Приказ Рособрнадзора N 1718, Минпросвещения России N 716 от 24.12.2019
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
N 1718
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 716
ПРИКАЗ
от 24 декабря 2019 года
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В МЕТОДОЛОГИЮ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 МАЯ 2019 Г. N 590/219
В целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" приказываем:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219.
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
С.С.КРАВЦОВ
Министр просвещения
Российской Федерации
О.Ю.ВАСИЛЬЕВА
Утверждены
приказом
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
и Министерства просвещения
Российской Федерации
24 декабря 2019 г. N 1718/716
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В МЕТОДОЛОГИЮ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 6 МАЯ 2019 Г. N 590/219
1. Абзац тридцать восьмой раздела 2 изложить в следующей редакции:
"В цикле исследования PISA-2018 среди 79 участников Российская Федерация заняла 33 место по естественнонаучной грамотности, 30 место по математической грамотности, 31 место по читательской грамотности.".
2. Абзац сорок шестой раздела 2 изложить в следующей редакции:
"- возможность получения результатов в привязке к единой шкале PISA, используемой во всех циклах исследования, начиная с самого первого."
3. Раздел 4.2.1 изложить в следующей редакции:
"4.2.1. Формула расчета показателя
Одним из ключевых показателей национального проекта "Образование" является "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)". Показатель рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации на ежегодной основе Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. <15>
--------------------------------
<15> Исследование PISA-2018 проведено в апреле 2018 года вне рамок национального проекта "Образование". В соответствии с утвержденным паспортом национального проекта "Образование" положения настоящей методологии могут быть уточнены с учетом полученных результатов исследования PISA-2018.
При использовании средневзвешенного показателя учитываются все наиболее распространенные международные исследования, относящиеся к оценке уровня общеобразовательной подготовки обучающихся: PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования), PISA (Международная программа по оценке достижений учащихся). Краткие сведения об исследованиях приведены ниже.
Данные исследования направлены на оценку уровня подготовки обучающихся различного возраста и по различным аспектам. Кроме того, результаты России в этих исследованиях существенно различаются. Так, в исследовании качества чтения и понимания текста российские четвероклассники занимают 1 место, а в аналогичном исследовании PISA-2015 по читательской грамотности 15-летние граждане России занимают только 26 место. Различаются также и результаты, полученные российскими участниками схожего возраста в разных исследованиях. Например, в исследовании TIMSS-2015 по качеству математического образования российские восьмиклассники занимают 6 место, а в исследовании PISA-2015 по математической грамотности 15-летние граждане, среди которых также существенная доля восьмиклассников, занимают только 23 место, уступая многим из тех стран, результаты которых ниже России в исследовании TIMSS.
Показатель рассчитывается по формуле:
где:
F00 - Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований
Xi - место Российской Федерации в i-ом исследовании:
X1: PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста
X2: TIMSS (4 класс) по математическому направлению
X3: TIMSS (4 класс) по естественнонаучному направлению
X4: TIMSS (8 класс) по математическому направлению
X5: TIMSS (8 класс) по естественнонаучному направлению
X6: PISA по направлению читательская грамотность
X7: PISA по направлению математическая грамотность
X8: PISA по направлению естественнонаучная грамотность
Расчет базового значения показателя и значения показателя на 2018 год (на декабрь 2019 г.) представлены в таблицах ниже.
Таблица. Расчет базового значения показателя
Исследование
Направление
Xi
PISA 2015
Математическая грамотность
23
PISA 2015
Читательская грамотность
26
PISA 2015
Естественнонаучная грамотность
32
TIMSS 2015
Математика 4
7
TIMSS 2015
Естествознание 4
4
TIMSS 2015
Математика 8
6
TIMSS 2015
Естествознание 8
7
PIRLS 2016
Читательская грамотность
1
Среднее
13,25
Таблица. Расчет значения показателя на 2018 год
Исследование
Направление
Xi
PISA 2018
Математическая грамотность
30
PISA 2018
Читательская грамотность
31
PISA 2018
Естественнонаучная грамотность
33
TIMSS 2015
Математика 4
7
TIMSS 2015
Естествознание 4
4
TIMSS 2015
Математика 8
6
TIMSS 2015
Естествознание 8
7
PIRLS 2016
Читательская грамотность
1
Среднее
14,88
".
4. Раздел 4.2.3 изложить в следующей редакции:
"4.2.3. Расчет необходимых величин по годам
Для расчета показателя ежегодно должны быть рассчитаны величины X1, X2, ... X8. Параметры расчета этих величин по годам представлены ниже. Величины, относящиеся к каждому отдельному исследованию - PISA, TIMSS, PIRLS - представлены в отдельной таблице.
Таблица. Расчет величины X1 (место России
в исследовании PIRLS) по годам
Расчетный год
Источник данных (процедура)
Срок проведения процедуры
Срок расчета величины X1
2018
PIRLS 2016
Апрель 2016 г.
Декабрь 2017 г.
2019
PIRLS 2016
Апрель 2016 г.
Декабрь 2017 г.
2020
PIRLS 2016
Апрель 2016 г.
Декабрь 2017 г.
2021
PIRLS 2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2022
PIRLS 2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2023
PIRLS 2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2024
PIRLS 2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
Таблица. Расчет величин X2, X3, X4, X5
(места России в исследовании TIMSS) по годам
Расчетный год
Источник данных (процедура)
Срок проведения процедуры
Срок расчета величин X2, X3, X4, X5
2018
TIMSS 2015
Апрель 2015 г.
Декабрь 2016 г.
2019
TIMSS 2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2020
TIMSS 2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2021
TIMSS 2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2022
TIMSS 2019
Апрель 2019 г.
Декабрь 2020 г.
2023
TIMSS 2023
Апрель 2023 г.
Декабрь 2024 г.
2024
TIMSS 2023
Апрель 2023 г.
Декабрь 2024 г.
Таблица. Расчет величин X6, X7, X8 (места России
в исследовании PISA) по годам
Расчетный год
Источник данных (процедура)
Срок проведения процедуры
Срок расчета величин X6, X7, X8
2018
PISA 2018
Апрель 2018 г.
Декабрь 2019 г.
2019
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь - ноябрь 2019 г.
1 квартал 2020 г.
2020
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь 2020 г.
1 квартал 2021 г.
2021
PISA 2021
Апрель 2021 г.
Декабрь 2022 г.
2022
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь 2022 г.
1 квартал 2023 г.
2023
Общероссийская оценка по модели PISA
Октябрь 2023 г.
1 квартал 2024 г.
2024
PISA 2024
Апрель 2024 г.
Декабрь 2025 г.
Таким образом, итоговый показатель "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)" может быть рассчитан в следующие сроки.
Таблица. Сроки расчета итогового показателя по годам
Расчетный год
Сроки расчета величин X1, X2, ... X8
Срок расчета итогового показателя <16>
Группа величин
Срок расчета
2018
X1 (PIRLS)
Декабрь 2017 г.
30 декабря 2019 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2016 г.
X6, X7, X8 (PISA)
Декабрь 2019 г.
2019
X1 (PIRLS)
Декабрь 2017 г.
30 декабря 2020 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1 квартал 2020 г.
2020
X1 (PIRLS)
Декабрь 2017 г.
30 декабря 2021 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1 квартал 2021 г.
2021
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2022 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
Декабрь 2022 г.
2022
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2023 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2020 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1 квартал 2023 г.
2023
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2024 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2024 г.
X6, X7, X8 (PISA)
1 квартал 2024 г.
2024
X1 (PIRLS)
Декабрь 2022 г.
30 декабря 2025 г.
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
Декабрь 2024 г.
X6, X7, X8 (PISA)
Декабрь 2025 г.
".
--------------------------------
<16> Согласно Федеральному плану статистических работ, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2009, N 10, ст. 1244; N 33, ст. 4102; 2010, N 16, ст. 1961; N 32, ст. 4354; N 47, ст. 6205; N 49, ст. 6523; 2011, N 15, ст. 2141; N 17, ст. 2511; N 22, ст. 3173; N 25, ст. 3644; 2012, N 2, ст. 327; N 17, ст. 2056; N 19, ст. 2479; N 27, ст. 3743; N 42, ст. 5777; N 49, ст. 6910; 2013, N 10, ст. 1053; N 13, ст. 1596; N 16, ст. 2018; N 22, ст. 2838; N 29, ст. 3986; N 36, ст. 4578; N 41, ст. 5210; 2014, N 10, ст. 1057; N 14, ст. 1627; N 23, ст. 3019; N 26, ст. 3631; N 30, ст. 4359; N 39, ст. 5277; N 44, ст. 6098; N 50, ст. 7143, 7196, 7212, 7247; 2015, N 1, ст. 279; N 6, ст. 956; N 10, ст. 1571; N 20, ст. 2960, 2961; N 24, ст. 3539, 3540; N 30, ст. 4584; N 39, ст. 5401; N 42, ст. 5804; N 43, ст. 6034; 2016, N 6, ст. 856; N 16, ст. 2265; N 23, ст. 3336; N 25, ст. 3845; N 26, ст. 4150; N 34, ст. 5284; N 39, ст. 5700; N 42, ст. 5990; N 48, ст. 6809; N 49, ст. 6971; 2017, N 6, ст. 1017; N 7, ст. 1081, 1133; N 23, ст. 3396, 3419; N 40, ст. 5892; N 48, ст. 7286; N 51, ст. 7868; 2018, N 4, ст. 649; N 18, ст. 2625; N 23, ст. 3319, 3347; N 28, ст. 4269; N 49, ст. 7606; N 50, ст. 7824; 2019, N 1, ст. 154; N 12, ст. 1357; N 14, ст. 1640; N 16, ст. 1984; N 24, ст. 3113; N 36, ст. 5054, 5108; N 39, ст. 5469; N 41, ст. 5776; N 44, ст. 6232) показатель 2.9.19. "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации" рассчитывается ежегодно до 30 декабря.
5. Абзацы девятый - десятый раздела 4.4 изложить в следующей редакции:
"Оценка проводится на компьютерах. В оценке принимают участие попавшие во внутришкольную выборку обучающиеся образовательной организации, попавшей в выборку образовательных организаций, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса). Для проведения процедуры оценки должны быть обеспечены технические условия, включая необходимое количество компьютеров для участников исследования. Возможно проведение процедур оценки в несколько сессий.
В процессе проведения процедур оценки в аудитории присутствуют: не менее 2 наблюдателей, один - от субъекта Российской Федерации, один - согласованный с Рособрнадзором; один организатор в аудитории от образовательной организации. Управление ходом процедуры исследования в аудитории осуществляет организатор. Выполненные участниками исследования задания оцениваются российскими экспертами. Наблюдатели, организаторы и эксперты проходят отбор и обучение.".
6. Абзацы восемнадцатый - девятнадцатый раздела 4.5 изложить в следующей редакции:
"Оценка проводится на компьютерах. В оценке принимают участие попавшие во внутришкольную выборку обучающиеся образовательной организации, попавшей в выборку образовательных организаций, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса). Для проведения процедуры оценки должны быть обеспечены технические условия, включая необходимое количество компьютеров для участников исследования. Возможно проведение процедур оценки в несколько сессий.
В процессе проведения процедур оценки в аудитории присутствуют: не менее 2 наблюдателей, один - от субъекта Российской Федерации, один - согласованный с Рособрнадзором; один организатор в аудитории от образовательной организации. Управление ходом процедуры исследования в аудитории осуществляет организатор. Выполненные участниками исследования задания оцениваются российскими экспертами. Организаторы и эксперты проходят отбор и обучение.".
7. Абзац 6 раздела 4.6 изложить в следующей редакции:
"- работники образовательных организаций, в том числе: руководители и педагоги.".