Приказ МПС РФ от 17.11.2000 N 28Ц
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 ноября 2000 г. N 28Ц
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
МПС РОССИИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях обеспечения безопасности движения, повышения качества и эффективности работы железнодорожного транспорта, на основании пункта 6 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848 <*>, и статьи 57 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ <**>, приказываю:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3746.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 218.
1. Установить, что проверка знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756 <1>, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757 <2>, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N ЦД-790 <3>, должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности работников, правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621 <4>, работниками железнодорожного транспорта производится соответствующими комиссиями в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Приказом.
--------------------------------
<1> Признаны не нуждающимися в государственной регистрации (письмо Минюста России от 18.08.2000 N 7043-ЮД).
<2> Признана не нуждающейся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 22.06.2000 N 4881-ЭР).
<3> Признана не нуждающейся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 21.11.2000 N 10014-ЮД).
<4> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 9, ст. 608; 1994, N 1, ст. 11; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 18, ст. 2152; 1999, N 7, ст. 916.
2. Утвердить:
Состав комиссий по испытаниям и перечень должностей и профессий работников федерального железнодорожного транспорта, подлежащих испытаниям в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности работников, правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (приложение 1 к настоящему Приказу);
Минимально необходимый объем знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации по должностям и профессиям работников федерального железнодорожного транспорта, подлежащих испытаниям (приложение 2 к настоящему Приказу). Кроме знаний названных нормативных актов, все работники федерального железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов и маневровой работой, должны знать Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, должностные инструкции и другие документы, устанавливающие обязанности работников, правила и инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы в объеме, соответствующем их должностным обязанностям;
Инструктивные указания о порядке изучения работниками федерального железнодорожного транспорта Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России, должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности работников, правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации и проведения испытаний (приложение 3 к настоящему Приказу).
3. Установить, что:
испытания в знании указанных в пункте 2 настоящего Приказа нормативных актов работниками, перечисленными в приложении 1 к настоящему Приказу, производятся при приеме на работу, восстановлении в должности и переводе на другую работу, связанную с движением поездов и маневровой работой, а также периодически с 1 февраля по 1 июня в соответствии с установленными в этом приложении сроками для каждой должности и профессии;
не выдержавшие испытания работники допускаются к повторной проверке знаний только после соответствующей подготовки в течение срока, установленного комиссией, но не более одного месяца;
в том случае, если работник дважды не выдержал установленные испытания, он переводится с его согласия на другую работу, а при отказе от перевода может быть уволен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
работники организаций, имеющих железнодорожные подъездные пути, связанные с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, и работники транспортных строительных организаций, связанные с выполнением строительных работ на железнодорожных путях общего пользования, испытываются в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствующих комиссиях отделений железных дорог и железных дорог, в порядке и сроки, установленные настоящим Приказом для аналогичных должностей и профессий работников федерального железнодорожного транспорта.
4. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог и руководителям других предприятий обеспечить проведение испытаний и четкое выполнение всеми работниками, связанными с движением поездов и маневровой работой, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России, должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности работников, правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации и положений настоящего Приказа.
5. Возложить ответственность за организацию изучения и проведение испытаний в знании нормативных актов, предусмотренных в пункте 2 настоящего Приказа:
в Министерстве путей сообщения Российской Федерации - на руководителей соответствующих департаментов и управлений;
на железных дорогах - на главных инженеров железных дорог;
в службах, отделениях железных дорог и на предприятиях - на главных инженеров, а при отсутствии таких должностей - на руководителей.
6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации Ю.М. Герасимова.
7. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 марта 2001 года.
Министр
Н.Е.АКСЕНЕНКО
Приложение 1
к Приказу МПС России
от 17 ноября 2000 г. N 28Ц
СОСТАВ
КОМИССИЙ ПО ИСПЫТАНИЯМ И ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ
И ПРОФЕССИЙ РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА, ПОДЛЕЖАЩИХ ИСПЫТАНИЯМ В ЗНАНИИ ПРАВИЛ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ИНСТРУКЦИИ ПО СИГНАЛИЗАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИНСТРУКЦИИ ПО ДВИЖЕНИЮ
ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ И ДРУГИХ
ДОКУМЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ,
ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, САНИТАРНЫХ
ПРАВИЛ И НОРМ, ПОЛОЖЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Примечания. 1. На железных дорогах, имеющих подразделения, не указанные в настоящем Приложении, порядок проверки знаний, состав комиссий, наименование должностей и профессий работников, подлежащих испытаниям, и периодичность испытаний устанавливаются начальником железной дороги.
2. Для отдельных профессий и должностей работников железных дорог, связанных с движением поездов и маневровой работой, не предусмотренных в настоящем Приложении, вопрос о месте, периодичности сдачи испытаний и объеме знаний решается соответственно начальником железной дороги или начальником отделения железной дороги.
3. При количестве экзаменуемых более 200 человек, а проводников пассажирских вагонов более 400 человек разрешается создавать дополнительные комиссии при отделениях железных дорог в составе, определяемом начальником железной дороги, а при предприятиях - начальником отделения железной дороги, а при отсутствии отделений железной дороги состав дополнительных комиссий определяется начальником железной дороги.
4. Работники, подлежащие испытаниям в знании федеральных правил и инструкций по охране труда, испытываются в знании этих правил и инструкций в сроки и в порядке, установленном соответствующими положениями. При этом при совпадении сроков испытания в знании указанных в пункте 2 Приказа МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц нормативных актов и правил и инструкций по охране труда проводятся одновременно в комиссиях, указанных в настоящем Приложении, с привлечением соответствующих специалистов.
5. Работники детских железных дорог, связанные с содержанием пути, устройств СЦБ и связи и эксплуатацией детских железных дорог, состоящие в штате железных дорог (кроме лиц, перечисленных в пунктах 11 и 13 настоящего Приложения), сдают испытания в знании указанных в пункте 2 Приказа МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц нормативных актов в комиссиях и в объеме знаний, и периодичностью, устанавливаемых начальником железной дороги.
Работники, временно командированные для работы на детские железные дороги, сдают испытания в знании указанных в пункте 2 Приказа МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц нормативных актов по месту основной работы.
6. При реорганизации отделений железных дорог и включении предприятий, входящих в состав отделений железных дорог, непосредственно в состав железной дороги, работники, перечисленные:
в пункте 11 настоящего Приложения, сдают испытания в комиссии, указанной в пункте 3 настоящего Приложения;
в пунктах 12 - 18 настоящего Приложения, сдают испытания соответственно в комиссиях, указанных в пункте 5 настоящего Приложения;
в пунктах 19 - 20 настоящего Приложения, сдают испытания соответственно в комиссиях, указанных в пунктах 37 и 39 настоящего Приложения.
При этом периодичность испытаний, установленная Приказом МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц, сохраняется.
Разрешается, при необходимости, создание при управлениях и службах железных дорог дополнительных комиссий в составе, определяемом начальником железной дороги.
Приложение 2
к Приказу МПС России
от 17 ноября 2000 г. N 28Ц
МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ
ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИНСТРУКЦИИ ПО СИГНАЛИЗАЦИИ
НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ
ПО ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДОЛЖНОСТЯМ
И ПРОФЕССИЯМ РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ИСПЫТАНИЯМ
I. ДЛЯ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА
Начальствующий, ревизорский, инструкторский, инспекторский состав и другие специалисты МПС России, управлений и отделений железных дорог, локомотивных и вагонных депо, дистанций: пути, сигнализации и связи, электроснабжения, гражданских сооружений, железнодорожных станций и других предприятий и организаций железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов и маневровой работой или осуществляющие контроль за выполнением должностных обязанностей работниками, связанными с движением поездов и маневровой работой, обязаны знать Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в полном объеме.
II. ДЛЯ РАБОТНИКОВ ХОЗЯЙСТВА ПЕРЕВОЗОК
Работники хозяйства перевозок обязаны знать
Правила технической эксплуатации железных дорог
Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов
и маневровой работе на железных дорогах Российской
Федерации, Инструкцию по сигнализации на железных
дорогах Российской Федерации в следующем объеме
XI. ДЛЯ РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Мастера, бригадиры, механики, сигналисты и монтеры пути, связанные с производством строительных работ на железнодорожных путях и искусственных сооружениях, а также машинисты хоппер - дозаторных и думпкарных вертушек и их помощники испытываются в объеме знаний, предусмотренном для соответствующих работников путевого хозяйства в разделе V настоящего Приложения.
2. Машинисты локомотивов, машинисты специального самоходного подвижного состава, водители дрезин и их помощники, кранов (крановщики) испытываются в объеме знаний, предусмотренном для этих работников в разделе III настоящего Приложения.
3. Для остальных работников строительных и других организаций, подлежащих испытаниям, объем знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и других нормативных актов МПС России, указанных в пункте 2 настоящего Приказа, устанавливается начальником железной дороги, исходя из установленного объема знаний аналогичных должностей и профессий работников железнодорожного транспорта.
XII. ДЛЯ РАБОТНИКОВ ИНСПЕКЦИИ КОТЛОНАДЗОРА МПС РОССИИ
Работники инспекции котлонадзора МПС России обязаны
знать Правила технической эксплуатации железных дорог
Российской Федерации и Инструкцию по сигнализации
на железных дорогах Российской Федерации
в следующем объеме:
Приложение 3
к Приказу МПС России
от 17 ноября 2000 г. N 28Ц
ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МПС РОССИИ, ДОЛЖНОСТНЫХ
ИНСТРУКЦИЙ И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ
ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ, ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА, САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ,
ПОЛОЖЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
1. Каждый работник федерального железнодорожного транспорта, связанный с движением поездов, обязан в установленном объеме знать и четко выполнять Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, правила и инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы, должностные инструкции, а также знать и выполнять Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации и свои служебные обязанности.
2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, должностные инструкции изучаются работниками, как правило, индивидуально, в порядке самоподготовки.
3. Руководители всех подразделений железнодорожного транспорта наряду с осуществлением постоянного контроля за выполнением работниками Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России, должностных инструкций и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации должны оказывать всемерную помощь им в изучении ими упомянутых правил, инструкций и Положения путем организации специальных занятий, чтения лекций, консультаций, демонстрации технических кинофильмов и видеофильмов и так далее. При этом необходимо широко использовать тренажеры, действующие макеты, схемы, компьютеры, электронно - вычислительную и видеотехнику и другие технические средства, способствующие лучшему усвоению изучаемого материала и более четким и уверенным действиям в различных условиях производственной обстановки. Указанная работа должна проводиться в технических кабинетах, вагонах - тренажерах, вагонах технической пропаганды и других специально выделенных помещениях, а также непосредственно в производственных условиях, согласно составленным графикам.
4. Перед проведением очередных испытаний председатели комиссий должны своевременно составлять календарные графики. Каждый работник о дне испытаний должен быть предупрежден не позднее чем за 10 дней.
5. Испытания, как правило, должны проводиться в технических кабинетах, вагонах - тренажерах или других помещениях, оборудованных наглядными пособиями. Испытания для профессий: дежурных по станциям, сортировочным горкам, дежурных стрелочных постов, составителей и их помощников, регулировщиков скорости движения вагонов и кондукторов, машинистов локомотивов и специального самоходного подвижного состава и их помощников, водителей дрезин и их помощников, осмотрщиков вагонов, осмотрщиков - ремонтников, дорожных мастеров линейных отделений (бригадиров пути), дежурных по переезду, монтеров пути, электромонтеров и электромехаников, обслуживающих устройства СЦБ, контактную сеть, линии электроснабжения и тяговые подстанции, должны проводиться, как правило, в производственных условиях. Работники этих профессий должны четко знать порядок обслуживания и нормы содержания соответствующих устройств и сооружений, механизмов и подвижного состава, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и соответствующими инструкциями, а также возложенные на них должностные обязанности. В производственной обстановке допускается испытание одновременно не более пяти, а в непроизводственной обстановке - не более трех человек. Проведение испытаний непосредственно после работы не допускается.
6. При проведении испытаний комиссия должна проверить знания работниками: Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в объеме, установленном для выполнения обязанностей по занимаемой должности и профессии; должностных инструкций; Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм. Вопросы, предлагаемые испытуемому, должны быть ясными и четкими.
7. Сдавшими испытания считаются работники, показавшие должный уровень знаний и умение правильно применять Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и другие нормативные акты МПС России в практической работе.
Председатель и члены комиссии по проведению испытаний являются ответственными за качество их проведения и правильность принятого решения, а также за проведение испытаний в установленные сроки.
8. Основным документом учета работы комиссии по проведению испытаний является специальная "Книга учета результатов испытаний в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России, должностных инструкций и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации" (форма РБУ-10), хранящаяся у председателей комиссий или в отделе кадров предприятий и подразделений, служб и соответствующих управлений как документ строгой отчетности. О результатах испытаний делается отметка в соответствующей графе книги "сдал" или "не сдал".
9. Работникам транспортных строительных организаций и организаций, имеющих железнодорожные подъездные пути, указанным в абзаце пятом пункта 3 Приказа МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц, о сдаче ими испытаний выдаются удостоверения установленного образца.
Работники федерального железнодорожного транспорта, не подлежащие проверке знаний по Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, испытываются в знании правил и инструкций и других нормативно - правовых документов по охране труда, пожарной безопасности, санитарных правил и норм в сроки, установленные положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте. Испытания проводятся в постоянно действующих комиссиях предприятий, организаций или вышестоящей организации.