресурсов, в том числе путем совершенствования порядка распределения квот на вылов и структуры промыслового флота; динамичным и комплексным развитием прибрежного рыболовства и аквакультуры; мобилизацией внутренних отраслевых ресурсов; государственной поддержкой отрасли, в первую очередь, в области обновления промыслового флота.
5. Сроки, ожидаемые результаты реализации Программы
и целевые индикаторы
Аналитическая ведомственная целевая программа Федерального агентства по рыболовству "Развитие малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации на 2010 - 2012 гг." рассчитана на реализацию в течение трех лет. Три этапа выполнения программы совпадают с формированием и исполнением расходов федерального бюджета по рыбохозяйственному комплексу на очередной финансовый год. План конкретных мероприятий для каждого этапа разрабатывается и уточняется государственным заказчиком с учетом прогноза выделяемых финансовых ресурсов.
К целевым индикаторам программы относятся следующие показатели:
1. Доля субъектов малого предпринимательства (без микропредприятий) в общем количестве предприятий и организаций по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство";
2. Доля численности работников субъектов малого предпринимательства (без микропредприятий) в общей численности работников по виду экономической деятельности "Рыболовство и рыбоводство";
3. Темпы прироста численности рыбохозяйственных предприятий и организаций малого предпринимательства (без микропредприятий) по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство";
4. Темпы прироста численности работников рыбохозяйственных предприятий и организаций малого предпринимательства (без микропредприятий) по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство";
5. Темпы прироста оборота малых предприятий (без микропредприятий) по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство".
Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности рыбохозяйственных предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства, являются:
1. Общее количество субъектов малого предпринимательства (без микропредприятий) по видам экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство", тыс. ед.;
2. Численность работающих в субъектах малого предпринимательства (без микропредприятий) по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство", тыс. чел.;
3. Объем оборота малых предприятий (без микропредприятий) по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство", млрд. рублей;
4. Объем финансирования НИОКР для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что отсутствие полной официальной статистической отчетности по малому и среднему предпринимательству в рыбохозяйственном комплексе не позволяет привести более подробные данные, характеризующие состояние и эффективность вышеуказанных субъектов хозяйственной деятельности. Кроме того, ряд показателей будет характеризовать работу малых и средних предприятий только по основному виду экономической деятельности - рыболовство, рыбоводство. Практически отсутствует статистика, характеризующая такие виды работ и услуг, как вспомогательные производства, судостроение и судоремонт, торговля и ряд других. Поэтому ряд показателей выявлен экспертным путем.
Таблица 2
Основные показатели
реализации аналитической ведомственной целевой программы
Федерального агентства по рыболовству "Развитие малого
и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном
комплексе Российской Федерации на 2010 - 2012 гг."
--------------------------------
<*> По данным Росстата ("Россия в цифрах". 2009: Крат. стат. сб./Росстат - М., 2009 г.).
6. Обоснование ресурсного обеспечения Программы. Объемы
и источники финансирования
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит 422,006 млн. рублей из средств федерального бюджета.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, планируется направить на обеспечение государственных контрактов, заключенных с малым и средним предпринимательством (до 10% от объема средств федерального бюджета, выделяемых Росрыболовству, за исключением объемов, выделяемых по сырьевой тематике).
Средства федерального бюджета, предусмотренные на субсидирование процентных ставок по кредитам, планируется использовать на:
- строительство и модернизацию рыбопромыслового флота для предприятий малого и среднего предпринимательства;
- строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции;
- приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования по договорам лизинга;
- создание в субъектах Российской Федерации специализированных рынков по реализации рыбной продукции.
Объемы финансирования мероприятий Программы в целом по направлениям и в разрезе функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации приведены в таблице 3 и в приложении 1.
Таблица 3
Объемы финансирования мероприятий Программы
Кроме того, предусматривается участие субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах Министерства экономического развития Российской Федерации с целью получения средств федерального бюджета для финансирования мероприятий Программы.
В рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства решение отдельных направлений будет частично профинансировано из бюджетов регионов и муниципальных образований. Остальные расходы будут обеспечиваться за счет внебюджетных источников.
7. Социальные, экономические и экологические
последствия реализации программы, общая оценка ее вклада
в достижение соответствующей стратегической цели,
оценка рисков ее реализации
Реализация комплекса мер, предусмотренных в Программе, направлена на укрепление и развитие малого и среднего предпринимательства для решения целого комплекса задач, таких как: увеличение добычи водных биологических ресурсов, повышение степени освоения выделяемых общих допустимых уловов, особенно в прибрежных акваториях и пресноводных водоемах; увеличение воспроизводства водных биологических ресурсов; развитие товарного рыбоводства; расширение оказания услуг в области рыбохозяйственной деятельности, а также услуг по организации любительского и спортивного рыболовства.
В конечном счете они направлены на достижение социальной, экономической (коммерческой и бюджетной) и экологической эффективности.
В целом результаты реализации Программы характеризуются значительным мультипликативным эффектом, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем. Эффективность выполнения программных мероприятий будет проявляться в улучшении показателей, характеризующих состояние и динамику развития рыбохозяйственного комплекса как в целом, так и отдельных его регионов, а также смежных отраслей, непосредственно связанных с ним производственно-технологической цепочкой.
Эффект от реализации Программы будет распространяться не только на регионы, в которых выполняются ее проекты и мероприятия, но также и на регионы, в которых сосредоточены промышленные предприятия и организации, обеспечивающие потребности малых и средних предприятий рыбохозяйственного комплекса в технических средствах и технологиях, научных разработках, переработке сырья, предоставляющие различные виды услуг, необходимые для нормального и бесперебойного их функционирования.
Социальная эффективность программных мероприятий будет проявляться через следующую систему показателей. В условиях проявления глобального мирового кризиса реализация Программы позволяет не только сохранить имеющиеся рабочие места, но и создать новые. Это особенно важно для окраинных и глубинных территорий Российской Федерации, где предусматривается в силу специфики отрасли развитие предприятий малого и среднего бизнеса (прибрежное рыболовство, развитие пресноводной аквакультуры и марикультуры, переработка и производство пищевой рыбной продукции, оказание широкого комплекса услуг для развития основных видов деятельности, организация любительского и спортивного рыболовства и др.). Развитие предприятий рыбохозяйственного комплекса будет способствовать дополнительному обеспечению работников и их семей доходами (как в виде прямой заработной платы, так и в виде дополнительных поступлений из социальных фондов).
Формирование устойчивого платежеспособного спроса со стороны населения страны и увеличение объемов производства отечественной рыбной продукции позволят значительно увеличить среднедушевое потребление рыбных товаров (одного из основных источников рационального питания), а также решать проблему продовольственной безопасности и независимости.
Многие предприятия рыбохозяйственного комплекса, расположенные на окраинных территориях, несут на себе функции градообразующих поселений. В этом также будет проявляться их как социальная, так и экономическая эффективность при улучшении показателей деятельности.
Социальная значимость будет проявляться и в связи с совершенствованием системы подготовки и переподготовки кадров, в том числе для малого и среднего предпринимательства, что вызвано не только ростом числа предприятий, но и повышением требований (российскими и международными) к качеству образования и потребностями рыбохозяйственного комплекса в высококвалифицированных специалистах.
Реализация Программы позволит увеличить за рассматриваемый период число субъектов малого и среднего предпринимательства в отрасли на 33,3%, а число занятых в них на 2,2 тысячи человек.
Достижение экономической эффективности будет основываться на обновлении и модернизации основных фондов (флота и береговых производств), широком внедрении новых и передовых технологий, росте производительности труда, сокращению издержек производства и обращения, повышению квалификации кадров и др. Комплекс мер позволит увеличить уловы водных биоресурсов и выпуск продукции (пищевой и технической). Достижение данных показателей позволит существенно увеличить как коммерческую, так и бюджетную эффективность. Соответственно произойдет увеличение налоговых поступлений в местные и региональные бюджеты, что будет способствовать их дальнейшему развитию и укреплению социальной сферы.
