Рейтинг@Mail.ru

Приказ АНО НАРК от 12.04.2021 N 15/21-ПР

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

"НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ"

ПРИКАЗ

от 12 апреля 2021 г. N 15/21-ПР

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАИМЕНОВАНИЙ КВАЛИФИКАЦИЙ И ТРЕБОВАНИЙ

К КВАЛИФИКАЦИЯМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ и подпунктом б пункта 17 Положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, утвержденного приказом Минтруда России от 12 декабря 2016 г. N 726н приказываю:

1. Утвердить одобренные Национальным Советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 24 марта 2021 г. N 52) наименования квалификаций и требования к квалификациям, подготовленные Советом по профессиональным квалификациям в сфере образования (Приложение 1).

2. Департаменту систем оценки квалификаций (А.С. Перевертайло) внести соответствующие изменения в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций и разместить на сайте Автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" https://nark.ru/ утвержденные наименования квалификаций и требований к квалификациям в сфере образования.

Срок - 14 апреля 2021 г.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор

А.Н.ЛЕЙБОВИЧ

Приложение 1

к приказу АНО НАРК

от 12.04.2021 N 15/21-ПР

НАИМЕНОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ И ТРЕБОВАНИЯ

К КВАЛИФИКАЦИЯМ, НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СОВЕТОМ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Номер квалификации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации <1>

Наименование квалификации

Наименование и реквизиты профессионального стандарта, на соответствие, которому проводится независимая оценка квалификации

Уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с профессиональным стандартом

Положения профессионального стандарта

Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации и реквизиты этого акта

Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации

Срок действия свидетельства о квалификации

Дополнительные характеристики (при необходимости):

наименование профессии рабочего, должности руководителя, специалиста и служащего в соответствии с ЕТКС, ЕКС <2> с указанием разряда работы, профессии/категории должности/класса профессии

код трудовой функции

наименование трудовой функции

дополнительные сведения (при необходимости)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Учитель (по программам начального общего образования)

(5 уровень квалификации)

-

5

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые функции сформированы на основе вида профессиональной деятельности, профессии (специальности) и иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с Приложением N 1.1

Ст. 46. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1. Справка о периоде обучения, подтверждающая успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки"

3 года

-

Воспитательная деятельность

Развивающая деятельность

Ст. 48. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

Приказ Минпросвещения России от 18.09.2020 N 508 "Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам".

Учитель (по программам основного и среднего общего образования) (5 уровень квалификации)

-

5

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые функции сформированы на основе вида профессиональной деятельности, профессии (специальности) и иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с Приложением N 1.1

Ст. 46. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1. Справка о периоде обучения, подтверждающая успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки"

3 года

-

Воспитательная деятельность

Ст. 48. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Развивающая деятельность

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

Приказ Минпросвещения России от 18.09.2020 N 508 "Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам".

--------------------------------

<1> Присваивается Национальным агентством при внесении в реестр информации о наименовании квалификации и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации.

<2> Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, ЕКС - Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Приложение 1.1

ПРОЕКТЫ

НАИМЕНОВАНИЙ КВАЛИФИКАЦИЙ И ТРЕБОВАНИЙ К КВАЛИФИКАЦИЯМ

(5 УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ)

Наименование квалификации

Уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

Требования к квалификации

Наименование

(код) ТФ

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

Дополнительные сведения (при необходимости)

1

2

3

4

5

6

7

Учитель (по программам начального общего образования)

5

Общепедагогическая функция. Обучение

- Реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

- Владеть формами и методами обучения

- Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы

Квалификационные требования:

а) требования к опыту практической работы - не предъявляются (в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в ред. изм., установленных Федеральным законом от 8.06.2020 N 165-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации");

- Оценивать результаты учебной деятельности обучающихся

(5 уровень квалификации)

- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

- Применять психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

- Роль и место образования в жизни личности и общества

- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности

- Планирование и проведение учебных занятий

- Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов электронной образовательной среды и цифровых технологий

б) требования к проявляемым в деятельности профессиональным навыкам (с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование), младшего школьного возраста обучающихся) - в соответствии с:

- Систематический анализ эффективности учебных занятий

- Способы оценки результатов обучения

- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

- Формирование универсальных учебных действий

- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)

- Формирование мотивации к обучению

- Организовать различные виды внеурочной деятельности

- Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода в обучении

б.1) статьей 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - в части обязанностей педагогических работников:

- Методика обучения по данному предмету

- Основные направления государственной политики в области образования

- обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей

- Основные положения конвенции о правах ребенка

- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

- Особенности регулирования труда педагогических работников

- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

Воспитательная деятельность

- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

- Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

- Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования, ключевые положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

- формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

- Реализация форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

- Соблюдать права и законные интересы обучающихся

- применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания;

- Поддерживать демократические принципы отношений в управлении коллективом класса

- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности

- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья;

- Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

- Основы методики воспитательной работы

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- Реализация воспитательных программ, обеспечение освоения обучающимися образцов и ценностей социального поведения

Защищать достоинство и интересы обучающихся, регулировать поведение обучающихся с целью предупреждения нарушений их психологического благополучия и социально-личностного развития

- Документы, регулирующие организацию и проведение учебно-воспитательных мероприятий

- соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка;

- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественно-эстетической и иных видов деятельности - в соответствии с направлениями воспитания, установленными федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня)

б.2) требованиями к навыкам, определяемым ТД, указанными

- Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

в графе "Трудовые действия" настоящей таблицы;

в) требования (с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование), младшего школьного возраста обучающихся):

- Поддержание социально положительной атмосферы и традиций жизни образовательной организации

в.1) к знаниям, установленные разделом "Должен знать" для должности "Учитель" Квалификационными характеристиками должностей работников образования

- Формирование у обучающихся начальных основ гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни

(утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), с учетом знаний, указанных в графе "Необходимые знания" настоящей таблицы:

- Формирование у обучающихся толерантности и навыков на основе социально позитивных образцов поведения в поликультурной среде

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенция о правах ребенка;

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач:

педагогика, психология, возрастная физиология;

Развивающая деятельность

- Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

- Владеть профессиональной установкой на оказание педагогической помощи любому ребенку

- Законы развития личности, психологические законы периодизации и кризисов развития

- Оказание адресной помощи обучающимся

- Составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

- Теория учета возрастных особенностей обучающихся

- школьная гигиена;

- методика преподавания предмета;

- Реализация программ развития универсальных учебных действий

- Закономерности развития детских сообществ

- программы и учебники по преподаваемому предмету;

- Оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения

- методика воспитательной работы;

- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

- Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе

- Ставить учебные и воспитательные задачи и организовывать учебную деятельность по их решению

- Актуальные теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста

- средства обучения и их дидактические возможности;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей;

- Формирование метапредметных компетенций, определяющих умение учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования

- Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю

- Ключевые положения федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов

- трудовое законодательство;

- Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды

- Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов

- Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических задач:

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

в.2) к знаниям и умениям, указанным

в графах "Необходимые знания" и "Необходимые умения" настоящей таблицы, с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование) и особенностей младшего школьного возраста обучающихся.

Учитель (по программам основного и среднего общего образования)

5

Общепедагогическая функция. Обучение

- Реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

- Владеть формами и методами обучения

- Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы

Квалификационные требования:

- Оценивать результаты учебной деятельности обучающихся

а) требования к опыту практической работы - не предъявляются (в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в ред. изм., установленных Федеральным законом от 8.06.2020 N 165-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации");

(5 уровень квалификации)

- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования

- Применять психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

- Роль и место образования в жизни личности и общества

- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности

- Планирование и проведение учебных занятий

- Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов электронной образовательной среды и цифровых технологий

б) требования к проявляемым в деятельности профессиональным навыкам (с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование), младшего школьного возраста обучающихся) - в соответствии с:

- Систематический анализ эффективности учебных занятий

- Способы оценки результатов обучения

- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

- Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода в обучении

- Организовать различные виды внеурочной деятельности

- Формирование универсальных учебных действий

- Методика обучения по данному предмету

б.1) статьей 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - в части обязанностей педагогических работников:

- Основные направления государственной политики в области образования

- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)

- обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

- Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

Основные положения Конвенции о правах ребенка

- Формирование мотивации к обучению

- Особенности регулирования труда педагогических работников

- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

Воспитательная деятельность

- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

- Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

- Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

- формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

- Реализация форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

Соблюдать права и законные интересы обучающихся, регулировать поведение обучающихся с целью предупреждения нарушений их психологического благополучия социально-личностного развития

- применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания;

- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности

- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- Основы методики воспитательной работы

- Реализация воспитательных программ, обеспечение развития освоения обучающимися образцов и ценностей социального поведения

- Поддерживать демократические принципы отношений в управлении коллективом класса

- соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка;

- Документы, регулирующие организацию и проведение учебно-воспитательных мероприятий за пределами территории образовательной организации

- Поддерживать в ученическом коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (познавательной, игровой, коммуникативной, социально значимой, трудовой, спортивной, художественно-эстетической и иных видов деятельности - в соответствии с направлениями воспитания, установленными федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня)

- Защищать достоинство и интересы обучающихся

б.2) требованиями к навыкам, определяемым ТД, указанными

- Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

в графе "Трудовые действия" настоящей таблицы;

в) требования (с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование), младшего школьного возраста обучающихся):

- Поддержание социально положительной атмосферы и традиций жизни образовательной организации

в.1) к знаниям, установленные разделом "Должен знать" для должности "Учитель" Квалификационными характеристиками должностей работников образования

- Развитие у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни

(утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), с учетом знаний, указанных в графе "Необходимые знания" настоящей таблицы:

- Развитие у обучающихся толерантности и навыков на основе социально позитивных образцов поведения в поликультурной среде

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Развивающая деятельность

- Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

- Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку

- Законы развития личности, психологические законы периодизации и кризисов развития

- Конвенция о правах ребенка;

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач: педагогика, психология, возрастная физиология;

- Оказание адресной помощи обучающимся

- Составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

- Теория учета возрастных особенностей, обучающихся

- Реализация программ развития универсальных учебных действий

- школьная гигиена;

- Закономерности развития подростковых и юношеских сообществ

- методика преподавания предмета;

- программы и учебники по преподаваемому предмету;

- Оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения

- методика воспитательной работы;

- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

- Формирование метапредметных компетенций, определяющих умение учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для успешного освоения образовательных программ основного и среднего общего образования

- Применять рабочие программы

- Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития обучающихся подросткового и юношеского возрастов

- Планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой

- средства обучения и их дидактические возможности;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), педагогом-психологом, другими работниками образовательной организации зоны его ближайшего развития

- Обеспечивать выполнение рабочей программы по предмету, курсу

- Ключевые положения Федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ

- Проводить учебные занятия с учетом гигиенических основ учебно-воспитательного процесса

- трудовое законодательство;

- Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов

- Применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе

- Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- Вести электронные формы документации

- Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических задач

- Эффективно взаимодействовать с участниками образовательных отношений

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

в.2) к знаниям и умениям, указанным

в графах "Необходимые знания" и "Необходимые умения" настоящей таблицы, с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование) и особенностей младшего школьного возраста обучающихся

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Положение о Департаменте государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2016 г. N 306"
"О внесении изменений в Положение о Департаменте международного сотрудничества Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 октября 2017 г. N 448"
"Об утверждении профессионального стандарта "Системный инженер проектов сооружения объектов использования атомной энергии" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2021 N 63196)
"О внесении изменений в приложение к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 29.04.2016 N 942 "Об осуществлении Министерством культуры Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета"
Ошибка на сайте