Приказ Росфинмониторинга от 17.11.2015 N 366
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ПРИКАЗ
от 17 ноября 2015 г. N 366
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52 (ч. 1), ст. 6983; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 26), Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), в целях осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе по финансовому мониторингу приказываю:
1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе по финансовому мониторингу согласно приложению.
2. Управлению документооборота (С.А. Коваленко) направлять в отдел внутреннего финансового аудита экземпляр нормативно-правовых актов и методических документов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления финансово-хозяйственной деятельности главных администраторов бюджетных средств согласно перечню, сформированному данным отделом.
3. Финансово-экономическому управлению (И.Г. Федоровой), Управлению кадров и противодействия коррупции (А.В. Фроловой), Управлению эксплуатации информационных систем (Ю.Я. Гребенщикову), Управлению развития информационных систем (М.Н. Федорову), Управлению безопасности и защиты информации (Г.И. Шумаеву), Управлению организации надзорной деятельности (О.Г. Раминской) при разработке правовых актов, затрагивающих организацию и осуществление финансово-хозяйственной деятельности в Росфинмониторинге, направлять экземпляр правового акта в отдел внутреннего финансового аудита.
4. Руководителям территориальных органов Росфинмониторинга направлять в отдел внутреннего финансового аудита материалы проверок, осуществляемых органами государственного финансового контроля в пятидневный срок с даты их получения территориальным органом.
5. Управлению кадров и противодействия коррупции (А.В. Фроловой) организовать получение должностными лицами, уполномоченными на осуществление внутреннего финансового аудита, дополнительного профессионального образования в сфере бюджетных правоотношений.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор
Ю.А.ЧИХАНЧИН
Приложение
к приказу Росфинмониторинга
от 17.11.2015 N 366
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЕ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе по финансовому мониторингу (далее - Порядок) разработан в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193, устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового аудита, определяет функции и полномочия должностных лиц Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) при его проведении.
1.2. Система внутреннего финансового аудита в Росфинмониторинге заключается в целостной совокупности контрольных процедур субъектов внутреннего финансового аудита Росфинмониторинга, в том числе с использованием программного обеспечения, для выявления соответствия финансово-хозяйственной деятельности Росфинмониторинга требованиям правовых актов, регламентирующих их деятельность и реагирование на риски, а также для представления независимой и объективной информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности Росфинмониторинга;
1.3. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
объект внутреннего финансового аудита - Росфинмониторинг, включая структурные подразделения центрального аппарата Росфинмониторинга и территориальные органы Росфинмониторинга (далее - МРУ Росфинмониторинга);
внутренние бюджетные процедуры - процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности объектом внутреннего финансового аудита, установленные Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193;
рабочая документация - документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки <1>;
--------------------------------
<1> Пункт 49 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193.
факт хозяйственной жизни - действие или событие в хозяйственной деятельности Росфинмониторинга, включающее в себя хозяйственные операции, изменяющие состав активов, пассивов и финансовых результатов <2>.
--------------------------------
<2> Пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2016, N 22, ст. 3097).
1.4. Субъектом внутреннего финансового аудита является структурное подразделение Росфинмониторинга, осуществляющее функции внутреннего финансового аудита (далее - Отдел внутреннего финансового аудита) на основе функциональной независимости, и сотрудники (аудиторская группа), участвующие в проведении внутреннего финансового аудита.
1.5. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность операций для оценки (тестирования) эффективности (надежности) и качества процедур внутреннего финансового контроля, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных центральным аппаратом и МРУ Росфинмониторинга.
1.6. Внутренний финансовый аудит осуществляется должностными лицами Росфинмониторинга, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
1.7. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Росфинмониторинга, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в целях составления и исполнения проекта бюджета.
1.8. Отдел внутреннего финансового аудита подчиняется директору Росфинмониторинга или лицу, исполняющему его обязанности.
1.9. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет директор Росфинмониторинга.
Директор Росфинмониторинга при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
2. Цели, задачи, принципы и требования к организации
внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит проводится в целях:
оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, в том числе по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений Росфинмониторинга;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
2.2. Основными задачами внутреннего финансового аудита являются:
мониторинг системы внутреннего финансового контроля, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на надежность системы внутреннего финансового контроля;
контроль соблюдения Росфинмониторингом требований нормативно-правовых актов Российской Федерации и правовых актов Росфинмониторинга;
минимизация бюджетных рисков.
Бюджетным риском считается вероятность полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур и наступления событий, которые могут негативно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности Росфинмониторинга.
2.3. Деятельность отдела внутреннего финансового аудита основывается на следующих принципах:
принцип законности - строгое и полное выполнение правовых норм, регулирующих процесс внутреннего финансового аудита;
принцип объективности, профессиональной компетентности и ответственности - применение соответствующими должностными лицами и работниками совокупности профессиональных аудиторских знаний, навыков и других компетенций, позволяющих субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом внутреннего финансового аудита целей и задач;
принцип эффективности - внутренний финансовый аудит должен исходить из необходимости достижения наилучших (заданных) результатов аудита с использованием наименьшего объема затрачиваемых на него ресурсов (финансовых, трудовых и материальных);
принцип независимости - отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности;
принцип системности и стандартизации - при осуществлении внутреннего финансового аудита выявленные риски (неопределенности) и нарушения анализируются в целях оценки надежности системы контроля в отношении внутренних бюджетных процедур.
2.4. Основными требованиями к организации внутреннего финансового аудита являются:
требование планирования - планирование внутреннего финансового аудита предполагает разработку общей стратегии, сроков проведения и объема контрольных мероприятий;
требование эластичности - внутренний финансовый аудит организуется таким образом, чтобы при необходимости можно было обеспечить достижение вновь поставленных целей;
требование рациональности - внутренний финансовый аудит организуется таким образом, чтобы исключить осуществление излишних процессов и операций в ходе проведения контрольных мероприятий;
требование взаимодействия и координации - внутренний финансовый аудит осуществляется на основе взаимодействия субъекта и объекта внутреннего финансового аудита, координации их усилий для решения поставленных задач;
требование документированности - в процессе проведения проверок все полученные сведения подлежат документированию (в том числе в электронном виде) в установленным порядке;
требование компетентности, добросовестности и честности - должностные лица Росфинмониторинга, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, должны обладать необходимыми знаниями, добросовестно и честно выполнять возложенные обязанности;
требование ответственности - должностные лица Росфинмониторинга, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, несут ответственность за достоверность и качество проводимого контрольного мероприятия;
требование периодичности - внутренний финансовый аудит проводится с установленной периодичностью;
требование доказательности - выводы, полученные в ходе внутреннего финансового аудита, должны быть обоснованы и подтверждены.
3. Составление, утверждение и ведение годового плана
внутреннего финансового аудита
3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
3.2. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым директором Росфинмониторинга или лицом, исполняющим его обязанности (далее - План).
План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объекты внутреннего финансового аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
Рекомендуемый образец Плана приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.
3.3. При проведении плановой аудиторской проверки проверяемый период составляет финансовый год, предшествующий текущему финансовому году, и прошедший период текущего финансового года до начала проведения аудиторской проверки.
3.4. Аудиторские проверки подразделяются:
на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объекта внутреннего финансового аудита;
на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объекта внутреннего финансового аудита.
3.5. При составлении Плана и программ аудиторских проверок учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов внутреннего финансового аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Росфинмониторинга в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
степень обеспеченности отдела внутреннего финансового аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.6. При составлении Плана отделом внутреннего финансового аудита проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
3.7. План на очередной финансовый год составляется и утверждается не позднее 30 декабря текущего финансового года.
