Рейтинг@Mail.ru

Приказ Росавиации от 29.10.2015 N 689

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

от 29 октября 2015 г. N 689

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ К РАБОТЕ

В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ (ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ) ПЕРИОД

На основании пункта 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, в целях обеспечения безаварийной эксплуатации воздушных судов и другой авиационной техники с учетом метеорологических условий, географических, климатических и региональных особенностей приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период (далее - Методические рекомендации).

2. Руководителям (начальникам) структурных подразделений Росавиации и территориальных органов Росавиации:

2.1. руководствоваться Методическими рекомендациями при осуществлении контроля готовности организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период;

2.2. направить Методические рекомендации в организации гражданской авиации для использования в работе.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель

А.В.НЕРАДЬКО

Утверждены

приказом Росавиации

от 29 октября 2015 г. N 689

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ К РАБОТЕ

В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ (ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ) ПЕРИОД

I. Область применения

1. Положения настоящих Методических рекомендаций распространяются на деятельность:

авиационных предприятий независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, имеющих основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ; аэропортов; операторов аэродромов; юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, объектов, средств и систем единой системы организации воздушного движения, обеспечивающих авиационную безопасность; юридических лиц, осуществляющих работы, связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, эксплуатацию спецавтотранспорта и средств механизации; образовательных организаций, осуществляющих обучение и подготовку членов летных экипажей (далее - организации ГА).

II. Общие положения

2. Обеспечение безопасности и регулярности полетов, обеспечение авиационной безопасности и требуемого качества работ и услуг в значительной степени зависят от метеорологических условий, географических, климатических и региональных особенностей, в соответствии с которыми деятельность организаций ГА разделяется на два периода: осенне-зимний (ОЗП) и весенне-летний (ВЛП).

3. Подготовка организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) проводится в целях обеспечения безаварийной эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) и другой авиационной техники (далее - АТ).

4. Основными задачами подготовки организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) являются:

проведение организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение качества подготовки авиационных специалистов, АТ, объектов аэропортового комплекса, средств и систем единой системы организации воздушного движения (далее - ЕС ОрВД), зданий, сооружений и служб (подразделений), обеспечивающих полеты, образовательных организаций ГА;

создание необходимых запасов авиационного топлива, горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), антигололедных реагентов и запасов противообледенительной жидкости, гарантирующих возможность обеспечения бесперебойной работы аэропортов в условиях интенсивного выпадения осадков;

проведение комплекса мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;

выполнение профилактических работ по подготовке и поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств охраны и сигнализации, досмотровой техники.

III. Организация подготовки и контроль готовности

организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП)

5. Организация подготовки и контроль готовности организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) осуществляется в соответствии с положениями настоящих Методических рекомендаций, распоряжением Росавиации об организации подготовки организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП).

6. Контроль готовности организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) проводится в целях последующего анализа и разработки мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов, авиационной безопасности и качества работы и услуг в предстоящий период.

7. Контроль готовности организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) осуществляется:

комиссиями организаций ГА - проверка готовности структурных подразделений организации ГА;

комиссиями территориальных органов Росавиации - выборочные проверки готовности организаций ГА, находящихся на подконтрольной территории территориального органа (далее - подконтрольные организации ГА);

комиссией Росавиации - выборочные проверки организаций ГА.

8. Контроль готовности к работе в ОЗП (ВЛП) организаций ГА, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, может совмещаться с инспекционным контролем базовых объектов, проводимым в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации, по направлению их деятельности.

9. Контроль готовности организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) проводится в отношении:

планирования подготовки;

подготовки авиационного персонала;

подготовки АТ и технических средств ее обслуживания;

подготовки спецавтотранспорта и средств механизации для обеспечения технического обслуживания ВС (далее - ТО), коммерческого обслуживания ВС, эксплуатационного содержания и текущего ремонта элементов аэродрома;

подготовки объектов, средств и систем обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) и радиотехнического обеспечения полетов (далее - РТОП) ВС;

подготовки объектов электросветотехнического обеспечения полетов ВС и энергоснабжения аэродрома;

подготовки аэродрома (элементов летного поля, аэродромных зданий и сооружений);

готовности систем электроснабжения, водоснабжения, канализации в зданиях и сооружениях аэропортового комплекса и на объектах ОВД, РТОП, связи, поисковых и аварийно-спасательных служб, а также готовности к работе их резервных источников;

соблюдения требований пожарной безопасности и исправности систем и средств пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров;

создания неснижаемых запасов авиационных ГСМ, обеспечивающих бесперебойную работу аэропорта, противообледенительной жидкости для обработки ВС, гарантирующей возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков, химических реагентов для удаления гололедных образований с искусственных покрытий аэродромов, гарантирующих возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков в виде снега и льдообразования;

обеспечения авиационной безопасности;

состояния технологической документации.

10. Функции центрального аппарата Росавиации и ее структурных подразделений по организации подготовки и контроля готовности организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП).

10.1. Ежегодно, не позднее 15 августа и 15 февраля, издается распоряжение Росавиации об организации территориальными органами подготовки и контроля готовности подконтрольных организаций ГА к работе в предстоящий период.

В распоряжении на предстоящий период устанавливаются сроки начала и завершения организации подготовки и контроля готовности организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП), порядок представления территориальными органами Росавиации отчетов о результатах контроля готовности подконтрольных организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) в Росавиацию.

10.2. Руководителями структурных подразделений центрального аппарата Росавиации по направлениям деятельности после издания распоряжения Росавиации могут быть подготовлены (при необходимости) и направлены в территориальные органы Росавиации, организации ГА методические рекомендации, отражающие особенности подготовки организаций ГА к работе в предстоящий ОЗП (ВЛП).

10.3. В целях организации качественной подготовки организаций ГА к безаварийной работе в ОЗП (ВЛП), выработки рекомендаций по профилактике авиационных происшествий, инцидентов и повышению уровня безопасности полетов руководителями структурных подразделений Росавиации могут быть организованы и проведены (при необходимости) методические совещания с руководящим составом территориальных органов Росавиации, организаций ГА.

10.4. Информация о результатах готовности к работе в ОЗП (ВЛП) организаций ГА, подконтрольных территориальному органу Росавиации, обобщается в территориальном органе и направляется в Росавиацию.

10.5. Поступившая от территориальных органов Росавиации информация о готовности подконтрольных организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) обобщается, анализируется и используется для доклада руководителю Росавиации.

11. Функции территориального органа Росавиации по организации подготовки и контроля готовности подконтрольных организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП).

11.1. В соответствии с требованиями распоряжения Росавиации об организации подготовки и контроля готовности организаций ГА к работе в предстоящие ОЗП (ВЛП) и положениями настоящих Методических рекомендаций территориальный орган Росавиации внутренним распорядительным документом определяет формы и порядок осуществления контроля готовности подконтрольных организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) с учетом географических, климатических и региональных особенностей.

11.2. В целях обобщения и распространения положительного опыта подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выработки рекомендаций по профилактике авиационных происшествий и повышению уровня безопасности полетов проводятся методические (инструктивно-методические) совещания с руководящим составом подконтрольных организаций ГА.

11.3. После получения от подконтрольных организаций ГА распорядительных документов о готовности к работе в ОЗП (ВЛП) территориальный орган Росавиации организовывает проверку их готовности к работе в предстоящий период.

11.4. Проверка готовности организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) осуществляется комиссиями территориального органа Росавиации. Комиссии формируются из специалистов профильных отделов территориального органа.

11.5. Результаты проверки готовности подконтрольных организаций ГА к работе в предстоящий период оформляются актами.

11.6. На основании актов комиссий территориального органа Росавиации и распорядительных документов организаций ГА о готовности к работе в предстоящий период руководитель территориального органа Росавиации издает распорядительный документ о готовности подконтрольных организаций ГА к работе в предстоящий период. Копия распорядительного документа направляется в Росавиацию и подконтрольные организации ГА.

