Приказ Роснедр от 21.04.2005 N 450
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 21 апреля 2005 г. N 450
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРУКТУРЫ
И СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ЗАПАСАМ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ВРЕМЕННОГО РЕГЛАМЕНТА ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ,
ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАХ НЕДР
В целях реализации полномочий, определенных в п. п. 5.2.5 и 6.3 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293, приказываю:
1. Утвердить структуру и состав Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (ГКЗ Роснедра) в соответствии с Приложением 1.
2. Утвердить Временный регламент проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (Приложение 2).
3. Председателю ГКЗ Роснедра (Подтуркину Ю.А.) в десятидневный срок представить на утверждение Положение о ГКЗ Роснедра.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства по недропользованию Бавлова В.Н.
Руководитель
А.А.ЛЕДОВСКИХ
Приложение 1
к Приказу
Федерального агентства
по недропользованию
от 21.04.2005 N 450
СТРУКТУРА И СОСТАВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ЗАПАСАМ ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ (ГКЗ РОСНЕДРА)
Секция углеводородного сырья (УВС)
Секция твердых полезных ископаемых (ТПИ)
Секция подземных вод (ПВ)
Приложение 2
к Приказу
Федерального агентства
по недропользованию
от 21.04.2005 N 450
ВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ
УЧАСТКАХ НЕДР
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69.
2. Регламент определяет процедуру проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - государственная экспертиза) уполномоченным Государственным учреждением "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" (ГУ ГКЗ), порядок документооборота при организации и осуществлении государственной экспертизы.
3. Полномочия по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр возложены на ГУ ГКЗ Приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.02.2005 N 185.
4. Для проведения государственной экспертизы на территориях субъектов Российской Федерации приказом ГУ ГКЗ создаются территориальные экспертные комиссии и утверждается их персональный состав. Порядок работы территориальных экспертных комиссий определяется "Временным регламентом проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр территориальными экспертными комиссиями", утвержденным приказом Федерального агентства по недропользованию.
II. Приемка материалов на государственную экспертизу
5. Государственная экспертиза осуществляется после внесения платы за ее проведение на бюджетный счет (Приложение к Временному регламенту) и представления материалов, подлежащих государственной экспертизе.
6. Материалы, подлежащие государственной экспертизе, представляются в 4-х экземплярах на бумажном носителе и в 1 экземпляре на электронном носителе, в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
7. Регистрация материалов осуществляется Роснедрами по адресу: 119180, Москва, ул. Б. Полянка, д. 54, стр. 1.
8. Роснедра в 3-дневный срок организует проверку комплектности представленных материалов.
Если представленные материалы комплектны, они считаются принятыми для проведения государственной экспертизы. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 90 дней.
Если представленные материалы некомплектны, они возвращаются заявителю.
В случае необходимости запрашивается дополнительная информация, уточняющая материалы, представленные на государственную экспертизу. При этом срок проведения государственной экспертизы может быть продлен не более чем на 60 дней.
III. Состав материалов, представляемых
на государственную экспертизу
9. Материалы, представляемые на государственную экспертизу, по составу и оформлению должны соответствовать действующим нормативно-методическим документам, в части экспертизы запасов, в том числе:
9.1. Классификациям запасов полезных ископаемых.
9.2. Временному руководству по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу технико-экономических обоснований (ТЭО) кондиций на минеральное сырье, утвержденному Приказом МПР России от 21.07.1997 N 128.
9.3. Рекомендациям по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых, введенным в действие Приказом МПР России от 30.04.1998 N 123.
9.4. Рекомендациям по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод, введенным в действие Приказом МПР России от 30.04.1998 N 123.
9.5. Инструкции о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ СССР материалов по подсчету запасов нефти и горючих газов.
9.6. Прочим инструктивным и методическим документам ГКЗ, утвержденным в установленном порядке.
10. Если в процессе государственной экспертизы возникает необходимость рассмотрения документов и материалов, не учтенных в п. п. 8.1 - 8.6 Временного руководства по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу технико-экономических обоснований (ТЭО) кондиций на минеральное сырье, они представляются недропользователем по дополнительному запросу ГУ ГКЗ.
IV. Организация проведения государственной
экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической,
экономической и экологической информации о предоставляемых
в пользование участках недр
11. Государственная экспертиза осуществляется путем анализа материалов и подготовки заключения экспертной комиссией, рассмотрения заключения на заседании Государственной комиссии по запасам (ГКЗ Роснедра), утверждения заключения Федеральным агентством по недропользованию.
12. После принятия материалов на государственную экспертизу приказом ГУ ГКЗ создается экспертная комиссия. Ее состав формируется из внештатных специалистов-экспертов и штатных сотрудников отраслевого отдела, количество которых не должно превышать 30% от общего состава комиссии.
12.1. В состав экспертов ГКЗ включаются специалисты, имеющие достаточный опыт практической работы в области разведки, оценки, разработки месторождений соответствующего вида полезного ископаемого, переработки минерального сырья, условий разработки месторождений. Количество экспертов определяется характером и сложностью рассматриваемых материалов. В состав рабочей экспертной комиссии включаются на правах руководителя начальник отраслевого отдела (или его заместитель) и специалист отдела (секретарь комиссии), ответственные за подготовку и оформление предварительного экспертного заключения.
К экспертной работе над материалами не могут быть привлечены специалисты, являющиеся соавторами представленных материалов.
12.2. С внештатными экспертами заключаются договора на подготовку экспертных заключений. Оплата договоров осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности ГУ ГКЗ. Размер оплаты труда и сроки подготовки ими экспертных заключений устанавливаются в зависимости от сложности и объема представленных материалов.
13. Руководитель экспертной комиссии организует и координирует работу экспертов по каждому разделу экспертируемых материалов.
14. Каждый из внештатных экспертов готовит заключение по соответствующему разделу экспертируемых материалов. При рассмотрении материалов эксперты в своей работе используют свои знания и опыт и руководствуются нормативными документами по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, утвержденными в установленном порядке. При несоответствии заключений нормативным документам или их низком качестве они возвращаются на доработку эксперту по решению руководителя экспертной комиссии.
15. Заключение эксперта, отпечатанное в 4 экземплярах и подписанное им, передается руководителю экспертной комиссии.
16. Руководитель экспертной комиссии организует рассмотрение заключений экспертов на заседаниях комиссии с участием авторов экспертируемых материалов, экспертов, представителей заинтересованных организаций.
16.1. Обсуждение выводов экспертов ведется последовательно по отдельным вопросам, определяющим достоверность каждого подсчетного параметра и технологического показателя, условий отработки месторождения, принятых методов подсчета запасов, экономических обоснований, балансовую принадлежность запасов, подготовленность месторождения для промышленного освоения. Обсуждение каждого вопроса производится в следующем порядке: заслушиваются заключения всех экспертов по рассматриваемому вопросу, задаются вопросы к экспертам и заслушиваются их ответы, разъяснения авторов по замечаниям, выступления представителей заинтересованных ведомств, организаций и предприятий. С учетом высказанных мнений руководитель экспертной комиссии совместно с экспертами формулирует по каждому вопросу выводы для включения их в сводное заключение, дает, в случае необходимости, задание авторам по проведению необходимых дополнительных расчетов и подсчету запасов. В заключении отражается мнение большинства членов экспертной комиссии.
16.2. Заключение оформляется в 4-х экземплярах и подписываемся всеми членами экспертной комиссии. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется отдельной справкой, содержащей его обоснование.
16.3. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:
о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;
о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку запасов месторождений при соблюдении экологических требований;
об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;
об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;
о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.
В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.
17. Заключение государственной экспертизы, подписанное членами экспертной комиссии в 3-дневный срок, рассматривается на заседании Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, созданной приказом Федерального агентства по недропользованию. Заседание проводится в присутствии авторов экспортируемых материалов, членов экспертной комиссии, представителей заинтересованных организаций.
17.1. На заседании Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) заслушиваются сообщения авторов о содержании представленных материалов, их мнение относительно заключения, а также руководителя экспертной комиссии о главных выводах экспертизы. Заслушиваются ответы докладчиков на вопросы и замечания экспертов, представителей заинтересованных организаций и предприятий. Обязательно заслушиваются эксперты, несогласные с тем или иным пунктом проекта заключения. По результатам обсуждения заключения государственной экспертизы составляется протокол ГКЗ Роснедра в 4-х экземплярах, который подписывают председатель и члены ГКЗ Роснедра.
17.2. В протоколе ГКЗ Роснедра должно быть отражено одно из следующих решений:
- утвердить запасы и признать месторождение подготовленным для промышленного освоения;
- утвердить запасы и признать месторождение подготовленным для опытно-промышленной разработки;
- воздержаться от утверждения запасов;
- утвердить кондиции для подсчета запасов (коэффициенты извлечения нефти и конденсата);
- воздержаться от утверждения кондиций для подсчета запасов (коэффициентов извлечения нефти и конденсата);
- установить параметры для подсчета запасов твердых полезных ископаемых и представить на утверждение уточненное ТЭО кондиций вместе с подсчетом запасов;
- признать участок недр пригодным для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- признать участок недр пригодным для захоронения отходов, захоронения подтоварных вод;
- вернуть заключение на доработку экспертной комиссии для учета замечаний и предложений, высказанных на пленарном заседании;
- иные решения и рекомендации.
18. Протокол ГКЗ Роснедра с прилагаемым к нему заключением государственной экспертизы утверждается уполномоченным представителем Федерального агентства по недропользованию.
V. Рассылка материалов
19. После утверждения протокола ГКЗ Роснедра, внесения изменений по результатам государственной экспертизы в текстовые и графические материалы производится рассылка материалов, представленных недропользователем.
19.1. При положительном заключении два экземпляра материалов (без первичной документации и дополнительных материалов, представленных на период рассмотрения) и два экземпляра протокола ГКЗ Роснедра направляются в Российский Федеральный геологический фонд (Росгеолфонд). Один экземпляр Росгеолфондом направляется в соответствующий территориальный фонд.
19.2. Два экземпляра материалов на бумажном носителе, первичная документация, один экземпляр протокола ГКЗ Роснедра с заключением государственной экспертизы направляются недропользователю.
19.3. Один экземпляр протокола ГКЗ Роснедра с заключением государственной экспертизы со всеми приложениями и электронной версией материалов хранится в архиве ГУ ГКЗ.
19.4. При отрицательном заключении государственной экспертизы все материалы возвращаются недропользователю, один экземпляр протокола ГКЗ Роснедра остается в ГУ ГКЗ.
19.5. Рассылка материалов, содержащих закрытые или конфиденциальные сведения, осуществляется в установленном порядке.
VI. Организация проведения государственной
экспертизы изменения состояния запасов полезных
ископаемых, произошедшего в течение года в результате
геологоразведочных работ и переоценки
20. Государственная экспертиза изменения состояния запасов полезных ископаемых, произошедшего в течение года в результате геологоразведочных работ и переоценки запасов проводится экспертной комиссией, созданной приказом ФГУ "ГКЗ".
21. Заседание экспертной комиссии ведет руководитель экспертной комиссии.
22. Представители недропользователей докладывают экспертной комиссии об изменениях запасов, произошедших в течение года в результате геологоразведочных работ или переоценки, обосновывают эти изменения.
23. Экспертной комиссии представляются геолого-геофизические материалы, обосновывающие изменение запасов, включающие: подсчетные планы с нанесением границ лицензионных участков и категорий запасов предыдущего и предлагаемого подсчетов; таблицы подсчета запасов (предыдущего и предлагаемого); геологические разрезы; карты толщин продуктивных пластов; материалы промыслово-геофизических исследований скважин, по результатам которых произошло изменение запасов; результаты опробования, анализы керна и флюидов; при необходимости сейсмические разрезы, карты, и другие материалы, необходимые для обоснования изменения состояния запасов.
24. Экспертная комиссия рассматривает и анализирует представленные материалы и подготавливает экспертное заключение в двух экземплярах.
25. В экспертном заключении оценивается полнота представленных материалов, их качество, объективность и достоверность оценки запасов, с учетом предложений и замечаний экспертов.
26. Экспертное заключение в двух экземплярах подписывается всеми членами экспертной комиссии. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется справкой, содержащей его обоснование.
27. Экспертное заключение комиссии в двух экземплярах направляется на утверждение в Федеральное агентство по недропользованию.
Экспертные заключения по твердым полезным ископаемым направляются в управление геологии твердых полезных ископаемых.
Экспертные заключения по углеводородному сырью или подземным водам направляются в управление геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений.
29. В управлениях экспертные заключения рассматриваются в пятидневный срок. Рассмотрение экспертного заключения оформляется протоколом совещания при начальнике соответствующего управления, с рекомендацией руководству Федерального агентства по недропользованию в части утверждения результатов экспертизы или направления в ФГУ "ГКЗ" для организации повторной экспертизы.
30. Протокол совещания при начальнике соответствующего управления в двух экземплярах утверждается курирующим заместителем руководителя Федерального агентства по недропользованию.
31. Один экземпляр протокола с заключением государственной экспертизы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых, произошедшему в течение года в результате геологоразведочных работ и переоценки, после утверждения направляется в ФГУ "ГКЗ" для рассылки копий: в ФГУНПП "Росгеолфонд", недропользователю, в соответствующие Территориальные агентства по недропользованию и ТФГИ.
Другой экземпляр протокола с заключением государственной экспертизы остается на хранение в Федеральном агентстве по недропользованию.
Приложение
к Временному регламенту
РЕКВИЗИТЫ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
При заполнении платежных поручений в поле:
104 - указывается код бюджетной классификации 049 1 12 02101 01 0000 120
105 - значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального отделения, на территории которого мобилизуются денежные средства
в поле "ПОЛУЧАТЕЛЬ" (16) - указывается наименование в сокращенном виде получателя платежа (к примеру УФК МФ РФ по Кемеровской области), а в скобках - наименование государственного органа, осуществляющего контроль за поступлением платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации - (Кузбасснедра)
в полях 61 и 103 указывается "ИНН" и "КПП"