Рейтинг@Mail.ru

Приказ Росаккредитации от 16.12.2025 N 212

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 декабря 2025 г. N 212

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО АККРЕДИТАЦИИ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

(НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

КЛАССИФИКАЦИЮ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ,

НА 2026 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2027, 2028 ГОДОВ

Во исполнение положений главы 10 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2025 г. N 223 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии", приказываю:

1. Утвердить прилагаемую программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, на 2026 год и плановый период 2027, 2028 годов.

2. Руководителям Управления аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, Управления аккредитации и государственного контроля, Управления правового обеспечения и международного взаимодействия, руководителям территориальных органов Федеральной службы по аккредитации обеспечить исполнение программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, на 2026 год и плановый период 2027, 2028 годов.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации М.Б. Залазаева.

Руководитель

Д.В.ВОЛЬВАЧ

Утверждена

приказом Росаккредитации

от 16 декабря 2025 г. N 212

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ

ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО АККРЕДИТАЦИИ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

(НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

КЛАССИФИКАЦИЮ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ,

НА 2026 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2027, 2028 ГОДОВ

Общие положения

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, на 2026 год и плановый период 2027, 2028 годов (далее соответственно - профилактические мероприятия, Программа профилактики, государственный контроль (надзор)) разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2025 г. N 223 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии" (далее - Положение о контроле).

Программа профилактики призвана обеспечить в 2026 году создание условий для снижения случаев нарушения организациями, осуществляющими классификацию в сфере туристской индустрии (далее - аккредитованная организация), обязательных требований к деятельности аккредитованных организаций, установленных законодательством Российской Федерации о туристской деятельности (далее - обязательные требования), повышения результативности и эффективности контроля за деятельностью аккредитованных организаций, формирования заинтересованности аккредитованных организаций в соблюдении обязательных требований.

В то же время содержание большинства планируемых профилактических мероприятий ориентировано на всех лиц, заинтересованных в вопросах обеспечения безопасности охраняемых законом ценностей в рамках осуществления деятельности, связанной с классификацией объектов в сфере туристской индустрии.

Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления

вида контроля, описание текущего развития профилактической

деятельности контрольного (надзорного) органа,

характеристика проблем, на решение которых

направлена Программа профилактики

1.1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля

Согласно Положению о контроле предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами, аккредитованными в соответствии со статьей 5.3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", установленных указанным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами требований:

а) к контролируемым лицам, в том числе к экспертам по классификации;

б) к порядку присвоения средству размещения определенной категории контролируемыми лицами;

в) к порядку классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей;

г) к результатам деятельности контролируемых лиц (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу).

В соответствии с пунктом 6 Положения о контроле государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.

Профилактические мероприятия ориентированы на организации, осуществляющие классификацию следующих объектов туристской индустрии:

- средства размещения;

- горнолыжные трассы;

- пляжи.

Результаты анализа проведенных Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами в 2023 - 2025 годах контрольных (надзорных) мероприятий в отношении аккредитованных организаций, имеющих риски несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных организаций, позволили выявить наиболее распространенные нарушения, к числу которых относятся:

- несоответствие аккредитованных организаций требованиям, установленным подпунктом "г" пункта 6 Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2000, в части наличия сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- нарушение пункта 16 Положения о классификации гостиниц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860, в части отказа заявителю в осуществлении классификации;

- нарушение пунктов 20 - 22 Положения о классификации гостиниц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860, в части порядка проведения классификации гостиниц, проведения выездных экспертных оценок гостиниц, присвоения гостиницы определенной категории;

- нарушение подпункта "е" пункта 4 Правил аккредитации и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, в том числе правил аттестации экспертов по классификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2024 г. N 1953, в части наличия у аккредитованных организаций экспертов по классификации, являющихся работниками владельцев средств размещения.

В данной связи очевидна необходимость комплексной профилактической работы в подконтрольной сфере, в ходе которой будут выявлены и устранены ключевые проблемы соблюдения аккредитованными организациями обязательных требований, что позволит снизить количество нарушений, в том числе при осуществлении классификации объектов туристской индустрии, а также обусловленные недостаточным пониманием обязательных требований и особенностей применения риска причинения вреда публично значимым интересам.

План мероприятий Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных организаций на 2026 год, а также проект плана мероприятий Программы профилактики нарушений обязательных требований в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных организаций, на 2027 и 2028 годы, проводимых Федеральной службой по аккредитации, содержатся в приложении к настоящей Программе профилактики.

1.2. Описание текущего развития профилактической

деятельности контрольного (надзорного) органа

Федеральной службой по аккредитации издан и опубликован на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приказ от 31 марта 2025 г. N 35 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии", который предназначен для информирования аккредитованных организаций об актуальных обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления государственного контроля (надзора).

Наиболее значимыми рисками в деятельности аккредитованных организаций являются:

- нарушение прав и законных интересов граждан, общества и государства в связи с отрицательными последствиями, связанными с заведомо незаконной выдачей аккредитованными организациями разрешений и разрешительных документов;

- причинение или угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В целях предотвращения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований проводятся профилактические мероприятия, предусмотренные планом мероприятий Программы профилактики.

Раздел 2. Цели и задачи реализации Программы профилактики

Основными целями профилактических мероприятий являются:

- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям аккредитованными организациями обязательных требований;

- повышение уровня правовой грамотности аккредитованных организаций в сфере туристской деятельности;

- формирование единого подхода к организации и проведению профилактических мероприятий в Федеральной службе по аккредитации и ее территориальных органах в установленной сфере регулирования и порядка их исполнения;

- снижение административной нагрузки на аккредитованных организаций.

Задачами проведения профилактических мероприятий являются:

- предупреждение и сокращение количества нарушений аккредитованными организациями обязательных требований;

- снижение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям аккредитованными организациями, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

- разъяснение аккредитованным организациям и обеспечение доступности информации об обязательных требованиях;

- повышение прозрачности деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора).

Раздел 3. Профилактические мероприятия, сроки

(периодичность) их проведения

Пунктом 13 Положения о контроле предусмотрены следующие профилактические мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора):

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по аккредитации обеспечивает ежегодно подготовку доклада о правоприменительной практике.

Доклад о правоприменительной практике утверждается распоряжением Федеральной службы по аккредитации и размещается на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 31 марта года, следующего за отчетным периодом.

Консультирование проводится должностными лицами Федеральной службы по аккредитации по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора):

а) наличие и (или) содержание обязательных требований;

б) порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядок соблюдения обязательных требований;

г) выполнение предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование может осуществляться должностным лицом Федеральной службы по аккредитации по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме.

Реализация Программы профилактики осуществляется путем исполнения профилактических мероприятий в соответствии с планом проведения мероприятий, содержащих способы и сроки (периодичность) их проведения (приложение к Программе профилактики).

Раздел 4. Показатели результативности и эффективности

Программы профилактики

Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий определяются Федеральной службой по аккредитации самостоятельно и должны учитываться при определении ключевых показателей эффективности и результативности государственного контроля (надзора).

Приложение

к программе профилактики рисков причинения

вреда (ущерба) охраняемым законом

ценностям в Федеральной службе

по аккредитации при осуществлении

федерального государственного контроля

(надзора) за деятельностью организаций,

осуществляющих классификацию в сфере

туристской индустрии, на 2026 год

и плановый период 2027, 2028 годов,

утвержденной приказом Росаккредитации

от 16.12.2025 N 212

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

программы профилактики рисков причинения вреда

(ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной

службе по аккредитации при осуществлении федерального

государственного контроля (надзора) за деятельностью

организаций, осуществляющих классификацию в сфере

туристской индустрии на 2026 год

N п/п

Мероприятие

Форма реализации

Ожидаемый результат

Сроки

Ответственное структурное подразделение

1.

Информирование организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (далее - аккредитованные организации), и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований

Размещение на официальном сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);

сведений об изменениях, внесенных в указанные нормативные правовые акты, о сроках и порядке их вступления в силу;

информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований; руководств по соблюдению обязательных требований; перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по государственному контролю (надзору);

программы профилактики;

перечня сведений, которые могут запрашиваться Росаккредитацией у контролируемого лица; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

доклада о результатах обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;

доклада о государственном контроле (надзоре);

иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программами профилактики

Снижение количества нарушения обязательных требований; предотвращение нарушения обязательных требований; повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях

Ежегодно

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, Управление правового обеспечения и международного взаимодействия, территориальные органы Росаккредитации

2.

Обобщение правоприменительной практики

Доклад о правоприменительной практике, подготовленный по результатам:

систематизации и анализа судебных дел, выделения устойчивых различий применения законодательства судами, выявления причин и условий, способствующих этому;

систематизации и анализа решений органов государственного контроля (надзора) по приостановлению, возобновлению и прекращению действия присвоенным средствам размещения категориям средств размещения; систематизации и анализа типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.

По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по аккредитации обеспечивает ежегодно подготовку доклада о правоприменительной практике и размещает ее на официальном сайте в сети "Интернет"

Формирование единообразного подхода к применению обязательных требований;

выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих этому;

подготовка предложений об актуализации обязательных требований, о внесении изменений в законодательство Российской Федерации

Ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, Управление аккредитации и государственного контроля, Управление правового обеспечения и международного взаимодействия, территориальные органы Росаккредитации

3.

Объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований

Письмо Росаккредитации с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований

Предотвращение нарушения обязательных требований

По мере необходимости

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Росаккредитации

4.

Консультирование

Письмо Росаккредитации, телефонная связь, видео-конференц-связь, личный прием

Предотвращение нарушения обязательных требований

По мере необходимости

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Росаккредитации

5.

Профилактические визиты

Проведение профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи

Повышение компетентности подконтрольных субъектов; предотвращение нарушения обязательных требований

По мере необходимости

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Росаккредитации

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

программы профилактики рисков причинения вреда

(ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной

службе по аккредитации при осуществлении федерального

государственного контроля (надзора) за деятельностью

аккредитованных организаций, осуществляющих

классификацию в сфере туристской индустрии

на 2027 год (проект)

N п/п

Мероприятие

Форма реализации

Ожидаемый результат

Сроки

Ответственное структурное подразделение

1.

Информирование организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований

Размещение на официальном сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);

сведений об изменениях, внесенных в указанные нормативные правовые акты, о сроках и порядке их вступления в силу; информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;

руководств по соблюдению обязательных требований;

перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по государственному контролю (надзору);

программы профилактики; перечня сведений, которые могут запрашиваться Росаккредитацией у контролируемого лица;

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

доклада о результатах обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;

доклада о государственном контроле (надзоре);

иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программами профилактики

Снижение количества нарушения обязательных требований; предотвращение нарушения обязательных требований;

повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях

Ежегодно

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, Управление правового обеспечения и международного взаимодействия, территориальные органы Росаккредитации

2.

Обобщение правоприменительной практики

Доклад о правоприменительной практике, подготовленный по результатам:

систематизации и анализа судебных дел, выделения устойчивых различий применения законодательства судами, выявления причин и условий, способствующих этому;

систематизации и анализа решений органов государственного контроля (надзора) по приостановлению, возобновлению и прекращению действия присвоенным средствам размещения категориям средств размещения; систематизации и анализа типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.

По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по аккредитации обеспечивает ежегодно подготовку доклада о правоприменительной практике и размещает ее на официальном сайте в сети "Интернет"

Формирование единообразного подхода к применению обязательных требований; выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих этому;

подготовка предложений об актуализации обязательных требований, о внесении изменений в законодательство Российской Федерации

Ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, Управление аккредитации и государственного контроля, Управление правового обеспечения и международного взаимодействия, территориальные органы Росаккредитации

3.

Объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований

Письмо Росаккредитации с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований

Предотвращение нарушения обязательных требований

По мере необходимости

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Росаккредитации

4.

Консультирование

Письмо Росаккредитации, телефонная связь, видео-конференц-связь, личный прием

Предотвращение нарушения обязательных требований

По мере необходимости

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Росаккредитации

5.

Профилактические визиты

Проведение профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи

Повышение компетентности подконтрольных субъектов; предотвращение нарушения обязательных требований

По мере необходимости

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Росаккредитации

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

программы профилактики рисков причинения вреда

(ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной

службе по аккредитации при осуществлении федерального

государственного контроля (надзора) за деятельностью

аккредитованных организаций, осуществляющих

классификацию в сфере туристской индустрии

на 2028 год (проект)

N п/п

Мероприятие

Форма реализации

Ожидаемый результат

Сроки

Ответственное структурное подразделение

1.

Информирование организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований

Размещение на официальном сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);

сведений об изменениях, внесенных в указанные нормативные правовые акты, о сроках и порядке их вступления в силу; информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;

руководств по соблюдению обязательных требований;

перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по государственному контролю (надзору);

программы профилактики; перечня сведений, которые могут запрашиваться Росаккредитацией у контролируемого лица; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

доклада о результатах обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;

доклада о государственном контроле (надзоре);

иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программами профилактики

Снижение количества нарушения обязательных требований; предотвращение нарушения обязательных требований;

повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях

Ежегодно

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, Управление правового обеспечения и международного взаимодействия, территориальные органы Росаккредитации

2.

Обобщение правоприменительной практики

Доклад о правоприменительной практике, подготовленный по результатам:

систематизации и анализа судебных дел, выделения устойчивых различий применения законодательства судами, выявления причин и условий, способствующих этому;

систематизации и анализа решений органов государственного контроля (надзора) по приостановлению, возобновлению и прекращению действия присвоенным средствам размещения категориям средств размещения; систематизации и анализа типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.

По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная служба по аккредитации обеспечивает ежегодно подготовку доклада о правоприменительной практике и размещает ее на официальном сайте в сети "Интернет"

Формирование единообразного подхода к применению обязательных требований; выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих этому;

подготовка предложений об актуализации обязательных требований, о внесении изменений в законодательство Российской Федерации

Ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, Управление аккредитации и государственного контроля, Управление правового обеспечения и международного взаимодействия, территориальные органы Росаккредитации

3.

Объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований

Письмо Росаккредитации с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований

Предотвращение нарушения обязательных требований

По мере необходимости

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Росаккредитации

4.

Консультирование

Письмо Росаккредитации, телефонная связь, видео-конференц-связь, личный прием

Предотвращение нарушения обязательных требований

По мере необходимости

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Росаккредитации

5.

Профилактические визиты

Проведение профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи

Повышение компетентности подконтрольных субъектов; предотвращение нарушения обязательных требований

По мере необходимости

Управление аккредитации в сфере добровольного подтверждения соответствия, метрологии и иных сферах деятельности, территориальные органы Росаккредитации

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Согласно Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2025 г. N 223 (далее - Положение о контроле) предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение организациями, осуществляющими классификацию в сфере туристской индустрии, аккредитованными в соответствии со статьей 5.3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", установленных указанным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами требований:

а) к контролируемым лицам, в том числе к экспертам по классификации;

б) к порядку присвоения средству размещения определенной категории контролируемыми лицами;

в) к порядку классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей;

г) к результатам деятельности контролируемых лиц (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу).

Объектами федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (далее - аккредитованные организации), являются:

деятельность аккредитованных организаций;

результаты деятельности аккредитованных организаций (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу).

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами.

Территориальные органы осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) в пределах федеральных округов и (или) субъектов Российской Федерации, определенных положениями о территориальных органах.

В соответствии с пунктом 6 Положения о контроле федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.

Согласно положениям пункта 12 Положения Федеральная служба по аккредитации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Пунктом 13 Положения о контроле предусмотрены следующие профилактические мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора):

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

- консультирование;

- профилактический визит.

Пунктом 33 Положения о контроле федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

а) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

б) документарная проверка;

в) инспекционный визит;

г) выездная проверка.

В 2025 году контрольные (надзорные) мероприятия в отношении аккредитованных организаций, не проводились в связи с полным обновлением нормативной правовой базы, содержащей обязательные требования к аккредитованным организациям.

При этом, Федеральной службой по аккредитации выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований аккредитованной организации в связи с нарушением подпункта "е" пункта 4 Правил аккредитации и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, в том числе правил аттестации экспертов по классификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2024 г. N 1953, в части наличия у аккредитованной организации экспертов по классификации, являющихся работниками владельцев средств размещения.

В связи с обновлением нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере туристской деятельности очевидна необходимость комплексной профилактической работы в подконтрольной сфере, в ходе которой будут выявлены и устранены ключевые проблемы несоблюдения аккредитованными организациями обязательных требований, что позволит снизить количество нарушений, в том числе при осуществлении классификации объектов туристской индустрии, а также обусловленные недостаточным пониманием обязательных требований и особенностей применения рисков причинения вреда публично значимым интересам, а также угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

План мероприятий на 2026 год, а также проект плана мероприятий на 2027 и 2028 год, проводимых Федеральной службой по аккредитации, содержатся в приложении к настоящей программе.

Другие документы по теме
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении Порядка определения платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, приносящей доходы деятельности" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2025 N 84642)
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте