Приказ МНС РФ от 17.08.2001 N БГ-3-14/290
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА
РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
В целях повышения эффективности работы с жалобами налогоплательщиков (налоговых агентов) в порядке, предусмотренном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке.
2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и руководителям управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации обеспечить выполнение Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденного настоящим Приказом.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ
Утвержден
Приказом МНС России
от 17.08.2001 N БГ-3-14/290
РЕГЛАМЕНТ
РАССМОТРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
Вводная часть
Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб:
- налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ);
- организаций и физических лиц при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно - кассовых машин и работы с денежной наличностью;
- налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;
- физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
1. Сроки подачи жалоб
1.1. Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
1.2. Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.
1.3. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
2. Сроки рассмотрения жалоб
2.1. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.
2.2. Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.
3. Жалобы, не подлежащие рассмотрению, и порядок повторной подачи жалобы при устранении недостатков, послуживших основанием к отказу
3.1. Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
а) пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;
б) отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);
г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
3.2. Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.
3.3. Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.
4. Документы, которые могут быть приложены к жалобе
- акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);
- акт налоговой проверки;
- первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
- иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
5. Подведомственность рассмотрения жалоб
5.1. Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:
5.1.1. На акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов - вышестоящим налоговым органом;
5.1.2. Действия или бездействие должностных лиц налогового органа - вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;
5.1.3. Действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера - вышестоящим налоговым органом.
5.2. Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности:
5.2.1. Вынесенное налоговым органом в отношении организаций рассматриваются вышестоящим налоговым органом;
5.2.2. Вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица рассматриваются вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.
6. Рассмотрение жалоб и подготовка решений
6.1. Все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.
6.2. Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.
Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.
К запросу могут быть приложены копии следующих документов:
- жалоба;
- акт ненормативного характера, на который подана жалоба;
- акт налоговой проверки;
- иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для подготовки заключения.
6.3. В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений. Запросы направляются с приложением необходимых документов (при их наличии).
Заключения методологических подразделений представляются в юридические (правовые) подразделения в пятидневный срок.
Жалобы налогоплательщиков рассматривается с учетом судебно - арбитражной практики по рассматриваемым вопросам.
7. Последствия подачи жалобы
7.1. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
7.2. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.
8. Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков
8.1. Юридическое (правовое) подразделение готовит рассмотрение жалобы на Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.
8.2. Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков возглавляется руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением.
Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков включает руководство юридического (правового) подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических (правовых) подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы.
8.3. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, Комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в присутствии должностных лиц организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.
О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие.
В случае если налогоплательщик не может присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести рассмотрение жалобы, налоговый орган рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
8.4. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, в Комиссию по рассмотрению жалоб налогоплательщиков приглашаются представители методологических подразделений. При тех же основаниях могут приглашаться представители нижестоящих налоговых органов.
8.5. В заседании комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков составляется протокол.
В протоколе заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков указывается:
1) год, месяц, число и место заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков;
2) наименование налогового органа (должностного лица), рассматривающего жалобу налогоплательщика;
3) основания жалобы налогоплательщика, ее реквизиты;
4) сведения о явке лиц, участвующих в заседании комиссии;
5) мнение каждого члена комиссии, а в случае, предусмотренном пп. 8.3 Регламента, - приглашенного специалиста, должностных лиц организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.
8.6. Протокол заседания Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков подписывается всеми лицами, участвующими в заседании, не позднее следующего после заседания дня.
9. По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимается решение.
10. Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.