Приказ Рослесхоза от 03.11.2011 N 470
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРИКАЗ
от 3 ноября 2011 г. N 470
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ОХРАНЕ
И ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ
В соответствии с частью 2 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2007 г. N 385 "Об утверждении Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов".
Руководитель
В.Н.МАСЛЯКОВ
Утвержден
приказом Рослесхоза
от 03.11.2011 N 470
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ОХРАНЕ
И ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ
1. Настоящий Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов (далее - лесоавиационные работы) разработан в соответствии с частью 2 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54) (далее - Лесной кодекс).
2. Лесоавиационные работы являются составной частью комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, защите их от вредных организмов и иных негативных воздействий природного и антропогенного характера, а также по обеспечению санитарной безопасности в лесах.
3. Организация лесоавиационных работ осуществляется:
а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты лесов которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты лесов которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации или изъято в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства;
г) в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
д) в отношении лесных участков, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.
4. Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, где обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно.
5. Авиационные работы для обеспечения санитарной безопасности в лесах проводятся с целью выполнения лесопатологического мониторинга, выявления очагов вредных организмов и иных негативных воздействий природного и антропогенного характера, проверки сообщений о появлении указанных очагов на труднодоступных лесных участках, уточнения границ таких очагов.
6. Зоны осуществления лесоавиационных работ (территории, в границах которых осуществляются охрана и защита лесов авиационными методами) определяются Федеральным агентством лесного хозяйства по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Зона авиационного мониторинга разделяется на районы, в которых тушение пожаров производится с применением авиационных средств, и районы с применением наземных средств. К районам применения наземных средств зоны авиационного мониторинга относятся территории земель лесного фонда, к которым наземные средства пожаротушения могут быть доставлены за время не более трех часов с момента поступления информации о лесном пожаре.
7. В соответствии с частью 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации лесоавиационные работы включают в себя:
а) проведение авиационного патрулирования лесов;
б) тушение лесных пожаров;
в) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно;
г) осуществление авиационного лесопатологического мониторинга с целью выявления очагов вредных организмов.
8. При авиационном патрулировании в лесах осуществляются:
а) наблюдение с воздуха за охраняемой территорией;
б) своевременное обнаружение лесных пожаров, лесов, поврежденных вредными организмами, иных негативных воздействий на леса природного и антропогенного характера, определение их площадей и других качественных и количественных показателей;
в) выявление нарушений правил пожарной безопасности в лесах;
г) оповещение органов государственной власти и органов местного самоуправления о пожарной и санитарной обстановке в лесах, нарушениях правил пожарной безопасности в лесах;
д) контроль за лесными пожарами и очагами вредных организмов.
9. Авиационное патрулирование начинается с наступлением пожарной опасности в лесу в зависимости от условий погоды, независимо от плановых сроков начала и окончания лесоавиационных работ, по решению органа государственной власти, указанного в пункте 3 настоящего Порядка.
10. При выполнении авиационных работ по тушению лесных пожаров осуществляются:
а) обследование лесного пожара с использованием авиационных средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
б) доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
в) локализация, ликвидация лесного пожара авиапожарными средствами, а также с помощью специальной авиационной техники (использование танкерной технологии, искусственного вызывания осадков и других технических средств, а также взрывчатых материалов);
г) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
д) предотвращение возобновления лесного пожара.
11. В районах осуществления лесоавиационных работ по охране лесов от пожаров каждого лесного пожара должен быть установлен ежедневный авиационный мониторинг с момента обнаружения и до полной его ликвидации.
12. Авиационные работы по тушению лесных пожаров осуществляются на начальном этапе тушения до подхода наземных средств пожаротушения с целью остановки распространения лесного пожара или в целях оказания помощи наземным лесопожарным формированиям.
13. При выполнении авиационных работ по защите лесов от вредных организмов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов вредных организмов, осуществляются:
а) доставка работников, техники, средств борьбы с вредными организмами и других грузов к местам проведения работ и обратно;
б) проведение авиационных обработок лесов пестицидами в зоне расположения очагов вредных организмов.
14. В случае, если осуществление лесоавиационных работ в лесах, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение таких работ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. I), ст. 3105; 2006, N 1, ст. 18; N 31 (ч. I), ст. 3441; 2007, N 17, ст. 1929; N 31, ст. 4015; N 46, ст. 5553; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5723; 2009, N 1, ст. 16, ст. 31; N 18 (ч. I), ст. 2148; N 19, ст. 2283; N 27, ст. 3267; N 29, ст. 3584, ст. 3592, ст. 3601; N 48, ст. 5711, ст. 5723; N 51, ст. 6153; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 19, ст. 2286, ст. 2291; N 31, ст. 4209; N 45, ст. 5755; 2011, N 15, ст. 2029; N 17, ст. 2320) (далее - федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ).
15. Если законодательством Российской Федерации не установлено иное, авиационные работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными, бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
16. При организации лесоавиационных работ органы государственной власти:
а) проводят разделение охраняемой территории в пределах зон авиационного мониторинга на районы авиационной и наземной охраны и защиты лесов;
б) координируют действия авиационных и наземных подразделений, осуществляющих охрану лесов;
в) обеспечивают создание единой системы связи и оповещения сил авиационной и наземной охраны и защиты лесов;
г) устанавливают необходимое количество и типы воздушных судов, возможные места базирования подразделений, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, возможности использования имеющихся аэродромов и посадочных площадок и дополнительную потребность в их оборудовании, патрульные маршруты и периодичность проведения авиапатрулирования, сроки его начала и окончания, численность авиапожарных команд, другие показатели, необходимые для организации лесоавиационных работ.
17. Организация полетов воздушных судов, оборудование и содержание аэродромов и посадочных площадок осуществляются в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.