Приказ Росавиации от 10.08.2023 N 651-П
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 10 августа 2023 г. N 651-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ОПЕРАТОРОВ АЭРОДРОМОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ АВИАЦИОННЫМИ
ПРАВИЛАМИ "ТРЕБОВАНИЯ К ОПЕРАТОРАМ АЭРОДРОМОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ. ФОРМА И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО
СООТВЕТСТВИЕ ОПЕРАТОРА АЭРОДРОМА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. ПОРЯДОК
ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ И АННУЛИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТА,
ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ОПЕРАТОРА АЭРОДРОМА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ", УТВЕРЖДЕННЫМИ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 НОЯБРЯ 2022 Г. N 441
В соответствии с подпунктом 9.9 пункта 9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, и Федеральными авиационными правилами "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия и аннулирования документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 ноября 2022 г. N 441, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению проверок операторов аэродромов гражданской авиации в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия и аннулирования документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 ноября 2022 г. N 441 (далее - Порядок).
2. Управлению аэропортовой деятельности Росавиации, Управлению организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации, межрегиональным территориальным управлениям Росавиации учитывать положения Порядка при выдаче документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил.
3. Управлению цифровой трансформации и обеспечения разместить настоящий приказ на официальном сайте Росавиации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации Д.В. Ядрова.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО
Утверждены
приказом Росавиации
от 10 августа 2023 г. N 651-П
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ОПЕРАТОРОВ АЭРОДРОМОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ АВИАЦИОННЫМИ
ПРАВИЛАМИ "ТРЕБОВАНИЯ К ОПЕРАТОРАМ АЭРОДРОМОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ. ФОРМА И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО
СООТВЕТСТВИЕ ОПЕРАТОРА АЭРОДРОМА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ. ПОРЯДОК
ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ И АННУЛИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТА,
ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СООТВЕТСТВИЕ ОПЕРАТОРА АЭРОДРОМА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ", УТВЕРЖДЕННЫМИ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 НОЯБРЯ 2022 Г. N 441
1. Общий порядок действий Росавиации и ее территориальных органов при выдаче документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил (далее - сертификата оператора аэродрома) установлен Федеральными авиационными правилами "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия и аннулирования документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 ноября 2022 г. N 441 (далее - ФАП-441).
2. На основании пункта 2 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации при сертификации операторов аэродромов рекомендуется проверять документы, подтверждающие право оператора на эксплуатацию аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации (договор аренды или иные законные основания).
3. На основании пункта 28 ФАП-441 при сертификации оператора аэродрома проверяется наличие Технологию взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты (далее - Технология взаимодействия).
Рекомендуется учитывать в Технологии взаимодействия наличие разделов (приложений):
сведения о должностном лице, определяющем готовность аэродрома к полетам, разрешающем и запрещающем прием и выпуск воздушных судов;
требования к проведению работ на летном поле;
требования к допуску транспортных средств на летные полосы, рулежные дорожки и другие рабочие площади;
требования к выполнению работ на аэродроме сторонними организациями;
обязанности должностных лиц, обеспечивающих выполнение полетов;
требования при проведении замера коэффициента сцепления взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП);
порядок взаимодействия при эксплуатации аэродрома в условиях ограниченной видимости;
инструкцию по ведению журнала учета состояния летного поля;
порядок ведения внутриаэропортовой радиосвязи, включающий позывные абонентов, порядок вызова и ответа на вызов, фразеологию радиообмена между абонентами, действия при отказе внутриаэропортовой радиосвязи.
4. На основании пункта 44 ФАП-441 при сертификации оператора аэродрома проверяется наличие руководства по аэродрому.
Рекомендуется учитывать в руководстве по аэродрому наличие следующих разделов:
Часть 1. Общая информация:
а) предназначение руководства по аэродрому и круг регулируемых им вопросов;
б) условия использования аэродрома;
в) формирование аэронавигационной информации об аэродроме и процедуры опубликования этой информации;
г) система регистрации операций, выполняемых воздушными судами;
д) обязанности оператора аэродрома гражданской авиации.
