Приказ МНС РФ от 21.06.2001 N БГ-3-10/191
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 21 июня 2001 г. N БГ-3-10/191
О ПРИМЕНЕНИИ В 2001 ГОДУ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ПО НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И ШТРАФАМ
ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", с учетом внесенных изменений и дополнений приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002.
2. Руководителям управлений МНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:
незамедлительное доведение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2001 N 410 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002" и настоящего Приказа до нижестоящих налоговых органов;
проведение разъяснительной работы по применению в 2001 году Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, в том числе через средства массовой информации;
взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в случае осуществления реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет одновременно с осуществлением реструктуризации кредиторской задолженности этих организаций по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом;
контроль за ходом осуществления реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом в нижестоящих налоговых органах.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В. Смирнова.
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ
Утверждены
Приказом МНС России
от 21 июня 2001 г. N БГ-3-10/191
ПРАВИЛА
ПО ПРИМЕНЕНИЮ В 2001 ГОДУ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ПО НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ
БЮДЖЕТОМ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 3 СЕНТЯБРЯ 1999 Г. N 1002
Настоящие Правила утверждены в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" с учетом внесенных изменений и дополнений.
I. Общие положения
1. Кредиторская задолженность организаций по налогам и сборам исчисляется по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 января 2001 года, но не более задолженности по состоянию на первое число месяца подачи заявления о реструктуризации.
2. Задолженность по начисленным пеням исчисляется по данным учета налоговых органов по состоянию на первое число месяца подачи заявления, и при принятии решения о реструктуризации сумма задолженности по начисленным пеням увеличивается на сумму пени, начисленную за время рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию налоговым органом.
Задолженность по начисленным штрафам исчисляется по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации.
3. Для рассмотрения вопроса о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом организация представляет до 01.12.2001 в инспекцию МНС России по месту нахождения организации следующие документы:
а) заявление о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам (приложение N 1);
б) заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам (приложение N 2);
в) дополнительное заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, и штрафам (приложение N 3);
г) документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) по платежам в федеральный бюджет, в том числе в виде налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления;
д) справку (справки) налогового органа по месту постановки на учет организации, подтверждающую (подтверждающие) фактическое поступление текущих платежей по федеральным налогам и сборам в сумме обязательных начислений за период с 1 января 2001 года до первого числа месяца подачи заявления (приложение N 4);
е) справку (справки) налогового органа по месту постановки на учет организации о задолженности по налогам и сборам на первое число месяца подачи заявления (приложение N 5);
ж) справку (справки) налогового органа по месту постановки на учет организации о задолженности по пеням и штрафам на первое число месяца подачи заявления (приложение N 6);
з) проект графика погашения задолженности по налогам и сборам, в случае реструктуризации задолженности по регулируемым налогам - согласованный с органом, уполномоченным принимать решения от имени субъекта Российской Федерации, на 6 лет (приложение N 7);
и) проект графика погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам на 4 года при наличии графика погашения задолженности по налогам и сборам (приложение N 8) или проект графика погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам на 10 лет при отсутствии задолженности по налогам и сборам (приложение N 9).
4. Организация, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), для рассмотрения вопроса о реструктуризации задолженности также представляет в соответствующий налоговый орган мировое соглашение, заключенное с ее конкурсными кредиторами и утвержденное арбитражным судом.
5. При одновременной реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам и задолженности по региональным и местным налогам и сборам к заявлению, помимо документов, перечисленных в п. п. 3 и 4 настоящих Правил, прилагаются:
а) ходатайство органа (органов), уполномоченного принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования, о проведении реструктуризации задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования одновременно с реструктуризацией ее задолженности по федеральным налогам и сборам.
В случае если органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления принято решение о реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты с учетом Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, то приложение ходатайства, указанного в настоящем подпункте, не требуется;
б) проекты графиков погашения задолженности организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующих уровней, согласованные органом (органами), уполномоченным принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;
в) справка о размере задолженности перед бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на первое число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
6. Инспекция МНС России по месту нахождения организации в 15-дневный срок со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию по форме, приведенной в приложениях N N 1, 2, 3 к настоящим Правилам, с прилагаемыми к нему документами проверяет их комплектность и достоверность.
В случае несоблюдения организацией требования об уплате текущих платежей по федеральным налогам и сборам с начала 2001 года или несоответствия документов предъявляемым к ним требованиям налоговый орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию с прилагаемыми к нему документами возвращает его без рассмотрения с указанием причины возврата.
Организация имеет право повторно на общих основаниях подать заявление после устранения недостатков, выявленных налоговым органом.
7. Решение о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам (далее - решение о реструктуризации) принимается руководителем инспекции МНС России по месту нахождения организации в срок не более 30 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
Обязательным условием принятия решения о реструктуризации является отсутствие задолженности организации по уплате текущих платежей по федеральным налогам и сборам на 1 число месяца принятия решения.
Сумма пени, начисленная за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, фиксируется на дату, предшествующую дате принятия решения о реструктуризации, и при принятии решения о реструктуризации налоговый орган корректирует график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам, с учетом дополнительно начисленных пеней за период рассмотрения документов.
Налогоплательщик имеет право внести в бюджет сумму пени, начисленную на реструктурируемую сумму задолженности по налогам и сборам, в период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, в этом случае график уплаты реструктурированной пени не корректируется при принятии решения о реструктуризации.
Решение о реструктуризации принимается до 31 декабря 2001 года включительно. Принятие решения о реструктуризации в 2002 году не допускается.
8. Со дня принятия налоговым органом решения о реструктуризации прекращается начисление пени на сумму реструктурируемой кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурируемой задолженности.
С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, организацией уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002. Проценты на задолженность по пеням и штрафам не начисляются.
Документы, подтверждающие уплату процентов, представляются в налоговый орган, принявший решение о реструктуризации.
Сроки уплаты процентов не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря.
Первый срок уплаты процентов за пользование бюджетными средствами для организаций, получивших право на реструктуризацию в июне, июле и в августе 2001 года, наступает 15 сентября, для организаций, получивших право на реструктуризацию в сентябре, октябре и в ноябре 2001 года, наступает 15 декабря, для организаций, получивших право на реструктуризацию в декабре 2001 года, наступает 15 марта 2002 года.
При первой уплате процентов за пользование бюджетными средствами в расчет принимается количество дней с момента принятия решения о реструктуризации (включительно) до даты уплаты; сумма задолженности для расчета процентов берется на дату уплаты задолженности. В последующем количество дней определяется между сроками уплаты. Для предприятий и организаций энергетики (в том числе атомной и коммунальной) и угольной промышленности срок уплаты процентов за пользование бюджетными средствами применяется на общих основаниях.
9. Для организаций, получивших право на реструктуризацию в июне, июле и в августе 2001 года, первый квартал уплаты задолженности - это III квартал 2001 года, для организаций, получивших право на реструктуризацию в сентябре, октябре и в ноябре 2001 года, первый квартал уплаты задолженности - это IV квартал 2001 года, для организаций, получивших право на реструктуризацию в декабре 2001 года, первый квартал уплаты задолженности - это I квартал 2002 года.
Для предприятий и организаций энергетики (в том числе атомной и коммунальной) и угольной промышленности график погашения задолженности может предусматривать осуществление соответствующих платежей, начиная со второго года с момента принятия решения о реструктуризации. При этом общий срок реструктуризации задолженности по налогам и сборам уменьшается до 5 лет, по пеням и штрафам распределение задолженности по годам производится в общем порядке.
10. Инспекция МНС России по месту нахождения организации ведет учет текущих налоговых платежей, а также платежей, уплачиваемых организацией согласно графикам погашения задолженности, и ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, направляет информацию об уплаченных суммах платежей Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации (приложение N 10).
11. Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, направляют в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам обобщенные сведения о ходе осуществления реструктуризации кредиторской задолженности организаций по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетами всех уровней в соответствующем субъекте Российской Федерации (приложение N 11).
12. В случае, если организация в течение действия графика погашения задолженности уплачивает текущие платежи по федеральным налогам и сборам не в полном объеме, она утрачивает право на реструктуризацию задолженности. Выполнение организацией условий реструктуризации оценивается на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом.
В случае, если организация не соблюдает график погашения задолженности, она утрачивает право на реструктуризацию задолженности, начиная с первого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором нарушен график.
13. При возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 12 настоящих Правил, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия. С указанной даты возобновляется начисление пени, и применяются все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры принудительного взыскания.
14. Решение о прекращении действия решения о реструктуризации направляется организации, в отношении которой принято указанное решение.
15. Контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по налогам и сборам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей по федеральным налогам и сборам в течение всего срока реструктуризации осуществляется налоговым органом, принявшим решение о реструктуризации.
II. Особые положения
16. Организация имеет право произвести досрочное погашение реструктурируемой кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.
17. При выполнении условий реструктуризации, в том числе и при досрочном погашении реструктурируемой задолженности, у организации возникает право на списание соответствующих сумм реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
При полном погашении задолженности по налогам и сборам уплата задолженности по пеням и штрафам производится начиная с седьмого года предоставления права на реструктуризацию.
18. Работа налогового органа с графиками погашения задолженности осуществляется следующим образом:
а) в случае уменьшения по решению суда или налогового органа суммы задолженности организации, в отношении которой ранее принято решение о реструктуризации, суммы задолженности, указанные в графиках, подлежат пропорциональному уменьшению, начиная с даты вступления в силу решения суда или с даты вынесения решения налоговым органом.
Суммы задолженности по налогам и сборам, уплаченные до вступления в силу решения суда или вынесения решения налоговым органом, корректировке не подлежат; разница между ранее уплаченной суммой задолженности и суммой задолженности, подлежащей уплате по измененному графику, в счет досрочного погашения задолженности по налогам и сборам не принимается, за исключением случая, когда график уплаты по налогам и сборам погашен полностью.
Суммы задолженности по налогам и сборам, уплаченные до вступления в силу решения суда или вынесения решения налоговым органом, могут быть зачтены в счет досрочного погашения задолженности по пеням и штрафам в случае полного исполнения графика по уплате задолженности по налогам и сборам;
б) если организация вносит денежные средства в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, то график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктурируемой задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца. Пропорционально уменьшается сумма ежеквартальных процентов, начисляемая на сумму реструктурируемой задолженности;
в) организация обязана соблюдать график погашения задолженности и сроки уплаты процентов с суммы задолженности;
г) график погашения задолженности должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями, но не реже 1 раза в квартал.
19. При принятии решения о прекращении действия решения о реструктуризации необходимо руководствоваться следующим:
а) при наличии задолженности по текущим платежам по местным и региональным налогам организация не утрачивает права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам. Задолженность по текущим платежам по региональным и местным налогам взыскивается налоговым органом с организации в установленном порядке;
б) при невыполнении организацией условий реструктуризации по задолженности по региональным и местным налогам решение о реструктуризации может быть отменено только в отношении сумм, зачисляемых в указанные бюджеты; о принятом налоговым органом решении сообщается органу, уполномоченному принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования о проведении реструктуризации задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;
в) при невыполнении организацией условий реструктуризации по задолженности по федеральным налогам и сборам решение о реструктуризации задолженности отменяется налоговым органом в отношении всех бюджетов.
20. Реструктуризация кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам, образовавшейся в результате списания денежных средств с расчетных счетов организаций в банках при отсутствии средств на корреспондентских счетах банков и по указанной причине не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, допускается в случае отзыва организациями из банков соответствующих поручений на уплату обязательных платежей с приложением документов, подтверждающих отзыв платежных поручений.
Приложение N 1
Условия предоставления права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, установленные п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, выполнены.
--------------------------------
<*> Наименование организации приводится в строгом соответствии с учредительными документами.
<**> Написание адреса производится в строгом соответствии с указанным порядком: почтовый индекс; наименование государства; наименование региона (республика в составе государства, край, область, автономные образования); наименование района; наименование населенного пункта (город, поселок и др.); наименование части населенного пункта (улица, проспект, переулок и др.); номер дома; корпус или строение; номер квартиры.
Приложение N 2
Условия предоставления права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам, установленные п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, выполнены.
--------------------------------
<*> Наименование организации приводится в строгом соответствии с учредительными документами.
<**> Написание адреса производится в строгом соответствии с указанным порядком: почтовый индекс; наименование государства; наименование региона (республика в составе государства, край, область, автономные образования); наименование района; наименование населенного пункта (город, поселок и др.); наименование части населенного пункта (улица, проспект, переулок и др.); номер дома; корпус или строение; номер квартиры.
Приложение N 3
Условия предоставления права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам, установленные п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, выполнены.
--------------------------------
<*> Наименование организации приводится в строгом соответствии с учредительными документами.
<**> Написание адреса производится в строгом соответствии с указанным порядком: почтовый индекс; наименование государства; наименование региона (республика в составе государства, край, область, автономные образования); наименование района; наименование населенного пункта (город, поселок и др.); наименование части населенного пункта (улица, проспект, переулок и др.); номер дома; корпус или строение; номер квартиры.
Приложение N 4
(тыс. руб.)
Приложение N 5
(тыс. руб.)
Приложение N 6
(тыс. руб.)
Приложение N 7
ГРАФИК
ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ <*>
--------------------------------
<*> Представляется по каждому виду налогов и сборов (федеральные, региональные, местные). Графики реструктуризации задолженности по региональным и местным налогам согласовываются с уполномоченным органом (органами) субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
Приложение N 8
ГРАФИК
ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ
И ШТРАФАМ <*>
--------------------------------
<*> Представляется по каждому виду налогов и сборов (федеральные, региональные, местные). Графики реструктуризации задолженности по региональным и местным налогам согласовываются с уполномоченным органом (органами) субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
Приложение N 9
ГРАФИК
ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЧИСЛЕННЫМ
ПЕНЯМ И ШТРАФАМ <*>
--------------------------------
<*> Представляется по каждому виду налогов и сборов (федеральные, региональные, местные). Графики реструктуризации задолженности по региональным и местным налогам согласовываются с уполномоченным органом (органами) субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
Приложение N 10
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ УПЛАЧЕННЫХ СУММАХ ТЕКУЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ,
А ТАКЖЕ ПЛАТЕЖЕЙ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
СОГЛАСНО ГРАФИКАМ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Приложение N 11
ОБОБЩЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ
О ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ,
А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ
И ШТРАФАМ ПЕРЕД БЮДЖЕТАМИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В
_____________________________________________________
(соответствующем субъекте Российской Федерации)