11.7. Территориальный орган Росавиации осуществляет контроль устранения недостатков, выявленных в ходе проведенного контроля готовности организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП).

12. Организация подготовки организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП).

12.1. Подготовка организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) осуществляется в соответствии с положениями настоящих Методических рекомендаций и распорядительными документами организации ГА.

В распорядительном документе определяются:

цели, задачи и сроки подготовки к работе в предстоящий период;

перечень структурных подразделений и объектов, в отношении которых организуется подготовка к работе в ОЗП (ВЛП);

состав специалистов для проведения занятий;

состав комиссии по контролю за ходом подготовки к работе в ОЗП (ВЛГГ) и проверки готовности к работе в предстоящий период;

состав комиссии по определению готовности ВС, аэродрома, аэропортовой инфраструктуры, служб (подразделений), обеспечивающих полеты, объектов ЕС ОрВД, спецавтотранспорта и средств механизации к работе в ОЗП (ВЛП).

12.2. В соответствии с требованиями распорядительного документа организации ГА в структурных подразделениях готовятся планы подготовки к работе в ОЗП (ВЛП).

12.3. На основании представленных планов подготовки структурных подразделений заместитель руководителя организации ГА, ответственный за подготовку, разрабатывает единый (комплексный) план подготовки к работе в предстоящий период и представляет его на утверждение руководителю организации ГА.

12.4. В соответствии с единым (комплексным) планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП) руководящий состав организации ГА организует подготовку структурных подразделений к работе в предстоящий период, оказывает им необходимую практическую помощь и осуществляет оперативный контроль за ходом их подготовки.

12.5. Подготовка структурных подразделений организации ГА к работе в ОЗП (ВЛП) организуется и проводится под непосредственным руководством руководителя данной организации (или его заместителя).

12.6. К проведению занятий привлекаются наиболее подготовленные специалисты организации ГА.

12.7. Методические материалы для проведения занятий согласовываются с заместителями руководителя организации ГА по направлениям деятельности.

12.8. Проверка готовности структурных подразделений организации к работе в ОЗП (ВЛП) проводится комиссией, назначаемой руководителем организации. Председателем комиссии назначается один из его заместителей.

12.9. Результаты проверки готовности структурных подразделений к работе в предстоящий период оформляются актом.

12.10. По результатам проверки готовности структурных подразделений к работе в предстоящий период издается распорядительный документ организации ГА о готовности к работе в ОЗП (ВЛП).

12.11. Копия распорядительного документа организации ГА о готовности к работе в ОЗП (ВЛП) направляется в территориальный орган Росавиации.

13. Организация подготовки летной службы к работе в ОЗП (ВЛП).

13.1. Подготовка летного состава к полетам, связанным с сезонными метеорологическими особенностями, проводится в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации", программами подготовки летного состава, утвержденными уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами, и планом подготовки, утвержденным руководителем организации.

13.2. Перед началом подготовки к предстоящему периоду издается распорядительный документ авиационного предприятия и распоряжение заместителя генерального директора - летного директора о порядке и сроках прохождения подготовки в летной службе, разрабатывается план основных мероприятий, включающий в том числе доработку и ревизию обучающих и тестирующих программ.

13.3. Подготовка в предстоящий период включает:

теоретическую подготовку летного состава;

проверку знаний летного состава по особенностям выполнения полетов и эксплуатации АТ в предстоящий период;

тренировку на тренажерах;

предварительную подготовку;

летную подготовку (если предусмотрено ППЛС);

летно-техническую конференцию по обмену опытом летной и технической эксплуатации ВС в предшествующих аналогичных периодах;

допуск летного состава к работе в сезонных условиях.

13.4. Тематика теоретической подготовки разрабатывается с учетом особенностей полетов в предстоящий период и включает вопросы по особенностям летной эксплуатации, конструкции ВС, практической аэродинамики, авиационной метеорологии, навигации, безопасности полетов, человеческого фактора на основе:

анализа состояния летной работы и безопасности полетов;

изменений, дополнений к РЛЭ, FCOM, QRH и других документов, определяющих правила выполнения полетов;

анализа средств объективного контроля;

введенных доработок и изменений конструкции ВС и их систем, вызывающих изменение правил летной эксплуатации;

анализа характерных отказов и неисправностей АТ, методов их выявления и предупреждения;

выполнения полетов с использованием MEL;

анализа особенностей выполнения полетов и эксплуатации АТ в различные периоды года;

анализа характерных отклонений и ошибок, в том числе выявленных при проведении тренажерной подготовки;

оперативных указаний и рекомендаций Росавиации и ее территориальных органов.

В конце занятий проверяется качество усвоения материала опросом обучаемых или с применением программ тестирования.

13.5. Тренировка на тренажере (тренаж в кабине ВС) проводится по программам периодической тренировки применительно к условиям предстоящего периода.

13.6. После теоретической подготовки и тренировки на тренажере проводится предварительная подготовка, в ходе которой уточняются вопросы эксплуатации ВС в ОЗП (ВЛП) и особенности метеоусловий на конкретных аэродромах и воздушных трассах.

13.7. Контроль готовности членов экипажа к выполнению полетов в предстоящий период осуществляется в процессе розыгрыша полета. Отметка о готовности производится на бланке (в журнале) предварительной подготовки.

13.8. Летная подготовка проводится согласно программам подготовки членов экипажей ВС, утвержденным Росавиацией или ее территориальным органом.

13.9. Заключительным этапом сезонной подготовки экипажей является летно-техническая конференция, в методической части которой представляются доклады по особенностям предстоящего периода, анализы организации летной работы и состояния безопасности полетов в прошедшие периоды, даются рекомендации по работе в предстоящий период.

13.10. Летно-техническая конференция проводится с участием старших инженеров инженерно-авиационной службы (далее - ИАС) по типам ВС и инспекции по безопасности полетов эксплуатанта.

13.11. Летный состав, своевременно не прошедший подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, самостоятельно изучает материалы подготовки летной службы к работе в предстоящий период. После проверки знаний особенностей выполнения полетов и эксплуатации АТ в предстоящий период члены экипажа ВС приступают к следующим этапам подготовки.

13.12. Инструкторы тренажеров проходят сезонную подготовку в летных подразделениях по типам ВС и обязательно присутствуют на летно-технической конференции.

13.13. Допуск к полетам в предстоящий период оформляется в летной книжке на основании записей о прохождении теоретической, тренажерной, предварительной подготовки и контроля готовности, летной подготовки и участия в летно-технической конференции.

13.14. По результатам подготовки летной службы издается распорядительный документ авиационного предприятия о готовности летной службы к работе в ОЗП (ВЛП).

13.15. Летная служба считается подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки летной службы к работе в предстоящий период, выполнены и летный состав, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошел подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.

14. Организация подготовки службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП).

14.1. Подготовка службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП) включает:

теоретическую подготовку;

проверку знаний особенностей работы в предстоящий период;

предварительную подготовку;

проверку работы в полете;

летно-техническую конференцию;

допуск бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП);

контроль и анализ подготовки службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП).

14.2. Теоретические и практические занятия с бортпроводниками рекомендуется проводить в целях:

изучения требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на ВС, при обслуживании пассажиров на борту ВС;

изучения требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на складах, ВС, в цехах бортового питания и при обслуживании пассажиров в аэровокзалах и на борту ВС;

изучения особенностей эксплуатации бытового пассажирского и буфетно-кухонного оборудования, специфики транспортировки, хранения и сроков реализации продуктов питания и напитков в ОЗП (ВЛП);

изучения основных руководящих документов, регламентирующих организацию и выполнение полетов ВС, перевозки и обслуживания пассажиров, грузов, багажа и почты, изучения правил движения спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах;

изучения результатов анализа жалоб пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и мер по их предотвращению, эффективных технологий работы, систем контроля качества.

14.3. В программы занятий могут включаться вопросы, отражающие особенности организации, обеспечения и выполнения полетов ВС в предстоящий период, вопросы, отражающие особенности организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты в ОЗП (ВЛП). Обращается внимание на изучение анализов состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных особенностями организации, обеспечения и выполнения полетов ВС в ОЗП (ВЛП).

14.4. После теоретической подготовки проводится летно-техническая конференция по обмену опытом организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, культуры обслуживания пассажиров в предшествующие аналогичные периоды.

14.5. На конференции заслушиваются доклады по особенностям организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и обслуживания пассажиров в предстоящий период с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной подготовки бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП), даются рекомендации по работе в предстоящий период.

14.6. Летно-техническая конференция проводится с представителями летной службы, службы организации перевозок и (или) авиационных работ, службы обеспечения бортовым питанием и других служб, организующих и обеспечивающих полеты ВС.

14.7. После проведения теоретической подготовки и летно-технической конференции у бортпроводников проверяются знания особенностей перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и обслуживания пассажиров в предстоящий период.

14.8. После проверки у бортпроводников знаний особенностей перевозки в ОЗП (ВЛП) пассажиров, грузов, багажа и почты рекомендуется проводить предварительную подготовку, на которой уточняются вопросы эксплуатации внутреннего оборудования пассажирских кабин, аварийного оборудования и снаряжения ВС.

14.9. Бортпроводники, своевременно не прошедшие подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, самостоятельно изучают материалы подготовки службы к работе в предстоящий период.

14.10. Служба бортпроводников считается подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены и бортпроводники, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.

14.11. На основании записей о прохождении теоретической подготовки, участия в летно-технической конференции (отметки о самостоятельном изучении материалов теоретической подготовки и летно-технической конференции), результатах проверки знаний особенностей работы в ОЗП (ВЛП), предварительной подготовки издается распорядительный документ организации ГА о готовности службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП).

15. Организация подготовки инженерно-авиационной службы к работе в ОЗП (ВЛП).

15.1. Подготовка ИАС к работе в ОЗП (ВЛП) включает:

теоретическую подготовку инженерно-технического персонала (далее - ИТП) к эксплуатации АТ в предстоящий период;

техническую конференцию по обмену опытом технической эксплуатации АТ в прошлых аналогичных периодах;

проверку знаний ИТП по особенностям эксплуатации АТ в предстоящий период;

подготовку АТ к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);

подготовку наземной материально-технической базы ИАС к эксплуатации в предстоящий период;

допуск ИТП к работе в ОЗП (ВЛП);

контроль и анализ подготовки ИАС к работе в ОЗП (ВЛП).

15.2. Теоретическая подготовка ИТП к работе в ОЗП (ВЛП) период может совмещаться с теоретической подготовкой, проводимой в ИАС с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности ИТП.

15.3. Для ИТП организуются и проводятся занятия по изучению особенностей технической эксплуатации АТ в предстоящий период. Проведение занятий поручается наиболее подготовленным специалистам ИАС.

15.4. Обращается внимание на подготовку ИТП для эксплуатации ВС иностранного производства, знание английского языка персоналом, участвующим в обслуживании ВС иностранного производства.

15.5. Для проведения занятий разрабатываются наглядные пособия, плакаты, показывающие характерные особенности технической эксплуатации ВС, выполнения дополнительных работ, устранения недостатков и отказов АТ, наиболее часто встречающихся при ТО и ремонте ВС.

15.6. Тематика теоретической подготовки ИТП к работе в ОЗП (ВЛП) разрабатывается в соответствии с типовыми тематическими планами и программами.

15.7. В программы занятий включаются вопросы, отражающие особенности работы и ТО АТ.

Обращается внимание на изучение порядка эксплуатации средств подогрева, обучение правилам и методам борьбы с обледенением ВС на земле, использованию противообледенительных жидкостей, разрешенных к применению в соответствующий период. Разъясняется ИТП необходимость исключения практики отказа от противообледенительной обработки ВС, основанной только на решении экипажа не выполнять такую обработку - поверхность ВС должна быть чистой.

15.8. Обращается внимание на строгое соблюдение мер пожарной безопасности при ТО ВС, грамотную эксплуатацию топливной, высотной, гидравлической, водяной и противообледенительной систем ВС, систем управления, анероидно-мембранных приборов. При этом проводится разбор причин отказов АТ, связанных с нарушением правил эксплуатации систем ВС. Уделяется внимание изучению правил и особенностей буксировки ВС и опробования двигателей на месте стоянки, а также правил техники безопасности.

15.9. После прохождения теоретической подготовки проводится техническая конференция по обмену опытом технической эксплуатации АТ и производства ТО и ремонта АТ в предшествующих аналогичных периодах.

15.10. На конференции заслушиваются доклады по особенностям технической эксплуатации ВС в ОЗП (ВЛП), а также в переходный период, с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил эксплуатации АТ в полете и на земле в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной подготовки АТ к эксплуатации в ОЗП (ВЛП), даются рекомендации по работе в предстоящий период.

15.11. Техническая конференция в ИАС проводится с участием старших бортинженеров (бортмехаников) летных служб.

15.12. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у ИТП проверяются знания особенностей эксплуатации, ТО и ремонта АТ. Результаты проверки и оценка записываются в журнал технической учебы.

15.13. ИТП, своевременно не прошедший подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, самостоятельно изучает материалы подготовки ИАС к работе в предстоящий период.

15.14. В организации ГА составляется график подготовки самолетно-вертолетного парка (АТ) к работе в ОЗП (ВЛП) с учетом особенностей технической эксплуатации АТ российского и иностранного производства, который согласуется с заместителем руководителя организации по инженерно-авиационному обеспечению полетов.

15.15. При подготовке АТ к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) на ВС выполняются работы, связанные с особенностями их эксплуатации в предстоящий период. Объекты ТО и содержание работ по подготовке АТ к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) определяются регламентом ТО ВС. Работы могут выполняться одновременно с наибольшей формой оперативного и/или периодического ТО.

15.16. При необходимости на ВС каждого типа, в том числе и для ВС иностранного производства, может выполняться дополнительный перечень и объем работ, предусмотренных для качественной подготовки АТ в конкретных условиях эксплуатации (климатические условия, специфика эксплуатации, условия работы, районы базирования и другие). Перечень дополнительных работ прилагается к карте-наряду на ТО АТ.

15.17. Работы на ВС, связанные с особенностями его эксплуатации в ОЗП (ВЛП), в зависимости от климатических условий распределяются на этапы. При этом на каждый этап подготовки ВС оформляются карта-наряд, пооперационные ведомости и вносится соответствующая запись в формуляр.

15.18. Проводится дефектация ВС и их систем, бытового и буфетно-кухонного оборудования.

Выполняются доработки по бюллетеням авиационной промышленности и организационно-распорядительным документам Росавиации в области поддержания летной годности ВС.

15.19. Проводится проверка эксплуатационной и ремонтной документации (ЭРД), правильности ее ведения, наличия формуляров и паспортов на комплектующие изделия. Уделяется внимание своевременности и полноте выполнения ТО, наличию ресурсов и сроков службы комплектующих изделий, аутентичности компонентов ВС.

Вся ЭРД, содержащая организационные, нормативные, технические правила эксплуатации АТ и ее ТО и ремонта, комплектуется и хранится в месте, определенном руководством по организации ТО и ремонта ВС (или руководством по ТО).

15.20. Сверка контрольных экземпляров эксплуатационной или ремонтной документации с эталонными экземплярами производится два раза в год при каждой сезонной подготовке.

15.21. На всех ВС проводится проверка наличия, исправности и работоспособности съемного оборудования, чехлов, заглушек, бортового аварийно-спасательного оборудования и радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего полеты по международным воздушным линиям.

15.22. Сезонное авиационно-техническое имущество после соответствующей обработки укомплектовывается и сдается на хранение на технические склады.

15.23. Авиаремонтные предприятия выполняют работы по подготовке ВС к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) по заявкам эксплуатационных организаций и в объеме, оговоренном в приемо-сдаточном акте.

