Рейтинг@Mail.ru

"Изменение N 1 в Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98 "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности"

Утверждено

Приказом ГУГПС МВД России

от 2 июля 1999 г. N 53

Согласовано

письмом Госстроя России

от 28 декабря 1998 г. N 09-689

Дата введения в действие -

1 ноября 1999 года

ИЗМЕНЕНИЕ N 1

В НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НПБ 111-98 "АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ

СТАНЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1*. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, проектированию, строительству и реконструкции автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы являются обязательными для исполнения на территории России всеми предприятиями, учреждениями, организациями и юридическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности, вида деятельности и формы собственности".

2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2*. В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.

Традиционная автозаправочная станция - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК).

Блочная автозаправочная станция - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки транспортных средств этого предприятия.

Передвижная автозаправочная станция - предназначенная для розничной продажи топлива мобильная технологическая система, которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых автомобилей сжатым природным газом, используемым в качестве их моторного топлива.

Автомобильная газозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов грузовых, специальных и легковых автомобилей сжиженным газом (сжиженным пропан-бутаном), используемым в качестве их моторного топлива.

3. Пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5*. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС - приложением 3, многотопливным АЗС - приложением 6*, к автомобильным газонаполнительным компрессорным и газозаправочным станциям - Приложением 6* как для самостоятельных участков технологической системы многотопливной АЗС.

При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.".

4. Пункт 10 дополнить абзацем следующего содержания:

"Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89*, а именно:

до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения - как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;

до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений - как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;

до остальных дорог и улиц - не нормируются.".

5. В строке 4 таблицы 1 слова "(остановки общественного транспорта, рынки и т.п.)" исключить.

Примечание 1 таблицы 1 изложить в следующей редакции:

"1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости <1>, указанные в таблице 1*, допускается уменьшать не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.".

6. Таблицу 2 представить в следующем виде:

Таблица 2*

7. Первый абзац п. 20 изложить в следующей редакции:

"20*. На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования. Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств.".

8. Второй абзац п. 21 изложить в следующей редакции:

"На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий А, Б (за исключением помещений для установки транспортных средств в зданиях мойки и постов технического обслуживания) и Г. При этом в помещениях категорий А и Б предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости (за исключением топлива в топливной системе транспортных средств), а также горючие пыли, не допускается.".

9. Дополнить п. 22 абзацем следующего содержания:

"При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 град. C. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.

На АЗС с подземным расположением резервуаров допускается применять котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе с температурой вспышки более 45 град. C. Котельные на дизельном топливе должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило, в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости. Котельные на дизельном топливе (за исключением АЗС с надземными одностенными резервуарами) допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ. Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов. Оборудование хранения и линии подачи топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящих норм, предъявляемым к техническим системам АЗС с подземным расположением резервуаров. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии.".

10. Пункт 30 изложить в следующей редакции:

"30*. Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).

Устройство навесов над площадками для АЦ и над наземными резервуарами для хранения топлива не допускается.".

11. В п. 35 слова "сбросной трубопровод" заменить на "сливной трубопровод".

В четвертом абзаце после слов "аварийным резервуаром" добавить "(допускается использовать одностенные резервуары)".

12. Второй абзац п. 39 изложить в следующей редакции:

"- оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно;".

13. В п. 47 после слов "внутри оболочек" добавить "(за исключением аварийных резервуаров)".

14. В п. 55 после слов "обнаружения утечек" добавить "и прекращение подачи".

15. Пункт 59 изложить в следующей редакции:

"59*. Одностенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0,2 м в заглубленных лотках, исключающих проникновение топлива при возможных утечках за их пределы. Лотки следует заполнять (с уплотнением) негорючим материалом.

При использовании двухстенных трубопроводов (труба в трубе) с разъемными соединениями (при наличии), обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, устройство лотка допускается не предусматривать. При этом следует обеспечить замещение воздуха в межтрубном пространстве азотом до достижения концентрации кислорода не более 10% (об.).".

16. В п. 89 после слов "в качестве" добавить "вертикальных".

17. Пункт 96 изложить в следующей редакции:

"96*. Все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.

Помещения постов технического обслуживания и складские помещения, относящиеся к категориям А, В1 и В2, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При определении необходимости оснащения автоматическими установками пожаротушения торгового зала магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнять к складским помещениям.

В качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания.".

18. В обязательное приложение 1 добавить следующие термины и их определения:

19. В п. 8 обязательного приложения 3 после слов "торцевой части" добавить "(днище)".

20. В строке 4 таблицы обязательного приложения 4 слова "(остановки общественного транспорта, рынки и т.п.)" исключить.

21. В рекомендуемом приложении 5 добавить п. 1.4 следующего содержания:

"1.4. Контроль герметичности одностенных резервуаров можно проводить посредством периодического обследования негорючего материала, которым заполнено пространство между оболочкой и резервуаром, на предмет наличия топлива методом сравнения электрофизических свойств указанного материала.".

22. Обязательному приложению "Нормативные ссылки" присвоить номер 7 и дополнить следующими нормативными ссылками:

"Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждены Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.08.95 N 73.

ДОПОГ. Европейское Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.

ГОСТ Р 50430-92. Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов.

ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования.

СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

ПУ и БЭФ-91. Правила устройства и безопасной эксплуатации факельных систем.".

Вместо "ППБ 01-98 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" записать "ППБ 01-93* Правила пожарной безопасности в Российской Федерации".

23. Дополнить настоящие нормы обязательным приложением 6 "Дополнительные требования к многотопливным автозаправочным станциям" следующего содержания:

"Приложение 6*

(обязательное)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МНОГОТОПЛИВНЫМ АВТОЗАПРАВОЧНЫМ СТАНЦИЯМ

I. Требования к размещению и территории многотопливных АЗС

1. На многотопливных АЗС не допускается размещение:

- передвижных АЗС для заправки любым видом топлива;

- пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств;

- газораспределительной станции или пункта.

2. На территории многотопливных АЗС, автомобильных газозаправочных и газонаполнительных компрессорных станций, помимо зданий (сооружений), указанных в п. 20 настоящих норм, допускается предусматривать отдельно стоящее здание или сооружение котельной АЗС (если отсутствует возможность подключения к существующей сети теплоснабжения), здания и сооружения с помещениями категории "А" по взрывопожарной и пожарной опасности, предназначенные только для размещения оборудования со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа (СУГ), которое относится к технологической системе АЗС.

3. Площадка зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения сжатого природного газа, а также складская площадка с резервуарами СУГ должны иметь самостоятельные ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию. В местах въездов-выездов с территории указанных площадок должны быть предусмотрены ограничители проезда.

4. Минимальные расстояния от АЗС до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей П.6.1.

Таблица П. 6.1

Примечания:

1. Расстояния от заглубленного или подземно расположенного технологического оборудования с наличием сжатого природного газа, указанные в строках 1, 5 и 12, допускается уменьшать не более чем на 50%.

2. При размещении АЗС рядом с лесными массивами хвойных и смешанных пород расстояния между ними и технологическим оборудованием с наличием сжатого природного газа допускается сокращать не более чем в два раза, если указанное оборудование расположено подземно или заглублено. При этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламени по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

3. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до объектов, не относящихся к АЗС, определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм.

5. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС следует принимать по таблице П.6.2.

Таблица П. 6.2

Примечания.

1. Расстояния, отмеченные знаком "-", не нормируются и определяются исходя из конструктивных особенностей, знаком "*" - должны быть не менее 1,5 высоты более высокого здания (сооружения), а знаком "**" - определяются по табл. 2*.

2. Расстояния от наружных технологических установок со сжатым природным газом, емкостное оборудование которого заглублено, до зданий и сооружений, указанных в табл. П.6.2 (за исключением строки 10), допускается уменьшать не более чем на 50%. При этом расстояние до зданий должно быть не менее 1,5 высоты этих зданий.

3. Расстояния от подземно расположенного технологического оборудования со сжатым природным газом до зданий и сооружений сервисного обслуживания водителей и пассажиров должно быть не менее 10 м, а до остальных зданий и сооружений, указанных в табл. П.6.2, - не менее 4 м.

4. При оснащении заправочных островков сжатого природного газа защитными экранами, аналогичными защитным экранам заправочных островков СУГ, расстояния от заправочных колонок сжатого природного газа до зданий и сооружений АЗС, указанных в колонках 2, 3, 7, 9 - 13, допускается уменьшать не более чем на 50%.

5. Расстояния от котельной АЗС с использованием котла на дизельном топливе до зданий, сооружений и оборудования, указанных в табл. 2*, следует определять по табл. 2*, а до остальных зданий, сооружений и оборудования допускается уменьшать не более чем на 50%. Расстояния от котельной АЗС с использованием электрокотла определяются как от здания (помещения) операторной АЗС.

6. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений АЗС определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм.

6. Размещение многотопливных АЗС на территории предприятий не допускается, за исключением автотранспортных предприятий, где такие АЗС используются в качестве топливозаправочных пунктов.

Минимальные расстояния от сооружений многотопливной АЗС до зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия, на котором она размещается, следует принимать в соответствии с таблицей П.6.3.

Таблица П. 6.3

Примечание. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений предприятия определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм.

7. К оборудованию, в котором обращаются топливо и/или его пары, должны быть предусмотрены подъезды для передвижной пожарной техники, обеспечивающие возможность ее установки на расстоянии не менее 5 и не более 25 м от указанного оборудования.

II. Требования к зданиям и сооружениям многотопливных АЗС

8. При проектировании котельных многотопливных АЗС помимо указанных допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа и размещаемых в отдельно стоящих зданиях.

9. Помещения для технического обслуживания и мойки автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе, должны предусматриваться в одном или нескольких отдельно стоящих зданиях. В этих зданиях допускается предусматривать помещения для мойки и технического обслуживания автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе. При этом помещение мойки автомобилей может быть общим, а помещения технического обслуживания автомобилей, работающих на сжатом или сжиженном газе, должны проектироваться под установку одного автомобиля и отделяться от других помещений противопожарными перегородками I типа. Предусматривать окрасочные работы с применением горючих материалов не допускается.

10. Раскрытие легкосбрасываемых конструкций помещений категории А не должно приводить к повреждению зданий, сооружений и технологического оборудования.

11. Сбросная труба паров СУГ должна иметь высоту, диаметр, конструкцию и расположение, исключающие образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров АЗС. При этом допускается определять параметры указанной сбросной трубы по методике, регламентированной приложением 2 ПУ и БЭФ-91.

Сбросные трубы сжатого природного газа должны располагаться вертикально с организацией выброса газа вверх. Верхний срез сбросного трубопровода сжатого природного газа должен превышать высоту зданий и сооружений, расположенных в радиусе 5 м от указанного трубопровода, не менее чем на 1 м. При этом высота сбросного трубопровода от уровня планировочной площадки должна быть не менее 3 м.

12. Устройство навесов над резервуарами с СУГ, а также над заправочными площадками для АЦ не допускается. Устройство навесов с непроветриваемыми объемами (пазухами, карманами) над оборудованием со сжатым природным газом, включая общий навес над площадками заправочных островков, на которых, помимо заправки автомобилей бензином, дизельным топливом или СУГ, осуществляется заправка сжатым природным газом, не допускается.

13. На одном заправочном островке СУГ должна предусматриваться единовременная заправка только одного автомобиля.

Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать защитные экраны из бетона высотой, превышающей не менее чем на 0,5 м высоту заправляемых транспортных средств, допускаемых согласно проекту АЗС к заправке. Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС.

Устройство заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива должно исключать возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку.

14. Площадка для автоцистерны с СУГ должна быть:

- оборудована отбортовкой, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации АЦ, высотой не менее 150 мм;

- выполнена (включая отбортовку) из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров. Для въезда и выезда АЦ борта заправочной площадки должны быть оборудованы пандусами (пологими участками);

- оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от датчиков обнаружения пожара.

15. При проектировании многотопливных АЗС не допускается предусматривать:

- общие заправочные площадки для АЦ с жидким моторным топливом и для автоцистерн с СУГ;

- одновременное нахождение на АЗС двух автоцистерн и более;

- наполнение резервуаров жидким моторным топливом или СУГ без приостановки работы АЗС.

16. Использование АЦ для СУГ, не отвечающих требованиям "Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", а также АЦ для СУГ совместно с прицепом-цистерной не допускается. При этом регламентированные указанными "Правилами..." устройства, автоматически предотвращающие выход СУГ из цистерны при аварийных расходах газа по сливоналивным коммуникациям, в том числе и при аварийной разгерметизации этих коммуникаций, должны отвечать требованиям ДОПОГ в части защиты от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к отказу указанных устройств.

17. На многотопливных АЗС допускается устройство приямков под емкости и сосуды сжатого природного газа, которые должны быть выполнены из негорючих материалов. При этом следует предусматривать гидроизоляцию стенок этих сооружений. При использовании для гидроизоляции горючих материалов указанная гидроизоляция должна выполняться со стороны окружающего грунта.

18. Устройство очистных сооружений, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, должно исключать возможность распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка и площадки для АЦ.

III. Требования к технологическому оборудованию

многотопливных АЗС

19. Общие требования

19.1. На многотопливных АЗС допускается использование технологических систем для приема, хранения и выдачи бензина и дизтоплива, отвечающих требованиям, предъявляемым к технологическим системам традиционной АЗС.

19.2. Технологические системы, наполнение резервуаров (сосудов) которых предусматривается посредством их насосного или компрессорного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми в помещении операторной и у насосов (компрессоров). Самостоятельные участки технологических систем должны оснащаться выключателями электрооборудования этих участков, за исключением систем противоаварийной защиты постоянного действия.

19.3. При наполнении резервуара СУГ бензином или дизельным топливом должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение остального компрессорного оборудования и всех раздаточных колонок АЗС.

19.4. При срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии.

19.5. Электроснабжение систем противоаварийной защиты (включая аварийную вентиляцию и систему отсоса паров СУГ с площадки для АЦ) должно соответствовать первой категории надежности по ПУЭ.

19.6. Автоматический запуск аварийной вентиляции должен осуществляться от сигнализаторов довзрывоопасных концентраций при достижении концентрацией горючих газов и паров величины, превышающей 10% НКПР. Сигнализаторы довзрывоопасных концентраций природного газа должны быть установлены под потолком помещения, а СУГ - на высоте от 50 до 100 мм от пола или поверхности площадок.

При возникновении пожара должно быть обеспечено автоматическое отключение общеобменной, местной и аварийной вентиляции.

19.7. При проектировании многотопливных АЗС не допускается предусматривать системы, осуществляющие заправку сжатым и сжиженным газом оборудования, не относящегося к топливным бакам транспортных средств.

19.8. Сосуды с негорючим газом, находящиеся под давлением и расположенные на расстоянии менее 20 м от наземно (надземно) расположенного оборудования для топлива и площадок для автоцистерн, должны устанавливаться в помещениях категории В4 или Д. Допускается устанавливать указанные сосуды в шкафах из негорючих материалов, расположенных на расстоянии не менее 10 м от перечисленного оборудования.

19.9. Запорная трубопроводная арматура, применяемая на технологическом оборудовании, в котором обращается сжатый природный газ, СУГ и его пары, должна быть выполнена по классу А герметичности затворов по ГОСТ Р 50430.

Паспортные значения параметров испытаний на надежность запорной арматуры, предназначенной для герметизации резервуаров СУГ от отводящих трубопроводов и патрубков, а также запорной, предохранительной и регулирующей аппаратуры систем противоаварийной защиты, должны быть не хуже следующих значений:

наработка на отказ - не менее 20000 циклов (20000 часов);

периодичность технического обслуживания, связанного с заменой элементов, - не чаще чем раз в 5 лет.

Полный назначенный ресурс применяемой запорной арматуры, в том числе с принудительным приводом, должен превышать его расчетную величину не менее чем на 20% и должен быть указан в ТЭД.

19.10. Размещение оборудования с наличием горючих жидкостей (масла, охлаждающие жидкости и т.п.) в помещениях с оборудованием, температура стенок которого равна или превышает 80% температуры самовоспламенения этих жидкостей, не допускается (в соответствии с ГОСТ 12.1.004).

19.11. Конструкция технологических систем должна предусматривать возможность проведения пожаровзрывобезопасного опорожнения от топлива и продувки инертным газом как внутреннего пространства оборудования, в котором находятся сжатый природный газ, СУГ и его пары, без его демонтажа, так и межстенных пространств оборудования для СУГ. При этом должно быть предусмотрено дистанционное (из операторной АЭС) и автоматическое (при срабатывании систем противоаварийной защиты участков технологической системы) управление процессом сброса сжатого природного газа и опорожнения отсеченных от резервуаров трубопроводов от СУГ (путем сброса его паров) на сбросные трубы.

19.12. Если завод-изготовитель не гарантирует герметичность всего топливного оборудования технологической системы в течение срока службы, регламентированного технико-эксплуатационной документацией на эту систему, то конструкция указанного оборудования должна позволять проводить пожаробезопасные периодические испытания на его герметичность непосредственно на объекте.

19.13. Размещение приборных панелей автоматизированных систем контроля работы, управления и аварийного отключения каждого самостоятельного технологического участка должно предусматриваться в операторной АЗС.

Устройства дублирования указанных систем допускается размещать в отдельном помещении здания, имеющем выход из этого здания непосредственно наружу, или снаружи ограждающих конструкций сооружения, в которых расположены технологические системы АЗС.

Запорная арматура на входных и отводящих топливных трубопроводах должна располагаться снаружи здания (сооружения).

20. Требования к самостоятельному участку технологической системы многотопливной АЗС, предназначенному для приема, хранения и выдачи СУГ

20.1. Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.

На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 куб. м, а единичная - 10 куб. м.

Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

20.2. Резервуары для хранения СУГ и их оснастка (патрубки, штуцеры, фланцы, заглушки и т.п.), имеющая сварные соединения, а также все разъемные соединения до первой запорной арматуры, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из резервуаров, должны быть двустенными. Они должны быть оснащены системами постоянного контроля герметичности их межстенного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое отключение компрессорного оборудования, прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС.

20.3. Трубопроводы СУГ должны быть размещены подземно. Помимо патрубков, указанных в п. 20.2, трубопроводы линий наполнения резервуаров, выдачи и рециркуляции паров СУГ должны быть выполнены двустенными по всей длине (включая разъемные соединения) и оснащены системами постоянного контроля герметичности их межтрубного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации, автоматическое прекращение подачи СУГ и его паров в разгерметизированный участок трубопровода с одновременным его перекрытием, операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования.

20.4. Следует исключить возможность образования в межстенном пространстве резервуаров и межтрубном пространстве взрывоопасной смеси СУГ с воздухом в случае разгерметизации стенок внутренних резервуаров и трубопроводов (например, за счет заполнения этого пространства азотом).

20.5. Резервуары для хранения СУГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (80% их геометрического объема).

20.6. Ввод трубопроводов в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня не допускается.

20.7. В случае применения технических решений, создающих в аварийной ситуации возможность повышения давления СУГ или его паров на каких-либо участках технологической системы выше допустимых значений, приведенных в ТЭД, необходимо предусматривать систему автоматического контроля давления на указанных участках.

При повышении давления на контролируемых участках трубопроводов выше допустимых значений система автоматического контроля давления должна обеспечивать подачу сигнализации (световым и звуковым сигналом), прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования.

20.8. Наполнение резервуаров СУГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Эти резервуары должны быть оснащены линией их аварийного опорожнения в АЦ.

20.9. Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10% НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50 - 100 мм от:

- дна технологических колодцев и шахт;

- уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ);

- уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара).

При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.

20.10. Сбросная труба паров СУГ должна быть защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование в течение времени, необходимого для прибытия и развертывания передвижной пожарной техники и определяемого по согласованию с территориальными подразделениями ГПС.

21. Требования к участку технологической системы многотопливной АЗС, предназначенному для приема, хранения и выдачи сжатого природного газа

21.1. Сосуды технологической системы для сжатого природного газа, находящиеся под избыточным давлением и установленные наземно, должны быть оборудованы теплоизоляцией или системой водяного орошения, предотвращающими разрушение защищаемых сосудов в течение не менее 30 мин. Время сброса избыточного давления газа из указанных сосудов (через сбросную трубу) в этом случае не должно превышать 20 мин.

Теплоизоляцию или водяное орошение стенок указанных сосудов допускается не предусматривать в случае их размещения в приямке на глубине (расстояние по вертикали от прилегающей к приямку площадки до верхней части сосуда) не менее 500 мм. При этом запорная, предохранительная, регулирующая и измерительная арматура, относящаяся к этим сосудам, должна располагаться в зоне свободного доступа с поверхности прилегающей к ней наземно расположенной технологической площадки.

21.2. На компрессорных установках следует предусматривать систему их автоматического отключения и индикацию при разгерметизации подводящего к АЗС трубопровода природного газа.

21.3. Оборудование технологической системы для сжатого природного газа должно быть защищено от воздействия внешнего очага пожара таким образом, чтобы обеспечить сброс газа из указанного оборудования до его разгерметизации.

21.4. При устройстве теплоизоляции газового оборудования и в помещениях, в которых оно установлено, использование материалов, способных адсорбировать природный газ, не допускается.

21.5. Размещение приборных панелей контрольно-измерительных приборов, кнопок управления и т.п., к которым в процессе эксплуатации АЗС необходимо обеспечить доступ персонала, должно быть предусмотрено в помещениях (отсеках), отделенных от остального оборудования технологической системы АЗС перегородками 1-го типа и имеющих выход из здания или сооружения непосредственно наружу, или в щитах управления и контроля, расположенных снаружи здания или сооружения.

IV. Требования к средствам противопожарной защиты

многотопливных АЗС

22. Многотопливные АЗС независимо от места их размещения должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом.

АЗС, на которых осуществляется заправка транспортных средств СУГ, должны быть оснащены кольцевым противопожарным водопроводом высокого давления.

23. По согласованию с территориальными подразделениями ГПС подача воды на наружное пожаротушение и орошение может осуществляться посредством насосной станции пожаротушения от противопожарных водоемов или резервуаров общей вместимостью не менее 200 куб. м, расположенных от АЗС на расстоянии не более чем 200 м. Время восстановления после пожара неприкосновенного запаса воды не должно превышать 24 ч.

24. Для обеспечения водяного орошения оборудования с СУГ в случае его возгорания следует предусматривать не менее двух лафетных стволов, установленных на расстоянии не менее 10 м от заправочной площадки АЦ и надземно расположенной арматуры резервуаров с СУГ и обеспечивающих равномерное водяное орошение поверхности указанного оборудования.

Лафетные стволы следует устанавливать на высоте не более 1,5 м от поверхности земли, оборудовать защитными экранами и подключать к кольцевому водопроводу АЗС с установкой запорно-пусковой арматуры (с дистанционным пуском из помещения операторной) непосредственно у этой кольцевой сети на расстоянии не менее 15 м от заправочной площадки АЦ и надземно расположенной арматуры резервуаров с СУГ. Кнопки дистанционного управления пожарными насосами (при наличии) следует располагать в помещении операторной с круглосуточным пребыванием персонала АЗС.

25. Расход воды на наружное пожаротушение многотопливной АЗС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение АЦ, наземно расположенного оборудования с СУГ и сжатым природным газом.

Интенсивность подачи воды на охлаждение АЦ и наземно расположенного оборудования с СУГ и сжатым природным газом следует принимать:

- для поверхности АЦ - 0,1 л/с на 1 кв. м защищаемой поверхности;

- для мест расположения функционального оборудования, включая емкости, баллоны, штуцеры и предохранительные клапаны, узлы отключающей арматуры, трубопроводы и оборудование насосной - 0,5 л/с на 1 кв. м защищаемой поверхности.

26. Помещения, в которых обращается сжатый природный газ и СУГ, должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией.

27. При срабатывании пожарной сигнализации в помещении АЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме:

- подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АЗС;

- прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом;

- перекрытие запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ;

- отключение всех топливораздаточных колонок и компрессорного оборудования.

28. Помещения, в которых обращается сжатый природный газ (за исключением котельной) и СУГ, должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения.".

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2006 N 8409)
"Об отмене письма ГТК России от 03.07.2002 N 01-06/26232"
"О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.2012 N 23508)
(ред. от 02.07.2012) "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы по аккредитации" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2012 N 23317)
Ошибка на сайте