При формировании экологической политики в рамках выполнения Программы важное значение имеет определение оптимальных пропорций между допустимой антропогенной нагрузкой на окружающую среду, образуемой в процессе реализации Программы, и возможностями природной среды ассимилировать указанные нагрузки, необходимость улучшения экологической обстановки сегодня и предотвращения угрозы ее ухудшения в будущем.
Реализация мероприятий Программы в части модернизации и обновления рыбопромыслового флота будет способствовать оптимизации промысловой нагрузки, снижению выбросов малоценных приловов и мелкой рыбы, большему использованию селективных орудий лова, сокращению аварийных случаев на флоте, т.е. непосредственно влиять на улучшение экологической обстановки.
Кроме того, развитие малого и среднего предпринимательства в направлениях аквакультуры, спортивного и любительского рыболовства, связанные с закреплением рыбопромысловых участков, будут непосредственно влиять на снижение незаконного промысла водных биоресурсов.
При определении перспектив развития малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе важной необходимостью является учет рисков и неопределенности, от чего во многом зависят реальность и эффективность реализации управленческих решений.
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации программных мероприятий, в том числе связанных с ними затратах и результатах.
В последние годы становления рыночной экономики не только существенно расширился круг рискованных ситуаций, но и значительно повысился уровень вероятности возникновения и величин ущерба от их возможного появления. Необходимость учета риска существовала всегда, в современных же условиях нарастающей неопределенности ситуации и усиления изменчивости внешней среды актуальность его оценки возросла многократно.
Полностью избежать риска практически невозможно. При этом важным становится не исключение риска, а его предвидение, разработка путей снижения вероятности неудач, уменьшения последствий их возникновения.
Важнейшим этапом оценки рисков является выявление факторов рисков и степени их неопределенности.
Одной из основных задач оценки возможного риска успешной реализации инвестиционного решения является разработка путей снижения риска. Учет действия факторов риска предполагает разработку специфических элементов механизма управления реализацией инвестиционного решения, позволяющих снизить риск или уменьшить связанные с ним неблагоприятные последствия. Например, с целью уменьшения влияния природных факторов риска, в т.ч. сырьевых, можно предусматривать расширение изучения и освоения промысла, ранее не изученных и мало использованных объектов, а также расширение возможных районов промысла.
Возможная неопределенность конъюнктуры рыночных цен на рыбные товары, энергоносители и материально-технические ресурсы может быть учтена путем корректировки показателей производственной программы, показателей эффективности развития предприятий в перспективе и т.п.
При оценке риска имеются в виду не только количественная оценка возможных потерь и снижение результативности программных мероприятий: особое внимание придается выявлению основных факторов риска с целью разработать соответствующий механизм управления ими в будущем путем обеспечения учета, контроля анализа происходящих или возможных последствий от действия факторов и прогнозирования их влияния на эффективность реализации программных мероприятий - разработка мер по устранению или локализации последствий действия факторов риска.
К общим способам уменьшения риска, пригодным и для настоящей Программы, следует отнести:
- диверсификацию производства, предусматривающую снижение риска путем расширения номенклатуры производимой продукции, оказываемых услуг;
- объединение риска, позволяющее снизить риск путем превращения случайных убытков и относительно небольшие постоянные издержки; заметим, что этот метод лежит в основе страхования;
- распределение риска, предусматривающее распределение риска вероятного ущерба между участниками Программы таким образом, что возможные потери каждого из них будут относительно невелики;
- поиск дополнительной информации, так как риск во многих случаях обусловлен ее недостатком.
