Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1086, МЧС РФ N 550, Минобрнауки РФ N 2415, Минкомсвязи РФ N 241 от 29.09.2011

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 1086

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

N 550

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 2415

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 241

ПРИКАЗ

от 29 сентября 2011 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ

СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

И КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

В соответствии с планом мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 170-р, приказываем:

1. Утвердить:

Концепцию создания Интернет-службы психологической помощи населению согласно приложению N 1;

комплексный план мероприятий по реализации Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению согласно приложению N 2.

2. Федеральному государственному учреждению "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации", Государственному учреждению "Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", федеральному государственному учреждению "Федеральный институт развития образования" за счет текущего финансирования организовать пользование соответствующими официальными сайтами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации об оказании психологической помощи населению в соответствии с Концепцией создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексным планом мероприятий по ее реализации, утвержденными настоящим Приказом.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействовать в рамках своей компетенции предоставлению достоверной информации по оказанию психологической помощи населению субъектов Российской Федерации для размещения на официальных сайтах федерального государственного учреждения "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации", федерального государственного учреждения "Федеральный институт развития образования" и на официальном сайте "Интернет-служба экстренной психологической помощи населению" МЧС России, находящемся в ведении Государственного учреждения "Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", по их запросам.

Министр здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

Т.А.ГОЛИКОВА

Министр Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

С.К.ШОЙГУ

Министр

образования и науки

Российской Федерации

А.А.ФУРСЕНКО

Министр связи

и массовых коммуникаций

Российской Федерации

И.О.ЩЕГОЛЕВ

Приложение N 1

к Приказу Минздравсоцразвития

России, МЧС России, Минобрнауки

России, Минкомсвязи России

от 29 сентября 2011 г.

N 1086/550/2415/241

КОНЦЕПЦИЯ

СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

I. Общие положения

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи, порядок и сроки создания Интернет-службы психологической помощи населению в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 170-р (Раздел I. Мероприятия, направленные на снижение смертности населения, подраздел "Снижение уровня смертности населения от социально значимых заболеваний").

II. Ведомственные службы психологической помощи населению

в Российской Федерации

1. Служба психологической помощи в системе здравоохранения

За последние 10 - 15 лет в Российской Федерации произошли принципиальные изменения в сфере оказания психологической помощи.

В субъектах Российской Федерации происходит развитие суицидологических служб. Организация суицидологических служб проводится с учетом опыта ряда регионов страны, показавшего целесообразность создания комплекса указанных структурных подразделений.

При организации круглосуточной связи по "Телефону доверия" осуществляется специализация постов: по работе с детьми, по проблеме межличностных отношений, по вопросам трудового и жилищного устройства и др.

В зависимости от преобладания в обслуживаемом районе тех или иных психологических проблем при выборе кандидатов на работу в отделение "Телефон доверия" предпочтение отдается врачу-психиатру, врачу-психотерапевту или психологу, но при этом внимание в первую очередь обращается на личностные качества кандидата, его способность к общению, опыт работы.

По данным органов управления здравоохранением и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, указанные подразделения суицидологической службы в различных сочетаниях развернуты в 60 субъектах Российской Федерации.

При этом подразделения "Телефон доверия" созданы в 52 субъектах Российской Федерации, кабинеты социально-психологической помощи - в 39 субъектах Российской Федерации, кризисные стационары - в 18. Создание подразделений "Телефон доверия" планируется в 5 субъектах Российской Федерации, кабинетов социально-психологической помощи - в 10 субъектах Российской Федерации, кризисных стационаров - в 13. В ряде субъектов Российской Федерации функции кабинетов социально-психологической помощи и кризисных стационаров осуществляются учреждениями, оказывающими психотерапевтическую помощь.

В течение последних двух десятилетий отмечается неуклонный рост различных чрезвычайных ситуаций. Как известно, увеличение количества чрезвычайных ситуаций приводит к постоянному увеличению в обществе количества лиц с различными психическими расстройствами, обусловленными воздействием разнообразных стрессогенных факторов, что делает необходимым создание психологической службы, оказывающей помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в экстренном и плановом порядке в круглосуточном режиме.

В федеральном государственном учреждении "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" организована круглосуточная анонимная "горячая линия" по оказанию психологической помощи различным категориям граждан.

Наиболее часто за психологической помощью по телефону доверия обращаются лица с реакцией "горя" (гибель близкого человека, развод, измена, разлука, потеря жилища, финансовый крах и др.); острой реакцией на стресс, посттравматическим стрессовым расстройством (этапы реагирования на различные природные, антропогенные и социальные чрезвычайные ситуации, включая изнасилование, угрозу гибели, грабеж и др.); нарушениями адаптации в различные биологические периоды (подростковый переходный период, кризис среднего возраста, климакс); алкоголизмом, наркоманией, игроманией, депрессией, личностными расстройствами; переживаниями, обусловленными наличием неизлечимых или трудно излечимых соматических заболеваний; суицидальными попытками (мыслями).

2. Служба психологической помощи в системе МЧС России

Психологическая служба МЧС России создана в 1999 году. В настоящее время она организационно и методически объединяет специалистов-психологов подразделений МЧС России.

Принципы работы психологической службы МЧС России:

своевременность и доступность экстренной психологической помощи всем категориям пострадавших в чрезвычайной ситуации;

приоритетность задач по формированию, сохранению и развитию профессионально важных качеств специалистов МЧС России, укреплению и сохранению физического и психологического здоровья;

разработка, внедрение и использование современных технологий диагностики и коррекции, информатизация психологического обеспечения;

оказание психологической помощи по единому стандарту.

Организационно-методическое руководство психологической службой возложено на Государственное учреждение "Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Центр), а также филиалы Центра (в г. Санкт-Петербурге, г. Ростове-на-Дону, г. Красноярске, г. Хабаровске, г. Екатеринбурге и г. Нижнем Новгороде).

Основные направления деятельности Центра: медико-психологическая реабилитация, психологическая подготовка и психологическое консультирование, психологическая и психофизиологическая диагностика, региональное развитие, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и их родственникам.

Центром накоплен опыт по использованию дистанционных методов оказания психологической помощи. Работа проводится как в повседневном режиме (бесплатные психологические консультации по телефону и на сайте), так и в режиме "Горячей линии" при чрезвычайных ситуациях. Опыт работы свидетельствует о высокой эффективности дистанционных методов психологического консультирования, позволяющих оказать помощь людям, находящимся в кризисных состояниях, получившим физические и психические травмы, подвергшимся насилию, переживающим смерть близкого человека, людям с суицидальными намерениями, посттравматическим стрессовым расстройством и т.д. При чрезвычайных ситуациях экстренная психологическая помощь и информационная поддержка оказывается пострадавшим, родственникам пострадавших и погибших, что помогает снять информационную неопределенность в обществе, стабилизировать психическое состояние людей, предотвратить развитие опасных массовых явлений.

3. Психологическая помощь участникам образовательного процесса

Психологическая помощь участникам образовательного процесса оказывается педагогами-психологами образовательных учреждений, образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогическими комиссиями, научными организациями, подразделениями образовательных учреждений высшего профессионального образования, учебно-методическими кабинетами и центрами органов, осуществляющих управление в сфере образования, и другими учреждениями, которые составляют службу практической психологии в системе образования (далее - Служба).

Решение сложных и важных задач, стоящих перед системой образования в целом и перед Службой в частности, обеспечивается благодаря наличию таких ресурсов, как:

уровень развития отечественной психологической науки;

сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов;

мощный кадровый потенциал и уровень подготовки специалистов (согласно статистическим данным, в настоящее время в системе образования работает около 64 тысяч педагогов-психологов, более 60-ти процентов из которых имеют первую и высшую квалификационные категории);

материально-техническое оснащение ППМС-центров и кабинетов педагогов-психологов образовательных учреждений;

наличие программно-методического и информационного обеспечения деятельности специалистов Службы.

В настоящее время разработаны вариативные и инновационные модели психологического обеспечения образования, сформирована инфраструктура Службы.

В 62 субъектах Российской Федерации приняты положения о Службах, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психолога образовательных учреждений, созданы координационные и научно-методические советы Службы.

В органах, осуществляющих управление в сфере образования, 79 субъектов Российской Федерации и 60 процентов муниципальных образований назначены ответственные за деятельность Службы, определена сфера их компетенции. В региональные программы развития образования многих субъектов Российской Федерации включены подпрограммы по вопросам развития Службы, психологического обеспечения системы образования.

В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы как в условиях города, так и сельской местности с учетом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона.

Важное место в системе образования занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).

Сегодня это более 700 ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи.

В настоящее время перспективы развития Службы определяются новыми задачами системы образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. N Пр-271.

Введение единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль этой Службы в оценке результатов и последствий широкомасштабных экспериментов и инновационных образовательных проектов в системе образования.

Важнейшим направлением исследований и разработок в области научной и практической психологии является проблема психологической безопасности и оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях.

III. Внедрение информационно-телекоммуникационных

технологий в деятельность ведомственных служб

психологической помощи населению

Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что при оказании психологической помощи в неотложном и плановом режимах необходим непосредственный интерактивный контакт психолога с лицом, обращающимся за помощью.

Несмотря на существующую систему мер, за психологической помощью обращается лишь 20 - 25% нуждающихся в ее оказании.

В большинстве случаев это обусловлено отсутствием информации о существовании такой службы, опасением, что обращение за психолого-психиатрической помощью может привести к нежелательным социальным последствиям. В части случаев обращение в явочном порядке затрудняется преклонным возрастом, наличием физического недуга и т.д.

Обеспечение качества и доступности психологической помощи включает, наряду с другими факторами, своевременное и достоверное информирование населения о возможности получения психологической помощи в специализированных государственных и муниципальных организациях, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Для этого необходимо разработать единые требования к размещению информации об оказании психологической помощи населению и разместить ее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федерального государственного учреждения "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации", федерального государственного учреждения "Федеральный институт развития образования" и на официальном сайте "Интернет-служба экстренной психологической помощи населению" МЧС России, находящемся в ведении государственного учреждения "Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее соответственно - учреждения, официальные сайты учреждений).

Возможность размещения информации об оказании психологической помощи населению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет позволит сделать эту помощь более доступной для населения.

IV. Цели, задачи и основные направления настоящей Концепции

Целью настоящей Концепции является выработка единых подходов к созданию на официальных сайтах учреждений специальных разделов для размещения информации о психологической помощи населению, а также единых требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения функционирования указанных разделов сайтов.

Основными целями функционирования разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению являются:

обеспечение доступности и качества информации о возможности и условиях предоставления экстренной и плановой психологической и психотерапевтической помощи в организациях здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания населения;

содействие повышению уровня психологической культуры и психологической компетентности населения.

Для реализации целей настоящей Концепции потребуется решение следующих задач:

информационных - размещение информации об организациях, оказывающих психологическую помощь населению с учетом их ведомственной принадлежности и территориального расположения, а также о видах оказываемых психологических услуг;

профилактических - размещение рекомендаций для населения по преодолению психологического напряжения в стрессовых ситуациях;

просветительских - размещение популярных материалов по психологии (аудио- и видеоматериалов, популярной литературы, интервью со специалистами).

В соответствующих разделах официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению может размещаться следующая информация:

перечень бесплатных психологических услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, образования;

информация о государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, образования (адрес, телефон, факс, электронная почта, сайт);

рекомендации по преодолению психологического напряжения в стрессовых ситуациях.

В разделах официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению также могут размещаться статьи, обзоры, справочные материалы и другая информация по вопросам оказания психологической помощи, предоставленная государственными и муниципальными организациями, осуществляющими научную и практическую деятельность в сфере психологии, за исключением информации рекламного характера, сведений, составляющих государственную тайну, персональных данных граждан, а также информации, которая может нанести вред здоровью и благополучию граждан.

Информацию по организации оказания психологической помощи населению, а также статьи, обзоры, справочные материалы и другую информацию по вопросам оказания психологической помощи для размещения на официальных сайтах учреждений по запросу соответствующих учреждений в соответствии со своей компетенцией предоставляют:

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию);

органы местного самоуправления (по согласованию);

государственные и муниципальные организации, осуществляющие научную и практическую деятельность в сфере психологии (по согласованию).

Информация, размещаемая на официальных сайтах учреждений, должна быть круглосуточно доступна пользователям сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

В случае возникновения технических, программных неполадок или иных проблем, влекущих невозможность доступа к официальному сайту учреждения, учреждение в срок, не превышающий 2 часов с момента возобновления доступа к сайту, обязано поместить на нем соответствующее объявление, которое должно содержать причину, дату и время прекращения доступа.

V. Требования к технологическим,

программным и лингвистическим средствам, обеспечивающим

функционирование разделов официальных сайтов учреждений

по оказанию психологической помощи населению

Программное обеспечение и технологические средства, обеспечивающие функционирование разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению, должны предусматривать возможность доступа пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на сайте, на основе распространенных веб-обозревателей (программы, предоставляющие пользователям возможность доступа к информации, содержащейся на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет). При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра сайтов программных и технических средств на платной основе.

Программное обеспечение и технологические средства, обеспечивающие функционирование разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению, должны предусматривать возможность предоставления учреждениям информации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, осуществляющими научную и практическую деятельность в сфере психологии, путем заполнения унифицированных экранных форм.

Программное обеспечение и технологические средства, обеспечивающие функционирование разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению, должны обеспечивать:

структурирование размещаемых электронных документов посредством организации каталогов, классификаторов или справочников;

поиск информации по реквизитам и контексту;

ведение журнала событий, фиксирующего все случаи доступа к сайтам и случаи изменения размещенной на них информации;

сбор и анализ статистической информации об использовании информационных ресурсов сайтов.

В целях лучшего информирования населения о возможностях получения психологической помощи в разделах официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению информация должна размещаться на русском языке на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.

VI. Требования к правовым и организационным средствам,

обеспечивающим функционирование разделов официальных сайтов

учреждений по оказанию психологической помощи населению

Учреждение обязано обеспечивать:

соблюдение законодательства Российской Федерации при обеспечении функционирования сайта;

организацию учета информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих научную и практическую деятельность в сфере психологии, для размещения на сайте в разделе по оказанию психологической помощи населению. В срок, не превышающий один рабочий день, учреждение обязано направить в соответствующий адрес уведомление о получении информации, которое должно содержать дату, время получения и состав полученной информации.

VII. Механизмы реализации настоящей Концепции

Реализацию Концепции предполагается осуществлять путем:

методического обеспечения деятельности учреждений в части содержательного наполнения разделов сайтов по оказанию психологической помощи населению;

обеспечения информирования населения о разработке научно-исследовательских проектов в сфере психологической помощи.

VIII. Этапы и сроки реализации Концепции

Реализацию настоящей Концепции планируется осуществить в 2 этапа.

На первом этапе (I полугодие 2012 года) Минздравсоцразвития России, МЧС России, Минобрнауки России осуществляют:

организацию создания раздела психологической помощи населению на официальных сайтах учреждений;

методическое обеспечение деятельности учреждений в части функционирования и содержательного наполнения разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению.

Минкомсвязь России оказывает содействие Минздравсоцразвития России, МЧС России, Минобрнауки России в размещении информации о соответствующих разделах сайтов учреждений на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

На втором этапе (II полугодие 2012 года) учреждения обеспечивают:

обеспечение функционирования раздела психологической помощи населению на официальных сайтах учреждений;

информирование населения посредством официальных сайтов учреждений о разработке научно-исследовательских проектов в сфере психологической помощи.

IX. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции

Реализация настоящей Концепции позволит:

обеспечить доступность населению страны информации о возможностях и условиях предоставления экстренной и плановой психологической и психотерапевтической помощи;

оказывать психологическую помощь лицам с различными психическими расстройствами, обусловленными воздействием разнообразных стрессогенных факторов;

создать условия для повышения уровня психологической культуры и психологической компетентности населения.

X. Финансирование мероприятий по реализации

настоящей Концепции

Расходы учреждений по сбору информации, подлежащей размещению на официальных сайтах учреждений, ее размещению, а также обеспечению круглосуточного функционирования официальных сайтов учреждений осуществляются в пределах бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности учреждений.

Приложение N 2

к Приказу Минздравсоцразвития

России, МЧС России, Минобрнауки

России, Минкомсвязи России

от 29 сентября 2011 г.

N 1086/550/2415/241

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ

ИНТЕРНЕТ-СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Другие документы по теме
(ред. от 30.06.2016) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2013 N 30338)
"О признании утратившим силу Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 590 "Об утверждении медицинской документации мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета"
"О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2012 N 23545)
"Об утверждении формы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2016 N 40962)
Ошибка на сайте