3.8. Руководитель отдела внутреннего финансового аудита центрального аппарата Росфинмониторинга организует работу по исполнению Плана, осуществляет контроль за ходом выполнения Плана, готовит предложения для включения в План командировок на очередной год, а также осуществляет контроль за подготовкой и представлением отчетов о проведенных мероприятиях внутреннего финансового аудита.
4. Проведение аудиторской проверки
4.1. Плановая аудиторская проверка назначается решением директора Росфинмониторинга (или лицом, исполняющим его обязанности) и оформляется соответствующим приказом с указанием срока ее проведения, срока представления акта и отчета по ней, численного и персонального состава аудиторской группы.
Решение о проведении внепланового мероприятия внутреннего финансового аудита, в том числе о сроках, виде и объеме, принимается директором Росфинмониторинга (или лицом, исполняющим его обязанности) и оформляется соответствующим приказом.
4.2. Руководитель отдела внутреннего финансового аудита центрального аппарата Росфинмониторинга при проведении каждого мероприятия внутреннего финансового аудита организует формирование аудиторской группы (не менее 3 человек) и распределяет обязанности.
При формировании аудиторской группы к проведению аудиторских проверок не допускаются должностные лица Росфинмониторинга, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
4.3. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки (далее - Программа), утвержденной руководителем отдела внутреннего финансового аудита Росфинмониторинга.
Программа должна содержать:
тему аудиторской проверки;
наименование объектов аудита;
основание для проведения аудиторской проверки;
вид аудиторской проверки;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
сроки проведения аудиторской проверки и сроки оформления акта аудиторской проверки.
В случае проведения внеплановой аудиторской проверки тема мероприятия указывается в соответствии с документами, послужившими основанием для назначения данной проверки.
Программа аудита может содержать общие вопросы в части:
организации внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;
применения автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
наличия конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.
4.4. При проведении аудиторской проверки одновременно с мероприятиями ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд в программу аудиторской проверки могут включаться вопросы, предусмотренные Регламентом проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 24.12.2015 N 418 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.03.2016, регистрационный N 41459).
4.5. Исходя из Программы, руководитель аудиторской группы определяет ее членам объем и состав контрольных действий по каждому вопросу плана, а также методы и способы проведения контрольных действий.
4.6. При осуществлении плановой аудиторской проверки проводится исследование:
осуществления объектом аудита внутреннего финансового контроля;
законности выполнения объектом аудита внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности объекта аудита.
4.7. Методами аудиторской проверки являются:
инспектирование - изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдение - систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запрос - обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждение - ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчет - проверка точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет сотрудником отдела внутреннего финансового аудита Росфинмониторинга;
аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
4.8. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности фактов хозяйственной жизни, относящихся к одному вопросу программы аудиторской проверки.
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы аудиторской проверки.
Объем выборки и ее состав определяются руководителем отдела внутреннего финансового аудита Росфинмониторинга, исходя из содержания вопроса, анализа материалов проверок иных контролирующих органов, объема фактов хозяйственной жизни, относящихся к этому вопросу, состояния бюджетного учета в объекте внутреннего финансового аудита, сроков проверки и иных обстоятельств.
4.9. Запрещается повторное проведение аудиторской проверки за тот же проверяемый период и по одним и тем же обстоятельствам, за исключением случаев поступления оформленной в письменном виде информации, подтверждающей наличие нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта внутреннего финансового аудита (по вновь открывшимся обстоятельствам).
4.10. При осуществлении субъектами внутреннего финансового аудита аудиторской проверки доказательствами выявленных нарушений и недостатков являются достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами внутреннего финансового аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
4.11. Результаты аудиторской проверки документируются субъектами внутреннего финансового аудита путем формирования рабочей документации (документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки), которая содержит:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов внутреннего финансового аудита;
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта внутреннего финансового аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
4.12. Предельный срок проведения аудиторской проверки составляет не более пятнадцати календарных дней. При наличии достаточных оснований по решению директора Росфинмониторинга (лица, исполняющего его обязанности) аудиторская проверка может быть приостановлена либо продлена на срок до тридцати календарных дней.
Основанием для приостановления или продления аудиторской проверки является необходимость дополнительного изучения рабочей документации объекта внутреннего финансового аудита, в том числе при направлении обращений в органы государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам и получении от них сведений, а также иные обстоятельства, при которых дальнейшее проведение аудиторской проверки не представляется возможным.
Предельный срок проведения аудиторской проверки не включает срок подготовки отчета о результатах аудиторской проверки.
4.13. Срок направления и исполнения запроса документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, устанавливается отдельным решением руководителя отдела внутреннего финансового аудита центрального аппарата Росфинмониторинга.
4.14. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем и членами аудиторской группы и вручается руководителю объекта аудита (руководителю МРУ Росфинмониторинга или начальнику Финансово-экономического управления Росфинмониторинга).
Рекомендуемый образец акта аудиторской проверки приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Результаты аудиторской проверки оперативно докладываются руководителю отдела внутреннего финансового аудита центрального аппарата Росфинмониторинга.
В случае проведения по одному и тому же объекту внутреннего финансового аудита мероприятий внутреннего финансового аудита одновременно с мероприятиями ведомственного контроля в сфере закупок допускается оформление одного акта.
4.15. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
4.16. Акт аудиторской проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте аудиторской проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
4.17. Акт проверки состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
Вводная часть акта аудиторской проверки содержит следующую информацию:
тема аудиторской проверки;
дата и место составления акта аудиторской проверки;
основание назначения аудиторской проверки, в том числе указание на плановый характер, либо проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего должностного лица или органа;
фамилии, инициалы и должности руководителя и всех членов аудиторской группы;
проверяемый период;
срок проведения аудиторской проверки;
сведения о проверяемом объекте финансового аудита: полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН, код участника бюджетного процесса по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
перечень и реквизиты всех лицевых счетов (включая счета, закрытые на момент проверки, но действовавшие в проверяемом периоде) в территориальных органах Федерального казначейства;
фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
кем и когда проводилась предыдущая проверка (ревизия в рамках ведомственного финансового контроля, мероприятие внутреннего финансового аудита, проверка иных контролирующих органов), а также сведения об устранении выявленных нарушений;
иные данные, необходимые для отражения, по мнению председателя комиссии.
Описательная часть акта аудиторской проверки содержит описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу контрольного мероприятия.
Заключительная часть акта аудиторской проверки содержит обобщенную информацию о результатах проверки.
4.18. Выявленные нарушения должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и вторичных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенного объекта внутреннего финансового аудита, другими материалами. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения.
4.19. В акте аудиторской проверки не допускаются:
выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
оценка действий должностных лиц, материально ответственных и иных лиц проверенного объекта внутреннего финансового аудита.
4.20. Члены аудиторской группы готовят индивидуальные справки о результатах контрольного мероприятия в соответствии с возложенными обязанностями и направляют их руководителю аудиторской группы не позднее десяти рабочих дней до установленного приказом о проведении аудиторской проверки срока оформления акта аудиторской проверки.
Акт о результатах аудиторской проверки готовится руководителем аудиторской группы на основании индивидуальных справок членов аудиторской группы и подписывается руководителем и членами аудиторской группы.
4.21. Акт аудиторской проверки в течение пяти рабочих дней со дня его подписания направляется отделом внутреннего финансового аудита объекту внутреннего финансового аудита с сопроводительным письмом на ознакомление.
Руководитель объекта внутреннего финансового аудита рассматривает результаты внутреннего финансового аудита до пяти рабочих дней с даты получения акта аудиторской проверки и направляет акт сопроводительным письмом в течение одного рабочего дня с отметкой об ознакомлении в отдел внутреннего финансового аудита центрального аппарата Росфинмониторинга.
Такая запись должна содержать дату получения на ознакомление акта аудиторской проверки, подпись должностного лица, ознакомившегося с актом аудиторской проверки, расшифровку этой подписи.
В соответствии с пунктом 5.4 настоящего Порядка объект внутреннего финансового аудита обязан:
направить в Отдел внутреннего финансового аудита план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков;
организовать работу по устранению выявленных нарушений и недостатков;
направить в Отдел внутреннего финансового аудита отчет об исполнении плана по устранению выявленных нарушений и недостатков не позднее пяти рабочих дней после даты, указанной в плане устранения выявленных нарушений и недостатков.
Рекомендуемый образец отчета об исполнении плана по устранению выявленных нарушений и недостатков приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку.
4.22. Контроль за устранением недостатков (нарушений), выявленных в ходе мероприятий внутреннего финансового аудита и проверок органов государственного финансового контроля, осуществляется Отделом внутреннего финансового аудита.
4.23. В случае неисполнения плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков информация (документы и материалы), подтверждающие факт отсутствия устранения нарушений (недостатков), направляются директору Росфинмониторинга (лицу, исполняющему его обязанности).
4.24. Контроль качества внутреннего финансового аудита в Росфинмониторинге осуществляется посредством контроля за устранением недостатков, выявленных в ходе аудиторских проверок, а также в ходе осуществления аудиторских мероприятий по устранению недостатков, выявленных предыдущим контрольным мероприятием.
5. Отчетность о результатах осуществления внутреннего
финансового аудита
5.1. На основании акта аудиторской проверки отдел внутреннего финансового аудита составляет отчет о результатах аудиторской проверки в форме докладной записки директору Росфинмониторинга, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
виды, методы и способы, применяемые в процессе проведения аудита;
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
В случае проведения по одному и тому же объекту внутреннего финансового аудита мероприятий внутреннего финансового аудита одновременно с мероприятиями ведомственного контроля в сфере закупок допускается оформление одного отчета.
5.2. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных действий;
наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, в том числе действий ведомственного финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков.
5.3. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности Росфинмониторинга основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности Росфинмониторинга, в том числе степень надежности внутреннего финансового контроля получаемых бюджетных средств, совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
подтверждение полноты и достоверности показателей сводной бюджетной отчетности Росфинмониторинга;
оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита, неправомерные действия которых в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к существенным искажениям сводной бюджетной отчетности Росфинмониторинга.
5.4. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки докладной запиской направляется директору Росфинмониторинга (лицу, исполняющему его обязанности). По результатам рассмотрения указанного отчета директор Росфинмониторинга вправе принять одно или несколько решений:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (его территориальные органы), и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
5.4.1. При принятии директором Росфинмониторинга (лицом, исполняющим его обязанности) предусмотренного пунктом 5.4 настоящего Порядка решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций руководитель Отдела внутреннего финансового аудита дает указание объекту внутреннего финансового аудита о разработке плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков с указанием срока подготовки данного документа и возмещения ущерба, причиненного такими нарушениями.
Рекомендуемый образец плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку. В указанный план включаются все выявленные нарушения и недостатки. Отдел внутреннего финансового аудита вправе направить названный план на доработку в случае неполного включения в него выявленных нарушений и недостатков.
5.5. Отдел внутреннего финансового аудита составляет годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита в Росфинмониторинге согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 3 к настоящему Порядку.
Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита предусматривает составление Пояснительной записки к отчету.
5.6. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Росфинмониторинга.
Система внутреннего финансового контроля считается надежной (эффективной), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
5.7. Информация, содержащаяся в годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, докладывается директору Росфинмониторинга (лицу, исполняющему его обязанности) до 20 февраля следующего финансового года.
6. Права и обязанности должностных лиц субъекта внутреннего
финансового аудита
6.1. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
использовать автоматизированные информационные системы финансово-хозяйственной деятельности объекта внутреннего финансового аудита;
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.
6.2. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
6.3. Росфинмониторинг обязан предоставлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, запрашиваемую им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
7. Заключительные положения
7.1. Материалы по результатам внутреннего финансового аудита хранятся в отделе внутреннего финансового аудита Росфинмониторинга не менее 3 лет.
Приложение N 1
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита в Федеральной
службе по финансовому мониторингу
Рекомендуемый образец
Коды
Дата
Наименование главного администратора бюджетных средств ____
Глава по БК
Наименование бюджета ____________________________________
Код по ОКТМО
N п/п
Тема аудиторской проверки
Объект внутреннего финансового аудита
Вид аудиторской проверки
Проверяемый период
Срок проведения аудиторской проверки
Ответственные лица
1
2
3
4
5
6
7
Приложение N 2
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита в Федеральной
службе по финансовому мониторингу
Рекомендуемый образец
Вид аудиторской проверки
_____________________
Форма по ОКУД
Тип проверки (плановая/внеплановая)
_____________________
Дата
Номер документа
Наименование главного администратора (администратора) бюджетных средств
_____________________
Код по Сводному реестру
Наименование бюджета
_____________________
Код по ОКТМО
Реквизиты приказа Росфинмониторинга
_____________________
Номер/Дата
Приложение N 3
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита в Федеральной
службе по финансовому мониторингу
Рекомендуемый образец
N п/п
Тема проверки
Количество членов аудиторской группы с учетом руководителя, принимавших участие в проведении проверки
Сумма бюджетного финансирования в проверяемом периоде, тыс. рублей
Суммы средств федерального бюджета, в отношении которых выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, тыс. рублей
Количество выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации
Количество обращений на решение, действия (бездействие) члена аудиторской группы, признанных в установленном порядке обоснованными
Нарушение срока (с учетом продления) проведения проверки (в том числе внеплановой проверки), количество дней
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
N п/п
Наименование объекта внутреннего финансового аудита
Количество проведенных в текущем году проверок на объектах внутреннего финансового аудита
Количество выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации
Сумма бюджетного финансирования в проверяемом периоде, тыс. рублей
Сумма средств федерального бюджета, в отношении которых выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, тыс. рублей
Привлечено к ответственности должностных лиц
Принято решений о передаче материалов проверки по факту обнаружения нарушений в органы государственного финансового контроля Российской Федерации или правоохранительные органы
1
2
3
4
5
6
7
8
Итого
N п/п
Наименование вида нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации
Количество выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации
Сумма средств федерального бюджета, в отношении которых выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, тыс. рублей
1
2
3
4
Итого
Приложение N 4
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита в Федеральной
службе по финансовому мониторингу
Рекомендуемый образец
Форма по ОКУД
Дата
Номер документа
Наименование администратора бюджетных средств
________________________
по Сводному реестру
Наименование бюджета
_______________________
Код по ОКТМО
Реквизиты акта контрольного мероприятия
________________________
Номер/Дата
N п/п
Выявленные нарушения и недостатки (изложенные в соответствии с текстом акта аудиторской проверки)
Мероприятия по устранению нарушений и недостатков
Сроки исполнения
Ответственный за исполнение устранения нарушений и недостатков
1
2
3
4
5
Приложение N 5
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита в Федеральной
службе по финансовому мониторингу
Рекомендуемый образец
Форма по ОКУД
Дата
Номер документа
Наименование администратора бюджетных средств
________________________
по Сводному реестру
Наименование бюджета
________________________
Код по ОКТМО
Реквизиты акта контрольного мероприятия
________________________
Номер/Дата
N п/п
Выявленные нарушения и недостатки (изложенные в соответствии с текстом акта аудиторской проверки)
Мероприятия по устранению нарушений и недостатков, изложенные в плане мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (со ссылкой на пункт плана устранения выявленных нарушений и недостатков)
Плановая дата устранения нарушений и недостатков
Проведенные мероприятия по устранению нарушений и недостатков
Дата устранения нарушений и недостатков или вновь установленный срок в связи с продлением (обоснование)
1
2
3
4
5
6