Приказ Росавиации от 28.05.2020 N 509-П
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 28 мая 2020 г. N 509-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕЗОННОЙ (В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ И ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ
ПЕРИОДЫ) ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ОБЪЕКТОВ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
На основании пункта 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, в целях обеспечения подготовки к сезонной эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке к сезонной (в осенне-зимний и весенне-летний периоды) эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации (далее - Методические рекомендации).
2. Руководителям (начальникам) структурных подразделений Росавиации и территориальных органов Росавиации:
2.1. руководствоваться Методическими рекомендациями при осуществлении подготовки организаций гражданской авиации к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды;
2.2. направить Методические рекомендации в организации гражданской авиации для использования в работе.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации -
руководитель Федерального агентства
воздушного транспорта
А.В.НЕРАДЬКО
Утверждены
приказом Росавиации
от 28 мая 2020 г. N 509-П
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕЗОННОЙ (В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ И ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ
ПЕРИОДЫ) ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ОБЪЕКТОВ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях подготовки организаций гражданской авиации к сезонной (в осенне-зимний и весенне-летний периоды) эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации.
2. Под организациями гражданской авиации понимаются юридические лица, осуществляющие аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, эксплуатацию объектов инфраструктуры воздушного транспорта, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие подготовку пилотов гражданских воздушных судов, а также операторы аэродромов гражданской авиации, эксплуатанты авиации общего назначения (далее - организации ГА).
3. Обеспечение безопасности и регулярности полетов, обеспечение авиационной безопасности и требуемого качества работ и услуг в значительной степени зависят от метеорологических условий, географических, климатических и региональных особенностей, в соответствии с которыми деятельность организаций ГА разделяется на два периода: осенне-зимний (ОЗП) и весенне-летний (ВЛП).
4. Подготовка организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) проводится в целях обеспечения безаварийной эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) и другой авиационной техники (далее - АТ).
5. Приоритетными задачами подготовки организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) являются:
проведение организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение качества подготовки авиационного персонала, АТ, объектов инфраструктуры воздушного транспорта, служб (подразделений), обеспечивающих полеты, образовательных организаций ГА;
создание необходимых запасов авиационного топлива, горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), противогололедных реагентов и запасов противообледенительной жидкости, гарантирующих возможность обеспечения бесперебойной работы аэропортов в условиях интенсивного выпадения осадков;
проведение комплекса мероприятий по подготовке сил и средств к проведению поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, а также по противопожарному обеспечению объектов инфраструктуры воздушного транспорта;
проведение комплекса мероприятий, необходимых для обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства; проведение организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение стабильной и качественной работы служб авиационной безопасности аэропортов (авиапредприятий) (далее - САБ) с учетом объема перевозок, материально-техническое обеспечение САБ, поддержание в исправном состоянии технических средств досмотра, инженерно-технических средств охраны, автотранспорта, связи.
II. Подготовка организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП)
6. Подготовку организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендуется осуществлять в соответствии с положением настоящих Методических рекомендаций и информационных писем Росавиации об организации подготовки к работе в ОЗП (ВЛП) в территориальных органах.
7. Итоги подготовки организаций ГА могут быть использованы в целях последующего анализа и разработки мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов, авиационной безопасности и качества работы и услуг в предстоящий период.
8. Организациями ГА при подготовке к работе в ОЗП (ВЛП), как правило, осуществляется:
планирование подготовки к работе в ОЗП (ВЛП);
подготовка авиационного персонала;
подготовка АТ и технических средств ее обслуживания;
подготовка спецтранспорта и средств механизации для обеспечения технического обслуживания ВС (далее - ТО), коммерческого обслуживания ВС, эксплуатационного содержания и текущего ремонта элементов аэродрома;
подготовка объектов инфраструктуры воздушного транспорта включая их системы электроснабжения, водоснабжения, канализации, а также готовности к работе их резервных источников;
обеспечение требований пожарной безопасности и исправности систем и средств пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров;
создание неснижаемых запасов авиационного топлива, ГСМ, обеспечивающих бесперебойную работу аэропорта, противогололедных реагентов и противообледенительной жидкости для обработки ВС, гарантирующих возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков. При этом неснижаемый запас авиационного топлива должен обеспечивать работу аэропорта в течение не менее трех суток, а запасы противогололедных реагентов и противообледенительной жидкости в течение десяти суток, неснижаемый запас топлива и масел для резервных дизель-генераторов не менее 10 суток их непрерывной работы;
обеспечение авиационной безопасности, материально-технического обеспечения САБ, исправности инженерно-технических средств охраны и настройки технических средств досмотра;
поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов;
проверка технологической документации.
9. Функции центрального аппарата Росавиации и ее структурных подразделений по организации подготовки организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП).
9.1. Ежегодно, не позднее 15 августа и 15 февраля, Росавиацией направляется информационное письмо об организации территориальными органами подготовки к работе в предстоящий период.
В информационном письме Росавиации на предстоящий период устанавливаются рекомендуемые сроки начала и завершения организации подготовки организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП), а также порядок представления территориальными органами Росавиации докладов о готовности подконтрольных организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП) в Росавиацию.
9.2. Руководителями структурных подразделений центрального аппарата Росавиации по направлениям деятельности могут быть подготовлены (при необходимости) и направлены в территориальные органы Росавиации, организации ГА дополнительные методические рекомендации, отражающие особенности подготовки организаций ГА к работе в предстоящий ОЗП (ВЛП).
9.3. В целях организации качественной подготовки организаций ГА к безаварийной работе в ОЗП (ВЛП), выработки рекомендаций по профилактике авиационных происшествий, инцидентов и повышению уровня безопасности полетов руководителями структурных подразделений Росавиации могут быть организованы и проведены (при необходимости) методические совещания с руководящим составом территориальных органов Росавиации, организаций ГА.
10. Функции территориального органа Росавиации по организации подготовки и контроля готовности подконтрольных организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП).
10.1. В целях обобщения и распространения положительного опыта подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выработки рекомендаций по профилактике авиационных происшествий и повышению уровня безопасности полетов, как правило, проводятся методические (инструктивно-методические) совещания с руководящим составом подконтрольных организаций ГА.
11. Рекомендуемый подход к организации подготовки организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП).
11.1. Организациям ГА подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями настоящих Методических рекомендаций и распорядительными документами организации ГА.
При подготовке к работе в ОЗП (ВЛП) приоритетно определять:
цели, задачи и сроки подготовки к работе в предстоящий период;
перечень структурных подразделений и объектов, в отношении которых организуется подготовка к работе в ОЗП (ВЛП);
состав специалистов для проведения занятий;
состав комиссии по контролю за ходом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП) и проверки готовности к работе в предстоящий период;
состав комиссии по определению готовности ВС, объектов инфраструктуры воздушного транспорта, служб (подразделений), обеспечивающих полеты, объектов ЕС ОрВД, спецтранспорта и средств механизации к работе в ОЗП (ВЛП).
Перечень рекомендуемых действий.
11.2. В структурных подразделениях организации ГА рекомендуется готовить планы подготовки к работе в ОЗП (ВЛП).
11.3. В соответствии с планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП) руководящий состав организации ГА вправе организовать подготовку структурных подразделений к работе в предстоящий период, оказывать им необходимую практическую помощь и осуществлять оперативный контроль за ходом их подготовки.
11.4. Подготовку структурных подразделений организации ГА к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендовано организовать и проводить под непосредственным руководством руководителя данной организации или уполномоченного им лица.
11.5. Рекомендуется привлекать к проведению занятий наиболее подготовленных специалистов организации ГА.
11.6. Для проведения занятий разрабатываются методические материалы, которые, как правило, согласовываются с заместителями руководителя организации ГА по направлениям деятельности.
11.7. Проверка готовности структурных подразделений организации к работе в ОЗП (ВЛП) может проводиться комиссией, назначаемой руководителем организации.
11.8. Результаты проверки готовности структурных подразделений к работе в предстоящий период, как правило, оформляются актом.
11.9. По результатам проверки готовности структурных подразделений к работе в предстоящий период рекомендуется издавать распорядительный документ организации ГА о готовности к работе в ОЗП (ВЛП).
11.10. Информацию о готовности организации ГА к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендуется направлять в территориальный орган Росавиации.
12. Рекомендуемый подход к организации подготовки летной службы к работе в ОЗП (ВЛП).
12.1. Подготовка летного состава к полетам, связанным с сезонными метеорологическими особенностями, может проводиться в соответствии с программами подготовки летного состава, утвержденными уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами, и планом подготовки, утвержденным руководителем организации.
12.2. Перед началом подготовки к предстоящему периоду рекомендуется разрабатывать план авиационного предприятия о порядке и сроках прохождения подготовки в летной службе, разрабатывать план основных мероприятий, включающий, в том числе, доработку и ревизию обучающих и тестирующих программ.
12.3. В приоритетные направления подготовки в предстоящий период целесообразно включать:
теоретическую подготовку летного состава;
проверку знаний летного состава по особенностям выполнения полетов и эксплуатации АТ в предстоящий период;
тренировку на тренажерах;
предварительную подготовку;
летную подготовку (если предусмотрено ППЛС);
летно-техническую конференцию по обмену опытом летной и технической эксплуатации ВС в предшествующих аналогичных периодах;
допуск летного состава к работе в сезонных условиях.
Перечень рекомендуемых действий.
12.4. Тематику теоретической подготовки рекомендовано разрабатывать с учетом особенностей полетов в предстоящий период и включать вопросы по особенностям летной эксплуатации, конструкции ВС, практической аэродинамики, авиационной метеорологии, навигации, безопасности полетов, человеческого фактора на основе:
анализа состояния летной работы и безопасности полетов;
изменений, дополнений к РЛЭ, FCOM, QRH и других документов, определяющих правила выполнения полетов;
анализа средств объективного контроля;
введенных доработок и изменений конструкции ВС и их систем, вызывающих изменение правил летной эксплуатации;
анализа характерных отказов и неисправностей АТ, методов их выявления и предупреждения;
выполнения полетов с использованием MEL;
анализа особенностей выполнения полетов и эксплуатации АТ в различные периоды года;
анализа характерных отклонений и ошибок, в том числе выявленных при проведении тренажерной подготовки;
оперативных указаний и рекомендаций Росавиации и ее территориальных органов.
В конце занятий, как правило, проверяется качество усвоения материала опросом обучаемых или с применением программ тестирования.
12.5. Тренировку на тренажере (тренаж в кабине ВС) рекомендовано проводить по программам периодической тренировки применительно к условиям предстоящего периода.
12.6. После теоретической подготовки и тренировки на тренажере проводится предварительная подготовка, в ходе которой уточняются вопросы эксплуатации ВС в ОЗП (ВЛП) и особенности метеоусловий на конкретных аэродромах и воздушных трассах.
12.7. Контроль готовности членов экипажа к выполнению полетов в предстоящий период рекомендуется осуществлять в процессе розыгрыша полета, отметку о готовности производить на бланке (в журнале) предварительной подготовки.
12.8. Летную подготовку целесообразно проводить согласно программам подготовки членов экипажей ВС, утвержденным Росавиацией или ее территориальным органом.
12.9. Заключительным этапом сезонной подготовки экипажей, как правило, является летно-техническая конференция, в методической части которой представляются доклады по особенностям предстоящего периода, анализы организации летной работы и состояния безопасности полетов в прошедшие периоды, даются рекомендации по работе в предстоящий период.
12.10. Летно-техническую конференцию рекомендуется проводить с участием старших инженеров инженерно-авиационной службы (далее - ИАС) по типам ВС и инспекции по безопасности полетов эксплуатанта.
12.11. Как правило, летный состав, своевременно не прошедший подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, самостоятельно изучает материалы подготовки летной службы к работе в предстоящий период. После проверки знаний особенностей выполнения полетов и эксплуатации АТ в предстоящий период члены экипажа ВС приступают к следующим этапам подготовки.
12.12. Инструкторам тренажеров рекомендуется проходить сезонную подготовку в летных подразделениях по типам ВС и присутствовать на летно-технической конференции.
12.13. Допуск к полетам в предстоящий период, как правило, оформляется в летной книжке на основании записей о прохождении теоретической, тренажерной, предварительной подготовки и контроля готовности, летной подготовки и участия в летно-технической конференции.
12.14. Результаты подготовки летной службы рекомендуется оформлять распорядительным документом авиационного предприятия о готовности летной службы к работе в ОЗП (ВЛП).
12.15. Летную службу рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки летной службы к работе в предстоящий период, выполнены и летный состав, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошел подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.
13. Рекомендуемый подход к организации подготовки службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП).
13.1. В приоритетные направления подготовки службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:
теоретическую подготовку;
проверку знаний особенностей работы в предстоящий период;
предварительную подготовку;
проверку работы в полете;
летно-техническую конференцию;
допуск бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП);
контроль и анализ подготовки службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП).
Перечень рекомендуемых действий.
13.2. Теоретические и практические занятия с бортпроводниками рекомендуется проводить в целях:
изучения требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на ВС, при обслуживании пассажиров на борту ВС;
изучения требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на складах, ВС, в цехах бортового питания и при обслуживании пассажиров в аэровокзалах и на борту ВС;
изучения особенностей эксплуатации бытового пассажирского и буфетно-кухонного оборудования, специфики транспортировки, хранения и сроков реализации продуктов питания и напитков в ОЗП (ВЛП);
изучения основных руководящих документов, регламентирующих организацию и выполнение полетов ВС, перевозки и обслуживания пассажиров, грузов, багажа и почты, изучения правил движения спецтранспорта и средств механизации на аэродромах;
изучения результатов анализа жалоб пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и мер по их предотвращению, эффективных технологий работы, систем контроля качества.
13.3. В программы занятий могут включаться вопросы, отражающие особенности организации, обеспечения и выполнения полетов ВС в предстоящий период, вопросы, отражающие особенности организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты в ОЗП (ВЛП). Обращается внимание на изучение анализов состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных особенностями организации, обеспечения и выполнения полетов ВС в ОЗП (ВЛП).
13.4. После теоретической подготовки рекомендуется проводить летно-техническую конференцию по обмену опытом организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, культуры обслуживания пассажиров в предшествующие аналогичные периоды.
13.5. На конференции заслушиваются доклады по особенностям организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и обслуживания пассажиров в предстоящий период с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной подготовки бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП), даются рекомендации по работе в предстоящий период.
13.6. Летно-техническую конференцию рекомендуется проводить с представителями летной службы, службы организации перевозок и (или) авиационных работ, службы обеспечения бортовым питанием и других служб, организующих и обеспечивающих полеты ВС.
13.7. После проведения теоретической подготовки и летно-технической конференции у бортпроводников, как правило, проверяются знания особенностей перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и обслуживания пассажиров в предстоящий период.
13.8. После проверки у бортпроводников знаний особенностей перевозки в ОЗП (ВЛП) пассажиров, грузов, багажа и почты рекомендуется проводить предварительную подготовку, на которой уточняются вопросы эксплуатации внутреннего оборудования пассажирских кабин, аварийного оборудования и снаряжения ВС.
13.9. Бортпроводникам, своевременно не прошедшим подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки службы к работе в предстоящий период.
13.10. Службу бортпроводников рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены и бортпроводники, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.
13.11. Как правило, на основании записей о прохождении бортпроводниками теоретической подготовки, участия в летно-технической конференции (отметки о самостоятельном изучении материалов теоретической подготовки и летно-технической конференции), результатах проверки знаний особенностей работы в ОЗП (ВЛП), предварительной подготовки, издается распорядительный документ организации ГА о готовности службы бортпроводников к работе в ОЗП (ВЛП).
14. Рекомендуемый подход к организации подготовки инженерно-авиационной службы к работе в ОЗП (ВЛП).
14.1. В приоритетные направления подготовки ИАС к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:
теоретическую подготовку инженерно-технического персонала (далее - ИТП) к эксплуатации АТ в предстоящий период;
техническую конференцию внутри организации по изучению опыта технической эксплуатации АТ в прошлых аналогичных периодах;
проверку знаний ИТП по особенностям эксплуатации АТ в предстоящий период;
подготовку АТ к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);
подготовку наземной материально-технической базы ИАС к эксплуатации в предстоящий период;
контроль и анализ подготовки ИАС к работе в ОЗП (ВЛП).
Перечень рекомендуемых действий.
14.2. Теоретическая подготовка ИТП к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой, проводимой в ИАС с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности ИТП.
14.3. Для ИТП рекомендуется организовать и проводить занятия по изучению особенностей технической эксплуатации АТ в предстоящий период. Проведение занятий, как правило, поручается наиболее подготовленным специалистам ИАС.
14.4. Особое внимание, как правило, обращается на подготовку ИТП для эксплуатации ВС иностранного производства, знание английского языка персоналом, участвующим в обслуживании ВС иностранного производства.
14.5. Для проведения занятий рекомендуется разрабатывать наглядные пособия, плакаты, показывающие характерные особенности технической эксплуатации ВС, выполнения дополнительных работ, устранения недостатков и отказов АТ, наиболее часто встречающихся при ТО ВС.
14.6. В программы занятий целесообразно включать вопросы, отражающие особенности работы и ТО АТ.
14.7. Рекомендуется обращать внимание на изучение порядка эксплуатации средств подогрева, обучать правилам и методам борьбы с обледенением ВС на земле, использованию противообледенительных жидкостей, разрешенных к применению в соответствующий период. Разъяснять ИТП необходимость исключения практики отказа от противообледенительной обработки ВС, основанного только на решении экипажа не выполнять такую обработку - поверхность ВС должна быть чистой.
14.8. Целесообразно обращать внимание на строгое соблюдение мер пожарной безопасности при ТО ВС, грамотную эксплуатацию топливной, высотной, гидравлической, водяной и противообледенительной систем ВС, систем управления, анероидно-мембранных приборов. При этом необходимо проводить разбор причин отказов АТ, связанных с нарушением правил эксплуатации систем ВС, уделять внимание изучению правил и особенностей буксировки ВС и опробования двигателей на месте стоянки, а также правил техники безопасности.
14.9. После прохождения теоретической подготовки внутри организации рекомендуется проводить техническую конференцию по обмену опытом технической эксплуатации АТ в предшествующих аналогичных периодах.
14.10. Как правило, на конференции заслушиваются доклады по особенностям технической эксплуатации ВС в ОЗП (ВЛП), а также в переходный период, с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил эксплуатации АТ в полете и на земле в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной подготовки АТ к эксплуатации в ОЗП (ВЛП), даются рекомендации по работе в предстоящий период.
14.11. Техническую конференцию целесообразно проводить с участием старших бортинженеров (бортмехаников) летных служб (в случае их наличия в составе организации), а также служб, обеспечивающих полеты ВС.
14.12. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у ИТП рекомендуется проверять знания особенностей эксплуатации, ТО АТ. Результаты проверки и оценка записываются в журнал технической учебы.
14.13. ИТП, своевременно не прошедшему подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки ИАС к работе в предстоящий период.
14.14. В организации ГА целесообразно составлять график подготовки самолетно-вертолетного парка (АТ) к работе в ОЗП (ВЛП) с учетом особенностей технической эксплуатации АТ российского и иностранного производства, который, как правило, согласуется с заместителем руководителя эксплуатанта по поддержанию летной годности воздушных судов. При подготовке АТ к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) на ВС рекомендовано выполнять работы, связанные с особенностями их эксплуатации в предстоящий период, предписанные эксплуатационной документацией.
14.15. При необходимости на ВС каждого типа, в том числе и для ВС иностранного производства, может выполняться дополнительный перечень и объем работ, предусмотренных для качественной подготовки АТ в конкретных условиях эксплуатации (климатические условия, специфика эксплуатации, условия работы, районы базирования и другие). Перечень дополнительных работ разрабатывается каждой организацией индивидуально на основании опыта эксплуатации, результатов реализации программы надежности, СУБП.
Рекомендуется в перечень дополнительных работ при подготовке к ОЗП (ВЛП) включать просушку термо-звуковой изоляции ВС, в целях сокращения количества конденсата, попадаемого в пассажирский салон.
14.16. Рекомендуется проводить дефектацию ВС и их систем, бытового и буфетно-кухонного оборудования. Устранять все неисправности, отложенные по перечням минимально исправного оборудования воздушных судов. Отдельное внимание уделять устранению замечаний по салону ВС.
14.17. Целесообразно выполнять работы по организационно-распорядительным документам Росавиации в области поддержания летной годности ВС.
14.18. Рекомендуется проводить проверку эксплуатационной и ремонтной документации (ЭРД), наличие формуляров и паспортов (талонов летной годности) на комплектующие изделия, правильности их ведения. Уделяется внимание своевременности и полноте выполнения ТО, наличию ресурсов и сроков службы комплектующих изделий, аутентичности компонентов ВС. Производить проверку правильности ведения журналов ВС: бортового, кабинного, санитарного (при наличии), повреждений конструкции ВС и т.д.
14.19. Несмотря на то, что техническое обслуживание должно производиться только на основании актуальной эксплуатационной документации, рекомендовано производить дополнительную сверку используемой эксплуатационной или ремонтной документации с эталонными экземплярами производится при каждой сезонной подготовке.
14.20. На всех ВС рекомендуется проводить проверку наличия, исправности и работоспособности съемного оборудования, чехлов, заглушек, бортового аварийно-спасательного оборудования и радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего полеты по международным воздушным линиям.
14.21. Сезонное авиационно-техническое имущество после соответствующей обработки целесообразно укомплектовывать и сдавать на хранение на технические склады.
14.22. Каждое ВС, подготовленное к эксплуатации в ОЗП (ВЛП), рекомендуется осматривать комплексной комиссией, состоящей из представителей ИАС, летной службы и службы бортпроводников, представителей службы охраны труда (лица, ответственного за состояние охраны труда) и медицинской службы (врача, осуществляющего контроль за медицинским обеспечением полетов и соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации), назначаемой, как правило, распорядительным документом организации ГА.). Председателем комиссии рекомендуется назначать руководителя ИАС или одного из его заместителей. О недостатках, обнаруженных при осмотре, производить запись в бортовом журнале.
14.23. ВС, как правило, считается подготовленным к эксплуатации в ОЗП (ВЛП), если работы, предусмотренные программой ТО в области поддержания летной годности ВС, выполнены в полном объеме, устранены все ранее отложенные неисправности по MEL (NEF), ВС осмотрено комплексной комиссией, недостатки, обнаруженные при осмотре, устранены и в бортовом журнале (формуляре ВС) произведена запись "Самолет (вертолет) к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) подготовлен", указаны вид выполненного ТО, дата и подпись ответственного лица.
14.24. Рекомендуется проверять состояние зданий, сооружений и помещений ИАС (ангаров, доков, тепляков), предангарных и гоночных площадок, струеотклоняющих щитов, инженерных сетей, а также работоспособность и пожарную безопасность отопительных систем и приборов, электронагревателей, систем вентиляции и кондиционирования.
Проверку рекомендовано проводить с представителями службы охраны труда (лица, ответственного за состояние охраны труда и экологии в организации ГА) и медицинской службы (врача, осуществляющего контроль за медицинским обеспечением полетов и соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации). По результатам проверки, как правило, составляется акт с указанием сроков устранения отмеченных недостатков.
14.25. С учетом особенностей работы в предстоящий период целесообразно уточнять перечни неснижаемого запаса запасных частей (ЗИП), агрегатов и материалов, возвратно-обменного фонда и принимаются меры по их укомплектованию.
14.26. Подготовку и ремонт наземного оборудования, средств механизации, подъемных транспортных средств (стремянок, средств подогрева и удаления обледенения, гидроподъемников, швартовочных приспособлений, якорных креплений, электроталей, электроколонок, колодок) рекомендуется организовывать и проводить в соответствии с календарными планами работ и регламентами ТО. Уделять внимание качеству подготовки средств подогрева двигателей и кабин ВС.
14.27. Проверку комплектности и работоспособности средств наземного обслуживания ВС иностранного производства целесообразно проводить при подготовке ИАС к работе в ОЗП (ВЛП).
Рекомендуется организовывать проведение проверки исполнения установленных требований в части практического применения процедур противообледенительной обработки ВС.
14.28. Рекомендуется проводить проверку полноты обслуживания всего стендового оборудования и средств контроля в соответствии с требованиями руководств по эксплуатации. Проверять сроки службы оборудования и его соответствие нормам технических параметров.
14.29. Целесообразно проверять технические средства, применяемые для проведения аварийно-спасательных и эвакуационных работ.
По результатам выполненных работ рекомендуется оформлять акты проверки и комплектности: ЭРД, КПА и инструмента, СНОП, технических средств аварийно-спасательных и эвакуационных работ, состояния зданий, помещений и гоночных площадок, личных дел и свидетельств ИТП со своевременностью прохождения курсов повышения квалификации.
14.30. ИАС рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если:
мероприятия, намеченные планом подготовки ИАС к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены;
90% приписного парка ВС, исключая находящиеся на хранении или ТО, подготовлены к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);
ИТП, исключая временно отсутствующих по уважительной причине во время проведения занятий по подготовке к ОЗП (ВЛП), прошел подготовку в полном объеме и сдал зачеты по эксплуатации АТ;
наземное оборудование и средства механизации для ТО ВС отремонтированы;
состояние зданий, сооружений и помещений ИАС позволяет выполнять работы по ТО АТ.
15. Рекомендуемый подход к организации подготовки органов диспетчерского ОВД к работе в ОЗП (ВЛП).
15.1. В приоритетные направления подготовки органов диспетчерского ОВД к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:
теоретические занятия диспетчеров управления воздушным движением (далее - УВД) по особенностям работы в предстоящий период;
тренажерную подготовку;
техническую конференцию по обмену опытом диспетчерского ОВД в предшествующих аналогичных периодах и подведение итогов подготовки к работе в предстоящий период;
контроль подготовки и анализ готовности органов диспетчерского ОВД к работе в ОЗП (ВЛП).
Перечень рекомендуемых действий.
15.2. В программы занятий рекомендовано включать вопросы, отражающие особенности обеспечения и выполнения полетов ВС, вопросы, отражающие местные особенности диспетчерского ОВД в ОЗП (ВЛП).
15.3. После завершения программы теоретических занятий с диспетчерами УВД целесообразно проводить техническую конференцию по обмену опытом диспетчерского ОВД в предшествующих аналогичных периодах.
15.4. На конференции, как правило, заслушиваются доклады по особенностям диспетчерского ОВД в предстоящий период с разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий, случаев нарушений правил, регламентирующих организацию воздушного движения, с акцентом внимания на особенностях диспетчерского ОВД в ОЗП (ВЛП), даются рекомендации по работе в предстоящий период, взаимодействию со службами, обеспечивающими полеты ВС.
15.5. Техническая конференция проводится, как правило, с участием представителей службы метеообеспечения и службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи. Для рассмотрения вопросов, отражающих особенности летной и технической эксплуатации ВС и другой АТ в ОЗП (ВЛП), согласования вопросов взаимодействия при организации полетов по видам авиационных работ, на техническую конференцию могут привлекаться представители летной службы, а также представители других служб, обеспечивающих полеты ВС.
15.6. Диспетчерам УВД, своевременно не прошедшим подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительным причинам, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки к работе в предстоящий период.
15.7. В процессе подготовки к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендовано проверять состояние соответствующих зданий, сооружений и помещений, работоспособность и пожарную безопасность отопительных систем и приборов, электрических нагревателей, систем вентиляции и кондиционирования.
Проверку рекомендуется производить с представителями службы охраны труда (лицом, ответственным за состояние охраны труда в организации) и медицинской службы (врачом, осуществляющим контроль за медицинским обеспечением полетов и соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации). По результатам проверок рекомендуется составлять акт с указанием сроков устранения отмеченных недостатков.
15.8. По результатам подготовки, как правило, оформляется распорядительный документ руководителя организации о готовности организации (соответствующего подразделения организации) к работе в ОЗП (ВЛП).
Распорядительного документа руководителя организации о персональном допуске к работе в ОЗП (ВЛП) диспетчеров УВД, как правило, не требуется.
15.9. Целесообразность и возможный формат организации подготовки конкретного органа полетно-информационного ОВД к работе в ОЗП (ВЛП) определяет работодатель (поставщик аэронавигационного обслуживания).
16. Рекомендуемый подход к организации подготовки службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (далее - ЭРТОС) к работе в ОЗП (ВЛП).
16.1. В приоритетные направления работ (план подготовки службы ЭРТОС к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:
организационные мероприятия (технические конференции, разборы с ИТП, профессиональная учеба);
подготовку (обучение, тренировка) ИТП службы ЭРТОС с учетом особенностей работы и эксплуатации средств РТОП и авиационной электросвязи в предстоящий период и в аварийных ситуациях;
подготовку объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);
проверку технического состояния, соответствия действующим нормам (требованиям) и, при необходимости, ремонт объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи, подъездных путей к ним, зданий, сооружений, антенно-фидерных устройств, линейно-кабельных сооружений, электросетей, основных и резервных источников электроснабжения объектов, электрозащитных, отопительных устройств, систем и средств пожарной защиты, охраны труда;
обеспечение объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи ЗИП, ГСМ и необходимым имуществом;
контроль за выполнением планов, проверка готовности службы ЭРТОС к работе в предстоящий период.
Перечень рекомендуемых действий.
16.2. Теоретическая и практическая подготовка ИТП службы ЭРТОС к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической и практической подготовкой, проводимой в службе ЭРТОС с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности ИТП.
16.3. Занятия рекомендовано проводить руководящим составом службы ЭРТОС и служб, обеспечивающих полеты. Состав специалистов для проведения занятий с ИТП службы ЭРТОС, как правило, определяется распорядительным документом организации ГА.
16.4. Рекомендуется разрабатывать методические материалы для занятий, которые, как правило, согласовываются с заместителем руководителя организации ГА, ответственным за РТОП ВС.
16.5. В программы занятий целесообразно включать вопросы, отражающие особенности обеспечения и выполнения полетов ВС, а также вопросы, отражающие особенности эксплуатации объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи в ОЗП (ВЛП).
Как правило, с ИТП службы ЭРТОС изучаются анализы состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельства и причины авиационных происшествий и инцидентов, обусловленных особенностями эксплуатации средств РТОП и связи в ОЗП (ВЛП).
Проводится разбор причин характерных отказов и неисправностей объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи, связанных с нарушением правил ОВД, нарушением правил эксплуатации средств радионавигации и посадки, наблюдения, авиационной электросвязи, электротехнического обеспечения полетов, систем и средств автоматизации УВД в ОЗП (ВЛП).
16.6. После теоретической подготовки рекомендовано проводить техническую конференцию по обмену опытом эксплуатации объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи в предшествующие аналогичные периоды.
16.7. На конференции, как правило, заслушиваются доклады по особенностям эксплуатации объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий, случаев повреждения ВС на земле и нарушений порядка использования воздушного пространства из-за нарушения правил ОВД, правил эксплуатации средств радионавигации и посадки, наблюдения, авиационной электросвязи, электротехнического обеспечения полетов, систем и средств автоматизации УВД в ОЗП (ВЛП), даются указания ИТП службы ЭРТОС по работе в предстоящий период, взаимодействию со службами, обеспечивающими полеты ВС.
16.8. Техническая конференция проводится, как правило, совместно с технической конференцией службы движения.
16.9. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у ИТП службы ЭРТОС руководящему составу организации ГА рекомендуется проверять навыки и знания особенностей эксплуатации средств радионавигации и посадки, наблюдения, авиационной электросвязи, электротехнического обеспечения полетов, систем и средств автоматизации УВД в предстоящий период.
16.10. ИТП службы ЭРТОС, своевременно не прошедший подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в составе подразделения по уважительным причинам, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки службы ЭРТОС к работе в предстоящий период.
16.11. Как правило, руководителем организации издается распорядительный документ о готовности службы ЭРТОС к работе в предстоящий период на основании письменного доклада руководителей служб ЭРТОС руководителю организации о выполнении плана подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП) и утвержденного руководителем организации акта проверки готовности службы ЭРТОС к ОЗП (ВЛП).
16.12. Службу ЭРТОС рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если все мероприятия, предусмотренные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, объекты и средства РТОП и авиационной электросвязи подготовлены к эксплуатации в предстоящий период и обеспечивают надежное функционирование объектов и средств РТОП и авиационной электросвязи, ИТП службы ЭРТОС, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошел подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.
17. Рекомендуемый подход к организации подготовки наземных служб (аэродромной, спецтранспорта, электросветотехнического обеспечения полетов, эксплуатации зданий и сооружений) к работе в ОЗП (ВЛП).
17.1. В приоритетные направления подготовки наземных служб к ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:
планирование мероприятий по подготовке наземных служб к ОЗП (ВЛП);
теоретическую подготовку работников наземных служб к предстоящему периоду;
практические мероприятия по подготовке к предстоящему периоду аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, спецтранспорта и средств механизации, электросветотехнического оборудования, систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации, водосточно-дренажных систем аэродромов, аварийных источников энергоснабжения аэродрома;
проверку знаний персоналом наземных служб требований нормативных документов, регламентирующих их деятельность; особенностей эксплуатации аэродромов, спецтранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, электросветотехнического оборудования, систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации, водосточно-дренажных систем аэродромов, аварийных источников энергоснабжения аэродрома;
проверку технического состояния спецтранспорта и средств механизации наземных служб, в том числе работоспособности средств внутриаэропортовой радиосвязи с органом ОВД, диспетчерами служб, с должностным лицом службы, ответственным за производство работ;
планирование мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов и защите от диких животных;
контроль и анализ хода подготовки наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП);
допуск работников наземных служб и спецтранспорта к работе в предстоящий период.
Перечень рекомендуемых действий.
17.2. Рекомендуется разрабатывать план подготовки наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП), при составлении которого необходимо предусматривать мероприятия, направленные на исключение ранее имевших место недостатков.
17.3. Теоретическая подготовка работников наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой, проводимой в службах с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности специалистов.
Занятия рекомендовано проводить руководящим составом и наиболее подготовленными специалистами наземных служб.
17.4. В процессе проведения теоретической подготовки, как правило, изучаются особенности эксплуатации и содержания в ОЗП (ВЛП) аэродромов, спецтранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций.
Повторно изучаются технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты ВС (с произошедшими изменениями); руководство по аэродрому в части касающейся деятельности конкретного подразделения организации; инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме; правила подъезда (отъезда) спецтранспорта к ВС; схема расстановки и организации движения на аэродроме ВС, спецтранспорта и средств механизации; анализы состояния обеспечения безопасности полетов ВС, обстоятельства и причины авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, задержек вылетов ВС по вине наземных служб в предшествующие аналогичные периоды.
Проводится разбор причин характерных отказов и неисправностей средств аэродромного и электросветотехнического обеспечения полетов ВС; причин, связанных с нарушениями правил эксплуатации аэродромов, спецтранспорта, средств механизации, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, электроустановок и аварийных источников энергоснабжения в ОЗП (ВЛП).
17.5. По окончании теоретической подготовки у работников наземных служб рекомендуется проверять знания особенностей работы в предстоящий период и нормативных документов, регламентирующих их деятельность.
Результаты проверки знаний, как правило, оформляются протоколами.
17.6. С работниками служб, своевременно не прошедшими подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендовано проводить дополнительные мероприятия по подготовке к работе в предстоящий период.
17.7. Как правило, персонал служб (подразделений) допускается к работе в ОЗП (ВЛП) распорядительным документом по итогам проверки знаний.
17.8. Подготовка к предстоящему периоду аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, спецтранспорта и средств механизации, электросветотехнического оборудования, систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации, водосточно-дренажных систем аэродромов, аварийных источников энергоснабжения аэродрома осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих деятельность наземных служб.
17.9. Рекомендовано проводить ревизию технического состояния инженерных сооружений и систем водопровода, канализации, теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования, котельного оборудования, природоохранных объектов. При обнаружении недостатков принимать меры по их устранению.
17.10. Целесообразно проводить обследование состояния искусственных покрытий ВПП, РД, МС, перронов, концевых полос торможения, грунтовых элементов летного поля аэродромов, водосточно-дренажной сети.
Проверять состояние дневной маркировки аэродромных покрытий, маркировочное оборудование грунтовых аэродромов, светоограждение высотных препятствий. Обновлять маркировки аэродромов осуществляется к каждому периоду эксплуатации.
По результатам подготовки объектов аэродрома к ОЗП (ВЛП), как правило, оформляются акты с указанием несоответствий требованиям нормативных документов.
Рекомендуется принимать меры по устранению несоответствий, влияющих на безопасность полетов, в том числе принятие эквивалентных мер.
17.11. Как правило, проводится сезонное ТО спецтранспорта и аэродромных средств механизации, светосигнального и электротехнического оборудования в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей с последующей записью в формулярах о проделанной работе.
ТО спецтранспорта и средств механизации к работе к ОЗП (ВЛП) рекомендуется осуществлять в соответствии с предварительно составленным графиком.
Особое внимание целесообразно уделять подготовке средств измерения коэффициента сцепления на ИВПП, проводить их ТО, при необходимости метрологическую поверку и калибровку приборов в соответствии с разработанными графиками.
17.12. На аэродроме и прилегающей к нему территории рекомендуется проверять состояние предупреждающих дорожных знаков, разметка пешеходных переходов и обновлять их покраску.
17.13. При подготовке к работе в ОЗП рекомендовано:
в соответствии с годовыми планами в летнее время и непосредственно в период подготовки к ОЗП выполнять работы по текущему ремонту элементов аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, внутриаэропортовых и подъездных дорог, водосточно-дренажной сети, систем светосигнального оборудования, объектов тепло-, энерго- и водоснабжения, канализационных сетей;
проводить подготовку (ремонт) техники зимнего содержания аэродромов;
разрабатывать (уточнять) план зимнего содержания аэродрома и технологические карты, в которых определяется очередность очистки элементов летного поля при выпадении осадков, указываются процедуры и ограничения, вводимые при интенсивных осадках, количество техники, и персонала участвующего в подготовке аэродрома к полетам, производится расчет времени на очистку элементов летного аэродрома и противогололедную обработку в зависимости от количества и вида выпавших осадков, температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра;
заготавливать необходимое количество химических реагентов для противогололедной обработки элементов летного поля, ГСМ для резервных электроустановок. При этом необходимое количество химических реагентов определяется на основе статистических данных за предыдущие периоды, с учетом вновь введенных и выведенных из эксплуатации элементов летного поля; уточняются планы поставки котельного топлива на ОЗП, заготавливаются его необходимые запасы.
17.14. При подготовке к работе в ВЛП рекомендовано:
после схода снежного покрова проводить дефектовку искусственных покрытий ИВПП, РД, МС и перронов, внутрипортовых дорог, проверять состояние грунтовой части летного поля, элементов водосточно-дренажной сети;
планировать работы по текущему ремонту элементов аэродрома, восстановлению ровности поверхности грунтовых элементов летного поля и выполнению агротехнических мероприятий на грунтовых элементах аэродромах;
осуществлять заготовку материалов для текущего ремонта аэродрома, аэродромных зданий и сооружений, инженерных сетей в ВЛП;
обновлять дневную маркировку искусственных покрытий аэродрома, окраску арматуры огней светотехнических систем посадки, маркировку осветительных мачт, аэродромных зданий и сооружений, подлежащих маркировке;
заканчивать полугодовой регламент по обслуживанию светотехнических систем и проводить при необходимости работы по улучшению изоляции кабельных колец электропитания огней.
17.15. Рекомендуется руководству организации ГА проводить смотр спецтранспорта и средств механизации с целью определения их готовности к работе в предстоящий период, замечания к состоянию спецтранспорта и средств механизации заносить в акт смотра. На основании акта смотра разрабатывать план устранения замечаний со сроками исполнения. По решению руководства организации ГА может быть проведен повторный смотр.
Как правило, подготовленный спецтранспорт и средства механизации допускаются к работе в ОЗП (ВЛП) распорядительным документом по организации, составляется утвержденный руководителем организации ГА табель выделения спецтранспорта к работе на предстоящий период.
17.16. Наземные службы рекомендуется считать подготовленными к работе в предстоящий период, если:
запланированные мероприятия по подготовке аэродромов, спецтранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, систем светосигнального оборудования, объектов тепло-, энерго- и водоснабжения, канализационных сетей, аварийных источников энергоснабжения, внутриаэропортовых дорог и подъездных путей к объектам выполнены в полном объеме;
коэффициент исправности аэродромной техники, укомплектованность водительским составом, а также укомплектованность обслуживающим персоналом котельных составляет 90%;
подготовлено не менее 85% спецтранспорта;
создан необходимый запас химических реагентов для противогололедной обработки искусственных покрытий летного поля, противообледенительной обработки ВС и котельного топлива при подготовке к ОЗП;
спецтранспорт, работающий на летном поле в границах летной полосы, РД, на перронах и МС оборудован средствами связи и проблесковыми огнями;
проведена подготовка личного состава служб;
персонал и спецтранспорт по итогам подготовки к предстоящему периоду комиссиями организации признаны подготовленными к работе в ОЗП (ВЛП) и приказами по организации допущены к работе в предстоящий период.
18. Рекомендуемый подход к организации подготовки организаций по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в ОЗП (ВЛП).
18.1. В приоритетные направления подготовки организаций, служб ГСМ и топливозаправочных комплексов (далее - ТЗК) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок к работе в ОЗП (ВЛП), как правило, включаются:
издание распорядительного документа о начале подготовки к работе в предстоящий период, назначении комиссии по проверке знаний ИТП, технического персонала и проверке готовности организаций, служб ГСМ и ТЗК, а также о назначении ответственных за проведение инструктажа и технической учебы;
составление плана подготовки организаций, служб ГСМ и ТЗК;
теоретическую подготовку ИТП;
проверку знаний ИТП и технического персонала по особенностям авиатопливообеспечения в предстоящий период;
подготовку объектов авиатопливообеспечения, технических средств и оборудования организаций, служб ГСМ и ТЗК;
проверку технического состояния передвижных средств заправки ВС;
контроль и анализ подготовки организаций, служб ГСМ и ТЗК к работе в ОЗП (ВЛП) с составлением акта и утверждением руководителями;
допуск специалистов организаций, служб ГСМ и ТЗК к работе в ОЗП (ВЛП) (как правило, распорядительным документом).
18.2. Рекомендуется после издания распорядительного документа и утверждения плана подготовки организаций, служб ГСМ и ТЗК к работе в предстоящий период проводить разбор с ИТП, на котором ставятся задачи перед исполнителями и задача сбора информации по материально-техническому обеспечению для реализации выполнения плановых мероприятий.
Перечень рекомендуемых действий.
18.3. Теоретическая подготовка ИТП к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой технического персонала организаций, служб ГСМ и ТЗК с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности ИТП и технического персонала.
Для ИТП и технического персонала рекомендовано проводить занятия (техническую учебу) по изучению особенностей авиатопливообеспечения в предстоящий период. Занятия рекомендовано проводить подготовленным специалистам организаций, служб ГСМ и ТЗК. Тематику теоретической подготовки ИТП к работе в ОЗП (ВЛП) рационально разрабатывать в соответствии с типовыми тематическими планами и программами и включать в план профессиональной подготовки специальным разделом.
18.4. После проведения технической учебы и инструктажа ИТП и технического персонала рекомендовано осуществлять проверку знаний особенностей авиатопливообеспечения в предстоящий период.
18.5. ИТП и технический персонал организаций, служб ГСМ и ТЗК, своевременно не прошедший подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, могут самостоятельно изучить материалы подготовки к работе в предстоящий период и пройти проверку знаний, результат которой, как правило, оформляется дополнительным протоколом.
18.6. В организациях, службах ГСМ и ТЗК целесообразно проводить плановое и сезонное ТО зданий и сооружений, технологического оборудования и контрольно-измерительных средств (согласно регламенту).
18.7. На временных аэродромах и площадках рекомендуется осуществлять мероприятия по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки ВС авиаГСМ при выполнении авиационных работ.
18.8. Обеспечение авиаГСМ на оперативных точках, заправка в которых производится техническим персоналом служб ГСМ или ТЗК, как правило, разрешается только после приемки в эксплуатацию средств хранения, выдачи, транспортировки и заправки авиаГСМ и после издания руководителем организации ГА распорядительного документа о назначении ответственных лиц для работы с авиаГСМ.
18.9. Обеспечение авиаГСМ на оперативных точках, заправка в которых производится техническим персоналом заказчика, как правило, проводится на основании договора, включающего требования по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества и заправки ВС авиаГСМ при выполнении авиационных работ.
18.10. В организациях, службах ГСМ и ТЗК рекомендовано осуществлять проверку наличия, комплектности и работоспособности всех технических средств, предусмотренных на объектах авиатопливообеспечения.
18.11. При подготовке к работе в ОЗП (ВЛП), рекомендуется создать необходимый запас специальных жидкостей (ПОЖ и ПВКЖ), оформлять допуски к работе с указанными жидкостями, контролировать их качество в емкостях хранения и расходных бачках.
18.12. В соответствии с графиком рационально осуществлять зачистку резервуаров хранения авиа и автоГСМ, ТЗ, АТЦ, МЗ, расходных баков ПВКЖ.
18.13. В соответствии с графиком рекомендуется производить проверку контрольно-измерительных приборов.
18.14. Рекомендуется проводить уборку территории, дорог и текущий ремонт зданий, сооружений, обвалований резервуарных парков, окраска оборудования, ремонт ограждений.
18.15. Рекомендуется проводить проверку нормативно-технической и технологической документации, правильности ее ведения, внесения в нее поступающих изменений и дополнений.
18.16. На объектах авиатопливообеспечения рекомендуется проверять наличие и состояние противопожарных средств, отопительных систем, систем вентиляции и кондиционирования. Проверку рекомендовано проводить с представителем службы охраны труда (лицом, ответственным за состояние охраны труда) и представителем пожарной службы.
По результатам проверки организация вправе издать акт с указанием сроков устранения отмеченных недостатков.
18.17. С учетом особенностей работы в предстоящий период целесообразно уточнять перечни неснижаемого запаса авиаГСМ и спецжидкостей.
18.18. В соответствии с планом полетов ВС в предстоящий период рационально производить расчет потребного количества спецтранспорта для обеспечения регулярности полетов и подается заявка в соответствующее подразделение (предприятие).
18.19. Организации, службы ГСМ и ТЗК рекомендуется считать подготовленными к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены. Проведены профилактические мероприятия по подготовке средств приемки, хранения, транспортировки, фильтрации, заправки и контроля качества авиаГСМ к работе в предстоящий период. Имеются утвержденные технологические карты, должностные инструкции. Специалисты служб ГСМ и ТЗК, исключая временно отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку в полном объеме и обладают достаточными теоретическими знаниями и практическими навыками по выполнению возложенных на них функциональных обязанностей.
19. Рекомендуемый подход к организации подготовки организации перевозок и (или) организации авиационных работ к работе в ОЗП (ВЛП).
19.1. В приоритетные направления подготовки службы организации перевозок (далее - СОП) и (или) организации авиационных работ (далее - СОАР) к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:
теоретическую подготовку;
техническую конференцию по обмену опытом организации перевозок и (или) авиационных работ в предшествующих аналогичных периодах;
проверку знаний особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ, особенностей эксплуатации средств механизации и автоматизации технологических процессов в ОЗП (ВЛП);
допуск работников службы к работе в предстоящий период;
подготовку производственных помещений, оборудования, средств механизации и автоматизации технологических процессов к эксплуатации в предстоящий период;
контроль и анализ подготовки СОП и (или) СОАР к работе в ОЗП (ВЛП).
Перечень рекомендуемых действий.
19.2. Рекомендованные теоретические и практические занятия с работниками СОП (СОАР) проводятся в целях изучения:
особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ в ОЗП (ВЛП) и отработки взаимодействия служб в случаях задержки ВС, скопления пассажиров (грузов);
требований по охране труда и техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на складах и ВС, при обслуживании пассажиров в аэровокзалах, посадке пассажиров на ВС и высадке;
особенностей эксплуатации средств механизации и автоматизации технологических процессов при обслуживании пассажиров, грузов, багажа и почты, средств бытового пассажирского и буфетно-кухонного оборудования в ОЗП (ВЛП);
основных руководящих документов, регламентирующих организацию и обеспечение полетов ВС, перевозок и обслуживания пассажиров, грузов, багажа и почты, изучения правил движения спецтранспорта и средств механизации на аэродромах;
результатов анализа жалоб пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и мероприятий в отношении факторов, которые стали причиной данных жалоб, эффективных технологий работы, систем контроля качества.
19.3. В план подготовки авиационного персонала рекомендовано включать вопросы, отражающие особенности организации и обеспечения полетов ВС в предстоящий период, вопросы, отражающие особенности организации перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и (или) организации авиационных работ в ОЗП (ВЛП). Рекомендуется обращать внимание на изучение анализов состояния обеспечения безопасности полетов ВС в предшествующие аналогичные периоды, обстоятельств и причин авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, обусловленных особенностями эксплуатации аэродромных средств механизации, спецтранспорта, средств механизации и автоматизации технологических процессов в ОЗП (ВЛП).
19.4. После теоретической подготовки рекомендовано проводить техническую конференцию по обмену опытом организации перевозок и (или) организации авиационных работ в предшествующие аналогичные периоды.
19.5. На конференции, как правило, заслушиваются доклады по особенностям организации перевозок и (или) организации авиационных работ в предстоящий период с подробным разбором авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной профессиональной подготовки работников СОП (СОАР) к работе в ОЗП (ВЛП), даются указания по работе в предстоящий период.
19.6. Техническую конференцию рекомендовано проводить с представителями службы бортпроводников, службы спецтранспорта, службы авиационной безопасности, а также служб, обеспечивающих полеты ВС.
19.7. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у работников СОП (СОАР) рекомендуется проверять знания особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ, особенностей эксплуатации средств механизации и автоматизации технологических процессов в ОЗП (ВЛП), перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и обслуживания пассажиров в предстоящий период.
19.8. Работникам СОП (СОАР), своевременно не прошедшим подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки службы к работе в предстоящий период и после этого, как правило, проходят проверку знаний особенностей организации перевозок и (или) организации авиационных работ в предстоящий период.
19.9. СОП (СОАР) рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, средства механизации и автоматизации технологических процессов подготовлены к эксплуатации в предстоящий период и работники СОП (СОАР), исключая отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.
19.10. Как правило, на основании прохождения теоретической подготовки, участия в технической конференции (отметки о самостоятельном изучении материалов теоретической подготовки и технической конференции), результатов проверки у работников СОП (СОАР) знаний особенностей организации перевозок и (или) авиационных работ в предстоящий период, издается распорядительный документ организации о готовности СОП (СОАР) к работе в ОЗП (ВЛП).
20. Рекомендуемый подход к организации подготовки региональной поисково-спасательной базы (далее - РПСБ) и службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП) к работе в ОЗП (ВЛП).
20.1. В приоритетные направления подготовки РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:
теоретическую подготовку специалистов РПСБ и СПАСОП;
техническую конференцию по обмену опытом организации поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ в предшествующие аналогичные периоды;
проверку знаний специалистов РПСБ и СПАСОП по особенностям поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ и противопожарного обеспечения объектов в ОЗП (ВЛП);
практические занятия с личным составом РПСБ, пожарно-спасательных и аварийно-спасательных расчетов по проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ;
подготовку пожарной техники, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания к эксплуатации в ОЗП (ВЛП);
контроль готовности РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП);
допуск РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП).
Перечень рекомендуемых действий.
20.2. Теоретическая подготовка специалистов РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой, проводимой с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности специалистов РПСБ и СПАСОП к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ.
20.3. Тематику теоретической подготовки специалистов РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП) рекомендовано разрабатывать в соответствии с типовыми тематическими планами и программами подготовки на год и включать в план профессиональной подготовки специальным разделом.
20.4. В тематику занятий могут включаться вопросы, отражающие особенности проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ и противопожарного обеспечения объектов в ОЗП (ВЛП).
20.5. После прохождения теоретической подготовки рекомендуется проводить техническую конференцию по обмену опытом организации и проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ противопожарного обеспечения объектов в ОЗП (ВЛП).
20.6. На конференции, как правило, заслушиваются доклады по особенностям эксплуатации пожарной техники, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания в ОЗП (ВЛП) с подробным анализом авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и случаев повреждения ВС на земле из-за нарушения правил эксплуатации пожарной техники, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания в предшествующие аналогичные периоды, неудовлетворительной подготовки личного состава РПСБ, пожарно-спасательных и аварийно-спасательных расчетов к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ.
20.7. После проведения теоретической подготовки и технической конференции у специалистов РПСБ и СПАСОП рекомендовано проверять знания особенностей проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ и противопожарного обеспечения объектов в ОЗП (ВЛП).
20.8. Специалистам РПСБ и СПАСОП, не прошедшим по уважительной причине подготовку к работе в ОЗП (ВЛП), рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки РПСБ и СПАСОП к работе в предстоящий период и пройти проверку знаний особенностей проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ в ОЗП (ВЛП).
20.9. Рекомендуется проведение практических занятий с личным составом РПСБ, пожарно-спасательных и аварийно-спасательных расчетов по проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ при подготовке РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП (ВЛП).
Практические занятия по проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ рекомендуется проводить совместно с экипажами ВС, привлекаемыми к выполнению поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.
20.10. Как правило, отрабатываются нормативы по пожарно-строевой подготовке и тушению пожаров на ВС с учетом особенностей каждого периода.
20.11. Рекомендуется проверять работоспособность специальной аппаратуры аварийного оповещения расчетов аварийно-спасательных команд (далее - АСК) (РПСБ), укомплектованность АСК (РПСБ) средствами механизации, оборудованием, приспособлениями, вспомогательными материалами. Проверять оснащение поисково-спасательным и аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, технической аптечкой, автофургоном с медикаментами.
20.12. Подготовка пожарной и специальной техники, стационарных установок тушения пожара и пожарной сигнализации, оборудования и снаряжения, средств поиска и спасания к эксплуатации в ОЗП (ВЛП), как правило, организуется и проводится в соответствии с календарными планами работ и регламентами ТО.
20.13. Целесообразно проводить детальное пожарно-техническое обследование всех объектов, проверку внутреннего и наружного пожарного водоснабжения. Устранение выявленных недостатков контролируется.
20.14. Рекомендуется пополнять запасы воды, пенообразователя и средств тушения пожаров.
20.15. При подготовке РПСБ и СПАСОП к работе в ОЗП рационально обеспечивать размещение поисково-спасательной, пожарной техники и пожарного оборудования в обогреваемых помещениях.
20.16. РПСБ и СПАСОП рекомендуется считать подготовленными к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, пожарная техника, оборудование и снаряжение, средства поиска и спасания подготовлены к эксплуатации в ОЗП (ВЛП) и личный состав РПСБ, пожарно-спасательных и аварийно-спасательных расчетов, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошел подготовку в полном объеме и обладает достаточными практическими навыками по выполнению поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, и противопожарному обеспечению объектов. С временно отсутствующими специалистами рекомендуется проводить занятия, и их допуск к дальнейшей работе, как правило, оформляется соответствующим распорядительным документом.
21. Рекомендуемый подход к организации подготовки службы авиационной безопасности к работе в ОЗП (ВЛП).
21.1. В приоритетные направления подготовки службы авиационной безопасности к работе в ОЗП (ВЛП) как правило включается:
проведение теоретической и практической подготовки сотрудников САБ к работе в предстоящий период;
проведение совещаний (технических конференций) по обмену опытом организации и проведения работ по обеспечению авиационной безопасности в предшествующих аналогичных периодах с привлечением сотрудников служб аэропорта (авиапредприятия), занятых в технологическом процессе обслуживания пассажиров;
проверку знания с принятием зачетов особенностей организации и проведения работ по обеспечению авиационной безопасности в предстоящий период;
издание распорядительного документа о допуске сотрудников САБ к работе в предстоящий период;
подготовку производственных и служебных помещений, караульного помещения, технических средств обеспечения авиационной безопасности, автотранспорта, средств связи и оборудования к эксплуатации в предстоящий период;
проверку соответствия оборудования пунктов досмотра и КПП требованиям федеральных авиационных правил;
контроль и анализ подготовки САБ к работе в предстоящий период с составлением акта.
Перечень рекомендуемых действий.
21.2. Теоретическая и практическая подготовка сотрудников САБ к работе в предстоящий период может совмещаться с текущей учебой в области авиационной безопасности, организуемой с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности специалистов.
21.3. Тематика теоретической подготовки сотрудников САБ к работе в предстоящий период может включаться в программу текущей учебы сотрудников САБ в области авиационной безопасности специальным разделом в соответствии с примерными тематическими планами.
21.4. Рекомендуется проведение занятий по авиационной безопасности специалистами из числа руководителей, инспекторского состава, преподавателей и инструкторов, прошедших подготовку по авиационной безопасности.
21.5. Конспекты и планы занятий, как правило, согласовываются с начальником САБ организации ГА или с его заместителем.
21.6. Согласно разработанной тематике в подразделениях САБ рекомендовано проводить практические занятия по выполнению сотрудниками САБ должностных обязанностей по обеспечению авиационной безопасности в предстоящий период.
После проведения теоретических и практических занятий у сотрудников САБ рекомендовано проводить оценку знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы авиационной безопасности, и особенностям организации и проведения работ по обеспечению авиационной безопасности в предстоящий период.
21.7. Рекомендуется проводить изучение основ авиационной безопасности с сотрудниками САБ, лицами из числа авиационного персонала гражданской авиации (кроме САБ) и работниками, не относящимися к авиационному персоналу (категории обучаемых: аэродромный рабочий, водитель, грузчик, сторож, техник, уборщик, электрик, электромеханик, а также управленческий аппарат аэропортов, авиапредприятий применительно к своей профессии, специальности (своим должностным обязанностям)), по следующим годовым нормам: сотрудники САБ - не менее 48 часов, авиационный персонал (кроме САБ и экипажей ВС) - не менее 12 часов, работники, не относящиеся к авиационному персоналу - не менее 8 часов.
21.8. В организациях ГА рекомендовано проводить занятия по авиационной безопасности с членами экипажей ВС по годовым нормам - не менее 12 часов, по действиям в чрезвычайной обстановке, связанным с захватом или угоном ВС и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте.
Рекомендуется проверять наличие на ВС:
памятки по действиям экипажа в чрезвычайной обстановке;
инструкции о порядке проведения досмотра ВС в полете с перечнями контрольных мест досмотра;
ящиков или мешков для перевозки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета.
21.9. После теоретической подготовки целесообразно проводить практические занятия по обмену опытом работы по обеспечению авиационной безопасности в предшествующие аналогичные периоды.
Практические занятия по авиационной безопасности, как правило, проводятся с представителями летной службы, службы бортпроводников, ИАС, службы спецтранспорта, СПАСОП, а также служб, обеспечивающих полеты ВС.
21.10. Сотрудникам САБ, своевременно не прошедшим теоретическую и практическую подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендуется самостоятельно изучить материалы подготовки службы к работе в предстоящий период и, как правило, проходят проверку знания особенностей обеспечения авиационной безопасности с оформлением распорядительного документа о допуске их к работе в ОЗП (ВЛП).
21.11. Рекомендуется проверять укомплектованность подразделений САБ и численный состав дежурных смен согласно штатному расписанию, уточнять (корректировать) график отпусков, прохождение сотрудниками САБ медкомиссии, а также наличие заключений органов внутренних дел об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, обеспечивать сотрудников САБ форменной и специальной одеждой.
21.12. Рекомендовано проводить заседание аэропортовых комиссий по авиационной безопасности для рассмотрения актуальных проблем деятельности на предстоящий период, намечаются конкретные пути их решения.
21.13. Рекомендуется проводить анализ организации охраны ВС и особо важных объектов с учетом особенностей предстоящего периода, уточнять табель постам и схема расположения (дислокации) постов. Уточнять маршруты и графики патрулирования (пешими нарядами и на специально оборудованных транспортных средствах).
21.14. По согласованию с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководителями подразделений организации ГА, участвующих в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, могут вноситься коррективы в планы по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, как правило, уточняются схемы связи и оповещения, а также порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации перевозчиков.
21.15. Рекомендуется проводить ТО технических средств досмотра, инженерно-технических средств охраны, транспортных средств САБ, радиостанций, средств связи и сигнализации (ГГС на КПП, в пунктах досмотра и других подразделениях), проблесковых маячков на автотранспорте САБ, а также проверять их подготовку к эксплуатации. Составлять акты по их исправности и проведению ТО. Осуществлять проверку ведения журналов ежедневных проверок (настроек) технических средств досмотра и оборудования, применяемого при производстве досмотра, документов зон контроля и пунктов досмотра, документов учета досмотра воздушных судов, проверка ведения учета выдачи и списания пропусков, проверка актуальности образцов подписей должностных лиц, имеющих право подписи пропусков.
21.16. Целесообразно проверять техническое и санитарное состояние служебных помещений САБ, соответствие температурного режима в пунктах досмотра, накопителях для пассажиров, боксах для автотранспорта, бытовых помещениях сотрудников САБ требованиям руководящих документов.
21.17. Рекомендуется проводить проверку соответствия рабочих параметров помещений, предназначенных для приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, а также для временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных к воздушной перевозке опасных предметов и веществ, требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Результаты проверки, как правило, оформляются документально.
21.18. Целесообразно проводить комиссионное обследование состояния ограждения периметра аэродрома и особо важных объектов, наличия предупредительных аншлагов, запрещающих проникновение в контролируемые зоны аэропорта и охраняемые объекты, оборудования запасных въездов (выездов) запираемыми воротами, исправность системы охранной сигнализации, оборудования привокзальной площади зоной безопасности. В случае необходимости готовить соответствующие заявки на ремонт ограждения и приобретение аншлагов.
21.19. Рационально проверять состояние подъездных дорог к охраняемым объектам, а также патрульной дороги, наличие и состояние освещения на местах стоянок ВС, КПП и на территории особо важных объектов, их соответствие предъявляемым требованиям.
21.20. САБ рекомендуется считать подготовленной к работе в предстоящий период, если мероприятия, намеченные планом подготовки службы к работе в ОЗП (ВЛП), выполнены, средства контроля подготовлены к эксплуатации в предстоящий период и работники САБ, исключая отсутствующих по уважительной причине, прошли подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) в полном объеме.