Кроме того, в целях снижения риска успешной реализации Программы предусматривается:
- освоение новых регионов и объектов промысла;
- оказание содействия (разработка новых видов и предоставление информации) в широком использовании в океаническом рыболовстве, наряду с традиционными, более эффективных, селективных и более экологичных способов лова;
- разработка и обеспечение более эффективного управления судами на промысле;
- оказание содействия предприятиям в максимальном использовании сырья, снижении издержек производства и обращения, расширении ассортимента выпускаемой продукции, повышении ее конкурентоспособности;
- предоставление предприятиям информации в области маркетинговой деятельности и новых рынках сбыта продукции;
- оказание содействия предприятиям в получении инвестиций на реализацию программных мероприятий (включая обновление и техническое перевооружение флота и береговых производств;
- совершенствование системы безопасности мореплавания и др.
Особое внимание должно уделяться реализации системы мер по поддержке и развитию рыбохозяйственного комплекса, направленных на совершенствование его структуры и нормативной правовой деятельности.
В области институциональных преобразований в рыбохозяйственном комплексе и создания целостной правовой базы его функционирования акцент должен быть сделан на разработку и принятие соответствующих законодательных документов в области развития флота и прибрежного рыболовства, аквакультуры, расширения внедрения концессионных отношений и др.
Конкурентоспособность отрасли зависит от возможностей финансирования научных исследований и разработок, восстановления проведения промысловой разведки, приобретения патентов, а также расходов на организацию маркетинга. Безусловно, это доступно прежде всего крупным предприятиям. Следовательно, стимулирование горизонтальной и вертикальной интеграции предприятий рыбохозяйственного комплекса должно стать важнейшим направлением совершенствования корпоративной структуры рыбохозяйственного комплекса. Вертикально интегрированные предприятия способны стабилизировать затраты на выпуск продукции, что приведет к повышению конкурентоспособности отрасли в целом, росту инвестиционной привлекательности предпринимательства в рыбном хозяйстве.
Важным фактором повышения конкурентоспособности должно стать снижение административных барьеров для доступа к инвестиционным ресурсам, а также развитие материально-технической и кадровой базы, системы технического обслуживания, приведение стандартов качества в соответствие с международной практикой.
Система управления реализацией программы представлена в приложениях N N 2 и 3.
Приложение N 1
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
млн. руб.
Продолжение таблицы
Приложение N 2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Управление реализацией Программы осуществляется Росрыболовством России, которое:
- определяет формы и методы управления реализацией Программы;
- осуществляет планирование реализацией мероприятий Программы;
- обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств;
- проводит мониторинг эффективности реализации мероприятий Программы и расходования бюджетных средств и готовит доклады о ходе реализации Программы;
- размещает на официальном сайте Росрыболовства России информацию о ходе реализации и результатах реализации Программы;
- несет ответственность за обеспечение хода реализации Программы и достижение ее конечных результатов;
- в установленном порядке готовит и предоставляет отчетность заинтересованным органам исполнительной власти.
Руководителем Программы является заместитель руководителя Росрыболовства, координирующий вопросы по разработке и реализации Программы. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию и конечные результаты, определяет формы и методы управления реализацией Программы. Руководитель Программы определяет порядок привлечения сотрудников к выполнению мероприятий Программы, а также оперативной корректировки программных мероприятий, предлагает внесение изменений, касающихся включения/исключения мероприятий, корректировки целей, задач и индикаторов.
Оперативное сопровождение Программы возлагается на Управление целевых программ и инвестиций Росрыболовства, к полномочиям которого относится:
- составление сводной аналитической отчетности о ходе реализации Программы;
- анализ эффективности реализации программных мероприятий.
Ответственность за реализацию мероприятий, достижение запланированных целевых показателей и эффективное расходование выделенных средств несут соответствующие структурные подразделения Росрыболовства (приложение 3).
Результаты исполнения Программы по итогам года рассматриваются рабочей группой по подготовке Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федерального агентства по рыболовству.
К должностным лицам, допустившим нецелевое, нерациональное расходование средств, выделенных на реализацию Программы, применяются меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статистическая отчетность о результатах, достигнутых в ходе реализации Программы, будет направляться в установленном порядке в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Приложение N 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСРЫБОЛОВСТВА
ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, ДОСТИЖЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОЕ РАСХОДОВАНИЕ
ВЫДЕЛЕННЫХ СРЕДСТВ