Приказ МВД России от 05.01.2007 N 6
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 января 2007 г. N 6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
В целях повышения уровня правовой работы в органах внутренних дел Российской Федерации приказываю:
--------------------------------
<1> Сноска исключена. - Приказ МВД России от 26.12.2016 N 895.
1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "Наставление".
2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, начальнику Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, образовательных, научных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России:
2.1. Организовать изучение и обеспечить выполнение требований указанного Наставления.
2.2. В срок до 1 апреля 2007 года в развитие требований настоящего Наставления издать правовые акты.
3. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах:
3.1. Ввести до 1 июля 2007 года за счет перераспределения штатной численности должности юрисконсультов (создать подразделения правового обеспечения) в отделах (управлениях) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейных отделах (управлениях) внутренних дел на транспорте, отделах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах <1>, имеющих штатную численность 100 единиц и более.
--------------------------------
<1> Далее - "горрайлинорганы".
При необходимости должности юрисконсультов вводятся в горрайлинорганах, имеющих штатную численность менее 100 единиц.
3.2. Осуществлять правовое обеспечение деятельности в горрайлинорганах, в штатных расписаниях которых не предусмотрены должности юрисконсультов, силами подразделений правового обеспечения, имеющихся в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВДРО, увеличив их штатную численность.
4. ПД МВД России (В.В. Черникову) оказать необходимую организационно-методическую помощь органам и подразделениям системы МВД России при внедрении в практическую деятельность требований Наставления.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта милиции Н.А. Овчинникова.
Министр,
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ
Приложение
к Приказу МВД России
от 5 января 2007 г. N 6
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
I. Общие положения
1. Наставление по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> определяет цели, задачи и содержание правовой работы в органах внутренних дел Российской Федерации <2>, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России <3>.
--------------------------------
<1> Далее - "МВД России" или "Министерство".
<2> Далее - "органы внутренних дел".
<3> Сноска исключена. - Приказ МВД России от 26.12.2016 N 895.
<3> Далее - "органы, организации, подразделения".
<5> Сноска исключена. - Приказ МВД России от 26.08.2015 N 838.
2. Основными направлениями (видами) правовой работы в системе МВД России являются:
нормотворческая деятельность;
международно-правовая работа;
правовой контроль;
договорно-правовая работа;
судебно-исковая работа;
информационно-правовая деятельность;
организационно-правовая работа.
3. Организация правовой работы и ответственность за ее соответствие установленным в системе МВД России требованиям возлагается на руководителей органов, организаций, подразделений.
К полномочиям руководителей органов, организаций, подразделений относится:
планирование мероприятий по правовому обеспечению служебной деятельности в органе, организации, подразделении;
определение путей совершенствования правового обеспечения оперативно-служебной деятельности <1> органа, организации, подразделения;
--------------------------------
<1> Далее - "служебная деятельность".
внесение в вышестоящие органы, организации, подразделения предложений по совершенствованию правового обеспечения служебной деятельности;
установление полномочий и ответственности должностных лиц органа, организации, подразделения в вопросах организации и осуществления правовой работы;
издание в пределах предоставленных полномочий правовых актов;
координация правовой работы, осуществляемой в органе, организации, подразделении;
организация взаимодействия в вопросах правовой работы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими органами, организациями, подразделениями;
представление в судах интересов органа, организации, подразделения, а по доверенности - вышестоящего органа, организации, подразделения и (или) Правительства Российской Федерации;
организация контроля за состоянием правовой работы в органе, организации, подразделении, за ее соответствием требованиям нормативных правовых актов;
повышение уровня правовой работы в органе, организации, подразделении на основе внедрения положительного опыта, достижений науки и техники;
организационно-штатное, материально-техническое и кадровое обеспечение правовой работы в органе (подразделении) с учетом ее специфики и объемов;
непосредственное руководство правовым подразделением (помощником начальника по правовой работе) органа, организации, подразделения; утверждение положения о правовом подразделении (должностной инструкции (должностного регламента) помощника начальника по правовой работе).
4. К полномочиям правовых подразделений (помощников начальников по правовой работе) органов, организаций, подразделений, других сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы <2>, относятся:
--------------------------------
<2> Далее - "правовые подразделения".
разработка на основе изучения практики и положительного опыта, поступающих предложений мер по совершенствованию правового обеспечения в органе, организации, подразделении;
осуществление в соответствии с положением о правовом подразделении или по поручению руководителя органа контроля за состоянием правовой работы в органе, организации, подразделении;
проверка соответствия законодательным и иным правовым актам, представляемых на подпись руководителю органа, организации, подразделения проектов правовых актов, а также гражданско-правовых договоров (государственных контрактов) <1>, документации о закупке, соглашений, международных актов;
--------------------------------
"<1> Далее - "договоры".
участие в подготовке либо подготовка по поручению руководителя органа, организации, подразделения проектов правовых актов;
представление в соответствии с положением о правовом подразделении или по поручению руководителя органа, организации, подразделения интересов органа, организации, подразделения в судах и обеспечение его (их) защиты правовыми средствами;
осуществление правового информирования, правовой пропаганды и правового консультирования сотрудников, федеральных государственных служащих и работников <2> по вопросам нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел;
--------------------------------
<2> Далее - "сотрудники".
обеспечение координации правовой работы в органе, организации, подразделении, а также деятельности правовых подразделений подчиненных органов, организаций, подразделений, оказание методической и практической помощи правовым подразделениям в организации и осуществлении правовой работы;
организация и проведение сборов, совещаний и семинаров с сотрудниками правовых подразделений, в том числе по обмену опытом работы, а также мероприятий по повышению их квалификации;
сбор и обобщение сведений о состоянии правовой работы, анализ и учет ее результатов, направление отчетности по ней в вышестоящий орган, организацию, подразделение;
направление по решению руководителя органа, организации, подразделения предложений по устранению выявленных в ходе осуществления правового контроля либо по результатам анализа судебной практики нарушений законодательства Российской Федерации, требующих реализации должностными лицами органа, организации, подразделения, сотрудниками которых были допущены указанные нарушения.
5. Руководители правовых подразделений несут персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на данные подразделения полномочий, а также за реализацию предоставленных прав.
6. Для обеспечения и осуществления функций Министерства по выработке и реализации государственной политики в области совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел в структуре центрального аппарата МВД России образуется головное правовое подразделение системы Министерства <3>.
--------------------------------
<3> Далее - "головное правовое подразделение".
7. Головное правовое подразделение и правовые подразделения органов, организаций, подразделений образуют юридическую службу системы МВД России.
II. Организация нормотворческой деятельности
8. Нормотворческая деятельность в системе МВД России направлена на разработку, изменение, признание утратившими силу или отмену правовых актов (норм права) <4>.
--------------------------------
<4> Далее - "правовые акты".
Нормотворческая деятельность в органе, организации, подразделении строится на основе планирования, выполнения решений (поручений) и в инициативном порядке.
9. Основными направлениями нормотворческой деятельности являются:
1) выявление потребностей в правовой регламентации сферы внутренних дел и служебной деятельности органов внутренних дел;
2) разработка проектов правовых актов;
3) издание в пределах компетенции правовых актов;
4) подготовка либо участие в подготовке проектов правовых актов, регулирующих деятельность органов, организаций, подразделений, принятие которых входит в компетенцию иных органов государственной власти;
5) подготовка отзывов, заключений и поправок на проекты правовых актов, поступивших из других органов государственной власти <1>;
--------------------------------
<1> Далее - "отзыв".
6) сопровождение проектов правовых актов при их рассмотрении в соответствующих инстанциях.
10. Выявление потребностей в нормативной правовой регламентации сферы внутренних дел организуется руководителем органа, организации, подразделения.
В процессе данной работы осуществляется:
мониторинг правоприменения <2>;
--------------------------------
<2> В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения в системе МВД России, утвержденным приказом МВД России от 25 августа 2017 г. N 680 "Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации".
анализ материалов СМИ, обращений, заявлений граждан, общественных организаций, других органов государственной власти;
анализ судебных решений, представлений органов прокуратуры;
анализ результатов научных исследований, отечественного и зарубежного опыта;
обсуждение и выработка предложений по решению проблем в служебной деятельности правовыми средствами.
К этой работе рекомендуется привлекать ведущих специалистов-практиков, представителей образовательных и научных организаций системы МВД России.
В процессе выявления потребностей в правовой регламентации правовое подразделение органа, организации, подразделения:
участвует в организации сбора и обобщения предложений по разработке проектов правовых актов и направлении их в соответствующие органы, организации, подразделения, в анализе правоприменительной практики, а также поступающих предложений юридических и физических лиц по совершенствованию правового регулирования сферы внутренних дел;
подготавливает и представляет на утверждение руководителю предложения по разработке проектов правовых актов, включению их в планы правоподготовительных работ либо внесению в соответствующие инстанции.
11. Порядок подготовки и издания правовых актов в системе Министерства устанавливается:
для правовых актов МВД России - Министром <1>;
--------------------------------
<1> Приказы МВД России от 27 июня 2003 г. N 484 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России", от 8 июня 2012 г. N 574 "Вопросы подготовки проектов отдельных документов" и от 17 октября 2013 г. N 850 "Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 12 ноября 2013 года, регистрационный N 30359).
для правовых актов, издаваемых в подразделениях центрального аппарата МВД России, - соответствующими руководителями указанных подразделений;
для правовых актов, издаваемых в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях и подчиненных им территориальных органах МВД России на районном уровне, организациях и подразделениях, - соответствующими руководителями (начальниками) территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях;
для правовых актов, издаваемых в иных органах, организациях, подразделениях, - их руководителями.
Проекты наиболее важных правовых актов выносятся на рассмотрение коллегий, оперативных совещаний, экспертных (консультативных) советов (комиссий).
12. Подготовка проекта правового акта органа государственной власти и предложений в проект указанного акта осуществляется на основании соответствующего поручения (обращения) органа государственной власти в порядке и сроки, установленные руководителем органа, организации, подразделения.
Для разработки проекта правового акта, принятие которого входит в компетенцию других органов государственной власти:
подготавливаются и направляются предложения головному исполнителю для учета в проекте;
обобщаются предложения заинтересованных органов государственной власти (соисполнителей) по проекту в случае, когда орган, организация, подразделение является головным исполнителем;
проводится согласование подготовленного проекта и его направление инициатору разработки.
В этих целях руководитель органа, организации, подразделения:
определяет структурное подразделение органа, организации, подразделения с учетом его компетенции ответственным за разработку проекта;
создает (при необходимости) рабочую группу по разработке проекта;
организует взаимодействие с органами государственной власти для получения информации об учете интересов органа, организации, подразделения в процессе подготовки проекта правового акта.
В соответствии с поручением руководителя органа, организации, подразделения правовое подразделение:
вносит предложения руководителю органа, организации, подразделения по перечню структурных подразделений, участие представителей которых необходимо в разработке проекта правового акта;
участвует в подготовке либо подготавливает проект правового акта;
при необходимости оказывает практическую и методическую помощь структурным подразделениям органа, организации, подразделения по разработке проекта;
осуществляет контроль за ходом разработки проекта в структурных подразделениях органа, организации, подразделения.
13. Подготовка отзывов осуществляется органом, организацией, подразделением при поступлении проекта нормативного правового акта, касающегося сферы внутренних дел, из другого органа государственной власти.
В центральном аппарате МВД России порядок и сроки подготовки отзывов определяются Министром <1> в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 <2>.
--------------------------------
<1> Приказы МВД России от 27 июня 2003 г. N 484 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России" и от 17 октября 2013 г. N 850 "Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации".
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2021, N 37, ст. 6530. Далее - "Регламент Правительства Российской Федерации".
Сроки подготовки отзывов на проекты нормативных правовых актов определяются руководителем органа, организации, подразделения в соответствии с поручением (обращением) органа, в компетенцию которого входит издание указанных проектов нормативных правовых актов.
Для подготовки отзыва руководитель органа, организации, подразделения:
определяет структурное подразделение органа, организации, подразделения с учетом его компетенции ответственным за разработку отзыва;
создает (при необходимости) рабочую группу;
организует взаимодействие с органами государственной власти для получения информации об учете интересов органа, организации, подразделения в процессе подготовки отзыва.
В соответствии с поручением руководителя органа, организации, подразделения правовое подразделение:
вносит предложения руководителю органа, организации, подразделения по перечню структурных подразделений, участие представителей которых необходимо в разработке отзыва;
участвует в подготовке либо подготавливает отзыв;
при необходимости оказывает практическую и методическую помощь структурным подразделениям органа, организации, подразделения по подготовке отзыва;
согласовывает окончательную редакцию отзыва.
14. В целях обеспечения своевременного издания правового акта, принятие которого входит в компетенцию других органов государственной власти, а также сохранения его концептуальных идей обеспечивается сопровождение соответствующего проекта.
15. Сопровождение проекта правового акта включает в себя следующие мероприятия:
непосредственное участие в работе органов государственной власти (органов местного самоуправления) по его рассмотрению;
анализ хода рассмотрения проекта в органах государственной власти (органах местного самоуправления) и учета позиции органа, организации, подразделения при его доработке и согласовании;
участие сотрудников органа, организации, подразделения в качестве экспертов в заседаниях комитетов, комиссий и в других мероприятиях, проводимых органами государственной власти (органами местного самоуправления) по доработке и рассмотрению проекта;
участие в заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, депутатских объединений (фракционных или межфракционных), парламентских слушаниях, "круглых столах" с целью доведения до депутатов позиции руководства органа, организации, подразделения по проекту законодательного акта;
подготовка и направление необходимых материалов в органы государственной власти (органы местного самоуправления) по проектам правовых актов.
16. По каждому проекту правового акта руководителем органа, организации, подразделения определяется головное подразделение, обеспечивающее сопровождение проекта в инстанциях, к компетенции которого относится регулируемая проектом сфера внутренних дел.
17. При сопровождении проекта правового акта головное подразделение обеспечивает:
подбор необходимых аналитических, статистических материалов, подтверждающих выработанную позицию по проекту;
доведение сформированной позиции по проекту правового акта до заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а в случае необходимости - до головного правового подразделения;
участие руководства органа, организации, подразделения в согласительных совещаниях с целью устранения разногласий по проекту правового акта;
согласование позиции с заинтересованными государственными органами.
18. В случае внесения в орган законодательной власти проекта правового акта, регулирующего сферу внутренних дел и/или затрагивающего вопросы социальной защищенности сотрудников органов, организаций, подразделений, принятие которого не будет способствовать повышению эффективности деятельности органов, организаций, подразделений, руководитель органа, организации, подразделения в пределах компетенции принимает необходимые меры по разъяснению позиции органа, организации, подразделения по указанному проекту, а также направляет соответствующую информацию в вышестоящий орган внутренних дел с приложением необходимых материалов.
III. Организация международно-правовой работы
19. Международно-правовая работа в системе МВД России направлена на создание и совершенствование правовых основ взаимодействия органов, организаций, подразделений с органами государственной власти иностранных государств, международными организациями в сфере внутренних дел.
20. В рамках международно-правовой работы в системе МВД России осуществляется разработка проектов следующих международных актов:
международных договоров Российской Федерации <1>, заключаемых от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени МВД России (договоры межведомственного характера) <2>;
--------------------------------
<1> Далее - "международные договоры".
<2> Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2757; 2020, N 50, ст. 8074) (далее - "Федеральный закон о международных договорах").
международных документов, не являющихся международными договорами <3>, которые составляются, как правило, в форме деклараций, меморандумов, совместных заявлений, программ сотрудничества, не содержат юридически обязывающих положений <1> и подписываются от имени Российской Федерации (межгосударственные), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные), от имени МВД России (межведомственные), а также от имени подразделения центрального аппарата Министерства, другого органа, организации, подразделения.
--------------------------------
<3> Далее - "международные документы".
<1> Пункт 3 Положения о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 79 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст. 647) (далее - "Положение о международных документах").
21. Международно-правовая работа в системе МВД России включает в себя:
1) разработку проектов международных актов, проектов правовых актов Российской Федерации по вопросам заключения международных договоров (в том числе их ратификации, присоединения к ним), прекращения и приостановления действия международных договоров, а также по вопросам подписания межгосударственных и межправительственных международных документов <2>;
--------------------------------
<2> Далее - "акты по вопросам подписания международных актов".
2) подготовку к подписанию международных актов, в том числе внесение в Правительство Российской Федерации проектов соответствующих правовых актов Российской Федерации;
3) введение в действие международных договоров, в том числе внесение в Правительство Российской Федерации проектов соответствующих правовых актов Российской Федерации;
4) подготовку заключений и предложений по проектам международных актов.
22. Разработка проектов международных актов осуществляется во исполнение ранее принятых международных обязательств, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра, а также в инициативном порядке.
23. Разработка проектов международных договоров осуществляется подразделениями центрального аппарата Министерства в пределах компетенции по согласованию с головным подразделением системы МВД России по организации, координации и контролю в сфере международного сотрудничества <3> в порядке, определенном приказом МИД России от 4 декабря 2020 г. N 21949 "Об утверждении Порядка подготовки текстов международных договоров Российской Федерации" <4>.
--------------------------------
<3> Далее - "головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества".
<4> Зарегистрирован Минюстом России 15 января 2021 года, регистрационный N 62108.
24. Разработка проектов международных документов осуществляется подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами, организациями, подразделениями в пределах компетенции по согласованию с головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества.
25. Предложение о подписании международного акта (за исключением предложения о подписании международного документа от имени органа, организации, подразделения, не являющихся подразделениями центрального аппарата Министерства) представляется Министру руководителем подразделения центрального аппарата Министерства, инициирующим данное предложение, по согласованию с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами, организациями, подразделениями, головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества, а также заместителем Министра, ответственным за деятельность соответствующего подразделения центрального аппарата Министерства, и статс-секретарем - заместителем Министра.
В случае необходимости головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества направляет проект межгосударственного или межправительственного международного договора в головное правовое подразделение, которое дает заключение о соответствии данного проекта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "заключение головного правового подразделения".
26. Предложение о подписании международного документа от имени органа, организации, подразделения, не являющихся подразделениями центрального аппарата Министерства, представляется статс-секретарю - заместителю Министра руководителем органа, организации, подразделения, инициирующим данное предложение, через головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества после согласования с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами, организациями, подразделениями.
27. Территориальные органы МВД России, которые уполномочены в соответствии с международными договорами осуществлять непосредственное сотрудничество и прямые контакты с органами внутренних дел (компетентными органами) иностранных государств приграничных регионов, подписывают международные документы, направленные на реализацию соответствующих международных договоров, по согласованию с головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества после согласования с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами, организациями, подразделениями без доклада статс-секретарю - заместителю Министра.
28. Проекты указанных в пунктах 26 и 27 настоящего Наставления международных документов:
1) направляются на согласование в заинтересованные подразделения центрального аппарата Министерства, другие органы, организации, подразделения не позднее чем за 3 месяца до начала планируемого периода (если документы носят планирующий характер) либо до предполагаемой даты подписания;
2) рассматриваются заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами, организациями, подразделениями в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты поступления, а в случае повторного поступления на согласование - в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты повторного поступления (при условии, что документ не претерпел существенных изменений).
В случае внесения в проекты указанных в пунктах 26 и 27 настоящего Наставления международных документов изменений принципиального характера они подлежат повторному согласованию с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами, организациями, подразделениями, к компетенции которых относятся данные изменения, а также с головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества.
29. Предложение о подписании международного акта должно содержать:
1) проект международного акта или основные положения проекта международного договора;
2) обоснование целесообразности его подписания;
3) определение его соответствия законодательству Российской Федерации;
4) определение соответствия проекта межгосударственного или межправительственного международного документа ранее подписанным от имени Российской Федерации и Правительства Российской Федерации международным документам;
5) оценку возможных финансово-экономических и иных последствий его подписания <1>;
--------------------------------
<1> Пункт 5 статьи 9 Федерального закона о международных договорах, пункт 4 Положения о международных документах.
6) определение его соответствия положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров;
7) информацию о наличии в проекте международного договора оснований для ратификации, установленных в статье 15 Федерального закона о международных договорах, или об отсутствии таких оснований;
8) сведения о предварительной проработке проекта международного акта с зарубежными партнерами;
9) проект (проекты) правовых актов Российской Федерации по вопросам подписания международного акта (за исключением случаев, если проект международного договора межведомственного характера подготовлен на основе типового проекта Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел (компетентным ведомством) иностранного государства, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 653 <1>, и не имеет в сравнении с типовым проектом Соглашения расхождений принципиального характера, а также если международный документ планируется к подписанию от имени МВД России или от имени подразделения центрального аппарата Министерства, другого органа, организации, подразделения);
--------------------------------
<1> Российская газета, 1995, N 137; Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 10, ст. 1487. Далее - "типовой проект Соглашения".
10) документы, касающиеся вопроса согласования проекта международного акта, а также проекта правового акта (проектов правовых актов) Российской Федерации по вопросам подписания международного акта (за исключением случаев, если проект международного договора межведомственного характера подготовлен на основе типового проекта Соглашения и не имеет в сравнении с типовым проектом Соглашения расхождений принципиального характера, а также если международный документ планируется к подписанию от имени МВД России или от имени подразделения центрального аппарата Министерства, другого органа, организации, подразделения) с МИД России и другими заинтересованными федеральными органами государственной власти (при наличии таких федеральных органов государственной власти).
В случае наличия заключения головного правового подразделения данное заключение приобщается к предложению о подписании межгосударственного или межправительственного международного договора для доклада статс-секретарю - заместителю Министра.
30. Предложения о подписании международных актов (за исключением случаев, если проект международного договора межведомственного характера подготовлен на основе типового проекта Соглашения и не имеет в сравнении с типовым проектом Соглашения расхождений принципиального характера, а также если международный документ планируется к подписанию от имени МВД России или от имени подразделения центрального аппарата Министерства, другого органа, организации, подразделения) представляются Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<2> Статьи 9 и 10 Федерального закона о международных договорах, пункт 4 Положения о международных документах, Регламент Правительства Российской Федерации, Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 598; Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 3, ст. 274), Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 19, ст. 2257).
31. В целях подготовки проектов международных актов с представителями органов государственной власти иностранных государств, международных организаций с учетом требований пункта 6 статьи 9 Федерального закона о международных договорах и пункта 2 Положения о международных документах могут проводиться консультации через головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества или по согласованию с ним.
32. Правовая экспертиза проектов международных актов и актов по вопросам подписания международных актов проводится головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества.
Правовая экспертиза проектов международных актов проводится перед:
направлением проекта международного акта на согласование в МИД России, другие заинтересованные федеральные органы государственной власти, а также соответствующим зарубежным партнерам;
представлением Министру или статс-секретарю - заместителю Министра предложения о подписании международного акта в соответствии с пунктами 25 и 26 настоящего Наставления;
представлением проекта международного акта на подпись уполномоченному должностному лицу <1>.
--------------------------------
<1> Пункты 39 и 40 настоящего Наставления.
Правовая экспертиза проектов актов по вопросам подписания международных актов осуществляется в соответствии с главой XII Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27 июня 2003 г. N 484.
33. Проекты международных актов с сопроводительными материалами, в том числе с пояснительной запиской, представляются на правовую экспертизу после согласования с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами, организациями, подразделениями.
34. Правовая экспертиза проектов международных актов проводится, как правило, в трехнедельный срок со дня их официального поступления в головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества.
По указанию Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, начальника головного подразделения МВД России по организации международного сотрудничества срок проведения правовой экспертизы проекта международного акта может быть сокращен.
При повторном поступлении на правовую экспертизу проекта международного акта, который не претерпел существенных содержательных изменений, и в иных случаях по решению начальника головного подразделения МВД России по организации международного сотрудничества или его заместителя срок проведения правовой экспертизы проекта международного акта сокращается до 10 дней.
В случае необходимости и (или) невозможности проведения правовой экспертизы проекта международного акта в установленные сроки (в силу значительного объема проекта международного акта и прилагаемых к нему документов и материалов; большого массива либо отсутствия в МВД России нормативных правовых актов, требующих дополнительного изучения; наличия в проекте международного акта положений и отдельных нормативных предписаний, требующих официального разъяснения со стороны компетентных органов или соответствующих специалистов; наличия необходимости в получении по проекту межгосударственного или межправительственного международного договора заключения головного правового подразделения и тому подобное) срок проведения правовой экспертизы проекта международного акта может быть продлен по решению статс-секретаря - заместителя Министра или начальника головного подразделения МВД России по организации международного сотрудничества, но не более чем на один месяц.
35. В ходе правовой экспертизы проектов международных актов исследуются:
основание подготовки проекта международного акта;
соответствие проекта международного акта общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам;
соответствие проекта межгосударственного или межправительственного международного документа ранее подписанным от имени Российской Федерации и Правительства Российской Федерации международным документам;
соответствие проекта международного договора межведомственного характера (проекта международного документа) законодательству Российской Федерации;
наличие в проекте международного договора оснований для ратификации, установленных в статье 15 Федерального закона о международных договорах;
наличие необходимости в получении по проекту межгосударственного или межправительственного международного договора заключения головного правового подразделения;
полнота отражения в пояснительной записке к проекту международного акта сведений, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 29 настоящего Наставления;
полнота согласования проекта международного акта (за исключением проектов совместных приказов МВД России и органов государственной власти иностранных государств, объявляющих решения соответствующих объединенных коллегий, совместных заседаний коллегий с органами государственной власти иностранных государств);
правильность оформления проекта международного акта, а также соблюдение установленных юридико-технических требований и правил.
36. При проведении правовой экспертизы представители головного подразделения МВД России по организации международного сотрудничества могут вносить в рассматриваемый проект международного акта изменения и дополнения правового, редакционного и юридико-технического характера, не изменяющие концептуальное содержание проекта, по согласованию с ответственными должностными лицами подразделения центрального аппарата Министерства, другого органа, организации, подразделения, являющегося (являющейся) его головным разработчиком.
37. В случае необходимости головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества имеет право определять, с кем дополнительно должен быть согласован представленный проект международного акта, а также повторно согласован, в том числе если с момента его согласования заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, другими органами, организациями, подразделениями прошло более шести месяцев.
38. По результатам правовой экспертизы:
при наличии замечаний по проекту международного акта головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества готовится заключение, содержащее замечания по проекту международного акта и предложения по их устранению, которое вместе с сопроводительными материалами направляется в подразделение центрального аппарата Министерства, другой орган, организацию, подразделение, являющееся (являющийся, являющуюся) головным разработчиком проекта международного акта;
при отсутствии замечаний проект международного акта визируется представителями головного подразделения МВД России по организации международного сотрудничества, осуществившими правовую экспертизу данного проекта международного акта, и вместе с сопроводительными материалами направляется в подразделение центрального аппарата Министерства, другой орган, организацию, подразделение, являющееся (являющийся, являющуюся) его головным разработчиком.
39. Министру или одному из его заместителей (по согласованию с Министром) могут быть оформлены полномочия на ведение переговоров и на подписание межгосударственных и межправительственных международных договоров. Указанные в настоящем абзаце полномочия оформляются Министерством иностранных дел Российской Федерации в соответствии с подпунктами "а" и "б" статьи 13 Федерального закона о международных договорах через головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества.
Международные договоры межведомственного характера подписываются Министром или одним из его заместителей (в случае принятия Министром соответствующего решения).
Министр вправе вести переговоры и подписывать международные договоры межведомственного характера без предъявления полномочий <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 3 статьи 12 Федерального закона о международных договорах.
Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров межведомственного характера оформляются заместителям Министра головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества на основании соответствующего решения Министра.
40. Межгосударственный международный документ может быть подписан Министром по поручению Президента Российской Федерации.
Межправительственный международный документ может быть подписан Министром в случаях, указанных в абзаце первом пункта 5 Положения о международных документах.
Международный документ от имени МВД России подписывается Министром или по его поручению одним из его заместителей.
Международный документ от имени подразделения центрального аппарата Министерства, другого органа, организации, подразделения подписывается его руководителем или по его поручению одним из его заместителей.
Полномочия на подписание международного документа не оформляются.
41. Положения пункта 22, абзаца первого пункта 25, абзацев первого - пятого пункта 32, пунктов 33 и 34, абзацев первого - третьего, пятого, девятого и десятого пункта 35, пунктов 36 - 38 настоящего Наставления распространяются также на совместные приказы МВД России и органов государственной власти иностранных государств.
Разработка проектов совместных приказов МВД России и органов государственной власти иностранных государств осуществляется подразделениями центрального аппарата Министерства в пределах компетенции по согласованию с головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества, в том числе с учетом подпункта 1.1 пункта 1 приказа МВД России от 8 июня 2012 г. N 574 "Вопросы подготовки проектов отдельных документов".
Проекты совместных приказов МВД России и органов государственной власти иностранных государств, объявляющих решения соответствующих объединенных коллегий, совместных заседаний коллегий с органами государственной власти иностранных государств, готовятся в порядке, установленном их регламентами, без учета положений абзаца первого пункта 25, абзацев третьего и четвертого пункта 32, пунктов 33, 34 и 37 настоящего Наставления.
Ответственными за полноту согласования проектов совместных приказов МВД России и органов государственной власти иностранных государств, объявляющих решения соответствующих объединенных коллегий, совместных заседаний коллегий с органами государственной власти иностранных государств, являются подразделения центрального аппарата Министерства, другие органы, организации, подразделения, являющиеся их головными разработчиками.
42. В системе МВД России выполнение мероприятий, связанных со вступлением в силу подписанных международных договоров, осуществляется подразделениями центрального аппарата Министерства в пределах компетенции по согласованию с головным подразделением МВД России по организации международного сотрудничества.
43. Подразделения центрального аппарата Министерства, другие органы, организации, подразделения в пределах компетенции рассматривают поступающие проекты международных актов и актов по вопросам подписания международных актов и подготавливают соответствующие предложения.
44. В случае если многосторонним международным договором межведомственного характера предусматривается возложение функций депозитария на МВД России, их выполнение обеспечивает головное правовое подразделение.
45. Официально поступившие в МВД России копии межгосударственных и межправительственных международных актов передаются в головное правовое подразделение и головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества.
Подлинники международных актов, подписанных от имени МВД России, передаются в головное правовое подразделение, а их копии - в головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества.
Подлинники международных документов, подписанных от имени подразделений центрального аппарата Министерства, других органов, организаций, подразделений, хранятся в подразделениях делопроизводства и режима соответствующих подразделений центрального аппарата Министерства, других органов, организаций, подразделений. Копии таких международных документов в 3-дневный срок после их подписания направляются в головное правовое подразделение и головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества.
46. Головное правовое подразделение осуществляет учет и хранение поступивших подлинников и копий международных актов, обеспечивает доступ к ним представителей подразделений центрального аппарата Министерства, других органов, организаций, подразделений.
Головное подразделение МВД России по организации международного сотрудничества обеспечивает информирование заинтересованных подразделений центрального аппарата Министерства, других органов, организаций, подразделений о вступлении в силу, прекращении и приостановлении действия международных договоров.
47. Тексты международных договоров, заключенных от имени МВД России, публикуются в журнале "Вестник МВД России". При необходимости в журнале "Вестник МВД России" публикуются тексты международных документов.
IV. Организация правового контроля
48. Правовой контроль в системе МВД России осуществляется в целях обеспечения законности принимаемых правовых актов и соблюдения законодательства Российской Федерации при правоприменительной деятельности.
Правовой контроль осуществляется в предварительной и последующей формах.
Методическое обеспечение правового контроля в системе МВД России возлагается на головное правовое подразделение.
49. Основными направлениями правового контроля являются:
1) осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов;
2) оценка законности принятых ведомственных правовых актов;
3) соблюдение порядка организации судебно-исковой работы, проводимой органами, организациями, подразделениями;
4) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России.
50. Правовая экспертиза представляет собой исследование проектов правовых актов, разрабатываемых в системе Министерства, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также правовым актам МВД России при разработке проектов ведомственных правовых актов.
Правовая экспертиза проводится правовыми подразделениями по правилам подготовки правовых актов, утвержденным соответствующими нормативными правовыми актами МВД России <1>, в том числе с использованием модуля "Правовая экспертиза" сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России <1>.
--------------------------------
<1> Приказы МВД России от 27 июня 2003 г. N 484 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России" и от 26 декабря 2018 г. N 880 "Об утверждении Правил подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации".
<1> Приказ МВД России от 23 декабря 2016 г. N 888 "Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России". Далее - "СОДПП ИСОД МВД России".
Руководитель, другие сотрудники правового подразделения органа, организации, подразделения несут персональную ответственность за качество правовой экспертизы.
При проведении правовой экспертизы проектов правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов проводится антикоррупционная экспертиза согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации <2>, и в порядке, установленном МВД России <3> и правовыми актами органов, организаций, подразделений, в том числе с использованием модуля "Антикоррупционная экспертиза" СОДПП ИСОД МВД России.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2017, N 29, ст. 4374).
<3> Приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. N 120 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России" (зарегистрирован в Минюсте России 28 марта 2012 года, регистрационный N 23640).
Результаты антикоррупционной экспертизы проекта правового акта оформляются отдельным заключением.
51. Оценка законности принятых ведомственных правовых актов проводится правовыми подразделениями в целях приведения ведомственных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации и правовыми актами МВД России, если такое несоответствие выявлено.
Оценка законности принятых ведомственных правовых актов организуется и осуществляется по решению прямых руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений в отношении правовых актов, изданных подчиненными органами, организациями, подразделениями, и проводится в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых выездов или при поступлении обращений о необходимости такой оценки в отношении правовых актов, изданных непосредственно в органах, организациях, подразделениях.
52. Контроль за судебно-исковой работой, проводимой органами, организациями, подразделениями, и за исполнением судебных постановлений, вступивших в законную силу, проводится в соответствии с Инструкцией по организации судебно-исковой работы в системе МВД России <4>.
--------------------------------
<4> Утверждена приказом МВД России от 27 декабря 2018 г. N 888.
53. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России, направлен на укрепление законности при осуществлении органами, организациями, подразделениями юридически значимых действий для выполнения возложенных на них задач. Указанная деятельность организуется и осуществляется органами, организациями, подразделениями в отношении подчиненных органов, организаций, подразделений по направлениям служебной деятельности, как в ходе текущей деятельности, так и в ходе инспектирования, контрольных, целевых выездов, путем рассмотрения писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовой информации, обращений других органов (должностных лиц), материалов служебных проверок, а также вступивших в законную силу судебных решений.
Правовые подразделения в пределах компетенции по поручению прямого руководителя (начальника) оказывают правовую помощь в части контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России, заинтересованным подразделениям органов, организаций, подразделений на этапах планирования и проведения служебных мероприятий.
V. Организация договорно-правовой работы
54. Договорно-правовая работа в системе МВД России направлена на недопущение нарушений законности при заключении письменных соглашений об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
55. Основным содержанием договорно-правовой работы является обеспечение установленного порядка подготовки, согласования и проведения правовой экспертизы проектов:
государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
документации о закупке (за исключением описания объекта закупки);
иных гражданско-правовых договоров, образующихся в хозяйственной деятельности органа, организации, подразделения, не связанной с закупками;
дополнительных соглашений к государственным контрактам (договорам) <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "проекты государственных контрактов (договоров)".
56. Правовое подразделение в рамках договорно-правовой работы:
проводит правовую экспертизу проектов государственных контрактов (договоров);
ведет учет результатов проведения правовой экспертизы проектов государственных контрактов (договоров);
организует и обеспечивает хранение заключений правовой экспертизы и при необходимости копий проектов государственных контрактов (договоров), прошедших правовую экспертизу;
оказывает консультативную помощь по исполнению обязательств, возникающих в ходе договорных правоотношений, и ведению претензионной работы, а также организует и (или) обеспечивает представление интересов органа, организации, подразделения в судах;
визирует проекты доверенностей, выдаваемых руководителем органа, организации, подразделения, регистрация и учет которых ведутся подразделением делопроизводства и режима органа, организации, подразделения <1>.
--------------------------------
<1> Приказ МВД России от 1 января 2007 г. N 3 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления, выдачи, регистрации, учета и отмены доверенностей, выдаваемых для представления интересов Министерства внутренних дел Российской Федерации".
57. При осуществлении договорно-правовой работы необходимо учитывать, что руководитель органа, организации, подразделения:
определяет порядок подготовки в органе, организации, подразделении государственных контрактов (договоров) с учетом требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, настоящего Наставления и положений, установленных нормативными правовыми актами МВД России <2>;
--------------------------------
<2> Приказ МВД России от 26 марта 2014 г. N 177 "О контрактной службе".
подписывает в пределах предоставленных МВД России полномочий государственные контракты (договоры) от имени органа, организации, подразделения либо делегирует свои полномочия по заключению государственных контрактов (договоров) своим заместителям или начальникам соответствующих структурных подразделений на основании доверенности в установленном законодательством Российской Федерации порядке <3>.
--------------------------------
<3> Форма и содержание доверенности должны соответствовать статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.
58. Подготовка проекта государственного контракта (договора) осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к форме и содержанию соответствующего вида государственного контракта (договора) <4>.
--------------------------------
<4> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; N 49, ст. 6925; 2015, N 1, ст. 51; N 29, ст. 4342, 4353; 2016, N 1, ст. 10, 89; N 27, ст. 4298; 2017, N 18. ст. 2660; N 31, ст. 4747; 2018, N 1, ст. 88).
59. Проекты государственных контрактов (договоров) представляются на правовую экспертизу после обязательного согласования:
с финансовым подразделением органа, организации, подразделения;
с иными органами, организациями, подразделениями, если такое согласование предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России либо правовыми актами органа, организации, подразделения.
60. Указанное в пункте 59 настоящего Наставления согласование осуществляется путем визирования документа на лицевой либо оборотной стороне последнего листа каждого экземпляра посредством написания личной подписи с обязательной расшифровкой и указанием даты либо проставлением записи о причинах несогласования проекта государственного контракта (договора), заверяемой подписью исполнителя и руководителя согласующего подразделения с расшифровкой каждой подписи и указанием даты.
61. Согласованный заинтересованными подразделениями проект государственного контракта (договора) с необходимыми для рассмотрения документами направляется в правовое подразделение для проведения по нему правовой экспертизы.
При необходимости правовым подразделением дополнительно запрашиваются иные документы, которые подлежат обязательному представлению.
62. В ходе правовой экспертизы исследуются:
основание подготовки проекта государственного контракта (договора);
соответствие проекта государственного контракта (договора) установленным гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям;
полнота включения в проект государственного контракта (договора) обязательных условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, без исследования их содержания;
соответствие проекта государственного контракта (договора) условиям, содержащимся в документации и (или) извещении о закупке;
полнота согласования проекта государственного контракта (договора).
63. По результатам проведения правовой экспертизы на обороте каждого листа проекта государственного контракта (договора), созданного на бумажном носителе, ставится оттиск специального штампа "Правовая экспертиза" (как правило, в левом нижнем углу), а также подпись лица, проводившего правовую экспертизу, на оттиске штампа. Дата проведения правовой экспертизы проставляется на обороте последнего листа проекта государственного контракта (договора).
При наличии замечаний по проекту государственного контракта (договора) по результатам правовой экспертизы готовится заключение, содержащее замечания по проекту государственного контракта (договора) и предложения по их устранению.
64. После подписания государственный контракт (договор) подлежит заверению печатью органа, организации, подразделения с изображением Государственного герба Российской Федерации в подразделении делопроизводства и режима и передаче в финансовое подразделение для обеспечения учета.
VI. Организация судебно-исковой работы
Утратил силу. - Приказ МВД России от 27.12.2018 N 888.
VI. Организация судебно-исковой работы
65. Организация судебно-исковой работой в системе МВД России осуществляется в порядке, определенном нормативным правовым актом МВД России <1>.
--------------------------------
<1> Приказ МВД России от 27 декабря 2018 г. N 888 "Об утверждении Инструкции по организации судебно-исковой работы в системе МВД России".
VII. Организация информационно-правовой деятельности
66. Информационно-правовая деятельность осуществляется в целях своевременного доведения и разъяснения требований правовых актов, регулирующих сферу внутренних дел.
67. Основными направлениями информационно-правовой деятельности являются:
1) ведение систематизированного учета правовых актов;
2) правовая пропаганда;
3) консультирование по правовым вопросам <1>.
--------------------------------
<1> Далее - "консультирование".
68. Порядок ведения систематизированного учета и хранения правовых актов определяется МВД России <2>.
--------------------------------
<2> Инструкция по ведению систематизированного учета правовых актов в системе МВД России и Классификатор систематизированной картотеки правовых актов в системе МВД России, утвержденные приказом МВД России от 25 августа 2017 г. N 680.
Автоматизация ведения систематизированного учета правовых актов МВД России и их доведение до органов, организаций, подразделений реализуется на основе автоматизированной информационно-поисковой системы "Нормативные правовые акты МВД России" <3> и автоматизированных справочных правовых систем общего пользования.
--------------------------------
<3> Инструкция по эксплуатации специализированной территориально распределенной автоматизированной системы "Юрист", утвержденная приказом МВД России от 25 августа 2017 г. N 680.
В органах, организациях, подразделениях автоматизация ведения систематизированного учета правовых актов и их доведение до сотрудников реализуются на основе типового программного обеспечения, совместимого с автоматизированной информационно-поисковой системой "Нормативные правовые акты МВД России".
69. Правовая пропаганда направлена на распространение и разъяснение правовых норм и практики их применения в сфере внутренних дел.
Правовая пропаганда осуществляется по направлениям служебной деятельности путем:
издания и распространения печатной продукции;
проведения информационно-пропагандистских акций правовой направленности <4>;
--------------------------------
<4> Вид информационно-профилактической деятельности органов, организаций, подразделений, направленной на распространение и разъяснение правовой информации среди различных групп населения, характеризующей роль МВД России и меры, предпринимаемые в сфере поддержания законности и правопорядка.
проведения лекций, семинаров, конференций;
выступлений в СМИ;
создания и оформления кабинетов (уголков) правовых знаний, стендов, другой наглядной информации;
проведения тематических занятий в системе повышения квалификации и в других формах профессиональной подготовки <5>.
--------------------------------
<5> Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. N 275 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 27 июня 2018 года, регистрационный N 51459).
Правовая пропаганда осуществляется всеми структурными подразделениями органа, организации, подразделения в пределах их компетенции, с привлечением ведущих ученых и специалистов, образовательных и научных организаций МВД России.
--------------------------------
<5> Сноска исключена. - Приказ МВД России от 26.08.2015 N 838.
70. Консультирование проводится по вопросам, связанным со служебной деятельностью, как в устной, так и в письменной формах.
Консультирование осуществляется по направлениям оперативно-служебной деятельности наиболее подготовленными специалистами органов, организаций, подразделений.
Органом, организацией, подразделением осуществляется оказание гражданам бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к их компетенции <6>.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6725).
71. Порядок и сроки рассмотрения обращений по правовым вопросам иных лиц в орган, организацию, подразделение устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О Порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060), приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 года, регистрационный N 30957).
72. Руководитель органа, организации, подразделения:
устанавливает порядок осуществления информационно-правовой деятельности в органе, организации, подразделении;
обеспечивает создание и функционирование автоматизированных информационно-поисковых систем правовых актов, издаваемых органом, организацией, подразделением;
определяет в соответствии с законодательством порядок доступа органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к фонду правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел.
73. Правовое подразделение:
ведет систематизированный учет правовых актов, в том числе на основе функционирования автоматизированных информационно-поисковых систем;
осуществляет доведение требований правовых актов до сотрудников органов, организаций, подразделений в установленном порядке;
осуществляет в установленном порядке доступ сотрудников органов, организаций, подразделений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к фонду правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел;
участвует в правовой пропаганде;
осуществляет консультирование;
осуществляет общее методическое руководство информационно-правовой деятельностью в органе, организации, подразделении.
74. Головное правовое подразделение рассматривает запросы органов, организаций, подразделений о разъяснении положений нормативных правовых актов МВД России при наличии заключений соответствующих правовых подразделений с обоснованием разногласий по данным заключениям.
VIII. Организационно-правовая работа
75. Правовое подразделение является самостоятельным структурным подразделением органа, организации, подразделения, непосредственно подчиняющимся руководителю органа, организации, подразделения, организационно-штатное построение и должностной состав которого определяются в установленном порядке, исходя из необходимости обеспечения всех направлений правовой работы.
В органах, организациях, подразделениях, не имеющих в штатном расписании правовых подразделений, функции по организации и осуществлению правовой работы могут возлагаться приказами соответствующих руководителей на одного (или нескольких) из подготовленных сотрудников, имеющих высшее юридическое образование.
В этом случае в должностную инструкцию этих сотрудников в установленном порядке вносятся дополнительные права и обязанности, связанные с организацией и осуществлением правовой работы.
76. Кандидатуры для назначения на должности начальников правовых подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне подлежат согласованию со статс-секретарем - заместителем Министра, начальником головного правового подразделения <1>.
--------------------------------
<1> Подпункт 90.3 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 (зарегистрирован Минюстом России 22 марта 2018 года, регистрационный N 50460).
77. С учетом имеющихся у сотрудников образовательного уровня, профессиональных и личных качеств, а также опыта правовой работы, независимо от ее ведомственной принадлежности, по решению непосредственных руководителей может устанавливаться их специализация с закреплением за конкретными направлениями правовой работы.
78. Профессиональная служебная подготовка сотрудников правовых подразделений осуществляется в установленном порядке <2>.
--------------------------------
<2> Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. N 275 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 27 июня 2018 года, регистрационный N 51459).
Среди сотрудников правовых подразделений в установленном порядке проводятся конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии" <3>.
--------------------------------
<3> Приказ МВД России от 26 декабря 2019 г. N 974 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание "Лучший по профессии".
79. В целях упорядочения деятельности и своевременной реализации принятых решений в органе, организации, подразделении осуществляется планирование правовой работы <4>.
--------------------------------
<4> Приказы МВД России от 1 октября 2020 г. N 683 "Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации" и от 7 сентября 2020 г. N 630 "Об организации планирования правоподготовительной работы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации".
Исходными материалами для планирования правовой работы являются:
планы правоподготовительных работ органов государственной власти соответствующих уровней;
решения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
решения вышестоящих подразделений органов внутренних дел;
поручения (решения) руководства МВД России, органа, организации, подразделения;
материалы инспектирования, контрольных проверок и целевых выездов;
инициативные предложения подразделений органов внутренних дел;
предложения образовательных и научных организаций МВД России;
решения судебных органов;
представления органов прокуратуры.
80. Органы, организации, подразделения при планировании правовой работы должны, как правило, предусматривать следующие мероприятия:
разработку и участие в разработке проектов правовых актов;
организацию сопровождения проектов правовых актов в инстанциях;
меры по совершенствованию правового контроля;
проверку законности издаваемых в органе, организации, подразделении правовых актов;
изучение состояния правового обеспечения отдельных направлений служебной деятельности и подготовку предложений по их совершенствованию;
участие в инспектировании, контрольных проверках состояния правовой работы в подразделениях органов внутренних дел, осуществление целевых выездов;
меры по повышению эффективности защиты имущественных интересов органов внутренних дел в судах;
выступления на занятиях по служебной подготовке по актуальным вопросам правового обеспечения служебной деятельности органов внутренних дел;
консультирование сотрудников по правовым вопросам, связанным со служебной деятельностью;
работа по систематизации и кодификации правовых актов;
оказание методической помощи подчиненным (подведомственным) правовым подразделениям в организации и совершенствовании правовой работы (проведение сборов, совещаний, конференций, семинаров);
взаимодействие со средствами массовой информации в целях правовой пропаганды.
81. Подготовка проектов правовых актов предусматривается либо в виде самостоятельных разделов документов планирования органа, организации, подразделения, или в виде отдельных приложений к соответствующим документам планирования. Могут разрабатываться отдельные документы планирования.
82. При подготовке проектов документов планирования, касающихся нормотворческой деятельности, в обязательном порядке запрашиваются предложения подразделений органа, организации, подразделения, а при необходимости проводится обсуждение и согласование поступивших предложений.
Подлежат обязательному рассмотрению и, при необходимости, учитываются предложения органов, организаций, подразделений, других органов государственной власти, иных организаций, образовательных и научных организаций, а также предложения, высказанные в средствах массовой информации, в письмах, заявлениях и обращениях граждан и юридических лиц.
83. Проекты документов планирования, содержащие мероприятия, касающиеся нормотворческой деятельности, в обязательном порядке подлежат согласованию с соответствующим правовым подразделением до направления на подпись руководителю органа, организации, подразделения.
84. Пункт документа планирования, предусматривающий разработку проекта нормативного правового акта Российской Федерации, считается исполненным в срок, если органом, организацией, подразделением, являющимся его ответственным исполнителем, не позднее последнего числа отчетного месяца соответствующий проект вносится в установленном порядке за подписью руководителя органа, организации, подразделения или лица, временно исполняющего его обязанности, субъекту права правотворческой инициативы.
Пункт документа планирования, предусматривающий разработку проекта ведомственного правового акта, правового акта органа, организации, подразделения, считается исполненным в срок, если не позднее последнего числа отчетного месяца подписан приказ МВД России, органа, организации, подразделения.
85. Актуальные вопросы правовой работы и меры по ее совершенствованию рассматриваются на оперативных совещаниях (коллегиях) при руководителях органов, организаций, подразделений по мотивированному рапорту руководителя правового подразделения и с согласия руководителя органа, организации, подразделения.
Копии решений оперативных совещаний (коллегий) по вопросам правовой работы хранятся в отдельном наблюдательном деле в правовом подразделении.
86. Проверка состояния правовой работы в органах, организациях, подразделениях, ее оценка в соответствии с установленными критериями осуществляются в ходе инспектирования, контрольных проверок и целевых выездов, порядок организации и проведения которых определяется МВД России <1>.
--------------------------------
<1> Приказы МВД России от 3 февраля 2012 г. N 77 "Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации", от 27 мая 2021 г. N 300 "Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 8 июля 2021 года, регистрационный N 64175) и от 15 июля 2021 г. N 540 "Вопросы организации планирования, оформления и учета служебных командировок".
В ходе проведения проверки состояния правовой работы изучаются и оцениваются:
меры, предпринимаемые органом, организацией, подразделением по совершенствованию правовых основ служебной деятельности органов внутренних дел;
постановка и качество правового контроля в аппарате органа, организации, подразделения и подчиненных (подведомственных) ему органах;
состояние защиты правовыми средствами имущественных и неимущественных интересов органа, организации, подразделения;
состояние информационно-правовой деятельности;
деятельность руководства органа, организации, подразделения по совершенствованию правового обеспечения;
деятельность правового подразделения по совершенствованию правовой работы в органе, организации, подразделении.
Абзац исключен. - Приказ МВД России от 26.12.2016 N 895.
87. Для выполнения возложенных задач и функций правовые подразделения обеспечиваются в соответствии с нормами положенности, средствами связи, вычислительной и организационной техникой, канцелярскими принадлежностями, служебными транспортными средствами, автоматизированными правовыми информационно-справочными системами, а также в необходимом количестве служебными помещениями с автоматизированными рабочими местами, помещениями для организации систематизированного учета и хранения поступающих правовых актов, справочной и иной специальной юридической литературой.
88. Определение необходимого количества автотранспортных средств, в том числе с водительским составом, и их закрепление за правовыми подразделениями производится с учетом количества дел, рассматриваемых судами по искам к органу, организации, подразделению, масштабов обслуживаемой территории и отдаленности населенных пунктов.
89. Правовые подразделения обеспечиваются в установленном порядке справочными материалами, кодексами, сборниками, пособиями и другой юридической литературой (в том числе путем подписки на периодические издания).
В целях приобретения необходимой юридической литературы, автоматизированных правовых информационно-справочных систем (включая периодическое обновление их баз данных), оплаты государственных пошлин правовым подразделениям выделяются денежные средства.
90. Правовые подразделения обеспечиваются специальными штампами для удостоверения проектов правовых актов, гражданско-правовых договоров, иных документов, прошедших правовую экспертизу.
91. Правовые подразделения организуют сбор и обобщение сведений о состоянии правовой работы, ведут учет ее результатов и в установленном порядке представляют отчетность по ней в вышестоящий орган, организацию, подразделение <1>.
--------------------------------
<1> Приказ МВД России от 16 мая 2016 г. N 250 "О совершенствовании статистической отчетности о состоянии правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации".