Приказ Рособрнадзора от 15.09.2016 N 1590
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИКАЗ
от 15 сентября 2016 г. N 1590
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
АУДИТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
В целях реализации положений статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26) и в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), приказываю:
1. Утвердить Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 апреля 2015 г. N 498 "О документах по осуществлению внутреннего финансового аудита и сроках проведения аудиторских проверок в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2015 г., регистрационный N 37957).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
С.С.КРАВЦОВ
Приложение
Утверждено
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 15.09.2016 N 1590
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
АУДИТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в целях организации и осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) как главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета, главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит в Рособрнадзоре осуществляется должностным лицом, уполномоченным руководителем Рособрнадзора на осуществление внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита), на основе функциональной независимости.
3. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
5. Объектом внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Рособрнадзора, ответственные за реализацию полномочий Рособрнадзора в качестве главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета (далее - объект аудита).
II. Порядок составления, утверждения и ведения плана
внутреннего финансового аудита
6. План внутреннего финансового аудита (далее - План) представляет собой перечень аудиторских проверок, проведение которых планируется в очередном финансовом году.
7. План составляется субъектом внутреннего финансового аудита и утверждается приказом Рособрнадзора до начала очередного финансового года не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому периоду.
8. По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
9. При планировании аудиторских проверок (составлении Плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объекта аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Рособрнадзора в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
10. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объекте аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита.
III. Требования к организации и составлению программы
аудиторских проверок
11. Аудиторская проверка назначается решением руководителя Рособрнадзора и оформляется распорядительным актом Рособрнадзора.
12. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной субъектом внутреннего финансового аудита, не позднее чем за 5 календарных дней до начала проверки.
13. Программа аудиторской проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки;
наименование объекта аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
IV. Предельные сроки проведения аудиторских
проверок, порядок и основание принятия решения
о назначении, приостановлении, продлении и возобновлении
аудиторских проверок
14. Предельный срок проведения аудиторской проверки не может превышать 30 рабочих дней.
15. Срок проведения аудиторской проверки, установленный при ее назначении, может быть продлен по решению руководителя Рособрнадзора на основании служебной записки субъекта внутреннего финансового аудита, но не более чем на 10 рабочих дней.
16. Основаниями для продления срока проведения аудиторской проверки являются:
большое количество и (или) объем документов, изучение которых необходимо для проведения аудиторской проверки объекта аудита;
получение в ходе проведения аудиторской проверки информации о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения.
17. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено:
в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния у объекта аудита бухгалтерского (бюджетного) учета финансовых и хозяйственных операций, отчетности, документации, в том числе в части осуществления внутреннего финансового контроля (на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности);
в случае непредставления объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представления неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствования проведению аудиторской проверки и (или) уклонения от проведения аудиторской проверки (на период устранения перечисленных обстоятельств).
18. Решение о приостановлении проведения аудиторской проверки принимается руководителем Рособрнадзора на основании мотивированного представления субъекта внутреннего финансового аудита.
В срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия руководителем Рособрнадзора решения о приостановлении аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита извещает объект аудита о приостановлении аудиторской проверки и направляет объекту аудита решение руководителя Рособрнадзора о приостановлении аудиторской проверки.
На время приостановления аудиторской проверки приостанавливается течение срока ее проведения.
19. После устранения оснований приостановления проведения аудиторской проверки проведение аудиторской проверки возобновляется руководителем Рособрнадзора на основании мотивированного представления субъекта внутреннего финансового аудита.
В случае не устранения причин приостановления аудиторской проверки данная аудиторская проверка подлежит завершению на основании решения субъекта внутреннего финансового аудита с оформлением всей необходимой документации по аудиторской проверке.
V. Порядок и сроки направления и исполнения запросов
о представлении документов, материалов и информации,
необходимых для проведения аудиторских проверок
20. Субъект внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеет право запрашивать и получать на основании мотивированных запросов, составленных в письменной форме, документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля.
21. Запросы направляются объекту аудита за 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки и в ходе проведения аудиторской проверки.
22. Запрос должен содержать перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта аудита, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, срок их представления.
23. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе (срок определяется субъектом внутреннего финансового аудита, но не менее 3 рабочих дней) и исчисляется с даты получения запроса.
24. При невозможности представить истребуемые документы и материалы руководитель или уполномоченное должностное лицо объекта аудита обязаны представить письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления.
VI. Порядок формирования, направления и сроки рассмотрения
акта аудиторской проверки объектом аудита
25. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки согласно рекомендуемому образцу, прилагаемому к настоящему Положению.
26. В ходе проведения аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектом аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
27. При составлении акта аудиторской проверки должны соблюдаться следующие требования: объективность, краткость и ясность при изложении результатов аудиторской проверки; четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков.
28. Акт аудиторской проверки на объекте аудита составляется в одном экземпляре, подписывается лицами, проводящими аудиторскую проверку, и представляется для ознакомления руководителю или уполномоченному должностному лицу объекта аудита.
Ознакомление объекта аудита с актом аудиторской проверки производится в срок не более одних суток со дня получения акта.
29. При выявлении случаев нарушений и недостатков они отражаются в акте аудиторской проверки, при этом следует указывать:
наименования, статьи и пункты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены;
причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
должностных лиц, допустивших нарушения;
принятые в период проведения аудиторской проверки меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
30. Объект аудита вправе представить письменные возражения по фактам, изложенным в акте аудиторской проверки, в течение 5 рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки для ознакомления.
В случае поступления от объекта аудита письменных возражений по фактам, изложенным в акте аудиторской проверки, субъект внутреннего финансового аудита в течение 5 рабочих дней с даты поступления возражений подготавливает письменное заключение на представленные возражения.
Письменные возражения объекта аудита и заключение субъекта внутреннего финансового аудита приобщаются к акту аудиторской проверки.
VII. Порядок составления и представления отчета
о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
31. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках, остающихся после применения контрольных действий;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности Рособрнадзора;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
32. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных действий;
наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, в том числе действий ведомственного финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков.
33. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности основываются на результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности, в том числе степень надежности внутреннего финансового контроля получателя бюджетных средств, совершаемых им фактов хозяйственной деятельности, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
подтверждение полноты и достоверности показателей сводной бюджетной отчетности;
оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектом аудита, неправомерные действия которого в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к существенным искажениям сводной бюджетной отчетности;
представление указанных документов, полноту и достоверность отражаемой в отчетах информации в целях подтверждения соблюдения условий предоставления субсидий, принятия корректирующих мер по результатам такого контроля.
34. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю Рособрнадзора в течение 5 рабочих дней с даты завершения соответствующей проверки.
35. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее - отчетность).
36. Отчетность представляется руководителю Рособрнадзора в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
37. Отчетность должна содержать сводную аналитическую информацию:
о проведенных в отчетный период аудиторских проверках и их результатах;
о принятых в отчетный период решениях по результатам аудиторских проверок;
об исполнении в отчетный период решений, принятых по результатам аудиторских проверок;
о принятых в отчетный период мерах в части повышения надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Рособрнадзора по результатам аудиторских проверок, и оценке степени выполнения этих мер.
Приложение
к Положению об организации
и осуществления внутреннего финансового
аудита Федеральной службой по надзору
в сфере образования и науки, утвержденному
приказом Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 15.09.2016 N 1590
(рекомендуемый образец)
--------------------------------
<1> Заполняется в случае отказа руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) от подписания акта аудиторской проверки.