15.24. Каждое ВС, подготовленное к эксплуатации в ОЗП (ВЛП), осматривается комплексной комиссией, состоящей из представителей ИАС, летной службы и службы бортпроводников, представителей службы охраны труда (лица, ответственного за состояние охраны труда) и медицинской службы (врача, осуществляющего контроль за медицинским обеспечением полетов и соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации) и назначаемой распорядительным документом организации ГА. Председателем комиссии назначается руководитель ИАС или один из его заместителей. О недостатках, обнаруженных при осмотре, производится запись в ведомости дефектации.

15.25. ВС считается подготовленным к эксплуатации в ОЗП (ВЛП), если работы, предусмотренные регламентом ТО, бюллетенями авиационной промышленности и указаниями Росавиации в области поддержания летной годности ВС, выполнены в полном объеме, ВС осмотрено комплексной комиссией, недостатки, обнаруженные при осмотре, устранены и в формуляре ВС и бортовом журнале произведена запись "Самолет (вертолет) к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) подготовлен", указаны вид выполненного ТО, номер карты-наряда, дата и подпись лица, ответственного за ведение формуляра.

15.26. Проверяется состояние зданий, сооружений и помещений ИАС (ангаров, доков, тепляков), предангарных и гоночных площадок, струеотклоняющих щитов, инженерных сетей, а также работоспособность и пожарная безопасность отопительных систем и приборов, электронагревателей, систем вентиляции и кондиционирования.

Проверка производится с представителями службы охраны труда (лица, ответственного за состояние охраны труда в организации ГА) и медицинской службы (врача, осуществляющего контроль за медицинским обеспечением полетов и соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации). По результатам проверки составляется акт с указанием сроков устранения отмеченных недостатков.

15.27. С учетом особенностей работы в предстоящий период уточняются перечни неснижаемого запаса запасных частей, агрегатов и материалов, возвратно-обменного фонда и принимаются меры по их укомплектованию.

15.28. Подготовка и ремонт наземного оборудования, средств механизации, подъемных транспортных средств (стремянок, средств подогрева и удаления обледенения, гидроподъемников, швартовочных приспособлений, якорных креплений, электроталей, электроколонок, колодок) организовываются и проводятся в соответствии с календарными планами работ и регламентами ТО. Уделяется внимание качеству подготовки средств подогрева двигателей и кабин ВС.

15.29. Проверка комплектности и работоспособности средств наземного обслуживания ВС иностранного производства проводится при подготовке ИАС к работе в ОЗП (ВЛП).

Организуется проведение проверки исполнения установленных требований в части практического применения процедур противообледенительной обработки ВС.

15.30. Проводится профилактическое обслуживание всего стендового оборудования и средств контроля. Работы проводятся в соответствии с утвержденными календарными планами. Проверяются сроки годности оборудования и его соответствие нормам технических параметров. По результатам проверки производится запись в паспорте или формуляре.

15.31. Проверяются технические средства, применяемые для проведения аварийно-спасательных и эвакуационных работ.

По результатам выполненных работ оформляются акты проверки и комплектности: ЭРД, КПА и инструмента, СНОП, технических средств аварийно-спасательных и эвакуационных работ, состояния зданий, помещений и гоночных площадок, личных дел и свидетельств ИТП со своевременностью прохождения курсов повышения квалификации.

15.32. ИАС считается подготовленной к работе в предстоящий период, если:

мероприятия, намеченные планом подготовки ИАС к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены;

90% приписного парка ВС, исключая находящиеся в ремонте и на хранении, подготовлены к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);

ИТП, исключая временно нетрудоспособных или отсутствующих по уважительной причине во время проведения занятий по подготовке к ОЗП (ВЛП), прошел подготовку в полном объеме и сдал зачеты по эксплуатации АТ;

наземное оборудование и средства механизации для ТО ВС отремонтированы;

проведено профилактическое обслуживание стендового оборудования и средств контроля;

состояние зданий, сооружений и помещений ИАС позволяет выполнять работы по ТО и ремонту АТ.

16. Организация подготовки органов диспетчерского ОВД к работе в ОЗП (ВЛП).

16.1. Подготовка органов диспетчерского ОВД к работе в ОЗП (ВЛП) включает:

теоретические занятия диспетчеров управления воздушным движением (далее - УВД) по особенностям работы в предстоящий период;

тренажерную подготовку;

техническую конференцию по обмену опытом диспетчерского ОВД в предшествующих аналогичных периодах и подведение итогов подготовки к работе в предстоящий период;

контроль подготовки и анализ готовности органов диспетчерского ОВД к работе в ОЗП (ВЛП).

16.2. В программы занятий включаются вопросы, отражающие особенности обеспечения и выполнения полетов ВС, вопросы, отражающие местные особенности диспетчерского ОВД в ОЗП (ВЛП).

16.3. После завершения программы теоретических занятий с диспетчерами УВД проводится техническая конференция по обмену опытом диспетчерского ОВД в предшествующих аналогичных периодах.

16.4. На конференции заслушиваются доклады по особенностям диспетчерского ОВД в предстоящий период с разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий, случаев нарушений правил, регламентирующих организацию воздушного движения, с акцентом внимания на особенностях диспетчерского ОВД в ОЗП (ВЛП), даются рекомендации по работе в предстоящий период, взаимодействию со службами, обеспечивающими полеты ВС.

16.5. Техническая конференция проводится, как правило, с участием представителей службы метеообеспечения и службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи. Для рассмотрения вопросов, отражающих особенности летной и технической эксплуатации ВС и другой АТ в ОЗП (ВЛП), согласования вопросов взаимодействия при организации полетов по видам авиационных работ на техническую конференцию могут привлекаться представители летной службы, а также других служб, обеспечивающих полеты ВС.

16.6. Диспетчеры УВД, своевременно не прошедшие подготовку к работе в ОЗП (ВЛП), самостоятельно изучают материалы подготовки к работе в предстоящий период.

16.7. В процессе подготовки к работе в ОЗП (ВЛП) проверяется состояние соответствующих зданий, сооружений и помещений, работоспособность и пожарная безопасность отопительных систем и приборов, электрических нагревателей, систем вентиляции и кондиционирования.

Проверку рекомендуется производить с представителями службы охраны труда (лицом, ответственным за состояние охраны труда в организации) и медицинской службы (врачом, осуществляющим контроль за медицинским обеспечением полетов и соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации). По результатам проверок составляется акт с указанием сроков устранения отмеченных недостатков.

16.8. По результатам проведения подготовки издается распорядительный документ руководителя организации о готовности организации (соответствующего подразделения организации) к работе в ОЗП (ВЛП).

Распорядительного документа руководителя организации о персональном допуске к работе в ОЗП (ВЛП) диспетчеров УВД не требуется.

16.9. Целесообразность и возможный формат организации подготовки конкретного органа полетно-информационного ОВД к работе в ОЗП (ВЛП) определяет работодатель (поставщик аэронавигационного обслуживания).

17. Организация подготовки службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (далее - ЭРТОС) к работе в ОЗП (ВЛП).

17.1. Основные направления работ, которые включаются в планы подготовки службы ЭРТОС к работе в ОЗП (ВЛП):

организационные мероприятия (технические конференции, разборы с ИТП, профессиональная учеба);

подготовка (обучение, тренировка) ИТП службы ЭРТОС с учетом особенностей работы и эксплуатации средств РТОП и авиационной электросвязи в предстоящий период и в аварийных ситуациях;

подготовка объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);

проверка технического состояния, соответствия действующим нормам (требованиям) и, при необходимости, ремонт объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи, подъездных путей к ним, зданий, сооружений, антенно-фидерных устройств, линейно-кабельных сооружений, электросетей, основных и резервных источников электроснабжения объектов, электрозащитных, отопительных устройств, систем и средств пожарной защиты, охраны труда;

обеспечение объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи ЗИП, ГСМ и необходимым имуществом;

контроль за выполнением планов, проверка готовности службы ЭРТОС к работе в предстоящий период.

17.2. Теоретическая и практическая подготовка ИТП службы ЭРТОС к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической и практической подготовкой, проводимой в службе ЭРТОС с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности ИТП.

17.3. Занятия проводятся руководящим составом службы ЭРТОС и служб, обеспечивающих полеты. Состав специалистов для проведения занятий с ИТП службы ЭРТОС определяется распорядительным документом организации ГА.

Методические материалы для занятий согласовываются с заместителем руководителя организации ГА, ответственным за РТОП ВС.

17.4. В программы занятий включаются вопросы, отражающие особенности обеспечения и выполнения полетов ВС, а также вопросы, отражающие особенности эксплуатации объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи в ОЗП (ВЛП).

Изучаются с ИТП службы ЭРТОС анализы состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельства и причины авиационных происшествий и инцидентов, обусловленных особенностями эксплуатации средств РТОП и связи в ОЗП (ВЛП).

Проводится разбор причин характерных отказов и неисправностей объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи, связанных с нарушением правил ОВД, нарушением правил эксплуатации средств радионавигации и посадки, наблюдения, авиационной электросвязи, электротехнического обеспечения полетов, систем и средств автоматизации УВД в ОЗП (ВЛП).

17.5. После теоретической подготовки проводится техническая конференция по обмену опытом эксплуатации объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи в предшествующие аналогичные периоды.

17.6. На конференции заслушиваются доклады по особенностям эксплуатации объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий, случаев повреждения ВС на земле и нарушений порядка использования воздушного пространства из-за нарушения правил ОВД, правил эксплуатации средств радионавигации и посадки, наблюдения, авиационной электросвязи, электротехнического обеспечения полетов, систем и средств автоматизации УВД в ОЗП (ВЛП), даются указания ИТП службы ЭРТОС по работе в предстоящий период, взаимодействию со службами, обеспечивающими полеты ВС.

17.7. Техническая конференция проводится совместно с технической конференцией службы движения.

17.8. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у ИТП службы ЭРТОС руководящим составом организации ГА проверяются навыки и знания особенностей эксплуатации средств радионавигации и посадки, наблюдения, авиационной электросвязи, электротехнического обеспечения полетов, систем и средств автоматизации УВД в предстоящий период.

17.9. ИТП службы ЭРТОС, своевременно не прошедший подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в составе подразделения по уважительным причинам, самостоятельно изучает материалы подготовки службы ЭРТОС к работе в предстоящий период, после чего производится проверка его подготовки в соответствии с общим порядком, установленным в организации.

17.10. На основании утвержденного руководителем организации акта проверки готовности службы ЭРТОС к ОЗП (ВЛП) и письменного доклада руководителей служб ЭРТОС руководителю организации о выполнении плана подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП) руководителем организации издается распорядительный документ о готовности службы ЭРТОС к работе в предстоящий период.

17.11. Служба ЭРТОС считается подготовленной к работе в предстоящий период, если все мероприятия, предусмотренные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, объекты и средства РТОП и авиационной электросвязи подготовлены к эксплуатации в предстоящий период и обеспечивают надежное функционирование объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи, ИТП службы ЭРТОС, исключая отсутствующих на занятиях по уважительной причине, прошел подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.

17.12. Подготовка к работе в ОЗП (ВЛП) службы электротехнического обеспечения радиоэлектронных средств (при их наличии в организации) организуется в соответствии с п. 18 настоящих Методических рекомендаций.

18. Организация подготовки наземных служб (аэродромной, спецавтотранспорта, электросветотехнического обеспечения полетов, эксплуатации зданий и сооружений, главного механика) к работе в ОЗП (ВЛП).

18.1. Подготовка наземных служб к ОЗП (ВЛП) включает:

планирование мероприятий по подготовке наземных служб к ОЗП (ВЛП);

теоретическую подготовку работников наземных служб к предстоящему периоду;

практические мероприятия по подготовке к предстоящему периоду аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, спецавтотранспорта и средств механизации, электросветотехнического оборудования, систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации, водосточно-дренажных систем аэродромов, аварийных источников энергоснабжения аэродрома;

проверку знаний работниками наземных служб требований нормативных документов, регламентирующих их деятельность; особенностей эксплуатации аэродромов, спецавтотранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, электросветотехнического оборудования, систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации, водосточно-дренажных систем аэродромов, аварийных источников энергоснабжения аэродрома;

проверку технического состояния спецавтотранспорта и средств механизации наземных служб, в том числе работоспособности средств внутриаэропортовой радиосвязи с органом ОВД, диспетчерами служб, с должностным лицом службы, ответственным за производство работ;

контроль и анализ хода подготовки наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП);

допуск работников наземных служб и спецавтотранспорта к работе в предстоящий период.

18.2. Разработка плана подготовки наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП), при составлении которого необходимо предусматривать мероприятия, направленные на исключение ранее имевших место недостатков.

18.3. Теоретическая подготовка работников наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой, проводимой в службах с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности специалистов.

Занятия проводятся руководящим составом и наиболее подготовленными специалистами наземных служб.

18.4. В процессе проведения теоретической подготовки изучаются особенности эксплуатации и содержания в ОЗП (ВЛП) аэродромов, спецавтотранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций.

Повторно изучаются технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты ВС (с произошедшими изменениями); Руководство по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации; правила подъезда (отъезда) спецтранспорта к ВС; Схема расстановки и организации движения на аэродроме ВС, спецавтотранспорта и средств механизации; анализы состояния обеспечения безопасности полетов ВС, обстоятельства и причины авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, задержек вылетов ВС по вине наземных служб в предшествующие аналогичные периоды.

Проводится разбор причин характерных отказов и неисправностей средств аэродромного и электросветотехнического обеспечения полетов ВС; причин, связанных с нарушениями правил эксплуатации аэродромов, спецавтотранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, электроустановок и аварийных источников энергоснабжения в ОЗП (ВЛП).

18.5. По окончании теоретической подготовки у работников наземных служб проверяются знания особенностей работы в предстоящий период и нормативных документов, регламентирующих их деятельность.

Результаты проверки знаний оформляются протоколами.

18.6. С работниками служб, своевременно не прошедшими подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине (отпуск, болезнь, учеба и прочее), дополнительно проводятся мероприятия по подготовке к работе в предстоящий период, с оформлением дополнительных протоколов проверки их знаний.

18.7. По итогам проверки знаний личный состав служб (подразделений) распорядительным документом допускается к работе в ОЗП (ВЛП).

18.8. Подготовка к предстоящему периоду аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, спецавтотранспорта и средств механизации, электросветотехнического оборудования, систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации, водосточно-дренажных систем аэродромов, аварийных источников энергоснабжения аэродрома осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих деятельность наземных служб.

18.9. Проводится ревизия технического состояния инженерных сооружений и систем водопровода, канализации, теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования, котельного оборудования, природоохранных объектов. При обнаружении недостатков принимаются меры по их устранению.

18.10. Проводится обследование состояния искусственных покрытий ВПП, РД, МС, перронов, концевых полос торможения, элементов грунтовой части летного поля, водосточно-дренажной сети; элементов летного поля грунтовых аэродромов.

Проверяется состояние дневной маркировки аэродромных покрытий, маркировочное оборудование грунтовых аэродромов, светоограждение высотных препятствий. Обновление маркировки аэродромов осуществляется к каждому периоду эксплуатации.

По результатам подготовки объектов аэродрома к ОЗП (ВЛП) оформляются акты. Принимаются меры по устранению дефектов, влияющих на безопасность полетов.

18.11. Проводится сезонное ТО спецавтотранспорта и аэродромных средств механизации в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей с последующей записью в формулярах о проделанной работе.

ТО спецавтотранспорта и средств механизации к работе к ОЗП (ВЛП) осуществляется в соответствии с предварительно составленным графиком.

Особое внимание уделяется подготовке средств измерения коэффициента сцепления на ИВПП, проводится их ТО, при необходимости метрологическая поверка и калибровка приборов в соответствии с разработанными графиками.

18.12. На аэродроме и прилегающей к нему территории проверяется состояние предупреждающих дорожных знаков, разметка пешеходных переходов и обновляется их покраска.

18.13. При подготовке к работе в ОЗП:

в соответствии с годовыми планами в летнее время и непосредственно в период подготовки к ОЗП выполняются работы по текущему ремонту элементов аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, внутриаэропортовых и подъездных дорог, водосточно-дренажной сети, систем светосигнального оборудования, объектов тепло-, энерго- и водоснабжения, канализационных сетей;

проводится подготовка (ремонт) техники зимнего содержания аэродромов;

разрабатывается (уточняется) план зимнего содержания аэродрома, в котором определяется очередность очистки от снега и гололеда элементов летного поля, указывается количество техники, личного состава, участвующего в подготовке аэродрома к полетам, рассчитываются сроки уборки аэродрома в зависимости от количества и вида выпавших осадков, температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра;

заготавливается необходимое количество химических реагентов для борьбы с гололедом на искусственных покрытиях летного поля, ГСМ для резервных электроустановок;

уточняются планы поставки котельного топлива на ОЗП, заготавливаются его необходимые запасы.

18.14. При подготовке к работе в ВЛП:

после схода снежного покрова проводят дефектовку искусственных покрытий ИВПП, РД, МС и перронов, проверяют состояние грунтовой части летного поля, элементов водосточно-дренажной сети;

планируют работы по текущему ремонту элементов аэродрома, восстановлению ровности поверхности грунтовой части летного поля и выполнению агротехмероприятий на грунтовых аэродромах;

осуществляют заготовку материалов для текущего ремонта аэродрома, аэродромных зданий и сооружений, инженерных сетей в ВЛП;

обновляют дневную маркировку искусственных покрытий аэродрома, окраску арматуры огней светотехнических систем посадки, маркировку осветительных мачт, аэродромных зданий и сооружений, подлежащих маркировке;

выполняют полугодовой регламент по обслуживанию светотехнических систем и заканчивают работы по улучшению изоляции кабельных колец электропитания огней.

18.15. Комиссией под председательством заместителя руководителя авиационного предприятия по наземным службам проводится смотр спецавтотранспорта и аэродромных средств механизации с целью определения их готовности к работе в предстоящий период с составлением акта.

Подготовленный спецтранспорт и средства механизации допускаются к работе в ОЗП (ВЛП) распорядительным документом по авиапредприятию.

Составляется табель выделения спецтранспорта к работе на предстоящий период, который утверждается руководителем организации ГА.

18.16. Наземные службы считаются подготовленными к работе в предстоящий период, если:

запланированные мероприятия по подготовке аэродромов, спецавтотранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, систем светосигнального оборудования, объектов тепло-, энерго- и водоснабжения, канализационных сетей, аварийных источников энергоснабжения, внутриаэропортовых дорог и подъездных путей к объектам выполнены в полном объеме;

коэффициент исправности аэродромной техники, укомплектованность водительским составом, а также укомплектованность обслуживающим персоналом котельных составляет 90%;

подготовлено не менее 85% спецавтотранспорта;

создан необходимый запас химических реагентов для борьбы с гололедом и котельного топлива при подготовке к ОЗП;

спецтехника для работы на летной полосе радиофицирована и оборудована проблесковыми огнями;

проведена подготовка личного состава служб;

личный состав и спецавтотранспорт по итогам подготовки к предстоящему периоду соответствующими комиссиями признаны подготовленными к работе в ОЗП (ВЛП) и приказами по предприятию допущены к работе в предстоящий период.

19. Организация подготовки к работе организаций по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в ОЗП (ВЛП).

19.1. Подготовка организаций, служб ГСМ и топливозаправочных комплексов (далее - ТЗК) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок к работе в ОЗП (ВЛП) включает:

издание распорядительного документа о начале подготовки к работе в предстоящий период, назначении комиссии по проверке знаний ИТП, технического персонала и проверке готовности организаций, служб ГСМ и ТЗК, а также о назначении ответственных за проведение инструктажа и технической учебы;

составление плана подготовки организаций, служб ГСМ и ТЗК;

теоретическую подготовку инженерно-технического персонала;

проверку знаний ИТП и технического персонала по особенностям авиатопливообеспечения в предстоящий период;

подготовку объектов авиатопливообеспечения, технических средств и оборудования организаций, служб ГСМ и ТЗК;

проверку технического состояния передвижных средств заправки ВС;

контроль и анализ подготовки организаций, служб ГСМ и ТЗК к работе в ОЗП (ВЛП) с составлением акта и утверждением руководителями;

допуск специалистов организаций, служб ГСМ и ТЗК к работе в ОЗП (ВЛП) (распорядительным документом).

19.2. После издания распорядительного документа и утверждения плана подготовки организаций, служб ГСМ и ТЗК к работе в предстоящий период проводится разбор с ИТП, на котором ставятся задачи перед исполнителями и задача сбора информации по материально-техническому обеспечению для реализации выполнения плановых мероприятий.

19.3. Теоретическая подготовка ИТП к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой технического персонала организаций, служб ГСМ и ТЗК с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности ИТП и его технического персонала.

Для ИТП и технического персонала проводятся занятия (техническая учеба) по изучению особенностей авиатопливообеспечения в предстоящий период. Проведение занятий поручается наиболее подготовленным специалистам организаций, служб ГСМ и ТЗК. Тематика теоретической подготовки ИТП к работе в ОЗП (ВЛП) разрабатывается в соответствии с типовыми тематическими планами и программами и включается в план профессиональной подготовки специальным разделом.

19.4. После проведения технической учебы и инструктажа ИТП и технического персонала, комиссией, назначенной распорядительным документом по организации, проводится проверка знаний особенностей авиатопливообеспечения в предстоящий период.

19.5. ИТП и технический персонал организаций, служб ГСМ и ТЗК, своевременно не прошедший подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, самостоятельно изучают материалы подготовки к работе в предстоящий период и проходят проверку знаний, результат которой оформляется дополнительным протоколом.

19.6. В организациях, службах ГСМ и ТЗК проводится плановое и сезонное ТО зданий и сооружений, технологического оборудования и контрольно-измерительных средств (согласно регламенту).

19.7. На временных аэродромах и площадках осуществляются мероприятия по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки ВС авиаГСМ при выполнении авиационных работ.

19.8. Обеспечение авиаГСМ на оперативных точках, заправка в которых производится техническим персоналом служб ГСМ или ТЗК, разрешается только после приемки в эксплуатацию (с оформлением акта) средств хранения, выдачи, транспортировки и заправки авиаГСМ и после издания руководителем организации ГА распорядительного документа о назначении ответственных лиц для работы с авиа ГСМ.

19.9. Обеспечение авиаГСМ на оперативных точках, заправка в которых производится техническим персоналом заказчика, проводится строго на основании договора, включающего требования по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки ВС авиаГСМ при выполнении авиационных работ.

19.10. В организациях, службах ГСМ и ТЗК осуществляется проверка наличия, комплектности и работоспособности всех технических средств, предусмотренных на объектах авиатопливообеспечения.

19.11. При подготовке к работе в ОЗП (ВЛП) создается необходимый запас специальных жидкостей (ПОЖ и ПВКЖ), оформляются допуски к работе с указанными жидкостями, контролируется их качество в емкостях хранения и расходных бачках.

19.12. В соответствии с графиком осуществляется зачистка резервуаров хранения авиа- и автоГСМ, ТЗ, АТЦ, МЗ, расходных баков ПВКЖ.

19.13. В соответствии с графиком производится поверка контрольно-измерительных приборов.

19.14. Проводится уборка территории, дорог и текущий ремонт зданий, сооружений, обвалований резервуарных парков, окраска оборудования, ремонт ограждений.

19.15. Проводится проверка нормативно-технической и технологической документации, правильность ее ведения, внесения в нее поступающих изменений и дополнений.

19.16. На объектах авиатопливообеспечения проверяется наличие и состояние противопожарных средств, отопительных систем, систем вентиляции и кондиционирования. Проверка производится с представителем службы охраны труда (лицом, ответственным за состояние охраны труда) и представителем пожарной службы.

По результатам проверки составляется акт с указанием сроков устранения отмеченных недостатков.

19.17. С учетом особенностей работы в предстоящий период уточняются перечни неснижаемого запаса авиаГСМ и спецжидкостей.

19.18. В соответствии с планом полетов ВС в предстоящий период производится расчет потребного количества спецавтотранспорта для обеспечения регулярности полетов и подается заявка в соответствующее подразделение (предприятие).

19.19. Организации, службы ГСМ и ТЗК считаются подготовленными к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены. Проведены профилактические мероприятия по подготовке средств приемки, хранения, транспортировки, фильтрации, заправки и контроля качества авиаГСМ к работе в предстоящий период. Имеются утвержденные технологические карты, должностные инструкции. Специалисты служб ГСМ и ТЗК, исключая временно нетрудоспособных или отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку в полном объеме и обладают достаточными теоретическими знаниями и практическими навыками по выполнению возложенных на них функциональных обязанностей.

20. Организация подготовки службы организации перевозок и (или) организации авиационных работ к работе в ОЗП (ВЛП).

20.1. Подготовка службы организации перевозок (далее - СОП) и (или) организации авиационных работ (далее - СОАР) к работе в ОЗП (ВЛП) включает:

теоретическую подготовку;

техническую конференцию по обмену опытом организации перевозок и (или) авиационных работ в предшествующих аналогичных периодах;

проверку знаний особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ, особенностей эксплуатации средств механизации и автоматизации технологических процессов в ОЗП (ВЛП);

допуск работников службы к работе в предстоящий период;

подготовку производственных помещений, оборудования, средств механизации и автоматизации технологических процессов к эксплуатации в предстоящий период;

контроль и анализ подготовки СОП и (или) СОАР к работе в ОЗП (ВЛП).

20.2. Теоретические и практические занятия с работниками СОП (СОАР) проводятся в целях изучения:

особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ в ОЗП (ВЛП) и отработки взаимодействия служб в случаях задержки ВС, скопления пассажиров (грузов);

требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на складах и ВС, при обслуживании пассажиров в аэровокзалах, посадке пассажиров на ВС и высадке;

особенностей эксплуатации средств механизации и автоматизации технологических процессов при обслуживании пассажиров, грузов, багажа и почты, средств бытового пассажирского и буфетно-кухонного оборудования в ОЗП (ВЛП);

основных руководящих документов, регламентирующих организацию и обеспечение полетов ВС, перевозок и обслуживания пассажиров, грузов, багажа и почты, изучения правил движения спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах;

результатов анализа жалоб пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и мероприятий в отношении факторов, которые стали причиной данных жалоб, эффективных технологий работы, систем контроля качества.

20.3. В план подготовки авиационного персонала включаются вопросы, отражающие особенности организации и обеспечения полетов ВС в предстоящий период, вопросы, отражающие особенности организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и (или) организации авиационных работ в ОЗП (ВЛП). Обращается внимание на изучение анализов состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных особенностями эксплуатации аэродромных средств механизации, спецавтотранспорта, средств механизации и автоматизации технологических процессов в ОЗП (ВЛП).

20.4. После теоретической подготовки проводится техническая конференция по обмену опытом организации перевозок и (или) организации авиационных работ в предшествующие аналогичные периоды.

20.5. На конференции заслушиваются доклады по особенностям организации перевозок и (или) организации авиационных работ в предстоящий период с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной профессиональной подготовки работников СОП (СОАР) к работе в ОЗП (ВЛП), даются указания по работе в предстоящий период.

20.6. Техническая конференция проводится с представителями службы бортпроводников, службы спецавтотранспорта, службы авиационной безопасности, а также служб, обеспечивающих полеты ВС.

20.7. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у работников СОП (СОАР) проверяются знания особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ, особенностей эксплуатации средств механизации и автоматизации технологических процессов в ОЗП (ВЛП), перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и обслуживания пассажиров в предстоящий период.

20.8. Работники СОП (СОАР), своевременно не прошедшие подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, самостоятельно изучают материалы подготовки службы к работе в предстоящий период и после этого проходят проверку знаний особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ в предстоящий период.

20.9. СОП (СОАР) считается подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, средства механизации и автоматизации технологических процессов подготовлены к эксплуатации в предстоящий период и работники СОП (СОАР), исключая отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.

20.10. На основании записей о прохождении теоретической подготовки, участия в технической конференции (отметки о самостоятельном изучении материалов теоретической подготовки и технической конференции), результатов проверки у работников СОП (СОАР) знаний особенностей организации перевозок и (или) авиационных работ в предстоящий период издается распорядительный документ руководителя организации о готовности СОП (СОАР) к работе в ОЗП (ВЛП).

21. Организация подготовки региональных поисково-спасательных баз и службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов к работе в ОЗП (ВЛП).

21.1. Подготовка региональных поисково-спасательных баз (далее - РПСБ) и службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП) к работе в ОЗП (ВЛП) включает:

теоретическую подготовку специалистов РПСБ и СПАСОП;

техническую конференцию по обмену опытом организации поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ в предшествующие аналогичные периоды;

проверку знаний специалистов РПСБ и СПАСОП по особенностям поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ и противопожарного обеспечения объектов в ОЗП (ВЛП);

практические занятия с личным составом РПСБ, пожарно-спасательных и аварийно-спасательных расчетов по проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ;

подготовку пожарной техники, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);

контроль готовности РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП);

допуск РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП).

21.2. Теоретическая подготовка специалистов РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой, проводимой с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности специалистов РПСБ и СПАСОП к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ.

21.3. Тематика теоретической подготовки специалистов РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП) разрабатывается в соответствии с типовыми тематическими планами и программами подготовки на год и включается в план профессиональной подготовки специальным разделом.

21.4. В тематику занятий могут включаться вопросы, отражающие особенности проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ и противопожарного обеспечения объектов в ОЗП (ВЛП).

21.5. После прохождения теоретической подготовки проводится техническая конференция по обмену опытом организации и проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ противопожарного обеспечения объектов в ОЗП (ВЛП).

21.6. На конференции делаются доклады по особенностям эксплуатации пожарной техники, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания в ОЗП (ВЛП) с подробным анализом авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил эксплуатации пожарной техники, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной подготовки личного состава РПСБ, пожарно-спасательных и аварийно-спасательных расчетов к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ.

21.7. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у специалистов РПСБ и СПАСОП проверяются знания особенностей проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ и противопожарного обеспечения объектов в ОЗП (ВЛП).

21.8. Специалисты РПСБ и СПАСОП, не прошедшие по уважительной причине подготовку к работе в ОЗП (ВЛП), могут самостоятельно изучить материалы подготовки РПСБ и СПАСОП к работе в предстоящий период и после этого пройти проверку знаний особенностей проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ в ОЗП (ВЛП).

21.9. Практические занятия с личным составом РПСБ, пожарно-спасательных и аварийно-спасательных расчетов по проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ проводятся при подготовке РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП).

Практические занятия по проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ рекомендуется проводить совместно с экипажами ВС, привлекаемыми к выполнению поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.

21.10. Отрабатываются нормативы по пожарно-строевой подготовке и тушению пожаров на ВС с учетом особенностей каждого периода.

21.11. Проверяется работоспособность специальной аппаратуры аварийного оповещения расчетов аварийно-спасательных команд (далее - АСК) (РПСБ), укомплектованность АСК (РПСБ) средствами механизации, оборудованием, приспособлениями, вспомогательными материалами. Проверяется оснащение поисково-спасательным и аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, технической аптечкой, автофургоном с медикаментами.

21.12. Подготовка пожарной и специальной техники, стационарных установок тушения пожара и пожарной сигнализации, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) организуется и проводится в соответствии с календарными планами работ и регламентами ТО.

21.13. Проводятся детальное пожарно-техническое обследование всех объектов силами работников ведомственной пожарной охраны или членами пожарно-технической комиссии предприятий и организаций ГА, проверка внутреннего и наружного пожарного водоснабжения. Устранение выявленных недостатков контролируется.

21.14. Пополняются запасы воды, пенообразователя и средств тушения пожаров.

21.15. При подготовке РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП обеспечивается размещение поисково-спасательной, пожарной техники и пожарного оборудования в обогреваемых помещениях.

21.16. При подготовке РПСБ и СПАСОП к работе в ВЛП очищается территория после таяния снега от сгораемых материалов, убирается трава с территории складов организаций авиатопливообеспечения, с мест стоянок ВС, объектов базы ЭРТОС и прилегающих к ним мест.

21.17. РПСБ и СПАСОП считаются подготовленными к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, пожарная техника, оборудование и снаряжение, средства поиска и спасания подготовлены к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) и личный состав РПСБ, пожарно-спасательных и аварийно-спасательных расчетов, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошел подготовку в полном объеме и обладает достаточными практическими навыками по выполнению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, и противопожарному обеспечению объектов. С временно отсутствующими специалистами проводятся занятия, и их допуск к дальнейшей работе оформляется соответствующим распорядительным документом.

22. Организация подготовки службы авиационной безопасности к работе в ОЗП (ВЛП).

22.1. Подготовка службы авиационной безопасности (далее - САБ) к работе в ОЗП (ВЛП) включает:

проведение теоретической и практической подготовки сотрудников САБ к работе в предстоящий период;

проведение совещаний (технических конференций) по обмену опытом организации и проведения работ по обеспечению авиационной безопасности в предшествующих аналогичных периодах с привлечением сотрудников служб аэропорта (авиапредприятия), занятых в технологическом процессе обслуживания пассажиров;

проверку знания с принятием зачетов особенностей организации и проведения работ по обеспечению авиационной безопасности в предстоящий период;

издание распорядительного документа о допуске сотрудников САБ к работе в предстоящий период;

подготовку производственных и служебных помещений, караульного помещения, технических средств обеспечения авиационной безопасности, автотранспорта, средств связи и оборудования к эксплуатации в предстоящий период;

проверку соответствия оборудования пунктов досмотра и КПП требованиям федеральных авиационных правил;

контроль и анализ подготовки САБ к работе в предстоящий период с составлением акта.

22.2. Теоретическая и практическая подготовка сотрудников САБ к работе в предстоящий период может совмещаться с текущей учебой в области авиационной безопасности, организуемой с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности специалистов.

22.3. Тематика теоретической подготовки сотрудников САБ к работе в предстоящий период может включаться в программу текущей учебы сотрудников САБ в области авиационной безопасности специальным разделом в соответствии с примерными тематическими планами.

22.4. Проведение занятий поручается наиболее подготовленным сотрудникам САБ.

22.5. Конспекты и планы занятий согласовываются с начальником САБ организации ГА или с его заместителем.

22.6. Согласно разработанной тематике в подразделениях САБ проводятся практические занятия по выполнению сотрудниками САБ должностных обязанностей по обеспечению авиационной безопасности в предстоящий период.

После проведения теоретических и практических занятий у сотрудников САБ принимаются зачеты по знанию требований нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы авиационной безопасности, и особенностям организации и проведения работ по обеспечению авиационной безопасности в предстоящий период.

22.7. Проводится изучение основ авиационной безопасности с работниками аэропортов (категории обучаемых: аэродромный рабочий, водитель, грузчик, сторож, техник, уборщик, электрик, электромеханик, а также управленческий аппарат аэропортов), авиапредприятий и эксплуатантов ВС применительно к своей профессии, специальности (своим должностным обязанностям).

22.8. В авиационных предприятиях проводятся занятия с членами экипажей ВС по действиям в чрезвычайной обстановке, связанным с захватом или угоном ВС и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте.

Проверяется наличие на ВС:

памятки по действиям экипажа в чрезвычайной обстановке;

инструкции о порядке проведения досмотра ВС в полете с перечнями контрольных мест досмотра;

инструкции по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета;

ящиков и мешков для перевозки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета.

22.9. После теоретической подготовки проводятся практические занятия по обмену опытом работы по обеспечению авиационной безопасности в предшествующие аналогичные периоды.

Практические занятия по авиационной безопасности проводятся с представителями летной службы, службы бортпроводников, ИАС, службы спецавтотранспорта, СПАСОП, а также служб, обеспечивающих полеты ВС.

22.10. Сотрудники САБ, своевременно не прошедшие теоретическую и практическую подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, самостоятельно изучают материалы подготовки службы к работе в предстоящий период и после этого проходят проверку знания особенностей обеспечения авиационной безопасности с оформлением распорядительного документа о допуске их к работе в ОЗП (ВЛП).

22.11. Проверяется укомплектованность подразделений САБ и численный состав дежурных смен согласно штатному расписанию, уточняется (корректируется) график отпусков, проверяется прохождение сотрудниками САБ медкомиссии, обеспечение сотрудников САБ форменной одеждой.

22.12. Проводится заседание аэропортовых комиссий по авиационной безопасности для рассмотрения актуальных проблем деятельности на предстоящий период, намечаются конкретные пути их решения.

22.13. Проводится анализ организации охраны ВС и особо важных объектов с учетом особенностей предстоящего периода, уточняется табель постам и схему расположения (дислокации) постов. Уточняются маршруты и графики патрулирования (пешими нарядами и на специально оборудованных транспортных средствах).

22.14. По согласованию с заинтересованными территориальными органами исполнительной власти вносится коррективы в планы проведения операции "Набат" (списочный состав, схемы оповещения).

22.15. Проводится сезонное ТО технических и специальных средств досмотра, охраны и противопожарного обеспечения, транспортных средств САБ, радиостанций, средств связи и сигнализации (ГГС на КПП, в пунктах досмотра и других подразделениях), проблесковых маячков на автотранспорте САБ, а также проверка их подготовки к эксплуатации. Составляются акты по их исправности и проведению ТО.

22.16. Проверяется техническое и санитарное состояние служебных помещений САБ, соответствие температурного режима в пунктах досмотра, накопителях для пассажиров, боксах для автотранспорта, бытовых помещениях сотрудников САБ требованиям руководящих документов.

22.17. Проводится проверка соответствия рабочих параметров помещений, предназначенных для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, а также для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Результаты проверки оформляются документально.

22.18. Проводится комиссионное обследование состояния ограждения периметра аэродрома и особо важных объектов, наличия с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полосы шириной 3 метра, а также предупредительных аншлагов, запрещающих проникновение в контролируемые зоны аэропорта и охраняемые объекты. В случае необходимости готовятся соответствующие заявки на ремонт ограждения и приобретение аншлагов.

22.19. Проверяется состояние подъездных дорог к охраняемым объектам, а также патрульной дороги, наличие и состояние освещения на местах стоянок ВС, КПП и на территории особо важных объектов, их соответствие предъявляемым требованиям.

22.20. САБ считается подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, средства контроля подготовлены к эксплуатации в предстоящий период и работники САБ, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.

Другие документы по теме
"Об исключении организации из Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
"О внесении изменений в Концепцию информационной безопасности Росрыболовства, утвержденную приказом Росрыболовства от 6 марта 2013 г. N 154"
"О внесении изменений в План информатизации Федерального казначейства на 2017 финансовый год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный приказом Федерального казначейства от 15 февраля 2017 года N 31"
"О включении в реестр таможенных представителей общества с ограниченной ответственностью "ТРАСКО"
Ошибка на сайте