Часть 2. Данные о расположении аэродрома:
а) план аэродрома с указанием его границ (по границам землеотвода) на карте М 1:5000;
б) план аэродрома, на котором показано размещение оборудования аэродрома, предназначенного для эксплуатации аэродрома, в том числе находящегося за пределами его границ;
в) план с указанием расстояния от аэродрома до ближайшего города, населенного пункта и других населенных районов;
г) данные о расположении аэродрома на соответствующем земельном участке.
Часть 3. Данные аэродрома, подлежащие официальному опубликованию:
Раздел 3.1. Общая информация:
а) наименование аэродрома;
б) место расположения аэродрома (наименование субъекта Российской Федерации, расстояние от ближайшего крупного (районного значения) населенного пункта);
в) географические координаты контрольной точки аэродрома, определенные в системе геодезических координат "Параметры Земли 1990 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N 1240 "Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы";
г) превышение и волна геоида аэродрома;
д) волна геоида и превышение каждого порога, превышение конца ВПП и любых точек значительного возвышения или понижения вдоль ВПП, а также наибольшее превышение зоны приземления ВПП, предназначенной для точных заходов на посадку;
е) расчетная температура воздуха в районе аэродрома;
ж) сведения об аэродромном маяке;
з) наименование оператора аэродрома гражданской авиации, а также адрес места нахождения и номера телефонов, по которым с ним можно связаться в любое время.
Раздел 3.2. Размеры аэродрома:
а) ВПП - истинный азимут, цифровое обозначение, класс аэродрома, длина, ширина, расположение смещенного порога ВПП, продольный профиль ВПП с указанием фактических уклонов, тип поверхности (конструкции) ВПП (жесткое, нежесткое, грунтовое), наличие свободной зоны ВПП и ее размеры;
б) длина и ширина летной полосы, концевых полос торможения;
в) длина, ширина и тип поверхности (конструкции) (жесткое, нежесткое, грунтовое) рулежных дорожек;
г) тип поверхности (конструкции) (жесткое, нежесткое, грунтовое) перрона и мест стоянок воздушных судов;
д) визуальные средства для взлета и захода на посадку, тип системы огней приближения и системы визуальной индикации глиссады и их расположение, маркировка и система огней ВПП (расположение, цвет и яркость огней), рулежных дорожек и перронов (расположение, цвет и яркость огней), другие визуальные средства ориентации и управления на рулежных дорожках (включая огни мест ожидания у ВПП, промежуточных мест ожидания и линий "стоп" с указанием их расположения, цвета и яркости) и перронах, расположение и тип системы визуальной стыковки с телескопическим трапом;
е) наличие резервного источника питания для огней (расположение, мощность и степень автоматизации);
ж) расположение и обозначение стандартных маршрутов руления;
з) географические координаты каждого порога;
и) географические координаты соответствующих точек осевой линии рулежных дорожек;
к) географические координаты каждого места стоянки воздушных судов;
л) географические координаты и превышение вершины существенных препятствий в зонах захода на посадку и взлета;
м) географические координаты района аэродрома;
н) тип искусственных покрытий и их классификационные числа прочности покрытий, указанные по методу "классификационное число воздушного судна - классификационное число покрытия";
о) перечень типов воздушных судов, эксплуатируемых на аэродроме;
п) одна или несколько площадок предполетной проверки высотомеров, установленных на перроне, и их превышение;
р) объявленные располагаемые дистанции: располагаемая длина разбега, располагаемая дистанция взлета, располагаемая дистанция прерванного взлета, располагаемая посадочная дистанция;
с) спасание и борьба с пожаром:
установленная категория ВПП по уровню требуемой противопожарной защиты, в зависимости от размеров наибольших воздушных судов, допущенных к эксплуатации на аэродроме.
