Приказ Рособрнадзора от 10.04.2015 N 499
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИКАЗ
от 10 апреля 2015 г. N 499
О ДОКУМЕНТАХ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290) приказываю:
1. Утвердить:
порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля (приложение N 1);
порядок учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (приложение N 2);
порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (приложение N 3).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
С.С.КРАВЦОВ
Приложение N 1
Утвержден
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 10.04.2015 N 499
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ КАРТ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
I. Общие положения
1. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), периодичности контрольных действий, а также иные необходимые данные.
II. Составление, утверждение и актуализация карты
внутреннего финансового контроля
2. Карта внутреннего финансового контроля составляется при ее формировании и (или) актуализации по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
3. Составляет карту внутреннего финансового контроля подразделение Рособрнадзора, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
Под результатом выполнения внутренней бюджетной процедуры понимается утвержденный документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия Рособрнадзора, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов Рособрнадзора.
4. Утверждение карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководством Рособрнадзора.
5. Актуализация карты внутреннего финансового контроля проводится:
до начала очередного финансового года, но не ранее 1 ноября и не позднее 25 декабря;
при принятии решения руководством Рособрнадзора о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
III. Бюджетные риски
6. Перед составлением карты внутреннего финансового контроля подразделение Рособрнадзора, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, формирует перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (далее - Перечень) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
7. При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (далее - операция), в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля или исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.
8. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.
Идентификация рисков предполагает проведение анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации об имеющихся нарушениях бюджетного законодательства и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях, в том числе содержащейся в отчетах ведомственного финансового контроля.
Идентификация рисков заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры.
9. Каждый бюджетный риск подлежит оценке по критерию "вероятность", характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур, и критерию "последствия", характеризующему размер наносимого ущерба, потери репутации Рособрнадзора (снижение внешней оценки качества финансового менеджмента Рособрнадзора), существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение результативности (экономности) использования бюджетных средств. По каждому критерию определяется шкала уровней вероятности (последствий) риска, имеющая не менее четырех позиций:
уровень по критерию "вероятность" - невероятный (от 0 до 20%), маловероятный (от 20 до 40%), средний (от 40 до 60%), вероятный (от 60 до 80%), ожидаемый (от 80 до 100%);
уровень по критерию "последствия" - низкий, умеренный, высокий, очень высокий.
10. Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:
недостаточность положений правовых актов Рособрнадзора, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры, их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
длительный период обновления средств автоматизации подготовки документа;
низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций;
наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
недостаточная укомплектованность подразделения Рособрнадзора, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры, а также уровня квалификации сотрудников указанного подразделения Рособрнадзора.
11. Оценки по критерию "вероятность" и критерию "последствия" объединяются в матрицу бюджетного риска, в которой по каждому сочетанию вероятности и последствий устанавливается уровень риска (низкий, средний, высокий, очень высокий). К матрице бюджетного риска прилагаются обоснования уровней риска с предложениями по характеристикам применяемого к операции контрольного действия (метод, вид, способ и периодичность контроля) и устранению причин риска. Расчет бюджетного риска фиксируется в прилагаемом к Перечню документе по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Операции с уровнем риска "средний", "высокий", "очень высокий" включаются в карту внутреннего финансового контроля.
12. Подразделение Рособрнадзора, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, после составления карты внутреннего финансового контроля представляет в подразделение Рособрнадзора, осуществляющее полномочия по организации ведения бюджетного учета и формированию отчетности по исполнению бюджета, информацию об оценке бюджетных рисков.
Подразделение Рособрнадзора, осуществляющее полномочия по организации ведения бюджетного учета и формированию отчетности по исполнению бюджета, составляет реестр бюджетных рисков, определяющих внесение операций в карты внутреннего финансового контроля (далее - реестр бюджетных рисков), и представляет реестр бюджетных рисков с прилагаемыми предложениями по уменьшению выявленных бюджетных рисков руководству Рособрнадзора.
Подразделение Рособрнадзора, осуществляющее полномочия по организации ведения бюджетного учета и формированию отчетности по исполнению бюджета, при составлении реестра бюджетных рисков вправе пересмотреть уровень бюджетного риска.
Приложение N 1
к Порядку формирования,
утверждения и актуализации
карт внутреннего финансового
контроля, утвержденному
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 10.04.2015 N 499
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Уровень рисков
Включить в карту ВФК
Контрольные действия
1
2
3
4
5
6
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Уровень рисков
Включить в карту ВФК
Контрольные действия
1
2
3
4
5
6
Приложение N 2
к Порядку формирования,
утверждения и актуализации
карт внутреннего финансового
контроля, утвержденному
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 10.04.2015 N 499
Уровень по критерию "Вероятность"
Уровень по критерию "Последствия"
Низкий
Умеренный
Высокий
Очень высокий
Невероятный
(от 0 до 20%)
Низкий
Низкий
Низкий
Средний
Маловероятный
(от 20 до 40%)
Низкий
Низкий
Средний
Высокий
Средний
(от 40 до 60%)
Средний
Средний
Высокий
Очень высокий
Вероятный
(от 60 до 80%)
Средний
Высокий
Очень высокий
Очень высокий
Ожидаемый
(от 80 до 100%)
Высокий
Высокий
Очень высокий
Очень высокий
Приложение N 3
к Порядку формирования,
утверждения и актуализации
карт внутреннего финансового
контроля, утвержденному
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 10.04.2015 N 499
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Периодичность выполнения операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Метод контроля
Контрольное действие
Вид/Способ контроля
Периодичность/Срок выполнения контрольных действий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Периодичность выполнения операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Метод контроля
Контрольное действие
Вид/Способ контроля
Периодичность/Срок выполнения контрольных действий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Приложение N 2
Утвержден
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 10.04.2015 N 499
ПОРЯДОК
УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ РЕГИСТРОВ (ЖУРНАЛОВ) ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Учет и хранение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля осуществляется подразделением Рособрнадзора, ответственным за выполнение внутренних бюджетных процедур.
2. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке.
На обложке указывается:
наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур;
название и порядковый номер папки (дела);
отчетный период: год квартал (месяц);
начальный и последний номера журналов операций;
количество листов в папке (деле).
3. Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.
4. Соблюдение требований к хранению регистров (журналов) осуществляется лицом, ответственным за их формирование, до момента их сдачи в архив.
Приложение N 3
Утвержден
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 10.04.2015 N 499
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ РЕГИСТРОВ (ЖУРНАЛОВ)
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля подразделение Рособрнадзора, осуществляющее полномочия по организации ведения бюджетного учета и формированию отчетности по исполнению бюджета, составляет ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчетность).
2. Сроки составления Отчетности:
ежеквартальной - не позднее 30 календарных дней после завершения отчетного периода;
годовой - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом.
3. Отчетность составляется на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля и отчетов ведомственного финансового контроля по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
4. Отчетность подписывается главным бухгалтером Рособрнадзора и представляется руководству Рособрнадзора.
5. В состав Отчетности включается пояснительная записка, содержащая:
описание принятых в отчетный период и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения;
сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, мерах по повышению их квалификации;
сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также ходе реализации материалов, направленных в орган внутреннего государственного финансового контроля, правоохранительные органы;
результаты проведения мониторинга.
Приложение
к Порядку составления отчетности
о результатах внутреннего финансового
контроля на основе данных регистров
(журналов) внутреннего финансового
контроля, утвержденному приказом
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 10.04.2015 N 499
Методы контроля
Количество контрольных действий, проведенных проверок (ревизий)
Количество выявленных недостатков (нарушений)
Сумма бюджетных средств, подлежащая восстановлению
Сумма восстановленных бюджетных средств
Количество предложенных мер по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения, заключений
Количество принятых мер, исполненных заключений
Количество материалов, направленных в Росфиннадзор, правоохранительные органы
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Самоконтроль
2. Контроль по подчиненности
3. Контроль по подведомственности в соответствии с картой внутреннего финансового контроля
Итого