Рейтинг@Mail.ru

Приказ Росархива от 30.05.2022 N 67

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО

ПРИКАЗ

от 30 мая 2022 г. N 67

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В ФЕДЕРАЛЬНОМ АРХИВНОМ АГЕНТСТВЕ

В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном архивном агентстве.

2. Признать утратившим силу приказ Федерального архивного агентства от 04.02.2021 N 14-А "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном архивном агентстве" <1>.

Руководитель Росархива

А.Н.АРТИЗОВ

Утвержден

приказом Росархива

от 30.05.2022 N 67 <1>

ПОРЯДОК

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В ФЕДЕРАЛЬНОМ АРХИВНОМ АГЕНТСТВЕ

I. Общие положения

1. Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном архивном агентстве (далее - Порядок) разработан в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Настоящий Порядок определяет порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральном архивном агентстве. Порядок содержит положения, определяющие особенности их применения при планировании, формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, проведении аудиторского мероприятия, составлении и представлении заключения, подготовки годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита и другие положения.

2. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и представлению руководителю Федерального архивного агентства (далее - Руководитель): информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Росархивом, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности; предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств; заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

а) оценки надежности внутреннего финансового контроля Росархива на предмет соответствия установленным правовым актам, регулирующими бюджетные правоотношения, требованиям к исполнению своих бюджетных полномочий и подготовки предложений по повышению его эффективности;

б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России;

в) повышения качества финансового менеджмента.

4. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и/или составляющие эти процедуры операции (действия) по их выполнению (далее - Объект аудита).

5. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурным подразделением Росархива, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - Субъект аудита), на основе функциональной независимости.

6. Деятельность Субъекта аудита основывается на принципах: законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, эффективности, системности, ответственности и стандартизации.

7. Права и обязанности должностных лиц Субъекта аудита определены федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н.

II. Планирование аудиторских мероприятий

8. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План), который составляется руководителем Субъекта аудита (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Порядку).

План утверждается Руководителем до начала очередного финансового года.

9. План проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления, и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - подтверждение достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств), в том числе содержать тему и дату (месяц) окончания аудиторского мероприятия.

План содержит следующую информацию: пункт Плана, тему аудиторского мероприятия, Объект аудита, проверяемый период, Субъект бюджетных процедур, срок проведения аудиторского мероприятия, ответственных исполнителей за проведение аудиторского мероприятия.

План доводится до руководителей структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур (далее - Субъекты бюджетных процедур).

10. Решение о проведении аудиторского мероприятия оформляется приказом Руководителя, в котором указывается тема, даты начала и окончания аудиторского мероприятия, Объект аудита, Субъект бюджетных процедур, состав аудиторской группы или уполномоченном должностном лице.

11. Решение о внесении изменений в План принимается Руководителем по предложениям руководителя Субъекта аудита.

12. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения Руководителя. Решение оформляется приказом Росархива, в котором указываются тема, даты начала и окончания указанного мероприятия, Объект аудита, Субъект бюджетных процедур, состав аудиторской группы или уполномоченное должностное лицо.

13. При планировании аудиторского мероприятия (составлении плана и/или программы аудиторского мероприятия) должностными лицами Субъекта аудита учитываются:

а) степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;

б) необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;

в) возможность совершенствования работниками Субъекта аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.

14. В целях составления Плана руководителем Субъекта аудита учитываются:

а) информация о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и/или операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;

б) информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей проверки, а также информация о типовых нарушениях/недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;

в) результаты проведения аудиторских мероприятий, своевременности исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;

г) другие положения утвержденных федеральных стандартов.

III. Порядок проведения аудиторских мероприятий

15. Аудиторские мероприятия проводятся в соответствии с программой аудиторского мероприятия (далее - Программа), которая утверждается руководителем Субъекта аудита и должна содержать (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Порядку):

а) основание проведения аудиторского мероприятия (пункт Плана проведения аудиторских мероприятий или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия);

б) сроки проведения аудиторского мероприятия;

в) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;

г) применяемые методы внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия;

д) наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита с указанием бюджетных рисков в отношении бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия;

е) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;

ж) сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об уполномоченном должностном лице;

Возможные методы внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия:

а) аналитические процедуры - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах;

б) инспектирование - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

в) пересчет - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом самостоятельных расчетов;

г) запрос - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;

д) подтверждение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица;

е) наблюдение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

ж) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.

Используемые методы внутреннего финансового аудита обеспечивают получение Субъектом аудита необходимых и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.

Выбор метода внутреннего финансового аудита зависит от целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами.

16. При проведении аудиторского мероприятия Субъект аудита обязан:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б) проводить аудиторское мероприятие в соответствии с приказом Росархива о проведении аудиторского мероприятия;

в) знакомить Субъектов бюджетных процедур, в отношении которых проводится аудиторское мероприятие, с программой аудиторского мероприятия, а также с результатами аудиторского мероприятия.

17. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторского мероприятия, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторского мероприятия нарушения и недостатки.

18. Предельные сроки проведения аудиторских мероприятий определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур, специфики деятельности Субъектов бюджетных процедур, объемов финансирования, но не должны превышать 30 календарных дней.

19. Датой начала аудиторского мероприятия считается день предъявления руководителем аудиторской группы (проверяющим) приказа Росархива о проведении аудиторского мероприятия Субъекту бюджетных процедур.

20. Датой окончания аудиторского мероприятия считается день подписания заключения аудиторского мероприятия Субъектом бюджетных процедур.

21. Срок проведения аудиторского мероприятия, установленный при его назначении, может быть продлен решением Руководителя на основании служебной записки руководителя Субъекта аудита, но не более чем на 20 рабочих дней.

22. Решение Руководителя о продлении срока аудиторского мероприятия доводится руководителем Субъекта аудита до сведения Субъекта бюджетных процедур.

23. Результаты аудиторского мероприятия оформляются заключением аудиторского мероприятия.

24. При выявлении нарушений и недостатков в деятельности Субъекта бюджетных процедур в заключении аудиторского мероприятия указываются:

а) положения законодательных актов Российской Федерации, требования которых нарушены;

б) виды выявленных нарушений;

в) причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия; суммы ущерба, выявленного в ходе аудиторского мероприятия;

г) принятые в ходе проведения аудиторского мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, результаты принятых мер.

25. Срок для ознакомления с заключением аудиторского мероприятия и его подписания Субъектом бюджетных процедур составляет не более 2 рабочих дней со дня его вручения.

26. Субъект бюджетных процедур вправе представить письменные возражения на заключение аудиторского мероприятия. Возражения на заключение аудиторского мероприятия приобщаются к материалам аудиторского мероприятия.

27. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация аудиторского мероприятия - документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением аудиторского мероприятия, которая содержит:

а) документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его программы;

б) документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;

в) объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъектов бюджетных процедур;

г) информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;

д) аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;

е) копии обращений к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения.

28. Проведение аудиторского мероприятия подлежит документированию, учету и хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и правилами делопроизводства в Росархиве.

29. Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.

Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания, а также устными указаниями и могут содержать, в частности, следующие решения:

а) о реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);

в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;

г) об изменении (актуализации) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

д) об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;

з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

и) о совершенствовании информационного взаимодействия между главным администратором (администратором) бюджетных средств и юридическими лицами (организациями), которым переданы отдельные полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе бюджетные полномочия, полномочия государственного (муниципального) заказчика и полномочия, указанные в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

к) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

л) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;

м) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

н) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;

о) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;

п) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) главного администратора (администратора) бюджетных средств;

р) о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность;

с) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.

30. При принятии Руководителем решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций Субъект бюджетных процедур обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями Субъекта аудита и осуществляет контроль за его выполнением.

31. Субъект аудита проводит мониторинг выполнения плана мероприятий по устранению выявленных по результатам аудиторских мероприятий недостатков и нарушений.

32. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется Субъектом аудита до 1 марта текущего финансового года.

33. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого Росархивом, достоверности сводной бюджетной отчетности Росархива.

34. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита размещается на официальном сайте Росархива в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

IV. Проведение аудиторских мероприятий

35. При проведении аудиторского мероприятия собираются аудиторские доказательства, достаточные и уместные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия.

36. Достаточность является мерой количества аудиторских доказательств, необходимых для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия. При оценке достаточности аудиторских доказательств следует учитывать, что большой объем аудиторских доказательств не компенсирует их нерелевантность и ненадежность.

37. Уместность является мерой качества аудиторских доказательств. Уместность аудиторских доказательств характеризуется их релевантностью и надежностью.

38. Аудиторские доказательства являются релевантными, если они имеют логическую связь с вопросами, подлежащими изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия, и важны для изучения этих вопросов и достижения целей аудиторского мероприятия.

39. Надежность аудиторских доказательств зависит от их характера и источника. Надежные аудиторские доказательства должны быть получены с применением прозрачных и воспроизводимых методов, т.е. должны показывать те же результаты при повторном тестировании.

40. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения Объектов аудита с использованием методов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.

41. Изучение Объектов внутреннего финансового аудита может осуществляться сплошным или выборочным способом в зависимости от цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, характеристик исследуемых документов и информации, в том числе о бюджетных процедурах и операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, а также в зависимости от использования информационных систем для изучения объектов внутреннего финансового аудита.

Сплошной способ изучения целесообразно применять в случаях, когда изучаемая совокупность объектов (вопросов) состоит из небольшого количества операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации, а также когда выборочный способ изучения объектов внутреннего финансового аудита не обеспечит получение аудиторских доказательств.

Сплошной способ применяется также в случаях, когда выборочный способ менее эффективен с точки зрения трудозатрат уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы (например, при использовании прикладных программных средств, информационных ресурсов для изучения внутреннего финансового аудита).

Выборочный способ изучения целесообразно применять в случаях, когда отбор конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации для изучения производится на основе понимания уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы изучаемых объектов внутреннего финансового аудита, целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков.

Отбор конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации производится в случаях, когда изучения этих элементов достаточно для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия.

Выводы уполномоченного должностного лица или членов аудиторской группы, сделанные на основе изучения конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации, относятся только к этим элементам и не могут быть распространены на всю совокупность изучаемых операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации.

42. При проведении аудиторского мероприятия используется аудиторская выборка, предназначенная для того, чтобы на основании изучения менее чем 100% элементов общего набора действий (операций) по выполнению бюджетных процедур, документов, данных, информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.

43. При проведении аудиторского мероприятия может использоваться статистическая или нестатистическая аудиторская выборка.

Статистическая аудиторская выборка - это способ формирования аудиторской выборки, при котором:

а) элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом;

б) для оценки результатов выборки могут использоваться статистические инструменты анализа.

Аудиторская выборка, не соответствующая характеристикам статистической аудиторской выборки, является нестатистической аудиторской выборкой.

Применяемый способ выборки для изучения Объектов аудита должен обеспечить получение достаточных для достижения целей аудиторского мероприятия аудиторских доказательств.

44. Руководитель Субъекта аудита при проведении аудиторского мероприятия оценивает степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей. Оценка выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.

V. Составление, представление заключения и рассмотрение

возражений по результатам проведенного

аудиторского мероприятия

45. Информация, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, содержащая сведения о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности отражается в заключении.

46. Заключение по аудиторскому мероприятию включает в себя:

а) тему аудиторского мероприятия;

б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;

в) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также значимых бюджетных рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);

г) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита:

- о степени надежности внутреннего финансового контроля;

- о достоверности бюджетной отчетности (суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности и (или) информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности);

- о качестве исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;

е) дату подписания заключения;

ж) должность, фамилию, имя, отчество, подпись руководителя Субъекта аудита;

з) должность, фамилию, имя, отчество, подпись руководителя Субъекта бюджетных процедур.

47. В целях обеспечения полноты и достоверности заключения (далее - Заключение) отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:

а) указанные в Заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;

б) указанная в Заключении информация должна быть:

- точной, что означает отсутствие ошибок, искажений и фактическое описание проведения аудиторского мероприятия;

- полной, что означает отражение в Заключении всех существенных выводов по результатам проведения аудиторского мероприятия, на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;

- объективной, что выражается в беспристрастности при подготовке указанной информации;

- ясной, что означает логичность и легкость восприятия информации, обеспечение получателей Заключения всей существенной и относящейся к делу информацией;

- краткой, что выражается в указании необходимой информации (по рассматриваемому вопросу) и отсутствии ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности;

- конструктивной, то есть направленной на оказание помощи субъектам бюджетных процедур (в случае необходимости) в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента, в том числе по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;

- своевременной, что выражается в направлении информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе направленные на предотвращение и (или) устранение нарушений и (или) недостатков;

в) в Заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита и (или) лиц, подписывающих указанные документы;

г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков.

Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций;

д) Заключение, содержащее сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;

е) Заключение должно быть составлено на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

48. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (члены аудиторской группы, уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита) принимают участие в подготовке заключения.

Руководитель аудиторской группы или уполномоченное должностное лицо обеспечивает подготовку заключения и представляет проект заключения руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.

Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита с учетом положений абзаца третьего пункта 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н, имеет право направить проект заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия

49. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита рассматривает проект заключения, письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, к проекту заключения (при наличии), осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия и при необходимости вносит корректировки в проект заключения.

50. По окончании проведения каждого аудиторского мероприятия руководитель субъекта внутреннего финансового аудита с учетом положений пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 195н подписывает заключение.

51. Подписанный экземпляр Заключения передается на ознакомление Субъекту бюджетной процедуры в течение 5 рабочих дней.

52. При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в Заключении, Субъект бюджетной процедуры в течение 3 рабочих дней со дня его получения вправе представить в свободной форме возражения и предложения исполнителям, ответственным за проведение аудиторского мероприятия на бумажном носителе или в электронном виде.

53. Возражения и предложения Субъекта бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия, рассматриваются руководителем Субъекта аудита и, при необходимости, учитываются должностными лицами Субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.

54. В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Заключения Субъект бюджетной процедуры обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и/или устранению недостатков/нарушений (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Порядку).

55. Субъект бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных исполнителями ответственными за проведение аудиторского мероприятия предложений и в установленные сроки представляет руководителю информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий с приложением копий подтверждающих документов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Порядку).

56. Подписанный экземпляр Заключения представляется Руководителю в течение 10 рабочих дней для принятия решений.

57. Руководитель рассматривает Заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, предусмотренных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Минфина России от 22.05.2020 N 91н, с указанием сроков их выполнения. Руководитель принимает решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях Субъекта аудита, так и в полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации руководителя Субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

58. Субъекты бюджетных процедур, в целях выполнения решений руководителя Субъекта аудита, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, проекте заключения и заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.

59. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается должностными лицами (работниками) Субъекта аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

60. Должностные лица (работники) Субъекта аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводят мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Целью проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков является подтверждение исполнения решений, принятых в соответствии с пунктами 58 - 60 настоящего Порядка, а также оценка их влияния на повышение качества финансового менеджмента и (или) на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, в том числе выявление значимых остаточных бюджетных рисков.

Способы, сроки и периодичность проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков определяет руководитель субъекта внутреннего финансового аудита.

Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита проводят указанный мониторинг с использованием одного или нескольких из следующих способов:

а) запрос и анализ информации от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, о ходе и (или) результатах выполнения мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;

б) анализ результатов мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;

в) повторное аудиторское мероприятие (мероприятия), объектами которого являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, предусмотренные пунктами 58 - 60 настоящего Порядка;

г) проведение аудиторского мероприятия с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений, принятых в том числе по результатам проведения аудиторских мероприятий.

61. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности Субъекта аудита.

VI. Реестр бюджетных рисков, участие субъектов бюджетных

процедур в формировании и ведении (актуализации) реестра

бюджетных рисков

62. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков Росархива, который должен включать следующую информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к Порядку):

а) наименование бюджетной процедуры;

б) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска;

в) выявленный бюджетный риск;

г) причины бюджетного риска;

д) возможные последствия реализации бюджетного риска;

е) оценка критерия "вероятность" ("вероятность допущения ошибки");

ж) оценка критерия "степень влияния" ("существенность ошибки");

з) значимость (уровень) бюджетного риска;

и) владельцы бюджетного риска (Ф.И.О., должность, структурное подразделение)

к) необходимость (отсутствие необходимости) принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;

л) предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетного риска;

м) приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;

н) срок исполнения меры по минимизации (устранению) бюджетного риска;

о) отметка об исполнении меры по минимизации (устранению) бюджетного риска;

и) справочно: нормативный правовой и (или) правовой акт, определяющий порядок (сроки) выполнения бюджетной процедуры.

Информация, указанная в подпункте "л" настоящего пункта, включается в реестр бюджетных рисков в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия Росархивом мер по предупреждению и (или) минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска.

63. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков финансового аудита осуществляется оценка бюджетных рисков (за исключением рисков искажения бюджетной отчетности), определение их значимости.

63. Субъект аудита проводит мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и недостатков.

64. Мониторинг может проводиться в рамках проведения аудиторского мероприятия и/или в период между аудиторскими мероприятиями.

65. Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторского мероприятия отражаются в Заключении о его результатах; вне аудиторского мероприятия оформляются аналитической запиской в произвольной форме.

VII. Составление и представление годовой отчетности

о результатах осуществления внутреннего финансового аудита

66. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, подписывается руководителем Субъекта внутреннего финансового контроля и представляется Руководителю (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к Порядку).

67. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

68. Годовая отчетность о результатах деятельности Субъекта аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:

а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;

б) о количестве и темах, проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);

в) о степени надежности осуществляемого в Росархиве внутреннего финансового контроля;

г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности Росархива;

д) о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в частности, о достижении Росархивом целевых значений показателей качества финансового менеджмента;

е) о результатах деятельности Субъекта аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, включая информацию о наиболее значимых, по мнению руководителя Субъекта внутреннего финансового аудита:

- выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита;

- нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, а также о значимых остаточных бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;

- принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств и

- минимизации (устранению) бюджетных рисков;

- примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в Росархиве (при наличии);

ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

з) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность Субъекта внутреннего финансового аудита;

и) о Субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также о принятых мерах по повышению квалификации должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита;

к) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности Субъекта аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя.

Приложение N 1

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

в Федеральном архивном агентстве,

утвержденному приказом Росархива

от 30.05.2022 N 67

Рекомендуемый образец

План

внутреннего финансового аудита Федерального архивного

агентства на 20__ год

N п/п

Тема аудиторского мероприятия

Объект аудита

Проверяемый период

Субъект бюджетных процедур

Срок проведения аудиторского мероприятия

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

6

7

Приложение N 2

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

в Федеральном архивном агентстве,

утвержденному приказом Росархива

от 30.05.2022 N 67

Рекомендуемый образец

--------------------------------

<1> Руководитель аудиторской группы подписывает программу аудиторского мероприятия в случае, если для проведения аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа.

Приложение N 3

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

в Федеральном архивном агентстве,

утвержденному приказом Росархива

от 30.05.2022 N 67

Рекомендуемый образец

N п/п

Предложения, внесенные в заключение аудиторского мероприятия

Краткое содержание нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (по каждому предложению)

Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков

Срок выполнения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

5

6

Приложение N 4

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

в Федеральном архивном агентстве,

утвержденному приказом Росархива

от 30.05.2022 N 67

Рекомендуемый образец

N п/п

Предложения, внесенные в заключение аудиторского мероприятия

Краткое содержание всех нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (по каждому предложению)

Принятые меры по устранению выявленных нарушений и недостатков

1

2

3

4

Приложение N 5

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

в Федеральном архивном агентстве,

утвержденному приказом Росархива

от 30.05.2022 N 67

N п/п

Бюджетная процедура

Наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры

Выявленный бюджетный риск

Причины бюджетного риска

Возможные последствия реализации бюджетного риска

Оценка критерия "вероятность" ("вероятность допущения ошибки")

Оценка критерия "степень влияния" ("существенность ошибки")

Значимость (уровень) бюджетного риска

Владельцы бюджетного риска

Необходимость (отсутствие необходимости) принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска

Предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетного риска'

Приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска

Срок исполнения меры по минимизации (устранению) бюджетного риска

Отметка об исполнении меры по минимизации (устранению) бюджетного риска

Справочно: нормативный правовой и (или) правовой акт, определяющий порядок (сроки) выполнения бюджетной процедуры

Ф.И.О.

Должность

Структурное подразделение

Меры, не связанные с контрольными действиями

Меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые контрольные действия)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Приложение N 6

к Порядку осуществления

внутреннего финансового аудита

в Федеральном архивном агентстве,

утвержденному приказом Росархива

от 30.05.2022 N 67

Рекомендуемый образец

Другие документы по теме
"О внесении изменений в приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29.05.2019 N 94"
"О внесении изменений в состав комиссии по осуществлению закупок центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденный приказом Россельхознадзора от 29 декабря 2018 г. N 1551"
"Об утверждении Порядка предоставления военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, федеральным государственным гражданским служащим и работникам войск национальной гвардии Российской Федерации жилых помещений специализированного жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2022 N 69792)
"О внесении изменений в Положение о приемочной комиссии для приемки поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения государственного контракта) при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, за исключением закупок товаров, работ, услуг со сведениями, составляющими государственную тайну, утвержденное приказом Россельхознадзора от 28 сентября 2020 г. N 1036"
Ошибка на сайте