Часть 4. Сведения об эксплуатационных процедурах аэродрома и мерах по обеспечению безопасности:
Раздел 4.1. Представление информации об аэродроме:
Подробные сведения о процедурах уведомления о любых изменениях в информации об аэродроме, указанной в сборнике аэронавигационной информации, а также процедуры предоставления запросов на выпуск оперативно распространяемой информации об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации, в том числе:
а) сроки уведомления уполномоченного органа об изменениях в руководство по аэродрому, а также подачи уведомлений об изменениях рабочих и нерабочих часов аэродрома;
б) фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности лиц, несущих ответственность за уведомление об изменениях, и номера телефонов для связи с ними как в рабочие, так и нерабочие часы аэродрома.
Раздел 4.2. Доступ на рабочую площадь аэродрома:
Подробные сведения о подлежащих выполнению процедурах для предотвращения незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации на аэродроме и предотвращения несанкционированного проникновения лиц, транспортных средств, оборудования, животных и других объектов на рабочую площадь, в том числе:
а) функции оператора аэродрома гражданской авиации, эксплуатантов воздушных судов, служб авиационной безопасности на аэродроме;
б) должности, фамилии, имена, отчества (при наличии) и функции сотрудников, ответственных за контроль доступа на аэродром, а также номера телефонов для связи с ними в рабочее и нерабочее время.
Раздел 4.3. Мероприятия в случае аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома:
а) планы действий в случае аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома:
план мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома;
оперативный план по тушению пожаров на воздушном судне;
б) сведения о наличии аварийно-спасательных сил и средств, находящихся в постоянной готовности к действиям по тушению пожара и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - ЧС);
в) информация о:
времени развертывания аварийно-спасательного подразделения службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - АСП СПАСОП);
времени прибытия руководителя ликвидации ЧС (далее - РЛЧС) и расчетов аварийно-спасательной команды, выполняющих неотложные работы;
г) сведения об учениях (тренировках), проводимых с целью проверки планов действий в случае аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома и подготовки персонала оператора аэродрома гражданской авиации, включая данные о частоте их проведения;
д) перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и (или) других организаций, аварийно-спасательных служб (формирований), привлекаемых к тушению пожара и ликвидации ЧС на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с планами взаимодействия (соглашениями, договорами);
е) информация об оперативном штабе, создаваемом по решению руководителя оператора аэродрома гражданской авиации в случае ЧС на аэродроме или в районе аэродрома;
ж) информация о РЛЧС.
Раздел 4.4. Спасание и борьба с пожарами:
а) наличие СПАСОП, аттестованной на право ведения аварийно-спасательных работ;
б) информация о численности дежурной смены АСП СПАСОП;
в) сведения о сотрудниках СПАСОП, допущенных к руководству тушением пожара;
г) сведения об организации постоянного наблюдения за взлетом и посадкой воздушного судна;
д) информация о зданиях (сооружениях), обеспечивающих условия несения дежурства личным составом СПАСОП, размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по подготовке АСП СПАСОП;
е) информация об аэродромных пожарных автомобилях (далее - ПА), находящихся на дежурстве, их комплектации, количестве вывозимых огнетушащих веществ (далее - ОТВ) и суммарной производительности подачи основных ОТВ лафетными стволами;
ж) информация о наличии двукратного запаса пенообразователя по отношению к количеству, находящемуся на дежурных ПА;
з) информация об источниках противопожарного водоснабжения для повторной заправки ПА водой;
и) сведения о средствах связи и сигнализации, используемых для целей аварийно-спасательного обеспечения полетов.
Раздел 4.5. Проверка оператором аэродрома гражданской авиации состояния рабочей площади аэродрома:
а) измерение коэффициента сцепления на искусственной ВПП и толщины слоя воды на искусственной ВПП и рулежных дорожках в течение суток (включая время, в которое аэродром не работает);
б) взаимодействие с органом обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) и другими службами оператора аэродрома гражданской авиации, обеспечивающими полеты;
в) хранение журнала учета состояния летного поля и его местонахождения;
г) подробные сведения о сроках и интервалах проведения проверок состояния летного поля;
д) регистрация проводимых проверок в журнале учета состояния летного поля и принятия мер по устранению выявленных недостатков;
е) должности, фамилии, имена, отчества (при наличии) и функции лиц, ответственных за осуществление контроля за состоянием летного поля, и их номера телефонов для связи в рабочие и нерабочие часы аэродрома.
Раздел 4.6. Визуальные средства и электрические системы аэродрома:
Сведения о процедурах проверки визуальных средств аэродрома:
дневной маркировки аэродромных покрытий и препятствий аэродрома;
аэронавигационных огней (включая светоограждение препятствий), знаков, маркеров;
системы визуальной стыковки с телескопическим трапом;
аэродромных электрических систем, их технического обслуживания, включая информацию о:
а) проведении проверок в урочные и внеурочные часы эксплуатации аэродрома и контрольные перечни этих проверок (порядок проведения проверок, когда и в каких случаях проверяются визуальные средства и электрооборудование, кому осуществляется доклад о состоянии и по каким видам связи, где регистрируются результаты проверки, меры, принятые на устранение выявленных недостатков);
б) организации и порядке технического обслуживания светосигнального и электротехнического оборудования, планы технического обслуживания и проект производства работ, регламент и технологические карты (с указанием закрепления сотрудников за эксплуатируемым оборудованием);
в) регистрации результатов проведения проверок и принятых последующих действий, направленных на устранение выявленных недостатков (с указанием и порядком ведения записей в журналах, формулярах и паспортах);
г) проведении регулярного технического обслуживания и технического обслуживания в аварийных ситуациях;
д) наличии резервных источников электроснабжения, их содержании и периодичности проверки;
е) любых других методах устранения частичных или общих отказов светосигнального оборудования и электротехнического оборудования (с приведением инструкции по оперативным переключениям, действием персонала оперативной группы в аварийных ситуациях);
ж) наименовании должностей, фамилиях, именах, отчествах (при наличии) и функциях лиц, ответственных за проверку и техническое обслуживание светосигнального оборудования и электротехнического оборудования, а также номерах телефонов для связи с этими лицами в рабочее и нерабочее время:
список лиц из числа персонала оперативной группы по сменам (с указанием фамилии, имени, отчества, должности, квалификационной группы по технике безопасности, старших смен);
список лиц из числа персонала службы электро-светотехнического обеспечения полетов, имеющих право единоличного осмотра в электроустановках;
список лиц из числа персонала службы электро-светотехнического обеспечения полетов, имеющих право отдавать оперативные распоряжения;
список лиц из числа персонала службы электро-светотехнического обеспечения полетов, имеющих право переговоров с диспетчером энергоснабжающей организации;
список телефонов абонентов и субабонентов, должностных лиц и служб оператора аэродрома, диспетчеров энергоснабжающих организаций и т.д.;
з) график включения и отключения наружного (перронного) освещения.
Раздел 4.7. Сведения о средствах и процедурах по содержанию и текущему ремонту элементов летного поля аэродрома:
а) содержание летного поля с искусственными покрытиями, в том числе критических зон радиомаячных систем в летний период;
б) содержание летного поля с искусственными покрытиями, в том числе критических зон радиомаячных систем в зимний период;
в) содержание грунтового летного поля в летний период;
г) содержание грунтового летного поля в зимний период;
д) содержание водосточно-дренажной сети аэродрома;
е) организация и проведение текущего ремонта элементов аэродрома;
ж) проверки материалов для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов в соответствии с требованиями, установленными к материалам.
Раздел 4.8. Сведения о процедурах планирования и безопасного проведения работ по эксплуатационному содержанию и текущему ремонту элементов, включая неотложные работы по устранению недопустимых дефектов на элементах летного поля аэродрома, включая информацию о:
а) взаимодействии аэродромной службы оператора аэродрома с органом ОВД и службами оператора аэродрома, обеспечивающими полеты в ходе выполнения таких работ;
б) должностях, фамилиях, именах, отчествах (при наличии), номерах телефонов и функциях лиц служб оператора аэродрома гражданской авиации, ответственных за планирование и выполнение таких работ, а также об организации связи с этими лицами и руководителями служб (подразделений) оператора, которым подчинены лица, ответственные за производство работ на аэродроме в любое время суток;
в) порядке информирования при необходимости других служб (подразделений) оператора аэродрома гражданской авиации о проведении указанных работ.
Раздел 4.9. Организация деятельности на перроне:
а) сведения о взаимодействии органа ОВД со службами (подразделениями) оператора аэродрома гражданской авиации, занятых обслуживанием наземного движения на перроне;
б) сведения о распределении мест стоянок воздушных судов на перроне;
в) процедура запуска двигателей и обеспечение выдачи разрешения на буксировку воздушных судов;
г) сведения об организации сопровождения воздушных судов.
Раздел 4.10. Обеспечение безопасности работ на перроне:
а) способы защиты людей от воздействия реактивной струи;
б) способы обеспечения выполнения мер предосторожности в ходе операций по заправке воздушных судов топливом;
в) способы уборки перрона и очистки перрона;
г) способы передачи донесений о происшествиях и инцидентах на перроне;
д) способы организации проверок, направленных на соблюдение всем работающим на перроне персоналом положений по обеспечению безопасности.
Раздел 4.11. Управление транспортными средствами в контролируемой зоне аэродрома:
а) информация о движении спецавтотранспорта и средств механизации, включая ограничение скорости и обеспечения выполнения правил;
б) информация о допуске спецавтотранспорта и средств механизации для работы на территории аэродрома.
Раздел 4.12. Организация работ в связи с опасностью, создаваемой птицами и другими животными:
а) оценка рисков в области безопасности полетов, создаваемых птицами;
б) информация о мероприятиях по оценке рисков, создаваемых птицами и другими животными;
в) информация о мероприятиях по реализации программы по борьбе с опасностью, создаваемой животными;
г) информация о должностях, фамилиях, именах, отчествах (при наличии) и функциях лиц, ответственных за проведение работ в этой области, а также их номера телефонов для связи с ними в рабочее и нерабочее время.
Раздел 4.13. Контролирование препятствий:
а) контролирование поверхностей ограничения препятствий, находящихся в полосах воздушных подходов (приаэродромная территория);
б) контролирования препятствий в рамках полномочий оператора аэродрома гражданской авиации;
в) контролирования высоты зданий или конструкций в пределах границ района аэродрома;
г) ведения контроля за новым строительством в районе аэродрома;
д) уведомления уполномоченного органа о характере и месте расположения препятствий, а также о любом последующем появлении или устранении препятствий, с тем чтобы уполномоченный орган мог принять необходимые меры, включая внесение изменений в сборники аэронавигационной информации.
Раздел 4.14. Сведения о процедурах удаления воздушных судов, потерявших способность двигаться на ВПП или непосредственной близости от нее, в том числе:
а) о плане удаления воздушных судов, потерявших способность двигаться;
б) об уведомлении держателя регистрационного удостоверения воздушного судна;
в) о взаимодействии с органом ОВД;
г) о получении оборудования и необходимого персонала для удаления воздушного судна, потерявшего способность двигаться;
д) о должностях, фамилиях, именах, отчествах (при наличии), функциях и номерах телефонов лиц, отвечающих за организацию работ по удалению воздушных судов, потерявших способность двигаться;
е) о функциях оператора аэродрома гражданской авиации и владельца воздушного судна;
ж) сведения о наличии и исправности оборудования, которое должно использоваться при эвакуации воздушных судов, потерявших способность двигаться;
з) сведения о тренировках, проводимых с целью проверки плана удаления воздушных судов, потерявших способность двигаться, и подготовки персонала оператора аэродрома гражданской авиации, включая данные о частоте проведения таких учений;
и) перечень привлекаемых организаций для выполнения функций по удалению воздушного судна, потерявшего способность двигаться, их номера телефонов и факсов, адреса электронной почты, а также частоты радиосвязи их служб (при наличии);
к) сведения о заключенных соглашениях с эксплуатантами воздушных судов, осуществляющих регулярные полеты на аэродроме, по эвакуации воздушных судов, потерявших способность двигаться.
Раздел 4.15. Сведения о процедурах безопасного обращения с опасными материалами на аэродроме и их хранения, включая информацию об:
а) организации на аэродроме специальных зон, предназначенных для хранения легковоспламеняющихся жидкостей (включая авиационное топливо), и любых других опасных материалов;
б) установленных методах доставки, хранения и обработки опасных материалов, а также их утилизации.
Мероприятия, проводимые при обнаружении случайной утечки или просыпки опасных материалов, должны быть включены в план мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома.
Раздел 4.16. Сведения о процедурах, которые должны вводиться в случае эксплуатации аэродрома в условиях ограниченной видимости, в том числе выполняющихся по мере необходимости процедурах, измерениях дальности видимости на ВПП и передачи данных о ней, а также наименовании должностей, фамилиях, именах, отчествах (при наличии) лиц, отвечающих за измерение дальности видимости на ВПП, и номера их телефонов для связи в рабочее и нерабочее время.
Раздел 4.17. Порядок по выезду воздушного судна и спецтранспорта на летную полосу:
а) положения общего характера (связь между органом ОВД и воздушными судами, органом ОВД и наземными транспортными средствами);
б) порядок действий водителей наземных транспортных средств (аварийным транспортным средствам, к прочим видам транспортных средств).
Раздел 4.18. Сведения о процедурах защиты мест расположения радиолокационных и радионавигационных средств, установленных на аэродроме, в целях обеспечения их надлежащего функционирования, включая информацию о:
а) организации контроля за деятельностью, осуществляемой в окрестностях установки радиолокационных и навигационных средств;
б) наземном техническом обслуживании, проводимом в окрестностях установки этих средств;
в) поставке и установке знаков, предупреждающих об опасном микроволновом излучении.
Часть 5. Администрация и система обеспечения безопасности аэродрома:
Раздел 5.1. Сведения об администрации аэродрома, в том числе:
а) организационной структуре оператора аэродрома гражданской авиации с указанием фамилий, имен, отчеств (при наличии) и должностей лиц из числа руководящего персонала оператора аэродрома гражданской авиации, включая их обязанности;
б) фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и номере телефона лица, несущего всю ответственность за безопасность на аэродроме;
в) аэропортовых службах.
Раздел 5.2. Сведения о системе управления безопасностью полетов (далее - СУБП), установленной с целью обеспечения соблюдения всех правил безопасности, а также постоянного улучшения состояния безопасности, основными элементами которой являются:
а) политика в области безопасности применительно к процессу обеспечения безопасности и ее взаимосвязь с процессами эксплуатации и технического обслуживания;
б) структура или организация СУБП, включая укомплектование персоналом и распределение индивидуальной или групповой ответственности за решение вопросов, связанных с безопасностью;
в) стратегия и планирование в области СУБП, включая установление целевых показателей безопасности полетов, распределение приоритетов реализации соответствующих инициатив;
г) реализация СУБП, включая средства, методы и процедуры эффективной передачи сообщений, касающихся безопасности полетов, и обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности полетов;
д) система определения критических с точки зрения безопасности полетов областей, требующих большего внимания к вопросам обеспечения безопасности полетов;
е) меры, способствующие безопасности и предотвращению происшествий, а также система защиты от опасности, предусматривающая анализ и разбор происшествий, инцидентов, жалоб, недостатков, ошибок, несоответствий и отказов, а также постоянный контроль за состоянием безопасности;
ж) система анализа и внутренних проверок состояния безопасности полетов, в рамках которой подробно рассматриваются системы и программы контроля качества реализации мер по обеспечению безопасности полетов;
з) система оформления документов на все оборудование аэродрома, связанное с обеспечением безопасности полетов, и регистрации данных об эксплуатации и обслуживании указанного оборудования, а также сооружений аэродрома, включая информацию по проектированию и сооружению поверхностей с искусственным покрытием и светосигнального оборудования;
и) обучение и квалификация персонала, в том числе рассмотрение и оценка достаточности подготовки персонала в части выполнения им обязанностей, связанных с обеспечением безопасности полетов, а также системы проверки навыков и знаний для определения уровня квалификации;
к) включение в контракты требований на выполнение на аэродроме строительных работ положений, касающихся безопасности полетов, и обеспечение их выполнения.
5. На основании пункта 33 ФАП-441 проверяется наличие в руководстве по аэродрому порядка проверки материалов для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов.
Качество материалов для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов рекомендуется проверять в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций (статья 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации").
6. На основании пункта 34 ФАП-441 проверяется наличие запасных частей, инструментов и принадлежностей (далее - ЗИП) для светосигнального и электрического оборудования аэродрома.
Запас деталей для светосигнального и электротехнического оборудования аэродрома рекомендуется предусмотреть в объеме:
оперативного устранения возникающих неисправностей - аварийный ЗИП, составляет не менее 5% от установленного оборудования;
поддержания оборудования аэропорта (аэродрома) в работоспособном состоянии - эксплуатационный ЗИП, составляет не менее 10% от установленного оборудования.
7. На основании пункта 38 ФАП-441 оператор аэродрома должен обеспечить наличие персонала, необходимого для выполнения заявленных функций.
С целью определения соответствия персонала указанным в пункте 38 ФАП-441 требованиям при проведении проверки рекомендуется учитывать следующее:
ознакомление персонала, обеспечивающего качество, с правилами, технологиями и документацией, техникой, оборудованием и инструментами для выполнения работ в заявленной области, а также наличие практического опыта работ, связанного с выполнением работ по эксплуатации аэродрома, контролю качества их выполнения;
наличие программы подготовки персонала оператора аэродрома гражданской авиации, состоящей из первоначальной и периодической подготовки и предназначенная для обеспечения подготовки и поддержания квалификации каждого работника оператора аэродрома гражданской авиации к выполнению возложенных на него обязанностей;
наличие квалификационных требований к персоналу оператора аэродрома гражданской авиации в должностных инструкциях;
наличие материалов о теоретической и практической подготовке персонала оператора аэродрома к самостоятельной работе;
сведения о подготовке персонала оператора аэродрома гражданской авиации в образовательных учреждениях, в учреждениях, осуществляющих повышение квалификации, или в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих необходимой квалификацией;
сведения о повышении квалификации по направлению деятельности в учебных заведениях гражданской авиации (не реже 1 раза в 5 лет) руководящего и инженерно-технического персонала служб, обеспечивающих эксплуатационное содержание аэродрома, электросветотехническое обеспечение полетов, ответственного за борьбу с опасностью, создаваемой живой природой, а также персонал, ответственный за предоставление данных о состоянии аэродрома и определения готовности аэродрома к полетам.
8. На основании пункта 40 ФАП-441 при сертификации операторов аэродромов рекомендуется проводить визуальный осмотр аэродрома на соответствие Федеральным авиационным правилам "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденным приказом Минтранса России от 25 августа 2015 г. N 262, а также проверять организацию оператором аэродрома аварийно-спасательного обеспечения полетов и проведения аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе аэродрома требованиям федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации.