Приказ МВД России от 24.02.2012 N 120
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 февраля 2012 г. N 120
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
Во исполнение Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <*>, постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <**>, а также в целях предупреждения и снижения уровня коррупции, обеспечения механизма противодействия коррупции в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, совершенствования деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, на предмет выявления и устранения в них коррупциогенных факторов <***> - приказываю:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730; 2013, N 43, ст. 5449.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965; N 30, ст. 4604.
<***> Далее - "антикоррупционная экспертиза".
1. Установить обязательность проведения антикоррупционной экспертизы в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, согласно приложению к настоящему приказу (приложение N 1).
2. Утвердить Положение об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России (приложение N 2).
3. Проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов в рамках правовой экспертизы, осуществляемой Договорно-правовым департаментом МВД России, в порядке, определенном Положением, утвержденным настоящим приказом.
4. Начальникам департаментов, главных управлений, управлений МВД России, БСТМ МВД России и ОПБ МВД России, руководителям иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России:
4.1. Обеспечить в рамках своей компетенции обязательное проведение правовыми подразделениями и сотрудниками, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы <*>, антикоррупционной экспертизы изданных нормативных правовых актов.
--------------------------------
<*> Далее - "правовые подразделения".
4.2. Принять необходимые дополнительные меры по кадровому укреплению правовых подразделений.
5. Руководителям территориальных органов МВД России и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, организовать проведение антикоррупционной экспертизы подготавливаемых проектов правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов, а также внести соответствующие изменения в правовые акты, регламентирующие деятельность по проведению правовой экспертизы.
6. ДПД МВД России (А.Г. Авдейко) организовать методическое обеспечение деятельности правовых подразделений по организации и проведению антикоррупционной экспертизы.
Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ
Приложение N 1
к приказу МВД России
от 24.02.2012 N 120
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ, ПОДГОТАВЛИВАЕМЫХ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ, ПО КОТОРЫМ
ПРОВЕДЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО
1. Нормативные правовые акты МВД России.
2. Проекты нормативных правовых актов МВД России.
3. Подготавливаемые в системе МВД России проекты:
3.1. Федеральных законов.
3.2. Указов Президента Российской Федерации.
3.3. Постановлений Правительства Российской Федерации.
3.4. Поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов.
Приложение N 2
к приказу МВД России
от 24.02.2012 N 120
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ МВД РОССИИ
I. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате
МВД России
1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, перечень которых определен настоящим приказом <*>, проводится Договорно-правовым департаментом МВД России <**> при проведении их правовой экспертизы в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <***>.
--------------------------------
<*> Далее - "проекты".
<**> Далее - "ДПД МВД России".
<***> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965; N 30, ст. 4604.
2. Результаты антикоррупционной экспертизы проекта оформляются отдельным заключением (приложение к настоящему Положению).
3. При выявлении в проекте коррупциогенных факторов ДПД МВД России отражает их в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы проекта, излагая в нем предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов.
4. Коррупциогенные факторы, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы проекта, устраняются подразделением, являющимся головным исполнителем, на стадии доработки проекта, после чего доработанный проект представляется на повторное рассмотрение в ДПД МВД России.
II. Организация независимой антикоррупционной экспертизы
проектов нормативных правовых актов
5. Проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации, подготавливаемые МВД России, а также проекты нормативных правовых актов МВД России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций и имеющих межведомственный характер, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат независимой антикоррупционной экспертизе, которая проводится в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Правительством Российской Федерации.
6. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы подразделение МВД России, являющееся головным исполнителем, размещает проект нормативного правового акта, указанного в пункте 5 настоящего Положения, на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения <1>, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
--------------------------------
<1> Далее - "сайт regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При размещении проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должны быть указаны: адрес электронной почты МВД России (antikorr_mvd@mvd.gov.ru) для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа <2>, почтовый адрес МВД России (119049, г. Москва, ул. Житная д. 16) для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на бумажном носителе <3>.
--------------------------------
<2> Указывается при размещении проекта нормативного правового акта для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на сайте regulation.gov.ru в строке "Адрес электронной почты для отправки участниками обсуждения своих заключений".
<3> Указывается при размещении проекта нормативного правового акта для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на сайте regulation.gov.ru в строке "Почтовый адрес для отправки участниками обсуждений своих заключений".
7. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации подразделение, являющееся головным исполнителем, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации согласно пункту 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 <1> (далее - Регламент Правительства), размещает эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2006, N 23, ст. 2514; N 29, ст. 3251; 2007, N 32, ст. 4150; 2008, N 14, ст. 1413; N 21, ст. 2459; N 49, ст. 5833; 2009, N 11, ст. 1302; N 12, ст. 1443; N 19, ст. 2346; N 36, ст. 4358; N 49, ст. 5970; N 49, ст. 5971; N 52, ст. 6609; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 28, ст. 4219; N 41, ст. 5743; N 47, ст. 6663; 2012, N 19, ст. 2419; N 34, ст. 4736; N 38, ст. 5102; N 39, ст. 5286; N 41, ст. 5635; N 42, ст. 5716; N 52, ст. 7491; 2013, N 17, ст. 2180; N 24, ст. 3013; N 35, ст. 4521; N 38, ст. 4831; N 49, ст. 6440; 2014, N 8, ст. 816; N 18, ст. 2176; N 28, ст. 4067; N 32, ст. 4505; N 50, ст. 7124; 2015, N 6, ст. 965; N 12, ст. 1758; N 31, ст. 4692.
Проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.
В случае если проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации регулируют отношения, предусмотренные пунктом 60(1) Регламента Правительства, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2015, N 6, ст. 965.
В случае если в отношении проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации необходимо проведение процедуры раскрытия информации в порядке, установленном Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения", заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965; N 31, ст. 4692.
При этом повторное размещение проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.
8. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов МВД России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подразделение, являющееся головным исполнителем, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в ДПД МВД России, размещает эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проекты указанных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.
В случае если проекты нормативных правовых актов МВД России регулируют отношения, предусмотренные пунктом 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" <4>, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии.
--------------------------------
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2002, N 40, ст. 3929; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 29, ст. 4472; N 32, ст. 4834; 2012, N 1, ст. 148; N 19, ст. 2419; N 27, ст. 3739; N 38, ст. 5102; N 49, ст. 6880; N 52, ст. 7491; ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6259; 2014, N 8, ст. 816; N 51, ст. 7434; 2015, N 6, ст. 965.
В случае если в отношении проектов нормативных правовых актов МВД России необходимо проведение процедуры раскрытия информации, предусмотренной Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения", заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.
При этом повторное размещение указанных проектов нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.
9. Заключения независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в адрес электронной почты МВД России antikorr_mvd@mvd.gov.ru, предназначенной для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, а также поступившие в бумажном виде, регистрируются Департаментом делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России в установленном порядке и передаются в подразделение, являющееся головным исполнителем.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению головным исполнителем в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
9.1. В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, головной исполнитель, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, возвращает такое заключение не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин.
10. При направлении в ДПД МВД России проекта нормативного правового акта, указанного в пункте 5 настоящего Положения, для проведения правовой экспертизы в сопроводительном письме указывается информация о дате его размещения на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность.
В случае если проект нормативного правового акта, указанный в пункте 5 настоящего Положения, не размещен в установленном порядке на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", он возвращается без рассмотрения в подразделение МВД России, являющееся головным исполнителем, с сопроводительным письмом.
11. Правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, подлежащих независимой антикоррупционной экспертизе, проводится ДПД МВД России в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
12. Подразделением МВД России, являющимся головным исполнителем, в тридцатидневный срок с момента получения рассматриваются заключения независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие от независимых экспертов, аккредитованных в порядке, установленном Минюстом России.
В соответствии с пунктом 4 Порядка ведения государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 66, реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, в электронном виде размещается на официальном сайте Минюста России в сети "Интернет <1>".
--------------------------------
<1> Зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2012 г., регистрационный N 24270 (Российская газета, 2012, N 124).
13. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
14. Положения проекта нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные факторы, выявленные при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, подлежат устранению подразделением МВД России, являющимся головным исполнителем.
15. После устранения замечаний и учета предложений, изложенных в заключениях правовой экспертизы и независимой антикоррупционной экспертизы, подразделение МВД России, являющееся головным исполнителем, повторно представляет проект нормативного правового акта на рассмотрение в ДПД МВД России с приложением поступивших заключений независимой антикоррупционной экспертизы.
16. Повторное рассмотрение проекта нормативного правового акта в ДПД МВД России осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, и включает в себя проведение повторной антикоррупционной экспертизы, а также рассмотрение поступивших заключений независимой антикоррупционной экспертизы, оценку полноты учета содержащихся в них рекомендаций.
III. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов МВД России
17. Антикоррупционная экспертиза изданных нормативных правовых актов МВД России <*> проводится при мониторинге применения нормативных правовых актов МВД России.
--------------------------------
<*> Далее - "нормативные правовые акты МВД России".
18. Мониторинг применения нормативных правовых актов МВД России проводится подразделениями центрального аппарата МВД России в соответствии с их компетенцией.
19. В случае, если подразделение центрального аппарата МВД России, осуществляющее мониторинг в рамках своей компетенции, выявляет наличие в нормативном правовом акте МВД России коррупциогенного фактора, данное подразделение в течение пяти рабочих дней готовит предложения по устранению выявленного коррупциогенного фактора и направляет в установленном порядке проект нормативного правового акта МВД России об изменении или отмене нормативного правового акта МВД России, по результатам антикоррупционной экспертизы которого были выявлены коррупциогенные факторы, в ДПД МВД России для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с разделом I настоящего Положения, а также правовой экспертизы.
Приложение
к Положению об организации
проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных
правовых актов и проектов
нормативных правовых актов
в центральном аппарате
МВД России
Образец
--------------------------------
<*> Отражаются все положения проекта нормативного правового акта, в котором выявлены коррупциогенные факторы, с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов со ссылкой на положения методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965; N 30, ст. 4604).