Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 6
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 января 1995 г. N 6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ (КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ, ОКРУЖНОЙ) БОЛЬНИЦЕ
И О МЕДИЦИНСКОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
В целях совершенствования деятельности республиканских (краевых, областных, окружных) больниц и медицинских диагностических центров при переходе к медицинскому страхованию населения утверждаю:
1. Положение о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице (Приложение 1).
2. Положение о медицинском диагностическом центре (Приложение 2).
(приложение 2 утратило силу. - Приказ Минздрава РФ от 14.11.1997 N 336)
Приказываю:
1. Руководителям органов здравоохранения административных территорий Российской Федерации принять утвержденные Положения к руководству и исполнению.
2. Принять к сведению, что в данные Положения могут вноситься изменения и дополнения в соответствии с вновь принимаемыми законодательными и другими правовыми актами.
3. Рассмотреть в соответствии с местными условиями вопрос о создании объединений диагностических центров с клиническими больницами.
4. Считать утратившими силу приложения 3, 4, 5, 6, утвержденные Приказом Минздрава РСФСР от 18.08.88 N 241 "Об организации медицинских диагностических центров", Приказ Минздрава СССР от 30.08.90 N 360 "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы медицинских диагностических центров".
Министр здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
Э.А.НЕЧАЕВ
Приложение 1
к Приказу
Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
от 13 января 1995 г. N 6
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ (КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ,
ОКРУЖНОЙ) БОЛЬНИЦЕ <*>
1. Общие положения
1.1. Республиканская (краевая, областная, окружная) больница (далее - больница) является ведущим высококвалифицированным многопрофильным медицинским учреждением административной территории.
--------------------------------
<*> 1. При наличии в территории самостоятельной детской республиканской (краевой, областной, окружной) больницы ее деятельность организуется в соответствии с основными направлениями настоящего Положения.
2. Деятельность специализированных республиканских (краевых, областных, окружных) больниц регулируется отдельными положениями об этих учреждениях.
1.2. Больница является государственным учреждением здравоохранения, относится к государственной собственности субъекта федерации (республики, края, области, округа) и приватизации не подлежит.
1.3. Учредителем больницы является государственный орган управления здравоохранением административной территории.
1.4. Больница является хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет регистрационный номер, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки и другие реквизиты, необходимые для ее деятельности.
1.5. Деятельность больницы регламентируется законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями вышестоящих органов управления здравоохранением, уставом больницы как государственного учреждения здравоохранения и настоящим Положением.
1.6. При размещении на базе больницы клинических подразделений медицинских, научно-исследовательских институтов, институтов и факультетов усовершенствования врачей, медицинских факультетов университетов на больницу распространяется "Положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении", утвержденное Приказом Минздрава России от 29.09.93 N 228.
1.7. На базе больницы могут быть организованы межтерриториальные специализированные медицинские центры. Условия взаимодействия и взаиморасчетов между центрами и административными территориями определяются в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации на договорной основе.
1.8. В случае отсутствия в административной территории детской республиканской (краевой, областной, окружной) больницы в указанной больнице организуются подразделения, выполняющие функции детской больницы.
2. Основные задачи больницы
2.1. Оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению административной территории в амбулаторных и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий.
2.2. Оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других лечебно-профилактических учреждений административной территории.
2.3. Организация и оказание квалифицированной экстренной и плановой консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта.
2.4. Осуществление экспертизы качества лечебно - диагностического процесса в медицинских учреждениях административной территории.
2.5. Осуществление иных экспертных функций на договорной основе с органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями административных территорий, лицензионно - аккредитационными комиссиями, фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и др.
2.6. Выполнение по договорам с органами управления здравоохранением и разработка мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи.
2.7. Внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений административной территории современных медицинских технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования.
2.8. Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников.
3. Структура
3.1. Больница, независимо от численности населения административной территории и коечной мощности, должна иметь следующие структурные подразделения:
- консультативную поликлинику;
- диагностический отдел;
- стационар с приемным отделением;
- отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы;
- отделение экстренной и планово-консультативной помощи;
- патолого-анатомическое отделение (бюро - при отсутствии самостоятельного республиканского (краевого, окружного) бюро);
- прочие структурные подразделения, необходимые для выполнения функций больницы (пищеблок, бухгалтерию, медицинский архив, библиотеку, гараж и т.д.);
- пансионат для пациентов;
- общежитие для медицинских работников.
3.2. Структура больницы утверждается органом управления здравоохранением административной территории.
4. Организация деятельности основных структурных
подразделений больницы
4.1. Консультативная поликлиника
4.1.1. Структура поликлиники формируется с учетом потребности населения республики (края, области, округа) во всех видах специализированной консультативной медицинской помощи и наличия других консультативных поликлиник.
4.1.2. Консультативная поликлиника, в соответствии с полученными лицензиями и сертификатом, осуществляет консультативно-диагностическую и лечебную помощь с применением современных медицинских технологий, привлекает для этих целей, при необходимости, специалистов иных лечебно-профилактических учреждений, медицинских и научно-исследовательских институтов в порядке, утверждаемом органом управления здравоохранением.
4.1.3. Проводит консультации специалистов других лечебно - профилактических учреждений административной территории, в том числе заочные, осуществляет выездную консультативную помощь больным.
4.1.4. Обеспечивает ведение больных с тяжелыми формами заболеваний, требующими в процессе динамического наблюдения высокой квалификации специалистов, применения сложных медицинских технологий обследования, коррекции лечения.
4.1.5. В установленном порядке организует госпитализацию в профильные отделения больницы или другие лечебно-профилактические учреждения.
4.1.6. Выдает медицинские заключения по результатам консультации и рекомендации по лечению больных.
4.1.7. Осуществляет экспертную оценку тактики и качества ведения пациентов на предыдущих этапах оказания медицинской помощи и, при наличии серьезных дефектов, информирует соответствующие лечебные учреждения, страховые медицинские организации и органы управления здравоохранением.
4.1.8. Консультативная поликлиника возглавляется заместителем руководителя больницы.
4.2. Диагностический отдел
4.2.1. Диагностический отдел организуется путем функционального объединения всех диагностических подразделений поликлиники и стационара.
4.2.2. В структуру диагностического отдела входят отделения лучевой, функциональной, эндоскопической диагностики, клинико-диагностические лаборатории и другие подразделения.
4.2.3. Диагностический отдел совместно с консультативной поликлиникой обеспечивает внедрение в практику больницы высокотехнологичных диагностических и лечебно-диагностических методик, максимальную доступность высококвалифицированной консультативно-диагностической помощи населению административной территории с применением алгоритмов диагностики, эффективное использование медицинской диагностической техники и оборудования.
4.2.4. При отсутствии в административной территории самостоятельного медицинского диагностического центра диагностический отдел больницы выполняет задачи, определенные Положением о медицинском диагностическом центре (Приложение 2).
4.2.5. Диагностический отдел возглавляется одним из заместителей руководителя больницы.
4.3. Стационар с приемным отделением
4.3.1. Структура стационара формируется с учетом потребности населения республики (края, области, округа) в высококвалифицированной, специализированной стационарной помощи.
4.3.2. В стационаре могут создаваться специализированные отделения различной степени интенсивности лечебного процесса (отделения интенсивного лечения, долечивания, реабилитации, кратковременного и дневного пребывания).
4.3.3. Прием, перевод в иные лечебно-профилактические учреждения и выписка пациентов, в том числе иногородних, кроме пациентов межтерриториальных специализированных центров, осуществляются в порядке, утвержденном органом управления здравоохранением административной территории.
4.3.4. Отбор больных на стационарное лечение осуществляется специалистами консультативной поликлиники и (или) приемного отделения больницы с учетом состояния больного, объема обследования на догоспитальном этапе и показанности госпитализации в профильное отделение стационара.
4.3.5. При выписке из стационара больных с тяжелыми формами заболеваний, требующими периодического наблюдения специалистов высокой квалификации, коррекции лечения, соответствующая информация передается в консультативную поликлинику.
4.3.6. Направление на патолого-анатомическое исследование умерших осуществляется в установленном порядке.
4.3.7. Стационар и приемное отделение возглавляются заместителем руководителя больницы.
4.4. Отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы
4.4.1. В структуру отдела входят: клинико-экспертное отделение, организационно-экономическое отделение, отделение медицинской статистики и вычислительной техники.
4.4.2. Клинико-экспертное отделение:
- по заданию органа управления здравоохранением анализирует деятельность учреждений здравоохранения различных форм собственности, проводит экспертизу организации плановой и экстренной медицинской помощи населению по различным профилям; готовит соответствующие рекомендации;
- осуществляет клинико-экспертную работу по контролю качества оказания лечебно-диагностической помощи в учреждениях здравоохранения административной территории, привлекая для этих целей, при необходимости, специалистов других лечебно - профилактических учреждений, медицинских и научно - исследовательских институтов, медицинских ассоциаций и т.д.;
- организует и проводит экспертизу временной нетрудоспособности;
- осуществляет иные экспертные функции по договорам с органами и учреждениями здравоохранения, фондами медицинского страхования, лицензионно-аккредитационными комиссиями, медицинскими страховыми организациями;
- разрабатывает внутрибольничную систему управления качеством лечебно-диагностического процесса и, с привлечением необходимых специалистов, организует ее внедрение в структурных подразделениях больницы;
- порядок проведения клинико-экспертной работы и использования ее результатов устанавливается органом управления здравоохранением административной территории.
4.4.3. Организационно-экономическое отделение по заданию органа управления здравоохранением:
- анализирует медико-демографическую ситуацию в административной территории;
- принимает участие в разработке территориальных программ медицинской помощи населению и контроле за их реализацией;
- разрабатывает территориальные медико-экономические стандарты;
- на основе утвержденных единых методик разрабатывает тарифы и цены на медицинские услуги;
- определяет порядок взаиморасчетов и финансирования медицинских учреждений, их подразделений и специалистов за объем и качество медицинской помощи и представляет органу управления здравоохранением для утверждения.
4.4.4. Отделение медицинской статистики и вычислительной техники:
- обеспечивает достоверный статистический учет и представляет отчетность о деятельности больницы по формам и в сроки, установленные органами статистики и здравоохранения;
- при отсутствии в территории самостоятельного информационно-вычислительного центра способствует внедрению и использованию в лечебно-профилактических учреждениях единых информационных технологий, в том числе сертифицированных программных средств, определяет единую техническую политику, осуществляет контроль за использованием средств вычислительной техники в лечебно-профилактических учреждениях; проводит подготовку персонала учреждений здравоохранения к пользованию средствами вычислительной техники.
4.4.5. Отдел возглавляется заместителем руководителя больницы.
4.5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи предназначено для:
- обеспечения по заявкам органов и учреждений здравоохранения квалифицированной экстренной и планово-консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации или наземного санитарного транспорта, эвакуации больных и пострадавших в учреждения здравоохранения в соответствии с медицинскими показаниями;
- транспортировки консультантов и медицинских грузов, необходимых для спасения жизни больных.
4.5.1. С целью выполнения поставленных задач отделение:
- организует круглосуточную диспетчерскую службу;
- оперативно привлекает для выполнения заданий соответствующих специалистов медицинских учреждений, обеспечивает их транспортировку и страхование от несчастных случаев.
4.5.2. Отделение работает в режиме повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций.
4.5.3. В режиме повседневной деятельности отделение работает в подчинении руководителей больницы:
- оказывает экстренную и плановую консультативную медицинскую помощь по заявкам органов и учреждений здравоохранения;
- анализирует показанность и своевременность вызова консультантов, тактику ведения больного до прибытия консультанта и вносит предложения руководству больницы по совершенствованию экстренной медицинской помощи больным;
- контролирует состояние здоровья больного до выхода из кризисной ситуации.
4.5.4. В условиях чрезвычайных ситуаций отделение работает под руководством органа управления здравоохранением, руководителя больницы при оперативном управлении территориального центра экстремальной медицины по утвержденному плану:
- оказывает экстренную медицинскую помощь пострадавшим;
- осуществляет, с учетом оптимальных маршрутов и способов, быструю доставку медицинских сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;
- организует эвакуацию пострадавших;
- обеспечивает круглосуточную оперативную связь по приему и передаче информации о ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
5. Имущество и финансы
5.1. Имущественные права, порядок и источники финансирования, порядок учета и отчетности закрепляются за больницей уставом государственного учреждения здравоохранения, учрежденным органом управления здравоохранением и комитетом по управлению имуществом административной территории.
6. Управление и планирование деятельности
6.1. Управление больницей осуществляется руководителем, назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности органом
управления здравоохранением.
6.2. Руководитель осуществляет управление больницей в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции, определенной уставом учреждения.
6.3. При больнице создаются советы и комиссии, положения о которых и их состав утверждаются руководителем учреждения.
6.4. Основной формой планирования деятельности больницы является план, в котором отражается объем медицинских и других услуг, ожидаемое поступление средств из всех источников финансирования и использование их по элементам затрат, планируемые размеры формируемых финансовых фондов.
6.5. Планирование деятельности больницы и определение перспективы ее развития осуществляется по согласованию с органом управления здравоохранением. Медицинские услуги по добровольному медицинскому страхованию и платные услуги по договорам не должны превышать 20% от общего объема деятельности больницы.
7. Контроль за производственной, финансово-хозяйственной деятельностью, реорганизация и ликвидация больницы осуществляются в соответствии с действующим законодательством и закрепляются уставом учреждения.
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
Приложение 2
к Приказу
Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
от 13 января 1995 г. N 6
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕДИЦИНСКОМ ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
Утратило силу. - Приказ Минздрава РФ от 14.11.1997 N 336.